Конспект занятия по пластилинографии в старшей группе «Зимняя красавица»
план-конспект занятия по аппликации, лепке (старшая группа)

Капустина Александра

Формирование у детей любви к родному краю, родной природе через творчество С. А. Есенина и передать ее красоту через нетрадиционную технику рисования – пластилинография.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kapustina_a.n._ds_no21.docx32.04 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное учреждение

«Детский сад №21»

Конспект занятия по пластилинографии в старшей группе

«Зимняя красавица»

        

Подготовил педагог:

                                                                           Капустина А. Н.

Рязань 2022 г.

Конспект занятия по пластилинографии в старшей группе

 «Зимняя красавица»

Цель: формировать у детей любовь к родному краю, родной природе через творчество С. А. Есенина и передать ее красоту через нетрадиционную технику рисования – пластилинография.

Задачи:

  1. Образовательные

- формирование навыков лепки из куска пластилина, используя знакомые приемы: растягивание, отщипывание, раскатывание пластилина;

- формировать у детей представления о березе и уточнить строение дерева.

  1. Развивающие:

- развивать мелкую моторику руки;

- обогащать словарный запас, творческое воображение, внимание.

  1. Воспитательные

- воспитывать любовь к природе, окружающему миру, воспитывать аккуратность, трудолюбие, усидчивость. 

          Виды детской деятельности: познавательная, восприятие художественной литературы, игровая, коммуникативная, продуктивная.

         Предварительная работа: беседа, рассматривание иллюстраций и фотографий с изображением пейзажа, где встречаются березы, аудиозапись «Белая береза» С. А. Есенина, портрет поэта

         Материалы и оборудование: аудиозапись стихотворения   С. А. Есенина «Белая береза», портрет С.А. Есенина, презентация, листы картона голубого цвета по количеству детей, пластилин белого и черного цвета, салфетки для рук, дощечки для лепки, стека, образец работы, разрезные картинки березы в разные сезонные периоды, снежинка с загадкой.

         Новые слова: кайма, кисти, серебро, бахрома

         Ход занятия:

(дети стоят в кругу на ковре)

Воспитатель:

- Здравствуйте, ребята! Сегодня в окно к нам залетела снежинка, да не простая. На ней загадка, давайте попробуем ее отгадать и узнать, про что нам хочет рассказать снежинка.

- Готовы слушать? (да)

Каждый день в белом платье ходит,

Да, только платки меняет.

Как весна наступает,

Зеленый платок одевает.

Осенью в золотой одета,

А как зима наступает,

Серебряный одевает.

- Ребята, как вы думаете, про что хотела рассказать снежинка? (про березку)

- А где мы можем встретить березы? (в поле, в лесу)

 - Я, предлагаю сегодня со мной отправиться в сказочный лес и посмотреть на зимнюю красавицу.

- Вы готовы к прогулке по зимнему лесу? (да)

 (дети встают в круг)

- Закрываем все глаза, говорим: «Ветер, ветер, ты возьми и нас в лес отнеси». После слов думаем сильно, сильно. Ребята, открывайте глаза.

(на экране появляется картинка зимнего леса, в сопровождении шума ветра, вьюги, хруста снега)

- Мы в лесу, а почему так холодно? (сейчас зима)

- А какие зимние месяцы вы знаете? (декабрь, январь и февраль)

- Посмотрите вокруг, какая сегодня погода? (солнечная, морозная)

- Что у нас под ногами хрустит?  (снег)

- Все деревья кругом в белых покрывалах, на ветках скачут снегири, дует прохладный ветер, падает легкий снежок.

(дети садятся на стульчики, на экране презентация)

- Мы, как будто в сказку попали. Ребята, посмотрите, какие красивые стоят деревья.

- Что это за деревья? (березы)

- Они являются красотой русской природы и души.  Посмотрите, кроны деревьев усыпаны тоненькими серебряными ниточками. А если солнечные лучи, их коснуться, все заиграет блеском. О березах слагали стихи русские поэты. Например, наш земляк Сергей Александрович Есенин, великий поэт. Родился он в селе Константиново. Он был прекрасным человеком, сердце которого переполнено любовью к Родине.

- Вы слышали о таком поэте? (ответы детей)

- Его волновала красота русской природы, а главное любимых березок. У березок гладкий белый ствол с темными полосками. Благодаря черточкам береза дышит, а называются они «чечевички». Внизу, около земли, ствол березы более темный и кора шершавая. Тонкие веточки опускаются красиво к земле. Березы украшает наши города, леса, поля, луга. Она символ русского леса. Это самое красивое дерево в любое время года, а зимой она смотрится словно сошедшая с волшебной сказки красавица. Величава, горда и в то же время так же проста. Из-за яркого солнца ветки березы сверкают разными красками: золотыми, розовыми, голубыми. Красота зимы не оставит равнодушным никого.

- Перед вами портрет известного русского поэта С. А. Есенина. Его стихи читают и знают во всем мире. Послушайте одно из прекрасных стихотворений, которое называется «Белая берёза», посвящено родной деревне поэта.  (портрет Есенина С.А.)

 Аудиозапись - Сергей Есенин «Белая береза»

Воспитатель:

- Какие новые или не понятные слова вам встретились? (ответы детей)

Кайма - отличающаяся по цвету или рисунку полоса по краю ткани, изделия.

Бахрома - тесьма, один из краев которой снабжен сплошным рядом мягких, свободно свисающих волокон, шнурков или других подвесок.

Кисти - украшение в виде стянутого вверху и расходящегося книзу пучка ниток, шнурков.

- Ребята, вам понравилось стихотворение? Почему? (ответы детей)

- Как называется стихотворение? Кто автор? (белая береза, Есенин С.А.)

- Где увидел поэт белую березу? (под окном)

- В какое время года написал стихотворение поэт? (зимой)

- Какую увидел березу Сергей Есенин? Почему? (белую, все происходит зимой)

- На что был похож снег на березе? (серебро)

- В загадке, как раз говорилось, когда зима наступает, какой платок березка одевает? (серебряный)

- Ребята, почему поэт пишет, что снежинки горят? Снег может гореть? (это снежинки блестят на солнце, как маленькие огоньки.)

Воспитатель:

- Какие вы молодцы, ответили на все вопросы. А теперь давайте с вами поиграем в нашем зимнем лесу. У меня были красивые картинки берез. Была березка: осенняя, зимняя, летняя и весенняя, когда мы гуляли ветер их перемешал.

- Поможете их собрать? (да)

 Дидактическая игра «Собери дерево»

Детям нужно из частей, собрать дерево, как оно выглядит в разные сезонные периоды.

- Какие красивые у нас получились березки. Одна краше другой. На картинках вы видите, как березка меняет свои платки.

(дети встают со стульчиков)

Физкультминутка «Я мороза не боюсь»

Воспитатель:

- На улице сегодня морозно, а чтобы не замерзнуть на улице можно сделать зимнюю зарядку. Вставайте ребята, я вас научу, как можно согреться в лесу.

Я мороза не боюсь, (шагаем)

С ним я крепко подружусь. (хлопаем)

Подойдет ко мне мороз, (шагаем)

И обнимет крепко (обнимаем себя руками)

Тронет руки, тронет нос (показали руки, нос.)

Значит, надо не зевать, (хлопаем)

Прыгать, бегать и играть. (прыгаем)

Воспитатель:

-  Вам понравилось наше путешествие? (ответы детей)

- Предлагаю вернутся в нашу группу, закрываем все глаза, говорим: «Ветер, ветер возьми и в группу нас отнеси». После слов думаем сильно, сильно. Ребята, открывайте глаза.

(дети садятся на стульчики)

Воспитатель:

- Какие деревья мы с вами рассматривали? (березы)

- Давайте с вами сегодня сделаем свою зимнюю красавицу, как теплое воспоминание о нашей прогулке в зимний лес и знакомстве с русским поэтом Сергеем Александровичем Есениным, и его творчеством.

- На доске вы видите, какую березку сделала я для вас.

 - Итак, берем небольшой кусочек белого пластилина, разминаем его, чтобы он стал мягким, пластичным. Затем отщипываем небольшой кусочек, разминаем его, катаем колбаску. Прикладываем ее середину картона, листок лежит вертикально, и растягиваем его указательным пальцем вниз. Таким способом формируется весь ствол березы.

- Ветки делаем при помощи тоненьких, коротких колбасок. Делаем их путем раскатывания небольшого кусочка пластилина пальчиком на ладошке или на дощечке. Получившиеся колбаски прикладываем к стволу березы, чтобы веточки были тонкие, слегка опускались вниз, прижимаем пальчиком к картону. Ветки делаем с двух сторон ствола.

- После того, как мы вылепили ствол и веточки, на стволе вылепливаем черные полоски. Отщипываем от черного пластилина маленькие кусочки и растягиваем по стволу.

- Теперь, будем делать сугробы, катаем из белого пластилина колбаски и скручиваем их, выкладываем в виде сугробов под березой. Потом отщипываем кусочки и катаем маленькие горошинки их слегка выкладываем вокруг кроны березы, получаются снежинки. На снежинках можете сделать разные узоры с помощью стеки: точки, полоски.

  - Мы, сегодня много смотрели на белый снег и наши глазки устали. Давайте сделаем зарядку для глаз.

Гимнастика для глаз

А сейчас, а сейчас

Гимнастика для глаз

Глазки крепко закрываем (закрываем глаза)

Дружно вместе открываем (открываем глаза)

Смело можем показать

Как умеем мы моргать (моргаем)

Головою не верти

Влево, вправо посмотри (смотрим в разные стороны)

Глазки вверх, глазки вниз, (смотрим вверх, вниз)

Поработай, не ленись!

Воспитатель:

- Что сейчас мы будем делать? (березу)

- Что будем использовать в работе? (пластилин)

- Какие цвета нам нужны? (белый и черный)

- Что будем делать первым, что вторым? (ствол, ветки, сугробы, снег)

- Как будем делать ствол? (катать колбаску)

- Ветки, как будем делать? (катать колбаски)

- Помните, что колбаски отличаются по толщине. Теперь приготовим наши пальчики для работы, чтобы работы у всех получились интересные и красивые.

 Пальчиковая гимнастика «Зима»

Наши ручки замерзают. (кулачки сжимаем, разжимаем)

Поиграем – ка немножко

Да похлопаем в ладошки. (хлопать в ладоши)

Хлоп, хлоп, хлоп, хлоп!

Пальчики, чтоб все согреть, (трем ладонь о ладонь)

Сильно надо растереть.

Пальчики мы согреваем, (греем руки круговыми движениями)

Их сжимаем – разжимаем! (сжимаем и разжимаем кулачки)

Работа детей. (звучит спокойная музыка)

            (Все работы выставляются на доску, дети стоят вокруг доски)

Воспитатель:

- Что мы с вами сегодня делали? (ответы детей)

- Что вам понравилось больше всего в нашей прогулке? (ответы детей)

- Ребята, какая работа вам нравится больше всего? Почему? (ответы детей)

- Какие трудности у вас возникли на пути? (ответы детей)

- Ребята, вы сегодня молодцы, у каждого получилась своя красивая березка. На прогулке мы убедились, что нет одинаковых деревьев. Она вам будет напоминать о знакомстве с нашим земляком Сергеем Александровичем Есениным и его стихотворении «Белая береза».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по аппликации в старшей группе «Бабочки-красавицы»

Конспект занятия по аппликации в старшей группе «Бабочки-красавицы»Нина ЯкунинаКонспект занятия по аппликации в старшей группе «Бабочки-красавицы»Детский сад №1 с. НатальиноЗан...

Конспект занятия по пластилинографии в старшей группе на тему: "Подснежник"

Занятие позволяет научить детей передавать в лепке цвет и характерную форму подснежника – стебель, листья, цветок, располагать его на плоскости (цветной картон)....

Конспект занятия по пластилинографии для старшей группы «Русская Матрешка».

Конспект занятия по пластилинографии для старшей группы «Русская Матрешка»....

Конспект занятия по аппликации в старшей группе «Берёзонька, красавица »

Воспитывать у детей любовь к природе, к родине, передовать красоту природы через приёмы нетрадиционной техники рисования....

Конспект занятия по пластилинографии в старшей группе №1 «Сказка» Тема: «Бабочка-красавица»

Художественное творчество развивает способность самовыражения,приносит огромную пользу для воспитания творческой деятельности , развивая ребёнка вовлекая его в мир прекрасного и знакомя с новыми приём...