«Пластилинография, как средство развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста»
учебно-методический материал по аппликации, лепке (подготовительная группа)
Введение
Дошкольное детство – это важный период в жизни ребенка. Именно в этот период идет разностороннее развитие ребенка, реализуются его потенциальные возможности и первые проявления творчества. Дети одарены ко всем видам искусства, но самое прочное признание они получили в изотворчестве, и не удивительно, ведь продукт их деятельности – картины, изделия можно хранить, экспонировать, изучать, как свидетельство талантливости маленького автора.
В последнее время отечественная и зарубежная педагогика все больше внимания уделяет изобразительной деятельности, как средству развития талантливой, творческой личности. В целом ряде исследований и методических разработок показаны различные аспекты творчески развивающего потенциала рисования, лепки, и других видов художественной деятельности.
Творчество - это деятельность, результатом которой являются новые материальные и духовные ценности; высшая форма психической активности, самостоятельности, способность создавать что-то новое, оригинальное. Творческие способности - это индивидуальные особенности качества человека, которые определяют успешность выполнения им творческой деятельности различного рода.
Творческая деятельность, как интеллектуальная деятельность, проявляющаяся в создании и воплощении новых образов, возникает и начинает развиваться в дошкольном детстве. Вместе с тем, несмотря на многолетний, устойчивый интерес к этим проблемам, ряд научных аспектов в проблематике творчества и по сей день остаются весьма актуальными по причине малоизученности данных. Психологи считают, что формирование творческих способностей личности является важным требованием личностно-ориентированного обучения. Авторы утверждают, что развивать творческое начало в детях следует как можно раньше. Следовательно, необходима систематическая работа по развитию творческих способностей старших дошкольников.
В последнее время исследователи указывают на потенциал изобразительной деятельности как средства творческого развития ребенка. Показаны различные аспекты творчески развивающего потенциала рисования, лепки, и других видов художественной деятельности в целом ряде исследований и методических разработок. Наметились новые пути в развитии художественной деятельности, нетрадиционные технологии, позволяющие отойти от традиционных штампов работы, направленных лишь на овладение детьми определенных навыков в рисовании и лепке.
Для развития творческой активности, пробуждения интереса к изобразительной деятельности у детей богатым потенциалом обладает нетрадиционная техника работы с пластилином - «Пластилинография». Согласно Г.Н. Давыдовой, принцип пластилинографии как нетрадиционной техники заключается в создании лепной картины с изображением выпуклых, полуобъёмных объектов на горизонтальной поверхности.
Целью данной работы является анализ теоретических основ развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста по средством пластилинографии.
Объект - процесс развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста
Предмет – пластилинография как средство развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста.
Для достижения цели были поставлены следующие задачи:
- Рассмотреть психолого-педагогические основы развития творческих способностей у дошкольников;
- Определить особенности развития творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста;
- Выявить особенности использования пластилинографии с целью развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста.
Методы исследования:
анализ психолого-педагогической, методической, и другой литературы по теме исследования, анализ понятийного аппарата.
Глава 1. Теоретические основы развития творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста средствами пластилинографии
1.1. Психолого-педагогические основы развития творческих способностей у дошкольников
Прежде чем говорить непосредственно о пластилине, о рисовании этим материалом, надо сказать о том, на какие стороны формирующейся личности ребёнка он оказывает своё благотворное влияние. Исследования многих педагогов, в том числе Натальи Борисовной Халезовой, Галиной Валентиновной Пантюхиной показывают, что уже в дошкольном возрасте занятия с пластилином открывают для детей большие возможности для развития. [13, 46].
Тактильная активность, особенно ярко проявляемая детьми именно при играх с пластилином, напрямую влияет на формирование фантазии, на развитие таких психических процессов, как внимание, память, мышление, воображение.
Что же такое воображение? Обратимся к исследованиям психологов. Борис Михайлович Теплов писал: «Воображение - это создание новых образов на материале прошлых восприятий. Нет такой области творчества, где воображение не играло бы значительной роли. Оно необходимо не только в деятельности изобретателя или ученого-экспериментатора, но и в наиболее абстрактных областях науки. Нигде, однако, воображение не имеет такого исключительного значения, как в искусстве, в процессе художественного творчества». [12, 184]
Многие психологи такие, как Александр Леонидович Венгер, указывает на прямую взаимосвязь между степенью развития у ребенка фантазии и его складывающимися интеллектуальными способностями, а также связь между активным движением пальцев и формированием речевого аппарата. Фактически руки в данный период жизни являются для малыша дополнительным речевым органом. Функции двигательной активности и речи формируются параллельно. Поэтому рисование пластилином благотворно скажется и на развивающемся вербальном аппарате ребёнка[2, 119]
Таким образом, стимулируя с помощью поделок из пластилина развитие фантазии и воображения ребёнка, его способность представлять перед собой образы предметов, которых в действительности нет перед его глазами в данный момент, мы закладываем базу для развития интеллекта ребёнка. В процессе занятий с пластилином дети начинают проявлять творческие способности, значение которых для формирования здоровой и гармонично развитой личности трудно переоценить.
Авторы, исследующие проблему эффективной работы с пластилином и его влияние на творческие способности детей (Тамара Семеновна Комарова, Нина Павловна Сакулина, Наталья Борисовна Халезова и др.), отмечают наличие тесной взаимосвязи между тонкой двигательной координацией и уровнем работоспособности, степенью овладения техническими навыками и качеством выполнения работы, что, в свою очередь, значительно облегчает подготовку кистей рук к занятию письмом.
По утверждению многих педагогов - все дети талантливы. Поэтому необходимо, вовремя заметить, почувствовать эти таланты и постараться, как можно раньше дать возможность детям проявить их на практике, в реальной жизни.
Чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребёнок, другой выдающийся психолог Лев Семенович Выготский писал: «обучение может дать развивающий эффект лишь при условии, что ребенок усваивает новые знания не пассивно, а активно, в процессе деятельности, прежде всего материальной, практической». [3, 235]
В изобразительной, как и художественной деятельности, как правило, присутствуют воспроизводящий (репродуктивный) фактор и творческий. И следует отметить, что и тот, и другой необходимы и взаимосвязаны - ребенок не может творить, не научившись воспроизводить, репродуцировать.
Следовательно, для изобразительной деятельности необходимо развивать у детей:
- эстетическое восприятие (учить видеть разнообразие и красоту формы предметов, сочетание цветов);
- образное мышление (можно выделить наглядно-действенное, наглядно-образное, логическое мышления);
- воображение, без которого невозможна ни одна художественно-творческая деятельность и которое развивается на основе воспринимаемых образов;
- эмоциональное отношение к предметам эстетического характера.
Учитывая это основными целями обучения детей данной технике можно назвать:
- развитие индивидуальности и творческого потенциала детей посредством овладения техникой пластилиновой живописи;
- формирование навыков работы с пластилином, пробуждение интереса к лепке;
- освоение новых приёмов (скатывания, надавливания, размазывания) и создание с их помощью сюжетных картин;
- обучение умению ориентироваться на листе бумаги;
- развитие мелкой моторики;
- ознакомление с окружающим миром, развитие эмоций и фантазии.
Занятие пластилиновой живописью - прекрасная возможность не только вовлечь детей в процесс эмоционально-эстетического и образно-пространственного восприятия окружающей среды, формируя на основе этого потребность создавать самим продукты эстетической значимости, но и решить широкий круг задач:
1) познавательные:
- обогащать сенсорный опыт, развивая органы восприятия: зрение, слух, обоняние, осязание;
- закреплять знания об основных формах предметов и объектов природы;
- в процессе восприятия предметов и явлений развивать мыслительные операции: анализ, сравнение, уподобление (на что похоже), установление сходства и различия предметов и их частей, выделение общего и единичного, характерных признаков, обобщение;
- учить передавать в изображении не только основные свойства предметов (форма, величина, цвет), но и характерные детали, соотношение предметов и их частей по величине, высоте, расположению относительно друг друга;
2) обучающие:
- продолжать развивать интерес детей к изобразительной деятельности;
- совершенствовать изобразительные навыки и умения, формировать художественно-творческие способности;
- формировать желание и совершенствовать умение детей рассматривать сделанные работы (рисунки, аппликации), радоваться достигнутому результату, замечать и выделять выразительные решения изображений;
- поощрять стремление детей дополнять, улучшать созданные ими изображения.
3) развивающие:
- развивать творческие способности, пространственно-образное мышление, фантазию;
- повышение интереса к самостоятельной творческой деятельности, удовлетворение потребности детей в самовыражении;
- стимулировать развитие памяти;
- способствовать развитию координации тонких движений пальцев рук под контролем мозга;
- развивать способности к концентрации внимания;
- развивать творческие способности в процессе игровых моментов, стимулировать создание игровых ситуаций;
- развивать декоративное творчество детей (в том числе коллективное);
- развивать эстетическое восприятие, учить созерцать красоту окружающего мира;
- развивать способность наблюдать, всматриваться (вслушиваться) в явления и объекты природы, замечать их изменения (например, как изменяются форма и цвет медленно плывущих облаков, как изменяется освещение предметов на солнце и в тени);
- развивать чувство формы, цвета, пропорций.
4) воспитательные:
- воспитывать у детей любовь к труду и сотрудничеству;
- воспитывать аккуратность и точность, способность маленькой деталью, знаком выражать глубокую мысль;
- воспитывать дружеские взаимоотношения, потребность в анализе и самоанализе;
- умение работать в коллективе;
- формировать умение лепить мелкие детали. Учить, пользуясь стекой, наносить рисунок чешуек у рыбки, обозначать глаза, шерсть животного, перышки птицы, узор, складки на одежде людей и т. п;
- продолжать формировать технические умения и навыки работы с пластилином, побуждать использовать дополнительные материалы (косточки, зернышки, бусинки и т. д.);
- закреплять навыки аккуратной лепки (не разбрасывать кусочки и пластилина, очищать инструменты), не пачкать одежду, тщательно мыть руки по окончании работы);
- формировать умение организовывать свое рабочее место, готовить все необходимое для занятий; работать аккуратно, экономно расходовать материалы, сохранять рабочее место в чистоте, по окончании работы приводить его в порядок.
Таким образом, организация работы по созданию продуктов детского творчества в технике пластилинография позволяет решать не только практические, но и воспитательно-образовательные задачи, способствует всестороннему развитию личности ребёнка.
Развитие художественных творческих способностей также, во многом зависит от овладения средствами выразительности, оригинальности, вариативности создаваемых образов, поэтому чтобы достичь реализации поставленных задач используются разнообразные формы работы:
- Индивидуальная. Важно тонко и тактично осуществлять руководство творческой деятельностью с учетом индивидуальных особенностей, научить ребенка самостоятельно находить средства художественной выразительности для передачи образа.
- Коллективная форма. Эта модель продуктивна при тематике занятий по мотивам любимых сказок, времен года и т.д.
- Участие в конкурсах, выставках. Чтобы пробудить у ребенка желание узнавать и открывать самого себя в творческом художественном процессе, необходимо использовать организационные формы работы: это организация выставки рисунков, создание картинной галереи, участие детей в различных конкурсах детского творчества.
- Комбинированный.
Методы обучения:
- беседа;
- объяснение нового материала;
- педагогический показ;
- диалог.
1.2. Особенности развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста
Старший дошкольный возраст благоприятен для развития способности к творчеству, так как именно в это время закладывается психологическая основа для творческой деятельности. Ребенок этого возраста способен к созданию нового рисунка, конструкции, образа, фантазии, которые отличаются оригинальностью, вариативностью, гибкостью и подвижностью. Старшего дошкольника характеризует активная деятельностная позиция, любопытство, постоянные вопросы к взрослому, способность к речевому комментированию процесса и результата собственной деятельности, стойкая мотивация, достаточно развитое воображение, настойчивость. Инициативность связана с любознательностью, способностью, пытливостью ума, изобретательностью, способностью к волевой регуляции поведения, умение преодолевать трудности.
Структура творческой активности детей старшего дошкольного возраста в различных видах деятельности представляет собой совокупность составляющих ее компонентов: мотивационный, содержательный, операционный, эмоционально-волевой. Основными показателями творческой активности детей старшего дошкольного возраста выступают предпосылки: мотивационных, содержательно-операционных, эмоционально-волевых компонентов деятельности, а именно, понимание важности подготовки к творческой деятельности, наличие интереса к творческой работе в разных видах деятельности, желание активно включаться в творческий процесс, освоенность способов выполнения работ творческого характера в языковом творчестве и специфических детских деятельностях, способность к фантазированию и воображению; умение преодолевать возникшие трудности, доводить начатую работу до конца; появление настойчивости, старательности, добросовестности; проявление радости при открытии новых приемов, способов, действий [15,49].
Важным условием развития творческих способностей дошкольника является организация целенаправленной досуговой деятельности старших дошкольников в дошкольном учреждении и семье: обогащение его яркими впечатлениями, обеспечение эмоционально-интеллектуального опыта, который послужит основой для возникновения замыслов и будет материалом, необходимым для работы воображения. Единая позиция педагогов понимание перспектив развития ребенка и взаимодействие между ними - одно из важных условий развития детского творчества. Освоение творческой деятельности немыслимо без общения с искусством. При правильном вилянии взрослых ребенок понимает смысл, суть искусства изобразительно-выразительные средства [9, 307].
Следующее важное условие развития творческих способностей - учет индивидуальных особенностей ребенка. Важно учесть и темперамент, и характер, и особенности некоторых психических функций, и даже настроения ребенка в день, когда предстоит работа. Непременным условием организованной взрослыми творческой деятельности должна быть атмосфера творчества.
Также условием развития творческих способностей является обучение, в процессе которого формируются знания, способы действия, способности, позволяющие ребенку реализовать свой замысел. Для этого знания, умения должны быть гибкими, вариативными, навыки - обобщенными, то есть применимым в разных условиях. В противном случае в старшем дошкольном возрасте у детей появляется так называемый «спад» творческой активности. Так, ребенок, понимая несовершенство своих рисунков и поделок, теряет интерес к изобразительной деятельности, что сказывается в развитии творческой активности дошкольника в целом.
Важнейшим условием развития и стимулирования творческих способностей является комплексное и системное использование методов и приемов. Мотивация задания - не просто мотивация, а предложение действенных мотивов и поведения детей если не к самостоятельной постановке, то к принятию задачи, поставленной взрослыми
Для оптимизации творческого процесса необходимо формирование для каждого ребенка индивидуальной зоны - ситуации творческого развития. Зона творческого развития - это та основа, на которой строится педагогический процесс. Л.С. Выготский замечал, что «творчество существует не только там, где оно создает великие произведения, но и везде, где ребенок воображает, изменяет, создает что-то новое». [3, 201]
Огромную роль в развитии творческих способностей ребенка играет среда.
Решающая роль отводится специальной микросреде, в которой формируется ребенок, и, в первую очередь, влияние семейных отношений. Большинство исследователей выявляют при анализе семейных отношений следующие параметры: 1) гармоничность - не гармоничность отношений между родителями, а также между родителями и детьми; 2) творческая - нетворческая личность как образец подражания и субъект идентификации; 3) общность интеллектуальных интересов членов семьи либо ее отсутствие; 4) ожидание родителей по отношению к ребенку: ожидание «достижений или независимости»
Если в семье культивируется регламентация поведения, предъявляются одинаковые требования ко всем детям, существуют гармоничные отношения между членами семьи, то это приводит к низкому уровню креативности детей. Похоже на то, что больший спектр допустимых поведенческих проявлений (в том числе - эмоциональных), меньшая однозначность требований не способствует раннему образованию жестких социальных стереотипов и благоприятствует развитию креативности. Тем самым творческая личность выглядит как психологически нестабильная. Требование достижения успехов через послушание не способствует развитию независимости и, как следствие, креативности.
1.3. Пластилинография, как средство развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста
Понятие «пластилинография» имеет два смысловых корня: «графия» - создавать, изображать, а первая половина слова «пластилин» подразумевает материал, при помощи которого осуществляется осуществление замысла. Принцип данной техники заключается в создании лепной картины с изображением более или менее выпуклых, полуобъёмных объектов на горизонтальной поверхности. Основой каждого такого занятия является изобразительная деятельность с использованием нетрадиционной художественной техники изобразительного искусства – пластилинографии. Лепкой дети начинают заниматься уже с младшего возраста, осваивая простейшие приёмы работы с пластилином: раскатывание, сплющивание, вытягивание. Это даёт предпосылки к созданию сложных лепных композиций в старшем дошкольном возрасте и к использованию разнообразных приёмов: выполнение декоративных налепов разной формы, прищипывание, сплющивание, оттягивание деталей от общей формы, плотное соединение частей путём примазывания одной части к другой. Важное значение, начинает приобретать цвет пластилина, как средство выразительности, средство передачи признаков изображаемых предметов. Дети учатся смешивать разные цвета для получения более светлого оттенка, осваивают приём «вливание одного цвета в другой». [14.192]. Каждое занятие содержит не только практические задачи, но и воспитательно - образовательные, что в целом позволяет всесторонне развивать личность ребёнка. Первые успехи в работе вызовут у детей желание создавать тематические картинки сначала под руководством взрослого, а затем в собственном творчестве, что будет способствовать развитию воображения и фантазии детей. Такие занятия будут способствовать не только овладению детьми практическими навыками, но и научат их любоваться природой, бережно к ней относиться, помогут проникнуться любовью даже к самому маленькому, неказистому цветку. И тогда дети никогда бездумно не сорвут, не затопчут, не причинят вреда растению сами и остановят от неразумного шага других.
Одним из наиболее близких и естественных для ребёнка-дошкольника видов деятельности, является изобразительная деятельность. В процессе изобразительной деятельности дошкольники усваивают целый ряд графических и живописных умений и навыков, учатся анализировать предметы и явления окружающего мира. Центральным моментом работы по развитию творческих способностей является развитие у детей умения выделять и при помощи особых средств оформлять, воплощать в пластичном материале различные образы окружающего мира. Развитию творческой активности, пробуждения интереса к изобразительной деятельности у детей, способствует использование нетрадиционной техники работы с пластилином - «Пластилинография».
Техника пластилиновой живописи уникальна. Дети с удовольствием открывают и самостоятельно придумывают новые цвета и оттенки, используя пластилиновую палитру. Поиск цветов и оттенков сближает лепку с рисованием красками. Принцип данной нетрадиционной техники заключается в создании лепной картины с изображением выпуклых, полуобъёмных объектов на горизонтальной поверхности. Предметный материал художественно-творческой деятельности представляет собой последовательность тщательно подобранных, постепенно усложняющихся изделий. Каждое новое изображение базируется на уже изученном, содержит знакомые формы и выполняется уже известными ребенку приемами, но при этом дополнено новыми, более сложными, еще не знакомыми ему элементами. Пластилинография — это один из сравнительно недавнего появления нового жанра (вида) в изобразительной деятельности. Основной материал — пластилин, а основным инструментом в пластилинографии является рука (вернее, обе руки, следовательно, уровень умения зависит от владения собственными руками. Данная техника хороша тем, что она доступна детям дошкольного возраста, позволяет быстро достичь желаемого результата и вносит определенную новизну в творчество детей, делает его более увлекательным и интересным, что очень важно для работы с детьми (Г.Н. Давыдова).
Занятия пластилинографией представляет большую возможность для развития и обучения детей, так как способствуют:
- развитию таких психических процессов, как: внимание, память, мышление,
- развитию воображения;
-развитию восприятия, пространственной ориентации, сенсомоторной
координации детей,
- развитию самостоятельности, произвольности поведения;
- реализовывать впечатления, знания, эмоциональное состояние в творчестве.
Дети учатся планировать свою работу и доводить её до конца. Занимаясь пластилинографией, у ребенка развивается умелость рук, укрепляется сила рук, движения обеих рук становятся более согласованными, а движения пальцев дифференцируются, ребенок подготавливает руку к освоению такого сложного навыка, как письмо. Этому всему способствует хорошая мышечная нагрузка пальцев.
Одним из несомненных достоинств образовательной деятельности по пластилинографии с детьми дошкольного возраста является интеграция предметных областей знаний.
Деятельность пластилинографией позволяет интегрировать различные образовательные сферы. Темы тесно переплетаются с жизнью детей, с той деятельностью, которую они осуществляют в другой деятельности (по ознакомлению с окружающим миром и природой, развитию речи, и т. д.).
Таким образом, данные показывают, что система обучения дошкольников, направленная на формирование творчества, должна предполагать развитие у детей умения находить оригинальные способы для создания художественного образа, которое, возможно через пластилинографию.
Вывод
Изучив теоретические основы формирования творческих способностей старших дошкольников и выявив педагогические условия формирования, я сделала следующие выводы:
1. Под творческой деятельностью понимают такую деятельность человека, в результате которой создается нечто новое - будь это предмет внешнего мира или построение мышления, приводящее к новым знаниям о мире, или чувство, отражающее новое отношение к действительности.
2. Творческая деятельность и творческие способности взаимосвязаны друг с другом, так как способности развиваются и формируются только в процессе деятельности, а не являются врожденными особенностями человека.
Творческое воображение и мышление являются высшими и необходимыми способностями человека в процессе учебной деятельности. Образовательно-воспитательный процесс в дошкольном учреждении имеет реальные возможности развития творческих способностей детей.
3. В результате анализа практического опыта активизации и развития творческой деятельности дошкольников с помощью лепки из пластилина была отмечена недостаточная развитость этой технологии и возрастающая значимость данной проблемы для воспитателей, психологов и методистов.
4. Занятия пластилиновой живописью являются благоприятными с методической точки зрения уроками, на которых можно существенно повысить уровень развития творческих способностей дошкольников.
Заключение
Таким образом, занимаясь пластилинографией, у ребенка развивается умелость рук, укрепляется сила рук, движения обеих рук становятся более согласованными, а движения пальцев дифференцируются, ребенок подготавливает руку к освоению такого сложного навыка, как письмо. Этому всему способствует хорошая мышечная нагрузка пальчиков. Одним из несомненных достоинств занятий по пластилинографии с детьми старшего дошкольного возраста является интеграция предметных областей знаний. Деятельность в области пластилиновой живописи позволяет интегрировать различные образовательные сферы. Темы занятий тесно переплетаются с жизнью детей, с той деятельностью, которую они осуществляют на других занятиях (по ознакомлению с окружающим миром и природой, развитию речи, и т. д.). Пластилинография способствует более успешному освоению образовательной программы. У детей воспитывается тактильные и термические чувства пальцев. Необходимость тактильного и термического чувства кончиками и подушечками пальцев обусловлена практикой жизни, должна стать необходимой фазой обучения, накопления социокультурного опыта ребенка; развивается умелость рук, укрепляется сила рук, движения обеих рук становятся более согласованными, а движения пальцев дифференцируются. Этому способствует хорошая мышечная нагрузка на пальчики. У детей развивается пинцетное хватание, т. е. захват мелкого предмета двумя пальцами или щепотью они так - же умеют самостоятельно осуществлять движения во всех его качествах: силе, длительности, направленности и др.
Список литературы
1. Богоявленская Д. Б. Психология творческих способностей. / Д.Б. Богоявленская.- М.: Академия , 2002-320с.
2. Венгер Л.А. Программа «Одаренный ребенок» (Основные положения) / Л.А. Венгер. - М.: Новая школа, 2015-119с.
3. Выготский Л.С. воображение и творчество в детском возрасте/ Л.С.Выготский.- М., 2014-235с.
4. Григорьева, Г.Г. Развитие дошкольника в изобразительной деятельности / Г.Г. Григорьева. - Москва 2016- 87с.
5. Давыдова Г. Н. Пластилинография. Анималистическая живопись: Конспекты занятий/Г.Н. Давыдова. — М.: Издательство «Скрипторий 2012», 2012- 305с.
6. Давыдова Г.Н. Нетрадиционные техники рисования в детском саду/ Г.Н. Давыдова - М.: Издательство Скрипторий 2011.- Ч.2.-153с.
7. Доронова Т.Н. деятельность и эстетическое развитие дошкольников: методическое пособие для воспитателей дошкольных образовательных учреждений / Т.Н. Доронова. - 2-е издание.- Москва: Просвещение, 2с.- (Из детства - в отрочество)
8. Казакова Т.Г. Теория и методика развития детского изобразительного творчества: учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по специальностям «Дошк. педагогика и психология», «Педагогика и методика дошк. образования» / Т.Г. Казакова. М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2011. 255 с.
9. Комарова Т. С. Изобразительная деятельность в детском саду (Программа и методические рекомендации для занятия с детьми 2-7 лет)/ Т.С. Комарова. - Издательство Мозаика - Синтез Москва 2013- 93с.
10. Сакулина Н.П. Изобразительная деятельность в детском саду/ Н.П. Сакулина, Т.С. Комарова. - М.: Просвещение, 2014.
11. Спиркин А.Г. Основы философии : учеб пособие /А.Г. Спиркин. - М. : Гардарики, 2006. -- 736 с.
12. Теплов Б.М. Способности и одаренность/ Б.М. Теплов. – М., 2015-184с.
13. Флерина Е.А. Изобразительное искусство в дошкольных учреждениях. Элементы обучения в руководстве изобразительным творчеством ребенка // История дошкольной педагогики: Хрестоматия/ Сост. С.В. Лыков. - М.: Академия, 2007. - С. 458-465.
14. Халезова Н.Б. Лепка в детском саду/ Н.А. Курочкина, Г.В. Пантюхина. - М.: Просвещение, 2014-46с.
15. Хакимова Г. А. Методы ознакомления детей с изобразительным искусством // Педагогическое мастерство: материалы IX Междунар. науч. конф. (г. Москва, ноябрь 2016 г.). — М.: Буки-Веди, 2016- 192с.
16. Чернова Е. В. Пластилиновые картины/Е.В. Чернова. — Ростов н/Д.: Феникс, 2006. — 48с.
17. Эренгросс Б.А.. Искусство вокруг нас: Для среднего и старшего возраста/ Б.А. Эренгросс.— М.: Детская литература, 2011.- 180с.
18. Юсов Б.П. Вопросы художественного развития школьников в процессе изобразительной деятельности// Эстетическое воспитание школьной молодежи/ Под. ред. Б. Лихачева, Г. Зальмона. – М., 2010.
19. Яковлева Т. Н. Пластилиновая живопись. Методическое пособие/ Т.Н. Яковлева. - М. :ТЦ Сфера, 2010.-171с.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Тема: «Пластилинография, как средство развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста»
Содержание
Введение…………………………………………………………………………..3
Глава 1. Теоретические основы развития творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста средствами пластилинографии……………..6
1.1. Психолого-педагогические основы развития творческих способностей у дошкольников ……………………………………………………………….6
1.2. Особенности развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста ……………………………………………………..12
1.3. Пластилинография, как средство развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста ………………………….….........15
Вывод ………………………………………………………………………….…18
Заключение……………………………………………………………………….19
Список литературы……………………………………………………………....20
Введение
Дошкольное детство – это важный период в жизни ребенка. Именно в этот период идет разностороннее развитие ребенка, реализуются его потенциальные возможности и первые проявления творчества. Дети одарены ко всем видам искусства, но самое прочное признание они получили в изотворчестве, и не удивительно, ведь продукт их деятельности – картины, изделия можно хранить, экспонировать, изучать, как свидетельство талантливости маленького автора.
В последнее время отечественная и зарубежная педагогика все больше внимания уделяет изобразительной деятельности, как средству развития талантливой, творческой личности. В целом ряде исследований и методических разработок показаны различные аспекты творчески развивающего потенциала рисования, лепки, и других видов художественной деятельности.
Творчество - это деятельность, результатом которой являются новые материальные и духовные ценности; высшая форма психической активности, самостоятельности, способность создавать что-то новое, оригинальное. Творческие способности - это индивидуальные особенности качества человека, которые определяют успешность выполнения им творческой деятельности различного рода.
Творческая деятельность, как интеллектуальная деятельность, проявляющаяся в создании и воплощении новых образов, возникает и начинает развиваться в дошкольном детстве. Вместе с тем, несмотря на многолетний, устойчивый интерес к этим проблемам, ряд научных аспектов в проблематике творчества и по сей день остаются весьма актуальными по причине малоизученности данных. Психологи считают, что формирование творческих способностей личности является важным требованием личностно-ориентированного обучения. Авторы утверждают, что развивать творческое начало в детях следует как можно раньше. Следовательно, необходима систематическая работа по развитию творческих способностей старших дошкольников.
В последнее время исследователи указывают на потенциал изобразительной деятельности как средства творческого развития ребенка. Показаны различные аспекты творчески развивающего потенциала рисования, лепки, и других видов художественной деятельности в целом ряде исследований и методических разработок. Наметились новые пути в развитии художественной деятельности, нетрадиционные технологии, позволяющие отойти от традиционных штампов работы, направленных лишь на овладение детьми определенных навыков в рисовании и лепке.
Для развития творческой активности, пробуждения интереса к изобразительной деятельности у детей богатым потенциалом обладает нетрадиционная техника работы с пластилином - «Пластилинография». Согласно Г.Н. Давыдовой, принцип пластилинографии как нетрадиционной техники заключается в создании лепной картины с изображением выпуклых, полуобъёмных объектов на горизонтальной поверхности.
Целью данной работы является анализ теоретических основ развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста по средством пластилинографии.
Объект - процесс развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста
Предмет – пластилинография как средство развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста.
Для достижения цели были поставлены следующие задачи:
- Рассмотреть психолого-педагогические основы развития творческих способностей у дошкольников;
- Определить особенности развития творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста;
- Выявить особенности использования пластилинографии с целью развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста.
Методы исследования:
анализ психолого-педагогической, методической, и другой литературы по теме исследования, анализ понятийного аппарата.
Глава 1. Теоретические основы развития творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста средствами пластилинографии
1.1. Психолого-педагогические основы развития творческих способностей у дошкольников
Прежде чем говорить непосредственно о пластилине, о рисовании этим материалом, надо сказать о том, на какие стороны формирующейся личности ребёнка он оказывает своё благотворное влияние. Исследования многих педагогов, в том числе Натальи Борисовной Халезовой, Галиной Валентиновной Пантюхиной показывают, что уже в дошкольном возрасте занятия с пластилином открывают для детей большие возможности для развития. [13, 46].
Тактильная активность, особенно ярко проявляемая детьми именно при играх с пластилином, напрямую влияет на формирование фантазии, на развитие таких психических процессов, как внимание, память, мышление, воображение.
Что же такое воображение? Обратимся к исследованиям психологов. Борис Михайлович Теплов писал: «Воображение - это создание новых образов на материале прошлых восприятий. Нет такой области творчества, где воображение не играло бы значительной роли. Оно необходимо не только в деятельности изобретателя или ученого-экспериментатора, но и в наиболее абстрактных областях науки. Нигде, однако, воображение не имеет такого исключительного значения, как в искусстве, в процессе художественного творчества». [12, 184]
Многие психологи такие, как Александр Леонидович Венгер, указывает на прямую взаимосвязь между степенью развития у ребенка фантазии и его складывающимися интеллектуальными способностями, а также связь между активным движением пальцев и формированием речевого аппарата. Фактически руки в данный период жизни являются для малыша дополнительным речевым органом. Функции двигательной активности и речи формируются параллельно. Поэтому рисование пластилином благотворно скажется и на развивающемся вербальном аппарате ребёнка[2, 119]
Таким образом, стимулируя с помощью поделок из пластилина развитие фантазии и воображения ребёнка, его способность представлять перед собой образы предметов, которых в действительности нет перед его глазами в данный момент, мы закладываем базу для развития интеллекта ребёнка. В процессе занятий с пластилином дети начинают проявлять творческие способности, значение которых для формирования здоровой и гармонично развитой личности трудно переоценить.
Авторы, исследующие проблему эффективной работы с пластилином и его влияние на творческие способности детей (Тамара Семеновна Комарова, Нина Павловна Сакулина, Наталья Борисовна Халезова и др.), отмечают наличие тесной взаимосвязи между тонкой двигательной координацией и уровнем работоспособности, степенью овладения техническими навыками и качеством выполнения работы, что, в свою очередь, значительно облегчает подготовку кистей рук к занятию письмом.
По утверждению многих педагогов - все дети талантливы. Поэтому необходимо, вовремя заметить, почувствовать эти таланты и постараться, как можно раньше дать возможность детям проявить их на практике, в реальной жизни.
Чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребёнок, другой выдающийся психолог Лев Семенович Выготский писал: «обучение может дать развивающий эффект лишь при условии, что ребенок усваивает новые знания не пассивно, а активно, в процессе деятельности, прежде всего материальной, практической». [3, 235]
В изобразительной, как и художественной деятельности, как правило, присутствуют воспроизводящий (репродуктивный) фактор и творческий. И следует отметить, что и тот, и другой необходимы и взаимосвязаны - ребенок не может творить, не научившись воспроизводить, репродуцировать.
Следовательно, для изобразительной деятельности необходимо развивать у детей:
- эстетическое восприятие (учить видеть разнообразие и красоту формы предметов, сочетание цветов);
- образное мышление (можно выделить наглядно-действенное, наглядно-образное, логическое мышления);
- воображение, без которого невозможна ни одна художественно-творческая деятельность и которое развивается на основе воспринимаемых образов;
- эмоциональное отношение к предметам эстетического характера.
Учитывая это основными целями обучения детей данной технике можно назвать:
- развитие индивидуальности и творческого потенциала детей посредством овладения техникой пластилиновой живописи;
- формирование навыков работы с пластилином, пробуждение интереса к лепке;
- освоение новых приёмов (скатывания, надавливания, размазывания) и создание с их помощью сюжетных картин;
- обучение умению ориентироваться на листе бумаги;
- развитие мелкой моторики;
- ознакомление с окружающим миром, развитие эмоций и фантазии.
Занятие пластилиновой живописью - прекрасная возможность не только вовлечь детей в процесс эмоционально-эстетического и образно-пространственного восприятия окружающей среды, формируя на основе этого потребность создавать самим продукты эстетической значимости, но и решить широкий круг задач:
1) познавательные:
- обогащать сенсорный опыт, развивая органы восприятия: зрение, слух, обоняние, осязание;
- закреплять знания об основных формах предметов и объектов природы;
- в процессе восприятия предметов и явлений развивать мыслительные операции: анализ, сравнение, уподобление (на что похоже), установление сходства и различия предметов и их частей, выделение общего и единичного, характерных признаков, обобщение;
- учить передавать в изображении не только основные свойства предметов (форма, величина, цвет), но и характерные детали, соотношение предметов и их частей по величине, высоте, расположению относительно друг друга;
2) обучающие:
- продолжать развивать интерес детей к изобразительной деятельности;
- совершенствовать изобразительные навыки и умения, формировать художественно-творческие способности;
- формировать желание и совершенствовать умение детей рассматривать сделанные работы (рисунки, аппликации), радоваться достигнутому результату, замечать и выделять выразительные решения изображений;
- поощрять стремление детей дополнять, улучшать созданные ими изображения.
3) развивающие:
- развивать творческие способности, пространственно-образное мышление, фантазию;
- повышение интереса к самостоятельной творческой деятельности, удовлетворение потребности детей в самовыражении;
- стимулировать развитие памяти;
- способствовать развитию координации тонких движений пальцев рук под контролем мозга;
- развивать способности к концентрации внимания;
- развивать творческие способности в процессе игровых моментов, стимулировать создание игровых ситуаций;
- развивать декоративное творчество детей (в том числе коллективное);
- развивать эстетическое восприятие, учить созерцать красоту окружающего мира;
- развивать способность наблюдать, всматриваться (вслушиваться) в явления и объекты природы, замечать их изменения (например, как изменяются форма и цвет медленно плывущих облаков, как изменяется освещение предметов на солнце и в тени);
- развивать чувство формы, цвета, пропорций.
4) воспитательные:
- воспитывать у детей любовь к труду и сотрудничеству;
- воспитывать аккуратность и точность, способность маленькой деталью, знаком выражать глубокую мысль;
- воспитывать дружеские взаимоотношения, потребность в анализе и самоанализе;
- умение работать в коллективе;
- формировать умение лепить мелкие детали. Учить, пользуясь стекой, наносить рисунок чешуек у рыбки, обозначать глаза, шерсть животного, перышки птицы, узор, складки на одежде людей и т. п;
- продолжать формировать технические умения и навыки работы с пластилином, побуждать использовать дополнительные материалы (косточки, зернышки, бусинки и т. д.);
- закреплять навыки аккуратной лепки (не разбрасывать кусочки и пластилина, очищать инструменты), не пачкать одежду, тщательно мыть руки по окончании работы);
- формировать умение организовывать свое рабочее место, готовить все необходимое для занятий; работать аккуратно, экономно расходовать материалы, сохранять рабочее место в чистоте, по окончании работы приводить его в порядок.
Таким образом, организация работы по созданию продуктов детского творчества в технике пластилинография позволяет решать не только практические, но и воспитательно-образовательные задачи, способствует всестороннему развитию личности ребёнка.
Развитие художественных творческих способностей также, во многом зависит от овладения средствами выразительности, оригинальности, вариативности создаваемых образов, поэтому чтобы достичь реализации поставленных задач используются разнообразные формы работы:
- Индивидуальная. Важно тонко и тактично осуществлять руководство творческой деятельностью с учетом индивидуальных особенностей, научить ребенка самостоятельно находить средства художественной выразительности для передачи образа.
- Коллективная форма. Эта модель продуктивна при тематике занятий по мотивам любимых сказок, времен года и т.д.
- Участие в конкурсах, выставках. Чтобы пробудить у ребенка желание узнавать и открывать самого себя в творческом художественном процессе, необходимо использовать организационные формы работы: это организация выставки рисунков, создание картинной галереи, участие детей в различных конкурсах детского творчества.
- Комбинированный.
Методы обучения:
- беседа;
- объяснение нового материала;
- педагогический показ;
- диалог.
1.2. Особенности развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста
Старший дошкольный возраст благоприятен для развития способности к творчеству, так как именно в это время закладывается психологическая основа для творческой деятельности. Ребенок этого возраста способен к созданию нового рисунка, конструкции, образа, фантазии, которые отличаются оригинальностью, вариативностью, гибкостью и подвижностью. Старшего дошкольника характеризует активная деятельностная позиция, любопытство, постоянные вопросы к взрослому, способность к речевому комментированию процесса и результата собственной деятельности, стойкая мотивация, достаточно развитое воображение, настойчивость. Инициативность связана с любознательностью, способностью, пытливостью ума, изобретательностью, способностью к волевой регуляции поведения, умение преодолевать трудности.
Структура творческой активности детей старшего дошкольного возраста в различных видах деятельности представляет собой совокупность составляющих ее компонентов: мотивационный, содержательный, операционный, эмоционально-волевой. Основными показателями творческой активности детей старшего дошкольного возраста выступают предпосылки: мотивационных, содержательно-операционных, эмоционально-волевых компонентов деятельности, а именно, понимание важности подготовки к творческой деятельности, наличие интереса к творческой работе в разных видах деятельности, желание активно включаться в творческий процесс, освоенность способов выполнения работ творческого характера в языковом творчестве и специфических детских деятельностях, способность к фантазированию и воображению; умение преодолевать возникшие трудности, доводить начатую работу до конца; появление настойчивости, старательности, добросовестности; проявление радости при открытии новых приемов, способов, действий [15,49].
Важным условием развития творческих способностей дошкольника является организация целенаправленной досуговой деятельности старших дошкольников в дошкольном учреждении и семье: обогащение его яркими впечатлениями, обеспечение эмоционально-интеллектуального опыта, который послужит основой для возникновения замыслов и будет материалом, необходимым для работы воображения. Единая позиция педагогов понимание перспектив развития ребенка и взаимодействие между ними - одно из важных условий развития детского творчества. Освоение творческой деятельности немыслимо без общения с искусством. При правильном вилянии взрослых ребенок понимает смысл, суть искусства изобразительно-выразительные средства [9, 307].
Следующее важное условие развития творческих способностей - учет индивидуальных особенностей ребенка. Важно учесть и темперамент, и характер, и особенности некоторых психических функций, и даже настроения ребенка в день, когда предстоит работа. Непременным условием организованной взрослыми творческой деятельности должна быть атмосфера творчества.
Также условием развития творческих способностей является обучение, в процессе которого формируются знания, способы действия, способности, позволяющие ребенку реализовать свой замысел. Для этого знания, умения должны быть гибкими, вариативными, навыки - обобщенными, то есть применимым в разных условиях. В противном случае в старшем дошкольном возрасте у детей появляется так называемый «спад» творческой активности. Так, ребенок, понимая несовершенство своих рисунков и поделок, теряет интерес к изобразительной деятельности, что сказывается в развитии творческой активности дошкольника в целом.
Важнейшим условием развития и стимулирования творческих способностей является комплексное и системное использование методов и приемов. Мотивация задания - не просто мотивация, а предложение действенных мотивов и поведения детей если не к самостоятельной постановке, то к принятию задачи, поставленной взрослыми
Для оптимизации творческого процесса необходимо формирование для каждого ребенка индивидуальной зоны - ситуации творческого развития. Зона творческого развития - это та основа, на которой строится педагогический процесс. Л.С. Выготский замечал, что «творчество существует не только там, где оно создает великие произведения, но и везде, где ребенок воображает, изменяет, создает что-то новое». [3, 201]
Огромную роль в развитии творческих способностей ребенка играет среда.
Решающая роль отводится специальной микросреде, в которой формируется ребенок, и, в первую очередь, влияние семейных отношений. Большинство исследователей выявляют при анализе семейных отношений следующие параметры: 1) гармоничность - не гармоничность отношений между родителями, а также между родителями и детьми; 2) творческая - нетворческая личность как образец подражания и субъект идентификации; 3) общность интеллектуальных интересов членов семьи либо ее отсутствие; 4) ожидание родителей по отношению к ребенку: ожидание «достижений или независимости»
Если в семье культивируется регламентация поведения, предъявляются одинаковые требования ко всем детям, существуют гармоничные отношения между членами семьи, то это приводит к низкому уровню креативности детей. Похоже на то, что больший спектр допустимых поведенческих проявлений (в том числе - эмоциональных), меньшая однозначность требований не способствует раннему образованию жестких социальных стереотипов и благоприятствует развитию креативности. Тем самым творческая личность выглядит как психологически нестабильная. Требование достижения успехов через послушание не способствует развитию независимости и, как следствие, креативности.
1.3. Пластилинография, как средство развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста
Понятие «пластилинография» имеет два смысловых корня: «графия» - создавать, изображать, а первая половина слова «пластилин» подразумевает материал, при помощи которого осуществляется осуществление замысла. Принцип данной техники заключается в создании лепной картины с изображением более или менее выпуклых, полуобъёмных объектов на горизонтальной поверхности. Основой каждого такого занятия является изобразительная деятельность с использованием нетрадиционной художественной техники изобразительного искусства – пластилинографии. Лепкой дети начинают заниматься уже с младшего возраста, осваивая простейшие приёмы работы с пластилином: раскатывание, сплющивание, вытягивание. Это даёт предпосылки к созданию сложных лепных композиций в старшем дошкольном возрасте и к использованию разнообразных приёмов: выполнение декоративных налепов разной формы, прищипывание, сплющивание, оттягивание деталей от общей формы, плотное соединение частей путём примазывания одной части к другой. Важное значение, начинает приобретать цвет пластилина, как средство выразительности, средство передачи признаков изображаемых предметов. Дети учатся смешивать разные цвета для получения более светлого оттенка, осваивают приём «вливание одного цвета в другой». [14.192]. Каждое занятие содержит не только практические задачи, но и воспитательно - образовательные, что в целом позволяет всесторонне развивать личность ребёнка. Первые успехи в работе вызовут у детей желание создавать тематические картинки сначала под руководством взрослого, а затем в собственном творчестве, что будет способствовать развитию воображения и фантазии детей. Такие занятия будут способствовать не только овладению детьми практическими навыками, но и научат их любоваться природой, бережно к ней относиться, помогут проникнуться любовью даже к самому маленькому, неказистому цветку. И тогда дети никогда бездумно не сорвут, не затопчут, не причинят вреда растению сами и остановят от неразумного шага других.
Одним из наиболее близких и естественных для ребёнка-дошкольника видов деятельности, является изобразительная деятельность. В процессе изобразительной деятельности дошкольники усваивают целый ряд графических и живописных умений и навыков, учатся анализировать предметы и явления окружающего мира. Центральным моментом работы по развитию творческих способностей является развитие у детей умения выделять и при помощи особых средств оформлять, воплощать в пластичном материале различные образы окружающего мира. Развитию творческой активности, пробуждения интереса к изобразительной деятельности у детей, способствует использование нетрадиционной техники работы с пластилином - «Пластилинография».
Техника пластилиновой живописи уникальна. Дети с удовольствием открывают и самостоятельно придумывают новые цвета и оттенки, используя пластилиновую палитру. Поиск цветов и оттенков сближает лепку с рисованием красками. Принцип данной нетрадиционной техники заключается в создании лепной картины с изображением выпуклых, полуобъёмных объектов на горизонтальной поверхности. Предметный материал художественно-творческой деятельности представляет собой последовательность тщательно подобранных, постепенно усложняющихся изделий. Каждое новое изображение базируется на уже изученном, содержит знакомые формы и выполняется уже известными ребенку приемами, но при этом дополнено новыми, более сложными, еще не знакомыми ему элементами. Пластилинография — это один из сравнительно недавнего появления нового жанра (вида) в изобразительной деятельности. Основной материал — пластилин, а основным инструментом в пластилинографии является рука (вернее, обе руки, следовательно, уровень умения зависит от владения собственными руками. Данная техника хороша тем, что она доступна детям дошкольного возраста, позволяет быстро достичь желаемого результата и вносит определенную новизну в творчество детей, делает его более увлекательным и интересным, что очень важно для работы с детьми (Г.Н. Давыдова).
Занятия пластилинографией представляет большую возможность для развития и обучения детей, так как способствуют:
- развитию таких психических процессов, как: внимание, память, мышление,
- развитию воображения;
-развитию восприятия, пространственной ориентации, сенсомоторной
координации детей,
- развитию самостоятельности, произвольности поведения;
- реализовывать впечатления, знания, эмоциональное состояние в творчестве.
Дети учатся планировать свою работу и доводить её до конца. Занимаясь пластилинографией, у ребенка развивается умелость рук, укрепляется сила рук, движения обеих рук становятся более согласованными, а движения пальцев дифференцируются, ребенок подготавливает руку к освоению такого сложного навыка, как письмо. Этому всему способствует хорошая мышечная нагрузка пальцев.
Одним из несомненных достоинств образовательной деятельности по пластилинографии с детьми дошкольного возраста является интеграция предметных областей знаний.
Деятельность пластилинографией позволяет интегрировать различные образовательные сферы. Темы тесно переплетаются с жизнью детей, с той деятельностью, которую они осуществляют в другой деятельности (по ознакомлению с окружающим миром и природой, развитию речи, и т. д.).
Таким образом, данные показывают, что система обучения дошкольников, направленная на формирование творчества, должна предполагать развитие у детей умения находить оригинальные способы для создания художественного образа, которое, возможно через пластилинографию.
Вывод
Изучив теоретические основы формирования творческих способностей старших дошкольников и выявив педагогические условия формирования, я сделала следующие выводы:
1. Под творческой деятельностью понимают такую деятельность человека, в результате которой создается нечто новое - будь это предмет внешнего мира или построение мышления, приводящее к новым знаниям о мире, или чувство, отражающее новое отношение к действительности.
2. Творческая деятельность и творческие способности взаимосвязаны друг с другом, так как способности развиваются и формируются только в процессе деятельности, а не являются врожденными особенностями человека.
Творческое воображение и мышление являются высшими и необходимыми способностями человека в процессе учебной деятельности. Образовательно-воспитательный процесс в дошкольном учреждении имеет реальные возможности развития творческих способностей детей.
3. В результате анализа практического опыта активизации и развития творческой деятельности дошкольников с помощью лепки из пластилина была отмечена недостаточная развитость этой технологии и возрастающая значимость данной проблемы для воспитателей, психологов и методистов.
4. Занятия пластилиновой живописью являются благоприятными с методической точки зрения уроками, на которых можно существенно повысить уровень развития творческих способностей дошкольников.
Заключение
Таким образом, занимаясь пластилинографией, у ребенка развивается умелость рук, укрепляется сила рук, движения обеих рук становятся более согласованными, а движения пальцев дифференцируются, ребенок подготавливает руку к освоению такого сложного навыка, как письмо. Этому всему способствует хорошая мышечная нагрузка пальчиков. Одним из несомненных достоинств занятий по пластилинографии с детьми старшего дошкольного возраста является интеграция предметных областей знаний. Деятельность в области пластилиновой живописи позволяет интегрировать различные образовательные сферы. Темы занятий тесно переплетаются с жизнью детей, с той деятельностью, которую они осуществляют на других занятиях (по ознакомлению с окружающим миром и природой, развитию речи, и т. д.). Пластилинография способствует более успешному освоению образовательной программы. У детей воспитывается тактильные и термические чувства пальцев. Необходимость тактильного и термического чувства кончиками и подушечками пальцев обусловлена практикой жизни, должна стать необходимой фазой обучения, накопления социокультурного опыта ребенка; развивается умелость рук, укрепляется сила рук, движения обеих рук становятся более согласованными, а движения пальцев дифференцируются. Этому способствует хорошая мышечная нагрузка на пальчики. У детей развивается пинцетное хватание, т. е. захват мелкого предмета двумя пальцами или щепотью они так - же умеют самостоятельно осуществлять движения во всех его качествах: силе, длительности, направленности и др.
Список литературы
- Богоявленская Д. Б. Психология творческих способностей. / Д.Б. Богоявленская.- М.: Академия , 2002-320с.
- Венгер Л.А. Программа «Одаренный ребенок» (Основные положения) / Л.А. Венгер. - М.: Новая школа, 2015-119с.
- Выготский Л.С. воображение и творчество в детском возрасте/ Л.С.Выготский.- М., 2014-235с.
- Григорьева, Г.Г. Развитие дошкольника в изобразительной деятельности / Г.Г. Григорьева. - Москва 2016- 87с.
- Давыдова Г. Н. Пластилинография. Анималистическая живопись: Конспекты занятий/Г.Н. Давыдова. — М.: Издательство «Скрипторий 2012», 2012- 305с.
- Давыдова Г.Н. Нетрадиционные техники рисования в детском саду/ Г.Н. Давыдова - М.: Издательство Скрипторий 2011.- Ч.2.-153с.
- Доронова Т.Н. деятельность и эстетическое развитие дошкольников: методическое пособие для воспитателей дошкольных образовательных учреждений / Т.Н. Доронова. - 2-е издание.- Москва: Просвещение, 2с.- (Из детства - в отрочество)
- Казакова Т.Г. Теория и методика развития детского изобразительного творчества: учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по специальностям «Дошк. педагогика и психология», «Педагогика и методика дошк. образования» / Т.Г. Казакова. М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2011. 255 с.
- Комарова Т. С. Изобразительная деятельность в детском саду (Программа и методические рекомендации для занятия с детьми 2-7 лет)/ Т.С. Комарова. - Издательство Мозаика - Синтез Москва 2013- 93с.
- Сакулина Н.П. Изобразительная деятельность в детском саду/ Н.П. Сакулина, Т.С. Комарова. - М.: Просвещение, 2014.
- Спиркин А.Г. Основы философии : учеб пособие /А.Г. Спиркин. - М. : Гардарики, 2006. -- 736 с.
- Теплов Б.М. Способности и одаренность/ Б.М. Теплов. – М., 2015-184с.
- Флерина Е.А. Изобразительное искусство в дошкольных учреждениях. Элементы обучения в руководстве изобразительным творчеством ребенка // История дошкольной педагогики: Хрестоматия/ Сост. С.В. Лыков. - М.: Академия, 2007. - С. 458-465.
- Халезова Н.Б. Лепка в детском саду/ Н.А. Курочкина, Г.В. Пантюхина. - М.: Просвещение, 2014-46с.
- Хакимова Г. А. Методы ознакомления детей с изобразительным искусством // Педагогическое мастерство: материалы IX Междунар. науч. конф. (г. Москва, ноябрь 2016 г.). — М.: Буки-Веди, 2016- 192с.
- Чернова Е. В. Пластилиновые картины/Е.В. Чернова. — Ростов н/Д.: Феникс, 2006. — 48с.
- Эренгросс Б.А.. Искусство вокруг нас: Для среднего и старшего возраста/ Б.А. Эренгросс.— М.: Детская литература, 2011.- 180с.
- Юсов Б.П. Вопросы художественного развития школьников в процессе изобразительной деятельности// Эстетическое воспитание школьной молодежи/ Под. ред. Б. Лихачева, Г. Зальмона. – М., 2010.
- Яковлева Т. Н. Пластилиновая живопись. Методическое пособие/ Т.Н. Яковлева. - М. :ТЦ Сфера, 2010.-171с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ОПЫТ РАБОТЫ по ОО «Художественно-эстетическое развитие» на тему: «Декоративно-прикладное искусство, как средство развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста»
«Творчество – это деятельность,в которой раскрываетсядуховный мир личности»В. А. Сухомлинский Творчество, его формирование и развитие – одна из интереснейших ...
ПЛАСТИЛИНОГРАФИЯ, КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Пластилинография или рисование пластилином - это относительно новый вид детского творчества и разновидность нетрадиционного рисования, который доступен детям и дома, и в детском саду....
Проект в старшей группе «Нетрадиционные техники изобразительной деятельности как средство развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста»
Проект в старшей группе«Нетрадиционные техники изобразительной деятельности как средство развитиятворческих способностей детей старшего дошкольного возраста»...
Проект в старшей группе: «Нетрадиционные техники рисования как средство развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста»
Актуальность темы: заключается в том, что изобразительная продуктивная деятельность с использованием нетрадиционных изобразительных технологий является наиболее благоприят...
Консультация для педагогов «Пластилинография как средство развития творческих способностей детей среднего дошкольного возраста»
Моим воспитанникам очень нравится создавать картины из пластилина. и я надеюсь, что эта консултация будет полезна и интересна педагогам....
Консультация "Пластилинография как средство развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста"
Понятие «пластилинография» имеет два смысловых корня: «графия» - создавать, изображать, а первая половина слова «пластилин» подразумевает материал, при помощи котор...