Проект "Широкая масленица"
проект по развитию речи (младшая группа)

Хачикян Лусине Грачьяевна

Тип проекта: творческий, информационно-познавательный.

Продолжительность проекта: краткосрочный ( одна неделя 20.02.2017-24.02.2017)

Актуальность: Россия богата своими традициями, обычаями, народными праздниками. Одним из таких праздников является большое народное гулянье в конце зимы « Масленица». Масленица один из светлых праздников на Руси. Познакомить детей с традициями этого праздника можно опираясь на программу « Приобщение детей дошкольного возраста к истокам русской культуры», но непосредственное участие в празднике оставляет более полное и глубокое представления о нём. Даёт детям возможность понять всю широту этого весёлого праздника.

Цель проекта: Создать условия для развития познавательных и творческих способностей детей в процессе  разработки образовательного проекта “Широкая масленица”

 

Педагогические задачи проекта:

 

1.Воспитать у детей любовь к народным традициям, праздникам.

2. Формировать рациональное отношение ребёнка с окружающим миром во всех его проявлениях: природном, социальном, культурном.

3. Воспитывать умение соотносить увиденное в природе с народными приметами.

4. Воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми.

5. Воспитывать взаимоотношения и взаимоуважение между воспитателем и детьми, детьми и родителями.

6. Способствовать развитию познавательной и творческой активности детей в художественном творчестве.

 

Методы и приёмы проекта:

1.Словесный;                         4 . Мотивационный

2.Наглядности;                       5. Игровой

3.Практический;

Участники проекта: дети  младшей группы 25 человек

                                     воспитатель группы, муз.  руководитель

                                      родители воспитанников 15 человек

Скачать:


Предварительный просмотр:

План реализации проекта

ПОНЕДЕЛЬНИК  -“  ВСТРЕЧА”

-Познакомить детей с народным праздником Масленица

- Воспитывать интерес к праздникам и традициям русского народа.

-Беседа о Масленице, о том как она празднуется на Руси.

-Изготовление куклы” Масленица”.

-Знакомство с Масленицей.

Вторник- “ Заигрыш”

-Расширять знания детей о видах устного народного творчества.        

-Рассказ воспитателя о традиции выпекать блины на Масленицу.

 -Разучивание песен про блины.

-Занятие “ Мы веселые матрешки”.

Среда -  “ Лакомка”        

-Познаём секреты русской кухни        

-Загадки о блинах.

-Угощение- блины с вареньем, маслом, сахаром.

 - Художественное творчество с детьми  «Мы печём блины»

- Игра в снежки.

Четверг- “Разгуляй”        

-Продолжать расширять знания детей о видах устного народного творчества.

-Закрепить представление о «Масленице»

-уметь играть в народные игры,воспитывать любовь к культуре.        

-Разучивание поговорок про Масленицу и блины, зимние забавы.

-“Матрешки затейницы”(конспект занятия)

Пятница- “Посиделки”

-Праздник посвящённый проводам зимы и встрече весны.

-Спортивные развлечения

-стен газета “Масленица”

-Прощай, Масленица

Конспект занятия “Знакомство с масленицей”.

Тема : Знакомство с масленицей.

Цель: познакомить детей с народным праздником Масленица, приобщать детей к традициям русского народа, учить отвечать на поставленные вопросы, развивать внимательность, мышление, словарный запас слов, воспитывать интерес к народному творчеству.

Материал:  кукла- Зима, кукла- Весна, кукла- Масленица, миска со снегом, миска с водой, волшебный мешочек, бусинки , кораблик, шнуровка.

Ход занятия.

Стук в дверь, появляется кукла- зима.

Зима: - здравствуйте дети.  ( дети здороваются). Это я зима к вам в гости пришла.А вас как зовут? А ты кто? ( Дети отвечают) Какие вы? ( добрая, весёлая. хорошая и т.д.) А я зима снежная, холодная морозная. А у меня для вас сюрприз ( достаёт с мешочка миску со снегом). Что это? ( снег). Какого цвета снег? ( белый). Потрогайте снег. ( Дети трогают снег, рассматривают его) Какой он? ( холодный, пушистый, мягкий). А руки какие стали? ( мокрые и холодные).Давайте посушим наши ручки.

Пальчиковая игра:

Падал снег на порог,

Я лепил себе пирог,

А пока лепил и пёк,

Ручейком пирог утёк,

Пироги себе пеки не из снега, а с муки!

- Какие стали ручки? ( сухие).

Зима:  А я снежок накрою  заботливой  рукою ( накрывает миску со снегом платком) Дружно с мест своим встаем и весну встречать пойдём.

Дети встают с мест хлопают в ладоши и говорят:

Приходи весна- красна,

Принеси ты нам тепла!

Приходи погода ясная!

Приходи солнце красное.

В группу заходит кукла- весна.

Весна: Вы меня звали? Я весна- красна, бужу землю ото сна, но я не одна пришла а  с Масленице. Посмотрите- это масленица. ( дети обходят куклу- масленицу). Какая она красивая, большая. Давайте нарядим её, сделаем для неё, бусы.

(Дети садятся за стол, собирать бусы).

Воспитатель: Соберите бусы и мы их подарим  Масленицы.( дети собирают бусы, воспитатель, помогает завязать шнурочки)  Какие бусы у вас получились? ( яркие, разноцветные). Нарядим Масленицу. ( Дети одевают бусы масленицы). Какая масленица стала ? ( нарядная).

Зима: Я совсем позабыла, что платком снежок накрыла. Сесть нам надо всем в кружок, посмотреть на наш снежок! ( убирает платок а в тазу вода) Где же снег куда пропал, он наверно убежал.

Весна: У меня есть кораблик, посмотрите как он плавает, Чтобы он поплыл на него нужно подуть. Давайте все вместе подуем на кораблик.

Дыхательная гимнастика.

Весна: Зима пора тебе уходить. Прощай зимушка- зима. Спасибо что в гостях была. ( Дети прощаются с зимой) А мы с Масленицей у ребят остаемся в гостях. Они добрые и дружные.

Рефлексия: воспитатель с детьми угощает кукол – Масленицу, Весну чаем с пирогом.

Конспект занятия “ Мы весёлые матрёшки”

Тема: « Мы весёлые матрёшки».

Цель: познакомить детей с народной куклой матрёшка, продолжать учить детей работать кисточкой и красками, закреплять названия цвета ( красный), развивать моторику рук, внимательность, воспитывать интерес к занятиям.

Материал: силуэт вырезанной матрёшки на бумаге, образец  готового рисунка, кисточка, салфетка, краски красного цвета, сундучок, кукла матрёшка.

Предварительная работа:  Рассматривание матрёшек в группе, игра с народными игрушками, рассказывание потешек,  сказок.

Ход занятия.

Стук в дверь. Входит матрёшка, неся с собой сундучок.

Воспитатель: Дети посмотрите кто к нам пришёл? ( ответы детей). Правильно Матрёшка. Это наша красивая игрушка, но она пришла не одна, с ней пришли её сестрички. Давайте посмотрим сколько их. ( Воспитатель выставляет на стол семь матрёшек  из одного набора). Какие они? ( Красивые, большие и маленькие). Покажите самую большую матрёшку и самую маленькую. ( ответы детей). Ребята давайте поиграем с нашими матрёшками.

- Ну-ка матрёшки становитесь в весёлый, дружный хоровод. ( Дети ставят по кругу матрёшек , проговаривая вместе с воспитателем слова:

 Семь кукол деревянных,

Круглолиц и румяных,

На столе у нас живут,

Всех матрёшками зовут.

Воспитатель: Ребята давайте посмотрим, что принесла нам матрёшка в сундучке. ( открывает сундучок и достаёт оттуда не раскрашенных матрёшек). Да это её подружки, только у них платья не раскрашены, дайте им поможем, нарядим их в красивые платья.( Дети садятся на свои места за столы). Посмотрите что лежит у вас на столе? ( матрёшка). Мы сейчас будем красить наряд матрёшки.

Воспитатель показывает готовый образец и приём рисования.

Воспитатель: Сегодня наша кисточка будет работать по особенному, станет прыгать вверх вниз. Возьмите кисточки  и попробуйте без краски показать, как кисточка будет рисовать.( Воспитатель показывает каждому ребёнку движение кисти вверх-вниз, дети самостоятельно повторяют движения на листе.

Воспитатель: ( хвалит детей) Теперь набирайте на кисточку красную краску, ведь платье матрёшки  красного цвета, и начинайте красит матрёшку.                   ( Воспитатель следит за выполнением работы). Какие у вас красивые матрёшки получились ( Можно  наряд матрёшки украсить кружками из белой бумаги, и на каждый наряд матрёшки ,приклеивает кружочки из белой бумаги).

Рефлексия:

Молодцы ребята сегодня мы с вами встретились с народной русской игрушкой Матрёшкой.

Воспитатель выставляет всех матрёшек на стол со словами:

Мы весёлые матрёшки

В сарафанах наших пестрых

Мы похожи словно сёстры,

Завязали нам платочки,

Раскраснелись наши щечки

Конспект занятия “Масленица”

Тема: « Масленица».

Цель:  продолжать приобщать детей к русским народным праздникам, учить детей запоминать весёлые заклички и использовать их в жизненных ситуациях, воспитывать любовь к традициям русского народа, интерес к игре.

Материал: Матрёшка, кукла- Масленица, сани, обруч с лентами разноцветными.

Ход занятия.

Воспитатель: Солнышко взошло, Масленица пришла

                        С песней пляской и весельем,

                        Да хорошим угощеньем!

( Стук в дверь под русскую народную мелодию Матрёшка везёт в группу на санях Масленицу. Дети здороваются, радуются гостям. Масленица предлагает детям поиграть в игру.)

Игра « Хоровод Масленица».

Дети водят хоровод вокруг Масленицы и поют:

Мы с тобою  хвалимся,

На горах катаемся,

Блинами объедаемся,

Масленица кривошейка, гуляем хорошенько!

Воспитатель предлагает детям поиграть в игру « Весёлая карусель»

Игра « весёлая карусель».

(К обручу  привязаны ленты, дети берутся за ленты одной рукой и идут сначала в одну сторону, затем поменяв в руку в другую).

Еле,еле,еле,еле, закружились карусели

А потом, потом, потом

Все бегом, бегом, бегом

Тише, тише, не спешите,

Карусель остановите.

Раз-два, раз-два,

Вот и закончилась игра.

Рефлексия: кукла- Масленица хвалит всех детей и угощает всех леденцами

ЗАГАДКИ ПРО МАСЛЕНИЦУ.

1.Это праздник объеденье!

   Напечём блины с утра,

   К ним сметана и варенье и конечно же икра ( Масленица).

2. Жёлтый, круглый, ароматный и на вкус такой приятный,

    И с вареньем и медком и сгущённым молоком. ( Блин).

3. Желтый круглый, ароматный,

     Только мама испечёт, он прыг и прямо в рот. ( Блин).

4. Всю неделю отдыхаем,

     Всех блинами угощаем,

     Холод зимний провожаем,

     А весну с теплом встречаем ( Масленица).

5. Для любимой бабушки, напеку оладушки

    Так румяны и вкусны, это вкусные… ( блины).

6. Масленица- объеденье!

    На печём блины с утра,

    К ним сметана и варенье и конечно же ( икра).

 ПОСЛОВИЦЫ И ПОГОВОРКИ ПРО МАСЛЕНИЦУ.

- Масленица объедуха, денег приберуха.

-  Масленица, семь дней гуляет.

- Без блинов, не масляна.

- Это Масленица идёт,

  Блин да мёд несёт.

- Кому Масленица, да сплошная,

А  нам Вербная, да страшная.

- В прощённый день, как на Пасху все целуются.

- Не житьё- бытьё,  а Масленица.

- Блинцы, блинчики, блины, как колёса у весны.

- Не всё коту Масленица, будет и Великий пост.

- Масленица без блинов,

 Что именины без пирогов , не бывают.

- Как на масляной недели в потолок блины летели.

-Отдадим почтенье, на сырной в воскресенье.

- На масляной недели повеселись, да блинком угостись.

- Масленица блинная,

Сытная, старинная,

С самоваром, огоньком,

Солнцем, снегом , ветерком.

РУССКАЯ НАРОДНАЯ ПЕСНЯ « ОЙ БЛИНЫ, БЛИНЫ МОИ»

1. Мы давно блинов не ели

     Мы блиночков захотели,

     Ой блины, блины мои, вы блиночки мои – 2 раза.

2. Моя старшая сестрица,

    Печь блины то мастерица,

     Ой блины, блины мои, вы блиночки мои  - 2 раза

3.  Гости будьте все здоровы,

     Вот блины наши готовы,

     Ой блины, блины мои, вы блиночки мои – 2 раза    

Конспект занятия “Матрёшки затейницы”

Тема: « Матрёшки затейницы»

Цель:  познакомить детей с малыми фольклорными формами: загадки, считалки, шутки- прибаутки, пословицы, развивать словарный запас детей, память, моторику рук, учить чётко проговаривать звуки в словах, воспитывать интерес к устному народному творчеству.

Материал:  матрёшки, карточки с изображением ответов на загадки.

Ход занятия:

Давным - давно из далёкой страны Японии привезли маленькую игрушку- куклу. Кукла эта понравилась детям . Этих кукол назвали Матрёнами, ласкова матрёшками.

Семь кукол деревянных,

Круглолиц и румяных,

В гости к нам идут-

Всех матрёшками зовут,

Эта игрушка с сюрпризом…

Посмотрите – ка ребята

Чем матрёшечка богата?

Каждая матрёшка со своей затеей. Но давайте по порядку. Чем нас порадует  первая матрёшка.

Матрёшка с загадками:

Эта матрёшка любит загадки загадывать. У нас есть карточки с картинками отгадками. Отгадываете загадку, показываете картинку.

- Вся лохматая, четыре лапки, сама усатенька? ( кошка)

- Маленький, беленький

По лесочку прыг- прыг

Морковку ищет ( заяц)

Матрёшка с шутками- прибаутками:

Матрёшка- хохотушка. Сама любит посмеяться и вас повеселить. Послушайте её смешные шутки:

« Небывальщица»

По небу медведь летит,

Медведь летит хвостом вертит,

Свинья на дереве гнездо свила…

Почему эта шутка называется « Небывальщица». Чего из того , о чём говорилось не бывает.

Матрёшка с чистоговорками:

Эта матрёшка учит правильно произносить звуки. А забава её так и называется – чистоговорка.

Ветерок в лесу ш-ш-ш,

Ползёт уж в траве с-с-с,

Прилетел жук ж-ж-ж,

Спел комарик с-с-с.

Матрёшка с играми:

А эта матрёшка не любит сидеть на месте. Она любит играть

Игра « весёлая карусель»

( К обручу привязаны ленты, дети берутся за ленты одной рукой, идут сначала в одну сторону, затем поменяв руку в другую сторону)

Еле, еле, еле, еле, закружились карусели,

А потом, потом, потом

Всё бегом, бегом

Тише,  тише, не спешите,

Карусель остановите,

Раз-два, раз- два вот и закончилась игра.

Матрёшка с пословицами:

Эта матрёшка хочет поделится с вами умными мыслями- пословицами. Послушайте чему они нас учат  

- Чище мойся, воды не бойся,

- Слезами горю не поможешь,

- на масляной недели повеселись да медком угостись.

Матрёшка со стихотворениями:

Эта матрёшка любит стихотворения сама рассказывать и  деток слушать.

- Пусть на масленицу каждый вспомнит о своих мечтах

Это праздник очень важный,

Не забудем о блинах. ( просит детей повторить стихотворение).

Седьмая матрёшка угощает детей блинами проговаривая слова:

- Всю неделю мы гуляем,

  Всех блинами угощаем,

  Зимний холод провожаем,

  Солнышко с весной встречаем…

 Рефлексия:  Сколько интересного мы узнали от Матрёшек- затейниц. Давайте поблагодарим матрёшек  и попрощаемся с ними.


Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация по проекту "Широкая Масленица".

В данном материале представлена итоговая презентация работы по проекту "Масленица"....

Образовательный проект "Широкая масленица"

Цель: повышение интереса к традициям русского народа(праздник Масленица). Задачи: 1.Познакомить детей с русским обрядовым праздником Масленица. ".Развивать художественно-творческую деятельность.3. Фор...

Тематический проект "Широкая Масленица"

Материал для проведения тематической недели к празднику " Масленица" в оздоровительном учреждении....

проект "Широкая Масленица"

познакомить старших дошкольников с русским обрядовым праздником «Масленица»....

Проект "Широкая масленица"

   История праздника Масленица уходит своими корнями глубоко в древность. Масленица - древний славянский праздник, доставшийся нам в наследство от языческой культуры, сохранившийся и ...

Педагогический проект "Широкая Масленица" для детей средней группы

Проект для детей средней группы детского сада создан с учетом названия дней Масленицы....

Методическая разработка сценария фольклорного праздника "Масленица хороша- широка её душа!" для детей старшей и подготовительной групп детского сада - финальный этап проекта «Широкая Масленица».

В сценарий  праздничного концерта "Масленица хороша- широка её душа!" включены народные песни, игры и хороводы, основанные на русском народном фольклоре. В продолжение всего праздника и...