Филимоновская Игрушка
план-конспект занятия по аппликации, лепке (младшая группа)
Конспект Нод по художественно эстетическому развитию
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
filimonovskaya_igrushka.doc | 46.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение
«Центр развития ребёнка – детский сад №14»
КОНСПЕКТ НОД
«Художественно-эстетическое развитие»
Вторая младшая группа
Тема: « "Филимоновская игрушка"
Воспитатель Комарова Н. Е
Ефремов,2021.
Интеграция образовательных областей: «Художественно эстетическое развитие» «Речевое развитие», «физическое развитие».
Задача: Познакомить детей с филимоновской игрушкой: история возникновения, материал, элементы росписи.
Цели:
- Прививать любовь к народным промыслам, уважение к труду русских умельцев;
- Формировать у детей интерес к художественным произведениям русских мастеров.
- Воспитывать эстетическое отношение к народной культуре и предметам прикладного творчества.
- Воспитывать любовь к родному краю, гордость за свою малую Родину.
- Обогатить речь детей новыми словами: мастерица, удальцы, филимоновская.
- Активизировать в речи детей слова: народная, глиняная, свистулька, роспись, печь.
Предварительная работа:
- Изготовление атрибутов
- Подготовка иллюстративного материала и музыкального сопровождения.
- Беседы, рассматривание презентаций, иллюстраций по теме «народная игрушка»
- Заучивание стихотворений.
- Повторение игру «карусели»
- Закрепление знаний о свойствах глины.
- Подготовка ребенка на роль Марьи – Искусницы.
Материалы и оборудование:
фланелеграф, мольберт, печь, гусиное перо, краска, сказка в картинках, филимоновские игрушки, иллюстрации с элементами росписи, глина, заготовки из глины, народный костюм.
ХОД НОД
Воспитатель: - Здравствуйте, красны девицы, да добры молодцы! Здравствуйте, гости дорогие! Ребятки, а в каком городе мы с вами живем? А в какой области находится город Ефремов? Мы с вами живем на богатейшей Тульской земле. Наш Тульский край богат народными умельцами и промыслами.
Давайте сейчас сядем рядком, да поговорим ладком. Послушайте старую добрую сказку (дети сели на стульчики, воспитатель рассказывает сказку, сопровождая показ картинками на фланелеграфе).
Жила – была в одном селе девушка по имени Марья. И такая эта Марья мастерица была. И шить, и вышивать, и игрушки делать могла. И прозвали ее за это Марьей Искусницей. Прослышал о Марье Кощей Бессмертный, налетел, схватил ее и понес в свое царство. А Марьюшка превратилась в красивую жар – птицу и стала ронять на землю красивые перышки на память о себе. Куда падало красивое перышко, там и рождался новый мастер или мастерица. Одно перо упало в село Дымково, и родился чудесный промысел дымковской игрушки. Другое перо упало в деревню Филимоново Тульской области. И там мастера стали делать филимоновскую игрушку.
Вот о ней мы сегодня и поговорим. А поможет нам в этом Марья – Искусница. Давайте отправимся к ней в гости.
В путь зовет нас всех дорога,
Нам идти совсем немного.
(подходим к домику, детей встречает Марья)
Марья: - здравствуйте гости, дорогие. Я – Марья – Искусница, всем мастерам русским помогаю, промысел старинный сохраняю. Проходите ко мне в избу, рассаживайтесь.
Есть под Тулой деревенька, Филимоново зовут.
И живут там мастерицы, что добро в дома несут.
А добро там не простое, и не злато, серебро.
Филимоновской игрушкой называется оно.
(Марья села, раскрашивает поделку)
Воспитатель: - Сказ начнем рассказывать, а вы слушайте, да запоминайте, мастерице нашей не мешайте.
(показываю игрушку)
Воспитатель: Это – филимоновская игрушка. Какая это игрушка? А хотите знать, почему ее так называют? Легенда говорит о том, что жил когда – то дед Филимон. Он и делал игрушки. Вот и назвали деревню, в которой жил дед Филимон, Филимоново. Как вы думаете, из какого материала изготовлена эта игрушка? (глина). Значит она…(глиняная). Посмотрите и скажите, какие вы здесь видите игрушки? (дети называют). Ребята, эти игрушки напоминают мне африканских жирафов. Как вы думаете, почему?
Дети: Потому что у них длинные шеи как у жирафов.
Воспитатель: У всех животных так сильно вытянуты шеи, что коровы были похожи на жирафов, а медведи – на змея – Горыныча с одной головой.
Воспитатель: Кто мне скажет, какие элементы использовались в росписи этих игрушек?
Дети: тонкие полоски, звездочки, елочки, кружочки.
Воспитатель: Какого цвета краски использовали мастера, при росписи игрушек?
Дети: Красные, белые, желтые, зеленые.
Воспитатель: Филимоновские мастерицы расписывали свои игрушки яркими красками, замешанными на яйце, нанося их куриным или гусиным пером. Основные цвета – это красный, зеленый, желтый, белый. Игрушки получаются яркими, красивыми. Животных традиционно расписывали разноцветными полосками вдоль туловища и шеи. Одноцветной, обычно белой или зеленой, делали голову или грудь. И получались вот такие забавные и веселые игрушки.
О филимоновских игрушках сложено много стихотворений. И сейчас мы послушаем одно из них.
Ой, свистулечка, какая,
Утка полосатая.
Необычная, смешная,
И чуть – чуть пузатая.
-Подожди, минуточку,
Ты откуда, уточка?
Уточка свисти моя:
-Филимоновская я!
Воспитатель: ребятки, а как вы думаете, почему уточка свистит? Филимоновские игрушки – это не простые игрушки, а свистульки, которые делали специально к праздникам. Давайте попробуем посвистеть в них.
А теперь мы отдохнем и поиграем в игру «Карусели».
Воспитатель: А чем же занимается наша Марья – Искусница? Давайте посмотрим. (подходим). Марья лепит игрушки, давайте понаблюдаем, как она это делает.
В деревне Филимоново много оврагом, а в них полно всякой глины: белой, красной, розовой, черной. Руки у мастериц ласковые, нежные. Берет мастерица в руки кусок глины, разминает его в руках долго – долго, греет своими руками. Затем начинает лепить: вытягивает тело, ноги, руки, голову. И гладит, ласкает, разговаривает с ними. Потом вылепленные игрушки ставили в печь ряд за рядом на березовые поленья. Дров в печи много, горят они долго и жарко. Игрушки раскаляются в печи сначала докрасна, потом добела. А после остывают медленно – медленно. А когда их вынимают из печи, оказывается, что из черных они стали бело – розовыми, и твердыми как камень. И только тогда начинается роспись. Да не кисточкой, а гусиным пером. С кисточки краска к чистой обожженной глине не прилипает, а с гусиного пера пристает.
Из глины какого цвета начинают лепить игрушки?
Что делает с игрушкой после того, как ее вылепили?
Где ее обжигают?
Какая цветом становится обожженная игрушка?
Чем расписывали игрушку?
Какие краски использует мастерица?
Марья: Ребята, а у меня для вас есть подарки – филимоновские игрушки, только не простые, а разрезные. Соберете их и узнаете, что это за игрушки.
Воспитатель: Спасибо, Марья – Искусница. Мы обязательно соберем эти игрушки.
Марья: Пожалуйста! До новых встреч!
Воспитатель:
Отдохнули мы по праву,
Мастерам воздали славу.
Что ж, теперь домой пойдем.
Что узнали – не забудем,
Долго – долго помнить будем!
С какой игрушкой мы познакомились сегодня? Давайте соберем картинки и посмотрим, у кого какая получилась игрушка.
Собирает разрезные картинки.
Наша тульская земля славиться народными умельцами, промыслами, и мы по праву можем гордиться нашей малой Родиной – Тульским краем.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Ознакомление дошкольников с русской глиняной игрушкой на примере филимоновской игрушки
В работе раскрыта теоретическая часть для работы с детьми по ознакомлению их с филимоновской игрушкой....
«Дымковская игрушка. Сравнение с филимоновской игрушкой» Интегрированная совместная деятельность с детьми подготовительной к школе группы компенсирующей направленности
Цель:Развивать творческие способности детей на основе ознакомления с русскими народными игрушками. Интеграция образовательных областей:Речевое развитие. Познавательное развитие. Художественно-эст...
"Филимоновские мастера" (роспись филимоновской игрушки)
Сформировать знания детей об особенностях росписи игрушки, ёё колорите,основных элементах узора....
«Дымковская игрушка. Сравнение с филимоновской игрушкой» Интегрированная непрерывная образовательная деятельность с детьми подготовительной к школе группы с использованием ИКТ и игровых технологий
Цель:Развивать творческие способности детей на основе ознакомления с русскими народными игрушками. Интеграция образовательных областей:Речевое развитие. Познавательное развитие. Художественно-эст...
Проект «Промыслы России. Народная игрушка» «Филимоновская игрушка» в старшей группе общеразвивающей направленности №13 «Лучик»
Проект «Промыслы России. Народная игрушка»«Филимоновская игрушка»Вид проекта: творчески – информационныйПродолжительность: краткосрочныйУчастники проекта: дети ...
Проект "Народная игрушка.Филимоновская игрушка""
воспитание интереса к истории России, народному творчеству на примере русской национальной игрушки....
Проект «Промыслы России. Народная игрушка» «Филимоновская игрушка»
Проект «Промыслы России. Народная игрушка»«Филимоновская игрушка»...