Опыт работы
опыты и эксперименты по аппликации, лепке (средняя группа)

Осинцева Евгения Анатольевна

"Пластилинография - как средсто развития художественно - творческих способностей способностей у детей среднего возраста"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon gotovaya_rabota_2020_-_kopiya.doc501 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 81»

C:\Users\1\AppData\Local\Microsoft\Windows\INetCache\Content.Word\IMG_0028.jpg

Материалы для аттестации

Осинцевой Евгении Анатольевны –

воспитателя МБДОУ д/с 81

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 81»

Пластилинография  - как средство развития художественно – творческих способностей у детей дошкольного возраста

Автор: Осинцева Евгения Анатольевна,

воспитатель МБДОУ д/с 81

Миасский городской округ

2020 г

План.

        1.Введение.

        2.Аналитическая часть.

        Основные принципы работы с детьми по развитию творческих способностей.

        3.Практическая часть.

3.1.  Технология работы.

3.2.  Результативность опыта.

3.3. Новизна, оригинальность, эффективность.

        4.Заключение.

        5.Список литературы.

        6.Приложение

                6.1. Дидактические игры и презентации.

                6.2.Мастер-класс для родителей на тему: «Осенние листья».

                    6.3. Конспекты НОД.

                    6.4. Альбомы.

                1.Введение.

Дошкольный возраст - это время первоначального знакомства с окружающей действительностью. В это время развивается познавательная деятельность и способности ребенка. Формирование творческой личности – одна из наиболее важных задач педагогической теории и практики на современном этапе.
Желание творить - внутренняя потребность ребенка, она возникает у него самостоятельно и отличается чрезвычайной искренностью. У ребят развивается вкус к познанию нового, исследованиям.

        Как известно, дети часто копируют предлагаемый им образец, нетрадиционные техники изображения позволяют избежать этого, так как педагог вместо готового образца демонстрирует лишь способ действия с нетрадиционными материалами, инструментами. Это дает толчок к развитию воображения, творчества, проявлению самостоятельности, инициативы, выражению индивидуальности. Работа с нетрадиционными техниками изображения стимулируют положительную мотивацию у ребенка, вызывают радостное настроение, не утомляет

Исследовательская деятельность выполняет терапевтическую функцию, отвлекая детей от грустных событий, обид, снимает нервное напряжение, страх, обеспечивает положительное эмоциональное состояние. Также в процессе изобразительной деятельности ребенок испытывает разные чувства – радуется созданному им красивому изображению, огорчается, если что-то не получается, стремится преодолеть трудности. У ребенка совершенствуется наблюдательность и эстетическое восприятие, художественный вкус, творческие способности, развиваются специальные умения и навыки.

Таким образом, одним из наиболее эффективных средств художественно – творческого развития детей является нетрадиционная техника рисования пластилином. Рисование имеет большое значение для всестороннего развития дошкольников, способствует эстетическому и нравственному воспитанию, расширению кругозора.

 Процесс рисования пластилином в изобразительной деятельности вовлекает в работу движения рук (ладоней, пальцев), зрительное восприятие, а также развивает такие психические процессы, как внимание, память, мышление, воображение, речь. (Л.А. Венгер, В.С. Мухина, Р. С. Немов и др.) 

Эти выводы исследователей подтвердили  наши наблюдения: организация работы по созданию продуктов детского творчества в технике пластилинография позволяет решать не только практические, но и воспитательно – образовательные задачи, способствует всестороннему развитию личности ребёнка. В игровой форме дети учатся выделять в своих художественных работах главный замысел и оттенять второстепенные детали. Дошкольники получают знания, умения навыки, знакомятся с миром предметов в процессе частичного использования бросового материала. При этом расширяются возможности изобразительной деятельности детей, раскрываются методы обучения основным правилам, приёмам и средствам композиции.

Все вышесказанное актуализировало проблему художественно – творческого развития детей дошкольного возраста.

        В Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования указывается, что  программа направлена на создание условий развития детей дошкольного возраста, открывающих возможности позитивной социализации ребёнка, его всестороннего личностного развития, развития инициативы и творческих способностей на основе сотрудничества со взрослыми и сверстниками и соответствующим дошкольному возрасту видам деятельности.

 Именно эти требования к структуре основной образовательной программы дошкольного образования позволяют достичь цели образовательной  деятельности.

        Поэтому мы выдвинули гипотезу:

разработаный нами перспективный план работы кружка,  конспекты непосредственно образовательной деятельности, альбомы, дидактические игры и презентации, мастер – класс для родителей,  будут способствовать художественно – творческому развитию, что  позволит решить задачи образовательной области «Художественно – эстетическое развитие»,  а в итоге -  основной образовательной программы.

        Соответственно сформулировали цель:

обеспечить  развитие художественно – творческих способностей у детей дошкольного возраста.

Реализации этой цели способствовало решение следующих задач:

  1. Изучить и проанализировать положения, которые являются основой работы по данной проблеме.
  2. Формировать у детей устойчивый интерес к использованию в своей деятельности нетрадиционной техники работы с пластилином.
  3. Разработать перспективный план работы кружка по пластилинографии, конспекты непостредственно - образовательной деятельности, дидактические игры и презентации, альбомы.

4. Развивать мелкую моторику, координацию движений рук

5. Воспитывать самостоятельность, аккуратность в работе.

6. Проанализировать и обобщить полученные результаты.

                2. Аналитическая часть.

Современная педагогика уже не сомневается в том, что учить творчеству возможно. Вопрос, по словам И.Я. Лернера, состоит лишь в том, чтобы найти оптимальные условия для такого обучения.

          Наиболее эффективно развивать у детей художественно – творческие способности можно при условии:

1.        Создании эстетической  предметно – развивающей среды для занятий в кружке, совместной и самостоятельной творческой деятельности детей в группах.

2.        Создание базы наглядных пособий: предметные и сюжетные иллюстрации,  фото, картины в технике – пластилинография, технологические карточки, таблицы.

3.        Взаимодействия детского сада и семьи.

4.        Организации и посещения выставок детьми и родителями.

5.        Создании и оформлении уголка в группе для совместной и самостоятельной изобразительной деятельности детей.

6.        Оформлении выставки картин в технике «Пластилинография».

7.        Составление анкеты для родителей в целях определния творческого потенциала детей. Проведён опрос: «Нужен ли кружок «Мир глазами ребёнка?»» (нетрадиционная техника рисования пластилином - пластилинография).

8.        Оформлены консультации на темы: «Все дети любят пластилин», «Пластилиновая живопись».

Авторы,  исследующие проблему эффективной работы с пластилином и его влияние на творческие способности детей (Н.Б. Халезова, Б.Б. Косминская, Н. П. Саккулина, Т. С. Комарова и др.), отмечают наличие тесной взаимосвязи между тонкой двигательной координацией и уровнем работоспособности, степенью овладения техническими навыками и успешностью, качеством выполнения работы.

Так же среда имеет большое значение для развития детей. Как отмечено в ФГОС ДО «развивающая предметно-пространственная среда должна быть содержательно-насыщенной, трансформируемой, полифункциональной, вариативной, доступной и безопасной». Все, что окружает ребенка – это не только игровая среда, но и среда в которую входят все специфические детские виды деятельности. Ни один ребенок не может развиваться полноценно только на вербальном уровне, вне предметной среды. Деятельность осуществляется только при условии, что у него есть необходимые для этого соответствующие объекты и средства, сформированы способы действия.
       Анализ методической литературы позволил выделить основные методы и приёмы работы по развитию художественно – творческих способностей у детей дошкольного возраста:

Общедидактические.

Наглядные методы: 

  1. Демонстрация наглядных средств.

Наглядность оживляет процесс обучения, способствует побуждению у детей интереса к технике пластилиновой графики.

2. Показ способов действий, способов работы, последовательности ее выполнения – этот прием раскрывает перед детьми задачу предстоящей деятельности, направляет их внимание, память, мышление. Показ должен быть четким, точным. Необходимо, чтобы дети увидели каждое движение, заметили особенности его выполнения. Каждое свое действие обозначаю словом.

На каждом занятии показываю ребенку либо способ выполнения задания, либо выполненную работу с этим заданием.

3. Показ образца используется в обучении анализа, в построение плана работы.

4. Анализ детских работ в конце занятия (стараюсь привлечь внимание детей к результатам их деятельности; помочь детям понять достижения и ошибки в изготовлении).

Практические методы:

         В развитии творческих способностей ведущая деятельность детей - художественная. Она состоит при условии овладения детьми общими и самостоятельными способами художественной деятельности и направлена на получение конкретного продукта. Нельзя научить детей чему-либо, только показывая и рассказывая о технике изображения, не предлагая самим детям каких - либо действий. Ребенок овладевает опытом только тогда, когда сам участвует в практической деятельности.

         На занятиях дети изготовляют исходные формы, дорабатывают их, с соблюдением пропорций, соединяют части, подбирают новые цвета и оттенки из пластилина, осваивают приём «вливания одного цвета в другой», придумывают свои, новые способы лепки, осваивают законы композиции – размещение предметов на плоскости.

Словесные методы:

        Позволяют в кратчайший срок передать детям информацию, ставить перед ними учебную задачу, указывать пути ее решения. Словесные методы и приемы сочетаются с наглядными, игровыми, практическими методами, делая последние более результативными. Это беседы, загадки, чтение стихов и сказок, вопросы к детям, объяснение последовательности выполнения работы, чтение схем.

Учет этих методов и приёмов позволит правильно организовать систему работы с   детьми по данной проблеме.

                3. Практическая часть.

Как было указано выше, многие способности и чувства, которыми наделяет нас природа, к сожалению, остаются недостаточно развитыми и не раскрытыми, а значит и не реализованными в будущей жизни. Наличие развитого воображения в зрелые годы обуславливает успешность любого вида профессиональной деятельности человека. Поэтому творчество и развитие творческих способностей – одно из главных задач дошкольного воспитания. Большой потенциал для раскрытия детского творчества заключен в изобразительной деятельности дошкольников.

Основываясь на всём вышеперечисленном, мы пришли к необходимости более углубленного решения данного вопроса, в результате чего и был создан кружок по работе с пластилином: «Волшебный пластилин». В ходе работы кружка, мною были разработаны конспекты непосредственно образовательной деятельности, созданы дидактические игры и презентации, альбомы, мастер – класс для родителей.

Новизна заключается в следующем:

        * Современность – соблюдение основных положений федерального государственного стандарта дошкольного образования к условиям реализации основной образовательной программы.

        * Многофункциональность – обеспечивается интеграция образовательных областей «Социально-коммуникативное развитие», «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Художественно-эстетическое развитие».

                * Разноплановость – используется в различных формах образовательного процесса (для подгрупповой и индивидуальной работы, в совместной образовательной деятельности педагога с детьми, в самостоятельной деятельности детей).

        * Доступность – деятельность с пособием интересна всем детям группы.

Оригинальность пособия состоит:

*В возможности развития творческих способностей детей дошкольного возраста в игровой деятельности.

*Самостоятельная деятельность детей в работе с пластилином способствует закреплению моторных навыков.

*Организация выставок самостоятельных работ в группе позволит разнообразить развивающую среду в группе для достижения лучших результатов в работе с детьми дошкольного возраста.

        * Предложенные нами презентации, дидактические игры, альбомы можно

           Использовать:

        -В совместной образовательной деятельности педагога с детьми.

        -В самостоятельной деятельности детей.

*Для осуществления комплекса мероприятий, направленных на развитие художественно – творческих способностей дошкольников используется практический, наглядный и словесный методы обучения в строгом соблюдении основных дидактических методов.

Эффективность.

Наш детский сад работает по «Программе Радуга» под редакцией Т.И.Гризик. В программе большое внимание уделяется обучению детей традиционной технике рисования, и недостаточно, на мой взгляд, место отводится нетрадиционной технике рисования.

Работая с детьми с дошкольного возраста, заметила: дети очень любят рисовать, старательно овладевают навыками работы с разными инструментами и изобразительными материалами, осваивают приемы и способы рисования, но при создании собственных работ изобразительные и выразительные навыки остаются на среднем уровне, многие композиции выделяются скудностью содержания, штампами. Нет «своих», искренних рисунков, отсутствует творческий подход.

Таким образом, возникла необходимость создать такую систему занятий по нетрадиционной технике рисования – рисования пластилином, которая стимулирует творческий потенциал детей, развивает их художественно-творческие способности. Данная техника хороша тем, что она доступна детям, позволяет быстро достичь желаемого результата и вносит определенную новизну в деятельность детей, делает ее более увлекательной и интересной.

С января 2019 г. был организован кружок «Мир глазами ребёнка» для детей дошкольного возраста. В начале учебного года было проведено диагностирование детей. Использовалась диагностика Т.Н. Дороновой «Природа, искусство и изобразительная деятельность детей». Основные методы диагностики – естественный эксперимент, педагогическое наблюдение, беседы с детьми, анализ продуктивной творческой деятельности.

Анализ детских творческих работ на начало учебного года

Фамилия, имя ребенка

Спсосбен лепить по замыслу

Умеет передать личностное отношение к объекту

Умеет подчинить средства, способы изображения собственному замыслу, поставленной изобразительной задаче

Отсутствие изобразительных штампов

Вывод

1

Абрамова Ксюша

+

-

+

+

с

2

Алевская Варвара

-

+

+

+

с

3

Валиулин Рома

+

+

-

+

с

4

Вичужанина Лиза

-

+

-

+

с

5

Волкова Ксюша

+

+

+

-

с

6

Власов Максим

-

+

-

+

с

7

Дубовых Владлена

+

+

-

+

с

8

Жданов Кирилл

-

+

+

+

с

9

Ильин Илья

+

-

-

+

с

10

Крохалева Ксюша

+

+

+

+

с

11

Максимова Ксюша

+

+

+

+

с

12

Морозова Настя

-

+

+

+

с

13

Панин Федя

+

+

+

+

с

14

Потапова Полина

+

-

+

+

с

  • Оценка уровня:

*«высокий» - все компоненты отмечены знаком «+»;

* «средний» - большинство компонентов отмечены знаком «+»;

* «низкий» - большинство компонентов отмечены знаком «-».

Согласно результатам первичной диагностики, уровень развития детей посещающих кружок (14 детей) на период начала 2019 года, был на среднем уровне. Специальные занятия по теме не проводились. Поэтому был разработан перспективный план работы кружка «Мир глазами ребёнка». При составлении плана опора делалась на методические пособия: Г.Н. Давыдовой по нетрадиционной технике рисования пластилином – пластилинографии, Т.Н.Яковлевой «Пластилиновая живопись», руководствовалась Программой художественного воспитания, обучения и развития детей 2-7 лет «Цветные ладошки» Лыковой Л.И. При планировании учитывались возрастные особенности и уровень подготовленности детей.

Цель кружковой работы - развитие творческих способностей через нетрадиционную технику рисования – рисования пластилином. При достижении обозначенной цели решала следующие задачи:

1.        Формировать у детей изобразительные навыки.

2.        Знакомить с техникой и приемами рисования пластилином.

3.        Учить детей создавать выразительные образы посредством объема и цвета.

4.        Развивать мелкую моторику пальцев рук.

5.        Воспитывать усидчивость, аккуратность в работе, желание доводить начатое дело до конца.

Организация кружка проходила в несколько этапов:

1.        Подготовительный. Изучение авторских подходов к пластилиновой живописи. Проведение начальной диагностики детей. Анкетирование родителей. Создание в группе предметно-развивающей среды.

2.        Практический. Организация и проведения занятий. Консультации для родителей. Обогащение развивающей среды в группе. Оформление выставок детских работ.

3.        Итоговый. Итоговая диагностика детей. Оформление фотовыставки работы кружка. Выступление с опытом работы по данной теме перед на горд.

Основной формой обучения детей рисованию пластилином является занятие. Занятия проводились в игровой форме. Для эмоционального настроя на занятиях используются музыкальные произведения. Проводятся занятия-путешествия в страну «Пластилинографии».

Навыки детей в изобразительной деятельности складываются в результате систематических занятий. Так занятия кружка «Мир глазами ребёнка» проводила 1 раз в  2 недели. Обучение детей нетрадиционной технике рисования проходило по разработанному перспективному плану. Занятия проводила с группой детей в составе 14 человек. Продолжительность непрерывной деятельности согласно возрастным требованиям.

Дети средней группы уже обладают знаниями об окружающем мире, умениями и навыками в изобразительной деятельности, имеют практический опыт работы. На этом этапе я стараюсь не мешать ребенку в создании рисунка, детям не навязываю свои варианты выполнения, а чутко и умело стараюсь способствовать творческому процессу. Во время такой деятельности всегда создается ситуация успеха для каждого ребёнка, так как именно на этих занятиях появляется больше возможности для того, чтобы подчеркнуть индивидуальность и неповторимость каждого.

               Желание детей созидать будет развиваться, если они сами смогут любоваться, восторгаться своими действиями, и действиями сверстников. Но одно желание творить недостаточно. Чтобы ребенок был свободен в творчестве, ему предоставляются разнообразные изобразительные материалы, в достаточном количестве и в рабочем состоянии. Умение изображать увиденное приходит с умением видеть, анализировать образ, находить в нем главное. Процесс становления творчества ведется постепенно, с постоянной сменой изобразительного материала и техник, чтобы у ребенка была заинтересованность в продолжении занятий. В пластилиновой живописи дети получают знания, умения, навыки, знакомясь с миром предметов в процессе использования природного и бросового материала.

            Опыт работы свидетельствует также, что коллективная художественная деятельность формирует положительную мотивацию к ней и углубляет интерес к творчеству. Общие усилия, направленные на решение творческой задачи, раскрывают индивидуальность, детей, корректируют межличностные отношения. Коллективная форма творчества сближает детей, у них развиваются навыки культуры общения, возникают эмоционально теплые отношения. Коллективная работа очень тщательно продумывается.

             Одним из важных средств поощрения являются разнообразные выставки детских поделок. Выставка - очень важный момент сравнения своей работы с работой сверстников. В эти минуты ребенок лучше видит свою работу и лучше понимает другие.

             В группе были организованы следующие выставки:

• «Осенняя сказка»

• «Транспорт»

• « День народного единства»

• «Рукавичка для Мороза».

Дети видят, что результаты их труда значимы и интересны не только им, но и родителям, воспитателям, сотрудникам и гостям детского сада.

                Одним из важнейших условий развития творчества является взаимодействие и сотрудничество педагогов и родителей, единая позиция в понимании перспектив развития ребенка. С этой целью активно привлекаются к совместной работе все родители. Для них проводятся беседы, консультации («Что такое пластилиновая живопись?», «Влияние пластилиновой живописи на развитие детей», «Как сохранить детские работы») красочно оформлены памятки («Рисование пластилином», «Рассматриваем и оцениваем детские работы») по работе с пластилином, среди родителей проводится анкетирование. Родители должны быть активными помощниками своим детям, а не только «оценщиками» их достижений. Были созданы творческие выставки совместных работ детей и родителей: «Осенние фантазии», «Цветочные мотивы».

              Все формы работы с родителями создают атмосферу доверия и сотрудничества в коллективе взрослых, окружающих ребенка. А чем лучше налажено общение между семьей и группой детского сада, тем большую поддержку получит ребенок. Важно, чтобы родители поняли: через изобразительную деятельность ребенок самовыражается как личность.

                Для воспитателей был проведен семинар-практикум на тему: «Нетрадиционная форма рисования – рисование пластилином» (Приемы работы в рисовании пластилином).

          Проводимая мной работа показывает, что системность и поэтапность занятий с использованием нетрадиционной техники в изобразительной деятельности «Пластилинографии», способствуют формированию прочных изобразительных навыков и развитию творческих способностей у детей дошкольного возраста.

           Развитие творческих способностей у детей дошкольного возраста отслеживала по педагогической диагностике. Результаты педагогической деятельности показывают:

1.        У детей появился повышенный интерес, творческая активность. Дети с желанием и интересом посещают кружок «Мир глазами ребенка».

2.        В работах детей преобладают новизна и оригинальность.

3.        Дети свободно экспериментируют с художественными материалами и инструментами.

4.        У детей хорошо развиты сенсорные способности, композиционные навыки.

5.        Хорошо развита координация рук, мелкая моторика.

6.        Выполняют задания самостоятельно, без помощи педагога.

Анализ детских творческих работ на конец учебного года

Фамилия, имя ребенка

Спсосбен лепить по замыслу

Умеет передать личностное отношение к объекту

Умеет подчинить средства, способы изображения собственному замыслу, поставленной изобразительной задаче

Отсутствие изобразительных штампов

Вывод

1

Абрамова Ксюша

+

+

+

+

в

2

Алевская Варвара

+

+

-

+

с

3

Валиулин Рома

+

+

+

+

в

4

Вичужанина Лиза

+

+

+

+

в

5

Волкова Ксюша

+

+

+

+

в

6

Власов Максим

-

+

+

-

с

7

Дубовых Владлена

-

+

-

+

с

8

Жданов Кирилл

+

+

+

+

в

9

Ильин Илья

+

+

+

+

в

10

Крохалева Ксюша

+

+

+

+

в

11

Максимова Ксюша

+

+

+

+

в

12

Морозова Настя

+

+

-

+

с

13

Панин Федя

+

+

+

+

в

14

Потапова Полина

+

+

+

+

в

•        Оценка уровня:

*«высокий» - все компоненты отмечены знаком «+»;

* «средний» - большинство компонентов отмечены знаком «+»;

* «низкий» - большинство компонентов отмечены знаком «-».

                4.Заключение.

В итоге выдвинутая гипотеза подтвердилась: разработанный нами перспективный план работы кружка, конспекты непосредственно образовательной деятельности,  способствуют развитию художественно – творческих способностей. Описанные выше результаты работы в течение 2019-2020 г.г. подтверждают это. Нам удалось обеспечить развитие художественно – творческих способностей у детей дошкольного возраста, что и являлось целью нашей разработки.

Для достижения этой цели мы решили следующие задачи:

1.        Изучили и проанализировали положения, которые являются основой работы по данной проблеме.

2.        Способствовали формированию у детей устойчивого интереса к использованию в своей деятельности нетрадиционной техники работы с пластилином.

3.        Разработали перспективный план работы кружка по пластилинографии, конспекты непосредственно - образовательной деятельности, дидактические игры и презентации, альбомы.

4. Способствовали развитию мелкой моторики, координации движения рук.

5. Способствовали воспитанию самостоятельности, аккуратности в работе.

6. Проанализировали и обобщили полученные результаты.

Таким образом, преимущества предложенного перспективного плана работы кружка (современность, многофункциональность, доступность) позволяют его использовать:

-Воспитателям общеразвивающих групп при решении задач образовательной программы.

-Педагогам дошкольного учреждения (и воспитателям, и специалистам) для обогащения развивающей среды.

-Родителям воспитанников для закрепления художественно - творческих навыков детей.


Список литературы.

1. Аванесова, В. Н. Обучение самых маленьких в детском саду / В. Н. Аванесова. - М.: Просвещение, 2005.  

2. Аксарина, Н. М. Воспитание детей раннего возраста / Н. М. Аксарина. - М.: Медецина, 2007.

3. Алямовская, В. Г. Ясли - это серьезно / В. Г. Алямовская. - М.: ЛИНКА-ПРЕСС, 1999.  

4.Белкина, Л. В. Адаптация детей раннего возраста к условиям ДОУ / Л. В. Белкина. - Воронеж: Учитель, 2006.

5. Венгер Л. А., Мухина В.С. «Психология». – М.: Просвящение, 1988.

6.Воспитание сенсорной культуры ребенка от рождения до 6 лет. Кн.для воспитателя дет.сада/ Л.А.Венгер, Э.Г.Пилюгина/ Под ред.Л.А.Венгера, -М.: Просвещение, 1989.

7.Воспитание детей во второй младщей группе детского сада / В.В.Гербова, Р.А.Иванкова, Р.Г.Казакова / Составитель Г.М.Лямишев, - М.:  Просвещение, 1981.

8. Гербова В. В. Занятия по развитию речи в первой младшей группе детского сада / В. В. Гербова - М.: Мозаика-Синтез, 2007.

9.Дидактические игры в детском саду. Кн. для воспитателей дет.садов., - 2 - е изд., дораб./ А.К.Бондаренко, - М.: Просвещение, 1991.

10. Кроха: Пособие по воспитанию, обучению и развитию детей до трех лет: Учеб. - метод. пособие для дошк. образоват. учреждений и семейн. воспитания / Г. Г. Григорьева и др. - М. : Просвещение, 2003.  

11.Кольцова М.М. «Ребенок учится говорить». - М.: Сов.Россия, 1973.

12. Косминская Б.Б. «Теория и методика изобразительной деятельности в детском саду». – М.,1977.

13. Лернер И.Я. Процесс обучения и его закономерности. - М: 1980.

14. Рыжова Н.А. «Развивающая среда дошкольных учреждений» (Из опыта работы) М.: Линка-Пресс, 2003.

15. Саккулина Н. П., Комарова Т. С. Изобразительная деятельность в д/с. – М, 1982 г.

16. Ушинский К.Д. «Педагогические сочинения». - М: Педагогика, 1990.

17. Халезова Н.Б. «Народная пластика и декоративная лепка в детском саду».  Пособие для воспитателя. – М.: Просвящение, 1984.

18. Щелованов Н.М. В кн.: «Хрестоматия по возрастной и педагогической психологии»/ Под ред. И.И Ильясова, В.В.Ляудис. –М.: Изд-во Моск. ун-та, 1980.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Порфолио воспитателя на конкурс "Воспитатель года 2017" по теме " Опыт работы по теме «Совместная работа воспитателя, учителя-логопеда и родителей как одно из условий успешной коррекционно-воспитательной работы с детьми с речевыми нарушениями»

Семья и Детский сад -  два воспитательных феномена, каждый из которых по своему дает ребенку социальный опыт, но только в сочетании друг с другом они создают те условия, которые нужны для вхожден...

Опыт работы по организации методической работы с педагогами по теме "Экологическое воспитание дошкольников в процессе работы на метеостанции"

В статье описывается опыт работы по организации методической работы с педагогами  по теме "Экологическое воспитание дошкольников в роцессе работы на метеостанции"...

«Система работы по воспитанию трудовых навыков у дошкольников (опыт работы ДОУ планирование работы по организации трудовой деятельности)»

Данная презентация знакомит с системой работы по воспитанию трудовых навыков у дошкольников (опыт работы ДОУ по организации трудовой деятельности)...

Опыт работы «Современные формы работы с родителями по физическому развитию детей. Семейный клуб «Здоровая семья» как эффективная форма работы по вовлечению родителей в образовательный процесс ДОУ»

Одним из принципов стандарта является – «сотрудничество организации с семьей».  Задача Стандарта в области работы  с семьей –  обеспечение психолого-педагог...

Опыт работы по обучению детей безопасному поведению на дорогах и опыт работы с родителями по профилактике ДДТТ

Наш детский сад расположен в  микрорайоне города Бавлы Республики Татарстан недалеко от федеральной магистрали «Москва-Оренбург», по которой беспрерывным потоком едут автомобили и поэ...