РАЗВИТИЕ КОМПОЗИЦИОННЫХ УМЕНИЙ В АППЛИКАЦИИ У ДЕТЕЙ 5-6 ЛЕТ
методическая разработка по аппликации, лепке (старшая группа)
Изобразительная деятельность детей неразрывно связана с познанием окружающего мира. Сначала это непосредственное ознакомление со свойствами и качествами материалов (карандашей, красок, бумаги, картона, красок, глины и т. д.). В дальнейшем дошкольник приобретет знания об окружающих его предметах, о материалах и оборудовании, однако его интерес к материалам будет обусловлен стремлением передать в изобразительной деятельности свои мысли, впечатления от окружающего мира.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
razvitie_kompozitsionnyh_umeniy_v_applikatsii_u_detey_5-6_let.docx | 19.74 КБ |
Предварительный просмотр:
РАЗВИТИЕ КОМПОЗИЦИОННЫХ УМЕНИЙ В АППЛИКАЦИИ У ДЕТЕЙ 5-6 ЛЕТ
Из всех видов деятельности, которые делают огромный скачок в своем развитии в период дошкольного детства, изобразительная деятельность занимает отнюдь не последнее место. Так как именно эта деятельность способствует развитию личности ребенка, активному познанию им окружающего мира. Изобразительная деятельность – это деятельность специфическая для детей, позволяющая им передавать свои впечатления от окружающего мира и выражать свое отношение к изображаемому.
Занятия по изобразительной деятельности, кроме выполнения учебных задач, являются важным средством всестороннего развития детей. Обучение рисованию, лепке, аппликации, конструированию способствует умственному, нравственному, эстетическому и физическому воспитанию дошкольников.
Изобразительная деятельность детей неразрывно связана с познанием окружающего мира. Сначала это непосредственное ознакомление со свойствами и качествами материалов (карандашей, красок, бумаги, картона, красок, глины и т. д.). В дальнейшем дошкольник приобретет знания об окружающих его предметах, о материалах и оборудовании, однако его интерес к материалам будет обусловлен стремлением передать в изобразительной деятельности свои мысли, впечатления от окружающего мира.
В детском саду изобразительная деятельность реализуется через такие виды деятельности как аппликация, конструирование, лепка, рисование. Каждый из видов имеет свои возможности в отображении впечатлений ребенка об окружающем мире. Поэтому задачи, стоящие перед изобразительной деятельностью, конкретизируются в зависимости от особенностей материала и приемов работы с ним.
В Большом энциклопедическом словаре дается следующее определение «Аппликация» (от лат. applicatio - прикладывание)- это создание художественных изображений наклеиванием, нашиванием на ткань или бумагу разноцветных кусочков какого-либо материала; изображение, узор, созданный таким способом [3].
Основными признаками аппликации являются силуэтность, плоскостная обобщенная трактовка образа, однородность цветового пятна.
Существуют различные виды аппликации:
- предметная, состоящая из отдельных изображений («Ветка», «Жук», «Солнце»);
- сюжетная, отображающая совокупность действий, событий («Салют Победы», «Весенний сад», «Птицы прилетели»)
- декоративная, включающая орнаменты, узоры из геометрических и растительных элементов, которыми можно украсить различные предметы.
Процесс создания аппликации состоит из целого ряда последовательно выполняемых действий, требующих от дошкольника достаточно высокого уровня развития изобразительных и технических умений, a так же аккуратности, самостоятельности, настойчивости, выдержки и сосредоточенности.
Работа над аппликацией выполняется в определенной последовательности, о которой необходимо всегда помнить и которую следует обязательно соблюдать. Любая аппликация начинается с выбора сюжета, за которым следуют составление эскиза к аппликации, подбор бумаги, вырезание деталей изображения, раскладывание их на фоне, наклеивание и, наконец, высушивание
С точки зрения З.А. Богатеевой, занятия аппликацией способствуют формированию умственных, творческих способностей дошкольника, установлению его нравственных представлений, трудовых умений, художественного вкуса [1].
Изобразительное искусство с давних времен занимает особое место в различных видах деятельности ребенка. Важной задачей для ребенка является овладение композиционными умениями художественно-изобразительной деятельности. Знание и владение композиционными умениями должно закладываться с самого детства. Небольшой уровень овладения композиционными умениями в дошкольном детстве может повлечь за собой большие трудности последующего периода обучения изобразительной деятельности. Затруднениями для дошкольника являются композиционные поиски, это передача выразительности форм, пропорций, цвета и пространства.
Формирование композиционных умений имеет очень важное и ответственное значение. В основе изобразительной грамоты лежит композиция, которая может охватить практически любую изобразительную задачу. В изобразительной деятельности проявляются интересы ребенка и темперамент. Так же изобразительная деятельность тесно связана не только с психическими процессами (памятью, мышлением, восприятием и воображением), но и с личностью в целом.
По мнению В.В. Шорохова, композиция (от лат.compositio) - составление, соединение, сочетание различных частей в единое целое в соответствии с какой-либо идеей. В изобразительном искусстве композиция- это построение художественного образа, обусловленное его содержанием, характером и назначением [5].
И.С. Телегина отмечает, что «Композиция - с одной стороны, творческий процесс создания произведения искусства, от замысла до его завершения, а с другой стороны - своеобразный комплекс средств раскрытия содержания картины, основанный на законах, правилах и приемах, служащих полному, целостному и выразительному решению замысла» [6].
Она упорядочивает изображение и организует внимание зрителя. Поскольку для передачи образа чего-то неподвижного, устойчивого подойдет замкнутая, статичная композиция, то основные направления линий стягиваются к центру. Построение ее по форме круга, квадрата, прямоугольника с учетом симметрии дает необходимое решение. Если необходимо нарисовать панорамный пейзаж, показать большой простор, то деревья или здания лучше сделать уходящим за пределы рамы. Это тип открытой композиции, в которой основные направления линий идут из центра. Так, композиция строится по определенным законам. Ее правила и приемы взаимосвязаны между собой и действуют во все моменты работы над композицией, которые можно назвать закономерностями построения художественного произведения [6].
В теории современного изобразительного искусства С.В. Погодина выделяет законы композиции, имеющие объективный характер, существующие и действующие во всех видах и жанрах искусства. Овладевая ими, ребенок способен проанализировать любое произведение живописи и достичь выразительности образа в процессе собственного творчества [2].
К основным законам композиции автор относит:
- закон единства содержания и формы - работа над созданием художественного образа есть воплощение эстетического, эмоционального, идейно – познавательного содержания в соответствующую материальную форму, наиболее глубоко раскрывающую замысел;
- закон цельности - вычленяется из основного положения о цельности мира и его материальности, предполагает подчинение всех элементов и частей произведения единому замыслу;
- закон типизации - создание художественного образа, тесно связан с принципом жизненной правдивости;
- закон подчиненности всех правил и средств выразительности единому замыслу;
- закон контрастов - резко выраженные различия предметов, их свойств и качеств.
Условно можно выделить следующие виды контрастов: цветовые. контрасты форм, контрасты движения или динамики, тоновые, величинные, конструктивные, фактурные [2].
К основным средствам композиции С.В. Погодина относит сюжетно - композиционный центр, масштабность, свет, симметрия и асимметрия, равновесие, ритм, формат, размер, горизонт, тон, динамика и статика, фактура [2].
Е.А. Флерина отмечала, что «в работе с детьми старшего дошкольного возраста крайне существенным является вопрос о композиции рисунка. Первая стадия относится к задаче подумать, чтобы все поместилось, следующая - обдумать, что и где будет располагаться» [4].
Изучение уровня сформированности композиционных умений в аппликации у детей 5-6 лет, осуществляется с помощью модифицированнойметодики «Композиция» Ю.А. Полуянова.
Цель: изучить уровень сформированности композиционных умений в аппликации детей 5-6 лет
Материал: каждому испытуемому выдается: основа аппликации - листок толстой бумаги или картона, тонированных неяркими цветами, одинаковыми у всех испытуемых, каждый размером 12 см × 15 см, но тех же пропорций; набор цветной бумаги из 15 разных цветов, каждый лист - размером около 5 см × 9 см (несколько таких же наборов цветной бумаги, но в листах большего размера находятся у экспериментатора на случай, если кому-либо из испытуемых потребуется лист тех же цветов, но большего размера); ножницы; клей; кисточка для клея; лист бывшей в употреблении бумаги для нанесения клея на силуэты; тряпочка для протирания наклеенных к основе силуэтов.
Задание: Детям предлагается придумать интересную картинку на свободную тему, изобразить какое-либо событие. Картинку каждый придумает сам - свою, а не такую, как у других. Испытуемые рассаживаются по одному на более значительном расстоянии друг от друга.
В ходе наблюдения и диагностического обследования нами были определены уровни сформированности композиционных умений в аппликации у детей 5-6 лет: низкий, средний, высокий, был проведен количественный и качественный анализ
Характеристика уровней композиционных умений в аппликации детей 5-6 лет представлена в табл.1
Таблица 1
Характеристика уровней композиционных умений
| Высокий уровень | Средний уровень | Низкий уровень |
Композиция | Работа располагается по всему листу Соблюдается пропорциональность в изображении разных предметов Использует разнообразные способы выделения сюжетно-композиционного центра (цветом, размером, динамикой) | Работа располагается на полосе листа Есть незначительные искажения в пропорциональности предметов Использует некоторые способы выделения сюжетно-композиционного центра (цветом или размером, или динамикой) | Расположение на листе не продуманно, носит случайный характер Пропорциональность разных предметов передано не верно Не использует способы выделения сюжетно-композиционного центра |
Таблица 2
Результаты сформированности композиционных умений в аппликации у детей 5-6 лет
| Уровни сформированности композиционных умений в аппликации | ||
| Высокий | Средний | Низкий |
Количество детей | 3 | 9 | 8 |
Процентное соотношение | 15% | 45% | 40% |
Как видно из таблицы 2 из 20 диагностируемых 8 детей показали низкий уровень сформированности композиционных умений в аппликации, что составляет 40%. У данных детей расположение композиции на листе не продуманно, носит случайный характер, пропорциональность предметов передана не верно, не использовали способы выделения сюжетно – композиционного центра. Так Артём А. в хаотичном порядке располагал формы на поверхности, его работы было очень сложно назвать композицией. Другие дети, имеющие низкий уровень сформированности композиционных умений путались в создании изображения.
К среднему уровню сформированности данного критерия отнесено 45% детей, так как 9 детей располагали свою работу на полосе листа, присутствовали незначительные искажения в пропорциональности предметов, но они использовали некоторые способ выделения сюжетно – композиционного центра (цветом, размером или динамикой). При изготовлении аппликации Матвей Р. и Полина П. располагали композицию на полосе и в углу листа.
Высокий уровень сформированности композиционных умений в аппликации показали 3 ребенка, что составляет 15% от общего числа диагностированных детей. Работы данных детей располагаются по всему листу, соблюдается пропорциональность в изображении разных предметов, использует разнообразные способы выделения сюжетно-композиционного центра (цветом, размером, динамикой). Так у Анастасии Б. пропорциональность всех предметов передана верно, композиция располагается по всему листу и четко выражены сюжетно- композиционные центры
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Опыт работы Тема: Предметное рисование как средство развития изобразительных умений и навыков у детей младшего дошкольного возраста. Опыт работы
Материал по 1 - 2 младшей группе....
Консультация "Развитие исследовательских умений и навыков у детей дошкольного возраста"
Развитие исследовательских умений и навыков у детей дошкольного возраста – одна из актуальных проблем современности. Чтобы избежать развития у дошкольников интеллектуальной пассивности, ...
ФОРМИРОВАНИЕ КОМПОЗИЦИОННЫХ УМЕНИЙ В АППЛИКАЦИИ ДЕТЕЙ ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ К ШКОЛЕ ГРУППЫ
формирование композиционных умений в аппликации у детей подготовительной к школе группе...
АППЛИКАЦИЯ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ КОМПОЗИЦИОННЫХ УМЕНИЙ У ДЕТЕЙ СРЕДНЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРОСТА
Тезисы...
Методическая разработка.План-конспект для развития композиционного умения и эстетического восприятия.Образовательная область:занятие аппликацией"Тарелочка" в младшей группе.
учить детей составлять узор на предметах круглой формы, используя кружки разного цвета и разной величиныразвивать композиционные уменияразвивать эстетическое восприятие...
Выступление на РМО логопедов и дефектологов на тему: «Учим детей общению». Игры на развитие коммуникативных умений и навыков у детей с ТНР
Игровой подход в формировании коммуникативных умений и навыков у дошкольников с ТНР...
Консультация на тему: «Развитие композиционных умений детей дошкольного возраста»
Любая творческая деятельность открывает человеку путь к самопознанию, к внутренней свободе. Но для ребѐнка исключительно важную роль играет именно изобразительное искусство, способное дать прост...