Конспект занятия по изобразительной деятельности (пластилинографии) в средней группе
план-конспект занятия по аппликации, лепке (средняя группа)
«ЗНАКОМСТВО С ОБРАЗОМ ЧУВАШСКОГО СОЛНЦА»
Конспект занятия по изобразительной деятельности (пластилинографии)
в средней группе
Цель: познакомить детей с образом солнца в чувашской народной вышивке, со смысловым значением узора.
Задачи. Образовательные: поощрять проявление эмоций при рассматривании предметов народного и декоративно-прикладного искусства (предметы одежды с чувашской вышивкой – узором солнца); поддерживать желание отображать полученные впечатления в продуктивных видах деятельности (лепке); формировать умение раскатывать жгутики продольными движениями ладоней или на доске для лепки одной ладонью и сплющивать на бумаге для получения нужной формы; приобщать детей к декоративно-прикладному искусству посредством пластилинографии.
Развивающие: развивать интерес к родному краю, творческие и художественные способности детей, чувство формы и цвета, мелкую моторику.
Воспитательные: воспитывать интерес к искусству родного края через рассматривание чувашской вышивки; формировать интерес к декоративно-прикладному искусству чувашского народа; воспитывать у дошкольников старательность, эстетический вкус.
Предварительная работа: рассматривание иллюстраций и альбомов с предметами чувашского народного декоративно-прикладного искусства, изображений чувашских узоров солнца; чтение чувашской сказки и чувашских стихотворений о солнце.
Материалы и оборудование: кукла Нарспи в чувашском национальном костюме, иллюстрации с изображением чувашской вышивки с символом солнца, иллюстрации герба и флага Чувашской Республики, листы картона формата А5 с нарисованными карандашом узорами солнца, пластилин красного цвета, дощечки для лепки, стеки.
Ход занятия:
Воспитатель вносит куклу Нарспи в чувашском национальном костюме.
Воспитатель: Здравствуйте, ребята, сегодня в гости к нам в группу зашла девочка Нарспи.
Дети здороваются с гостьей.
Воспитатель: Ребята, обратите внимание, в каком нарядном платье пришла к нам Нарспи. Это чувашский национальный наряд. Чуваши издавна украшали свою одежду вышивкой. Вышивка – национальная гордость чувашского народа. С помощью иголки и ниток на холсте получаются различные узоры.
Нарспи: Посмотрите на мою одежду, ребята. Вы видите разнообразные узоры. Какие цвета ниток здесь заметили? (Красный, зеленый, желтый). Скажите, а какого цвета больше? (Красного). Правильно. Основной цвет чувашской вышивки — красный. Его чуваши считали красивым. Каждый узор в вышивке чувашского народа что-то обозначает.
Воспитатель: Вот попробуйте-ка угадать мои загадки и узнаете, о каком узоре пойдет сейчас речь.
Светит, сверкает.
Всех согревает. (Солнце)
В дверь, в окно стучать не будет,
А взойдет, и всех разбудит. (Солнце)
Золотое блюдечко
По небу катается,
Людям улыбается
Что это? (Солнце)
Да, ребята, конечно же это солнышко.
Нарспи: Нам хотелось бы познакомить вас с символом чувашского солнца. Солнце – ведущий символ в национальной вышивке. Он означает «источник жизни».
Воспитатель предлагает детям провести физкультминутку. Дети выполняют пальчиковую гимнастику «Солнышко».
Солнце рано встаёт (руки поднять вверх)
И лучи нам подаёт (руки вытянуть вперёд).
Крепко держим мы лучи (ладошки прижать друг к другу)
Очень, очень горяч (трём ладошку о ладошку).
Лучики горячие
Скачут по лужайке (кисти рук опускать и поднимать).
Попытаемся поймать
Мы их на полянке (хлопки в ладоши).
Нарспи: Скажите, пожалуйста, на что похож узор солнца? (смотрят на изображение солнца на флаге и гербе Чувашской Республики). (На звезду.) Действительно. Чувашский народ вышивает солнце на холсте в различных формах (круг, крестик, квадрат, восьмиугольник и т.д.). Ребята, а вы хотели бы попробовать тоже создать образ солнца? (Да.)
Воспитатель: Мы с вами сделаем это при помощи лепки. Предлагаю вам нарисовать солнышко на бумаге. У нас имеются готовые шаблоны с чувашским узором солнца. Возьмем пластилин для работы. Пусть он будет красного цвета. Как выяснилось, в чувашской вышивке преобладает красный цвет, который подразумевает огонь, источник счастья и торжества.
Нарспи: Про солнце чуваши говорили так:
Солнце красное восходит, красотою мир сияет.
Стоит солнцу закатиться, красоту и мир теряет.
Воспитатель: Ребята, берете пластилин и раскатываете его на дощечке или между ладонями. Сформируете тонкие полосочки и накладываете на рисунок.
Дети приступают к работе. В процессе работы возникают трудности, воспитатель оказывает помощь (подсказкой, или, придерживая руку ребенка своей, направляет его дальнейшее действие), поощряет детей, работающих правильно и аккуратно.
Нарспи: Какие красивые работы у вас получились, ребята. Молодцы.
Воспитатель: Давайте вспомним, чем мы сегодня занимались? (ответы детей).
Поблагодарим Нарспи за интересное занятие.
Литература
- От рождения до школы. Инновационная программа дошкольного образования / Под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, Э.М. Дорофеевой. – 6-е изд., доп. – М.: Мозаика-Синтез, 2020. – 368 с.
- Васильева Л.Г. Познание дошкольниками искусства чувашского орнамента. Учебно-методическое пособие. Чебоксары: Изд-во Чувашского республиканского института образования, 2002. – 114 с.: цв. илл.
- Ильина Е. Край ста тысяч вышивок. Чем славятся изделия чувашских рукодельниц. Режим доступа: https://visitvolga.ru/blog/embroidery/
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_zanyatiya_po_izobrazitelnoy_deyatelnosti_plastilinografii_v_sredney_gruppe.docx | 50.23 КБ |
Предварительный просмотр:
«ЗНАКОМСТВО С ОБРАЗОМ ЧУВАШСКОГО СОЛНЦА»
Конспект занятия по изобразительной деятельности (пластилинографии)
в средней группе
Цель: познакомить детей с образом солнца в чувашской народной вышивке, со смысловым значением узора.
Задачи. Образовательные: поощрять проявление эмоций при рассматривании предметов народного и декоративно-прикладного искусства (предметы одежды с чувашской вышивкой – узором солнца); поддерживать желание отображать полученные впечатления в продуктивных видах деятельности (лепке); формировать умение раскатывать жгутики продольными движениями ладоней или на доске для лепки одной ладонью и сплющивать на бумаге для получения нужной формы; приобщать детей к декоративно-прикладному искусству посредством пластилинографии.
Развивающие: развивать интерес к родному краю, творческие и художественные способности детей, чувство формы и цвета, мелкую моторику.
Воспитательные: воспитывать интерес к искусству родного края через рассматривание чувашской вышивки; формировать интерес к декоративно-прикладному искусству чувашского народа; воспитывать у дошкольников старательность, эстетический вкус.
Предварительная работа: рассматривание иллюстраций и альбомов с предметами чувашского народного декоративно-прикладного искусства, изображений чувашских узоров солнца; чтение чувашской сказки и чувашских стихотворений о солнце.
Материалы и оборудование: кукла Нарспи в чувашском национальном костюме, иллюстрации с изображением чувашской вышивки с символом солнца, иллюстрации герба и флага Чувашской Республики, листы картона формата А5 с нарисованными карандашом узорами солнца, пластилин красного цвета, дощечки для лепки, стеки.
Ход занятия:
Воспитатель вносит куклу Нарспи в чувашском национальном костюме.
Воспитатель: Здравствуйте, ребята, сегодня в гости к нам в группу зашла девочка Нарспи.
Дети здороваются с гостьей.
Воспитатель: Ребята, обратите внимание, в каком нарядном платье пришла к нам Нарспи. Это чувашский национальный наряд. Чуваши издавна украшали свою одежду вышивкой. Вышивка – национальная гордость чувашского народа. С помощью иголки и ниток на холсте получаются различные узоры.
Нарспи: Посмотрите на мою одежду, ребята. Вы видите разнообразные узоры. Какие цвета ниток здесь заметили? (Красный, зеленый, желтый). Скажите, а какого цвета больше? (Красного). Правильно. Основной цвет чувашской вышивки — красный. Его чуваши считали красивым. Каждый узор в вышивке чувашского народа что-то обозначает.
Воспитатель: Вот попробуйте-ка угадать мои загадки и узнаете, о каком узоре пойдет сейчас речь.
Светит, сверкает.
Всех согревает. (Солнце)
В дверь, в окно стучать не будет,
А взойдет, и всех разбудит. (Солнце)
Золотое блюдечко
По небу катается,
Людям улыбается
Что это? (Солнце)
Да, ребята, конечно же это солнышко.
Нарспи: Нам хотелось бы познакомить вас с символом чувашского солнца. Солнце – ведущий символ в национальной вышивке. Он означает «источник жизни».
Воспитатель предлагает детям провести физкультминутку. Дети выполняют пальчиковую гимнастику «Солнышко».
Солнце рано встаёт (руки поднять вверх)
И лучи нам подаёт (руки вытянуть вперёд).
Крепко держим мы лучи (ладошки прижать друг к другу)
Очень, очень горяч (трём ладошку о ладошку).
Лучики горячие
Скачут по лужайке (кисти рук опускать и поднимать).
Попытаемся поймать
Мы их на полянке (хлопки в ладоши).
Нарспи: Скажите, пожалуйста, на что похож узор солнца? (смотрят на изображение солнца на флаге и гербе Чувашской Республики). (На звезду.) Действительно. Чувашский народ вышивает солнце на холсте в различных формах (круг, крестик, квадрат, восьмиугольник и т.д.). Ребята, а вы хотели бы попробовать тоже создать образ солнца? (Да.)
Воспитатель: Мы с вами сделаем это при помощи лепки. Предлагаю вам нарисовать солнышко на бумаге. У нас имеются готовые шаблоны с чувашским узором солнца. Возьмем пластилин для работы. Пусть он будет красного цвета. Как выяснилось, в чувашской вышивке преобладает красный цвет, который подразумевает огонь, источник счастья и торжества.
Нарспи: Про солнце чуваши говорили так:
Солнце красное восходит, красотою мир сияет.
Стоит солнцу закатиться, красоту и мир теряет.
Воспитатель: Ребята, берете пластилин и раскатываете его на дощечке или между ладонями. Сформируете тонкие полосочки и накладываете на рисунок.
Дети приступают к работе. В процессе работы возникают трудности, воспитатель оказывает помощь (подсказкой, или, придерживая руку ребенка своей, направляет его дальнейшее действие), поощряет детей, работающих правильно и аккуратно.
Нарспи: Какие красивые работы у вас получились, ребята. Молодцы.
Воспитатель: Давайте вспомним, чем мы сегодня занимались? (ответы детей).
Поблагодарим Нарспи за интересное занятие.
Литература
- От рождения до школы. Инновационная программа дошкольного образования / Под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, Э.М. Дорофеевой. – 6-е изд., доп. – М.: Мозаика-Синтез, 2020. – 368 с.
- Васильева Л.Г. Познание дошкольниками искусства чувашского орнамента. Учебно-методическое пособие. Чебоксары: Изд-во Чувашского республиканского института образования, 2002. – 114 с.: цв. илл.
- Ильина Е. Край ста тысяч вышивок. Чем славятся изделия чувашских рукодельниц. Режим доступа: https://visitvolga.ru/blog/embroidery/
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия по изобразительной деятельности для детей средней группы (ЗПР «Особый ребенок»). «Друзья золотой рыбки».
Задачи:1. Продолжать знакомить с нетрадиционными изобразительными техниками: рисование ладошкой, печатание печаткой.2. Продолжать учит...
Конспект занятия по изобразительной деятельности (апликация) в средней группе "Карета для Золушке"
Закрепление знаний детей о геометрических фигурах;Закрепление знаний об уже известных цветах;Развитие навыков выполненя апликаци по замыслу....
Конспект занятия по изобразительной деятельности (лепка) в средней группе "Рыбка"
Учить детей лепить предметы из одного кусочка пластилина...
Конспект занятия по изобразительной деятельности (лепка) в средней группе на тему: "Фрукты и овощи"
Мы пришли на грядку.Тыква – вот, а вот – томат.Здесь – капуста, здесь – салат,Тмин, картошка, артишок,и петрушки корешок....
Конспект занятия по изобразительной деятельности во 2 средней группе «Грузовая машина».
Конспект занятия по изобразительной деятельности во 2 средней группе «Грузовая машина». Воспитатель Орлова Анна Александровна Цель: учить дет...
Конспект занятия по изобразительной деятельности “Северный мишка”. (средняя группа).
Конспект занятия по изобразительной деятельности “Северный мишка”. (средняя группа). Воспитатель ГБДОУ № 89 Власова Ольга Игоревна Цель: Продолжить знакомить детей с творческим процессом рис...