Методическая разработка по организации различных форм совместной деятельности взрослых и детей.
методическая разработка по аппликации, лепке (младшая группа)
В настоящее время очень огромный выбор игрушек для детей- ярких, красивых, необычных. Но всегда приятнее и интереснее сделать что-то своими руками. Играя, ребенок учится действовать, мыслить, выстраивать свои отношения с другими людьми.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
razrabotka.docx | 40.03 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное общеобразовательное
Учреждение лицей 273 имени Л.Ю. Гладышевой
Колпинского района Санкт-Петербурга
Методическая разработка
по организации различных форм совместной
деятельности взрослых и детей.
Разработал:
Воспитатель
Дошкольного отделения
Лицея 273
Соколова Марина Николаевна
Санкт-Петербург
2022
Структура методической разработки:
1. Актуальность.
2.Пояснительная записка.
3.Содержание работы
4. Достигнутый результат
3. Конспект «Предметная лепка игрушки «Погремушка для плачущего Андрюшки».
Информационная карта проекта
Тема проекта - «Погремушка – моя первая игрушка!».
По продолжительности – краткосрочный-2 недели.
Участники проекта –воспитанники 2 младшей группы, родители, воспитатель группы и музыкальный работник.
По доминирующему виду проектной деятельности – социально – эмоциональный, игровой, творческий.
Возраст детей: 3-4 года
.
Актуальность
Игрушка-это не просто забава. Для ребенка это уменьшенное изображение окружающего мира. Игрушки в жизни ребенка —это не развлечение, а средство познания жизни, они необходимы ему для правильного умственного и физического развития.
Играя, ребенок учится действовать, мыслить, выстраивать с вои отношения с другими людьми.
Есть игрушки, в которые играли абсолютно все, даже если об этом не помнят. Каждый из нас держал, а возможно и не один раз, в детстве, да и во взрослой жизни колокольчик или обычный шарик, издающий интересный звук. Все знают, что эти игрушки из-за сопровождающего их звука прозвали игрушками-погремушками. Но мало кому известно, откуда, же произошли они и когда впервые увидели свет.
Простая детская игрушка – погремушка играет главную роль в многогранном развитии малыша на первых годах жизни. Она может оказать большое влияние на эмоциональное и умственное развитие младшего дошкольника – ребенка с ограниченными возможностями здоровья.
Погремушки побуждают к самостоятельным движениям, развивают мелкую моторику пальцев рук, сенсорное восприятие, слуховое внимание, память.
Использование погремушки на коррекционных занятиях с детьми с нарушением интеллекта 3-4х лет помогает:
- привлечь внимание ребенка, фиксировать взгляд на звучащей игрушке и во время действий с ней, прослеживать ее перемещение по горизонтали и вертикали;
- развивать подражание действиям и движениям взрослого;
- развивать слуховое и пространственное восприятие – учит находить источник звука;
- научить ребенка выделять различные свойства (цвет, форму, величину, выполнять задания на подбор по сходству или различию.
С помощью погремушек можно проводить много интересных простых развивающих игр, которые нравятся детям.
Актуальность проекта: Люди покупают игрушки в магазине, хотя в игрушке, сделанной своими руками, намного больше любви и заботы к малышу. Она – оберег для малыша.
Пояснительная я записка.
Одним из принципов ФГОС ДО является принцип содействия и сотрудничества детей и взрослых, признание ребенка полноценным участником образовательных отношений (пункт 1.4. ФГОС ДО).
Необходимо выстроить такое сотрудничество, которое позволило бы ребенку быть активным субъектом образовательной деятельности. Субъектом, который активно влияет на содержание деятельности, чьи интересы, познавательные потребности, индивидуальные особенности должны учитываться в построении образовательной работы. Для того чтобы побудить детей к совместной деятельности, нужно создать определенные педагогические условия (общая цель, особая форма подачи задания, специально организованная структура его выполнения, правильно организованный воспитателем педагогический процесс). Одним из актуальных и результативных форм совместной деятельности для детей дошкольного возраста и взрослых является проектная деятельность. Проектная деятельность – это создание воспитателем таких условий, которые позволяют детям или совместно со взрослыми формировать практический опыт, добывать его поисковым путем, анализировать и преобразовывать его.
В этом методе эффективно реализуется принцип интеграции, который позволяет взаимопроникать и взаимодействовать отдельным образовательным областям, тем самым обеспечивать целостность образовательного процесса и позволяет охватить различные виды детской деятельности.
Метод проектов дает ребенку возможность экспериментировать, синтезировать полученные знания, развивать творческие способности и коммуникативные навыки Ведущим познавательным процессом является восприятие, который выполняет объединяющую функцию: объединяет свойства предметов в целый образ предмета; все познавательные процессы в совместной согласованной работе по переработке и получению информации и весь полученный опыт об окружающем мире.
В данном проекте предполагается знакомство с игрушкой - погремушкой.
Это одна из самых многофункциональных игрушек Игры с разнообразными по цвету фактуре и форме погремушками стимулируют сенсорные способности ребёнка, тренируют зрение и слух, восприятие цвета, формы, размера предметов сенсорному развитию, они являются средством социально - эмоционального развития детей любого возраста, т. к. играя с ребёнком, в первую очередь стараются установить с ним эмоциональный контакт, а уж потом ориентироваться на развивающую цель игры.
Изучив разные источники информации, проделав опыты, дети убедятся в том, что погремушка –это не простая детская забава, которой играют только малыши, но и необыкновенный музыкальный инструмент, имеющий «родственников» по всему миру.
. Актуальность проекта: Люди покупают игрушки в магазине, хотя в игрушке, сделанной своими руками, намного больше любви и заботы к малышу. Она – оберег для малыша
Содержание работы
Цели | -знакомство с предметами - погремушки и их свойствами . узнать историю возникновения погремушки и сделать свою погремушку. -экспериментирование со знакомых и незнакомых предметов -обогащение словаря различными терминами -развитие мелкой моторики детей -активизация интереса к опытно-экспериментальной деятельности. Приучать ребенка экспериментировать с музыкальными игрушками, к изучению их звуковых возможностей -развитие музыкальных способностей детей младшего возраста через создание и реализацию системы работы в разных видах детской деятельности. |
Задачи | -Узнать историю возникновения и интересные факты о погремушке. -овладеть образно – игровыми и имитационными движениями в сочетании с музыкой. -приучать ребенка экспериментировать с музыкальными игрушками, к изучению их звуковых возможностей. -развивать игровые, музыкально – сенсорные способности, учитывать индивидуальные способности ребенка. -развивать творческие способности, фантазию при изготовлении поделок (погремушек) совместно с родителями. -Изучить технику изготовления погремушки. -привлекать родителей к изготовлению поделок (погремушек) Сделать погремушку своими руками. Провести сравнение самодельной и покупной погремушки |
Совместная деятельность возможна в процессе организации различных видов детской деятельности: игровой, коммуникативной, трудовой, познавательно-исследовательской, продуктивной, музыкально-художественной, чтения.
Дошкольники способны стать участниками совместной деятельности тремя способами:
- наблюдая за деятельностью взрослых;
- слушая рассказ воспитателя;
- практически участвуя в ней.
1 этап –Подготовительный-выяснение актуальности.
Анкетирование «Фольклор в жизни ребенка».
2 этап -: Планирование реализации проекта.
Личностно-ориентированного взаимодействия педагогов с дошкольниками. - сотрудничество (в игре и общении) Взрослые и дети-партнеры по совместной деятельности, которые дружелюбно и уважительно разговаривают друг с другом, не командуют, не назидают; они имеют равные права на проявление инициативы и активности, на выбор деятельности, форму ее осуществления. Партнерское взаимодействие предполагает общение взрослого и детей, детей друг с другом, предполагает умение не только говорить самому, но и слышать другого. Личностно-ориентированная педагогика предполагает особые способы взаимодействия взрослых с детьми: установление доверительных отношений, эмоциональная поддержка, организация сотрудничества, позитивные способы разрешения конфликтных ситуаций.
Образовательная область | Задачи | Организация работы (комплекс мероприятий) | Работа с родителями |
Познавательное развитие | Познакомить детей с новыми шумовыми инструментами, их разновидностями и приемами звукоизвлечения. Провести исследования сравнения свойств и качеств погремушки; развивать любознательность и познавательную мотивацию; развивать воображение и творческую активность. | Беседа с детьми «Давайте познакомимся. Погремушка и ее «родственницы». Познакомить детей с новыми шумовыми инструментами и приемами звукоизвлечения. Дидактические игры: «Почему она гремит», «Из чего погремушка состоит?» Произвести опыты с погремушкой: -почему она гремит? -из чего состоит погремушка? -зависит ли звук погремушки от ее величины? -зависимость силы голоса погремушки от количества наполнителя -зависимость силы и тембра погремушки от качества наполнителя | Консультация для родителей «Погремушка - средство развития ребёнка» «Почему важно петь детям колыбельные песни?», «Сядем рядком, поговорим ладком». |
Речевое развитие | Ознакомление с художественной литературой по теме. формировать умение отвечать на вопросы; обогащение активного словаря. | Разучивание потешек, стихов и колыбельных песен (Картотека колыбельных песен.) и загадывание загадок; | |
Художественно-эстетическое развитие | Вызвать у детей эмоциональный отклик, желание помочь. Музыкальные задачи: Развивать умение выполнять ритмические движения в соответствии с характером музыки. Учить двигаться выразительно, ритмично, проявляя творчество в придумывании своего узора. Самостоятельно менять движения со сменой частей музыки. Определять характер колыбельных песен, средства музыкальной выразительности. Развивать навыки правильного интонирования, выразительного, плавного пения (легато), умение петь Реализация самостоятельной творческой изобразительной деятельности детей. Воспитывать интерес к изобразительной деятельности. | Музыкально-ритмические игры «Погремушка». Музыкально-дидактическая игра для малышей «Музыкальный досуг - «Танец Петрушек с погремушками». Досуговые формы организации призваны устанавливать тёплые неформальные отношения между педагогами и родителями, а также более доверительные отношения между взрослыми и детьми НОД по лепке «Погремушка для плачущего Андрюшки Выставка «Погремушка для Андрюшки». НОД по рисованию раскрась погремушку. Планируемый результат: дети используют разные цвета при рисовании игрушки-погремушки. Выставка детских работ. | Консультация для родителей «Почему важно петь детям колыбельные песни?», «Сядем рядком, поговорим ладком». Поделка «Сделай погремушку». (совместная работа родителей и детей). |
Социально-коммуникативное развитие | Развитие общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками; формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками; развивать эмоциональную отзывчивость, вызвать желание помогать другим; Формирование нравственных качеств личности: бережное отношение к игрушкам. | Игра «Жмурки с погремушкой»; Игры с погремушкой; «Угадай где звонит», Игра «Тихо-громко», | Консультация для родителей «Сядем рядком, поговорим ладком». |
Физическое развитие | Обеспечении кратковременного отдыха и стабилизации работоспособности воспитанников через расслабление мышц и органов восприятия. Развивать умение ходить и бегать свободно в колонне по одному, ориентироваться в пространстве, сохранять правильную осанку стоя, упражнять в поворотах вправо, влево, держа в руках погремушки, воспитывать дружеские отношения, посредством игры с погремушками, способствовать налаживанию контактов друг с другом. | Комплекс утренней гимнастики «Погремушки». Физминутка «Погремушка» (с пластмассовыми погремушками). -Вращательные движения кистями рук, -разведение рук в стороны, -повороты головой. |
3-й этап-Реализация проекта
Продукт проектной деятельности: выставка рисунков «Моя любимая игрушка», «Игрушки, сделанные своими руками».
4 –й этап-Достигнутый результат.
На музыкальных занятиях воспитанники познакомились с таким музыкальным инструментом, как погремушка, выполняли упражнения с погремушками, танцевали с ними, а также играли в музыкальные игры. Дети научились узнавать и различать погремушку. Развилось чувство ритма у детей и умение соотносить свои движения со словами песен и стихотворений.
Утренние зарядки и физкультминутки («Погремушка, попляши») проводились с использованием погремушек.
В проекте - «Погремушка – моя первая игрушка!» развилось образное мышление и воображение, умение играть дружно; сформировалось доброжелательное отношение друг к другу, создалось бодрое, веселое настроение.
Ожидаемый результат достигнут:
Данная форма работы оказалась интересной как для детей, так и для родителей. Дети активно проявили интерес к погремушкам, исследуя их, экспериментируя с ними «Погремушка – моя первая игрушка!»» способствуют эмоциональному развитию детей, у них формируется готовность и умение действовать в коллективе.
Технологическая карта занятия
НОД | Художественно-эстетическое развитие | Младший дошкольный возраст (младшая группа 3-4 года) | |
ТЕМА | «Предметная лепка игрушки «Погремушка для плачущего Андрюшки». (конструктивный способ лепки) | ||
Образовательные области | художественно-эстетическое развитие, социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие, физическое развитие. | ||
Одним из приоритетных видов изобразительной деятельности для воспитанников первой (1,5–3 года) и второй (3–4 года) младших групп является лепка. Этот вид творчества задействует рецепторы на кончиках пальцев, что, в свою очередь, стимулирует работу зрительного, мыслительного, речевого центров головного мозга. Основным материалом для лепки в детском саду является пластилин. Он податливый, не пачкает руки, легко очищается с твёрдой рабочей поверхности. Если композиция задумывается на бумажной или картонной подложке, то пластилин нужно выбирать нежирный, иначе на подложке останутся пятна. Для лепки в младших группах достаточно комплекта пластилина из шести цветов. Способ лепки «Погремушка для плачущего Андрюшки» - конструктивный – предмет состоит из отдельных частей, затем скрепляется. Суть этого вида состоит в создании фигурки, максимально похожей на реально существующий предмет «Погремушка». - Продуктивный вид деятельности. Главным преимуществом этого вида творчества является то, что оно очень интересно самим малышам, ведь лепка даёт возможность сразу увидеть плоды своей деятельности- продуктивный вид деятельности. Продуктивные виды деятельности представляют собой созидательную работу, направленную на получение предметно оформленного результата, соответствующего в той или иной степени начальному замыслу, в чем и заключается их развивающий смысл. К тому же работа с пластилином успокаивает и дарит массу приятных эмоций. Акцент работы во второй младшей группе делается на поощрение самостоятельности, поэтому далеко не каждое занятие стоит начинать с повторения педагогом тех приёмов, которыми малыши уже овладели. Лучше привлекать к показу самих детей, например, предложить ребёнку показать остальным ребятам, как скатывать из пластилина «шарик» или раскатывать «колбаску». Основная задача педагога — увлечь ребёнка творческим процессом. Лепка в работе с младшим дошкольным возрастом направлена на реализацию сразу целого комплекса образовательных задач. Образовательные области: художественно-эстетическое развитие, социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие. Интегрирование образовательных областей: художественно-эстетическое развитие; речевое развитие. В Процесс обучения – используется на наглядный прием обучения- рассматривание игрушки-погремушки активизирует речь детей, побуждает к речевым высказываниям. Рассматривание игрушек сопровождается беседой, в которой дети рассказывают об устройстве игрушек, их деталях, возможных играх с ними. Это позволяет включать усвоенные слова в связную речь, употреблять их в сочетании с другими словами. В основе высказываний детей об игрушках лежит непосредственное восприятие игрушки, что оказывает влияние на сенсорное воспитание детей и развитие наблюдательности. Что за славная игрушка Эта чудо-погремушка, Замечательна на вид, Привлекательно звучит. -Посмотрите, у погремушки есть ручка, за неё удобно держать игрушку. -Покажите, где ручка у погремушки? -Что это? (Индивидуальные и хоровые ответы детей). -Ещё у погремушки есть шарики. -Покажи шарики у погремушки! (показывает на шарики погремушки). - Что это? Какого цвета шарики у погремушки? (Ответы детей). (Обращается к ребёнку). -Позвени погремушкой. Звонко звенит погремушка! -Положи погремушку на стол. -Молчит погремушка? (Индивидуальные и хоровые ответы детей.) | |||
ЦЕЛЬ | Совершенствовать умение лепить из пластилина. Формировать умения конструктивного способа Целевые ориентиры: владеет навыками самообслуживания; интересуется изобразительной деятельностью-лепка погремушки. | ||
Задачи | 1. Обучающие: Художественно-эстетическое развитие: формировать умение лепить предмет из двух частей: шарика и палочки, раскатывая комочки прямыми и круговыми движениями. Соединять части, плотно прижимая их друг к другу. Упражнять в раскатывании пластилина прямыми и круговыми движениями ладоней. 2.Развивающие: -способствовать развитию детского творчества в процессе продуктивной деятельности; развивать воображение Физическое развитие: развивать координацию движений; развивать мелкую моторику рук. Познавательное развитие: развивать любознательность и познавательную мотивацию; Закреплять представления о свойствах пластилина, и способах лепки. Речевое развитие: формировать умение отвечать на вопросы; обогащение активного словаря. Социально – коммуникативное развитие: развивать эмоциональную отзывчивость, сопереживание. 3.Воспитывающие: формировать интерес к лепке. вызвать желание помогать другим. Деятельность детей в НОД: игровая, познавательная, коммуникативная, двигательная. Образовательное пространство: наличие разнообразных видов погремушек в музыкальном уголке. Словарная работа. Шарик, столбик, скатать шар, соединить, раскатывать. | ||
Предварительная работа | -знакомство с музыкальными инструментами в музыкальном уголке. -показ детям погремушки. -послушали как они звучат. -рассмотрели их строение, выделили две части. -разучивание с детьми «Танец с погремушками». | ||
Материал и оборудование, демонстрационный материал. | -погремушки; пластилин разного цвета, пластиковые доски, салфетки, пластиковый ножик и специальные формы для выдавливания. Фартучки и нарукавники нужны для того, чтобы не запачкать одежду. | ||
Методы обучения | информационно – рецептивный метод, репродуктивный метод, практический метод, наглядный метод, словесный метод, | ||
Формы обучения | Фронтальная | ||
Подведение итогов | Дети активно проявляют интерес к погремушкам, исследуя их, экспериментируя с ними. Погремушки обогащают чувственный опыт детей в разных видах деятельности. Погремушки формируют интерес к эстетической стороне окружающей действительности. Погремушки способствуют активной игровой деятельности. |
Этап | Деятельность воспитателя | Деятельность детей | Основные приемы лепки |
Подготовительный этап. Вводная часть — до 2 минут. Организация восприятия предмета в целом. Детальное обследование предмета в сочетании с его анализом. Повторное целостное эмоциональное восприятие предмета. | Приём мотивации. Чтение стихотворения. Послушайте стихотворение: «Как большой сидит Андрюшка На ковре перед крыльцом, У него в руках игрушка Погремушка с бубенцом. Мальчик очень удивлён, не поймёт он; ну откуда Раздаётся этот звон?» -Это ваша первая игрушка и музыкальный инструмент, когда вы плакали, мамы вас успокаивали, звеня погремушкой». Воспитатель показывает детям погремушки- (2 3 штуки). Дети слушают, как звучит погремушка. Рассматриваем её, выделяем две части (шарик и ручка), уточнить их форму и строение, Воспитатель: -Ребята, давайте посмотрим, из каких частей состоит погремушка? -Что можно делать с ней? -Какой формы погремушка? -Какого цвета? Обследование может быть направлено и на анализ (ощупывание) структурной поверхности предмета. Для распознавания структуры материала применяется надавливание на поверхность предмета. Давайте «нарисуем» погремушку в воздухе пальчиками одной, затем другой руки. ⃰ | Дети слушают воспитателя Дети рассматривают погремушку и называют ее части. Дети «рисуют» погремушку в воздухе пальчиками одной, затем другой руки. | |
1.Актуализация детей по теме. 2. Познакомить с новым. Основной этап. до 10 минут (также с обязательной пальчиковой гимнастикой и/или физкультминуткой). Объяснение и уточнение показа приемов лепки Выполнение задания | Основная часть: Воспитатель предлагает детям сесть за столы. Дети садятся за столы, на тарелочке лежат два куска пластилина разного размера. Воспитатель: -Давайте попробуем сами слепить погремушку из пластилина. Пальчиковая гимнастика. «Есть у нас игрушки: Это -погремушка, Это -толстый мишка. Это-чудо-книжка, Это-неваляшка, Это кукла Машка. Раз, два, три, четыре, пять, Будем снова проверять» Воспитатель показывает детям приёмы скатывания шарика, раскатывания столбика (ручки). Просит детей повторить движения в воздухе. -Ребята, а сейчас вы возьмёте кусок пластилина побольше и скатаете шарик, а потом из кусочка поменьше столбик. Воспитатель предлагает одному ребёнку показать остальным ребятам, как скатывать из пластилина «шарик» или раскатывать «колбаску». Воспитатель показывает, как присоединить одну часть плотно к другой. Обучение новому умению-накладывание одной части на другую и придавливается (соединение частей). научить плотно прижимать одну часть к другой, не нарушая формы частей. - Ребята, а сейчас вы попробуйте скатать шар, а потом столбик. Физминутка: «Три медведя шли домой Папа был большой-большой. Мама с ним поменьше ростом, А сынок — малютка просто. Очень маленький он был, С погремушками ходил. Дзинь-дзинь, дзинь-дзинь.» Самостоятельная работа детей. -Ребята, а сейчас вы попробуйте присоединить эти части-шар и столбик Воспитатель помогает тем, кто затрудняется. В случае затруднения можно помочь ребенку, но показывать на своем кусочке пластилина. | Дети повторяют движения в воздухе. Один ребенок показывает, как скатать шарик из пластилина или как раскатать колбаску. Дети начинают работать. Во время работы дети сравнивают свою работу с образцом. Дети шагают на месте вперевалочку Поднять руки над головой, потянуть вверх. Руки на уровне груди. Присесть Встать, руки перед грудью сжаты в кулаки. Дети имитируют игру с погремушками Дети начинают работать. | прием- скатывание прием - раскатыва-ние прием- соедине-ние |
Заключитель- ный этап. — до 3 минут. Анализ работ. -Подведение итога занятия. Педагог хвалит малышей и спрашивает, понравилось ли детям делать поделку, то есть вводит элемент рефлексии. | Заключительная часть. Анализ детских работ. Активизировать ребят на высказывания о форме и строении погремушек. Воспитатель: -Сегодня мы с вами сделали большую работу-познакомились с музыкальными инструментами, узнали, что погремушка состоит из шара и ручки, а также сделали себе такую игрушку самостоятельно. -Посмотрите, сколько ярких погремушек вылепили. -Какие красивые погремушки у нас вышли и все они разные. -Мы узнали, что погремушка — это музыкальный инструмент, она состоит из шарика и ручки. -Понравилось вам делать игрушку? -Молодцы, ребята! Отлично потрудились | ||
Организация выставки | «Погремушка для Андрюшки» |
Примечание.
⃰⃰⃰ Если предмет обследовался накануне, т. е. предмет хорошо знаком, активного восприятия предмета можно не проводить. Воспитатель просто напоминает детям, что этот предмет они знают и нужно только посмотреть с чего следует начинать лепку.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Новые формы совместной деятельности взрослого и детей дошкольного возраста.
С изменением концепции дошкольного образования происходят изменения в организации образовательной деятельности с детьми. На смену традиционным формам пришли формы деятельностного и личностно - ориенти...
Воспитание ценностного отношения к предметам рукотворного мира посредством организации различных форм совместной деятельности педагога и детей
Предлагаю вашему вниманию доклад из опыта работы. В данном выступлении представлена разработка форм и методов работы по формированию у детей устойчивого интереса к предметному мир. Материал ...
"Разговор – форма совместной деятельности взрослого и детей"
Вся работа с маленькими детьми должна быть организована как "развивающая болтовня". К.Д. Ушинский...
Консультация «Исследовательская деятельность и экспериментирование как форма совместной деятельности взрослого и детей»
Консультация...
Организация различных форм совместной деятельности взрослых и детей.
Организация различных форм совместной деятельности взрослых и детей....
Брошюра для педагогов "Буктрейлер - как форма совместной деятельности взрослого и детей при формировании интереса детей старшего дошкольного возраста к сказам П.П.Бажова"
Брошюра для педагогов "Буктрейлер - как форма совместной деятельности взрослого и детей при формировании интереса детей старшего дошкольного возраста к сказам П.П.Бажова...
Консультация: Организация чтения художественной литературы как форма совместной деятельности взрослых и детей»
2 Оптимальное время для чтения художественной литературы в режимных моментах: для детей от 3 до 4 лет: перед завтраком(5-7 минут); во время подготовки к дневному сну (15 минут); после полдн...