ПРИМЕНЕНИЕ МЕТОДОВ АРТ-ТЕРАПИИ В РАЗВИТИИ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ИНТЕЛЛЕКТА ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
статья (средняя, старшая, подготовительная группа)

Статья посвящена изучению проблемы развития эмоционального интеллекта дошкольника. В работе обосновывается необходимость развития данного личностного качества, а также совместное применение методов арт-терапии для успешного развития эмоционального интеллекта ребенка.
 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya._markina_o.s.docx35.24 КБ

Предварительный просмотр:

ПРИМЕНЕНИЕ МЕТОДОВ АРТ-ТЕРАПИИ В РАЗВИТИИ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ИНТЕЛЛЕКТА ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Маркина О.С., воспитатель, МБОУ Детский сад №280, г.Уфа

В современном мире развитие эмоционального интеллекта детей дошкольного возраста – это важнейшая педагогическая задача, ведь без эмоций и чувств невозможно восприятие окружающего мира. При недостаточно развитом эмоциональном осознании, мы не в состоянии в полной мере понять нашу собственную мотивацию и потребности, а также эффективно общаться с другими людьми.  Нельзя представить жизнь современного ребенка без компьютеров, планшетов, телефонов и других видов техники. В результате дети уделяют меньше времени общению со сверстниками, становятся менее отзывчивыми и внимательными к чувствам и эмоциям окружающих. Актуальность данной темы не вызывает сомнений, поскольку именно в дошкольном возрасте идет активное эмоциональное становление ребенка, совершенствование его самосознания, способности к рефлексии и децентрации.

К 3-5 годам начинают проявляться эстетические чувства, нравственные эмоции, такие как доброжелательность, зависть, симпатия и многие другие. Эмоции являются мотивами поведения для детей дошкольного возраста, что объясняет их импульсивность и неустойчивость. Ребенок очень восприимчив в этом возрасте к оценке взрослого, он как бы «прощупывает» правильность своего поведения через эту оценку и быстро усваивает, что вызвало положительную реакцию, а что – отрицательную. Именно в дошкольном возрасте можно научить детей управлять своими эмоциями и правильно их выражать.

Воспитатель детского занимает одно из важных мест в жизни ребенка дошкольного возраста, ведь он является свидетелем его ежедневных выборов - иногда успешных, а иногда и нет. И в первую очередь, воспитатель получает возможность подбирать наиболее эффективные методы развития его эмоционального интеллекта.

Арт-терапия - это вид психотерапии и психологической коррекции, основанный на искусстве и творчестве. Основная цель арт-терапии состоит в гармонизации развития личности через развитие способности самовыражения и самопознания. С точки зрения психоанализа, основным механизмом арт-терапии является сублимация.

Самыми эффективными видами арт-терапии у детей дошкольного возраста являются:

  •  музыкотерапия;
  •  куклотерапия;
  •  сказкотерапия;
  •  изотерапия;
  •  песочная терапия.

Так как изотерапия и музыкотерапия являются наиболее значимыми и доступными способами развития эмоционального интеллекта для детей дошкольного возраста, то их совместное применение будет давать наиболее высокий результат. Во время занятия изотерапией, ребенок дошкольного возраста выражает свои чувства, мысли и эмоции через рисунок. Рисование на стекле или прозрачном мольберте, кляксография, рисование пальцами настраивает ребенка на различные ощущения. применение музыкотерапии совместно с изотерапией способствует наилучшему выражению эмоций, а также их контролированию. Музыка, звучащая во время занятия изобразительным искусством, помогает детям ярче передать настроение на рисунках, понять его, воспринять. Она расслабляет, успокаивает, соответственно, действия детей становятся более уверенными. Мелодия в сочетании с изотерапией дает возможность глубже понять эмоции, учиться их контролировать. Сочетание этих двух методов делает процесс развития эмоционального интеллекта более эффективным.

В зависимости от того, какая музыка звучит, достигается необходимый психотерапевтический эффект. Например, для того, чтобы снять стресс дошкольника используется успокаивающая музыка и одновременное рисование изображений, обладающих плавными линиями и достаточно приглушенными оттенками. Таким образом происходит корректировка поведения ребенка, улучшение его настроения, помощь в управлении своими эмоциями.

Благодаря одновременному применению этих двух методов можно достичь значительных результатов в умении выражать свои ощущения, понимать эмоции окружающих, увеличить спектр и глубину чувств.

Для того, чтобы научить дошкольника лучше ощущать и передавать эмоции, используется способ, заключающийся в следующем:

  1. Включается музыка, передающая определенные чувства.
  2. Во время звучания композиции, детям дается набор средств для изотерапии. Воспитатель предлагает передать свои эмоции от прослушивания с помощью предложенных инструментов.

Детям дается свобода выбора цветов, средств рисования (карандаши, фломастеры, мелки, кисти), полотна (бумага, картон и т.д.).

С каждым разом спектр ощущаемых эмоций детей, а также точность их передачи увеличивается. Затем стоит подбирать менее явно эмоционально-окрашенные музыкальные композиции, что позволит дошкольникам более чутко воспринимать ощущения от прослушивания и выражать их с помощью предложенных средств.

Таким же образом, можно сочетать между собой различные виды арт-терапии. Например, при прослушивании музыки можно предлагать выразить эмоции с помощью песочной терапии. Хорошей сочетаемостью обладают также сказкотерапия и музыкотерапия, изотерапия, песочная терапия. Дошкольники могут передавать настроение персонажей произведения посредством изотерапии и песочной терапии, или подбирать подходящую ситуации сказки музыкальную композицию.

Для того, чтобы подтвердить эффективность совмещения двух методов арт-терапии необходимо провести исследования, позволяющие определить текущее состояние группы детей до и после использования данного метода.

Для диагностики используются следующие критерии:

  •  адекватная интерпретация, понимание эмоциональных состояний других людей;
  •  способность эффективно контролировать свои эмоции;
  •  способность к эмпатии;
  •  широта диапазона понимаемых и переживаемых эмоций, интенсивность и глубина переживания;
  •  выразительность и особенности передачи эмоции в речи, мимике, пантомимике.

Таблица 1

Диагностический инструментарий для определения уровня эмоционального состояния

Критерии

Показатели

Оценка каждому ребенку

Диагностический материал

Адекватная интерпретация, понимание эмоциональных состояний других людей

  • ребенок самостоятельно определяет эмоциональное состояние, изображенное на картинке;
  • способен определять оттенки настроения;
  • рассуждение на тему причин определенного настроения

Высокий – 7-9

Средний – 4-6 Низкий– 1-3

Модификация методики «Изучение понимания эмоциональных состояний людей, изображенных на картинке» (Е.И. Изотова).

Способность к эмпатии

  • проявление эмпатии;
  • вербализация  эмоций окружающих

Высокий – 7-9

Средний – 4-6 Низкий– 1-3

Методика «Изучение эмоциональных проявлений детей» (А.Д. Кошелева).

Выразительность и особенности передачи эмоции в речи, мимике, пантомимике

  • изображение названных эмоций;
  • полнота внешних проявлений эмоций

Высокий – 21-30

Средний – 11-20

 Низкий– 0-10

Методика изучения мимической моторики (Г.А. Волкова).

В проведенном исследовании принимали участие 27 детей средней группы, в возрасте 4-5 лет. Цель нашего диагностического исследования заключалась в изучении уровня развития эмоционального интеллекта дошкольников.

По результатам диагностики мы получили следующие данные:

  1. Адекватная интерпретация, понимание эмоциональных состояний других людей:
  • Максимальный балл в исследуемой группе (макс.) – 9,
  • Минимальный (мин.)  –  2,
  • Средний (ср.знач.) – 5,5.
  1. Способность к эмпатии.
  • Макс. – 8,
  • Мин. – 1,
  • Ср.знач. – 4.
  1. Выразительность и особенности передачи эмоции в речи, мимике, пантомимике
  • Макс. – 24,
  • Мин. – 5,
  • Ср.знач. – 16.

По полученным данным выделим 13 человек, чей уровень эмоционального интеллекта ниже среднего. Определим их в отдельную экспериментальную группу. Остальные дети составляют контрольную группу.

В экспериментальной группе вновь разделим детей на тех, к кому будет применяться только один вид арт-терапии – изотерапия (1 группа), а другие будут одновременно прослушивать музыкальные произведения (музыкотерапия) и заниматься изобразительным искусством (2 группа).

В ходе данного исследования было обнаружено, что уровень эмоционального интеллекта детей из первой группы повышался медленнее, чем детей из второй группы. Это можно увидеть по построенной диаграмме:

Рисунок 1 – Результаты исследования

Таким образом, в данной статье доказывается эффективность совместного применения музыкотерапии и изотерапии для развития эмоционального интеллекта у детей дошкольного возраста. Развитие эмоций связано с созданием специальных условий воспитания и использованием усовершенствованных методов повышения уровня эмоционального осознания. Именно в дошкольный период закладывается понимание важности этой особой сферы – сферы эмоционального отношения к окружающим людям.

Список литературы:

  1. Ленкина В. О., Огир А. А., Вартанян О. В., Борохович Л. Ю. Способы развития эмоционального интеллекта у детей дошкольного возраста // Молодой ученый. — 2017. — №13. — С. 569-571. — URL https://moluch.ru/archive/147/40819/ (дата обращения: 27.02.2022).
  2. Шиманская В. А. Монсики. Что такое эмоции и как с ними дружить. Важная книга для занятий с детьми / В. А. Шиманская. – М.: Бомбора, 2017. - 128 с.
  3. Копытин А. И. Арт-терапия детей и подростков / А. И. Копытин, Е. Е. Свистовская. — Москва : Когито-Центр, 2010. — 197 с.
  4. Люсин Д. В. Современное представления об эмоциональном интеллекте / Д. В. Люсина // Социальный интеллект : Теория, измерение, исследование. — Москва : Институт психологии РАН, 2004. — С. 29—36.
  5. Никитин В. Н. Арт-терапия : учебное пособие [Электронный ресурс] / В. Н. Никитин. — Москва : Когито-Центр, 2014. — 330 с. 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие эмоционального интеллекта детей дошкольного возраста

Раскрытие понятий "эмоции" и "эмоциональный интеллект", особенности развития эмоционального интеллекта в дошкольном возрасте....

Картотека игр и упражнений для развития эмоционального интеллекта детей дошкольного возраста

Развитие эмоционального интеллекта — одно из важнейших направлений дошкольной педагогики. От способности человека понимать чужие и собственные переживания, от его навыков контроля над своим эмоц...

Развитие эмоционального интеллекта детей дошкольного возраста

В настоящее время стала все более актуальной проблема изучения связи чувств и разума, эмоционального и рационального, их взаимодействия и взаимовлияния. Это связано с изменениями, происходящими ...

Картотека игр для развития эмоционального интеллекта детей дошкольного возраста.

В связи с теми изменениями, которые происходят в российском обществе и образовании,  проблема развития социального и эмоционального интеллекта детей дошкольного возраста в последние годы приобрел...

Развитие эмоционального интеллекта детей дошкольного возраста

Данный материал посвящен вопросу развития эмоционального интеллекта детей дошкольного возраста....

Сегодня дошкольник - завтра успешный взрослый. Способы развития эмоционального интеллекта детей дошкольного возраста

Эмоциональное развитие детей дошкольного возраста – одно из важнейших направлений профессиональной деятельности педагога. Эмоции «являются центральным звеном» психической жизн...