Лепка из соленого теста - "Путешествие в подводное царство"
план-конспект занятия по аппликации, лепке

Сальникова Дарья Сергеевна

Тестопластика – лепка декоративных изделий из солёного теста, является одним из видов  художественного конструирования и является мощным способом развития у детей умственной активности, творчества, художественного вкуса и многих других качества, без которых невозможно формирование первоначальных основ социально активной личности.

 

     В процессе занятия тестопластикой все выше перечисленные качества развиваются особенно. Так как любой предмет имеет объём, он воспринимается ребёнком со всех сторон. На основе такого восприятия предмета в сознании дошкольника формируется образ. Лепка из теста, как деятельность, в большей мере, чем рисование или аппликация, подводит детей к умению ориентироваться в пространстве, усвоению целого ряда математических представлений. Дети непосредственно сопоставляют части предмета между собой, определяют их размеры (длину, толщину). Занятие  лепкой способствует развитию чувство осязания обеих рук. Стараясь как можно точнее передать форму, ребёнок активно работает пальцами, причём чаще всего десятью, а это, как известно, способствует развитию речи.

 

     Таким образом, лепка развивает мелкую моторику, что в свою очередь влияет на развитие речи и мышления, способствует развитию трехмерного восприятия формы, умения чувствовать и передавать изобразительными средствами объем и пространство, воображение, креативность, снимает эмоциональное напряжение.

 

     У ребенка формируются предпосылки учебной деятельности:  умение ставить цель, искать и находить решения проблем, выбирать средства и реализовывать свой замысел, осознавать  и оценивать свой индивидуальный опыт.

 

     Происходит развитие качеств творческой личности: любознательности, высокой познавательной активности, высокого интеллектуального потенциала, стремления к самосовершенствованию.

 

     История возникновения солёного теста.

      Лепка из солёного теста имеет давнюю историю. Известно, что ещё в древнем Египте делали фигурки из теста для поклонения богам. Древние инки лепили из теста фигуры людей и животных и затем приносили их в жертву богам. Италия в средние века славились поистине удивительными мастерами, которые пекли такие великолепные фигурные хлеба, что купцы со всей Европы покупали их, чтобы по возвращении в свои родные страны дорого продать. В Китае начиная с 17 века делали марионетки из теста. В Германии в 19 веке главным символом Рождества была ёлка и бедные люди из хлебного теста изготавливали рождественские украшения.

     Чтобы сохранить их от поедания мышами и насекомыми, в тесто стали добавлять большое количество соли - так возникло солёное тесто.

      Во время Первой мировой войны, а также в первые годы после неё изготовление фигурок из солёного теста было невозможно, так как не хватало соли. Искусство создание фигурок из солёного теста вскоре было утеряно.

Около 20 лет тому назад это древнее народное искусство было возрождено, но потеряло ритуальный смысл. Главное отличие современных изделий в том, что они раскрашены - изделие выглядит керамическим.

      Экологическая чистота и безвредность позволяет широко использовать его в работе с детьми, развития их творческих способностей. Лепка из теста - интересный и увлекательный вид прикладного творчества. Чем больше постигаешь азы этого творчества, тем больше открываешь для себя что-то новое. Надо правильно его замесить, чтобы работа с ним доставляла удовольствие, а не мучение.

     Приготовление солёного теста.

Рецепт :

1 стакан муки, 1 стакан соли, 1 столовая ложка растительного масла, 0.5 стакана воды

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект по лепке из соленого теста «Путешествие в подводное царство»

Тема: «Путешествие в подводное царство»

Цель:формировать у дошкольников представление о морских обитателях, путем интеграции познавательной деятельности, речевого развития и лепки  из соленого теста.

Задачи:

Обучающие: пополнять знания детей о подводном мире, его обитателях; учить детей работать с соленым тестом: скатывать, сплющивать, пользоваться шаблоном, обрезать стекой, вдавливать, изображать глаза, передавать характерную форму хвоста, плавников; учить самостоятельно, применять знакомые способы и приемы украшения работы  разными дополнительными художественными материалами (пайетками, бусинами, ракушками,  колпачками от фломастеров).

Развивающие: развивать мелкую моторику пальцев рук; творческую инициативу и воображение; эстетическое восприятие окружающего мира, способность видеть красивое.

Воспитывающие: воспитывать бережное отношение к окружающей природе; коммуникативные умения в коллективной творческой работе.

Методы и приемы: игровой; наглядный: презентация (слайды), видеофильм; словесный-беседа; использование художественного слова (стихи); практический.

Предварительная работа:

Рассматривание иллюстраций из серии «Обитатели моря», беседа о морских обитателях, чтение энциклопедии «Подводный мир», стихотворений о морских жителях, отгадывание загадок по теме.

Материал и оборудование:  

Мультивидеопроектор, экран, макет (картина) морского дна, вылепленная рыбка из теста, цветное соленое тесто,  шаблоны рыбок (+формочки рыбок), дощечки, клеенки, стеки, пайетки, ракушки, бусинки, колпачки от фломастеров,  емкости под украшения и тесто, влажные салфетки.

Музыкальный ряд: «Волшебная музыка», «Шум моря», «Шторм», спокойная фоновая музыка.

Презентация (слайды): «Морской берег», «Спокойное море», «Шторм на море».

Музыкальный видеофильм: «Подводный мир» автор Семешко Ирина.

Ход занятия:

Ребята,  вы любите путешествовать? На чем можно путешествовать?    Я хочу вас пригласить в путешествие, но куда, попробуйте догадаться сами.     Возьмитесь за руки, закройте глаза и не открывайте, пока я не скажу, а волшебный ветер перенесет нас далеко от детского сада. Считаем до трех. 1,2,3… Волшебный ветер далеко нас унеси… (дети берутся за руки, закрывают глаза,воспитатель накрывает их прозрачной тканью, звучит загадочная музыка).

Вот мы и на месте. Интересно, где это мы оказались?  (на экране слайд «Берег моря», звучит  запись с шумом моря, прибоя. Дети высказывают свои догадки о местонахождении).  Да, мы оказались на берегу моря. Посмотрите, какое оно красивое, большое! Как, много вокруг воды!  

Каким бывает море в солнечную погоду? (предполагаемые ответы детей: синее, блестящее, ласковое, прозрачное, теплое, спокойное. На экране слайд с изображением моря в солнечную погоду. Звучит  запись с плеском волн, криком чаек).

А что можно сказать о море, когда дует сильный ветер? (предполагаемые ответы детей: темное, страшное, холодное, штормовое, бурливое. На экране слайд с изображением больших волн. Звучит  запись грозного шума и рокота волн).

Воспитатель читает стихотворение «Море»:

Вот какое море

Без конца и края,

На песчаный берег

Волны набегают.

Перестанет ветер

На море сердиться,

Станет видно, кто там

В глубине таится.

Но нам повезло, сегодня море голубое и очень прозрачное. И на мелководье можно увидеть морское дно и его обитателей.

        Как вы думаете, кого мы можем увидеть? (Выслушиваются предположения детей). Да, в море обитает множество различных животных и рыб. А, хотите на них посмотреть? Усаживайтесь поудобнее, на морские камни, давайте полюбуемся на  подводный мир (музыкальнаявидеопрезентация «Подводный мир», воспитатель проговаривает название каждого обитателя).

Это подводное царство.  Здесь обитают

Вот и увидели мы с вами морских обитателей. Хорошо здесь на теплом море, но нам пора возвращаться в детский сад.

Беритесь за руки, закройте глаза, а волшебный ветер перенесет нас обратно в детский сад. Считаем до трех, 1,2,3… Волшебный ветер в детский сад нас перенеси… (воспитатель накрывает детей прозрачной тканью, звучит сказочная музыка).

 Откройте глаза, вот мы с вами и вернулись в  детский сад. Вам понравилось путешествие?  Где мы побывали? Кого мы повстречали?

Интересное получилось путешествие. Но из путешествия всегда привозят сувениры и подарки, а мы про них и забыли. Но, не расстраивайтесь! Давайте сами сделаем сувениры своими руками, красивых обитателей моря – разноцветных рыбок  из разноцветного соленого теста, которых мы только что видели и поселим их на наше морское дно (показываю картину с камешками, водорослями, ракушками).

Посмотрите, там плавает одна рыбка. Давайте ее рассмотрим (рассматриваем с детьми  вылепленную из теста и высушенную рыбку: уточняем части тела (голова, туловище, плавники; на голове глаза и рот; тело покрыто чешуей) и форму тела рыбки (овальное)).

Воспитатель рассказывает поэтапную работу  лепки рыбки:

1 этап:  берем кусок теста, любого цвета, скатываем в ладонях шар, сплющиваем его между ладонями, кладем на доску, кладем  шаблон и вырезаем стекой  силуэт рыбки, убираем лишнее тесто;

2 этап:  стекой делаем насечки на плавники и  хвост;

3 этап:  из маленького шарика делаем глаз и рот;

4 этап: оформление  поделки - украшаем рыбку (налепы, пайетки, бусины, крупа, горошины перца, колпачки от фломастеров).

Но прежде чем приступить к работе, вспомним о морском побережье и представим, что  наши руки это маленькие рыбки, которые плещутся в голубой воде.

Пальчиковая гимнастика «Рыбки»

Рыбки плавают, ныряют

В чистой голубой морской воде.

(Пальцы обеих рук сложены «щепотью», руки двигаются волной от плеча, изображая ныряющих рыбок)

То сожмутся,

(Пальцы рук очень плотно сжимаются)

Разожмутся,

(Пальчики сильно растопыриваются в стороны)

То зароются в песке.

(Снова сложив пальчики, руками поочередно совершаете движения, как будто раскапываете песок)

  Повторяем для другой руки.

Дети приступают к лепке (во время самостоятельной деятельности детей звучит фоновая музыка, отображающая хорошую погоду на побережье: плеск волн, крик чаек; воспитатель оказывает индивидуальную помощь). Готовых рыбок дети вместе с воспитателем размещают на картине.

Итог:

Где мы сегодня с вами побывали? Было ли вам страшно или было весело? Посмотрите, какие разные рыбки у вас получились. Какая самая веселая, красивая, яркая? Ребята, вам нравятся получившиеся рыбки  других ребят? Какие именно  рыбки вам понравились? Почему они вам понравились?

Очень красивая у нас получилась картина. Мы ею украсим группу, чтобы и мамы полюбовались на наши работы. А  со дна  моря рыбки нам прислали сюрприз (в раковине). Что это? Маленькие морские звезды (конфеты).  Каждый из вас может взять  себе звездочку (воспитатель угощает детей   конфетами с морской тематикой). Пусть у вас останутся теплые воспоминания об этом путешествии.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по лепке из соленого теста "Путешествие в сказочную страну"

Конспект занятия по лепке из соленого теста в средней группе...

Конспект ООД по лепке из соленого теста «Путешествие в подводное царство»

Формировать у дошкольников представление о морских обитателях, путем интеграции познавательной деятельности, речевого развития и лепки  из соленого теста....

Лепка из соленого теста «Путешествие в сказочную страну».

Непосредственно образовательная деятельность.Образовательная область «Художественное творчество» Лепка из соленого теста «Путешествие в сказочную страну».Средняя группа...

Конспект проведения образовательной деятельности с детьми подготовительной группы, по лепке из соленого теста Тема: «Подкова из соленого теста»

Конспект проведения образовательной деятельности с детьми подготовительной группы, по лепке из соленого тестаТема: «Подкова из соленого теста»...

Конспект ООД по художественно- эстетическому развитию (лепка из солёного теста) по теме «Подводное царство»

Цель:формировать у дошкольников представление о морских обитателях, путем интеграции познавательной деятельности, речевого развития и лепки из соленого теста.Задачи:Обучающие: пополнять знания де...

Мастер-класс из соленого теста. Конспект НОД по лепке из соленого теста по теме: «Снеговик» в средней группе.

Формировать умение участвовать в коллективных играх и мероприятиях, устанавливая положительные взаимоотношения на основе соблюдения элементарных норм и правил поведения (не мешать друг другу, при необ...

Мастер-класс из соленого теста. Конспект НОД по лепке из соленого теста по теме: «Снеговик» в средней группе.

Воспитывать эмоциональную отзывчивость к событиям,происходящим в жизни детей в определённое время года....