Конспект занятия по изобразительной деятельности (пластилинографии) в средней группе
план-конспект занятия по аппликации, лепке (средняя группа)

Николаева Алина Валерьевна

«ЗНАКОМСТВО С ОБРАЗОМ ЧУВАШСКОГО СОЛНЦА»

Конспект занятия по изобразительной деятельности (пластилинографии)

в средней группе

Цель: познакомить детей с образом солнца в чувашской народной вышивке, со смысловым значением узора.

 Задачи. Образовательные: поощрять проявление эмоций при рассматривании предметов народного и декоративно-прикладного искусства (предметы одежды с чувашской вышивкой – узором солнца); поддерживать желание отображать полученные впечатления в продуктивных видах деятельности (лепке); формировать умение раскатывать жгутики продольными движениями ладоней или на доске для лепки одной ладонью и сплющивать на бумаге для получения нужной формы; приобщать детей к декоративно-прикладному искусству посредством пластилинографии.

 Развивающие: развивать интерес к родному краю, творческие и художественные способности детей, чувство формы и цвета, мелкую моторику.

Воспитательные: воспитывать интерес к искусству родного края через рассматривание чувашской вышивки; формировать интерес к декоративно-прикладному искусству чувашского народа; воспитывать у дошкольников старательность, эстетический вкус.

Предварительная работа: рассматривание иллюстраций и альбомов с предметами чувашского народного декоративно-прикладного искусства, изображений чувашских узоров солнца; чтение чувашской сказки и чувашских стихотворений о солнце.

Материалы и оборудование: кукла Нарспи в чувашском национальном костюме, иллюстрации с изображением чувашской вышивки с символом солнца, иллюстрации герба и флага Чувашской Республики, листы картона формата А5 с нарисованными карандашом узорами солнца, пластилин красного цвета, дощечки для лепки, стеки.

Ход занятия:

Воспитатель вносит куклу Нарспи в чувашском национальном костюме.

Воспитатель: Здравствуйте, ребята, сегодня в гости к нам в группу зашла девочка Нарспи.

Дети здороваются с гостьей.

Воспитатель: Ребята, обратите внимание, в каком нарядном платье пришла к нам Нарспи. Это чувашский национальный наряд. Чуваши издавна украшали свою одежду вышивкой. Вышивка – национальная гордость чувашского народа.  С помощью иголки и ниток на холсте получаются различные узоры.

Нарспи: Посмотрите на мою одежду, ребята. Вы видите разнообразные узоры. Какие цвета ниток здесь заметили? (Красный, зеленый, желтый). Скажите, а какого цвета больше? (Красного). Правильно. Основной цвет чувашской вышивки — красный. Его чуваши считали красивым. Каждый узор в вышивке чувашского народа что-то обозначает.

Воспитатель: Вот попробуйте-ка угадать мои загадки и узнаете, о каком узоре пойдет сейчас речь.

Светит, сверкает.

Всех согревает. (Солнце)

 

В дверь, в окно стучать не будет,

А взойдет, и всех разбудит. (Солнце)

Золотое блюдечко

По небу катается,

Людям улыбается

Что это? (Солнце)

Да, ребята, конечно же это солнышко.

Нарспи: Нам хотелось бы познакомить вас с символом чувашского солнца. Солнце – ведущий символ в национальной вышивке. Он означает «источник жизни».

Воспитатель предлагает детям провести физкультминутку. Дети выполняют пальчиковую гимнастику «Солнышко».

Солнце рано встаёт (руки поднять вверх)

И лучи нам подаёт (руки вытянуть вперёд).

Крепко держим мы лучи (ладошки прижать друг к другу)

Очень, очень горяч (трём ладошку о ладошку).

Лучики горячие

Скачут по лужайке (кисти рук опускать и поднимать).

Попытаемся поймать

Мы их на полянке (хлопки в ладоши).

Нарспи: Скажите, пожалуйста, на что похож узор солнца? (смотрят на изображение солнца на флаге и гербе Чувашской Республики). (На звезду.) Действительно. Чувашский народ вышивает солнце на холсте в различных формах (круг, крестик, квадрат, восьмиугольник и т.д.). Ребята, а вы хотели бы попробовать тоже создать образ солнца? (Да.)

Воспитатель: Мы с вами сделаем это при помощи лепки. Предлагаю вам нарисовать солнышко на бумаге. У нас имеются готовые шаблоны с чувашским узором солнца. Возьмем пластилин для работы. Пусть он будет красного цвета. Как выяснилось, в чувашской вышивке преобладает красный цвет, который подразумевает огонь, источник счастья и торжества.

Нарспи: Про солнце чуваши говорили так:

Солнце красное восходит, красотою мир сияет.

Стоит солнцу закатиться, красоту и мир теряет.

Воспитатель: Ребята, берете пластилин и раскатываете его на дощечке или между ладонями. Сформируете тонкие полосочки и накладываете на рисунок.

Дети приступают к работе. В процессе работы возникают трудности, воспитатель оказывает помощь (подсказкой, или, придерживая руку ребенка своей, направляет его дальнейшее действие), поощряет детей, работающих правильно и аккуратно.

Нарспи: Какие красивые работы у вас получились, ребята. Молодцы.  

imageВоспитатель: Давайте вспомним, чем мы сегодня занимались? (ответы детей).

Поблагодарим Нарспи за интересное занятие.

Литература

  1. От рождения до школы. Инновационная программа дошкольного образования / Под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, Э.М. Дорофеевой. – 6-е изд., доп. – М.: Мозаика-Синтез, 2020. – 368 с.
  2. Васильева Л.Г. Познание дошкольниками искусства чувашского орнамента. Учебно-методическое пособие. Чебоксары: Изд-во Чувашского республиканского института образования, 2002. – 114 с.: цв. илл.
  3. Ильина Е. Край ста тысяч вышивок. Чем славятся изделия чувашских рукодельниц. Режим доступа:  https://visitvolga.ru/blog/embroidery/

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

«ЗНАКОМСТВО С ОБРАЗОМ ЧУВАШСКОГО СОЛНЦА»

Конспект занятия по изобразительной деятельности (пластилинографии)

в средней группе

Цель: познакомить детей с образом солнца в чувашской народной вышивке, со смысловым значением узора.

 Задачи. Образовательные: поощрять проявление эмоций при рассматривании предметов народного и декоративно-прикладного искусства (предметы одежды с чувашской вышивкой – узором солнца); поддерживать желание отображать полученные впечатления в продуктивных видах деятельности (лепке); формировать умение раскатывать жгутики продольными движениями ладоней или на доске для лепки одной ладонью и сплющивать на бумаге для получения нужной формы; приобщать детей к декоративно-прикладному искусству посредством пластилинографии.

 Развивающие: развивать интерес к родному краю, творческие и художественные способности детей, чувство формы и цвета, мелкую моторику.

Воспитательные: воспитывать интерес к искусству родного края через рассматривание чувашской вышивки; формировать интерес к декоративно-прикладному искусству чувашского народа; воспитывать у дошкольников старательность, эстетический вкус.

Предварительная работа: рассматривание иллюстраций и альбомов с предметами чувашского народного декоративно-прикладного искусства, изображений чувашских узоров солнца; чтение чувашской сказки и чувашских стихотворений о солнце.

Материалы и оборудование: кукла Нарспи в чувашском национальном костюме, иллюстрации с изображением чувашской вышивки с символом солнца, иллюстрации герба и флага Чувашской Республики, листы картона формата А5 с нарисованными карандашом узорами солнца, пластилин красного цвета, дощечки для лепки, стеки.

Ход занятия:

Воспитатель вносит куклу Нарспи в чувашском национальном костюме.

Воспитатель: Здравствуйте, ребята, сегодня в гости к нам в группу зашла девочка Нарспи.

Дети здороваются с гостьей.

Воспитатель: Ребята, обратите внимание, в каком нарядном платье пришла к нам Нарспи. Это чувашский национальный наряд. Чуваши издавна украшали свою одежду вышивкой. Вышивка – национальная гордость чувашского народа.  С помощью иголки и ниток на холсте получаются различные узоры.

Нарспи: Посмотрите на мою одежду, ребята. Вы видите разнообразные узоры. Какие цвета ниток здесь заметили? (Красный, зеленый, желтый). Скажите, а какого цвета больше? (Красного). Правильно. Основной цвет чувашской вышивки — красный. Его чуваши считали красивым. Каждый узор в вышивке чувашского народа что-то обозначает.

Воспитатель: Вот попробуйте-ка угадать мои загадки и узнаете, о каком узоре пойдет сейчас речь.

Светит, сверкает.

Всех согревает. (Солнце)

В дверь, в окно стучать не будет,

А взойдет, и всех разбудит. (Солнце)

Золотое блюдечко

По небу катается,

Людям улыбается

Что это? (Солнце)

Да, ребята, конечно же это солнышко.

Нарспи: Нам хотелось бы познакомить вас с символом чувашского солнца. Солнце – ведущий символ в национальной вышивке. Он означает «источник жизни».

Воспитатель предлагает детям провести физкультминутку. Дети выполняют пальчиковую гимнастику «Солнышко».

Солнце рано встаёт (руки поднять вверх)

И лучи нам подаёт (руки вытянуть вперёд).

Крепко держим мы лучи (ладошки прижать друг к другу)

Очень, очень горяч (трём ладошку о ладошку).

Лучики горячие

Скачут по лужайке (кисти рук опускать и поднимать).

Попытаемся поймать

Мы их на полянке (хлопки в ладоши).

Нарспи: Скажите, пожалуйста, на что похож узор солнца? (смотрят на изображение солнца на флаге и гербе Чувашской Республики). (На звезду.) Действительно. Чувашский народ вышивает солнце на холсте в различных формах (круг, крестик, квадрат, восьмиугольник и т.д.). Ребята, а вы хотели бы попробовать тоже создать образ солнца? (Да.)

Воспитатель: Мы с вами сделаем это при помощи лепки. Предлагаю вам нарисовать солнышко на бумаге. У нас имеются готовые шаблоны с чувашским узором солнца. Возьмем пластилин для работы. Пусть он будет красного цвета. Как выяснилось, в чувашской вышивке преобладает красный цвет, который подразумевает огонь, источник счастья и торжества.

Нарспи: Про солнце чуваши говорили так:

Солнце красное восходит, красотою мир сияет.

Стоит солнцу закатиться, красоту и мир теряет.

Воспитатель: Ребята, берете пластилин и раскатываете его на дощечке или между ладонями. Сформируете тонкие полосочки и накладываете на рисунок.

Дети приступают к работе. В процессе работы возникают трудности, воспитатель оказывает помощь (подсказкой, или, придерживая руку ребенка своей, направляет его дальнейшее действие), поощряет детей, работающих правильно и аккуратно.

Нарспи: Какие красивые работы у вас получились, ребята. Молодцы.  

Воспитатель: Давайте вспомним, чем мы сегодня занимались? (ответы детей).

Поблагодарим Нарспи за интересное занятие.

Литература

  1. От рождения до школы. Инновационная программа дошкольного образования / Под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, Э.М. Дорофеевой. – 6-е изд., доп. – М.: Мозаика-Синтез, 2020. – 368 с.
  2. Васильева Л.Г. Познание дошкольниками искусства чувашского орнамента. Учебно-методическое пособие. Чебоксары: Изд-во Чувашского республиканского института образования, 2002. – 114 с.: цв. илл.
  3. Ильина Е. Край ста тысяч вышивок. Чем славятся изделия чувашских рукодельниц. Режим доступа:  https://visitvolga.ru/blog/embroidery/


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по изобразительной деятельности для детей средней группы (ЗПР «Особый ребенок»). «Друзья золотой рыбки».

Задачи:1.     Продолжать знакомить с  нетрадиционными изобразительными техниками: рисование   ладошкой, печатание печаткой.2.     Продолжать учит...

Конспект занятия по изобразительной деятельности (апликация) в средней группе "Карета для Золушке"

Закрепление знаний детей о геометрических фигурах;Закрепление знаний об уже известных цветах;Развитие навыков выполненя апликаци по замыслу....

Конспект занятия по изобразительной деятельности (лепка) в средней группе "Рыбка"

Учить детей лепить предметы из одного кусочка пластилина...

Конспект занятия по изобразительной деятельности (лепка) в средней группе на тему: "Фрукты и овощи"

Мы пришли на грядку.Тыква – вот, а вот – томат.Здесь – капуста, здесь – салат,Тмин, картошка, артишок,и петрушки корешок....

Конспект занятия по изобразительной деятельности во 2 средней группе «Грузовая машина».

Конспект занятия по изобразительной деятельности во 2 средней группе «Грузовая машина». Воспитатель Орлова Анна Александровна          Цель: учить дет...

Конспект занятия по изобразительной деятельности “Северный мишка”. (средняя группа).

Конспект занятия по изобразительной деятельности “Северный мишка”. (средняя группа). Воспитатель ГБДОУ № 89 Власова Ольга Игоревна Цель: Продолжить знакомить детей с творческим процессом рис...