Рабочая программа педагога ИЗО
рабочая программа по аппликации, лепке
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение – детский сад № 34 «Светлячок» комбинированного вида г. Кызыла Республики Тыва
ПРИНЯТО: На педагогическом совете протокол № от « » 20 г
| УТВЕРЖДЕНО: Приказом директора от « » 20 г. № ____ ______________/Деменкова Н.И. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по художественно- эстетическому развитию
педагога дополнительного образования - ИЗО
на 2020-2021 учебный год
Педагог дополнительного образования –ИЗО:
Ооржак Кара-кыс Мартан-ооловна
Кызыл-2020 г
Структура рабочей программы
1. Целевой раздел: 1.1. Пояснительная записка.
2.1 Описание образовательной деятельности в соответствии с направлениями развития ребенка 2.2. Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие» 2.3 Описание вариативных форм, способов, методов и средств реализации Программы 2.3 Тематический план. 2.4. Особенности взаимодействия педагогического коллектива с семьями воспитанников. 3. Организационный раздел
3.2. Режим работы педагога дополнительного образования | ||
|
1. Целевой раздел
1.1.Пояснительная записка
Рабочая образовательная программа обеспечивает художественно-эстетическое развитие детей в возрасте 4-7 лет с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей по тематическому модулю «изобразительная деятельность».
В данной программе представлена модель организации образовательной деятельности по реализации образовательной деятельности по реализации образовательной области «художественно-эстетическое развитие» в соответствии с ФГОС ДО. Программа разработана с учетом примерной основной образовательной программы дошкольного образования «Детство» Т. И. Бабаевой, А. Г. Гогоридзе, О.В.Солнцевой.
Программа рассчитана на три возрастные группы: средняя группа (от четырех до пяти лет), старшая группа (от пяти до шести лет) и подготовительная группа (от шести до семи лет).
Рабочая программа составлена на основе следующих регламентирующих документов:
-Федеральный Закон Российской Федерации от 29 декабря 2012г№ 273
-Федеральный Закон «Об образовании в Российской Федерации»
-Приказ Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013 г №1155 «Об утверждении в Федерального Государственного образовательного стандарта дошкольного образования (зарегистрировано в Минюсте РФ 14 ноября 2013 г №30384)»
-Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций «санитарно-эпидемиологические правила и нормы СанПиН 2.4.1.3049 от 2013 г»
-утвержденными постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 15 мая 2013 г №26
1.2. Цели и задачи реализации программы
Принципы и подходы к формированию рабочей программы
Программа строится на принципе культуросообразности. Реализация этого принципа обеспечивает учет региональных культурных традиций в образовании. Главный критерий отбора программного материала-его воспитательная ценность, высокий художественный уровень используемых произведений культуры (классической и народной), возможность развития всесторонних способностей ребенка.
Задачи по развитию художественного изобразительного творчества реализуется через:
-нетрадиционные формы занятий по изобразительной деятельности: тематические с элементами психогимнастики, интегрированные;
-занятия, игры, экскурсии к памятникам и на объекты современной архитектуры;
-посещение мероприятий, способствующих ознакомлению с традициями художественной культуры родного края и народными художественными промыслами;
-участие вместе с родителями в проведении выставок семейного художественного творчества;
-предметно-развивающую среду: в каждой группе имеется уголок художественного творчества, где расположена выставка народно-прикладного искусства, выставка детских работ, необходимый материал для самостоятельной деятельности детей.
1.3. Планируемые результаты освоения программы:
Цель программы:
-формирование интереса к эстетической стороне окружающей действительности, удовлетворение потребности детей в самовыражении посредством изобразительного творчества.
Задачи:
-развитие изобразительной деятельности детей (рисование, лепка);
-развитие детского творчества;
-приобщение к изобразительному искусству (знакомство с произведениями изобразительного искусства);
-формирование познавательных интересов и действий в изобразительной деятельности;
-формирование эстетических качеств и художественного вкуса;
-формирование элементарных представлений об изобразительном искусстве и его жанрах;
-реализация самостоятельной творческой деятельности детей
1.4. Планируемые результаты освоения программы
Результатами освоения программы являются целевые ориентиры дошкольного образования, которые представляют собой социально-нормативные возрастные характеристики возможных достижений ребенка. К целевым ориентирам дошкольного образования относятся следующие социально-нормативные возрастные характеристики возможных достижений ребенка:
Задачи художественно-эстетическому развитию в средней группе
Средняя группа (от 4 до 5 лет) | |
Приобщение к искусству | -Приобщать детей к восприятию искусства, развивать интерес к нему. Поощрять выражение эстетических чувств, проявление эмоций при рассматривании предметов народного и декоративно-прикладного искусства. -Познакомить детей с профессиями художника. -Побуждать узнавать и называть предметы и явления природы, окружающей действительности в художественных образах (изобразительное искусство). -Учить различать жанры и виды искусства: картина (репродукция), скульптура (изобразительное искусство), здание и сооружение (архитектура). -Учить выделять и называть основные средства выразительности (цвет, форма, величина,) и создавать свои художественные образы в изобразительной деятельности. -Познакомить детей с архитектурой. -Формировать представления о том, что дома, в которых они живут (детский сад, школа, другие здания), — это архитектурные сооружения; дома бывают разные по форме, высоте, длине, с разными окнами, с разным количеством этажей, подъездов и т. д. -Вызывать интерес к различным строениям, расположенным вокруг детского сада (дома, в которых живут ребенок и его друзья, школа, кинотеатр). -Привлекать внимание детей к сходству и различиям разных зданий, поощрять самостоятельное выделение частей здания, его особенностей. -Закреплять умение замечать различия в сходных по форме и строению зданиях (форма и величина входных дверей, окон и других частей). Поощрять стремление детей изображать в рисунках реальные и сказочные строения. Организовать посещение музея (совместно с родителями), рассказать о назначении музея. -Закреплять знания детей о книге, книжной иллюстрации. -Знакомить с произведениями народного искусства (потешки, сказки, загадки, песни, хороводы, заклички, изделия народного декоративно-прикладного искусства). -Воспитывать бережное отношение к произведениям искусства. |
Изобразительная деятельность | -Продолжать развивать интерес детей к изобразительной деятельности. Вызывать положительный эмоциональный отклик на предложение рисовать, лепить. -Продолжать развивать эстетическое восприятие, образные представления, воображение, эстетические чувства, художественно-творческие способности. -Продолжать формировать умение рассматривать и обследовать предметы, в том числе с помощью рук. -Обогащать представления детей об изобразительном искусстве (иллюстрации к произведениям детской литературы, репродукции произведений живописи, народное декоративное искусство, скульптура малых форм и др.) как основе развития творчества. -Учить детей выделять и использовать средства выразительности в рисовании, лепке. -Продолжать формировать умение создавать коллективные произведения в рисовании, лепке. -Закреплять умение сохранять правильную позу при рисовании: не горбиться, не наклоняться низко над столом, к мольберту; сидеть свободно, не напрягаясь. -Приучать детей быть аккуратными: сохранять свое рабочее место в порядке, по окончании работы убирать все со стола. -Учить проявлять дружелюбие при оценке работ других детей. Рисование. -Продолжать формировать у детей умение рисовать отдельные предметы и создавать сюжетные композиции, повторяя изображение одних и тех же предметов (неваляшки гуляют, деревья на нашем участке зимой, цыплята гуляют по травке) и добавляя к ним другие (солнышко, падающий снег и т. д.). -Формировать и закреплять представления о форме предметов (круглая, овальная, квадратная, прямоугольная, треугольная), величине, расположении частей. Помогать детям при передаче сюжета располагать изображения на всем листе в соответствии с содержанием действия и включенными в действие объектами. Направлять внимание детей на передачу соотношения предметов по величине: дерево высокое, куст ниже дерева, цветы ниже куста. -Продолжать закреплять и обогащать представления детей о цветах и оттенках окружающих предметов и объектов природы. К уже известным цветам и оттенкам добавить новые (коричневый, оранжевый, светло-зеленый); формировать представление о том, как можно получить эти цвета. -Учить смешивать краски для получения нужных цветов и оттенков. -Развивать желание использовать в рисовании разнообразные цвета, обращать внимание на многоцветие окружающего мира. -Закреплять умение правильно держать карандаш, кисть, фломастер, цветной мелок; использовать их при создании изображения. -Учить детей закрашивать рисунки кистью, карандашом, проводя линии и штрихи только в одном направлении (сверху вниз или слева направо); ритмично наносить мазки, штрихи по всей форме, не выходя за пределы контура; проводить широкие линии всей кистью, а узкие линии и точки — концом ворса кисти. -Закреплять умение чисто промывать кисть перед использованием краски другого цвета. К концу года формировать у детей умение получать светлые и темные оттенки цвета, изменяя нажим на карандаш. -Формировать умение правильно передавать расположение частей при рисовании сложных предметов (кукла, зайчик и др.) и соотносить их по величине. Декоративное рисование. -Продолжать формировать умение создавать декоративные композиции по мотивам дымковских, филимоновских узоров. Использовать дымковские и филимоновские изделия для развития эстетического восприятия прекрасного и в качестве образцов для создания узоров в стиле этих росписей (для росписи могут использоваться вылепленные детьми игрушки и силуэты игрушек, вырезанные из бумаги). -Познакомить детей с городецкими изделиями. - Учить выделять элементы городецкой росписи (бутоны, купавки, розаны, листья); видеть и называть цвета, используемые в росписи. Лепка. - Продолжать развивать интерес детей к лепке; совершенствовать умение лепить из глины (из пластилина, пластической массы). -Закреплять приемы лепки, освоенные в предыдущих группах; учить прищипыванию с легким оттягиванием всех краев сплюснутого шара, вытягиванию отдельных частей из целого куска, прищипыванию мелких деталей (ушки у котенка, клюв у птички). -Учить сглаживать пальцами поверхность вылепленного предмета, фигурки. -Учить приемам вдавливания середины шара, цилиндра для получения полой формы. - Познакомить с приемами использования стеки. Поощрять стремление украшать вылепленные изделия узором при помощи стеки. -Закреплять приемы аккуратной лепки.
|
Старшая группа (от 5 до 6 лет) | |
Приобщение к искусству | -Продолжать формировать интерес к живописи, народному искусству. -Развивать эстетические чувства, эмоции, эстетический вкус, эстетическое восприятие произведений искусства, формировать умение выделять их выразительные средства. -Учить соотносить художественный образ и средства выразительности, характеризующие его в разных видах искусства, подбирать материал и пособия для самостоятельной художественной деятельности. -Формировать умение выделять, называть, группировать произведения по видам искусства (изобразительное искусство, архитектура). - Продолжать знакомить с жанром изобразительного искусства. -Формировать умение выделять и использовать в своей изобразительной деятельности средства выразительности разных видов искусства, называть материалы для разных видов художественной деятельности. - Познакомить с произведениями живописи (И. Шишкин, И. Левитан, В. Серов, И. Грабарь, П. Кончаловский и др.) и изображением родной природы в картинах художников. Расширять представления о графике (ее выразительных средствах). -Знакомить с творчеством художников-иллюстраторов детских книг (Ю. Васнецов, Е. Рачев, Е. Чарушин, И. Билибин и др.). -Продолжать знакомить детей с архитектурой. Закреплять знания о том, что существуют различные по назначению здания: жилые дома, магазины, театры, кинотеатры и др. Обращать внимание детей на сходства и различия архитектурных сооружений одинакового назначения: форма, пропорции (высота, длина, украшения — декор и т. д.). Подводить к пониманию зависимости конструкции здания от его назначения: жилой дом, театр, храм и т. д. -Развивать наблюдательность, учить внимательно рассматривать здания, замечать их характерные особенности, разнообразие пропорций, конструкций, украшающих деталей. При чтении литературных произведений, сказок обращать внимание детей на описание сказочных домиков (теремок, рукавичка, избушка на курьих ножках), дворцов. -Познакомить с понятиями «народное искусство», «виды и жанры народного искусства». - Расширять представления детей о народном искусстве и художественных промыслах. -Формировать у детей бережное отношение к произведениям искусства. |
Подготовительная к школе группа (от 6 до 7 лет) | |
Приобщение к искусству | -Развивать эстетическое восприятие, художественный вкус, эстетическое отношение к окружающему, к искусству и художественной деятельности. -Формировать интерес к классическому и народному искусству (изобразительному искусству и архитектуре). -Формировать основы художественной культуры. -Развивать интерес к искусству. -Закреплять знания об искусстве как виде творческой деятельности людей, о видах искусства (декоративно-прикладное, изобразительное искусство, архитектура). -Расширять знания детей об изобразительном искусстве, развивать художественное восприятие произведений изобразительного искусства. -Продолжать знакомить детей с произведениями живописи: И. Шишкин («Рожь», «Утро в сосновом лесу»), И. Левитан («Золотая осень», «Март», «Весна. Большая вода»), А. Саврасов («Грачи прилетели»), А. Пластов(«Полдень», «Летом», «Сенокос»), В. Васнецов («Аленушка», «Богатыри», «Иван-царевич на Сером волке») и др. -Обогащать представления о скульптуре малых форм, выделяя образные средства выразительности (форму, пропорции, цвет, характерные детали, позы, движения и др.). -Расширять представления о художниках — иллюстраторах детской книги (И. Билибин, Ю. Васнецов, В. Конашевич, В. Лебедев, Т. Маврина, Е. Чарушин и др.). -Продолжать знакомить с народным декоративно-прикладным искусством (гжельская, хохломская, жостовская, мезенская роспись), с керамическими изделиями, народными игрушками. -Продолжать знакомить с архитектурой -Закреплять и обогащать знания детей о том, что существуют здания различного назначения (жилые дома, магазины, кинотеатры, детские сады, школы и др.). -Развивать умение выделять сходство и различия архитектурных сооружений одинакового назначения. -Формировать умение выделять одинаковые части конструкции и особенности деталей. Познакомить со спецификой храмовой архитектуры: купол, арки, аркатурный поясок по периметру здания, барабан (круглая часть под куполом) и т. д. -Знакомить с архитектурой с опорой на региональные особенности местности, в которой живут дети. Рассказать детям о том, что, как и в каждом виде искусства, в архитектуре есть памятники, которые известны во всем мире: в России это Кремль, собор Василия Блаженного, Зимний дворец, Исаакиевский собор, Петергоф, памятники Золотого кольца и другие — в каждом городе свои. -Развивать умения передавать в художественной деятельности образы архитектурных сооружений, сказочных построек. Поощрять стремление изображать детали построек (наличники, резной подзор по контуру крыши). -Расширять представления детей о творческой деятельности, ее особенностях; формировать умение называть виды художественной деятельности, профессии деятелей искусства (художник и архитектор). -Развивать эстетические чувства, эмоции, переживания; умение самостоятельно создавать художественные образы в разных видах деятельности. -Формировать представление о значении органов чувств человека для художественной деятельности. -Формировать умение соотносить органы чувств с видами искусства (картины рассматривают, стихи читают и слушают и т. д.). -Знакомить с историей и видами искусства; -формировать умение различать народное и профессиональное искусство. Организовать посещение выставки, музея. (совместно с родителями). - Расширять представления о разнообразии народного искусства, художественных промыслов (различные виды материалов, разные регионы страны и мира). -Воспитывать интерес к искусству родного края; любовь и бережное отношение к произведениям искусства. -Поощрять активное участие детей в художественной деятельности по собственному желанию и под руководством взрослого. |
Изобразительная деятельность | -Формировать у детей устойчивый интерес к изобразительной деятельности . Обогащать сенсорный опыт, включать в процесс ознакомления с предметами движения рук по предмету. -Продолжать развивать образное эстетическое восприятие, образные представления, формировать эстетические суждения; учить аргументировано и развернуто оценивать изображения, созданные как самим ребенком, так и его сверстниками, обращая внимание на обязательность доброжелательного и уважительного отношения к работам товарищей. -Формировать эстетическое отношение к предметам и явлениям окружающего мира, произведениям искусства, к художественно-творческой деятельности. -Воспитывать самостоятельность; учить активно и творчески применять ранее усвоенные способы изображения в рисовании, лепке, используя выразительные средства. -Продолжать учить рисовать с натуры; развивать аналитические способности, умение сравнивать предметы между собой, выделять особенности каждого предмета; совершенствовать умение изображать предметы, передавая их форму, величину, строение, пропорции, цвет, композицию. -Продолжать развивать коллективное творчество. -Воспитывать стремление действовать согласованно, договариваться о том, кто какую часть работы будет выполнять, как отдельные изображения будут объединяться в общую картину. -Формировать умение замечать недостатки своих работ и исправлять их; вносить дополнения для достижения большей выразительности создаваемого образа. Предметное рисование. -Совершенствовать умение изображать предметы по памяти и с натуры; развивать наблюдательность, способность замечать характерные особенности предметов и передавать их средствами рисунка (форма, пропорции, расположение на листе бумаги). -Совершенствовать технику изображения. -Продолжать развивать свободу и одновременно точность движений руки под контролем зрения, их плавность, ритмичность. -Расширять набор материалов, которые дети могут использовать в рисовании (гуашь, акварель, сухая и жирная пастель, сангина, угольный карандаш, гелиевая ручка и др.). Предлагать соединять в одном рисунке разные материалы для создания выразительного образа. -Учить новым способам работы с уже знакомыми материалами (например, рисовать акварелью по сырому слою); разным способам создания фона для изображаемой картины: при рисовании акварелью и гуашью — до создания основного изображения; при рисовании пастелью и цветными карандашами фон может быть подготовлен как в начале, так и по завершении основного изображения. -Продолжать формировать умение свободно владеть карандашом при выполнении линейного рисунка, учить плавным поворотам руки при рисовании округлых линий, завитков в разном направлении (от веточки и от конца завитка к веточке, вертикально и горизонтально), учить осуществлять движение всей рукой при рисовании длинных линий, крупных форм, одними пальцами — при рисовании небольших форм и мелких деталей, коротких линий, штрихов, травки (хохлома), оживок (городец) и др. -Учить видеть красоту созданного изображения и в передаче формы, плавности, слитности линий или их тонкости, изящности, ритмичности расположения линий и пятен, равномерности закрашивания рисунка; чувствовать плавные переходы оттенков цвета, получившиеся при равно-мерном закрашивании и регулировании нажима на карандаш. -Развивать представление о разнообразии цветов и оттенков, опираясь на реальную окраску предметов, декоративную роспись, сказочные сюжеты; учить создавать цвета и оттенки. Постепенно подводить детей к обозначению цветов, например, включающих два оттенка (желто-зеленый, серо-голубой) или уподобленных природным (малиновый, персиковый и т. п.). Обращать их внимание на изменчивость цвета предметов (например, в процессе роста помидоры зеленые, а созревшие — красные). -Учить замечать изменение цвета в природе в связи с изменением погоды (небо голубое в солнечный день и серое в пасмурный). -Развивать цветовое восприятие в целях обогащения колористической гаммы рисунка. -Учить детей различать оттенки цветов и передавать их в рисунке, развивать восприятие, способность наблюдать и сравнивать цвета окружающих предметов, явлений (нежно-зеленые только что появившиеся листочки, бледно-зеленые стебли одуванчиков и их темно-зеленые листья и т. п.). Сюжетное рисование. -Продолжать учить детей размещать изображения на листе в соответствии с их реальным расположением (ближе или дальше от рисующего; ближе к нижнему краю листа — передний план или дальше от него — задний план); передавать различия в величине изображаемых предметов (дерево высокое, цветок ниже дерева; воробышек маленький, ворона большая и т. п.). -Формировать умение строить композицию рисунка; передавать движения людей и животных, растений, склоняющихся от ветра. - Продолжать формировать умение передавать в рисунках как сюжеты народных сказок, так и авторских произведений (стихотворений, сказок, рассказов); проявлять самостоятельность в выборе темы, композиционного и цветового решения. Декоративное рисование. -Продолжать развивать декоративное творчество детей; умение создавать узоры по мотивам народных росписей, уже знакомых детям и новых (городецкая, гжельская, хохломская, жостовская, мезенская роспись и др.). -Учить детей выделять и передавать цветовую гамму народного декоративного искусства определенного вида. -Закреплять умение создавать композиции на листах бумаги разной формы, силуэтах предметов и игрушек; расписывать вылепленные детьми игрушки. -Закреплять умение при составлении декоративной композиции на основе того или иного вида народного искусства использовать xapaктерные для него элементы узора и цветовую гамму. Лепка. -Развивать творчество детей; учить свободно использовать для создания образов предметов, объектов природы, сказочных персонажей разнообразные приемы, усвоенные ранее; продолжать учить передавать форму основной части и других частей, их пропорции, позу, характерные особенности изображаемых объектов; обрабатывать поверхность формы движениями пальцев и стекой. -Продолжать формировать умение передавать характерные движения человека и животных, создавать выразительные образы (птичка подняла крылышки, приготовилась лететь; козлик скачет, девочка танцует; дети делают гимнастику — коллективная композиция). -Учить детей создавать скульптурные группы из двух-трех фигур, развивать чувство композиции, умение передавать пропорции предметов, их соотношение по величине, выразительность поз, движений, деталей. Декоративная лепка. - Продолжать развивать навыки декоративной лепки; учить использовать разные способы лепки (налеп, углубленный рельеф), применять стеку. -Учить при лепке из глины расписывать пластину, создавать узор стекой; создавать из глины, разноцветного пластилина предметные и сюжетные, индивидуальные и коллективные композиции. |
Изобразительная деятельность является одним из важнейших средств познания мира и развития эстетического восприятия, так же она связана с самостоятельной практической и творческой деятельностью ребенка. В процессе изобразительной деятельности у дошкольников совершенствуется наблюдательность, развиваются эстетическое восприятие и эмоции, художественный вкус, творческие способности. Обучение изобразительной деятельности в дошкольном возрасте предлагает решение двух основных задач:
-пробудить у детей положительную эмоциональную отзывчивость к окружающему миру, к родной природе, к событиям жизни;
-сформировать у дошкольников изобразительные навыки и умения.
1.4.Характеристики особенностей развития детей дошкольного возраста
Возрастные особенности детей 4-5 лет.
Дети 4-5 лет осознанно подходят к процессу рисования и стремятся достичь желаемого результата. В их рисунках обычно изображены единичные предметы. Дети рисуют предмет по частям –сначала самые крупные части, затем более мелкие и некоторые характерные детали. Ребята постепенно начинают соединять в одном рисунке несколько предметов. Создавая сюжетную композицию, учатся подбирать соответствующие цвета. У них вырабатываются прочный навык правильного владения карандашом и кистью.
Дети четырех лет осознанно подходят к процессу лепки. У детей развивается способность лепить предмет по частям, начиная с самых крупных и заканчивая мелкими , передавать их строение, величину и форму. В лепке вырабатываются навыки скатывания между ладонями, изменения движения рук получения шара, овала, конуса, цилиндра, умение управлять движениями пальцев, силой нажима, сжимания, оттягивания, вдавливания.
Возрастные особенности детей 5-6 лет.
У детей шестого года жизни развивается изобразительная деятельность. Это возраст наиболее активного рисования. В течение года дети способны создать до двух тысяч рисунков. Рисунки могут быть самыми разными по содержанию: это и жизненные впечатления детей, и воображаемые ситуации, и иллюстрации к фильмам и книгам. Обычно рисунки представляют собой схематичные изображения различных объектов, но могут отличаться оригинальностью композиционного решения, передавать статичные и динамичные отношения. Рисунки приобретают сюжетный характер; достаточно часто встречаются многократно повторяющихся сюжетные небольшими или, напротив, существенными изменениями. Изображения человека становится более детализированным и пропорциональным. По рисунку можно судить о половой принадлежности и эмоциональном состоянии изобразительного человека.
В возрасте 5-6 лет движения рук при лепке у детей становятся более уверенными. В коллективных работах дети учатся планировать и согласовывать свои действия.
Возрастные особенности детей 6-7 лет
У детей седьмого года жизни рисунки приобретают более детализированный характер, обогащается их цветовая гамма. Расширяются знания об изобразительном искусстве, они знакомятся с произведениями живописи, со скульптурой малых форм, с работами книжных иллюстраторов. Более явными становятся различия между рисунками мальчиков и девочек. Мальчики охотно изображают технику, космос, военные действия и т.д. Часто встречаются и бытовые сюжеты: мама и дочка, комната и т.д. Изображение человека становится еще более детализированным и пропорциональным. Появляются пальцы на руках, глаза, рот, нос, брови, подбородок. Одежда может быть украшена различными деталями.
Шестилетние дети способны лепить соотнесенные по величине скульптурные композиции из двух-трех фигур. Объединенных общим сюжетом, и изготавливать народные игрушки. Закрепляются умение передавать формы, пропорции, позы, характерные особенности движения изображаемых предметов.
Дети средней группы к концу года могут:
- уметь проявлять интерес к рисованию разными материалами и способами;
-Уметь изображать простые предметы;
-уметь создавать несложную сюжетную композицию из повторяющихся и разных предметов;
-уметь располагать сюжет на всем листе бумаги;
-уметь получать оттенки цветов (розовый, голубой, светло-зеленый), смешивая гуашь с белилами;
-уметь получать наиболее яркие или светлые оттенки путем регулирование нажима на карандаш;
-уметь закрашивать рисунок краской, проводя линии в одном направлении; ритмично наносить мазки, не выходя за пределы контура;
-уметь создать композицию по мотивам филимоновских узоров;
-уметь создать композиции по мотивам дымковских узоров;
Дети старшей группы к концу года должны уметь:
-отмечать красоту и выразительность своих работ и работ других ребят, уметь улучшить изображения;
-создавать изображения по заданию воспитателя и по собственному замыслу, задумывать разнообразное содержание своих работ;
-изображать отдельные предметы и сюжеты, располагая их по всему листу и на полосе внизу листа;
-выполнять изображения по представлению и с натуры, передавая форму, цвет и строение предметов, их характерные особенности;
-создавать рисунки, лепку по мотивам народного декоративно-прикладного искусства;
-изображать предметы различной формы из отдельных частей и слитно (лепка из целого куска);
-пользоваться всеми изобразительными материалами и инструментами ;создавать оттенки цвета, смешивая краски с белилами, разбавляя их водой, смешивать краски;
-использовать для создания изображений в рисунке, лепке разнообразные приемы.
Дети подготовительной группы к концу года должны уметь:
-уметь лепить предметы по представлению и с натуры, передавая их характерные особенности:
-уметь передать характер, пропорции, позы и движения человека и животного:
-владеть навыками составления композиции;
-уметь лепить формы по мотивам народных игрушек:
-уметь украшать форму рельефом;
-уметь рисовать по памяти и с натуры;
-Уметь создавать изображения при помощи различных материалов и техник, в том числе и нетрадиционных;
-уметь подбирать и использовать в рисунке гармонично сочетающиеся цвета и их оттенки.
-знать способ наложения цветовых пятен тушевой, штриховкой, мазками.
-иметь представления о различных народных промыслах;
-уметь составлять узоры по мотивам народной росписи на основе любой формы и размера:
-уметь выполнять элементы росписи;
1.5.Система мониторинга достижения детьми планируемых результатов освоения рабочей программы.
Мониторинг детского развития проводиться два раза в год (осенью в сентябре и весной в май). Основная задача мониторинга заключается в том, что бы определить степень освоения ребенком образовательной программы и влияние образовательного процесса организуемого в дошкольном учреждении на развитие ребенка. Он основывается на анализе достижения детьми промежуточных результатов, которые описаны в каждом разделе образовательной программы.
Форма проведения мониторинга преимущественно представляет собой наблюдение за активностью ребенка в различные периоды пребывания в дошкольном учреждении, анализ продуктов детской деятельности и специальные педагогические пробы, организуемые педагогом. Данные о результатах мониторинга заносятся в диагностическую карту в рамках образовательной программы.
Анализ карт развития позволяет оценить эффективность образовательной программы и организацию образовательного процесса в группе детского сада.
В целях предотвращения переутомления воспитанников во время мониторингового исследования занятия не проводятся.
Характеристика уровней:
Сформировано-высокий, ребенок создает (соответственно возрасту) разнообразные –тематики и жанрово-художественные образы на основе развивающих средств выразительности нетрадиционных художественных техник, сформирован интерес к творческой деятельности. Ребенок имеет практические умения, свободно владеет нетрадиционными техниками, высказывает эстетические суждения и оценки.
Частично сформировано-средний, ребенок пытается создать художественные образы, используя разные средства выразительности (цвет, колорит, формообразование, композиции фактура) и практические навыки не сформированы (не достаточно самостоятелен при выборе техники рисования).Иногда испытывает затруднения в тематических и жанровых решениях, эстетических суждениях и оценках.
Не сформировано-низкий, ребенок не может создать художественный образ. Не владеет основными средствами выразительности нетрадиционных техник. Практические умения не сформированы, слабое владение техническими навыками.
Диагностика уровня развития по разделу «Художественное творчество»
(средняя группа)
№ | Ф.И ребенка | Рисование | Лепка | ||||||||||
Изображает предметы путем создания отчетливых форм, подбор цвета, аккуратного закрашивания, использования разных материалов | Украшает силуэты игрушек элементами некоторых росписей народно-прикладного творчества | Передает несложный сюжет, объединяя в рисунке несколько предметов | Имеет представления о форме предметов(круг, овал, квадрат, прямоугольник, треугольник)величина расположении их частей | Располагает сюжет на всем листе бумаги | Умеет проводить широкие линии всей кистью ,а кончиком кисти ставить точки и проводить тонкие линии | Неотрывно закрашивает в пределах контура цветными карандашами, штрихи наклоняет в одном направлении | Создает образы разных предметов и игрушек | Использует все многообразие усвоенных приемов лепки | Умение лепить предмет по частям, начиная с самых крупных и заканчивая мелкими, передавать их строение, величину и форму | Навыки скатывания между ладонями, изменения Движения рук для получения шара, овала, конуса цилиндра | Умения управлять движениями пальцев, силой нажима, сжимания, оттягивания. вдавливания |
Диагностика уровня развития по разделу «Художественное творчество»
(старшая группа)
№ | Ф.И ребенка | Рисование | Лепка | ||||||||||||
Создает сюжетные изображения | Выполняет узоры по мотивам декоративно-прикладного творчества | Умение планировать –эскиз, набросок, композиционная схема. | Умение передавать несложные движения человека и животных | Знание жанрами: натюрморт, портрет и пейзаж | Знаком с нетрадиционными техниками рисования(пальчиками, ладошкой, тычком жесткой полусухой кисточки) | Умение делать отпечатки листьев, создание изображение на мокром листе, отпечаток скомканной бумагой | Умение получать оттенки цветов(розовый, голубой ,свело-зеленый) | Создает образы предметов и игрушек | Использует все многообразие усвоенных приемов лепки | Умение сочетать в лепке пластилин с природным материалом
| Использует в свои работах метод барельефа и контррельефа | Умение лепить птиц и животных по типу народных игрушек | Способен украшать поделку узорами при помощи стеки |
Диагностика уровня развития по разделу «Художественное творчество»
(подготовительная группа)
№ | Ф.И ребенка | Рисование | Лепка | ||||||||||
Различает живопись, графику, скульптуру, декоративно-прикладное и народное искусство | Создает индивидуальные и коллективные рисунки, сюжетные композиции ,используя разные материалы и способы создания изображений | Умеет смешивать краски основных цветов для получения оранжевого, фиолетового, зеленого, коричневого цветов и умеет правильно подбирать цвета для изображения предметов | Умеет рисовать по памяти и с натуры | Умеет создавать изображение при помощи различных материалов и техник, в том числе и нетрадиционных | Знает способ наложения цветовых пятен тушевкой, штриховкой, мазками | Умеет составлять узоры по мотивам народной росписи на основе любой формы и размера | Скатывание шариков, раскатывание столбиков | Украшение поделки различным дополнительным и природным материалом | Смешивание в одном куске пластилина нескольких цветов | Пластилинография –нанесение пластилинового рисунка на заданную поверхность | Обратная пластилинография (витражная)-нанесение пластилинового рисунка на прозрачную поверхность |
2. Содержательный раздел
- Образовательная область: «Художественно-эстетическое развитие»
Важным средством художественно-эстетического развития детей является изобразительная деятельность (рисование, лепка). Она позволяет детям выразить в рисунках, лепке свое представление об окружающем мире, понимание его и отношение к нему. Поэтому овладение изобразительной деятельностью в детском саду имеет для ребенка очень большое значение: дошкольник получает возможность самостоятельно создать рисунок, вылепить любой предмет. Эти занятия доставляют детям радость, создает положительный эмоциональный настрой. Способствуют развитию творчества. В процессе художественной деятельности у детей развиваются эстетическое восприятие, образные представления и воображение, эстетические чувства (форма, цвет, композиция)
- Описание вариативных форм, способов, методов и средств реализации Программы.
Образовательная область | Формы работы | Способы | Методы | Средства |
Художественно-эстетическое развитие | Индивидуальная Подгрупповая Групповая Совместная игра со сверстниками Совместная деятельность воспитателя с детьми Самостоятельная деятельность | Изготовление украшений для группового помещения к праздникам, предметов для игры, сувениров, предметов для познавательно-исследовательской деятельности Создание макетов, коллекций и их оформление Украшение предметов для личного пользования Рассматривание эстетически привлекательных предметов (овощей,фруктов,деревьев, цветов и др.), узоров в работах народных мастеров и произведениях, произведений книжной графики, иллюстраций, произведений искусства, репродукций с произведений живописи и книжной графики Игра Организация выставок работ народных мастеров и произведений, книг с иллюстрациями художников (тематических и персональных), репродукций произведений живописи и книжной графики, тематических выставок (по временам года, настроению и др. | Словесные Наглядные Практические | Предметы материальной культуры Натуральные объекты: объекты растительного и животного мира, реальные предметы (объекты); Изобразительная наглядность Игровые пособия Макеты Альбомы Дидактический материал (раздаточный материал) ТСО |
2.4.Тематический план занятий с детьми 4-5 л
Месяц | № | Тема окружающего мира | Рисование | Лепка | |||
Сентябрь | 1 | Окружающий мир. Знакомство с группой | Наша группа (коллективная работа) | Любимые игрушки нашей группы | |||
2 | Экология. Составление описательного рассказа об овощах и фруктах | «Огурец и помидор» (9;14) | «Огурец и свекла» (34;51) | ||||
3 | Окружающий мир Беседа о ягодах | «Ветка вишни» (9;17) | «Корзина с брусникой» (11;16) | ||||
4 | Экология. Беседа об насекомых. | «Бабочка» (9;59) | «Муха-цокотуха» (848;88) | ||||
Октябрь | 1 | Окружающий мир. Мы живем в городе. | «Фонтан» () | Мы живем в городе. | |||
2 | Сравнение комнатных растений | «Алоэ» (9;48) | «Цветик семицветик»(11;48) | ||||
3 | Окр мир Прогулка по городу (12;8) | «Наша улица вечером» () | «Молитвенный барабан» | ||||
4 | Экология: Наблюдение за рыбкой (5;92 | «Рыбка» (9;49) | «Рыбка» (34;52) | ||||
Ноябрь | 1 | Окр. Мир Моя Республика Тыва | «Театр» | «Флаг Республики» | |||
2 | Экология: Как поливать растения | Комнатное растение «сансевьера» | «Цветок фиалки» | ||||
3 | Окр. Мир: Домашние животные города | «Козленочек» (11;73) | «Котенок» (11;37) | ||||
4 | Экология: Подготовка зверей к зиме | «Подготовка зверей к зиме» (Белка) | «Зайчик» (11;38) | ||||
Декабрь | 1 | Окружающий мир: «Как животные готовиться к зиме» | «Как животные готовится к зиме» (еж) | «Забавные зверюшки» (7;96) | |||
2 | Экология «Как живут растения зимой» (5;101) | «Как растения живут зимой» (Деревья) | «Береза» | ||||
3 | Окр.мир.Новый год | «Наша нарядная елка» (29;50) | «Девочка в зимней одежде» (29;47) | ||||
4 | Экология Рассматривание и сравнение воробья и вороны (5;104) | «Воробей и ворона» | «Воробей» (11;19) | ||||
5 | Окр. мир Новый год (12;16) | «Наша нарядная елка» (29;53) | «Дед мороз принес подарки» (848;83) | ||||
Январь | 1-2 | ||||||
3 | Экология. Моя семья | «Семья неваляшек» (9;45) | «Мама в платье» (12;54) | ||||
4 | Экология. Прогулка в зимний лес | «Лес зимой» | «Прогулка в зимний лес» | ||||
5 | Окружающий мир. Я-человек (12; 19) | «Это-Я» (582;29) | «Я-человек» | ||||
Февраль | 1 | Экология. Как узнать растение | Как узнать растение | Как узнать растение | |||
2 | Окр.мир. Знакомства детей с классификацией посуды: кухонная, столовая, чайная (12;21) | «Чашка» (9;24) | «Чашки» (12;27) | ||||
3 | Экология: Беседа о домашних животных. (5;109) | «Филимоновская лошадь» (9;36) | «Поросенок» (11;35) | ||||
4 | Окр.мир: День защитника отечества | «Салют» (9;42) | «Самолет» (11;43) | ||||
Март | 1 | Экология. Посадка гороха в уголке природы. (5; 116). | Посадка гороха в уголке природы. | «Горох» | |||
2 | Окр. Мир. 8 марта-женский день. (12; 25). | «Веточка мимозы» (9;47) | «Слепи подарок маме» (29;71) | ||||
3 | Экология. Жизнь диких зверей весной. (5; 111). | «Встреча лисы и колобка» (9;38) | «Зайчик» (11;38) | ||||
4 | Окр. Мир. От зернышка до булочки (12;27) | «Золотой колос» | «Булочки» | ||||
Апрель | 1 | Окр. Мир. Птицы (12; 29) | «Скврорцы прилетели» (582;30) | «Птички клюют зернышки» (Комрова,66) | |||
2 | Экология.Птицы (12;29) | «Птицы» | «Птичка» (Комарова ,61) | ||||
3 | Окр. Мир. Мебель | «Одеяло для Ванюшки» (9;26) | «Стол и стул» (11;26) | ||||
4 | Экология. Путешествие в весенний лес (5; 116) | «Весенний лес» | «Весенний лес» | ||||
Май | 1 | ||||||
2 | Окр.мир. Времена года | «Нарисуй картинку про весну» (29;81) | «Лебедь на озере» (11;59) | ||||
3 | Экология. Экологические игры | Бабочка(9;59) | Улитка (11;58) | ||||
4 | Диагностика |
Количество занятий в неделю:1 занятие в 2 недели по рисованю,1 занятие в 2 недели по лепке. Количество занятий в месяц: 2 занятий по рисованию, 2 занятий по лепке.
Длительность занятий -20 мин.
Тематический план занятий с детьми 5-6 л
№ | Тема окружающего мира | Рисование | Лепка |
1 | Окружающий мир « Наш дом- моя семья»[46; 6] | «Матрешки из Сергеева посада» (8;79) | «Мама в платье» (12;54) |
2 | Окружающий мир «Береги себя» [46; 7] | «Дети гуляют на участке» (31;66) | «Веселый гном» (12;59) |
3 | Окружающий мир «Если хочешь быть здоровым» [46; 9] | «Дети на зарядке» (8;90) | «Дети на прогулке» |
4 | Окружающий мир «Книги в библиотеке» [46; 11] | «Закладки для книг» (31;50) | «Книги в библиотеке» |
1 | Окружающий мир Уж небо осенью дышало. [46; 13] | «Осенние деревья» (8;28) | «Осеннее дерево» (12;21) |
2 | Окружающий мир Помощники в путешествии: глобус, карта, транспорт [46; 16] | «Грузовая машина» (31;52) | «Глобус» |
3 | Окружающий мир Широка страна моя родная. [46; 2017] | Широка страна моя родная. | Широка страна моя родная. [ |
4 | Окружающий мир Моя республика Тыва [46,20] | «Строительство нашего города» (8;72) | «Центр Азии» |
1 | Окружающий мир Экскурсия в краеведческий музей [5; 32] | «Экскурсия в краеведческий музей» | Экскурсия в краеведческий музей |
2 | Окружающий мир Мой город [46; 21] | «Машины нашего города» (31;69) | «Мой город» |
3 | Окружающий мир Район, в котором ты живёшь». [46; 23] | «На моей улице» (8;70) | «Светофор» |
4 | Окружающий мир Идет волшебница зима [46; 25] | «Деревья в инее» | «Обитатели зимнего леса» (12;41) |
13 | Окружающий мир Вода волшебница | «Вода волшебница» | «Вода волшебница» |
14 | Окружающий мир В гости к бабушке на зимнюю стоянку [46; 30] | «Юрта» | «Катание с горки на стоянке» |
15 | Окружающий мир Зима [5; 39] | «Зима» (31;55) | «Девочка в зимней шубке» (31;60) |
16 | Окружающий мир Новый год | «Наша нарядная елка» (31;63) | «Разноцветная елка» () |
17 | Окружающий мир Прогулка к Енисею [46;36] | «Ледоход на реке» (8;95) | «Река Енисей» |
18 | Окружающий мир Праздник Шагаа[46; 33] | Праздник Шагаа (Тувинские орнаменты) | Праздник Шагаа |
19 | Окружающий мир Ярмарка [46; 48] | Ярмарка | Ярмарка |
20 | Окружающий мир Путешествие к тувинским мастерам камнерезам. [46; 38] | Путешествие к тувинским мастерам камнерезам. | Путешествие к тувинским мастерам камнерезам. |
21 | Окружающий мир Веселый городец и золотая хохлома [46; 41] | «Городецкая роспись» (31;44) | «Хохломские ягоды» (8;13) |
22 | Окружающий мир Путешествие на северный полюс, тундру [46; 51] | «Полярная лисица» | «Северный олень» |
23 | Окружающий мир Демонстрация русского и тувинского костюма [46; 46] | «Кокошник» | «Чавага» |
24 | Окружающий мир Весна в степи. [46; 57] | «Весна в степи» | «Подснежники» |
25 | Окружающий мир Широкая масленица. [46; 65] | «Широкая масленица» | «Масленичные блины» |
26 | Окружающий мир На каникулы в Москву. | «Спасская башня Кремля » (31;97) | «Деревянная Москва» (12;48) |
27 | Окружающий мир Огонь. [5; 83] | «Пожар» | «Огонь» |
28 | Окружающий мир Путешествие на Северный полюс. [5; 60] | «Северное сияние» | «Морж» |
29 | Окружающий мир Путешествие в тундру. [5; 60] | «Олень» | «Заяц» |
30 | Окружающий мир Откуда хлеб пришел [46; 72] [5; 63] | «Хлеб» | «Колосья пшена» |
31 | Окружающий мир Колесо – великое изобретение древнего человека. [46; 75] | Колесо – великое изобретение древнего человека. | Колесо – великое изобретение древнего человека. |
32 | Окружающий мир Пасха [5; 85] | «Пасхальные яйца» | «Пасхальные яйца» |
33 | Окружающий мир Беседа о дне Победы | «Салют над городом в честь праздника Победы» (31;101) | «Танк» |
34 | Окружающий мир Круговорот воды в природе. [5; 88] | «Круговорот воды в природе» | «Дождь» |
35 | Окружающий мир Дымковская роспись | «Дымковская слобода» (31;42) | «Козлик» (31;41) |
36 | Окружающий мир Диагностика знаний детей. | Диагностика. | Диагностика. |
Количество занятий в неделю: 1 занятие в 2 недели по рисованию, 1 занятие в 2 недели по лепке. Количество занятий в месяц: 2 занятие по рисованию, 2 занятие по лепке.
Длительность занятий -25 мин.
Тематический план занятий с детьми 6-7 л
Тематический план занятий с детьми 6-7 л
№ | Тема окружающего мира | Рисование | Лепка | |
1 | День знаний | «Школьные принадлежности» | «Школьные принадлежности» | |
2 | «Экскурсия в школу» | «Школа дом знаний» | «Алфавит» №13, стр 80 | |
3 | Дорога в школу | «Дорожные знаки» | «Дорожные знаки» | |
4 | Беседа об осени | «Золотая осень» №27 стр 38 | «Осенняя березка» №13 стр 20 | |
1 | В гости Айболиту | «Доктор Айболит» | «Доктор Айболит и его друзья» №27, стр 97 | |
2 | Моя родина- Россия | «Моя Россия» | «Моя родина-Россия» | |
3 | Путешествие по республике России | Путешествие по республике России | Путешествие по республике России | |
4 | Африка, Америка | «Жираф» | «Молодой страусенок» №13, стр 47 | |
5 | День народного Единства | «Родная страна» №27, стр 102 | «Народы разной национальности» | |
1 | Республика Тыва-моя малая родина | «Город вечером» №27,стр 47 | «Центр Азия» | |
2 | Тоджа | «Лотос» | «Рыбы Тоджа» | |
3 | Лошадь | «Тувинская лошадь» | «Лошадь тувинской породы» | |
4 | Поговорим о профессии | «Кем я хочу быть» | «Пожарная машина»№13, стр 56 | |
1 | Зима | «Зимний лес» | «Девочка в зимней шубе» | |
2 | Динозавры | «Затерянный мир динозавров» | «Страна динозавров» №13, стр70 | |
3 | Часы | «Такие разные часы» | «Настенные часы» | |
4 | Где и как встречать новый год | «Новогодний праздник в детском саду» №27, стр | «Дед Мороз» №27,стр 66 | |
1 | ||||
2 | Кочетова | «Наша центральная улица-Кочетова» | «Кочетова» | |
3 | Ленина | «Улица -Ленина» | «Улица -Ленина» | |
4 | Музей | «Национальный музей» | «Экспонаты музея» | |
1 | Красная книга (животные) | «Снежный барс» | «Тувинский бобр» | |
2 | Красная книга (растения) | «Одуванчик тувинский» | «Белая водяная лилия» | |
3 | Шагаа | «Кукла в национальном костюме» №27 стр 37 | «Юрта» | |
4 | Защитники отечества | «Наша армия родная» №27, стр 79 | «Корабль в банке» №13, стр 54 | |
1 | Весна | «Зеленая весна» (7;104) | «Цветок для мамы» (13;59) | |
2 | Мамин день | «Праздничный наряд для мамы» | «Цветок для мамы» №13, стр 59 | |
3 | Моя большая семья | «Моя семья» | «Девочка и мальчик пляшут» №27, стр 63 | |
4 | Масленица | «Масленичные встречи» | «Масленица» | |
1 | Космос | «Звездное небо» (7;106) | «Планеты солнечной системы» (13;67) | |
2 | Земля-космическое чудо света (2;) | «Жители других планет» (7;108) | «Жители других планет» | |
3 | Австралия, Антарктида | «Пингвины в Антарктиде» | «Пингвины» №13, стр 49 | |
4 | Тувинские добровольцы | «Тувинские добровольцы» | «Панорама «Сражение» №13, стр72 | |
1 | До свидания детский сад | «Как мы играем в детском саду» №27 | «Наш садик любимый, до свидания!» | |
2 | Летние каникулы | «Лето» №27, стр 34 | «Девочка играет в мяч» №27, стр 44 | |
3 | Диагностика | Диагностика | Диагностика | |
4 | Диагностика | Диагностика | Диагностика |
Количество занятий в неделю: 1 занятие в 2 недели по рисованию, 1 занятие в 2 недели по лепке. Количество занятий в месяц: 2 занятие по рисованию, 2 занятие по лепке.
Длительность занятий -30 мин.
2.3. Взаимодействие с семьями воспитанников
Система работы с родителями воспитанников строится через наглядные формы предъявления информации. На стендах мы размещаем информацию для родителей: консультации, оформляем папки-передвижки. Проводим устные консультации с родителями.
Основная задача - обеспечение преемственности между воспитанием ребенка в детском учреждении и в семье, установление партнерских взаимоотношений.
План работы с родителями на 2020-2021 уч. год
Цель: привлечение родителей к активному сотрудничеству в целях повышения интереса к изобразительной деятельности детей, в процессе совместной деятельности детским садом и семей.
Месяц | Название мероприятий |
Сентябрь | Индивидуальные консультации Анкетирование: «Будем знакомы»-получить информацию об отношении родителей к изодеятельности детей, и какие темы консультаций необходимы. |
Октябрь | Индивидуальные консультации. Консультация: «Подружись с карандашом»-познакомить родителей средней группы с рекомендуемыми изобразительными материалами и техникой работы с ними. Папка-передвижка «Как развить художественный талант». |
Ноябрь | Индивидуальные консультации. Поздравительные открытки для мам. Консультация: «Как знакомить детей с живописью»-помочь родителям в развитии у детей художественного вкуса через ознакомление с произведениями искусства. |
Декабрь | Индивидуальные консультации. Папка-передвижка: «Знакомство детей с хохломской росписью»-повысить компетентность родителей в декоративно –прикладном искусстве. Выставка: «Ее величество Елка»-привлечь родителей к совместной творческой деятельности. |
Январь | Индивидуальные консультации. Консультация: «Как организовать деятельность с детьми по изобразительному искусству»-получение и анализ информации об изобразительной деятельности детей дома. |
Февраль | Индивидуальные консультации. Рекомендация: «Рисование в нетрадиционных техниках»-привлечь родителей к рисованию нетрадиционными способами совместно с детьми. Поздравительные открытки с 22 февраля. |
Март | Индивидуальные консультации. Папка-передвижка: «Волшебные ладошки» Рекомендация: «Рисуем вместе с детьми»-полезные советы родителям о рисовании |
Апрель | Индивидуальные консультации. Консультация: «Изобразительная деятельность в семейном воспитании» Выставка: «Наш друг светофор»-привлечь родителей и детей к соблюдению правил дорожного движения и изготовлению поделок по этой теме. |
Май | Индивидуальные консультации. Рекомендация: «Рисуем на асфальте»-поделиться советом, чем занять ребенка во время прогулки. Анкетирование: «Ваше отношение к творчеству детей дома, в ДОУ» |
Карта наблюдения за эффективностью реализации программы (для детей 6 - го года жизни)
Социально-нормативные возрастные характеристики возможных достижений ребенка | Качество | |||
Сформировано | Частично сформировано | Не сформировано |
Художественно-эстетическое развитие | ||||
1 | Различает живопись, графику, скульптуру, декоративно- прикладное и народное искусство | |||
2 | Создает индивидуальные и коллективные рисунки, сюжетные композиции, используя разные материалы и способы создания изображений. | |||
3 | Лепит различные предметы, создает композиции из 2 – 3 предметов, выполняет декоративные композиции налепом и рельефом. | |||
4 | Расписывает вылепленные изделия по мотивам народного творчества | |||
5 | Использует бумагу разной фактуры, различные способы вырезания и обрывания | |||
6 | Создает сюжетные и декоративные композиции. |
2.4. Организация дополнительных образовательных услуг в учреждении
В рамках реализации дополнительной образовательной услуги и парциальной программы по изобразительной деятельности в детском саду ведется платный кружок «Цветные ладошки» И.А.Лыковой
Бесплатный кружок по изобразительной деятельности под названием «Волшебные краски» со старшими детьми (5-6 лет)
Цель:
Развитие творчества у детей средствами нетрадиционных техник рисования через кружковую деятельность.
Задачи:
1.Образовательные-научить рисовать, используя нетрадиционные техники рисования (восковые мелки+акварель, монотипия, тычкование, набрызг, граттаж), совершенствовать умения знакомых техниках рисование(поролоном, пальчиками, по трафарету, тычком полусухой кистью), совершенствовать умения и навыки в свободном экспериментировании с материалом.
2. Воспитательные-привить детям устойчивый интерес к изобразительной деятельности, желание творить, создавать выразительный образ, передавая свое отношение к изобразительному, воспитывать аккуратность в работе.
3.Развивающие-развивать самостоятельность, инициативу, эмоционально-эстетические чувства, вкусы, последовательное, целенаправленное художественное восприятие, творчество.
Месяц | Тема кружка | Техника рисования |
Сентябрь | 1.Листья в вазе | Отпечаток листьями, яблоками |
2. Домик у реки | Монотипия | |
3. Фрукты в вазе | Пуантилизм | |
4.Осеннее дерево | Набрызг | |
Октябрь | 1. Дождик за окном | Штамп |
2. Кленовый лист | Рисование с помощью губки | |
3. Белочка в дупле | Рисование ладошкой, пальчиками | |
4.Грибы | Печать поролоном, отпечаток листьями | |
Ноябрь | 1. Ежик | Отпечаток листьями, штамп |
2. Моя любимая игрушка | Пуантилизм | |
3. Мое любимое животное | Тычок полусухой жесткой кистью | |
4.Зонтик | Пуантилизм | |
Декабрь | 1. Портрет зайчонка | Силуэтное рисование |
2. Зимний пейзаж | Рисование зубной пастой | |
3. Елочка | Монотипия | |
4. Новогодняя открытка | Рисование кофе | |
Январь | 2. Морозные узоры | Свеча акварель |
3. Снеговик | Рисование с солью | |
4. Вьюга | Ниткогрфия | |
Февраль | 1. Зимний вечер | Граттаж |
2.Снегирь | Рисование крупой | |
3. Забавные животные | Кляксография, пена | |
4. Самолет | Пластилинография | |
Март | 1. Цветок для мамы | Рисование на мятой бумаге |
2. Дивные цветы | Кляксография, выдувание трубочкой | |
3. Волшебные цветы | Ниткография | |
4. Весенний пейзаж | Монотипия | |
Апрель | 1.Звездное небо | Граттаж |
2. Веточка вербы | Пастель, уголь | |
3. Пасхальное яйцо | Рисование ватными палочками, оттиск пробкой | |
4. Цветущая ветка | Выдувание трубочкой | |
Май | 2. Праздничный салют | Восковые мелки,акварель |
3.Бабочки на лугу | Штамп | |
Диагностика |
2.4.1. Направления работы по региональным программам.
Национально-региональный компонент по художественно-эстетическому развитию, строится с учетом интеграции с программой окружающий мир Хурээлел (ав: Деменкова Н.И). Программа составлена с учетом возрастных особенностей детей.
Задачи воспитания и обучения даны с учетом региональных особенностей.
С целью заинтересовать детей народным творчеством, промыслами, национальным искусством. В программе поставлены задачи ознакомления детей с особенностями жизни тувинского народа, праздниками, событиями общественной жизни республики, символикой Республики Тыва, памятниками архитектуры, декоративно-прикладным искусством. Учитывая региональные особенности, в данный раздел включены задачи по обогащению и расширению знаний об особенностях национального изобразительного искусства через:
-укреплять и расписывать элементами национального орнамента одежду, посуду, разнообразные предметы домашней утвари и т.д.
-знакомства детей архитектурными сооружениями республики Тыва
-знакомство выдающимся тувинскими художниками;
- расширение знаний об их творчестве.
Национально-региональный компонент предусматривает реализацию следующих направлений: формирование у детей основ нравственности на лучших образцах национальной культуры, народных традициях и обычаях.
Реализация образовательных областей программы регионального компонента в процессе детской деятельности
Художественно эстетическое развитие:
1.Декоративно – прикладное искусство.
2.Слушание народной музыки.
3.Знакомство с народными инструментами.
4.Игра на народных инструментах.
5. Изобразительное искусство
6. Знакомство с народным костюмом народов тувы.
Образовательная область | Задачи |
художественно-эстетическое развитие | Познакомить с историей и особенностями народного промысла тувинского народа; Формировать навыки самостоятельного изобразительного творчества на основе познания региональных особенностей декоративно-прикладного искусства; Развивать интерес к искусству тувинских художников; Воспитывать умение эстетически переживать и наслаждаться красотой природы тувинского края. Воспитывать любовь к родному краю на основе музыкального фольклора тувинского народа; Знакомство с разными жанрами народного творчества, с творчеством тувинских композиторов. |
Тематическое планирование по национально-региональному компоненту:
Средняя группа:
Мы живем в городе
Прогулка по городу
Моя республика Тыва
Моя семья
Я-человек
Старшая группа:
Моя республика Тыва
Экскурсия в краеведческий музей
Мой город
Район, в котором ты живешь
Путешествие на озеро «Азас»
В гости к бабушке на зимнюю стоянку
Прогулка к Енисею
Праздник Шагаа
Путешествие к тувинским мастерам камнерезам
Демонстрация русского и тувинского костюма
Весна в степи
Подготовительная группа:
Республика Тыва –моя родина
Красная книга Тувы (животные)
Красная книга Тувы (растения)
Экскурсия в краеведческий музей
Достижения детей:
Дети проявляют интерес к малой родине; любознательность по отношению к родной республике –ее истории, природе, памятникам, зданиям, достопримечательностям.
Отражают свои впечатления о малой родине в предпочитаемой деятельности: изображает, рассказывает, разворачивает сюжет.
3.Организационный раздел
3.1.Материально-техническое обеспечение:
Занятия проводятся в группах. В группах находятся уголок по изодеятельности: доска, мел; специальное самостирающееся устройство; восковые мелки; светлая магнитная доска для рисунков детей (выставка), магнитные кнопки, цветная бумага, белый и цветной картон, краски, цветные карандаши, ластики, точилки, пластилин, стаканчики для воды. Репродукции картин русских и советских художников, пособия по декоративно –прикладному искусству, плакаты орнаментов разных стран «русское народное декоративно-прикладное искусство в детском саду», гжельская роспись, жостовская роспись, хохлама, иллюстрации «любимые сказки», портреты русских художников, детская литература, демонстрационные альбомы. Наглядно –дидактические пособия; карточка «азбука цвета», хохломская роспись, дымковская роспись, филимоновская игрушка, дидактические игры.
3.2.Обеспечение методическими рекомендациями и средствами обучения и воспитания
Технологии и пособия по образовательной области «Художественно-эстетическое развитие» | 1. Аверьянова А.П. «Изобразительная деятельность в детском саду», М. 2003 2. Швайко Г.С. «Занятия по изобразительной деятельности в детском саду» (средняя, старшая, подготовительная группы) М. 2001 3. Комарова Т.С. «Занятия по изобразительной деятельности в детском саду»» М. 1991 4. Комарова Т.С. «Занятия по изобразительной деятельности в средней (старшей, подготовительной группах)» М. 2007 5. Казакова Т.Г. «Рисование с детьми дошкольного возраста. Нетрадиционная техника, планирование, конспекты занятий.» 6.Князева О.Л., МаханеваМ.Д. Приобщение детей к истокам русской народной культуры, С-П.:Детство-пресс, 2002. 7.Д.Н. «Колдина Лепка с детьми 4-5 лет» Мозаика – Синтез 2015. 8. Д.Н. Колдина «Рисование с детьми 4-5 лет» Мозаика – Синтез 2015 9.Д.Н.Колдина «Аппликация с детьми 4-5 лет» Мозаика – Синтез 2015 10. Л.В. Куцакова «Художественное творчество и конструирование 4-5 лет» Мозаика – Синтез 2016 11. Т.С. Комарова «Изобразительная деятельность в детском саду»Мозаика – Синтез Москва 2016 |
Список используемой литературы.
- Лыкова И.А. Программа художественного воспитания, обучения и развития детей 2-7 лет «Цветные ладошки», Москва, «Карапуз – дидактика», 2006г.
- Лыкова И.А. Изобразительная деятельность: планирование, конспекты занятий, методические рекомендации. Младшая группа, Москва, «Карапуз – дидактика», 2006г.
- Лыкова И.А. Изобразительная деятельность: планирование, конспекты занятий, методические рекомендации. Средняя группа, Москва, «Карапуз – дидактика», 2006г
- Лыкова И.А. Изобразительная деятельность: планирование, конспекты занятий, методические рекомендации. Старшая группа, Москва, «Карапуз – дидактика», 2006г
- Лыкова И.А. Изобразительная деятельность: планирование, конспекты занятий, методические рекомендации. Подготовительная к школе группа, Москва, «Карапуз – дидактика», 2006г
- Лыкова И.А. «Дымковская игрушка» - альбом, Москва, «Карапуз-дидактика», 2007г.
- Лыкова И. А. «Филимоновская игрушка» - альбом, Москва, «Карапуз – дидактика», 2007г.
- Лыкова И. А. « Небесная гжель» - альбом, Москва, «Карапуз – дидактика», 2007г
- Лыкова И. А. «Золотая хохлома» - альбом, Москва, «Карапуз – дидактика», 2007г
- Лыкова И. А. «Волшебное кружево» - альбом, Москва, «Карапуз – дидактика», 2007г
- Лыкова И. А. «Мозаика» - альбом, Москва, «Карапуз – дидактика», 2007г
- Лыкова И. А. «Мозаика» - альбом, Москва, «Карапуз – дидактика», 2007г
- Лыкова И. А. «Дидактические игры и занятия. Художественное воспитание и развитие детей 1-7 лет.» Москва , «Карапуз»2009г
- Лыкова И. А. «Экспериментирование в изобразительной деятельности 3-7 лет» Москва, «Карапуз» 2010г
- Лыкова И .А. «Художественный труд в детском саду. Учебно-методическое пособие», М., «Цветной мир», 2010г.
- Лыкова И .А. «Художественный труд в детском саду. Средняя группа», М., «Цветной мир», 2010г.
- Лыкова И .А. «Художественный труд в детском саду. Старшая группа», М., «Цветной мир», 2010г.
- Лыкова И .А. «Художественный труд в детском саду. Подготовительная группа», М., «Цветной мир», 2010
- Лыкова И .А. «Цветные ладошки: парциальная программа художественно-эстетического развития детей 2-7 лет в изобразительной деятельности»
- Лыкова И .А. «Изобразительное творчество в детском саду.Путешествия в тапочках, валенках,ластах,босиком,на ковре-самоле и в машине времени»
- Лыкова И .А. «Изодеятельность и детская литература.Мир сказки»
- Л.В.Куцакова «Художественное творчество и конструирование 4-5 лет»
- Д.Н.Колдина «Рисование с детьми 4-5 лет»
- Д.Н.Колдина «Лепка с детьми 4-5 лет»
- Д.Н.Колдина «Рисование с детьми 5-6 лет»
- Д.Н.Колдина «Лепка 5-6 лет»
- Д.Н.Колдина «Рисование с детьми 6-7 лет»
- Д.Н.Колдина «Лепка с детьми 6-7 лет»
- Т.С.Комарова «Изобразительная деятельность в детском саду » средняя группа
- Т.С.Комарова «Изобразительная деятельность в детском саду» старшая группа
- Т.Г.Казакова «Развивайте у дошкольников творчество»
- А.П.Аверьянова «Изобразительная деятельность в детском саду»
- Н.А.Курочкина «Лепка в детском саду»
- Т.С.Комарова «Занятия по изобразительной деятельности в детском саду
График работы
Понедельник | Вторник | Среда | Четверг | Пятница |
8:00-8:30 Инд.работа гр. №4 8.30-9.00 подготовка к НОД 9:00-10.10 РИСОВАНИЕ\ ЛЕПКА Старшая группа №6 10:20-11:00 инд.работа №5 11:00-12:00 Работа с родителями | 8:00-8:30 Инд. работа гр.№10 8:30-9:00 подготовка к НОД 9:00-10.10 РИСОВАНИЕ\ ЛЕПКА Подг.гр №7 10:20-11:00 ИНД.РАБОТЕ ПО КРУЖКУ СО СТ.ГР №6 11:00-12:00 работа с педагогами. | 8:00-8:30 Инд.работа №6 8:30-9:00 подготовка к НОД 9:00-9.50 РИСОВАНИЕ\ ЛЕПКА Ср.гр №3 10:20-11:00 Инд.работа №6 11:00-12:00 работа по самообразованию. | 8:00-8:30 Инд.работа №3 8:30-9:00 подготовка к НОД 9:00-10.10 РИСОВАНИЕ\ ЛЕПКА Ср.гр №10 10:20-11:00 Инд.работа с педагогами 11:00-12:00 РАБОТА С РОДИТЕЛЯМИИ | 8:00-8:30 Инд. работа №5 8:30-9:00 подготовка к НОД 9:00-10:10 РИСОВАНИЕ\ ЛЕПКА Подг.гр №5 10:20-10.50 Кружковая работа с детьми ст. группы 11.00-12.00 Инд.работа с педагогами |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
творческий отчет о выполнении общеобразовательной программы ДОУ и рабочей программы педагога
отчет за год 2012-2013 подготовительная группа...
Рабочая программа педагога ДОУ с учётом ФГОС дошкольного образования (старшая группа, 5 – 6 лет). Составлена на основе примерной основной общеобразовательной программы дошкольного образования «От рожд
Рабочая программа разработанная Натальей Васильевной для работы с детьми 5-6 лет, расчитанна на 36 недель. Охватывает образовательные области: социально-коммуникативное, познавательное развитие, речев...
Методические рекомендации по составлению рабочих программ педагогов образовательных организаций, реализующих образовательные программы дошкольного образования
Методические рекомендации по составлению рабочих программ педагогов образовательных организаций, реализующих образовательные программы дошкольного образования Санкт-Петербургская ака...
Рабочая программа речевое развитие (1 младшая группа) по теме: Рабочая программа педагога ДОУ с учётом ФГОС дошкольного образования по образовательной области «Речевое развитие»
Рабочая программа составлена с учётом интеграции образовательных областей, содержание детской деятельности распределено по месяцам и неделям и представляет систему, рассчитанную на один учебный год.Ра...
Рабочая программа речевое развитие (1 младшая группа) по теме: Рабочая программа педагога ДОУ с учётом ФГОС дошкольного образования по образовательной области «Речевое развитие»
Рабочая программа составлена с учётом интеграции образовательных областей, содержание детской деятельности распределено по месяцам и неделям и представляет систему, рассчитанную на один учебный год.Ра...
Проект рабочей программы педагога ДОУ с учётом Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (первая младшая группа, 2-3 года). представлен на основе примерной основной общеобразовательной программы дошкольного образован
Проект рабочей программы педагога ДОУ с учётом Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (первая младшая группа, 2-3 года). представлен на основе примерной основ...
Рабочая программа педагога и рабочая программа для детей ОРН 3-4 лет
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (Приказ Минобрнауки России №1155 от 17.10.2013) включает в себя требования к структуре основной образовательной програ...