Художественно - эстетическое развитие детей дошкольного возраста с ОВЗ в разных видах продуктивной деятельности.
план-конспект занятия по аппликации, лепке (средняя группа)

Иванова Ирина Михайловна

       Формирование творческой личности – одна из важных задач воспитания и развития детей с ОВЗ на современном этапе. Грамотная организация педагогического процесса, создающего эмоционально благоприятную обстановку для каждого ребенка и обеспечение его духовного развития, усиление внимания к эстетическому воспитанию и формирование художественно-творческих способностей у всех детей и особенно у детей с  ОВЗ. Эстетическое воспитание - это целенаправленный, систематический процесс воздействия на личность ребёнка с целью развития у него способности видеть красоту окружающего мира, искусства и создавать ее. Начинается оно с первых лет жизни детей. Наиболее эффективное средство для этого – деятельность по художественно-эстетической направленности посредством изобразительной деятельности. В процессе осуществления художественно- эстетического воспитания необходимо решить следующие задачи: систематически развивать эстетическое восприятие, эстетические чувства и представления детей, их художественно-творческие способности, формировать основы эстетического вкуса. Одной из важных задач, стоящих перед родителями и педагогами дошкольных учреждений для детей с ОВЗ, является развитие у воспитанников мелкой моторики кистей рук, что непременно будет способствовать их интеллектуальному, речевому, а также физическому развитию, а значит и успешному обучению в школе.

Изобразительная деятельность для детей с ограниченными возможностями носит эмоциональный и творческий характер. Задача педагога состоит в том, чтобы создать максимально благоприятные условия для развития творческих способностей на основе дифференцированного подхода. В процессе деятельности по художественно-эстетическому развитию - изображения и конструирования уточняются представления детей с ОВЗ о свойствах и качествах предметов. Для того чтобы нарисовать, вылепить, построить какой-либо предмет, предварительно надо хорошо с ним познакомиться, заметить и запомнить его форму, величину, цвет, конструкцию, пространственное расположение частей. В конструировании и изображении участвуют зрение, осязание, движение рук. В рисунках, лепке, аппликации дети выражают свои чувства и мысли, свои представления об окружающей жизни. Ведущими методами являются показ, наблюдение, анализ, пример взрослого. В развитии художественно - творческих способностей детей особая роль принадлежит личности педагога, его культуре, знаниям, увлеченности. Занятия могут быть групповые и самостоятельные.

Организация учебно-воспитательного процесса реализуется

- через мероприятия по совместной деятельности воспитателя с детьми

- через работу с семьей.

Используются:

  • Пальчиковые игры
  • Дидактические игры
  • Игровые упражнения
  • Использование музыки на занятиях и в режимных моментах для создания эмоционального фона.
  • Выставка детских работ, рассматривание экспонатов, творческих работ.
  • Рассматривание иллюстраций картин художников, книжных иллюстраций.

  Сотрудничество с семьей строится по двум направлениям: 

  1. включает индивидуальные и наглядно-информационные формы работы.  Организуются индивидуальные беседы, консультации, папок-передвижек, оформление фотовыставок; 
  2.  включает коллективные формы работы, которые обеспечивают организацию продуктивного общения всех участников образовательного пространства.

Важную роль в воспитательно-образовательном процессе играет посадка детей – формирование правильной осанки, размещение столов по отношению к источнику света, правильное положение корпуса и использовании обеих рук во время деятельности.

Детские рисунки и поделки - это средство отражения полученных впечатлений и образного выражения своего отношения к окружающему миру. Изобразительная деятельность глубоко волнует ребенка, вызывая положительные эмоции и интерес. Яркие результаты вдохновляют, позволяют максимально раскрыться фантазии. Перед детьми открывается мир творчества и красоты.

Занимаясь изобразительной деятельностью, дети с ограниченными возможностями  развивают мелкую моторику, внимание, образное мышление, воображение и художественный вкус. Они также учатся планировать свою деятельность и доводить начатую работу до конца. На занятиях дети работают красками, знакомятся со свойствами глины и пластилина. Шаг за шагом осваивают работу с природными и с другими самыми разнообразными материалами (пуговицы, веревки, семечки, бисер и др.) Развивая художественно-эстетические способности  можно использовать в работе нетрадиционную технику рисования. Использование рисования нетрадиционной техникой для развития детей дошкольного возраста с ОВЗ стимулирует положительную мотивацию, вызывает радостное настроение,   страх перед процессом рисования.

 

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интеграция разных видов искусства в художественно-эстетическом развитии детей дошкольного возраста.

Интеграция – одно из важнейших и перспективнейших направлений становления современного образования. Интегрированное обучение, по мнению многочисленных исследователей, способствует формированию у...

Художественно-эстетическое развитие детей дошкольного возраста через интеграцию различных видов деятельности

«Использование экологических сказок в художественно-эстетическом развитии детей дошкольного возраста»...

«Интеграция видов изобразительной деятельности в художественно-эстетическом развитии детей дошкольного возраста при использовании нетрадиционных техник в рисовании».

В работе с детьми дошкольного возраста по образовательной области "Художественное творчество"необходимо использовать новые ,творческие подходы....

«Интеграция видов изобразительной деятельности в художественно-эстетическом развитии детей дошкольного возраста при использовании нетрадиционных техник в рисовании».

В работе с детьми дошкольного возраста по образовательной области "Художественное творчество"необходимо использовать новые ,творческие подходы....

Художественно-эстетическое развитие детей дошкольного возраста, посредством организации различных видов детской деятельности.

Выстуление на педсовете. Отчет о работе по самообразованию. Сопровождается презентацией....

Художественно – эстетическое развитие детей дошкольного возраста через различные виды деятельности.

Актуальность художественно-эстетическое развития детей обусловлена введением Федеральных государственных образовательных стандартов дошкольного образования, в которых данное направление  рассматр...

Консультация для воспитателей "Художественно-эстетическое развитие детей дошкольного возраста в продуктивных видах деятельности"

Художественно-эстетическое развитие детей дошкольного возраста в продуктивных видах деятельности....