Консультация на тему "Развитие творческих способностей - Лепка в жизни детей 2-3 лет"
консультация по аппликации, лепке (младшая группа)

Гамолей Любовь Николаевна

Развитие творческих способностей через лепку - Лепка из пластилина для детей не только веселое и увлекательное, но и очень полезное занятие. Значение лепки в развитии ребёнка трудно переоценить. Лепка оказывает благотворное влияние на эмоциональное состояние ребенка, является одним из средств познания мира и развития восприятия.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Консультация на тему: Развитие творческих способностей

«Лепка в жизни ребенка 2-3 лет»

Возраст 2-3 лет является оптимальным для включения лепки в досуг ребенка. Конечно, такие сложные фигурки, как лягушка или барашек из пластилина у маленького творца получатся еще не скоро, но смысл процесса не столько в создании шедевров, сколько в стимулировании развития малыша.

Научно доказан факт, что любая деятельность человека напрямую связана с работой головного мозга. Лепка из пластилина не только не исключение, а наоборот очень полезная активность, которая способствует развитию человека.

Лепка двумя руками простых элементов (шариков, колбасок) провоцирует одновременно работать два полушария головного мозга. Это способствует укреплению межполушарных связей. Благодаря этому улучшается саморегуляция и развивается внимание.

При лепке из пластилина любого вида хорошо развивается мелкая моторика, так как необходимо разминать пластилин, соединять части в целое, сплющивать, растягивать его. Это занятие улучшает координацию движений и оказывает колоссальное влияние на развитие речи. 

Образное, логическое и абстрактное виды мышления хорошо развиваются, когда создается из пластилина аналог уже существующей модели либо собственный уникальный вариант изделия. При этом активно работает воображение, реализуются творческие способности, концентрируется внимание, вырабатывается терпение и способность довести начатое дело до конца.

Оказывается, что обычные занятия с пластилином могут влиять на физическое и психо-эмоциональное состояние человека. Именно поэтому рекомендуется работать с пластилином с раннего детского возраста и не бросать это занятие на протяжении всей жизни.

Занимаясь лепкой регулярно можно добиться снижения раздражительности, агрессивности, возбудимости. При этом нормализуется ночной сон и сохраняется спокойное состояние в часы бодрствования.

При помощи моделирования из пластилина человек передает свои эмоции, страхи, чувства. Такое невербальное выражение внутреннего состояния позволяет избавится от чувства страха, злости, неуверенности в себе, тревоги, поделится чувством радости, почувствовать уверенность в своих силах, помогает поверить в успех собственных действий.

Занятия лепкой служат некоторым мостом из мира воображаемого-мира фантазий в реальный мир. Это позволяет человеку почувствовать себя комфортно в различных ситуациях, так как он способен воплощать в жизнь с первого взгляда нереальные фантазии, находить выход из сложных ситуаций, находить нестандартные и оригинальные пути решения разного рода проблем.

Некоторым родителям может показаться, что пластилин – весьма «опасный» для домашней обстановки материал: липнет ко всему и оставляет жирные пятна, не говоря уже о том, что ребенок может просто проглотить его. Спешу разуверить: пластилин – это отличный материал для творчества, который просто надо научиться правильно использовать.

Лепка – один из самых увлекательных и интересных видов детского художественного творчества. Она даёт возможность даже самому маленькому ребёнку ощутить себя мастером и творцом. И вы, родители, даже не подозреваете, к какой удивительной, развивающей и полезной деятельности приобщается ваш ребёнок.

Лепка – самый осязаемый вид художественного творчества. Ребёнок не только видит то, что создал, но и трогает, берёт в руки и по мере необходимости изменяет. Основным инструментом в лепке является рука (вернее, обе руки, следовательно, уровень умения зависит от владения собственными руками, а не кисточкой, карандашом или ножницами).

С этой точки зрения технику лепки можно оценить, как наиболее доступную для самостоятельного усвоения. Чем раньше ребёнку дают возможность лепить, тем лучше развиваются его навыки владения собственными руками. А когда ребёнок начинает понимать, что из одного комка он может бесчисленное количество образов - лепка становится любимым занятием на долгие годы.

Зимой детям предоставляются большие возможности для работы со снегом - лепка снежков, снеговиков, снежных скульптур, барельефных фигур, сказочных героев. Летом дети с удовольствием для лепки используют песок, из которого строят замки, дома, фигуры зверей.

Важную роль в этом увлекательном процессе играет взрослый, выступающий не пассивным наблюдателем, а непосредственным его участником, который может дать совет, своевременно похвалить, разъяснить непонятное. Не забывайте, что ведущей формой творческой деятельности ребёнка является игра, которая может изменить отношение детей к тому, что кажется на первый взгляд простым и обычным.

Все дети разные. Одни с удовольствием займутся разноцветными кусочками, у других пластилин не вызовет абсолютно никакого интереса, а некоторые и вовсе могут его бояться. Чтобы этого не произошло, необходимо заинтересовать ребенка и показать ему, как это может быть интересно и увлекательно.

На первых этапах обучения помогите малышу создавать очень простые предметы, которые просто не могут не получиться. Например, змейки, гусеницы, простые овощи и т. п.

Покажите, как можно раскатать кусочек и получить "колбаску", а соединив ее концы – "баранку". Из другого кусочка можно скатать шарик, мячик, а если его сплющить, получится "пряник", "блинчик", "печенье". Выделите специальное место для работ по лепке, чтобы ребенок мог сам расставлять вылепленные фигурки или составлять вместе с вами простые композиции: "курочка пьет воду из блюдца", "неваляшки водят хоровод", "снеговики ждут детей". Хорошо, если ребенок будет играть с ними, как с игрушками. Когда у вас наберется достаточное количество вылепленных предметов узнаваемых форм, можно организовать выставку, на которую пригласить всех домашних. Ребенку будет приятно – ведь это его первая выставка.

Очень увлекательное занятие – создание отпечатков. Для этого предложите ребенку скатать шар и раздавить его ладошкой. На полученной лепешке можно оставлять всевозможные отметины: пальцев, монет, колечек, других предметов.

Также наверняка заинтересует малыша создание картин. Предложите ему основу из картона, на которой будут сделаны определенные детали, и пусть он сам доделает недостающие элемент, например, капельки дождя из пластилина или лучики солнца, травку, стебельки цветков и прочее.

Выбор материала

Для самых юных скульпторов лучше подобрать мягкий материал, такой как обычный пластилин, мягкий пластилин и масса для моделирования.

Если же у вас достаточно свободного времени, можете самостоятельно или на пару с ребенком сделать соленое тесто, которое намного безопаснее для здоровья.

Для более взрослых ребят, помимо этих материалов, есть шариковый пластилин, всем известная глина, воск и жидкая керамика.

В любом случае покупать материал стоит исходя из личных предпочтений того, для кого он предназначен. Пробуйте, экспериментируйте, наблюдайте!

Не имеет смысла предъявлять высокие требования тому, кто впервые в жизни держит в руках карандаш или кусочек пластилина, дети не рождаются гениями, чтобы сразу всё уметь. А вот ранимыми – да. Рождаются.

Поэтому с особым вниманием относитесь к себе, к словам, жестам и поступкам, анализируйте поведение, не выкидывайте его работы, не давайте ребенку даже малейшего повода сомневаться в собственных умениях.

Здесь необходимо понять одну вещь: кроме вас, у него никого нет. Ему не на кого равняться и некого слушать, не у кого узнать оценку. Вы – его родитель. И ваше мнение для него – всё.

Неважно, насколько те желтые прилепленные на лист кружочки и ломанные синие зигзаги похожи на ваше лицо, важно лишь то, как это видит ребенок.

И пусть темные круги в углу – машина. Это более чем нормально.

Хвалите ребенка за изобретательность, ненавязчиво интересуйтесь, где находятся глаза, нос, губы. Вселяйте ему уверенность в себя и желание развиваться.

Не оставляйте малыша одного. Ни на миг. Помните, что во время занятий лепкой вам придется находиться рядом с ребенком, причем не только в качестве «надзирателя» (чтобы не съел пластилин, но и в качестве созидателя (лепить самим, вместе с ребенком).

Следите за его поведением: если ребенок, несмотря ни на какие увещевания, продолжает тянуть пластилин в рот, следует подумать о перенесении занятий, так как смысла в них пока все равно не будет.

После занятий сразу же убирайте материал в недоступное место.

Лепка с ребенком – процесс нелегкий, но при должном обыгрывании ситуации очень веселый и познавательный. Вы можете читать сказки, сочинять истории самостоятельно – выбор ограничивается только вашей фантазией.

Главное – общайтесь, непрерывно и обо всем, плавно направляйте его, помогайте, поддерживайте инициативу. Ведь занятия лепкой воспитывают терпение, усидчивость, аккуратность, умение планировать и доводить начатое дело до конца. Все эти навыки пригодятся не только в школе, но и помогут ребёнку стать гармоничной и творческой личностью.            Автор: Гамолей Л.Н.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей «Творческие способности ребенка пятого года жизни»

Таланты появлялись как бы сами собой, стихийно создавали шедевры литературы и искусства: делали научные открытия, изобретали, удовлетворяя тем самым потребности развивающейся человеческой культуры. В ...

статья на темуРазвитие творческих способностей старших дошкольников в процессе рисования пейзажа.

Развитие творческих способностей старших дошкольников в процессе рисования пейзажа. ...

Консультация на тему: «Творческие способности ребенка пятого года жизни?»

Консультация предназначена для ознакомления  с условиями и основными направлениями развития творческих способностей детей пятого года жизни...

Консультация -отчет «Развитие творческих способностей детей средствами театрализованной деятельности»

Консультация - отчет«Развитие творческих способностей детейсредствами театрализованной деятельности»"Театрализация – это волшебный мир, в которомребенок радуется, играя, а играя...

Консультация для родителей "Как развить творческие способности через игру у детей"

Творческие игры создаются самими детьми. Тематика этих игр многообразна. Дети изображают быт семьи, строительство новых домов, наши праздники. В этих играх чаще всего их внимание привлекают отношения ...

Консультация для педагогов Развитие художественно-творческих способностей в продуктивной деятельности детей дошкольного возраста.

Продуктивная деятельность - это «созидательная работа, направленная на получение предметно - оформленного результата в соответствии с поставленной целью...

Консультация для родителей "Творческие способности детей"

Цели:выявить представления родителей о способностях детей;познакомить с понятием «способности», «творческие способности»;показать необходимость развития тво...