Конспект непосредственно – образовательной деятельности по ИЗО – деятельности (лепка) в старшей группе на тему: «17 марта – Герасим Грачевник, грачей пригнал»
план-конспект занятия по аппликации, лепке (старшая группа)
Цель: Продолжать обучение лепки птицы «Грач» в объёмных предметах посредством пластических средств выражения с использованием мягкого материала (тесто). А также продолжать формировать у детей уважение к культуре и традициям родной страны. Расширять знания детей о празднике, познакомить с народным его значением. Вспомнить народные приметы, пословицы, традиции.
Программные задачи:
Обучающие
Формировать умение лепить птицу, составляя ее из отдельных частей, которые соединяются с помощью примазывания.
Расширять знания и представления детей о русских народных праздниках в соответствии даты народного календаря, в частности 17 марта Герасим – грачевник, закличках на весну, подвижных играх, обрядах, обычаях, разных формах народного творчества. Обогащать и активизировать словарь (грачевник, заклички, обрядовое печенье…). Познакомить детей с обрядовым печеньем и предсказаниями для русского православного народа прошлого столетия – «грачики» и праздником Герасима – грачевника.
Развивающие
Развивать у детей познавательный интерес, эмоциональную отзывчивость, эстетический вкус, коммуникативные способности, мелкую моторику руки.
Воспитательные
Воспитывать нравственные качества: доброту, отзывчивость, уважение к русским народным традициям, желание доводить начатое дело до конца. Способствовать патриотическому и нравственному воспитанию детей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
gerasim_grachevnik.doc | 302.5 КБ |
prezentatsiya_k_nod_grachevnik.pptx | 1.64 МБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ДЕТСКИЙ САД № 12 «АЛЕНКА» ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕГО ВИДА ГОРОДА ФУРМАНОВА
Конспект непосредственно – образовательной деятельности
по ИЗО – деятельности (лепка) в старшей группе на тему:
«17 марта – Герасим Грачевник, грачей пригнал»
Выполнила воспитатель:
Мочалова Е.В.
Фурманов
2020
Конспект непосредственно – образовательной деятельности
по ИЗО – деятельности (лепка) в старшей группе на тему:
«17 марта – Герасим Грачевник, грачей пригнал»
Цель: Продолжать обучение лепки птицы «Грач» в объёмных предметах посредством пластических средств выражения с использованием мягкого материала (тесто). А также продолжать формировать у детей уважение к культуре и традициям родной страны. Расширять знания детей о празднике, познакомить с народным его значением. Вспомнить народные приметы, пословицы, традиции.
Программные задачи:
Обучающие
Формировать умение лепить птицу, составляя ее из отдельных частей, которые соединяются с помощью примазывания.
Расширять знания и представления детей о русских народных праздниках в соответствии даты народного календаря, в частности 17 марта Герасим – грачевник, закличках на весну, подвижных играх, обрядах, обычаях, разных формах народного творчества. Обогащать и активизировать словарь (грачевник, заклички, обрядовое печенье…). Познакомить детей с обрядовым печеньем и предсказаниями для русского православного народа прошлого столетия – «грачики» и праздником Герасима – грачевника.
Развивающие
Развивать у детей познавательный интерес, эмоциональную отзывчивость, эстетический вкус, коммуникативные способности, мелкую моторику руки.
Воспитательные
Воспитывать нравственные качества: доброту, отзывчивость, уважение к русским народным традициям, желание доводить начатое дело до конца. Способствовать патриотическому и нравственному воспитанию детей.
Интегрируемые образовательные области: «Познавательное развитие», «Социально – коммуникативное развитие», «Речевое развитие», «Художественно – эстетическое развитие»
Планируемый результат: сформировать умение лепить птицу «Грач» с опорой на технологическую карту.
Словарная работа: Стимулировать речевую активность детей через употребление названия птицы в активной речи. Учить согласовывать числительное с прилагательным и существительным. Закрепить умение образовывать однокоренные слова: (грачевник…). Учить отвечать на вопросы полными ответами.
Предварительная работа: Разучивание примет, пословиц, стихов о весеннем прилёте птиц (грачей), использование солёного теста на предыдущих НОД по лепке. Рассматривание репродукции картины А.К. Саврасова «Грачи прилетели», иллюстраций ранней весны. Чтение исторической справки «По церковному календарю это день…» с использованием иллюстрации о жизни Герасима Иорданского, разучивание подвижных игр с правилами, составление и отгадывание загадок, моделирование через работу с технологическими картами.
Демонстрационный материал: маска для ребёнка – исполнителя роли грача, технологическая карта лепки птицы «Грач», иллюстрации с изображением грача
Раздаточный материал: поднос с 2 цветами солёного теста (тёмно – серого, светло – серого), дощечки, стеки, вода в баночке, кисточка, салфетка.
Форма проведения: интегрированное развлечение
Ход непосредственно – образовательной деятельности
- Вводная часть:
Приветствие сопровождается движениями, дети сидят на ковре в кругу:
Здравствуй, Небо! | Руки поднять вверх |
Здравствуй, Солнце! | Руками над головой описать большой круг |
Здравствуй, Земля! | Плавно опустить руки на ковер |
Здравствуй, планета Земля! | Руками над головой описать большой круг |
Здравствуй, наша большая семья! | Все ребята берутся за руки и поднимают их вверх |
Собрались все дети в круг,
Я – твой друг и ты – мой друг.
Вместе за руки возьмемся
И друг другу улыбнемся! | Взяться за руки и посмотреть друг на друга с улыбкой |
- Основная часть:
Воспитатель:
Птиц прилёт – весны примета,
Птицы – вестники весны.
Пролетев почти полсвета,
К нам опять спешат они.
- Давайте посмотрим, как спешат вернуться птицы в родные края, как нелёгок их перелёт. (Просмотр отрывка видео «Перелётные птицы. Грачи»).
Воспитатель: Ребята, как вы считаете, что это за птица?
Всех перелетных птиц черней
Чистит пашню от червей
Взад – вперед по пашне вскачь
А зовется птица.
Дети: Грач
Воспитатель: Да. Вы правы. Эта птица называется – Грач.
Воспитатель: А сейчас,
Дует теплый южный ветер,
Солнышко все ярче светит,
Снег худеет, мякнет, тает
Грач горластый прилетает
Что за месяц? Кто узнает? (Март)
Дети: Это первый весенний месяц – Март
Воспитатель: Молодцы! А вот и первый грач к нам пожаловал. (Выходит ребенок, переодетый в грача.)
Ребёнок: Я перелётных птиц черней,
Чищу землю от червей.
Вдоль по пашне мчусь я вскачь.
А зовусь я – птица грач.
Ребёнок: В народе говорили: «Грач на горе – так и весна на дворе», «Увидел грача – весну встречай». Чтобы ускорить наступление тепла давайте вместе позовем Весну.
Физкультурная минутка.
Как – то раннею весной На опушке, на лесной, | Дети стоят в кругу |
Появилась стая птиц Не скворцов и не синиц, | Бегут на цыпочках, подняв согнутые в локтях руки |
А большущие грачи | Руки в стороны |
Цвета черного, как ночь. | Приседают |
Прыгали как мы: точь в точь. Прыг – скок, прыг – скок. | Прыгают, наклоняются вперед, вниз |
Тут жучок, там червячок. Прыг – скок, прыг – скок | Прыгают, наклоняются вперед, вниз |
Воспитатель: Ребята, а что можно сказать об этих весенних птицах?
Воспитатель: Как вы считаете, грачи, какие птицы?
Дети: Грачи - это перелётные птицы, так как они зимуют в теплых краях.
Воспитатель: А вы знаете, на каких деревьях обитают грачи?
Дети: Да. На старых деревьях с толстыми ветками.
Воспитатель: А как вы думаете, из чего грачи строят свои гнезда?
Дети: Гнезда грачи строят из веточек и палочек.
Воспитатель: Ребята, а мы можем назвать грачей своими друзьями?
Дети: Да, потому что грачи питаются насекомыми и уничтожают вредителей.
Иным грачей несносен крик;
А я его люблю, напротив
Я с детских лет к грачам привык
Себя их слушать приохотив
Друзья родной земли моей,
Они, как я, здесь летом – дома,
Непостижима без грачей
Страна дубов и чернозёма.
(А. Жемчужников)
Воспитатель: Ребята, давайте посмотрим какое число на нашем календаре?
Дети: Наш календарь показывает, что сегодня 17 марта.
Воспитатель: А вы знаете, что 17 марта в народе считается днём Герасима –Грачевника. В народе считали, что в этот день преподобный Герасим пригонял с зимовки грачей. А значит, в этот день прилетают грачи – вестники весны.
Ребёнок: А еще 17 марта – в день Герасима – грачевника на Руси, по традиции, пекли хлеб по форме напоминающий грачей.
Воспитатель: Да действительно, это делалось для того, чтобы встретить прилет долгожданных птиц, приносящих весну. Грачи («грачики») – весеннее обрядовое печенье, изготовляемое из кислого ржаного теста в день Герасима – грачевника. Их делали по числу членов семьи или на одного больше и запекали в каждую птичку по какому – нибудь небольшому предмету, который предвещал судьбу тому, в чьем «граче» он оказался.
Воспитатель: А давайте, и мы сегодня испечем обрядовое печенье «грачики»!
Воспитатель: Тесто у нас тугое, чтобы с ним было удобно работать я предлагаю наши пальчики размять.
Пальчиковая гимнастика «Грачи»
Мы лепили куличи | Лепить пирожок |
Прилетели к нам грачи | Помахать крыльями |
Первый грач испек пирог, а второй ему помог, | Загибать пальчики по очереди на одной руке |
Третий грач накрыл на стол, а четвертый вымыл пол, Пятый долго не зевал и пирог у них склевал | Продолжать загибать пальчики по очереди на этой же руке (левой) |
Раз, два, три, четыре, пять, выходи грачей считать | Загибать пальчики на другой руке (правой) |
Воспитатель: Ну а сейчас мы будем с вами учиться лепить грача.
Воспитатель: Лепить вы начнете с разминания теста, затем скатайте его в толстую колбаску. Разрежьте колбаску на три приблизительно равные части.
Шаг 1.
Из первого кусочка создайте голову грача. Скатайте его в шарик. Нижнюю часть заготовки немного вытяните, чтобы образовалась вот такая юбочка.
Шаг 2. Далее из второго кусочка вылепите туловище птицы. Придайте массе каплеобразную форму. Соедините туловище с головой при помощи спички или зубочистки.
Шаг 3. Оставшийся кусочек черного пластилина разделите на три части. Из двух кусочков создайте плоские крылья среднего размера. Приклейте вылепленные заготовки к туловищу грача.
Шаг 4. После чего из третьего кусочка сформируйте верхнюю часть лапок и кончик хвоста. Надежно прикрепите детали к туловищу.
Шаг 5. Из дополнительной массы теста создайте острый клюв. Также над клювом разместите крошечные глазки.
Шаг 6. И последний этап – нанесение неглубокого рельефа на крылья, хвост, голову и грудку птицы. Теперь поместите копию грача из теста на поверхность, расположенную рядом с отопительными приборами для просушивания. Все, грач из цветного соленого теста готов.
Воспитатель:
- Давайте приступать к изготовлению наших грачей.
Во время лепки звучит музыка «Голоса птиц».
В ходе самостоятельной работы воспитатель оказывает индивидуальную помощь. С помощью инструкций и побуждающих вопросов регулирует деятельность детей, учит давать словесный отчет своих действий.
Например:
- Что нужно слепить сначала?
- Что нужно делать дальше?
- Что ты уже сделал?
- Что еще предстоит доделать?
Ребенок 1: Ура! Ура! Ура! К нам Герасим – грачевник пришел!
Ребенок 2: А, ну, отведайте печенья грачиного!
Ребенок 3: Нашего, нового,
Ребенок 4: Неповторимого, сладкого,
Ребенок 5: Судьбу предскажем, обо всем расскажем!
- Заключительная часть:
Воспитатель: Ребята, давайте рассмотрим наших грачей, что же у вас получилось? Посмотрите какие они у вас красивые!
Воспитатель: Дети, скажите что нового вы узнали о весне?
Дети: Мы узнали о весеннем празднике Герасим – грачевник, который на Руси отмечали 17 марта.
Ребенок: А еще в этот день пекли обрядовое печенье «Грачики».
Воспитатель: А чему вы научились?
Дети: Мы научились изготавливать (лепить) обрядовое печень «Грачики».
Воспитатель:
Праздник Грачевника к концу не подходит…
Он продолжается, он не уходит.
В группу сейчас мы пойдём – на обед
Там грачиком каждый будет согрет!
Ждём самовар, чтоб попотчевать чаем,
Ждёт угощенье, печенье, варенье,
Впрочем всё то, что для вас – наслажденье!
Рефлексия.
Воспитатель: Ребята у меня на подносе лежат смайлики – выберите тот, который показывает ваше настроение после нашей встречи.
Воспитатель: Молодцы, ребята. Мне было приятно с вами работать. Всем спасибо!
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Здравствуй, Небо! Здравствуй, Солнце! Здравствуй, Земля! Здравствуй , планета Земля! Здравствуй, наша большая семья!
Всех перелетных птиц черней Чистит пашню от червей Взад – вперед по пашне вскачь А зовется птица… (Грач)
Дует теплый южный ветер, Солнышко все ярче светит, Снег худеет, мякнет, тает Грач горластый прилетает Что за месяц? Кто узнает? (Март)
НАРОДНЫЕ ПРИМЕТЫ «ГРАЧ НА ГОРЕ – ТАК И ВЕСНА НА ДВОРЕ» «УВИДЕЛ ГРАЧА – ВЕСНУ ВСТРЕЧАЙ» «17 МАРТА – ГЕРАСИМ ГРАЧЕЙ ПРИГНАЛ» «ГРАЧ ЗИМУ РАСКЛЕВАЛ» «ГРАЧ С ЗЕМЛИ ХВОРОСТИНУ ПОДНИМЕТ – СОЛНЕЧНОЕ ЛЕТО ОБЕЩАЕТ»
17 марта – Герасим Грачевник . Принято печь хлеба в виде грачей.
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА ЛЕПКИ ПТИЦЫ «ГРАЧ» 1 2 3 4 Шаг 1
Шаг 2. Шаг 3. Шаг 4. Шаг 5.
Праздник Грачевника к концу не подходит… Он продолжается, он не уходит. В группу сейчас мы пойдём – на обед Там грачиком каждый будет согрет! Ждём самовар, чтоб попотчевать чаем, Ждёт угощенье, печенье, варенье, Впрочем всё то, что для вас – наслажденье!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект непосредственно образовательной художественно-продуктивной деятельности с детьми старшей группы "Откуда появилась матрешка"
Занятие поможет познакомить детей с народной игрушкой -матрешкой...
Конспект непосредственной образовательной по ФЭМП деятельности с детьми средней группы Тема: «Геометрические фигуры. Счет в пределах
конспект НОД...
Конспект непосредственной образовательной по ФЭМП деятельности с детьми младшей группы Тема: «Дикие животные»
КОНСПЕКТ НОД...
Конспект непосредственной образовательной по ФЭМП деятельности с детьми средней группы Тема: «Золотая осень»
КОНСПЕКТ НОД...
Конспект по продуктивной деятельности лепке в старшей группе на тему «Клоун Клепа и его веселые друзья»
Цель: создать пластический образ клоуна в движении, выступающего в цирке с предметом, отмечая движения определённым положением рук, ног и соблюдая пропорции тела.Программные задачи:Воспитательные: Вос...
Конспект непосредственно образовательной деятельности по изобразительной деятельности (лепка) в старшей группе на тему: «Пляшущая девушка»
Данный конспект направлен на обучение детей умению передавать позу, движения человека; Закрепление умения передавать соотношение частей по величине; Упражнение в использовании различных приёмов лепки...
Конспект занятия по художественно-эстетической деятельности (Лепка) в старшей группе на тему "Лебедь"
Лепка из пластилина спиемами раскатывания, оттягивания, прищипывания и сплющивания....