ПРИМЕНЕНИЕ МЕТОДОВ АРТ-ТЕРАПИИ В РАЗВИТИИ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ИНТЕЛЛЕКТА ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
статья (средняя, старшая, подготовительная группа)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya._markina_o.s.docx | 35.24 КБ |
Предварительный просмотр:
ПРИМЕНЕНИЕ МЕТОДОВ АРТ-ТЕРАПИИ В РАЗВИТИИ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ИНТЕЛЛЕКТА ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Маркина О.С., воспитатель, МБОУ Детский сад №280, г.Уфа
В современном мире развитие эмоционального интеллекта детей дошкольного возраста – это важнейшая педагогическая задача, ведь без эмоций и чувств невозможно восприятие окружающего мира. При недостаточно развитом эмоциональном осознании, мы не в состоянии в полной мере понять нашу собственную мотивацию и потребности, а также эффективно общаться с другими людьми. Нельзя представить жизнь современного ребенка без компьютеров, планшетов, телефонов и других видов техники. В результате дети уделяют меньше времени общению со сверстниками, становятся менее отзывчивыми и внимательными к чувствам и эмоциям окружающих. Актуальность данной темы не вызывает сомнений, поскольку именно в дошкольном возрасте идет активное эмоциональное становление ребенка, совершенствование его самосознания, способности к рефлексии и децентрации.
К 3-5 годам начинают проявляться эстетические чувства, нравственные эмоции, такие как доброжелательность, зависть, симпатия и многие другие. Эмоции являются мотивами поведения для детей дошкольного возраста, что объясняет их импульсивность и неустойчивость. Ребенок очень восприимчив в этом возрасте к оценке взрослого, он как бы «прощупывает» правильность своего поведения через эту оценку и быстро усваивает, что вызвало положительную реакцию, а что – отрицательную. Именно в дошкольном возрасте можно научить детей управлять своими эмоциями и правильно их выражать.
Воспитатель детского занимает одно из важных мест в жизни ребенка дошкольного возраста, ведь он является свидетелем его ежедневных выборов - иногда успешных, а иногда и нет. И в первую очередь, воспитатель получает возможность подбирать наиболее эффективные методы развития его эмоционального интеллекта.
Арт-терапия - это вид психотерапии и психологической коррекции, основанный на искусстве и творчестве. Основная цель арт-терапии состоит в гармонизации развития личности через развитие способности самовыражения и самопознания. С точки зрения психоанализа, основным механизмом арт-терапии является сублимация.
Самыми эффективными видами арт-терапии у детей дошкольного возраста являются:
- музыкотерапия;
- куклотерапия;
- сказкотерапия;
- изотерапия;
- песочная терапия.
Так как изотерапия и музыкотерапия являются наиболее значимыми и доступными способами развития эмоционального интеллекта для детей дошкольного возраста, то их совместное применение будет давать наиболее высокий результат. Во время занятия изотерапией, ребенок дошкольного возраста выражает свои чувства, мысли и эмоции через рисунок. Рисование на стекле или прозрачном мольберте, кляксография, рисование пальцами настраивает ребенка на различные ощущения. применение музыкотерапии совместно с изотерапией способствует наилучшему выражению эмоций, а также их контролированию. Музыка, звучащая во время занятия изобразительным искусством, помогает детям ярче передать настроение на рисунках, понять его, воспринять. Она расслабляет, успокаивает, соответственно, действия детей становятся более уверенными. Мелодия в сочетании с изотерапией дает возможность глубже понять эмоции, учиться их контролировать. Сочетание этих двух методов делает процесс развития эмоционального интеллекта более эффективным.
В зависимости от того, какая музыка звучит, достигается необходимый психотерапевтический эффект. Например, для того, чтобы снять стресс дошкольника используется успокаивающая музыка и одновременное рисование изображений, обладающих плавными линиями и достаточно приглушенными оттенками. Таким образом происходит корректировка поведения ребенка, улучшение его настроения, помощь в управлении своими эмоциями.
Благодаря одновременному применению этих двух методов можно достичь значительных результатов в умении выражать свои ощущения, понимать эмоции окружающих, увеличить спектр и глубину чувств.
Для того, чтобы научить дошкольника лучше ощущать и передавать эмоции, используется способ, заключающийся в следующем:
- Включается музыка, передающая определенные чувства.
- Во время звучания композиции, детям дается набор средств для изотерапии. Воспитатель предлагает передать свои эмоции от прослушивания с помощью предложенных инструментов.
Детям дается свобода выбора цветов, средств рисования (карандаши, фломастеры, мелки, кисти), полотна (бумага, картон и т.д.).
С каждым разом спектр ощущаемых эмоций детей, а также точность их передачи увеличивается. Затем стоит подбирать менее явно эмоционально-окрашенные музыкальные композиции, что позволит дошкольникам более чутко воспринимать ощущения от прослушивания и выражать их с помощью предложенных средств.
Таким же образом, можно сочетать между собой различные виды арт-терапии. Например, при прослушивании музыки можно предлагать выразить эмоции с помощью песочной терапии. Хорошей сочетаемостью обладают также сказкотерапия и музыкотерапия, изотерапия, песочная терапия. Дошкольники могут передавать настроение персонажей произведения посредством изотерапии и песочной терапии, или подбирать подходящую ситуации сказки музыкальную композицию.
Для того, чтобы подтвердить эффективность совмещения двух методов арт-терапии необходимо провести исследования, позволяющие определить текущее состояние группы детей до и после использования данного метода.
Для диагностики используются следующие критерии:
- адекватная интерпретация, понимание эмоциональных состояний других людей;
- способность эффективно контролировать свои эмоции;
- способность к эмпатии;
- широта диапазона понимаемых и переживаемых эмоций, интенсивность и глубина переживания;
- выразительность и особенности передачи эмоции в речи, мимике, пантомимике.
Таблица 1
Диагностический инструментарий для определения уровня эмоционального состояния
Критерии | Показатели | Оценка каждому ребенку | Диагностический материал |
Адекватная интерпретация, понимание эмоциональных состояний других людей |
| Высокий – 7-9 Средний – 4-6 Низкий– 1-3 | Модификация методики «Изучение понимания эмоциональных состояний людей, изображенных на картинке» (Е.И. Изотова). |
Способность к эмпатии |
| Высокий – 7-9 Средний – 4-6 Низкий– 1-3 | Методика «Изучение эмоциональных проявлений детей» (А.Д. Кошелева). |
Выразительность и особенности передачи эмоции в речи, мимике, пантомимике |
| Высокий – 21-30 Средний – 11-20 Низкий– 0-10 | Методика изучения мимической моторики (Г.А. Волкова). |
В проведенном исследовании принимали участие 27 детей средней группы, в возрасте 4-5 лет. Цель нашего диагностического исследования заключалась в изучении уровня развития эмоционального интеллекта дошкольников.
По результатам диагностики мы получили следующие данные:
- Адекватная интерпретация, понимание эмоциональных состояний других людей:
- Максимальный балл в исследуемой группе (макс.) – 9,
- Минимальный (мин.) – 2,
- Средний (ср.знач.) – 5,5.
- Способность к эмпатии.
- Макс. – 8,
- Мин. – 1,
- Ср.знач. – 4.
- Выразительность и особенности передачи эмоции в речи, мимике, пантомимике
- Макс. – 24,
- Мин. – 5,
- Ср.знач. – 16.
По полученным данным выделим 13 человек, чей уровень эмоционального интеллекта ниже среднего. Определим их в отдельную экспериментальную группу. Остальные дети составляют контрольную группу.
В экспериментальной группе вновь разделим детей на тех, к кому будет применяться только один вид арт-терапии – изотерапия (1 группа), а другие будут одновременно прослушивать музыкальные произведения (музыкотерапия) и заниматься изобразительным искусством (2 группа).
В ходе данного исследования было обнаружено, что уровень эмоционального интеллекта детей из первой группы повышался медленнее, чем детей из второй группы. Это можно увидеть по построенной диаграмме:
Рисунок 1 – Результаты исследования
Таким образом, в данной статье доказывается эффективность совместного применения музыкотерапии и изотерапии для развития эмоционального интеллекта у детей дошкольного возраста. Развитие эмоций связано с созданием специальных условий воспитания и использованием усовершенствованных методов повышения уровня эмоционального осознания. Именно в дошкольный период закладывается понимание важности этой особой сферы – сферы эмоционального отношения к окружающим людям.
Список литературы:
- Ленкина В. О., Огир А. А., Вартанян О. В., Борохович Л. Ю. Способы развития эмоционального интеллекта у детей дошкольного возраста // Молодой ученый. — 2017. — №13. — С. 569-571. — URL https://moluch.ru/archive/147/40819/ (дата обращения: 27.02.2022).
- Шиманская В. А. Монсики. Что такое эмоции и как с ними дружить. Важная книга для занятий с детьми / В. А. Шиманская. – М.: Бомбора, 2017. - 128 с.
- Копытин А. И. Арт-терапия детей и подростков / А. И. Копытин, Е. Е. Свистовская. — Москва : Когито-Центр, 2010. — 197 с.
- Люсин Д. В. Современное представления об эмоциональном интеллекте / Д. В. Люсина // Социальный интеллект : Теория, измерение, исследование. — Москва : Институт психологии РАН, 2004. — С. 29—36.
- Никитин В. Н. Арт-терапия : учебное пособие [Электронный ресурс] / В. Н. Никитин. — Москва : Когито-Центр, 2014. — 330 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развитие эмоционального интеллекта детей дошкольного возраста
Раскрытие понятий "эмоции" и "эмоциональный интеллект", особенности развития эмоционального интеллекта в дошкольном возрасте....
Картотека игр и упражнений для развития эмоционального интеллекта детей дошкольного возраста
Развитие эмоционального интеллекта — одно из важнейших направлений дошкольной педагогики. От способности человека понимать чужие и собственные переживания, от его навыков контроля над своим эмоц...
Развитие эмоционального интеллекта детей дошкольного возраста
В настоящее время стала все более актуальной проблема изучения связи чувств и разума, эмоционального и рационального, их взаимодействия и взаимовлияния. Это связано с изменениями, происходящими ...
Познавательно-творческий проект «По следам сказочных героев» (использование сказкотерапии для развития эмоционального интеллекта детей дошкольного возраста)
проект педагога-психолога в ДОУ...
Картотека игр для развития эмоционального интеллекта детей дошкольного возраста.
В связи с теми изменениями, которые происходят в российском обществе и образовании, проблема развития социального и эмоционального интеллекта детей дошкольного возраста в последние годы приобрел...
Развитие эмоционального интеллекта детей дошкольного возраста
Данный материал посвящен вопросу развития эмоционального интеллекта детей дошкольного возраста....
Сегодня дошкольник - завтра успешный взрослый. Способы развития эмоционального интеллекта детей дошкольного возраста
Эмоциональное развитие детей дошкольного возраста – одно из важнейших направлений профессиональной деятельности педагога. Эмоции «являются центральным звеном» психической жизн...