Марийский узор - орнамент
план-конспект занятия по аппликации, лепке (старшая группа)

Анисимова Светлана Олеговна

Познакомить детей с марийским орнаментом

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_nod_mariyskiy_uzor_-_ornament.docx46.72 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

 «Детский сад № 34 «Улыбка» г. Йошкар-Олы»

Марийский узор – орнамент

Конспект НОД в старшей группе

                                                                                Разработала и провела:

                                                                                Анисимова С.О.,

                                                                                воспитатель  первой

                                                                                квалификационной категории  

Проведено: 23.11.2018 г.

        

Оля - 0005 - копия

Йошкар-Ола

2018

Цель: познакомить детей с марийским орнаментом

Задачи:

образовательные:

- учить детей выполнять аппликацию по мотивам марийской вышивки;

- формировать умение работать над композицией узора при составлении орнамента;

- активизировать словарь детей  (орнамент, салам лийже, поро эр, запон)

развивающие:

- развивать внимание, наблюдательность

воспитательные:

- воспитывать творческую самостоятельность в декоративной аппликации, чувства любви к  марийскому краю, уважение к традициям марийского народа.

Оборудование:

выставка марийского творчества, фонограмма марийской мелодии, образцы элементов марийского орнамента; кисть, бумажный силуэт фартука, красные и зеленые  квадраты, салфетка, доска на каждого ребенка, клей.

Предварительная работа:

Рассматривание иллюстраций, чтение книг на тему: «Марий Эл – Родина моя», марийских сказок, знакомство с марийскими подвижными играми.

Ход занятия:

- Ребята, к нам сегодня пришли гости, давайте поздороваемся:

Доброе утро солнцу!

Доброе утро небу!

Доброе утро нам!

Доброе утро гостям!

А теперь, скажем здравствуйте по-марийски:

Салам лийже! Здравствуйте! Поро эр! Доброе утро!

- Ребята, в какой республике мы живем? (в Марий Эл)

- Чем богата наша республика? (лесами, реками, озерами)

- Правильно, о марийском крае написано много стихов, песен, рассказов, в которых воспевается богатство и красота марийского края.

Послушайте:

1 ребенок:

Марийский край родной на карте мира,

Ты даже меньше, чем кленовый лист,

Ты, как цветок, прекрасен, юн и чист.

2 ребенок:

Я люблю тебя край марийский,

Край зеленый, лесной, озерный.

Ты лежишь в стороне Российской,

Возле Волги большой просторной.

Марийский народ не только писал стихи, но еще бережно хранил и хранит сейчас национальные традиции, обычаи, народное творчество.

- Я приглашаю вас, ребята, на выставку марийского творчества. Посмотрите, ребята, на все предметы. Что вы видите? (посуда, одежда, салфетка, полотенце, сервиз и т.д.)

- Что вы заметили особенного в этих предметах, вещах? (что присутствует на каждом из них), (узор, украшение, украшены узором)

- Правильно, все предметы украшены узором. Узор – называется орнамент. На всех этих вещах марийский орнамент (геометрические фигуры, изображение растений, животных)

Объяснение значения элементов марийского орнамента с использованием мнемотаблиц: прямая горизонтальная линия – земля, волнистая горизонтальная линия – вода, волнистая вертикальная линия – дождь и т.д.

- Какие цвета присутствуют в узоре – орнаменте? (красный, синий, черный, зеленый)

- Как вы думаете, о чем рассказывает зеленый цвет? (трава, лес, деревья)

- Красный – солнце, цветы, защита, огонь

- Черный – земля

- Синий – небо, вода, облака

- А как вы думаете, ребята, где брали темы и краски для своих узоров марийцы? (брали у природы: леса, реки, лугов, полей, где протекала их жизнь)

Физкультминутка-игра «Шовыч» под марийскую мелодию.

Дети идут в хороводе и говорят:

Икыт, кокыт, кандаш, лу

Шовычетым мылам пу.

Водящий ходит с платком за кругом, по окончании слов останавливается, вытягивает руку с платком и говорит:

Ком йоратем, тудлан полеклем.

Дети, между которыми остановился водящий, бегут в разные стороны вокруг хоровода. Кто первым успеет схватить платок, то водит.

- Ребята, мы с вами сегодня тоже пополним нашу выставку новыми экспонатами.  Я предлагаю вам заглянуть в волшебный сундучок (достает из сундучка силуэт фартука). Мы  украсим фартук марийским орнаментом.

Фартук по-марийски называется запон. Приглашаю вас в художественную мастерскую (включается марийская музыка).

- Ребята, какие геометрические фигуры мы используем в марийском орнаменте? (треугольник, квадрат, ромб, круг)

- Какого цвета фигуры мы используем?

(красный, черный, синий, зеленый)

- У вас тоже есть детали, которые вы можете использовать в своем орнаменте. Я предлагаю выложить узор и потом клеить.

- Молодцы!  Какие красивые фартуки у вас получились! Разместим их на нашей выставке.

Рефлексия.

-Ребята вам понравилось занятие? Что для вас было самым интересным?

Вы, молодцы, были очень старательными и аккуратными, как настоящие мастера.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Марийский орнамент

Марийский орнамент,можно использовать в оформлении стенгазет и стендов.А также при ознакомлении с орнаментом марийского народа....

Конспект НОД в подготовительной группе на тему: «Украшение одежды марийским орнаментом».

Познакомить детей с разновидностями марийского орнамента. Научить детей выделять и называть главные элементы узора, расписывать силуэты одежды марийским орнаментом. Развивать речевую активность, ...

Красота марийского орнамента

Воспитание интереса и любви к искусству своего народа через ознакомление с народным орнаментальным искусством....

презентация Мастер- класс «Салфетка с марийским орнаментом из поролона"

презентация поэтапного мастер-класса аппликации марийского орнамента с помощбю нетрадиционных форм работы...

Мужская рубашка с марийским орнаментом «кидем- кидем"

поэтапный мастер класс по аппликации из пластилина...

мастер-классы по аппликации марийского орнамента из нетрадиционных форм работы

марийского орнамента с нетрадиционными формами аппликации...