Филимоновская Игрушка
план-конспект занятия по аппликации, лепке (младшая группа)

Комарова  Наталья Евгеньевна

Конспект Нод по художественно эстетическому развитию

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon filimonovskaya_igrushka.doc46.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение

«Центр развития ребёнка – детский сад №14»  

КОНСПЕКТ НОД

«Художественно-эстетическое развитие»

Вторая младшая группа

Тема: « "Филимоновская игрушка"

Воспитатель  Комарова Н. Е

Ефремов,2021.

Интеграция образовательных областей: «Художественно эстетическое  развитие» «Речевое развитие», «физическое развитие».

Задача: Познакомить детей с филимоновской игрушкой: история возникновения, материал, элементы росписи.

Цели:

  1. Прививать любовь к народным промыслам, уважение к труду русских умельцев;
  2. Формировать у детей интерес к художественным произведениям русских мастеров.
  3. Воспитывать эстетическое отношение к народной культуре и предметам прикладного творчества.
  4. Воспитывать любовь к родному краю, гордость за свою малую Родину.
  5. Обогатить речь детей новыми словами: мастерица, удальцы, филимоновская.
  6. Активизировать в речи детей слова: народная, глиняная, свистулька, роспись, печь.

       Предварительная работа:    

  1. Изготовление атрибутов
  2. Подготовка иллюстративного материала и музыкального сопровождения.
  3. Беседы, рассматривание презентаций, иллюстраций по теме «народная игрушка»
  4. Заучивание стихотворений.
  5. Повторение игру «карусели»
  6. Закрепление знаний о свойствах глины.
  7. Подготовка ребенка на роль Марьи – Искусницы.

      Материалы и оборудование:

фланелеграф, мольберт, печь, гусиное перо, краска, сказка в картинках, филимоновские игрушки, иллюстрации с элементами росписи, глина, заготовки из глины, народный костюм.

     

ХОД НОД

Воспитатель:  - Здравствуйте, красны девицы, да добры молодцы! Здравствуйте, гости дорогие! Ребятки, а в каком городе мы с вами живем? А в какой области находится город Ефремов? Мы с вами живем на богатейшей Тульской земле. Наш Тульский край богат народными умельцами и промыслами.

Давайте сейчас сядем рядком, да поговорим ладком. Послушайте старую добрую сказку (дети сели на стульчики, воспитатель рассказывает сказку, сопровождая показ картинками на фланелеграфе).

Жила – была в  одном селе девушка по имени Марья. И такая эта Марья мастерица была. И шить, и вышивать, и игрушки делать могла. И прозвали ее за это Марьей Искусницей. Прослышал о Марье  Кощей Бессмертный, налетел, схватил ее и понес в свое царство. А Марьюшка превратилась в красивую жар – птицу и стала ронять на землю красивые перышки на память о себе. Куда падало красивое перышко, там и рождался новый мастер или мастерица. Одно перо упало в село Дымково, и родился чудесный промысел дымковской игрушки. Другое перо упало в деревню Филимоново Тульской области. И там мастера стали делать филимоновскую игрушку.

Вот о ней мы сегодня и поговорим. А поможет нам в этом Марья – Искусница. Давайте отправимся к ней в гости.

В путь зовет нас всех дорога,

Нам идти совсем немного.

(подходим к домику, детей встречает Марья)

Марья: - здравствуйте гости, дорогие. Я – Марья – Искусница, всем мастерам русским помогаю, промысел старинный сохраняю. Проходите ко мне в избу, рассаживайтесь.

Есть под Тулой деревенька, Филимоново зовут.

И живут там мастерицы, что добро в дома несут.

А добро там не простое, и  не злато, серебро.

Филимоновской игрушкой называется оно.

(Марья села, раскрашивает поделку)

Воспитатель: - Сказ начнем рассказывать, а вы слушайте, да запоминайте, мастерице нашей не мешайте.

(показываю игрушку)

Воспитатель: Это – филимоновская игрушка. Какая это игрушка? А хотите знать, почему ее так называют? Легенда говорит о том, что жил когда – то дед Филимон. Он и делал игрушки. Вот и назвали деревню, в которой жил дед Филимон, Филимоново. Как вы думаете, из какого материала изготовлена эта игрушка? (глина). Значит она…(глиняная). Посмотрите и скажите, какие вы здесь видите игрушки? (дети называют). Ребята, эти игрушки напоминают мне африканских жирафов. Как вы думаете, почему?

Дети: Потому что у них длинные шеи как у жирафов.

Воспитатель: У всех животных так сильно вытянуты шеи, что коровы были похожи на жирафов, а медведи – на змея – Горыныча с одной головой.

Воспитатель: Кто мне скажет, какие элементы использовались в росписи этих игрушек?

Дети: тонкие полоски, звездочки, елочки, кружочки.

Воспитатель: Какого цвета краски использовали мастера, при росписи игрушек?

Дети: Красные, белые, желтые, зеленые.

Воспитатель: Филимоновские мастерицы расписывали свои игрушки яркими красками, замешанными на яйце, нанося их куриным или гусиным пером. Основные цвета – это красный, зеленый, желтый, белый. Игрушки получаются яркими, красивыми. Животных традиционно расписывали разноцветными полосками вдоль туловища и шеи. Одноцветной, обычно белой или зеленой, делали голову или грудь. И получались вот такие забавные и веселые игрушки.

 О филимоновских игрушках сложено много стихотворений. И сейчас мы послушаем одно из них.

Ой, свистулечка, какая,

Утка полосатая.

Необычная, смешная,

И чуть – чуть пузатая.

-Подожди, минуточку,

Ты откуда, уточка?

Уточка свисти моя:

-Филимоновская я!

Воспитатель: ребятки, а как вы думаете, почему уточка свистит? Филимоновские игрушки – это не простые игрушки, а свистульки, которые делали специально к праздникам. Давайте попробуем посвистеть в них.

А теперь мы отдохнем и поиграем в игру «Карусели».

Воспитатель: А чем же занимается наша Марья – Искусница? Давайте посмотрим. (подходим). Марья лепит игрушки, давайте понаблюдаем, как она это делает.

В деревне Филимоново много оврагом, а в них полно всякой глины: белой, красной, розовой, черной. Руки у мастериц ласковые, нежные. Берет мастерица в руки кусок глины, разминает его в руках долго – долго, греет своими руками. Затем начинает лепить: вытягивает тело, ноги, руки, голову. И гладит, ласкает, разговаривает с ними. Потом вылепленные игрушки ставили в печь ряд за рядом на березовые поленья. Дров в печи много, горят они долго и жарко. Игрушки раскаляются в печи сначала докрасна, потом добела. А после остывают медленно – медленно. А когда их вынимают из печи, оказывается, что из черных они стали бело – розовыми, и твердыми как камень. И только тогда начинается роспись. Да не кисточкой, а гусиным пером. С кисточки краска к чистой обожженной глине не прилипает, а с гусиного пера пристает.

Из глины какого цвета начинают лепить игрушки?

Что делает с игрушкой после того, как ее вылепили?

Где ее обжигают?

Какая цветом становится обожженная игрушка?

Чем расписывали игрушку?

Какие краски использует мастерица?

Марья: Ребята, а у меня для вас есть подарки – филимоновские игрушки, только не простые, а разрезные. Соберете их и узнаете, что это за игрушки.

Воспитатель: Спасибо, Марья – Искусница. Мы обязательно соберем эти игрушки.

Марья: Пожалуйста! До новых встреч!

Воспитатель:

Отдохнули мы по праву,

Мастерам воздали славу.

Что ж, теперь домой пойдем.

Что узнали – не забудем,

Долго – долго помнить будем!

С какой игрушкой мы познакомились сегодня? Давайте соберем картинки и посмотрим, у кого какая получилась игрушка.

Собирает разрезные картинки.

Наша тульская земля славиться народными умельцами, промыслами, и мы по праву можем гордиться нашей малой Родиной – Тульским краем.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Ознакомление дошкольников с русской глиняной игрушкой на примере филимоновской игрушки

В работе раскрыта теоретическая часть для работы с детьми по ознакомлению их с филимоновской игрушкой....

«Дымковская игрушка. Сравнение с филимоновской игрушкой» Интегрированная совместная деятельность с детьми подготовительной к школе группы компенсирующей направленности

Цель:Развивать творческие способности детей на основе ознакомления с русскими народными игрушками. Интеграция образовательных областей:Речевое развитие. Познавательное развитие. Художественно-эст...

"Филимоновские мастера" (роспись филимоновской игрушки)

Сформировать знания детей об особенностях росписи игрушки, ёё колорите,основных элементах узора....

«Дымковская игрушка. Сравнение с филимоновской игрушкой» Интегрированная непрерывная образовательная деятельность с детьми подготовительной к школе группы с использованием ИКТ и игровых технологий

Цель:Развивать творческие способности детей на основе ознакомления с русскими народными игрушками. Интеграция образовательных областей:Речевое развитие. Познавательное развитие. Художественно-эст...

Проект «Промыслы России. Народная игрушка» «Филимоновская игрушка» в старшей группе общеразвивающей направленности №13 «Лучик»

Проект «Промыслы России. Народная игрушка»«Филимоновская игрушка»Вид проекта: творчески – информационныйПродолжительность: краткосрочныйУчастники проекта: дети ...

Проект "Народная игрушка.Филимоновская игрушка""

воспитание интереса к истории России, народному творчеству на примере русской национальной игрушки....

Проект «Промыслы России. Народная игрушка» «Филимоновская игрушка»

Проект «Промыслы России. Народная игрушка»«Филимоновская игрушка»...