Использование нетрадиционного материала в аппликации как средство развития познавательно – исследовательской деятельности в старшем дошкольном возрасте.
методическая разработка по аппликации, лепке (старшая группа)

ДАВЫДОВА ЛАРИСА ГЕННАДЬЕВНА

   Творчество – это канал по которому может выявляться и реализовываться в материале внутренняя жизнь детской души. Дети экспериментируют, исследуя играют с разнообразным материалом: краской, бумагой, семенами, нитками, скорлупой, тканью и т.д.

    Можно сказать, что маленький ребёнок говорит руками, не обладая возможностью выразить в полной мере свои ощущения и чувства словесно.

   Чем полнее и разнообразнее детская деятельность, тем успешнее реализуются первые творческие проявления.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pedsovet_1.docx21.82 КБ

Предварительный просмотр:

          МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА №35 «ЁЛОЧКА»

Использование нетрадиционного материала в аппликации как средство развития познавательно – исследовательской деятельности в старшем дошкольном возрасте.

В рамках педагогического совета: «Пути и средства оптимизации познавательно – исследовательской, экспериментальной деятельности с детьми раннего и дошкольного возраста.

ВОПИТАТЕЛЬ: ДАВЫДОВА Л.Г.

Г.О ЭЛЕКТРОГОРСК

 Ноябрь.2020 ГОД

2    Мир полон запахов, красок, звуков. Ребенок познает его руками, глазами, слухом, пробует на вкус. А если ребенок чувствует – значит знает.

3      Творчество – это канал по которому может выявляться и реализовываться в материале внутренняя жизнь детской души. Дети экспериментируют, исследуя играют с разнообразным материалом: краской, бумагой, семенами, нитками, скорлупой, тканью и т.д.

4    Можно сказать, что маленький ребёнок говорит руками, не обладая возможностью выразить в полной мере свои ощущения и чувства словесно.

5    Чем полнее и разнообразнее детская деятельность, тем успешнее реализуются первые творческие проявления.

   6         Ребенок по природе своей исследователь. Неутолимая жажда новых впечатлений, любознательность, постоянное стремление наблюдать и исследовать, самостоятельно искать новую информацию – важнейшая черта детского поведения.

      7   Для достижения положительных результатов в работе с детьми можно выделить следующие задачи:

- развивать у детей интерес к аппликации с использованием нетрадиционного материала, любознательность и познавательную мотивацию через познавательно-исследовательскую деятельность;

- способствовать развитию творческой активности;

- содействовать развитию у детей коммуникативных умений;

           8   Для дошкольника характерен повышенный интерес ко всему, что происходит вокруг. Ежедневно дети познают все новые и новые предметы, стремятся узнать не только их названия, но и черты сходства и различия.                                                           Использование нетрадиционного материала в аппликации способствует формированию у детей исследовательского интереса, развивает наблюдательность, мыслительную деятельность.

     9   Главная цель– формирование способностей самостоятельно и творчески осваивать новые способы деятельности.

10     В процессе такой деятельности, при создании поделки или изображения ребёнок испытывает разнообразные чувства: радуется красивому, которое он создал сам, огорчается если вдруг что –то не получается.

11   Но самое главное создавая изображение, ребенок приобретает различные знания; уточняются и углубляются его представления об окружающем мире,

12   в процессе работы он начинает осмысливать качества предметов, запоминать их характерные особенности и детали, овладевать практическими навыками и умениями, учится осознано их использовать.

     13   Например, при знакомстве со свойствами крупы, можно рассмотреть ее через лупу понаблюдать и описать крупинки: они жёлтые, круглые, все крупинки лежат отдельно друг от друга.

14    Затем устроить «бурю в пустыне», подуть через трубочку в банку с пшеном или рисом. Дети придут к выводу, что крупинки пшена не соединены друг с другом, поэтому крупа рыхлая, рассыпчатая.

15    Знакомятся так же со свойствами разных материалов для творчества (бумага — мнётся, рвётся, ткань — растягивается, высушенная скорлупа крошится). Путем сминания кусочков бумажной салфетки кончиками пальцев, получаются комочки, которые дети используют для заполнения контура рисунка, приклеивая эти комочки на определенные места.

16   При подготовке к аппликации из засушенных листьев дети делают выводы, что листья засушенные и не засушенные имеют разную фактуру: одни сухие, хрупкие, крошатся, имеют более резкий запах, другие мягкие, эластичные, легко мнутся, но не ломаются, - надо рвать.

  17   Знания, полученные во время проведения опытов и экспериментов, запоминаются надолго. Важно, чтобы каждый ребёнок проводил собственные опыты. (окрашивание риса,

18   окрашивание ватных дисков)

                  19  Хорошей подготовкой к аппликации являются дидактические игры и упражнения («Золушка», 20  «Необычный рисунок», 21  «Повтори за мной») в процессе которых обеспечивается единство познавательных, практический и игровых задач. Для решения той или иной задачи я превращаю детей в волшебников, художников, портных и т.д.

          22   Китайская пословица гласит: «Расскажи – и я забуду, покажи – и я запомню, дай попробовать – и я пойму».

         Главная цель творческого исследовательского обучения – формирование у ребенка способности самостоятельно осваивать и перестраивать новые способы творческой деятельности.

            При работе по аппликации из нетрадиционных материалов следует учитывать возрастные особенности детей и руководствоваться принципом постепенного усложнения заданий.

          Аппликация с использованием нетрадиционного материала – это не изолированная от других видов деятельность. Она тесно связана со всеми видами деятельности.

      23  Наблюдение - часть любой познавательно - исследовательской деятельности, так как с его помощью осуществляется восприятие хода работы и ее результатов. (За погодой, явлениями живой и неживой природой, за листопадом, снегопадом)

      24 Трудовая деятельность всегда сопровождается выполнением трудовых действий. Указанные связи двусторонние. С одной стороны, наличие у детей трудовых навыков наблюдения создает благоприятные условия для познавательно – исследовательской и творческой деятельности, с другой – познавательно исследовательская деятельность, вызывает у ребенка большой интерес, способствует развитию наблюдательности и формированию трудовых навыков.

      25  Формирование элементарных математических представлений.

Во время проведения опытов и аппликации у ребёнка постоянно возникает необходимость считать, измерять, сравнивать, определять форму и размеры, производить иные операции.

      26  Коммуникативная деятельность, хорошо прослеживается при формулировке цели, во время обсуждения методики и хода опыта или творческой работы, при подведении итогов и словесном отчете об увиденном. Умение давать отчет об увиденном, формулировать обнаруженные закономерности и выводы стимулирует развитие речи.

Без развития речи, деятельность свелась бы к простому манипулированию.

          Чем сильнее развиты изобразительные способности ребенка, тем точнее будет зарегистрирован результат природоведческого эксперимента. В то же время чем глубже дети изучат объект, в процессе ознакомления с природой, тем точнее он передаст его детали во время изобразительной деятельности.

        27   Занятие аппликацией создают основу для полноценного, содержательного общения детей между собой и взрослыми, выполняет терапевтическую функцию, отвлекая детей от грустных печальных событий, снимает нервное напряжение, страхи, вызывает приподнятое настроение, обеспечивает положительное эмоциональное состояние.

        28  В. А. Сухомлинский писал, что ребенок по своей природе – пытливый исследователь! Так пусть же перед ним откроется чудесный мир в живых красках, в  собственном творчестве, красоте, в стремлении делать добро людям.

 29  Через сказку, фантазию, игру, через неповторимое детское творчество – верная дорога к сердцу ребенка.

30слайд

Литература:

  1. Грибовская А.А. Аппликация в детском саду, — М.: Скрипторий, 2010.
  2. Григорьева Г.Г. Изобразительная деятельность дошкольников. — М.: Издательский центр «Академия», 1997.
  3. Гусакова М.А. Аппликация, — М.: «Просвещение», 1982.
  4. Короткова Е.А. Рисование и аппликация в детском саду, — М.: Академия развития, Харвест, 2009.
  5. Методика изобразительной деятельности и занятия по конструированию/под редакцией Т.С. Комаровой, — М.: «Просвещение», 1985.
  6. Методика обучения рисованию, лепке и аппликации в детском саду/под редакцией Саккулиной Н.П. – М.: «Просвещение», 1971.
  7. Новикова И.В. Объёмная аппликация в детском саду, — М.: 2011.
  8. Погатеева З.А. Занятия аппликацией в детском саду, — М.: «Просвещение», 1988.
  9. Румянцева Е.А. Аппликация. Простые поделки, — М.: Мир книги, 2010.
  10. Саккулина Н.П., Комарова Т.С. Изобразительная деятельность в детском саду, — М.: «Просвещение», 1982.
  11. Лыкова И.А. Художественный труд в детском саду: Учебно-методическое пособие. М.: ИД «Цветной мир», 2011.

    12.   Гульянц  Э.К.,  Базик  И.Я.  Что  можно  сделать  из  природного  материала: Кн.для воспитателя дет. Сада. – 2-е изд., дораб. – М: Просвещение, 1991.

    13.   Комарова Т.С., Куцакова Л.В., Павлова Л.Ю. Трудовое воспитание в детсом саду. Программа и методические рекомендации. – 3-е изд., испр. И доп. –М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2009.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Опыт работы по теме: "Развитие познавательно-исследовательской деятельности детей старшего дошкольного возраста в процессе экспериментирования"

Любопытство, постоянное стремление наблюдать и экспериментировать, искать новые сведения об окружающем мире - важнейшие черты детского поведения. Ребенок рождается исследователем - это его естес...

Мастер класс на МО воспитателей «Развитие познавательно - исследовательской деятельности детей старшего дошкольного возраста через экспериментирование».

Мастер класс на МО воспитателей«Развитие познавательно - исследовательской деятельности детей старшего дошкольного возраста через экспериментирование»....

Экспериментирование – одна из форм развития познавательно – исследовательской деятельности детей старшего дошкольного возраста.

Расширить знания педагогов о значении экспериментирования в развитии детей старшего дошкольного возраста....

«Развитие познавательно-исследовательской деятельности детей старшего дошкольного возраста через экспериментальную деятельность»

Цель: выработать стремление к внедрению инноваций в исследовательскую, опытно-экспериментальную деятельность....

Методическая разработка.«Лепбук – как средство развития познавательно-исследовательских способностей детей старшего дошкольного возраста»

В федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования в образовательной области «Познавательное развитие» говорится о том, что «познавательное развитие пред...

Экспериментирование как средство развития познавательно-исследовательских умений детей старшего дошкольного возраста

Исследовать, открыть, изучить – значит сделать шаг в неизведанное. Это огромная возможность для детей думать, пробовать, искать, экспериментировать, а самое главное – само выражаться.В раб...

Использование цифровых образовательных ресурсов, как эффективное средство развития познавательной самостоятельности у детей старшего дошкольного возраста

В данном конспекте представлена педогагическая находка для развития познавательной самостоятельности, которую я применяю в своей образовательной деятельности...