Конспект ООД по художественно-эстетическому развитию детей подготовительной группы «Украшение полотенца мордовским орнаментом»
план-конспект занятия по аппликации, лепке (подготовительная группа)
Цель: Воспитывать любовь к родному краю. Прививать уважение к труду народных умельцев, восхищения их творчеством, вызывать желание украшать своё полотенце мордовским орнаментом.
Задачи :
Формировать интерес к культуре и истории родного края; развивать художественно-эстетическое восприятие, умение анализировать сочетание цветом, расположение элементов узора на полотенцах.
Обогащать и активизировать словарь; познакомить детей с одним из мордовских ремёсел - вышивкой, продолжать учиться составлять узоры из геометрических фигур на полосе.
Демонстрационный материал: Украшенные мордовской народной вышивкой полотенца, рубаха, образцы полотенец с узорами мордовского орнамента.
Раздаточный материал: Заготовки полотенец из белой бумаги. Трафареты мордовского орнамента квадраты, ромбы, крестики (из картофеля) на каждого ребёнка. Краска, кисти, салфетки.
Словарная работа: Вышивка, нардамо (морд., полотенце) и посиделки.
Предварительная работа: Чтение легенд и сказок мордовских народов, рассматривание одежды и предметов быта, украшенных мордовской вышивкой.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_ood.docx | 18.28 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект ООД по художественно-эстетическому развитию детей подготовительной группы «Украшение полотенца мордовским орнаментом»
Цель: Воспитывать любовь к родному краю. Прививать уважение к труду народных умельцев, восхищения их творчеством, вызывать желание украшать своё полотенце мордовским орнаментом.
Задачи :
Формировать интерес к культуре и истории родного края; развивать художественно-эстетическое восприятие, умение анализировать сочетание цветом, расположение элементов узора на полотенцах.
Обогащать и активизировать словарь; познакомить детей с одним из мордовских ремёсел - вышивкой, продолжать учиться составлять узоры из геометрических фигур на полосе.
Демонстрационный материал: Украшенные мордовской народной вышивкой полотенца, рубаха, образцы полотенец с узорами мордовского орнамента.
Раздаточный материал: Заготовки полотенец из белой бумаги. Трафареты мордовского орнамента квадраты, ромбы, крестики (из картофеля) на каждого ребёнка. Краска, кисти, салфетки.
Словарная работа: Вышивка, нардамо (морд., полотенце) и посиделки.
Предварительная работа: Чтение легенд и сказок мордовских народов, рассматривание одежды и предметов быта, украшенных мордовской вышивкой.
Ход занятия
-Шумбратадо! Проходите гости дорогие. Гостю в переднем углу место. Просим в избу. Гость на гость хозяину радость. Спасибо, что пришли на посиделки. (дети садятся на лавочку)
А вы знаете, что такое посиделки? Прежде чем я расскажу вам об этом, скажите: Как называется республика, в которой мы живём с вами?
- Наша республика называется Мордовия.
Как вы думаете, почему наша республика называется Мордовия?
-Она так называется, потому что здесь живёт народ – мордва.
В давние времена в каждом мордовском селе был дом, в котором устраивали посиделки. Собирались молодые парни и девушки, чтобы себя показать и на других посмотреть, посоперничать в забавах, переброситься частушкой, умением да мастерством блеснуть. На посиделки обязательно приходили с работой, чтобы напрясть пряжи, связать носки, а также любили шить и вышивать.
Мы возьмём пряжу в руки. Во время работы, чтобы время пролетело не заметно, пели песни. Давайте и мы с вами споём.
Песня “Прялица”
-Мордва говорили : “Вадря важодицясь берянь бездельникесь” Не учи безделью, учи рукоделию.
Как вы понимаете пословицу? Что такое безделье? - (Когда человек ничего не делает).
Как называют такого человека? – (Такого человека называют бездельник).
А что такое рукоделие? – (Когда человек умеет шить, вышивать и т. д.)
Учиться рукоделию надо – это полезно и в жизни пригодиться.
Давным-давно одежду и материалы для неё не покупали в магазинах, а делали сами. Поэтому, всех девочек в мордовском селе, с самого раннего возраста учили прясть, ткать, сматывать пряжу в клубки, а также шить и вышивать.
Давайте и мы посоревнуемся, посоперничаем в умении сматывать пряжу в клубки.
А ещё на посиделках любили вышивать. Вышивка - один из видов творчества. Славиться мордовский край вышивальщицами. Из поколения в поколение передаётся это искусство.
-А вы знаете, где использовали вышивку?
Вышивкой украшали одежду, предметы быта. (Показ изделий с вышивкой).
Каждая мастерица старалась сделать свой наряд (изделие) как можно лучше. Она вкладывала в него всю свою душу, все самые добрые мысли и чувства. Поэтому одежда и предметы, вышитые мордовским орнаментом отличались разнообразием и красочностью. Считалось, что такие предметы уберегут хозяйку от порчи и сглаза.
-Что можно увидеть на узорах?
Геометрические фигуры (ромбы, квадраты, крестики, разные узоры из растительного и животного мира (прямые и волнистые линии, цветы, птицы).
Посмотрите ребята внимательно на предметы украшенные вышивкой и скажите, какие цвета используются в мордовской вышивке?
В мордовской вышивке выделяют несколько цветов: Жёлтый, красный, чёрный, зелёный. Что означает жёлтый цвет?- Жёлтый цвет - цвет тепла. Красный цвет - цвет любви, мира, жизнелюбия. Чёрный цвет - цвет земли, земледелия.
(Воспитатель берёт в руки полотенце) Что это такое? - это полотенце. Правильно полотенце. На мордовском языке - нардамо.
Каким узором украшено полотенце? - полотенце украшено мордовским узором.
Где, в каких местах украшали полотенце? - полотенце украшали по краям.
Сегодня мы станем мастерами и будем украшать полотенце (нардамо) мордовским узором. Давайте пройдём в нашу мастерскую, займём свои места. Сели удобно, спину держим прямо, ноги вместе.
Перед вами полотенце с элементами мордовского узора. Давай рассмотрим его. Какими элементами украшено полотенце? - полотенце украшено квадратами, ромбами и полосками. Какого цвета геометрические фигуры? - красного и жёлтого.
Посмотрите, какими элементами украшено другое полотенце? - оно украшено крестиками, ромбами и полосками.
Какого цвета элементы на узоре? - красного и чёрного.
У вас на столах заготовки полотенец, которые нужно украсить мордовским узором. Вы составите узоры сами.
Давайте вспомним этапы работы. Что мы будем делать сначала? - Проведём линии по краю полотенца. Для чего мы это сделаем? - чтобы отделить полоску, на которой будем делать узор. Что мы делаем потом? - мы украшаем полоску одним элементом узора. Что мы делаем в конце? - мы украшаем полотенце другим элементом узора.
Прежде чем приступить к работе, подготовим наши пальчики, поиграем в пальчиковую игру.
Один, два, три, четыре, пять
Будем пальчики считать
Пальчики дружные
Все такие нужные
На одной руке пять
На другой руке пять
Пальчики дружные
Все такие нужные
(загибать пальцы на левой руке, за тем на правой руке, сжать в кулаки, разжать, пошевелить пальцами правой и лево рук,, сжать в кулаки и разжать).
А сейчас приступим к работе. Дети печатают узор на полотенце (звучит спокойная музыка). Дети убирают работы на мольберт.
-Ребята, скажите, чем мы сегодня занимались в нашей мастерской? - мы украшали полотенце мордовским орнаментом. Кто помнит, как на мордовском языке называется полотенце? - на мордовском языке полотенце - нардамо.
Ребята посмотрите на работы. Какие у вас получились полотенца?
У нас получились красивые полотенца. Они получились нарядные. Они получились яркие.
Ребята, а что можно делать с полотенцем? - Его можно подарить. С ним можно гостей встречать. Им можно вытирать руки. Полотенцем можно украшать помещение.
Молодцы ребята! У вас получились яркие, нарядные, красивые полотенца. Мне было очень приятно с вами работать. Спасибо за занятие.
Литература:
1. Примерный региональный модуль программы дошкольного образования «Мы в Мордовии живем» под ред. О. В. Бурляевой, Саранск, 2011г.
2. «Здравствуй, Мордовия» Саранск, 2005г
3. «Родиноведение» Н. А. Ануфриева, Саранск 1997г
4. «Здравствуй, мир» А. А. Вахрушев, Е. Е. Кочемасова и др. Москва, 2003
5. Материал из опыта работы.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия по художественно-эстетической деятельности для детей подготовительной к школе группы Тема: «Новогодние игрушки»
Программное содержание:Вызвать интерес к предстоящим новогодним праздникам.Воспитывать желание участвовать в оформлении праздничной елки.Развивать творческие способности.Материалы, инструменты, ...
ЗАНЯТИЕ ХУДОЖЕСТВЕННО – ЭСТЕТИЧЕСКОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ ДЛЯ ДЕТЕЙ ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЫ ТЕМА: «ЧАРОДЕЙКА ЗИМА РАЗУКРАСИЛА ДЕРЕВЬЯ»
нетрадиционная техника рисования...
План – конспект интегрированной НОД по художественно-эстетическому направлению для детей подготовительной группы
Тема: «Будь примерным пешеходом и пассажиром»Цель: закрепить знания детей о правилах безопасного поведения в общественном транспорте и на улицах города и уметь их использовать на занятиях ...
«Экологическое воспитание средствами художественно-эстетического направления развития детей подготовительной к школе группе через проектную деятельность».
laquo;Экологическое воспитание средствами художественно-эстетического направления...
НООД по художественно-эстетическому развитию детей подготовительной группы «Украшение полотенца мордовским орнаментом»
НООД по художественно-эстетическому развитию детей подготовительной группы «Украшение полотенца мордовским орнаментом»Тамара Павловна Исаева НООД по художественно-эстетическому развит...
НОД Художественно - эстетическое познавательное развитие в подготовительной группе
Развитие познавательных интересов, творческих способностей в процессе совместной деятельности конструирования из бумаги в подготовительной группе....
«Художественно-эстетическое творчество» для детей подготовительной группы по лепке Тема: «Снежинки»
Изобразительная задача. Продолжать учить передавать образ снежинок на пластине.Располагать всю композицию в центре пластины. Подбирать пластилин соответствующего цвету реальных изображаемых элем...