Конспект занятия по развитию в подготовительной группе
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа)
Предварительный просмотр:
Конспект НОД по развитию речи в подготовительной группе на тему: « Уроки народных сказок»
Тема: «Уроки народных сказок»
Цель: Приобщение детей старшего дошкольного возраста к истокам русской народной культуры с помощью сказок.
Задачи:
I. Образовательные задачи:
1. Закрепить знания детей о пользе чтения сказок;
2. Закрепить знание названий и содержание русских народных и авторских сказок, знакомить детей с иллюстрациями к сказкам;
3.. Совершенствовать фонематический слух: учить называть слова с определенным звуком, определять место звука в слове.
4. Учить отвечать на вопросы, высказывать свои суждения. Формировать образную речь, умения подбирать образные выражения.
5. Связная речь: совершенствовать умение составлять сказки по набору картинок с последовательно развивающимся сюжетом. Учить отгадывать загадки.
Развивающие задачи:
- Развивать у детей речь, образное мышление, фантазию и творчество.
Воспитательные задачи:
- Воспитывать у детей интерес и любовь к устному народному творчеству, к русским традициям;.
Предварительная работа с детьми:
Повторение и знакомство с русскими народными сказками «У страха глаза велики», «Крылатый, мохнатый, да масляный», «Сивка-бурка», «Никита Кожемяка» и др., с авторскими сказками, со сказочно-былинной живописью великих русских художников, иллюстрациями В.М. Васнецова, И.Я. Билибина и др. художников:
- «Сестрица Аленушка и братец Иванушка» в обработке А.Н. Толстого;
- «Финист - ясный сокол» в обработке Андрея Платоновича Платонова;
- «Царевна-лягушка»» в обработке Михаила Алексеевича Булатова и др. художников-иллюстраторов.
-Разучивание стихотворения о книгах.
Оборудование: тексты сказок, аудиозаписи музыки, загадки, волшебная коробка, пазлы.
Индивидуальная работа: помочь Глебу М, собрать пазлы к сказке.
Ход занятия
Организационный момент
Под отрывок из песни ВИА «Самоцветы» «Русская сказка» дети входят в зал и садятся на стульчики. Входит учитель (воспитатель) в руках коробка.
1 часть. Вступительная.
- Мотивация к занятию Сюрпризный момент. Беседа.
Воспитатель: Ребята, я сегодня была в школьной библиотеке и принесла для вас подарок. А, чтобы узнать, какой, отгадайте загадку, что у меня в волшебной коробке?
Не куст, а с листочками
Не рубашка, а сшита,
Не человек, а рассказывает.
Дети отвечают: Книга.
Воспитатель: Совершенно верно, книга - наш самый лучший друг.
Предлагает прочитать стихотворение «Лучший друг» Григория Ладоншикова (2 детей)
1 ребенок
Если купишь книгу -
Не бросай на полку;
От нее не будет
Никакого толку.
Всем полезно чтение
Про себя и вслух,
Книга-самый верный,
Самый лучший друг.
2 ребенок
Из нее узнаешь ты
Обо всем на свете
На любой вопрос она
Без труда ответит.
В ней стихи и сказки
Все к твоим услугам:
Береги же книгу!
Стань и ты ей другом!
2 часть Основная.
2.1. Игра-путешествие по сказкам
Воспитат.: Ребята, знаете ли вы, кто такие путешественники? А вы хотели бы ими стать? Сегодня я предлагаю вам отправиться в путешествие, но чтобы узнать в какое, нужно отгадать зашифрованное слово. Мы будем отгадывать его по 1-м звукам слов, отгаданных вами загадок.
1.
Красна девица грустна, ей не нравится весна.
Ей на солнце тяжко, слёзы льёт бедняжка – Снегурочка (слайд);
Учитель: Ребята, а какой звук вы слышите в начале слова «Снегурочка»?
Дети: Звук «С».
2.
На сметане мешён, на окошке стужён.
Круглый бок, румяный бок, покатился – Колобок (слайд);
Учитель: Ребята, а в слове «Колобок» какой звук первый?
Дети: «К»;
3. Всех излечит, излечит, добрый доктор – Айболит (слайд);
Учитель: Ребята, какой звук слышите в начале слова?
Дети: «А».
4. Она красива и мила, а имя её от слова зола? – Золушка (слайд);
Учитель: Ребята, какой звук Вы слышите в начале слова?
Дети: «З»
5. Толстяк живёт на крыше, летает он всех выше – Карлсон (слайд);
Учитель: Какой звук первый?
Дети: «К»
6. В сказках он всегда простак, все зовут его «дурак».
Но ум ещё покажет свой, этот сказочный герой – Иванушка (слайд).
Воспитатель:: Ребята, какое зашифрованное слово у нас получилось? Кто из Вас может прочесть?
Дети: «С К А З К И».
2.2. Просмотр отрывка телепередачи «В гостях у сказки» (16 сек.)
Беседа после просмотра:
Как зовут того, кто рассказывает сказки?
Дети: Сказочница
Воспитатель: Хотите познакомиться с настоящей сказочницей?
Дети:хотим!!
2.3.Встреча со сказочным персонажем. Игра «Узнай сказку»..Просмотр слайдов презентации.
Сказочница: Здравствуйте, дорогие ребятушки и дорогие гости. Зовут меня Елена-Сказочница. Сегодня мы с вами отправимся в удивительную страну, где сказки по земле ходят, где Емеля на печке к царю ездит в гости, где Иван-Царевич смерть Кощееву ищет, а в садах яблоки молодильные растут.
Сказка по лесу идет, сказку за руку ведет
Из реки выходит сказка, из трамвая! из ворот!
Сказка-умница и прелесть, с нами рядышком живёт
Ух, и за мной, и за тобой сказки бегают гурьбой,
Обожаемые сказки слаще ягоды любой
В сказке, солнышко горит, справедливость в ней царит,
Сказка умница и прелесть, ей повсюду путь открыт.
(Юнна Морриц)
Сказочница: Ребята, герои сказочной страны приготовили для Вас много заданий. Вот одно из них. Я загадаю вам загадки, а вы внимательно слушайте и угадайте название сказки, и ее автора.
1.
Появилась девочка в чашечке цветка,
А была та девочка чуть больше ноготка
В скорлупе ореха девочка спала
Какая же девочка в цветке жила?
(«Дюймовочка» (слайд))
Сказочница: А кто написал сказку о Дюймовочке?
Дети: Датский сказочник, Ганс Христиан Андерсен (слайд)
Сказочница: Сейчас потолкуем о книжке другой.
2.
Тут синее море, тут берег морской
Старик вышел к морю и невод забросил
Кого-то поймал и что-то попросит
О жадной старухе рассказ наш пойдёт
А Жадность, ребята, к добру не ведёт
И кончится дело всё тем же корытом
Не новым, а старым, конечно разбитым. (слайд)
Сказочница: Как называется сказка и кто ее автор?
Дети: «Сказка о рыбаке и рыбке» (слайд).
Сказочница: А, кто, автор этой сказки?
Дети: А.С.Пушкин (слайд).
Сказочница:
Был друг у Ивана
Немножко горбатым,
Но сделал счастливым его
И богатым. (слайд)
Сказочница: Ребята, как называется эта сказка?
Дети: «Конек-горбунок».
Сказочница: А, кто автор этой сказки?
Дети: Ершов Петр Павлович. (слайд)
Сказочница: Ребята, Вы очень сообразительные, отгадали все загадки. Но, послушайте, ребята, что за чудесная музыка раздается из сказочного леса.
Физкультминутка
В темном лесу есть избушка, – дети шагают
Стоит задом наперед. – дети поворачиваются
В этой избушке есть старушка - – грозят пальцем
Бабушка Яга живет. – грозят пальцем другой руки
Нос крючком, - показывают пальчиком
Глаза большие, – показывают
Словно угольки горят, - покачивают головой
Ух, сердитая какая, –бег на месте
Дыбом волосы стоят! – руки вверх
Дети садятся.
2.4. Просмотр видеоролика «Русские традиции». Слушание аудиозаписи песни «Сказка»
Беседа после просмотра:
Сказочница: Ребята, а о чем поется в этой песне?
Дети: о сказках.
Сказочница: Ребята, правильно. Русский народ всегда был велик своими сказками, былинами, песнями колыбельными и обрядовыми, прибаутками, небылицами. Мы знаем их самого раннего детства, помним наизусть и проносим через всю жизнь- настолько велик заложенный в них заряд любви, душевной теплоты и доброго озорства.
Сказочница: Ребята, а какие русские народные сказки Вы знаете?
Дети: дети называют русские народные сказки.
2.5.Работа в группах. ИГРА «Составь сказку».
Воспитатель раздает карточки с сюжетом сказки Дети должны последовательно составить знакомую сказку, назвать сказку и главных героев сказок.(Сказки «У страха глаза велики», «Заяц-хваста», «Крылатый, мохнатый, да масляный», «Сивка-бурка».
Пока дети собирают сказку под загадочную мелодию.
Воспитатель подходит к столам, спрашивает членов команды: «Как называется сказка? Кто главный герой?
В конце игры дети по цепочке рассказывают свою сказку.
2.6. Дидактическая игра «Узнай и опиши героя сказки». Продолжить работыу с презентацией.
Сказочница: Ребята, а вот еще одно задание приготовили жители сказочной страны для вас. Мы будем вам зачитывать отрывки из сказок, а вы определите о каком сказочном персонаже идет речь и из каких русских народных сказок они. Обращайте внимание на экран, на картины (иллюстрации) великих русских художников, созданные по мотивам этих сказок.
Сказочница: Собрался народ, пошли на реку, закинули сети шелковые и вытащили…
Дети: Аленушку.
Сказочница: Ребята, а как сказка называется?
Дети: «Сестрица Аленушка и братец Иванушка» (слайд)
Учитель: Старшие братья как пошли искать свои стрелы, сразу их нашли: один — в боярском тереме, другой — на купеческом дворе. А Иван-царевич долго не мог найти свою стрелу. Два дня ходил он по лесам и по горам, а на третий день зашел в топкое болото…..
Дети: «Царевна-лягушка» (слайд)
Сказочница: А потом Марьюшка взяла перышко в свои руки, подержала его при себе, погладила и нечаянно уронила на пол. Тотчас ударился кто-то в окно. Окно открылось, и влетел в избу…..(Финист - ясный сокол)
Дети: «Финист - Ясный сокол (слайд)
Учитель: Откуда ни возьмись конь бежит, земля дрожит, из ноздрей пламя пышет, из ушей дым столбом валит. Иван ему в правое ухо влез, из левого вылез и сделался опять таким молодцом, что ни вздумать, ни взгадать, ни пером написать. Весь народ так и ахнул.
Дети: «Сивка-бурка» (слайд).
2.7. Коллективная работа. Составь пазлы-иллюстрации к отгаданным сказкам
Сказочница: Ребята, вам задание на смекалку, соберите пазлы к сказкам, которые только что отгадали, образец у вас на столе.
Команды обмениваются пазлами и составляют сказку по картинке.
Сказочница: Но пришло время вам возвращаться из сказки в сад. А я с вами прощаюсь. До новых встреч в сказках.
3 часть. Заключительная. Итоги.Рефлексия.
Ребята, где мы с вами сегодня были?
Чему нас учат сказки?
Что Вам понравилось в нашем путешествии в сказку?
Какие сказки вы хотели бы послушать?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ (подготовительная группа) «Путешествие на вотчину Деда Мороза»
Занятие будет интересно воспитателям....

План-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа) на тему: Конспект НОД по развитию речи на тему: зимний вечер
1. Продолжить знакомство детей с творчеством А. С. Пушкина.2. Учить передавать впечатления об услышанном произведении в рассказе и рисунке.3. Развивать способность видеть красоту природы.4. Воспитыват...

План-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа) на тему: Конспект НОД по развитию речи на тему: Зимняя сказка
1. Развивать у детей воображение, умение формировать композицию рисунка, передавать колорит зимы.2. Вызывать у детей положительный эмоциональный отклик на явления природы в передаче своего отнош...

План-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа) на тему: Конспект НОД по развитию речи на тему: Пересказ рассказа «Отчего у лисы длинный хвост?» (по Н. Сладкову)
Обучение связному последовательному пересказу с наглядной опорой в виде графических схем, отображающих последовательность событий....

План-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа) на тему: Конспект НОД по развитию речи на тему: сказочная птица
1. Учить детей пересказывать сказки, используя свои рисунки.2. Учить выполнять изображения, используя выразительные средства: основные цвета и их оттенки, а также природный и бросовый материал (ткань,...

Конспекты занятий по развитию речи (ПОДГОТОВИТЕЛЬНАЯ ГРУППА) Занятие № 1 Пересказ сказки «Лиса и козел»
Конспекты занятий по развитию речи (ПОДГОТОВИТЕЛЬНАЯ ГРУППА)Занятие № 1 Пересказ сказки «Лиса и козел»...