Проект « Осень к нам пришла»
проект по аппликации, лепке (средняя группа)
Предварительный просмотр:
Проект « Осень к нам пришла» Средняя группа
Вид проекта:
Групповой, познавательно-исследовательский, творческий, игровой.
Сроки реализации: 23.09. – 27.09.2019 год.
Участники проекта :дети, воспитатели средней группы, музыкальный руководитель, родители воспитанников.
Мотив:
Осень – это не только слякоть, пронизывающий холод… Осень – это золотая крона деревьев, багряная и шуршащая листва под ногами, бабье лето. А сколько всего можно интересного узнать, благодаря этой удивительной поре. Наверное, мы взрослые уже не так воспринимаем окружающий мир, как наши малыши – мы потеряли веру в волшебство и сказку.
Мы не стараемся придумывать что-нибудь интересное и замысловатое – ведь у нас еле-еле сил хватает на работу и домашние заботы. А для малыша осень столько чудесного и необычного приносит. Согласитесь, что большим приключением для малыша будет поход в осенний парк, встречаем осень в детском саду все вместе. Это нам кажется, ну что там может быть такого особенного? Но мы глубоко заблуждаемся. Для малыша – это возможность взглянуть на мир совершенно другими глазами. Он с такими же любознательными ребятишками сможет:
- Собрать гербарий. Что ни говори, а сбор гербария — это возможность дать волю своей фантазии. Ведь один и тот же листочек может вызвать у детей разные ассоциации. Кому-то из малышей он напомнит гномика, кому-то улиточку, а кому-то ежика. Но, гербарий не только развивает фантазию, он еще позволяет создавать удивительные детские шедевры. Ведь вернувшись с прогулки, малыш будет бережно сушить свои листик, чтобы потом сделать подарок своей любимой маме.
Актуальность проекта:
Огромную роль в экологическом образовании дошкольников играет практическая, исследовательская деятельность в природных условиях, что в свою очередь способствует развитию любознательности. Одно из определений любознательности в «Словаре по общественным наукам» звучит, как «активный интерес к окружающему миру, к явлениям, к людям», и задача педагогов развивать это «активный интерес».
Экологическое образование будет более эффективным, если изучать природу не только по картинкам и фотографиям, но и через эмоциональное восприятие деревьев, трав, через прямой контакт ребенка с природой.
В любом городе, поселке есть интересные для наблюдений природные объекты: деревья, травы, насекомые, птицы. Изучать их лучше в процессе проектно-исследовательской деятельности - это один из перспективных и эффективных методов обучения и воспитания детей дошкольного возраста. Основываясь на личностно-ориентированном подходе к обучению и воспитанию, он развивает познавательный интерес, любознательность к различным областям знаний, формирует навыки сотрудничества, практические умения, в данном случае в области экологического воспитания.
Цель:расширять и систематизировать знание детей об осени, как о времени года, ее признаках и явлениях.
Задачи:углубить. представления об изменениях в природе осенью;
развивать умения наблюдать за живыми объектами и явлениями неживой природы;
привлечь внимания к окружающим природным объектам;
развивать умение видеть красоту окружающего природного мира, разнообразия его красок и форм;
пополнить и обогатить знания детей по лексическим темам: «Осень», «Овощи», «Фрукты»;
расширить представление о многообразии и пользе овощей и фруктов, созреваемых в осенний период;
воспитывать нравственные и духовные качества ребёнка во время его общения с природой.
Предполагаемые результаты:
Ребенок: углубляет и расширяет знания об осени, ее признаках и дарах;
Пополняет словарный запас;
развивает навыки общения и речь, пространственную ориентацию;
стимулирует познавательные интересы и расширяет кругозор;
разнообразит способы сотрудничества;
развивает художественно-творческие навыки.
Используемые виды деятельности:
НОД;
Игровая;
Чтение художественной литературы;
Изобразительная;
Труд ;
Конструирование из природных материалов.
Содержание практической деятельности по реализации проекта.
1 этап. Организационно-подготовительный этап.
Воспитатели:
Подбор материала и оборудования для занятий, бесед, с\р игр с детьми.
Музыкальный руководитель:
Подбор песен, музыкальных игр, танцевальных композиций, связанных с тематикой проекта.
Сотрудничество с родителями:
Оформление папок – передвижек для родителей по теме проекта, подборка фотографий, литературы.
Совместное с детьми изготовление поделок из природного материала для выставки «Разноцветная осень».
2. этап. Практический.
Сюжетно-ролевые игры: «Овощной магазин», «Магазин цветов».
Дидактические игры: «Жизнь в семенах», «Грибная полянка», «Зимние запасы», «Наряды матушки-земли», «Узнай по описанию», «Чудесный мешочек", «Что растёт на грядке?»,
Труд:
Сбор природного материала на прогулке.
Посильное оказание помощи в уборке листьев с площадки.
Сбор гербария.
Познание
Сенсорное развитие: рассматривание и обследование муляжей и трафаретов овощей, фруктов, грибов, листьев.
Ознакомление с природой:
- беседы «Золотая осень», «Овощи», «Фрукты», «Цветы осенью», «Ягоды», «Грибы», Осенний лес», «Поздняя осень», «Животный и растительный мир осеннего леса»;
«Жизнь природы осенью», «Как заполнять календарь природы?», «Овощи и фрукты на нашем столе», «Уходит золотая осень»;.
- цикл наблюдений: «Что цветет на нашем участке в начале сентября?», «Какие они- цветущие растения?», «Кто помогал цветам расти?», «Что было сначала, что будет потом?», «Соберем семена садовых цветов», «Украсим группу, красивыми цветами», «Где еще растут садовые цветы?», «Нужно ли собирать семена дикорастущих растений?», «Чем отличается ель от других деревьев осенью?», «Почему осенью птицы прилетают к жилищам людей?», «Почему исчезли насекомые?»
Коммуникация
Творческое рассказывание детей по темам «Мы гуляли на участке», «Что я видел в парке?»
Рассматривание иллюстраций об осени, составление описательных рассказов.
Составление описательных рассказов об овощах и фруктах.
Чтение художественной литературы
Пословицы, поговорки, загадки об осени.
Чтение и заучивание стихотворений об осени: Ю. Тувим "Овощи", А. Пушкин «Уж небо осенью дышало…», Художественное творчество
Рисование: «Золотая осень», «В саду созрели яблоки», «Ветка рябины», «Идет дождь», натюрморт из фруктов.
Лепка: «Ягоды и Фрукты», «Овощи».
Аппликация «Огурцы и помидоры лежат на тарелочке» «Грибы», Конструирование: «Грибок» (из бумаги), «Осенний ковер» (природный материал).
Музыка:
Слушание: П. И. Чайковский "Времена года".
Разучивание песен об осени.
Музыкальная сказка «Репка»
Осенняя викторина.
3-й этап – заключительный.
Награждение участников викторины
Приложение№1.
Беседа об осени
ЦЕЛЬ:расширять и систематизировать знание детей об осени; учить детей чувствовать печаль осенней природы, отвечать на вопросы полным предложением; активизировать речь детей; развивать связную речь, умение употреблять сложносочиненные и сложноподчиненные предложения; воспитывать эстетическое отношение к окружающему миру
Пересказ произведения В. Чаплиной «Лес осенью»
ЦЕЛЬ:упражнять детей в пересказе, передавая текст точно, последовательно; развивать память, мышление; воспитывать умение слушать
Рассматривание и сравнение картин об осени И. Левитана «Золотая осень», В. Волкова «Осень»
ЦЕЛЬ:продолжать учить детей внимательно рассматривать картины великих художников, сравнивать их, делать свои умозаключения; развивать наблюдательность, интерес к пейзажной живописи; воспитывать чувство прекрасного в процессе восприятия картин
Заучивание стихотворения Н. Егоровой «Листопад»
ЦЕЛЬ:учить детей выразительно читать стихотворение наизусть, передавать интонацией спокойную грусть осенней природы, чувствовать, понимать и воспроизводить образный язык стихотворения; развивать эстетическое восприятие литературных произведений; воспитывать любовь к окружающей природе
Чтение произведения В. Сутеева «Под грибом»
ЦЕЛЬ:продолжать учить детей внимательно и заинтересованно слушать сказку; развивать интерес к художественной литературе; воспитывать дружелюбие, заботливое отношение друг к другу загадки о грибах
Приложение №2
Рекомендации родителям.
Дорогие наши мамы и папы !
Просим Вас:
- выучить стихотворение И. Бунина или А. Толстого об осени
- рассмотреть картины русских и зарубежных художников об осени;
- составить букет из осенних листьев(для дома)
- заучить приметы и загадки об осени;
- почитать и рассмотреть энциклопедию о грибах;
- прослушать произведения русских и зарубежных композиторов об осени;
- сделать фотографию со своим ребёнком на тему: «Осенние деньки»;
Приложение № 3
Конспект непосредственно-образовательной деятельности по лепке
для детей среднего дошкольного возраста
Тема «Фрукты и овощи»
Цель: Учить лепить овощи и фрукты
Задачи:
Образовательные:
Закреплять умение передавать форму овощей и фруктов, используя разнообразные приемы лепки.
Закреплять приемы лепки сплющивание, скатывание, вытягивание, вдавливание.
Развивающие:
Развивать мелкую моторику рук, глазомер
Развивать воображение
Воспитательные:
Воспитывать интерес к русскому фольклору, загадкам.
Воспитывать аккуратность (не разбрасывать пластилин, не пачкать одежду)
Воспитывать самостоятельность, активность.
Образовательные области: художественно-эстетическое развитие,познавательное развитие
Материалы: Пластилин, стеки, подкладная доска, салфетка, муляжи фруктов и овощей.
Ход НОД:
1 часть. Вводная.
В:-Ребята , скажите , какое сейчас время года?
Д:- Осень
В:-- Правильно!
- А что осенью делают люди?
Д:- - Собирают урожай.
В:-- Правильно!
- Что люди собирают?
Д:- - Овощи и фрукты
В:-- А где их собирают?
Д:- - На огороде
В:-Сегодня я принесла вам волшебную корзину с плодами.
-Какие фрукты и овощи вы знаете? (ответы детей)
-Сейчас посмотрим, кто из вас больше всего знает фруктов и овощей.
Загадки:
Овощи:
1) Красна девица
Сидит в темнице,
А коса на улице?
Ответ (морковь)
2) Ни окон, ни дверей
Полна горница людей.
Ответ (Огурцы)
Фрукты:
1) С виду он как рыжий мяч,
Только вот не мчится вскачь.
В нём полезный витамин —
Это спелый.(Апельсин)
2) На пальме рос
Желтый, рогатый нос
Обезьяны Лимпопо
Только кушают его
Ответ (Банан)
Воспитатель: По ходу ответов детей достаем муляжи из корзины и показываем.
2 часть. Продуктивная.
В:-Теперь мы сами попробуем сделать такие фрукты и овощи. Но давайте с начало внимательно рассмотрим их.
-Например, апельсин, какой он формы?
Дети: круглый
В:-: Какой цвет?
Д: оранжевый
В:-: А что необычного в апельсине, потрогайте?
Д: не ровная поверхность
В:-:А морковь Какая?
Д: длинная, оранжевая, не ровная.
В:-: Правильно, молодцы
- Подняли глазки и смотрим на меня.
-Давайте вспомним с вами, как мы лепим круглые и продолговатые предметы (показываю в воздухе).
-Мы должны взять целый кусок пластилина и начинаем катать круговыми движениями. Это мы лепим круглые предметы.
-Покажите, как будем катать.
-Вот так, правильно, молодцы!
-А сейчас будем лепить продолговатые предметы. Также берем целый кусок пластилина и начинаем раскатывать между ладонями.
Итак,приступаем:
1) Берем кусочек, сжимаем его в руке, чтобы он стал пластичным.
2) Начинаем придавать куску форму задуманного предмета.
3) Работаем стекой, оформляем бороздки.
4) Прикрепляем отдельные детали.
-Выбирайте, кто, что будет делать. Аккуратно приступайте к выполнению. Воспитатель следит за организацией рабочего места, и за работой детей, выполняет индивидуальную работу с ребенком.
Пальчиковая гимнастика.
А сейчас разогреем наши пальчики, приготовим их к работе.
Наши синие цветки распускают лепестки
.Ветерок чуть дышит, лепестки колышет.
Наши синие цветки закрывают лепестки,
Головой качают, тихо засыпают.
Завтра утром все цветки
Вновь распустят лепестки
3 часть. Заключительная.
-Молодцы, красивые фрукты и овощи сделали.
-Теперь положим ваши работы на тарелочки. Только фрукты на одну тарелочку, а овощи на другу.
-Вот как у нас получилось красиво! Дети оценивают работу.
Приложение № 4
Аппликация « Грибы»
Вид занятия: аппликация
Тема: «Грибы»
Программное содержание:
учить детей вырезанию закругленных форм;
продолжать учить составлять симметричную композицию из нескольких предметов;
наклеивать предметы в указанной последовательности;
закреплять в речи детей названия цветов: оранжевого, серого, коричневого;
закреплять приемы аккуратного наклеивания.
Демонстрационный материал: изображение грибка на картинке, фланелеграф и части трех грибов: шляпки и ножки для большого и двух маленьких грибов, полоска травы; два прямоугольника для демонстрации способов закругления шляпок у грибов; ножницы.
Раздаточный материал: листы бумаги в ½ альбомного листа голубого, серого и светло-зеленого цвета по три прямоугольника для вырезания шляпок грибов: 8×4 см, 6×3 см (две штуки) и готовые части: полоски зеленого цвета (трава), три ножки для грибов. Цвет шляпок и ножек грибов в следующем сочетании: коричневые и белые, оранжевые и серые; ножницы, клей, небольшие подносы для обрезков бумаги.
Методические приемы: словестный (беседа, вопросы), игровой (сюрпризный момент), наглядный (показ с объяснением).
Ход занятия:
Ι. В: Ребята, сегодня мы с вами отправимся в лес. Встаньте друг за другом и идите тихо-тихо, чтобы никого в лесу не потревожить. Вот перед нами болото. Придется прыгать с кочки на кочку. Прыгаем. А вот и лесная поляна. Давайте поводим на ней хоровод.
Мы в лес пойдем,
Грибов наберем
Маму громко позовем:
«Ау! Ау! Ау!»
Никто не откликается,
Лишь эхо отзывается
Тихо: «Ау! Ау! Ау!»
В: Ребята, посмотрите, на поляне появились грибы. Давайте мы их соберем в корзину. Молодцы! Много собрали, корзина полная.
ΙΙ. В: Ребята, посмотрите, из каких частей состоит гриб?
Д: Из шляпки и ножки.
В: Правильно. Посмотрите внимательно на форму шляпки. Шляпка сверху закругленная, а внизу прямая (обвожу шляпу пальцем). А теперь давайте с пальчиком в воздухе нарисуем шляпу. Ножка гриба прямая и отходите от середины шляпки.
В: Ребята, нам пора возвращаться домой. (Дети садятся за столы). А теперь внимательно посмотрите, как нужно закруглять верхнюю сторону шляпки гриба. (В замедленном темпе показываю и объясняю приемы закругления).
В: Начинаю закруглять шляпку от нижнего уголка прямоугольника и веду разрез к середине его верхней стороны. Левой рукой поворачиваю бумагу навстречу ножницам. Довела разрез до середины, и у меня отпал один уголок прямо в коробочку. Продолжаю закругленный разрез от середины до нижней стороны прямоугольника. Обрезки бумаги не будут валяться на столе. Получилась полукруглая шляпка грибка (провожу пальцем по верхнему закругленному краю).
В: (Сново показываю, как нужно закруглять верхнюю сторону у шляпки). Я буду вырезать еще одну шляпку грибка, а вы мне помогайте, напоминайте, что надо делать. Начинаю закруглять уголок….
В: Каждый сделает красивую картинку из трех грибков — одного большого и двух маленьких. Сначала такую картинку выложим на фланелеграфе. Внизу у нас будет расти трава (прикладываю полоску). Посередине будет расти большой грибок. Сначала приложу его ножку к траве, а сверху на нее помещу шляпку. (Вызываю двух детей и предлагаю им поместить слева и справа от большого гриба еще два маленьких).
В: У нас получилось целое семейство грибов. Давайте немножечко отдохнем. Физкультминутка.
Утром дети в лес пошли, и в лесу грибы нашли.
Наклонялись — собирали, по дороге растеряли.
Мама дальше всех пошла, больше всех грибов нашла.
Раз — грибок, два — грибок, три — грибок,
Вот и полон кузовок.
В: Молодцы! Тихонечко садимся. Ребята, напомните мне пожалуйста, как нужно работать с ножницами? (Вызываю к доске ребенка для показа с объяснением о технике безопасности при работе с ножницами).
Р: ………………
В: Спасибо, молодец!
В: С чего вы начнете работу?
Д: С вырезания трех шляпок грибов.
В: Приступаем к работе. (Слежу, как дети составляют композицию из трех грибов, в какой последовательности наклеивают части аппликации: трава, большой гриб, маленькие грибы). Ребята, кто закончил, несите все свои работы к доске.
ΙΙΙ. В: Представьте себе, дети, что мы в конце лета пришли в лес и увидели много разных грибов. Шляпки и ножки у них были разного цвета. Вот грибы с коричневыми шляпками и белыми ножками. Наверное, это белые грибы. А эти с оранжевыми шляпками и серыми ножками похожи на подосиновики.
В: Захотели мы собрать эти грибы в свои корзинки. Но посмотрите на них повнимательнее и увидели, что у одних грибов шляпки закругленные, а других неровные, словно обгрызенные кем-то. Оказывается, грибы любят не только люди, их охотно едят и улитки. Это улитки частично съели шляпки грибов. (Вызываю 2-3 детей и предлагаю им найти грибы, которые не тронули улитки, и те, которыми они успели полакомиться.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2015/01/12/picture-562852-1421068661.jpg)
Проект "Осень к нам пришла"
Осенняя фотосессияПраздник "Что нам осень принесла"Осенние поделкиНаграждение и чаепитие...
![](/sites/default/files/pictures/2016/12/19/picture-868617-1482177792.jpg)
Экологический проект «Осень к нам пришла»
Тип проекта: групповой, среднесрочный, творческо-исследовательский....
![](/sites/default/files/pictures/2024/11/14/picture-1533658-1731581644.jpg)
Проект "Осень к нам пришла"
Актуальность: часто взрослые забывают понаблюдать с ребенком, полюбоваться красотой мира природы, не поддерживают детскую любознательность. Именно ранний возраст – самое благоприятное время для ...
Познавательный проект «Осень к нам пришла»
Мир природы - не может не тронуть человека любознательного, открытого к прекрасному. Наша задача-помочь ребёнку - дошкольнику открыть мир окружающей природы. Данный проект позволяет в условиях воспита...