Марийский узор - орнамент
план-конспект занятия по аппликации, лепке (старшая группа)
Познакомить детей с марийским орнаментом
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_nod_mariyskiy_uzor_-_ornament.docx | 46.72 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 34 «Улыбка» г. Йошкар-Олы»
Марийский узор – орнамент
Конспект НОД в старшей группе
Разработала и провела:
Анисимова С.О.,
воспитатель первой
квалификационной категории
Проведено: 23.11.2018 г.
Йошкар-Ола
2018
Цель: познакомить детей с марийским орнаментом
Задачи:
образовательные:
- учить детей выполнять аппликацию по мотивам марийской вышивки;
- формировать умение работать над композицией узора при составлении орнамента;
- активизировать словарь детей (орнамент, салам лийже, поро эр, запон)
развивающие:
- развивать внимание, наблюдательность
воспитательные:
- воспитывать творческую самостоятельность в декоративной аппликации, чувства любви к марийскому краю, уважение к традициям марийского народа.
Оборудование:
выставка марийского творчества, фонограмма марийской мелодии, образцы элементов марийского орнамента; кисть, бумажный силуэт фартука, красные и зеленые квадраты, салфетка, доска на каждого ребенка, клей.
Предварительная работа:
Рассматривание иллюстраций, чтение книг на тему: «Марий Эл – Родина моя», марийских сказок, знакомство с марийскими подвижными играми.
Ход занятия:
- Ребята, к нам сегодня пришли гости, давайте поздороваемся:
Доброе утро солнцу!
Доброе утро небу!
Доброе утро нам!
Доброе утро гостям!
А теперь, скажем здравствуйте по-марийски:
Салам лийже! Здравствуйте! Поро эр! Доброе утро!
- Ребята, в какой республике мы живем? (в Марий Эл)
- Чем богата наша республика? (лесами, реками, озерами)
- Правильно, о марийском крае написано много стихов, песен, рассказов, в которых воспевается богатство и красота марийского края.
Послушайте:
1 ребенок:
Марийский край родной на карте мира,
Ты даже меньше, чем кленовый лист,
Ты, как цветок, прекрасен, юн и чист.
2 ребенок:
Я люблю тебя край марийский,
Край зеленый, лесной, озерный.
Ты лежишь в стороне Российской,
Возле Волги большой просторной.
Марийский народ не только писал стихи, но еще бережно хранил и хранит сейчас национальные традиции, обычаи, народное творчество.
- Я приглашаю вас, ребята, на выставку марийского творчества. Посмотрите, ребята, на все предметы. Что вы видите? (посуда, одежда, салфетка, полотенце, сервиз и т.д.)
- Что вы заметили особенного в этих предметах, вещах? (что присутствует на каждом из них), (узор, украшение, украшены узором)
- Правильно, все предметы украшены узором. Узор – называется орнамент. На всех этих вещах марийский орнамент (геометрические фигуры, изображение растений, животных)
Объяснение значения элементов марийского орнамента с использованием мнемотаблиц: прямая горизонтальная линия – земля, волнистая горизонтальная линия – вода, волнистая вертикальная линия – дождь и т.д.
- Какие цвета присутствуют в узоре – орнаменте? (красный, синий, черный, зеленый)
- Как вы думаете, о чем рассказывает зеленый цвет? (трава, лес, деревья)
- Красный – солнце, цветы, защита, огонь
- Черный – земля
- Синий – небо, вода, облака
- А как вы думаете, ребята, где брали темы и краски для своих узоров марийцы? (брали у природы: леса, реки, лугов, полей, где протекала их жизнь)
Физкультминутка-игра «Шовыч» под марийскую мелодию.
Дети идут в хороводе и говорят:
Икыт, кокыт, кандаш, лу
Шовычетым мылам пу.
Водящий ходит с платком за кругом, по окончании слов останавливается, вытягивает руку с платком и говорит:
Ком йоратем, тудлан полеклем.
Дети, между которыми остановился водящий, бегут в разные стороны вокруг хоровода. Кто первым успеет схватить платок, то водит.
- Ребята, мы с вами сегодня тоже пополним нашу выставку новыми экспонатами. Я предлагаю вам заглянуть в волшебный сундучок (достает из сундучка силуэт фартука). Мы украсим фартук марийским орнаментом.
Фартук по-марийски называется запон. Приглашаю вас в художественную мастерскую (включается марийская музыка).
- Ребята, какие геометрические фигуры мы используем в марийском орнаменте? (треугольник, квадрат, ромб, круг)
- Какого цвета фигуры мы используем?
(красный, черный, синий, зеленый)
- У вас тоже есть детали, которые вы можете использовать в своем орнаменте. Я предлагаю выложить узор и потом клеить.
- Молодцы! Какие красивые фартуки у вас получились! Разместим их на нашей выставке.
Рефлексия.
-Ребята вам понравилось занятие? Что для вас было самым интересным?
Вы, молодцы, были очень старательными и аккуратными, как настоящие мастера.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Марийский орнамент
Марийский орнамент,можно использовать в оформлении стенгазет и стендов.А также при ознакомлении с орнаментом марийского народа....
Конспект НОД в подготовительной группе на тему: «Украшение одежды марийским орнаментом».
Познакомить детей с разновидностями марийского орнамента. Научить детей выделять и называть главные элементы узора, расписывать силуэты одежды марийским орнаментом. Развивать речевую активность, ...
Красота марийского орнамента
Воспитание интереса и любви к искусству своего народа через ознакомление с народным орнаментальным искусством....
Конспект ООД по художественному творчеству в средней группе «В гости к мастерице. Марийский орнамент»
Конспект ООД по художественному творчеству...
презентация Мастер- класс «Салфетка с марийским орнаментом из поролона"
презентация поэтапного мастер-класса аппликации марийского орнамента с помощбю нетрадиционных форм работы...
Мужская рубашка с марийским орнаментом «кидем- кидем"
поэтапный мастер класс по аппликации из пластилина...
мастер-классы по аппликации марийского орнамента из нетрадиционных форм работы
марийского орнамента с нетрадиционными формами аппликации...