Дополнительная общеразвивающая программа художественной направленности «Лепка» (Стартовый уровень)
рабочая программа по аппликации, лепке (средняя группа)
Актуальность данной дополнительной программы художественной направленности в том, что занятие лепкой в дошкольном возрасте охватывает многие сферы. Лепка - очень важное занятие для ребенка, которое развивает творчество и воображение, мелкую моторику рук, координацию глаз, пространственное мышление, понятие о цвете, форме предметов, данное занятие социализирует и имеет успокаивающее и терапевтическое воздействие, благотворно влияет на нервную систему в целом. Занятия лепкой одновременно являются и занятиями по развитию речи. В процессе обыгрывания сюжета и выполнения практических действий с пластилином ведётся непрерывный разговор с детьми. Такая игровая организация деятельности детей стимулирует их речевую активность, вызывает речевое подражание, а в дальнейшем организует настоящий диалог с игрушечным персонажем или со взрослым. Можно говорить о том, что занятия – это особая ситуация, которая стимулирует развитие коммуникативной функции речи, способствует расширению активного и пассивного словаря детей.
Дополнительная общеразвивающая программа художественной направленности «Лепка» направлена на достижение целей: Цель программы: развитие мелкой моторики, воображения, творческих способностей детей 4-5 лет.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_po_lepke.docx | 22.74 КБ |
Предварительный просмотр:
Управление образования администрации Городского округа Коломна Московской области
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение компенсирующего вида детский сад № 40 «Солнышко».
Тел.(496)618-35-00; факс (496)618-32-48;
e-mail:solnyshko40@mail.ru 140405, г. Коломна, бульвар 800-летия Коломны, д.3.
=====================================================================
Дополнительная общеразвивающая программа художественной направленности
«Лепка»
(Стартовый уровень)
Возраст обучающихся: 4-5 лет
Срок реализации: 1 год
Автор-составитель:
Воспитатель
Чекмарева Татьяна Сергеевна
2021 год
Пояснительная записка
«Истоки творческих способностей и дарования детей - на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли. Чем больше уверенности и изобретательности в движении детской руки, тем тоньше взаимодействие с орудием труда, чем сложнее движения, необходимые для этого взаимодействия, тем глубже входит взаимодействие руки с природой, с общественным трудом в духовную жизнь ребёнка. Другими словами: чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребёнок»
В. А. Сухомлинский
Лепка – самый осязаемый вид художественного творчества. Ребёнок не только видит то, что создал, но и трогает, берёт в руки и по мере необходимости изменяет. Основным инструментом в лепке являются руки .
Актуальность данной дополнительной программы художественной направленности в том, что занятие лепкой в дошкольном возрасте охватывает многие сферы. Лепка - очень важное занятие для ребенка, которое развивает творчество и воображение, мелкую моторику рук, координацию глаз, пространственное мышление, понятие о цвете, форме предметов, данное занятие социализирует и имеет успокаивающее и терапевтическое воздействие, благотворно влияет на нервную систему в целом. Занятия лепкой одновременно являются и занятиями по развитию речи. В процессе обыгрывания сюжета и выполнения практических действий с пластилином ведётся непрерывный разговор с детьми. Такая игровая организация деятельности детей стимулирует их речевую активность, вызывает речевое подражание, а в дальнейшем организует настоящий диалог с игрушечным персонажем или со взрослым. Можно говорить о том, что занятия – это особая ситуация, которая стимулирует развитие коммуникативной функции речи, способствует расширению активного и пассивного словаря детей.
Дополнительная общеразвивающая программа художественной направленности «Лепка» направлена на достижение целей: Цель программы: развитие мелкой моторики, воображения, творческих способностей детей 4-5 лет.
ЗАДАЧИ:
- Обучающие:
- закреплять представления детей о свойствах глины, пластилина, пластической массы и способах лепки;
- закреплять представления детей о свойствах глины, пластилина, пластической массы и способах лепки;
- учить раскатывать комочки прямыми и круговыми движениями, соединять концы получившейся палочки;
- учить сплющивать шар, сминая его ладонями обеих рук;
- побуждать детей украшать вылепленные предметы, используя палочку с заточенным концом;
- учить создавать предметы, состоящие из 3-5 частей, соединяя их путём прижимания друг к другу, предлагать объединять вылепленные фигурки в коллективную композицию, вызывать радость от восприятия результата общей работы.
- закреплять умение аккуратно пользоваться глиной, пластилином, класть комочки и вылепленные предметы на дощечку;
- Развивающие:
- Развивать художественный вкус, фантазию, изобретательность.
- Развивать чувство цвета, формы, зрительную память, воображение.
- Развивать умение строить композицию, творческую активность и инициативу.
- Воспитательные:
- Формировать интерес к художественной деятельности.
- Воспитывать у детей чувство прекрасного, умение видеть красоту в окружающем мире.
- Формировать умение работать в коллективе.
- Воспитывать аккуратность, самостоятельность в работе.
Объем реализации программы: 1 занятие в неделю, 4 занятия в месяц, 36 занятий в год.
ФОРМЫ РЕАЛИЗАЦИИ:
• непосредственно-образовательная деятельность (занятие)- это интересная для детей, специально организованная воспитателем специфическая детская деятельность, подразумевающая их активность, деловое взаимодействие и общение, накопление детьми определенной информации об окружающем мире, формирование определенных знаний, умений и навыков, в которой процесс обучения остается;
• совместная деятельность взрослого и детей, самостоятельная деятельность детей: игровая, коммуникативная, продуктивная, познавательно-исследовательская, трудовая деятельности;
• дидактические игры;
Ожидаемые результаты программы
Дети свободно владеют пластичными материалами и инструментами. Оценивают результат работы. Отмечают выразительность формы, цветового сочетания, симметричность декоративного узора. С помощью средств выразительности создают образ в рисунке и лепке. У детей формируются творческие способности, необходимые им для последующего обучения изобразительному искусству на более сложном уровне.
Формы отслеживания и фиксации образовательных результатов: готовая работа, перечень готовых работ, фото, видео.
Условия реализации программы
Оснащение для игровой деятельности:
Игрушки-персонажи и ролевые атрибуты:
- Куклы мелкие и средние (до 30 см)
-мягкие антропоморфные животные (крупные, средние,
- наборы масок сказочных персонажей,
-набор элементов театральных костюмов (шапочки, накидки, маски, шарфы и пр. ,
- тематические плоскостные фигурки сказочных персонажей на подставках,
- картинки с тематическими рисунками,
- наборы мелких фигурок (животные, сказочные и фантастические персонажи и пр.)
Игрушки-предметы оперирования:
- наборы столовой и кухонной посуды;
- Набор аксессуаров и одежды к куклам среднего размера
- набор медицинских принадлежностей,
- транспорт различного назначения средних и мелких размеров,
- объемные модули, крупные, разных форм,
- крупный строительный набор,
- ящик с мелкими предметами-заместителями,
- мозаика.
Природные и бросовые материалы:
- наборы цветной бумаги, фольги и картона различной фактуры,
-упаковочные материалы, катушки, мелкая пластиковая упаковка, ленты, тесьма, нитки, пенопласт, кусочки меха, кожи и ткани, пробки,
- шишки, мох, желуди, морские камешки, семена подсолнечника, тыквенных культур, сухоцветы, орехи и пр.
Образцы изделий художественных народных помыслов, мелкой пластики.
Оборудование для познавательно-исследовательской деятельности:
-наборы иллюстрации,
-наборы демонстрационного и раздаточного счетного материала,
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
Месяц | Занятие | Название | Задачи |
Сентябрь | 1. | «Желудь» | Знакомство с дубом, интересные факты о желудях. Учить катать ровные шарики, делать из них овальную фигуру; расплющивать из шарика блинчик, соединять детали в композицию. |
2. | «Мухоморчик» | Знакомство с грибами. Учить катать ровные шарики, преображать их в конус; расплющивать из шарика блинчик, соединять детали в композицию. | |
3. | «Ёжик» | Рассказ о ёжике. Учить вытягивать шарик только с одной стороны, соединять детали в композицию. | |
4. | «Белка» | Раскатывание, вытягивание, сплющивание, поэтапное составление композиции из деталей. | |
Октябрь | 1. | «Тыква» | Обучать добавлять детали в композицию при помощи стеки. |
2. | «Колобок» | Лепка композиции по мотивам сказки. Коллективная работа. | |
3. | «Подарок для щенка» | Развивать чувство соотношения размерности изготавливаемых деталей. | |
4. | «Крендельки» | Раскатывание колбасок, составление композиции по схеме. | |
Ноябрь | 1. | «Угощение для друзей» | Лепка угощения из предложенных вариантов по образцу. |
2. | «Леденцы» | Освоение нового элемента «скручивания» колбасок между собой. Использование деревянных палочек в своей композиции | |
3. | «Медведь» | Развивать умение | |
4. | «Лепка по замыслу» | Развивать творческие идеи, помогать в их реализации. | |
Декабрь | 1. | «Снегирь» | Интересные факты о птицах. Развивать навыки аккуратности и порядка на рабочем месте. |
2. | «Зайчик» | Учить находить готовой композиции место, обыгрывать с подручным материалом. | |
3. | «Снеговик» | Знакомство с зимними развлечениями. Учить соединять детали в композицию. | |
4. | «Ёлка» | Поддерживать праздничное настроение. Коллективная работа. |
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ:
Ребёнок
• умеет отделять от большого куска пластилина небольшие комочки, раскатывать их прямыми и круговыми движениями ладоней, придавать кусочку различную форму;
• лепит различные предметы, состоящие из 3-5 частей, используя разнообразные приемы лепки;
• предлагает объединять вылепленные фигурки в коллективную композицию.
Литература
Агапова, И., Давыдова, М. 114 игрушек из всякой всячины./И. Агапова, М. Давыдова. - М.: Лада, 2009
Лыкова, И.А. Мастерилка. Наглядно- методическое пособие./И.А. Лыкова. - М.: Карапуз - дидактика, 2007
Лыкова, И.А. Техника лепки. // Клепа № 1.- М.: Союз-К, 2012
Хворостунина, С.А. Оригинальные поделки для дома./С.А. Хворостунина. - М.: Издательство Мир книги, 2010
Ахмадуллин, Ш.Т. Расзвиваем мозг ребенка. Пластилин.// Филипок и К, 2020 г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Дополнительная общеразвивающая программа художественной направленности детского объединения «До-ми-солька».
Дополнительная общеразвивающая программахудожественной направленностидетского объединения...
Дополнительная общеразвивающая программа художественной направленности "В гостях у сказки"
Настоящая программа предназначена для обучения с помощью музыкально-театральной деятельности реализовать изначально присущие д...
Дополнительная общеразвивающая программа естественнонаучной направленности «Эколята» ("стартовый" уровень)
Программа включает теоретические знания, практические работы, экскурсии, наблюдения в природе, моделирование. Программа содержит занимательные сведения о живой и неживой природе, о растительном и живо...
Рабочая программа, обеспечивающая реализацию дополнительной общеобразовательной программы – дополнительной общеразвивающей программы художественной направленности «Радуга» для детей 5-6 лет
Программа «Радуга» имеет художественную направленность, ее реализация позволяет не только удовлетворить сформировавшиеся потребности населения, но и создать условия для развит...
Дополнительная общеобразовательная программа- дополнительная общеразвивающая программа художественной направленности Кружок «Народная кукла»
Актуальностью программы является приобщение ребёнка к народной культуре через изготовление традиционной народной куклы. Новизна пр...
Дополнительная общеобразовательная программа , дополнительная общеразвивающая программа художественной направленности "Куделька"
Программа "Куделька" - это программа художественной направленности. Составлена для детей 5-6 и 6-7 лет....
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА-ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА ХУДОЖЕСТВЕННОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ ДЛЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА (5-7 ЛЕТ) «Жила была посуда….»
Обогащать речь детей существительными, обозначающими предметы бытового окружения (посуда); прилагательными, характеризующимисвойства и качества предметов. Развитие всех компонентов устной речи дет...