Рисование и лепка с детьми старшей группы
статья по аппликации, лепке (старшая группа)

Статья по проведению с детьми старшей группы детского сада изобразительной деятельности

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл risovanie_i_lepka.docx19.7 КБ

Предварительный просмотр:

Структурное подразделение отделение дошкольного образования детей «Лукоморье» ГБОУ СОШ №12 с углубленным изучением английского языка Василеостровского района г. Санкт-Петербурга

Тема «Рисование и лепка

с детьми старшей группы»

Статья

Воспитатель

Виноградова Л.В.

Занятия изобразительной деятельностью, такими, как лепка и рисование, оказывают на детей благотворное влияние и развивают воображение. Мелкая моторика, усидчивость, сосредоточение при создании рисунка или фигуры – все эти процессы формируют и воспитывают в малышах положительные качества.

При занятиях с детьми изобразительной деятельностью преследуются следующие задачи:

  1. формировать умение воспроизводить в рисунке и лепке несложные предметы и явления: дождик, лепестки цветов, тучки, простых насекомых.
  2. показывать детям материалы по рисованию и лепке, тем самым вызывая в них интерес к этому виду деятельности.
  3. развивать и формировать у детей координацию руки и глаза, пространственного мышления, эстетическое восприятие окружающей действительности и предметов.
  4. формировать навык техническим приемам работы с материалами.

Занятия целесообразно проводить сначала индивидуально с каждым ребенком, до закрепления у них основных навыков. А когда дети усвоили базовую технику, можно объединять в подгруппы по два-три человека. Изобразительная деятельность – это эмоциональная деятельность. Важно в раннем возрасте правильно вложить в неумелые руки ребенка кисть или карандаш, научить брать их и держать. При этом постепенно, но постоянно упражняем его, правильно ставя пальчики, держа руку ребенка в своей.

Вопрос, что дать ребенку первым – карандаш или кисть, до сих пор остается открытым. Карандашом дети рисуют недолго, быстро утомляются от мышечного напряжения и теряют интерес к серым, неярким линиям на бумаге. Кистью же они рисуют по 10-15 минут, при этом их интерес не ослабевает из-за ярких пятен и линий красок. И если дети научатся свободно держать кисть, легко и без нажима, то такой навык они перенесут при рисовании карандашом. С карандашом же все наоборот – дети сильно нажимают на него, стремясь получить линию пожирнее, рука сильно сжимает карандаш, и ребенок быстро устает. И потом, беря кисть, они также сильно ее сжимают и давят на бумагу, и также быстро устают.

Формирование навыка владения кистью происходит медленнее, и требует больших усилий от ребенка. В рисовании красками (гуашью и акварелью) создание формы идет от красочного пятна. В этом плане краски имеют большое значение для развития чувства цвета и формы.

Красками легко передать цветовое богатство окружающей жизни: ясное небо, закат и восход солнца, синее море и т. п. В исполнении карандашами эти темы трудоемки, требуют хорошо развитых технических навыков.

Детям также полезны будут контурные раскраски, когда они аккуратно, следя за контуром, закрашивают определенные участки рисунка. В этом случае дети учатся следить за границами рисунка или фигуры, формировать у себя понимание аккуратности при работе с карандашами или кистью.

Учить детей изобразительной деятельности педагог может собственным примером, рисуя простые вещи палочкой на песке, снегу или фломастером на бумаге. При этом в игровой форме рассказывая и объясняя детям содержание рисунка. Например, идет дождик (рисуя вертикальные полоски, дети на дорожке (рисуя горизонтальную линию), светит солнышко (рисуя кружок и линии от него). Такая подача материала и речевая деятельность приобщают ребенка к рисованию или лепке, развивая у него интерес заниматься изобразительной деятельностью. Стихи и песенки также помогут намного ярче воспринять и запомнить изучаемый предмет или материал. Воспитатель своей речью, своими словами помогает связать образ предмета с изобразительным движением, осознать его. Если, например, рисуем домик, то нарисуем и забор, если дождик, то нарисуем тучки.

Карандашом создается линейная форма. При этом постепенно вырисовывается одна часть за другой, добавляются различные детали. Затем линейное изображение раскрашивается. Такая последовательность создания рисунка облегчает аналитическую деятельность мышления ребенка. Нарисовав одну часть, он вспоминает или видит на натуре, над какой частью следует работать дальше. Кроме того, линейные контуры помогают в раскрашивании рисунка, ясно показывая границы частей.

На первых занятиях с красками ставим на стол краску одного цвета. Затем, по мере развития навыков, добавляем еще два-три цвета. При рисовании карандашом сначала лучше предложить контрастные цвета, например, оранжевый и синий, красный и зеленый. Можно использовать бумагу не белого, а серого или желтого тона. Это не цветная бумага, а тонированная. На такой бумаге хорошо рисовать акварельными красками. Для поддержания интереса стоит предложить детям повторять одни и те же мазки и линии на разных формах: узор, чашка, бабочка, домик.

С лепкой все тоже самое – сначала воспитатель делает фигурку сам, показывая детям последовательность создания деталей. Прежде чем приступить к занятиям лепкой, нужно познакомить детей с пластичным материалом, дать возможность ощутить фактуру. Для этого используют такие приемы лепки как разминание, отщипывание, сплющивание, «шлепанье».

Совместное творчество воспитателя и малыша всегда находит яркий, эмоциональный отклик у детей.

Своеобразие лепки как одного из видов изобразительной деятельности заключается в объемном способе изображения. Лепка является разновидностью скульптуры, которая включает работу не только с мягким материалом, но и с твердым. Дошкольникам доступно овладение приемами работы лишь с мягкими пластическими материалами, легко поддающимися воздействию руки — глиной и пластилином. Дети лепят людей, животных, посуду, транспорт, овощи, фрукты, игрушки. Разнообразие тематики связано с тем, что лепка, как и другие виды изобразительной деятельности, в первую очередь выполняет воспитательные задачи, удовлетворяя познавательные и творческие потребности ребенка.

Для разнообразия можно предложить детям создавать рисунки точками, создавая небольшую мозаику, печатание штампами, созданными из таких предметов, как картошка или стирательная резинка. Очень интересно рисовать поролоном – получается пушистая трава, густые облака и вода с волнами.

Рисование акварелью на обычном листе бумаги позволяет получить удивительные работы. Расплывающееся яркое пятно на бумаге дает детям массу положительных эмоций! Педагог должен заранее подготовиться к этому – намочить лист, развести краску).

Рисование мелом на асфальте дает безграничные возможности. Разноцветные мелки, неограниченная поверхность, вода не нужна, краски не пачкают руки. Движения руки свободные, все это позволяет закрепляться навыкам, полученным на занятиях. Свобода творчества раскрепощает детей, дает возможность развиваться воображению, фантазии. Полезно проводить интегрированные занятия. На одном занятии лепим маленькие шарики и прикрепляем их на спину божьей коровки, на другом рисуем точки на крыльях другой божьей коровки. На занятиях декоративным рисованием дети не только отражают свои впечатления от этих предметов и повторяют виденные на них узоры, но и учатся создавать узор самостоятельно, давать красивые сочетания форм и красок. Поэтому на начальном этапе обучения возможно срисовывание элементов узора с образца, заимствование принципов расположения элементов и сочетания цветов.

Для детей средней и старшей групп занятия по закреплению умений и навыков должны быть связаны с изображением предметов, имеющих отклонения от освоенной формы. Дошкольникам можно предложить выбрать из ряда находящихся перед ними однородных предметов тот, который они хотели бы изобразить. Например, в средней группе для закрепления умения изображать округлые формы в сочетании с другими перед детьми расставляют предметы для выбора: погремушку, неваляшку, будильник. Педагог должен подобрать натуру в соответствии с заданием. В основе такого задания лежат творческие задачи — развитие замысла, опоры на имеющийся у детей опыт. Кроме того, в процессе самостоятельного выполнения задуманного образа будет закрепляться навык создания округлой формы.

Цель этих занятий — развитие самостоятельности, инициативы и творческих способностей детей, которые будут проявляться при выборе темы и приемов изображения.

Занятия на тему, выбранную ребенком, тесно связаны с решением учебных задач. В процессе реализации замысла идет закрепление полученных навыков, развивается способность использовать их при выполнении новых работ.

Новый программный материал на этих занятиях не дается. Правда, иногда воспитатель показывает новые способы изображения, если это необходимо по теме, выбранной ребенком. Например, он хочет изобразить всадника, но не знает, как рисуются ноги лошади. В этом случае воспитатель использует наглядные пособия для уточнения представлений детей, показывает приемы изображения. Таким образом, руководство детской работой на занятиях этого типа носит индивидуальный характер, так как указания воспитателя диктуются конкретной темой, выбранной ребенком.

Исходя из всего вышесказанного, можно сделать вывод, что маленьким детям доступен не только карандаш. Главное, чтобы в процессе был заинтересован взрослый. Тогда и у детей все получится. Занятия изобразительной деятельностью предполагают не только обучение приемам лепки и рисования, но и, прежде всего, общение взрослого и малыша. Наблюдая за каждым ребенком на занятии или в игре, мы можем больше узнать о нем и справиться с трудностями его поведения.

Литература:

  1. Казакова Т. Г. Изобразительная деятельность младших дошкольников.
  2. Кихтяева Е. Ю. Рисуют малыши.
  3. Методика обучения изобразительной деятельности и конструирования под редакцией Комаровой Т. С.
  4. Развитие и обучение детей раннего возраста в ДОУ. Составитель Демина Е. С.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по лепке с детьми старшей группы "Дары осени"

Конспект занятия по лепке из пластилина овощей и фруктов с детьми старшего дошкольного возраста. В конспекте прописаны: задачи, материал, предварительная работа, ход непосредственно образовательной де...

КОНСПЕКТ организации непосредственно образовательной деятельности по образовательному маршруту «Лепка» с детьми старшей группы по теме «Космонавт»

КОНСПЕКТорганизации непосредственно образовательной деятельности  по образовательному маршруту «Лепка» с детьми  старшей  группы по теме «Космонавт»...

Лепка с детьми старшей группы на тему: "Посуда"

Дети старшей группы лепили из пластилина тарелочки и ложки. Ребятам очень понравилось лепить. Работы детей представлены в моей презентации. Приятного просмотра!...

Конспект НОД по лепке с детьми старшей группы. Тема: « Цветок жизни».

План проведения НОД в страшей группе. Лепка :"Цветок жизни"...

Конспект НОД по лепке с детьми старшей группы на тему «Белочка грызет орешки».

Формировать умение лепить фигуру белки, состоящую из нескольких частей, передавая её характерные особенности – овальное туловище, заостренная мордочка, острые ушки, позу – белка сидит на з...

Конспект занятия по лепке с детьми старшей группы

Конспект занятия по лепке с детьми старшей группы «Дары осени»....