Кружковая деятельность "Пластилинография"
рабочая программа по аппликации, лепке (средняя группа)
Приобщать ребёнка к миру прекрасного можно с помощью технических приемов пластилинографии, что доступно детям в дошкольном возрасте, и может внести новизну в творческую деятельность детей
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
bykova_programma.docx | 49.2 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад "Сказка"
Дополнительная образовательная программа
Кружок "Пластилиновый мир" (нетрадиционная техника рисования).
Направленность: художественно эстетическое развитие
Рассчитана на детей 4 - 5 лет
Срок реализации программы на 8 месяцев
Автор составитель: Быкова Е.В.
воспитатель 1 квалификационной категории
г. Черногорск 2021 г.
1. Целевой раздел программы
1.1. Пояснительная записка
Программа дополнительного образования по изобразительной деятельности с детьми 4-5 лет «Пластилиновый мир» на основе нетрадиционных техник рисования в МБДОУ «Сказка» разработана в соответствии с основными нормативными документами:
- Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
- Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (Утверждён приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. № 1155);
- Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций (Утверждены постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 15 мая 2013 года № 26 «Об утверждении САНПИН» 2.4.3049-13);
Программа «Пластилиновый мир» разработана в соответствии с действующим Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования на основе парциальной программы художественно-эстетического развития детей 2-7 лет «Цветные ладошки» И.А. Лыковой.
Режим занятий: Средняя группа – 20 минут,
согласно СанПиН 2.4.1. 3049-13 от 15.05.2013 № 26.
Реализация программы рассчитана на 18 календарных недель, и включает в себя одно занятие изобразительной деятельностью в неделю.
Новизна и оригинальность программы заключается в целенаправленной деятельности по обучению основным навыкам художественно-творческой деятельности, необходимой для дальнейшего развития детского творчества.
Актуальность программы заключается в том, что в процессе её реализации раскрываются и развиваются художественные способности детей.
В программе предусмотрено получение ребенком художественно-познавательной информации через разные каналы: природный, предметный, социальный мир (человек, среда, в которой он живет», мир искусства. При этом он вовлекается в познавательно- игровую, художественную деятельность всем своим духовным, чувственным миром.
Программа предполагает, что узко технические задачи, связанные с освоением способов деятельности, а также развитием координации движений руки, мелкой моторики, будут решаться на занятиях в совокупности с задачами эмоционально-познавательными, содержательными (выражение отношении), творческими (создание посильного для ребенка художественного образа).
Чем больше ребёнок знает вариантов получения изображения нетрадиционной техники рисования, тем больше у него возможностей передать свои идеи, а их может быть столько, насколько развиты у ребёнка память, мышление, фантазия и воображение.
Концептуальной основой данной программы является развитие художественно- эстетических, творческих способностей детей в неразрывном единстве с воспитанием духовно-нравственных качеств путём целенаправленного и организованного образовательного процесса.
Нетрадиционная техника и технологии помогают увлечь детей, поддерживать их интерес, именно в этом заключается педагогическая целесообразность программы «Пластилиновый мир».
1.2. Цели и задачи реализации программы
Цель программы:
Создать условия для развития художественно – творческих способностей детей среднего дошкольного возраста средствами пластилинографии.
Задачи программы:
- формировать умение передавать простейший образ предметов, явлений окружающего мира посредством пластилинографии;
- закреплять умение работать на заданном пространстве;
- закрепить приёмы лепки;
- развивать осязание и тактильно-двигательного восприятия;
- развивать мелкую моторику пальцев рук;
- развивать зрительно-пространственные навыки ориентировки на листе бумаги;
- развивать внимание, памяти, речи, мышления;
- развивать зрительно-моторную координацию;
- воспитывать отзывчивость, доброту, умение сочувствовать персонажам, желание помогать им;
- воспитывать стремление к поиску, самостоятельности.
Методы и приемы обучения:
-Наглядные - наблюдение, показ, образец;
-Словесные – беседа, обьяснение, вопросы, художественное слово, пояснение, поощрение;
-Практические – показ способов изображения и способов действия (общий и индивидуальный).
Материал:
- Плотный цветной картон.
- Цветной пластилин.
- Доска для лепки.
- Салфетка для рук.
- Игрушки, иллюстрации и дидактический материал, соответствующий тематике занятия.
1.3.Принципы построения программы:
- От простого к сложному.
- Связь знаний, умений с жизнью, с практикой.
- Научность.
- Доступность.
- Системность знаний.
- Воспитывающая и развивающая направленность.
- Всесторонность, гармоничность в содержании знаний, умений, навыков.
- Активность и самостоятельность.
- Учет возрастных и индивидуальных особенностей.
1.4. Характеристики особенностей развития детей дошкольного возраста
От 4 до 5 лет
Совершенствуется техническая сторона изобразительной деятельности и дети могут рисовать основные геометрические фигуры, вырезать ножницами, наклеивать изображения на бумагу и т.д. Усложняется конструирование, и постройки могут включать пять-шесть деталей. Появляется конструирование по собственному замыслу, а также планирование последовательности действий. Двигательная сфера ребенка характеризуется развитием мелкой и крупной моторики, ловкости, координации движений.
К концу среднего дошкольного возраста дети способны называть форму, на которую похож тот или иной предмет, вычленять в сложных объектах простые формы, из простых форм воссоздавать сложные объекты, упорядочивать группы предметов по сенсорному признаку (величина, цвет, высота, длина, ширина). Начинает складываться произвольное запоминание и развивается образное мышление (использование простых схематичных изображений) для решения несложных задач. Развиваются такие особенности воображения, как оригинальность и произвольность, и дети могут самостоятельно придумать небольшую сказку на заданную тему. Устойчивость внимания позволяет ребёнку сосредоточиться на деятельность в течение 15-20 мин. и удерживать в памяти при выполнении каких-либо действий несложное условие.
2. Содержательный раздел
2.1. Содержание дополнительной образовательной программы по изобразительной деятельности
Исследованиями различных стран установлено, что уровень мыслительной деятельности, развитие речи детей находятся в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук. Занятия по развитию осязания и мелкой моторики помогают оказывать положительное воздействие на кору головного мозга и тем самым ослаблять зависимость становления зрительных функций от зрительного дефекта.
Природа наделила человека зрением - бесценным даром, благодаря которому мы получаем 90 % информации, воспринимаемой из внешнего мира.
Часто дети испытывают неуверенность при выполнении даже простых заданий. А активное познание мира возможно только в движении, в действии. Значит, чем точнее будут детские движения, тем богаче будут ощущения ребенка, тем ярче, глубже и осмысленнее будет проходить знакомство ребенка с окружающей средой и практическое ее освоение.
Учитывая важность проблемы по развитию ручных умений и тот факт, что развивать руку ребенка надо начинать с раннего детства, мною был организован кружок художественной направленности “Занимательная пластилинография”- основной идей которой является рисования картин – пластилином, пластилинография.
Программа работы кружка пластилинографии «Занимательная пластилинография» является моделью совместной художественно-изобразительной деятельности педагога и детей, составлена с учётом возрастных, физиологических, психологических и познавательных особенностей детей среднего дошкольного возраста под девизом: растём, развиваемся через познание, творчество, игру.
Детское творчество успешно развивается в тех условиях, когда процесс воспитания и обучения планомерный и систематический. Главное заинтересовать ребенка, поддержать его.
Приобщая ребенка к миру прекрасного, развивается трудолюбие, усидчивость, художественный вкус, воображение, мышление, эмоциональное положительное отношение к миропониманию.
Освоение отдельных технических приемов пластилинографии вполне доступно детям дошкольного возраста и может внести определенную новизну в творчество детей, сделать его более интересным и увлекательным.
Пластилинография имеет ярко выраженные характерные черты: традиционность, коммуникативность, коллективный характер творчества, высокое совершенство языка, связь с окружающей жизнью.
Одним из несомненных достоинств занятий по пластилинографии с детьми дошкольного возраста является интеграция предметных областей знаний. Деятельность пластилинографией позволяет интегрировать различные образовательные сферы. Темы занятий тесно переплетаются с жизнью детей, с той деятельностью, которую они осуществляют на других занятиях (по ознакомлению с окружающим миром и природой, развитию речи, и т.д.).
Такое построение занятий кружка ”Пластилиновое чудо ” способствует более успешному освоению образовательной программы. В результате дети:
-Реализуют познавательную активность. Весь подбираемый материал для занятий с детьми, имеет практическую направленность, максимально опирается на имеющийся у них жизненный опыт, помогает выделить сущность признаков изучаемых объектов и явлений, активизирует образы и представления, хранящиеся в долговременной памяти. Они позволяют уточнить уже усвоенные им знания, расширить их, применять первые варианты обобщения.
-В интересной игровой форме обогащают свой словарь. В процессе обыгрывания сюжета и выполнения практических действий с пластилином ведётся непрерывный разговор с детьми. Такая игровая организация деятельности детей стимулирует их речевую активность, вызывает речевое подражание, формирование и активизации словаря, пониманию ребенком речи окружающих.
-Знакомятся с художественными произведениями, стихами, потешками, пальчиковыми играми.
У детей появляются первые элементарные математические представления о счете, размере, величине.
-Развивают сенсорные эталоны. Сенсорное развитие занимает одно из центральных мест в работе с детьми по пластилинографии. В младшей группе происходит развитие общих сенсорных способностей: цвет, форма, величина.
У детей воспитывается тактильные и термические чувства пальцев. Необходимость тактильного и термического чувства кончиками и подушечками пальцев обусловлена практикой жизни, должна стать необходимой фазой обучения, накопления социокультурного опыта ребенка.
Дети дошкольного возраста наилучшим образом знакомятся с материалами через тактильные ощущения. На занятиях кружка происходит реализация впечатлений, знаний, эмоционального состояния детей в изобразительном творчестве.
Но главное значение занятий по пластилинографии состоит в том, что в конце обучения, у ребенка развивается умелость рук, укрепляется сила рук, движения обеих рук становятся более согласованными, а движения пальцев дифференцируются. Этому способствует хорошая мышечная нагрузка на пальчики. У детей развивается пинцетное хватание, т. е. захват мелкого предмета двумя пальцами или щепотью они так – же умеют самостоятельно осуществлять движения во всех его качествах: силе, длительности, направленности и др.
Программа работы кружка пластилинографии «Пластилиновое чудо» является моделью совместной художественно-изобразительной деятельности педагога и детей, составлена с учётом возрастных, физиологических, психологических и познавательных особенностей детей среднего дошкольного возраста.
Детское творчество успешно развивается в тех условиях, когда процесс воспитания и обучения планомерный и систематический. Главное заинтересовать ребенка и поддержать его. Приобщая ребенка к миру прекрасного, развивается трудолюбие, усидчивость, художественный вкус, воображение, мышление, эмоциональное положительное отношение к миропониманию.
Освоение отдельных технических приемов пластилинографии вполне доступно детям дошкольного возраста и может внести определенную новизну в творчество детей, сделать его более интересным и увлекательным.
Пластилинография имеет ярко выраженные характерные черты: традиционность, коммуникативность, коллективный характер творчества, высокое совершенство языка, связь с окружающей жизнью.
2.2. Формы и методы реализации программы
- беседы;
- наглядный;
- занятия;
- игры, развлечения;
- индивидуальная работа;
- групповая работа;
- коллективно-творческая работа;
- оформление выставок.
В процессе работы обеспечивается интеграция всех образовательных областей:
- Социально-коммуникативное развитие
- Познавательное развитие
- Речевое развитие
- Художественно-эстетическое развитие
- Физическое развитие
2.3. Календарно тематический план
№ | Тема занятия | Задачи |
Сентябрь | ||
1. | «Воздушные шары» |
|
2. | «Гусеница» | 1.Упражнять в умении раскатывать комочки пластилина круговыми и прямыми движениями ладоней. 2.Формировать умение лепить предметы, состоящие из нескольких деталей. 3.Развивать аккуратность в работе с пластилином. 4.Воспитывать любознательность, интерес к познанию. |
3. | «Ветка рябины» | 1.Продолжать формировать умение раскатывать комочки пластилина круговыми движениями ладоней. 2.Закреплять умение расплющивать шарики, произвольно располагать их по поверхности. 3.Закреплять с детьми знания о красном цвете. 4.Развивать мелкую моторику. |
4. | «Бусы для Люси» |
|
Октябрь | ||
5. | «Овощи для засолки» |
|
6. | «Созрели яблочки в саду» |
|
7. | «Варим варенье» |
|
8. | «Чудо-грибочки» |
|
9. | «Осеннее дерево» |
|
Ноябрь | ||
10. | «Птичка» |
|
11. | «Ёжик» |
|
12. | «Клубочки для котёнка» |
|
13. | «Вырастала ёлка на горе» |
|
Декабрь | ||
14. | «Вырастала ёлка на горе» (продолжение) |
|
15. | «Снежинка» | 1.Обобщать знания и впечатления детей о зиме. 2.Формировать умение раскатывать колбаски, жгутики разной длины, выражать в художественно-творческой деятельности свои впечатления и наблюдения. 3.Побуждать их передавать разнообразие форм снежинок |
16. | «Снеговик» |
Воспитывать эмоциональную отзывчивость к событиям, происходящим в жизни детей в определённое время года. |
17. | «Снеговик» продолжение |
|
18. | «Украсим ёлочку новогодними игрушками». |
|
Январь | ||
19. | «Украсим Кате чашку» |
|
20. | «Рыбки в аквариуме» |
|
21. | «Рыбки в аквариуме» (продолжение) |
|
Февраль | ||
22. | «Украсим торт» |
|
23. | «Мы делили апельсин» |
|
24. | «Утка с утятами» |
|
25. | «Мышка-норушка и золотое яичко» |
|
Март | ||
26. | «Украсим платье Кате» |
|
2. | «Веточка мимозы в подарок маме» |
|
24. | «Украсим туфельку» |
|
25. | «Вышла курочка гулять» |
|
Апрель | ||
26. | «Самолёт летит» |
|
27. | «Разноцветный светофорчик». |
|
28. | «Улитка, улитка выпусти рога». |
|
29. | «Черепаха» |
|
Май | ||
30. | «На лугу» насекомые |
|
31. | «Цветик-семицветик» |
|
32. | «Радуга-дуга» |
|
33. | «Утка с утятами» | 1.Формировать умение анализировать строение предмета, форму и размер отдельных его частей. 2.Закрепить умение преобразовывать шарообразную форму в овальную. 3.Продолжать осваивать некоторые операции: выгибать готовую форму в дугу, оттягивать части и придавать им нужную форму(хвост утёнка). 4.Развивать чувство формы и композиции. |
2.6. Педагогическая диагностика (мониторинг) художественно-эстетического развития детей
Результаты изобразительной деятельности, конструирования и художественного труда обычно материализуются в форме конкретного продукта (рисунка, коллажа, игрушки, модели, конструкции и др., объективно отражают динамику художественного и общего развития детей, визуализируют сложный, противоречивый, многоаспектный процесс формирования эстетических эмоций, художественного вкуса и общей культуры каждого ребенка, а также позволяют значительно расширить временные и пространственные границы самого мониторинга. Продукты художественной деятельности могут длительное время храниться, не изменяют свое содержание (предмет мониторинга) с течением времени, легко фиксируются с помощью фотоаппарата и видеоаппаратуры, могут быть предъявлены другому эксперту. Все это вместе взятое позволяет объективно оценивать уровень художественно-эстетического и общего развития каждого ребенка.
Средняя группа (4-5 лет)
- С интересом изображает знакомые объекты и явления (бытовые, природные, социальные, самостоятельно находит и воплощает в рисунке, коллаже, фигурке, конструкции простые сюжеты на темы окружающей жизни, художественной литературы, любимых мультфильмов.
- В создаваемых образах передает доступными графическими, живописными и пластическими средствами различные признаки изображаемых объектов (форма, пропорции, цвет, фактура, характерные детали, уверенно владеет разными художественными техниками.
- С удовольствием конструирует различные изделия и постройки из строительных деталей, бумаги, картона, природного и бытового материала, предметов мебели. При этом учитывает, как конструктивные свойства материалов (форма, устойчивость, величина, размещение в пространстве, так и назначение самой постройки; создает варианты одного и того же объекта с учетом конструктивной задачи.
- Выражает свои представления, переживания, чувства, мысли доступными изобразительно-выразительными и конструктивными средствами; проявляет эстетические эмоции и чувства при восприятии произведений разных видов и жанров искусства.
Список литературы
1.Давыдова Г.Н. «Детский дизайн» Пластилинография- М.: Издательство
«Скрипторий 2003г», 2008.
2.. Горичева В.С. , Нагибина М.И. «Сказку сделаем из глины, теста, снега, пластилина» - Ярославль: «Академия развития», 1998г.
3..Лыкова И.А. «Изобразительная деятельность в детском саду». Авторская программа «Цветные ладошки».
4..Рейд Б. «Обыкновенный пластилин». -М., 1998 г.
5.Интернет ресурсы. http://raskras-ka.com/
6. Янушко Е.А. Развитие мелкой моторики рук у детей раннего возраста. М.: Мозаика-Синтез,2007.
7. Ткаченко Т.А. Мелкая моторика. Гимнастика для пальчиков. М.: Эксмо, 2006.
8. Галкина Г.Г., Дубинина Т.И. Пальцы помогают говорить. М.: Гном, 2005.
9. Гаврина С. Е., Кутявина Н. П. Развиваем руки – чтоб учиться и писать, и красиво рисовать - Ярославль: Академия развития, 1997.
10. Бетякова, О. Российский этнографический музей - детям [Текст]: метод, пособие для педагогов ДОУ / О. Бетякова. - СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2001.-192 с.
11. Грибовская, А. А. Народное искусство и детское творчество [Текст]: методическое пособие для воспитателей / А. А. Грибовская. - М.: Просвещение, 2004.
12. Дьяченко, О. М. Чего на свете не бывает [Текст] / О. М. Дьяченко, Е. Л. Агаева. - М.: Просвещение, 1991.
13. Мелик-Пашаев, А. А. Ребёнок любит рисовать. Как способствовать художественному развитию детей [Текст] / А. Мелик-Пашаев, 3. Новлянская. - М.: Чистые пруды, 2007. - (Серия: Библиотечка «Первое сентября»).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Планирование Кружковой работы в ДОУ(театрализованная деятельность)-часть вторая
Представляемый вашему вниманию материал-вторая часть планирования и содержания работы в кружке по театрализации(подготовительная к школе группа)...
Планирование Кружковой работы в ДОУ (театрализованная деятельность)-часть первая
Данный материал представляет собой перспективное планирование работы в кружке по театрализованной деятельности с детьми старшей группы(первый год обучения)...
План кружковой работы по ОБЖ "Познай себя"
Целью кружковой работы:Культивирование у детей осмысленного и преобразовательного отношения к собственному физическому и духовному здоровью как единому целому; расширение на этой основе адаптивн...
Использование различных техник народных промыслов в кружковой работе с детьми, имеющие речевые нарушения в условиях ДОУ.
как влияет кружковая работа"Изонить" на развитие детей, имеющих речеые нарушения в условиях ДОУ....
Конспект занятия по кружковой работе "Логика и мышление"
Конспект занятия по кружковой работе "Логика и мышление"...
Кружковая работа «Калейдоскоп». в 1- ой младшей группе по сенсорному развитию Перспективное планирование кружковой работы на 2015 – 2016 г.
кружковая работа по сенсорному воспитанию 1 младшая ...
Конспект кружкового занятия Воспитатель Бушмакина Е.Н. МБДОУ «Детский сад №14 г.Красноармейска Саратовской области» Программа по работе с одаренными детьми «Палитра» Возрастная группа: вторая младшая Тема кружкового занятия: «Приглашаем снегирей»
Ведущая образовательная область: художественно-эстетическое развитиеЦель: Познакомить детей с техникой печатания карандашом-печаткой Учить изображать ягоды ритмично располагая точки на ветке ряби...