Зачем нужна аппликация?
статья по аппликации, лепке (старшая группа)
Аппликация представляет одно из направлений техники изобразительного творчества, в котором образ получается при помощи соединения элементов к основе. Часто аппликацию считают детским занятием и не воспринимают её серьёзно. Люди, связанные каким-либо образом с культурой, творчеством или искусством к этой статистике, конечно же, не относятся. Представители самых разных сфер профессиональной деятельности могут вовлечься в этот на самом деле интересный и удивительный процесс.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zachem_nuzhna_applikatsiya.docx | 18.57 КБ |
Предварительный просмотр:
Зачем нужна аппликация?
Аппликация представляет одно из направлений техники изобразительного творчества, в котором образ получается при помощи соединения элементов к основе. Часто аппликацию считают детским занятием и не воспринимают её серьёзно. Люди, связанные каким-либо образом с культурой, творчеством или искусством к этой статистике, конечно же, не относятся. Представители самых разных сфер профессиональной деятельности могут вовлечься в этот на самом деле интересный и удивительный процесс.
В сетках занятий с детьми дошкольных образовательных учреждений аппликация занимает одно важных направлений работы во всех группах, начиная с младшего возраста. Давайте рассмотрим, почему?
Во - первых, во время занятий происходит активация мелкой моторики ,что напрямую связано с развитием речи (к слову, не только у детей младшего возраста, но и взрослых, восстанавливающих речевую и когнитивную сферы после травматических повреждений и заболеваний, а также в качестве профилактики нарушений мозговых процессов ), координирует мыслительные процессы и двигательные функции, чем помогает готовить руку к письму (или, опять же сохранять в тонусе или восстанавливать).
Во - вторых, развивает образное мышление (особенно работа с опорой на собственные замыслы и представления). А так же формирует умение работать по образцу.
В третьих, активирует словарь (происходит пополнение речевого запаса терминами, понятиями, объяснениями).
А ещё - развивает умение ориентироваться в пространстве (определять правильное расположение и соотнесение деталей, придерживаться контура и т.д. с использованием различных материалов). Способствует эстетическому развитию, целенаправленности действий, в некоторой степени, способствует развитию критического мышления, развивает воображение, творческое мышление, цветовосприятие и т. д. А увлечение процессом может стать в дальнейшем шагами к самореализации или способствовать сохранению психоэмоционального здоровья, являясь разгрузкой от более суровой деятельности и деёствительности.
В программах, предлагаемых для занятий, конечно же, учитывается возраст и психофизические особенности и возможности занимающихся. Систематически построенные занятия постепенно усложняются, предлагая использовать не только более сложные приёмы и техники, композиции, но и разнообразные материалы и области применения.
По видам используемых техник наиболее часто выделяют: плоскостную и пластическую (с защипыванием или складыванием элементов), геометрическую, ленточную аппликацию.
Среди техник, нередко используемых, но считающихся нетрадиционными выделяют: обрывную, «салфеточную», из природных материалов (листьев, камешков, ракушек, хвои, соломы, круп и семян, пуха, цветов, скорлупы и т.д.), ваты и ватных дисков и палочек, бумажных тарелок, ткани, бумажных полосок (квиллинг), войлока и т.д.
Нередко аппликацию сочетают с рисованием, пластилинографией, конструированием, моделированием.
Не забываем, что совместные занятия не только сближают, но и позволяют узнать друг друга лучше, а иногда гармонизировать взаимоотношения. Можно использовать готовые пособия, черпать идеи из различных источников или из собственной головы, воплощая образы и задумки.
Среди известных мастеров аппликации предлагаю рассмотреть работы художников А. М. Врубеля, К.А. Сомова, А. Матисса.
У нас старшая группа работает над темой: «Игрушка». Обсудили возможные варианты, отгадывая загадки, учли пожелания. Подробно разобрали план действий и технику безопасности.
Почти все попросили заготовленные на всякий случай и не предлагаемые сразу шаблоны. Рисовать самостоятельно никто не захотел. Вырезать без рисунка попробовали двое и отказались от этой затеи. Обвести шаблон получилось у 70 % группы. Захват карандаша, ножниц, в основном неправильный, удержать ножницы многим было трудно и, казалось бы, простое повторяемое действие «открыл-закрыл» давалось с трудом и напряжением даже с помощью «рука в руке» (и не потому, что ножницы тугие – они лёгкие и острые). Вырезать по контуру самостоятельно и вполне прилично сумели пятеро. Многим тяжело далось согласованное действие двумя руками – резали лишнее, не попадали на линию, не держали угол между лезвиями и бумагой.
Разглядывая вместе работы, выбирали наиболее понравившиеся с обязательным обоснованием. По-прежнему, в основном выбирали свои работы и работы друзей.
Порадовало: дети работали с интересом, никто не отказался, просили помочь, но подключились даже те, кто во время занятий предпочитает лежать на ковре. Несколько детей (ооочень мало), у которых возникали большие трудности в процессе работы, и не очень хорош результат, спокойно отреагировали на неудачу и выбрали как понравившиеся действительно хорошие работы. А загадки отгадали мгновенно, правила обращения с ножницами и клеем более-менее озвучили.
Удивило: инструкцию и объяснения 40 % детей забыли, с чего начинать, какой стороной класть лист цветной бумаги, клеем мазали где попало и как попало, хотя слушали и смотрели в момент объяснений.
Выводы: дома с ножницами дружбы не ведут, аппликациями почти не занимаются. Между тем, существует тест на выявление готовности к обучению в школе, включающей умение вырезать по контуру, скруглять углы, возможность удерживать инструкцию. Эгоцентризм преобладает, хотя навыки сотрудничества и эмпатии по сравнению с прошлым годом возросли.
Предложение: заняться дома, сходить на мастер-класс, выставку, устроить семейное мероприятие , ПОДКЛЮЧИТЬ БАБУШКУ И ДЕДУШКУ, разъяснив взаимную пользу аппликации для развития и сохранения психофизического здоровья.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Зачем нужны запреты?
Слова "нет" и "нельзя" помогают родителям заботиться о безопасности и здоровье ребенка, а самому малышу - получать представление о том, что такое хорошо и что такое плохо....
Консультация для родителей "Зачем нужна зрительная гимнастика детям"
Ни для кого не секрет, что многие родители практически не ограничивают время пребывание ребенка за компьютером и у телевизора, где зрение получает огромную нагрузку . Не приносит и пользы иг...
"Зачем нужна артикуляционная гимнастика и как ее выполнять?"
Представлены:1. Консультация для педагогов:Теоретическая часть:· Понятие «Артикуляционная гимнастика» и ее виды.· Зачем нужна артикуляционная гимнастика?· Как проводить артикуля...
А зачем нужна эта музыка?
Статья о приобщении детей к музыкальному искусству....
Зачем нужны пальчиковые игры?
Пальчиковые игры и упражнения - уникальное средство для развития мелкой моторики и речи в их единстве и взаимосвязи. Разучивание текстов с использованием «пальчиковой» гимнастики стимулирует раз...
Непосредственно образовательная деятельность Образовательная область « Безопасность» Тема: «ЗАЧЕМ НУЖНЫ ДОРОЖНЫЕ ЗНАКИ?»
Конспект непосредственно образовательной деятельности на тему "Зачем нужны дорожные знаки?"...
Конспект занятия в подготовительной к школе группе "Зачем нужны правила?"
Программное содержание:Научить умению правильно вести себя в незнакомом и людном месте.Воспитывать осознанное отношение к нормам и правилам.Развивать способность к умозаключениям, к оценке и сам...