Презентация "Пластинография в развитии и обучении детей дошкольного возраста"
презентация к уроку по аппликации, лепке (старшая группа)

Киселева Мария Михайловна

"Пластинография в развитии и обучении детей дошкольного возраста"

Скачать:

ВложениеРазмер
Office presentation icon km.m.ppt2.08 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

«ПЛАСТИЛИНОГРАФИЯ В РАЗВИТИИ И ОБУЧЕНИИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА» ВОСПИТАТЕЛЬ КИСЕЛЕВА МАРИЯ МИХАЙЛОВНА

Слайд 2

УЧЁНЫЕ О МЕЛКОЙ МОТОРИКЕ И РОЛИ РУЧНОГО ТРУДА В ЖИЗНИ ВОСПИТАННИКОВ Развитию мелкой моторике рук уделяли большое внимание многие педагоги и психологи. Мне очень нравится слова В.А. Сухомлинского по этому поводу: «Истоки способностей и дарования детей – на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити-ручейки, которые питают источник творческой мысли. Другими словами, чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребёнок». А М.И. Сеченов в своих трудах вот что говорил по этой теме: « Движение руки человека наследственно не определено, а возникает в процессе воспитания и обучения»

Слайд 3

ЧТО ТАКОЕ ПЛАСТИЛИНОГРАФИЯ? Пластилинография — это один из сравнительно недавнего появления нового жанра (вида) в изобразительной деятельности. Понятие «Пластилинография» имеет два смысловых корня: «графил» — создавать, рисовать, а первая половина слова «пластилин» подразумевает материал, при помощи которого осуществляется исполнение замысла. Этот жанр представляет собой создания лепных картин с изображением более или менее выпуклых, полуобъёмных объектов на горизонтальной поверхности, с применением нетрадиционных техник и материалов

Слайд 4

АКТУАЛЬНОСТЬ ПРОБЛЕМЫ Занятия пластилинографией представляют большую возможность для развития и обучения детей. Они способствуют: 1. Развитию психических процессов: внимания, памяти, мышления, восприятия, воображения. 2. Развитию творческих способностей. 3. Развитию пространственной ориентации, сенсомоторной координации, то есть тех школьно-значимых функций, которые необходимы для успешного обучения в школе. Дети учатся планировать свою работу и доводить её до конца. 4. Развитию мелкой моторики рук: укрепляется сила рук, движения обеих рук становятся более согласованными, а движения пальцев дифференцируются. Рука ребёнка подготавливается к освоению такого сложного навыка, как письмо. 5. Деятельность по пластилинографии так же способствует снятию мышечного напряжения и расслаблению

Слайд 5

ОГРОМНОЕ МЕСТО В РЕАЛИЗАЦИИ ПЛАСТИЛИНОВЫХ ФАНТАЗИЙ ПРИНАДЛЕЖИТ Г.Н.ДАВЫДОВОЙ.ПОЭТОМУ ИМЕННО ЕЁ КОНСПЕКТЫ И МЕТОДИЧЕСКИЕ РАЗРАБОТКИ Я ИСПОЛЬЗОВАЛА ЧАЩЕ ВСЕГО В РАБОТЕ С ДЕТЬМИ.

Слайд 6

В данных пособиях предлагаются конспекты занятий по изобразительной и художественной деятельности детей старшего дошкольного возраста. Основой каждого занятия является использование нетрадиционной техники работы с пластилином - пластилинографии. Представлена методика создания лепных картин с изображением более или менее выпуклых, полуобъемных объектов на горизонтальной поверхности. Занятия составлены с учетом возрастных физиологических, психологических, познавательных особенностей детей дошкольного возраста. Использование художественного слова, игровых методов и приемов позволит воспитателям достичь успехов в формировании у детей изобразительных умений и навыков, развитии их творческих способностей. Данное пособие рекомендовано для педагогов дошкольных образовательных учреждений и начальной школы, родителей.

Слайд 7

ТРИ ОСНОВНЫХ ЭТАПА В ПЛАСТИЛИНОГРАФИИ . Освоение детьми нетрадиционной техники «пластилинография» предполагает последовательную реализацию трех этапов: Первый этап – подготовительный, на котором создают условия для ознакомления с новой нетрадиционной техникой. Педагог учит детей правильно использовать материал, раскрывает изобразительные возможности пластилина. Техника лепки богата и разнообразна, но при этом доступна даже маленьким детям. Практика показала, что такие занятия можно проводить уже в младшем возрасте, постепенно усложняя композиции. Взрослый знакомит детей с простыми приемами изображения: нажим и размазыванием.

Слайд 8

Второй этап – основной, продолжение освоения доступных приемов изображения; создание условий для свободного варьирования накопленного опыта и самостоятельного применения в аналогичных ситуациях . Детей знакомим с приемами лепки: раскатывание круговыми и прямыми движениями, сплющивание, вытягивание, вдавливание. Учим смешивать цвета для получения более светлого или темного оттенка, осваиваем прием «вливания цвета в цвет». Знакомим с обратной пластилинографией двумя способами: налепом и шариковым способом Третий этап – нацелен на обобщение полученных знаний, умений и навыков, приводит их в единую целостную систему. Этот этап подразумевает комбинирование известных способов деятельности с новыми..На этом этапе дети овладевают всеми доступными для дошкольников нетрадиционными приемами изображения, составляют более сложные рельефные композиции. Детей учат лепить с натуры и по представлению знакомые предметы, передавая их характерные особенности. Учат передавать в лепке выразительность образа, лепить фигуры человека и животных в движении. Развивают у детей чувство композиции. Детей знакомят с витражным способом обратной пластилинографии.

Слайд 9

ОСНОВНЫЕ ВИДЫ ПЛАСТИЛИНОГРАФИИ Прямая пластилинография - изображение лепной картины на горизонтальной поверхности; Обратная пластилинография (витражная) - изображение лепной картины с обратной стороны горизонтальной поверхности (с обозначением контура); Контурная пластилинография - изображение объекта по контуру, с использованием «жгутиков»; Многослойная пластилинография - объемное изображение лепной картины с на горизонтальной поверхности, с последовательным нанесением слоев; Модульная пластилинография - изображение лепной картины на горизонтальной поверхности с использованием валиков, шариков, косичек, многослойных дисков; Мозаичная пластилинография - изображение лепной картины на горизонтальной поверхности с помощью шариков из пластилина или шарикового пластилина; Фактурная пластилинография - изображение больших участков картины на горизонтальной поверхности и придание им фактуры (барельеф, горельеф, контррельеф).

Слайд 10

ОСНОВНЫЕ ЗАДАЧИ передавать простейший образ предметов, явлений окружающего мира посредством пластилинографии; освоить основные приемы применения пластилина в картинках (шариковый, жгутиковый. капельный) ,создания лепных картин с изображением более или менее выпуклых объектов на горизонтальной поверхности; освоить простейшие действия с пластилином – раскатывание, сплющивание, вытягивание, размазывание; формировать умения детей обследовать различные объекты (предметы) с помощью зрительного, тактильного ощущения для обогащения и уточнения восприятия их формы, пропорции, цвета; вырабатывать навыки аккуратной работы с пластилином; воспитывать отзывчивость, доброту, умение сочувствовать персонажам, желание помогать им; воспитывать желание участвовать в создании индивидуальных и коллективных работах; развивать мелкую моторику, координацию движения рук, глазомер; формировать художественно-эстетический вкус детей.

Слайд 11

ВЗАИМОСВЯЗЬ С ОБЛАСТЯМИ « Познавательное развитие » осуществляется знакомство с природой, с явлениями общественной жизни. Идет исследовательская образовательная деятельности . “ Речевое развитие ” используются и рассматриваются произведения худ. литературы «Под грибом» А.П.Сутеев, «Теремок» р.н.сказка и т.д. . «Социально-коммуникативное развитие » ,где осуществляется обогащение словаря, звуковой культуры речи, развития речи, общение ,дети готовят материал к каждой деятельности, самостоятельно убирают его. Работа с родителями, родительским комитетом по взаимному сотрудничеству в области Пластилинографии. . « Физическое развитие » - дети выполняют упражнениями пальчиковой гимнастики, гимнастику для глаз, физ. упражнения с речевым сопровождением. : . . « Художественно -эстетическое развитие »- все виды образовательной деятельности направлены на решение эстетических задач .Закрепляются предпосылки целостного восприятия мира искусства (в процессе работы с пластилином прослушиваются музыкальные произведения, продолжается знакомство с р.н.фольклором.

Слайд 12

С ЧЕГО НАЧАТЬ! Рекомендации по работе в технике «Пластилинография» 1. Твёрдый пластилин разогреть перед занятием в горячей воде (но не заливать кипятком) . 2. Во избежание деформации картины в качестве основы следует использовать плотный картон. 3. Основу перед началом работы покрывать скотчем. Это поможет избежать появления жирных пятен (работать на скользкой поверхности легче и при помощи стека проще снять лишний пластилин) . 4. На рабочем столе должна обязательно присутствовать доска или клеёнка, салфетка для рук. 5. Покрытие пластилиновой картинки бесцветным лаком или лаком для волос продлит ее "жизнь". 6. Для того чтобы придать поверхности блеск, перед заглаживанием пластилина пальцы слегка смачивают в воде, но так, чтобы картонная основа не размокла. 7. Чтобы поверхность картины выглядела шероховатой, используются различные способы нанесения изображения рельефных точек, штрихов, полосок, извилин или фигурных линий. Работать можно не только пальцами рук, но и стеками. 8. В процессе занятия требуется выполнять минутные разминки и физкультурные минутки.

Слайд 13

ПРАКТИЧЕСКИЕ НАВЫКИ ПЛАСТИЛИНОГРАФИИ Основные приёмы . Многообразие предметных форм требует применения различных приёмов лепки. Раскатывание - кусочек, положенный между ладонями или на доску и прижатый ладонью, раскатывается прямолинейными движениями кистей рук, удлиняется и приобретает цилиндрическую форму. Скатывание - кусочек пластилина кругообразными движениями ладоней или пальцами скатывается в шарик. Оттягивание - слегка потянув щепоткой часть пластилина можно сформировать часть изображения. Заглаживание – требуется при изображении плоских и гладких поверхностей – выполняется кончиками пальцев. Сплющивание - наиболее применяемый приём - для этого шарик сдавливают до формы лепёшки. Небольшие углубления и изгибы поверхности передают вдавливанием - нажимом пальцев, стека или формирующих структуру вспомогательных инструментов - трубочек, зубчатых колесиков и т. п. Прищипывание - осуществляется сжатием пальцев, собранных в щепотку, в той части формы, где создаётся новая деталь. Надавливание и размазывание - важно научить детей прилагать усилия пальчиками. Воспитатель показывает приёмы, а при необходимости берёт указательный пальчик ребёнка и помогает нарисовать пластилиновую линию, поворачивает пальчик в нужном направлении. Основные направления размазывания – сверху вниз, слева направо.

Слайд 14

МЕТОДЫ И ПРИЁМЫ При моей работе мною отбирались наиболее интересные ,доступные темы, сюжеты, которые смогли бы завлечь ребенка и помочь ему раскрыться. К каждому занятию подобраны соответствующие игры с движением, пальчиковая гимнастика, разминка для рук. Для решения поставленных задач, на занятиях максимально использовались все анализаторы ребенка: слуховой, зрительный, тактильный и т. д. Образовательная деятельность целиком проходит в форме игры. Игровые приемы обеспечивают динамичность процесса обучения, максимально удовлетворяют потребности ребенка в самостоятельности – речевой и поведенческой (движения, действия и т. п.) . Использование игр в обучении детей пластилинографией помогает активизировать деятельность детей, развивать познавательную активность, наблюдательность, внимание, память, мышление, поддерживает интерес к изучаемому, развивает творческое воображение, образное мышление.

Слайд 15

ЗАМЕЧАТЕЛЬНЫ СОВМЕСТНЫЕ РАБОТЫ РОДИТЕЛЕЙ С ДЕТЬМИ, ОНИ СТИМУЛИРУЮТ РОДИТЕЛЕЙ ПОМОГАТЬ СВОИМ ДЕТЯМ ТВОРИТЬ И СОЗИДАТЬ.

Слайд 16

РЕЗУЛЬТАТЫ РАБОТЫ Таким образом, организация работы по созданию продуктов детского творчества в технике пластилинография позволяет решать не только практические, но и воспитательные, образовательные задачи, способствует всестороннему развитию личности ребенка. В игровой форме дети учатся выделять в своих художественных работах главный замысел и оттенять второстепенные детали. Дошкольники получают знания, умения и навыки, знакомятся с миром предметов в процессе частичного использования бросового материала. При этом расширяются возможности изобразительной деятельности детей, раскрываются методы обучения основным правилам, приемам и средствам композиции.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование компьютера в процессе развития и обучения детей дошкольного возраста

Режиссерская игра в программеKid Pix предоставляет ребенку большую свободу для самостоятельного творчества и персональной инициативы, позволяет активнее выразить свою фантазию....

«РЕАЛИЗАЦИЯ ГЕНДЕРНОГО ПОДХОДА В ВОСПИТАНИИ, РАЗВИТИИ И ОБУЧЕНИИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»

Этот проект рассказывае об использованиев ДОУ гендерного подхода, который   дает огромные возможности в воспитании личности мальчиков и девочек, в речевом и нравственном ее развитии....

«ПРЕЕМСТВЕННОСТЬ ДЕТСКОГО САДА И СЕМЬИ – ЗАЛОГ УСПЕШНОГО РАЗВИТИЯ И ОБУЧЕНИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА.»

Семья и детский сад – два общественных института, которые стоят у истоков нашего будущего, но зачастую не всегда им хватает взаимопонимания, такта, терпения, чтобы услышать и понять друг друга. Совмес...

Технологии, формы и средства логико-математического развития и обучения детей дошкольного возраста

Разработка и выбор технологий логико-математического развития детей зависит от того, что подлежит освоению, и от направления развития мыслительной деятельности ребёнка.В дошкольном возрасте ребё...

Консультация для воспитателей «Современные технологии логико-математического развития и обучения детей дошкольного возраста»

В данной консультации дефектолог знакомит воспитателей с  современными технологиями логико-математического развития и обучения дошкольников....

ИКТ для развития и обучения детей дошкольного возраста

Презентация на тему: "Занятие с использованием цифрового микроскопа"Презентация "Путешествие по дальним странам"Презентация по сказке  "Петух и краски"Презентация на...

Современные технологии логико-математического развития и обучения детей дошкольного возраста.

В современном мире умение логически мыслить, анализировать информацию и делать верные умозаключения является неотъемлемой частью жизни любого успешного человека и общества в целом. Работая воспитателе...