Авторская педагогическая разработка «Волшебные макароны»
рабочая программа по аппликации, лепке (старшая группа)
Авторская педагогическая разработка рассчитана на детей старшего дошкольного возраста (5-7 лет). Её реализация рассчитана на 72 календарных недели (36 недель в учебном году), и включает в себя 1 период непосредственной образовательной деятельности в неделю. Длительность одного периода НОД в группе 5-6 лет (третий год обучения) - 25 мин; в группе 6-7 лет (четвёртый год обучения) - 30 мин, согласно СанПиН 2.4.1. 3049-13 от 15.05.2013 №26.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
детский сад компенсирующего вида № 81
Авторская педагогическая разработка
«Волшебные макароны»
тип творческой работы: комбинаторная
форма (учебная, воспитательная программа, УМП, концепция, методические рекомендации)
Автор разработки:
Сенникова Лариса Владимировна
Воспитатель высшей квалификационной категории
МБДОУ детский сад компенсирующего вида№81
Ангарск, 2019
Содержание:
- Целевой раздел
1.1 Пояснительная записка_____________________________3
1.2 Возрастные и психологические особенности детей старшего дошкольного возраста с нарушением интеллекта ________________12
1.3 Целевые ориентиры на этапе завершения реализации авторской педагогической разработки _________________________16
- Содержательный раздел
2.1 Календарно-тематическое планирование работы с детьми с нарушением интеллекта__________________________________________________18
2.2 Календарно-тематическое планирование работы с родителями__________________________________________________33
2.3 Календарно-тематическое планирование работы с педагогами__________________________________________________35
- Список используемой литературы_________________________37
- Приложение
4.1 Цикл примерных мероприятий________________________________________________41
4.2 Методическое обеспечение __________________________54
Пояснительная записка.
Реализуемая авторская педагогическая разработка строится на принципе личностно–развивающего и гуманистического характера взаимодействия взрослого с детьми и разработана в соответствии со следующими нормативными документами:
- Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17 октября 2013 г. №1155 г. Москва «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования».
- Конституция РФ, ст. 43, 72.2
- Конвенция о правах ребенка (1989 г.)
- Типовое положение о ДОУ.
- СанПиН 2.4.1.3049-13.
- Устав ДОУ.
- ФГОС НОО ОВЗ и ФГОС О у/о
- Общеобразовательная программа ДОУ
Авторская педагогическая разработка рассчитана на детей старшего дошкольного возраста (5-7 лет). Её реализация рассчитана на 72 календарных недели (36 недель в учебном году), и включает в себя 1 период непосредственной образовательной деятельности в неделю. Длительность одного периода НОД в группе 5-6 лет (третий год обучения) - 25 мин; в группе 6-7 лет (четвёртый год обучения) - 30 мин, согласно СанПиН 2.4.1. 3049-13 от 15.05.2013 №26.
Актуальность.
В проекте ФГОС общего образования одной из целей, связанных с модернизацией содержания общего образования, является гуманистическая направленность образования. Она обуславливает личностно-ориентированную модель взаимодействия, развитие личности ребёнка, его творческого потенциала.
Дети с нарушениями интеллекта - наиболее многочисленная категория аномальных детей. Главной задачей обучения и воспитания таких детей является развитие их потенциальных познавательных возможностей, коррекция поведения, привитие им трудовых и других социально значимых навыков и умений. Изобразительная деятельность является одной из форм усвоения ребенком социального опыта. Именно её умственно отсталые дети выделяют из различных видов деятельности и отдают ей предпочтение, как наиболее интересной и занимательной.
В настоящее время существует огромное количество разнообразных материалов, предоставляющих огромный простор для детского творчества. Но как интересно бывает сделать что-нибудь необычное из вполне обычных материалов, найти нестандартное применение тому, к чему все уже привыкли.
В ходе активного поиска выяснилось, что вермишель, рожки, макароны, лапша — это не только макаронные изделия, но и отличный поделочный материал.
Вообще, как известно, аппликация имеет очень большое значение в развитии ребенка, а именно:
• развивает художественное воображение и эстетический вкус;
• развивает конструкторское мышление - из частей собрать целое;
• развивает моторику и тактильные ощущения, особенно если помимо бумаги используются другие материалы - ткань, крупа, сухоцветы, соломка;
• помогает выучить цвета и формы;
• знакомит с понятием «технология» - чтобы получить результат, необходимо выполнить последовательность различных действий: вырезать детали, смазать клеем бумагу, посыпать крупу.
Аппликация - увлекательнейший мир, который вы можете открыть для себя и своих детей! Это мир фантазии и игры, великолепных превращений, удивительных открытий и волшебных сказок!
Работа с применением макаронных изделий способствуют развитию сенсомоторики - согласованности в работе глаза и руки, совершенствованию координации движений, гибкости, точности в выполнении действий. В процессе работы постепенно образуется система специальных навыков и умений. Большое влияние такая деятельность оказывает на умственное развитие ребенка, на развитие его мышления, развивают любознательность и наблюдательность. Коллективные виды работ позволяют способствуют формированию дружеских, доброжелательных отношений, взаимопомощи. Результаты своего труда дети могут увидеть на стенах детского сада в качестве оформления, на различных выставках, конкурсах, что, несомненно, благоприятно сказывается на эмоциональном настрое, гордости за выполненную работу.
Самый ответственный момент – раскрасить изделия. Одни остаются некрашеными: естественный макаронный цвет тоже очень симпатично выглядит. Другие становятся зелеными, розовыми, красными, перламутровыми… Раскрашивать макаронные изделия детям очень нравится – гуашь замечательно ложится – получается яркий устойчивый цвет.
А какие замечательные, удивительные работы получаются из макаронных изделий! Картины, сувениры, бусы, ожерелья, шкатулки, вазочки – все это воспитанники с большим удовольствием делают из различных макаронных изделий (колесиков, палочек, звездочек, бантиков, перьев, ракушек).
Доступность и разнообразие макаронный изделий позволяют широко использовать данный материал в работе с детьми.
По сей день организация продуктивной деятельности с детьми с нарушениями интеллекта остается актуальной, так как, нет парциальных или авторских программ. Поэтому перед нами встала задача: создание педагогической разработки «Волшебные макароны».
Широко известно высказывание В.И. Сухомлинского «Ум ребенка – на кончиках его пальцев». Но этот ум тоже требует развитие, как и все остальное. Помочь развиться творчеству ребенка, поставить на верный путь, может взрослый. Что мы в своей работе и делаем.
Направленность авторской разработки
Авторская педагогическая разработка «Волшебные макароны» составлена в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования и направлена на развитие и коррекцию творческих и коммуникативных способностей дошкольников на основе их собственной творческой продуктивной деятельности.
Технологии
В процессе обучения используются игровые технологии, проблемное обучение, личностно-ориентированный подход, здоровьесберегающие технологии.
Отличительные особенности авторской педагогической разработки:
- Педагогический опыт применения макаронных изделий пока не систематизирован, не обобщён и не представлен (в должной степени) в современных образовательных программах.
- Эти техники не получили достаточно широкого распространения и не «укоренились», они являются скорее экспериментальными.
- В способах изображения (достаточно простых по технологии) нет жёсткой заданности и строгого контроля, зато есть творческая свобода и подлинная радость, результат обычно очень эффектный.
Необычные техники напоминают игру, в которой раскрываются огромные потенциальные возможности детей. Даже самая традиционная техника может превратиться в оригинальную, если применяется на основе нетрадиционных материалов.
Цель:
Развитие творческих способностей и мелкой моторики рук, через аппликацию макаронными изделиями.
Задачи:
- познакомить детей с аппликацией из макарон, основными способами приклеивания макаронных изделий;
- побуждать детей создавать выразительный образ в своих работах с помощью макаронных изделий;
- способствовать развитию у детей воображения, творчества;
- развивать мелкую моторику пальцев;
- воспитывать чувство «прекрасного», аккуратность, усидчивость, гордость за свой выполненный труд.
Создание условий
Чтобы успешно работать по данной теме, нам надо было создать необходимые условия. Совместно с родителями воспитанников собрали и подготовили следующие материалы для аппликации из макаронных изделий:
- разнообразные макаронные изделия (лапша, вермишель, колесики, палочки, звездочки, бантики, перья, ракушки)
- гуашь
- акварель
- пищевой краситель, целлофановые мешочки
- клеенки для раскрашивания макаронных изделий
- кисти клеевые и для рисования
- клей ПВА
- разноцветный картон
- листы формата А3
Форма и методы
- Оформление предметно-развивающей среды
- Индивидуальная работа с детьми
- Работа парами
- Групповая работа с детьми
- Тематические развлечения
- Мастер-классы с педагогами, совместные родителей с детьми
- Консультации для родителей и педагогов
- Публикация информации на сайте ДОУ
- Выставки творческих работ в группе и в ДОУ по лексическим темам
- Родительские собрания (Ознакомительное и в конце года подведение итога)
Принципы организации
- Построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок становится активным в выборе содержания своего образования, становится субъектом образования
- Учёт возрастных и психологических особенностей детей
- Содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка полноценным участником (субъектом) образовательных отношений
- Поддержка инициативы детей в различных видах деятельности
- Игровая форма подачи материала
- Сотрудничество Организации с семьей
- Приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства
Методическое обеспечение
Для освоения авторской педагогической разработки используются разнообразные приёмы и методы. Выбор осуществляется с учётом возрастных, психофизических возможностей детей:
- Словесные (беседа, объяснение, познавательный рассказ)
- Наглядные (картины, схемы, образцы, рисунки)
- Игровые (дидактические, развивающие, подвижные)
- Опытно-экспериментальные
- Метод проблемного обучения (самостоятельный поиск решения на поставленное задание)
Интеграция всех образовательных областей
- Социально-коммуникативное развитие – усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности; развитие общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками; становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий; развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками, формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе.
- Познавательное развитие – формирование представлений о времени, о цвете, форме, величине предметов, формирование представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, о малой родине и Отечестве, представлений о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках, о планете Земля как общем доме людей, об особенностях ее природы, многообразии стран и народов мира.
- Речевое развитие – развитие умения поддерживать беседу, обобщать, делать выводы, высказывать свою точку зрения, чтение стихов и рассказов о природе, овладение речью как средством общения и культуры; обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи; развитие речевого творчества.
- Художественно-эстетическое развитие – развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства, мира природы; становление эстетического отношения к окружающему миру; формирование элементарных представлений о видах искусства; реализация самостоятельной творческой деятельности.
- Физическое развитие – становление ценностей здорового образа жизни, овладение его элементарными нормами и правилами; использование здоровьесберегающих технологий: динамических пауз, пальчиковой, зрительной и артикуляционной гимнастики во время проведения НОД; развитие крупной и мелкой моторики.
Предполагаемый результат
В результате проведённой работы дети с нарушением интеллекта приобретут следующие качества
- Инициативность
- Самостоятельность
- Любознательность
- Наблюдательность
- Воображение, фантазия, образное мышление
- Творческие способности
- Склонность к экспериментированию
- Способность к принятию решений
В рамках реализации авторской разработки предусмотрены
способы и формы выявления, фиксации и предъявления результатов
Способы и формы выявления результатов | Способы и формы фиксации результатов | Способы и формы предъявления результатов |
Беседа, опрос, наблюдение Выставки, Итоговые занятия Анализ мероприятий Анализ приобретенных навыков | Грамоты Дипломы Фотоотчёты Отзывы (детей и родителей) Методические разработки | Выставки Готовые изделия Отчеты Открытые просмотры НОД Аналитические справки |
Возрастные и психологические особенности детей старшего дошкольного возраста с нарушением интеллекта
III - IV года обучения (5 -7 лет)
Умственная отсталость – это не просто «малое количество ума», это качественные изменения всей психики, всей личности в целом, явившиеся результатом перенесенных органических повреждений центральной нервной системы. Это такая атипия развития, при которой страдают не только интеллект, но и эмоции, воля, поведение, физическое развитие. Такой диффузный характер патологического развития умственно отсталых детей вытекает из особенностей их высшей нервной деятельности. Причины, вызывающие умственную отсталость разнообразны, однако для нее остаются характерными определенные общие признаки. Вследствие раннего срока поражения центральной нервной системы и последующего прекращения заболевания, психическое развитие происходит на дефектной основе. Несмотря на различный характер заболевания, вызвавшего поражение мозга, психическое развитие осуществляется в сходных условиях, поскольку поражение мозга произошло до развития речи и мышления.
Ощущения и восприятия. Особенности восприятий и ощущений умственно отсталых детей очень детально изучены советскими психологами (И.М. Соловьев, К.И. Вересотская, М.М. Нудельман, Е.М. Кудрявцева). Замедленность темпа восприятий сочетается у умственно отсталых детей со значительным сужением объема воспринимаемого материала. Эта слабость обозрения объясняется особенностями движения взора. То, что нормальные дети видят сразу, олигофрены - последовательно, пишет И.М.Соловьев. Узость восприятия мешает умственно отсталому ребенку ориентироваться в новой местности в непривычной ситуации. Недостаточная активность восприятия также имеет место быть.
Мышление. Имеет место бедность наглядных и слуховых представлений, крайне ограниченный игровой опыт, малое знакомство с предметными действиями, а самое главное - плохое развитие речи лишают ребенка той необходимой базы, на основе которой должно развиваться мышление. Недостаточность логического мышления проявляется в слабой способности к обобщению, олигофрены с трудом понимают любое явление в окружающем их мире. Переносный смысл фраз и слов понимается с трудом или не понимается совсем. Предметно-практическое мышление носит ограниченный характер. Олигофрены сравнивают явления и предметы по внешним признакам. Мышление замедленно по темпу, тугоподвижности.
Память. Как показали исследования (Х.С. Замский), умственно отсталые дети усваивают все новое очень медленно, лишь после многих повторений, быстро забывают воспринятое и, главное, не умеют вовремя воспользоваться приобретенными знаниями и умениями на практике. Среди недостатков памяти отметим: замедленность запоминания, быстрота забывания, неточность воспроизведения, эпизодическая забывчивость, а также несовершенство переработки воспринимаемого материала.
Внимание. Уровень развития внимания у детей с нарушением интеллекта весьма низок. Умственно отсталые дети смотрят на объекты или их изображения, не замечая при этом присущих им существенных элементов. Вследствие низкого уровня развития внимания они не улавливают многое из того, о чем им сообщает воспитатель. Переключаемость с одного вида деятельности на другой сильно затруднена. Произвольное внимание слабо выражено. Внимание отличается плохой фиксированностью на объекте, легко рассеивается.
Эмоционально-волевая сфера. Л.С. Выготский писал, что «именно в дефекте овладения собственным поведением лежит главный источник всего недоразвития умственно отсталого ребенка». Незрелость личности, данной категории детей, обусловленная в первую очередь особенностями развития его потребностей и интеллекта, проявляется в ряде особенностей его эмоциональной сферы. Для таких детей характерно недоразвитие эмоционально-волевой сферы. Эмоции однообразны, мало дифференцированы, оттенки переживаний либо очень бедны, либо отсутствуют. Эмоциональные реакции в основном наблюдаются на раздражители, которые воздействуют непосредственно на человека. Интерес к окружающему недостаточен. Инициатива и самостоятельность отсутствуют. Одновременно с этим они не способны подавлять аффекты. Часты сильные аффективные реакции по незначительному поводу.
Моторика. Отмечается недоразвитие моторики. Движения бедные, однообразные, часто угловатые, бесцельные, замедленные. Может наблюдаться двигательное беспокойство, наличие содружественных движений (синкинезий).
Воображение. У детей с нарушениями интеллекта из-за органических или функциональных нарушений, имевших место в раннем возрасте, воображение оказывается на низком уровне развития. Страдают все виды воображения. У детей не сформированы как структурный, так и операционный компоненты воображения, имеются трудности в использовании образов памяти, восприятия, страдает целостность создания образов, речь не выполняет своей регулирующей функции. Воображение по отношении к мышлению выполняет компенсаторную функцию. При этом установлено, что уровень развития воображения коррелирует со степенью тяжести нарушения.
Нарушения речи у умственно отсталых детей носят системный характер. Страдают все компоненты речи: лексика (скудный словарный запас, пассивный словарь превышает активный); грамматический строй речи (фрагментарность речи, структурная неоформленность предложений, пропуски главных членов предложения, замедленный тем становления связной речи); звукопроизношение (большое количество дефектных звуков, искажение звуков и замены, дефекты звукопроизношения сочетаются с нарушениями звуковой структуры слова: пропуски согласных при их стечении («такан» - стакан), замена первого согласного звука («светы» - цветы), переставляют звуки соседних слогов («моносафт» -космонавт), пропускают слоги («сатар» - санитар).
Недифференцированность обобщений (затрудняет изменение выделенного принципа обобщения - по цвету, трудно переключиться на другую классификацию - по форме); неполноценность мыслительных процессов (анализа - затрудняются выполнить мысленное расчленение предмета, явления, ситуации ; синтеза - не развито умение собрать отдельные части в целое; абстрагирования - неумение отделить существенные признаки от несущественных; сравнения - отождествляют сходные объекты ); недостаточно критично относятся к результатам своего труда.
Отмечается нарушение соотношения цели и действия (процесс выполнения действий формальный); дети подменяют или упрощают цель; поставленную задачу дети с нарушениями интеллекта выполняют без предварительной ориентировки в ней; затруднен перенос полученных знаний; часто затрудняются переключиться с одного действия на другое; некритичны к результату собственной деятельности.
Характеризуется незрелостью и недоразвитием.
Целевые ориентиры
на этапе завершения реализации авторской разработки
- Ребенок достаточно овладевает основными культурными способами деятельности, проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности - игре, общении, познавательно-исследовательской деятельности, конструировании и др.; способен выбирать себе род занятий, участников по совместной деятельности.
- Ребенок обладает установкой положительного отношения к разным видам труда, другим людям и самому себе, активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвует в совместных играх. Способен договариваться, сопереживать неудачам и радоваться успехам других, адекватно проявляет свои чувства, в том числе чувство веры в себя, старается разрешать конфликты.
- Ребенок достаточно обладает воображением, которое реализуется в разных видах деятельности; ребенок владеет разными формами и видами игры, умеет подчиняться разным правилам и социальным нормам.
- Ребенок достаточно владеет устной речью, может использовать речь для выражения своих мыслей, чувств и желаний.
- У ребенка достаточно развита крупная и мелкая моторика; он достаточно подвижен, вынослив, владеет основными движениями, может контролировать свои движения и управлять ими.
- Ребенок достаточно способен к волевым усилиям, может следовать социальным нормам поведения и правилам в разных видах деятельности, во взаимоотношениях со взрослыми и сверстниками, может соблюдать правила безопасного поведения и личной гигиены.
- Ребенок проявляет любознательность, задает вопросы взрослым и сверстникам, интересуется причинно-следственными связями, склонен наблюдать, экспериментировать. Обладает начальными знаниями о себе, о природном и социальном мире, в котором он живет; знаком с произведениями детской литературы, обладает элементарными представлениями из области живой природы, естествознания, математики, истории и т.п.; ребенок способен к принятию собственных решений, опираясь на свои знания и умения в различных видах деятельности.
Работа с детьми
Календарно-тематическое планирование 3-4 года обучения
Количество часов: 24
Месяц | Тема | Часы | Нетрадиционная техника | Программные задачи |
Октябрь | 1. «Раскрашивание макарон» | 1 | Аппликация макаронными изделиями | Познакомить детей с художественным материалом – макаронные изделия; учить аккуратно раскрашивать мароны для создания будущих работ; воспитывать интерес к аппликации с применением необычных материалов. Развивать мелкую моторику. |
2. «Разноцветные бусы» | 1 | Аппликация макаронными изделиями | Продолжать знакомить детей с художественным материалом – макаронные изделия; учить создавать из макарон бусы; воспитывать интерес к работе с необычными материалами. Развивать мелкую моторику. | |
3. «Ёжик» | 1 | Аппликация макаронными изделиями | Продолжать знакомить детей с художественным материалом – макаронные изделия; учить создавать из макарон бусы; воспитывать интерес к работе с необычными материалами. Развивать мелкую моторику. | |
4.«Овощи и фрукты» | 1 | Аппликация макаронными изделиями | Продолжать знакомить детей с художественным материалом – макаронные изделия; воспитывать у ребенка художественный вкус, пространственное и комбинаторное мышление; воспитывать интерес к работе с необычными материалами. Развивать мелкую моторику. | |
Ноябрь | 1.«Раскрашивание макарон» | 1 | Аппликация макаронными изделиями | Подготовить макаронные изделия для создания будущих работ; продолжать учить аккуратно раскрашивать макароны; воспитывать интерес к аппликации с применением необычных материалов. Развивать мелкую моторику. |
2.«Рыбка» | 1 | Аппликация макаронными изделиями | Продолжать учить детей работать с такими материалами как макаронные изделия; побуждать детей создавать выразительный образ в своих работах. Развивать мелкую моторику. | |
3. «Кудрявая овечка» | 1 | Аппликация макаронными изделиями | Продолжать учить детей создавать аппликацию из макаронных изделий; аккуратно приклеивать; воспитывать чувство «прекрасного», аккуратность, усидчивость, гордость за свой выполненный труд. Развивать мелкую моторику. | |
Декабрь Декабрь | 1.«Раскрашивание макарон» | 1 | Аппликация макаронными изделиями | Подготовить макаронные изделия для создания будущих работ; продолжать учить аккуратно раскрашивать макароны; воспитывать интерес к аппликации с применением необычных материалов. Развивать мелкую моторику. |
2. «Дом» | 1 | Аппликация макаронными изделиями | Продолжать учить детей работать с такими материалами как соленое тесто и макаронные изделия; создавать объемную работу; воспитывать чувство «прекрасного», аккуратность, усидчивость, гордость за свой выполненный труд. Развивать мелкую моторику. | |
3. «Букет цветов в вазе» | 1 | Аппликация макаронными изделиями | Продолжать знакомить детей с художественным материалом – макаронные изделия; воспитывать интерес к работе с необычными материалами, аккуратность. Развивать мелкую моторику. | |
Январь- февраль Март | 1.«Раскрашивание макарон» | 1 | Аппликация макаронными изделиями | Подготовить макаронные изделия для создания будущих работ; продолжать учить аккуратно раскрашивать макароны; воспитывать интерес к аппликации с применением необычных материалов. Развивать мелкую моторику. |
2.«Елка» | 1 | Аппликация макаронными изделиями | Продолжать знакомить детей с художественным материалом – макаронные изделия; воспитывать интерес к работе с необычными материалами, аккуратность. Развивать мелкую моторику. | |
3.«Автобус» | 1 | Аппликация макаронными изделиями | Продолжать учить детей работать с таким материалом как макаронные изделия; создавать сюжетные композиции; воспитывать аккуратность, усидчивость, гордость за свой выполненный труд. Развивать мелкую моторику. | |
4.«Шкатулка для украшений» | 1 | Аппликация макаронными изделиями | Продолжать учить детей работать с таким материалом как макаронные изделия; создавать объемные работы; воспитывать аккуратность, усидчивость, гордость за свой выполненный труд. Развивать мелкую моторику. | |
Март март | 1.«Раскрашивание макарон» | 1 | Аппликация макаронными изделиями | Подготовить макаронные изделия для создания будущих работ; продолжать учить аккуратно раскрашивать макароны; воспитывать интерес к аппликации с применением необычных материалов. Развивать мелкую моторику. |
2.«Белочка» | 1 | Аппликация макаронными изделиями | Продолжать учить детей работать с таким материалом как макаронные изделия; побуждать детей создавать выразительный образ в своих работах. Развивать мелкую моторику. | |
. | ||||
3.«Машина на улице» | 1 | Аппликация макаронными изделиями | Продолжать учить детей работать с таким материалом как макаронные изделия; побуждать детей создавать выразительный образ в своих работах. Развивать мелкую моторику. | |
Апрель Апрель | 1.«Раскрашивание макарон» | 1 | Аппликация макаронными изделиями | Подготовить макаронные изделия для создания будущих работ; продолжать учить аккуратно раскрашивать макароны; воспитывать интерес к аппликации с применением необычных материалов. Развивать мелкую моторику. |
2.«Корзинка» | 1 | Аппликация макаронными изделиями | Продолжать учить детей работать с таким материалом как макаронные изделия; побуждать детей создавать выразительный образ в своих работах. Развивать мелкую моторику. | |
3.«Пасхальное яйцо» | 1 | Аппликация макаронными изделиями | Продолжать учить детей работать с таким материалом как макаронные изделия; побуждать детей создавать оригинальные работы. Развивать мелкую моторику. | |
4.«Космический корабль» | 1 | Аппликация макаронными изделиями | Продолжать учить детей работать с таким материалом как макаронные изделия; побуждать детей создавать выразительный образ в своих работах; воспитывать аккуратность, усидчивость, гордость за свой выполненный труд. Развивать мелкую моторику. | |
Май | 1.«Раскрашивание макарон» | 1 | Аппликация макаронными изделиями | Подготовить макаронные изделия для создания будущих работ; продолжать учить аккуратно раскрашивать макароны; воспитывать интерес к аппликации с применением необычных материалов. Развивать мелкую моторику. |
2.«Дерево» | 1 | Аппликация макаронными изделиями | Продолжать учить детей работать с таким материалом как макаронные изделия; создавать сюжетные композиции; воспитывать аккуратность, усидчивость, гордость за свой выполненный труд. Развивать мелкую моторику. | |
3.«Бабочки» | 1 | Аппликация макаронными изделиями | Продолжать учить детей работать с таким материалом как макаронные изделия; создавать сюжетные композиции; побуждать детей создавать выразительный образ в своих работах. Развивать мелкую моторику. | |
| 1 | Аппликация макаронными изделиями | Продолжать учить детей работать с таким материалом как макаронные изделия; создавать сюжетные композиции; побуждать детей создавать выразительный образ в своих работах. Развивать мелкую моторику. |
Критерии оценки овладения детьми нетрадиционной изобразительной деятельностью и развития творческого потенциала.
Уровень | Критерий диагностики |
н | Раскрашивает макароны в разные цвета с помощью воспитателя, не самостоятелен в наклеивании на шаблон, на контур. Нет желания выполнять работу. Не аккуратен. |
с | Самостоятельно окрашивает макароны, называет цвет, не проявляет активности в выборе темы, работает по шаблону без фантазии. Ждёт помощи. |
в | Самостоятельно окрашивает макароны, проявляет активность, самостоятельно использует макароны в продуктивной деятельности. Аккуратен во время работы. Осуществляет помощь другим детям. |
Работа с родителями
Календарно-тематическое планирование работы с родителями
3-4 года обучения
№ п\п | Мероприятие | Форма проведения | Сроки выполнения |
1 | «Развитие мелкой моторики рук детей с интеллектуальной недостаточностью» | Информация на сайте ДОУ | Сентябрь |
2 | «Роль нетрадиционного рисования в развитии детей с интеллектуальной недостаточностью» | Родительское собрание | Октябрь |
3 | «Как часто рисует ваш малыш?» | Анкетирование | Ноябрь |
4 | «Развитие творческих способностей детей в игре и в быту» | Консультация в приёмной | Декабрь |
5 | «Творим вместе с детьми» | Буклеты для родителей | Январь |
6 | «Волшебные макароны» | Мастер-класс | Февраль |
7 | «Увлекательное рисование» | Папка-передвижка | Март |
8 | «Несколько советов по развитию творческих способностей детей» | Памятки для родителей | Апрель |
9 | «Наше семейное творчество» | Выставка рисунков, изготовленных дома совместно с родителями. | Май |
Работа с педагогами
Календарно-тематическое планирование работы с педагогами
3-4 года обучения
№ п\п | Мероприятие | Форма проведения | Сроки выполнения |
1 | «Работа с макаронами как средство развития творческих способностей у детей дошкольного возраста» | Семинар - практикум | Октябрь |
2 | «Волшебное превращение» | Открытый просмотр мероприятия по художественному творчеству с использованием макарон | Ноябрь |
3 | «Новый год стучится в дверь» | Изготовление плакатов для оформления ДОУ к Новому году | Декабрь |
4 | «Игры с макаронами» | Презентация Д/игр с макаронами, способствующих развитию творческих способностей детей | Январь |
5 | «Педагогическая мастерская» | Обмен опытом работы | Февраль |
6 | «Волшебные макароны» | Мастер-класс для педагогов | Март |
7 | «Юные изобретатели» | Оформление выставки детских творческих работ (совместная работа педагогов) | Апрель |
Литература:
- Белая А.Е., Мирясова В.И. Пальчиковые игры: Родничок, 1999, - 47 с.
- Бревнова Ю.А. Художественный труд в детском саду и дома Изд.: ООО «ТЦ Сфера» Москва, 2013
- Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. Психологические очерки. М.: Просвещение, 2010. Комарова Т.С. ИЗО 5-6, 6-7 Изобразительная деятельность в детском саду Изд.: Мозайка-Синтез,2016
- Генина Н.А. «Возрастная психология», методические рекомендации по курсу, ЧГПУ, 2004г.
- «Дети с ограниченными возможностями». Хрестоматия, Москва, 2011г. «Дефектологический словарь» под ред. Дьячкова А. И., Москва, «Педагогика», 2001г.
- Катаева АЛ. Влияние обучения на формирование личности аномального ребенка. Сб. Воспитание аномальных детей в дошкольных учреждениях. Под ред. Н.Г.Морозовой. - М., 2000. - С. -13 «Специальная психология» под ред. В.И.Лубовского, Москва, «Академия,2005г.
- Коломинский Я.Л. «Психология детей в норме и патологии», Москва, «Питер», 2004г.
- Коррекционное обучение как основа личностного развития аномальных дошкольников. Под ред. Л.П.Носковой. - М., 2010.
- Морозова Н.Г. О нравственном воспитании детей в специальных дошкольных учреждениях. Сб. Воспитание аномальных детей в дошкольных учреждениях. Под ред. Н.Г. Морозовой. - М., 2009. - С. 3-
- Новикова Е. Н. 2000 пословиц, поговорок, потешек и скороговорок: М., 1999, - 265 с.
- Образцова Т. Н. Логические игры для детей: М., 2010., - 184 с.
- Салагаева Л.М. Объемные картинки Изд. Детство-пресс, Санкт-Петербург,2010
- Соколова Н.Д. Формирование элементарных нравственных чувств и привычек у умственно отсталых дошкольников в процессе игр. Сб.
14. Воспитание аномальных детей в дошкольных учреждениях. Под ред. Н.Г.Морозовой.- М.,2000. - С. 28-34.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Авторская педагогическая разработка «Гости из прошлого» (приобщение детей дошкольного возраста к истокам народного декоративно- прикладного искусства)
Программа направлена на работу с детьми дошкольного возраста по приобщению к народной культуре и ознакомлению с декоративно – прикладным искусством. В разработке представлена система занят...
Авторский педагогический проект по художественно – эстетическому развитию детей младшей группы. Тема: «Кулинары».
Знакомство с приёмами и способами лепки из солёного теста и мягкого пластилина.Поиск эффективных методов и приёмов развития творческих способностей детей.Создание в семье благоприятные условия д...
Авторский педагогический проект. «Ознакомление детей старшего дошкольного возраста с исторической достопримечательностью г.Бор, Нижегородской области – Мухинским озером»
У каждого счастливого человека есть свой любимый город. Чаще всего любимым городом, поселком, краем является то место, где человек родился или провел много времени, где промчалось детство человека, ве...
Авторское педагогическое пособие "Мягкая книга трансформер "Ферма" Участие в разработке программно-методического сопровождения образовательного процесса
Предлагаю вам некоторые из методик, которые успешно нашли свою реализацию в ДОУ и дали положительные результаты, как сделать занятие с ребенком увлекательным, и при этом решить множество задач по разв...
Авторское педагогическое пособие «Мягкая книга-трансформер «Ферма»
Работа учителя-логопеда требует ежедневного разнообразия игр и приемов в работе.Предлагаем Вам идею, как сделать занятие с ребенком увлекательным, и при этом решить множество задач по развитию речи.Мя...
Знакомство с авторской педагогической технологией Н.П. Гришаевой "Клубный час" .
Предоставляю вашему вниманию презентацию - отчет о посещении городского методического объединения на тему: "Формирование духовно-нравственных ценностей у детей дошкольного возраста", где поз...
Городской конкурс авторских педагогических разработок по профилактике детского и дорожно-транспортного травматизма и основам безопасного поведения на дорогах
Презентация по обучению ПДД во второй младшей группе № 8 г. Смоленска...