Использование нетрадиционного материала в аппликации как средство развития познавательно – исследовательской деятельности в старшем дошкольном возрасте.
методическая разработка по аппликации, лепке (старшая группа)
Творчество – это канал по которому может выявляться и реализовываться в материале внутренняя жизнь детской души. Дети экспериментируют, исследуя играют с разнообразным материалом: краской, бумагой, семенами, нитками, скорлупой, тканью и т.д.
Можно сказать, что маленький ребёнок говорит руками, не обладая возможностью выразить в полной мере свои ощущения и чувства словесно.
Чем полнее и разнообразнее детская деятельность, тем успешнее реализуются первые творческие проявления.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
pedsovet_1.docx | 21.82 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА №35 «ЁЛОЧКА»
Использование нетрадиционного материала в аппликации как средство развития познавательно – исследовательской деятельности в старшем дошкольном возрасте.
В рамках педагогического совета: «Пути и средства оптимизации познавательно – исследовательской, экспериментальной деятельности с детьми раннего и дошкольного возраста.
ВОПИТАТЕЛЬ: ДАВЫДОВА Л.Г.
Г.О ЭЛЕКТРОГОРСК
Ноябрь.2020 ГОД
2 Мир полон запахов, красок, звуков. Ребенок познает его руками, глазами, слухом, пробует на вкус. А если ребенок чувствует – значит знает.
3 Творчество – это канал по которому может выявляться и реализовываться в материале внутренняя жизнь детской души. Дети экспериментируют, исследуя играют с разнообразным материалом: краской, бумагой, семенами, нитками, скорлупой, тканью и т.д.
4 Можно сказать, что маленький ребёнок говорит руками, не обладая возможностью выразить в полной мере свои ощущения и чувства словесно.
5 Чем полнее и разнообразнее детская деятельность, тем успешнее реализуются первые творческие проявления.
6 Ребенок по природе своей исследователь. Неутолимая жажда новых впечатлений, любознательность, постоянное стремление наблюдать и исследовать, самостоятельно искать новую информацию – важнейшая черта детского поведения.
7 Для достижения положительных результатов в работе с детьми можно выделить следующие задачи:
- развивать у детей интерес к аппликации с использованием нетрадиционного материала, любознательность и познавательную мотивацию через познавательно-исследовательскую деятельность;
- способствовать развитию творческой активности;
- содействовать развитию у детей коммуникативных умений;
8 Для дошкольника характерен повышенный интерес ко всему, что происходит вокруг. Ежедневно дети познают все новые и новые предметы, стремятся узнать не только их названия, но и черты сходства и различия. Использование нетрадиционного материала в аппликации способствует формированию у детей исследовательского интереса, развивает наблюдательность, мыслительную деятельность.
9 Главная цель– формирование способностей самостоятельно и творчески осваивать новые способы деятельности.
10 В процессе такой деятельности, при создании поделки или изображения ребёнок испытывает разнообразные чувства: радуется красивому, которое он создал сам, огорчается если вдруг что –то не получается.
11 Но самое главное создавая изображение, ребенок приобретает различные знания; уточняются и углубляются его представления об окружающем мире,
12 в процессе работы он начинает осмысливать качества предметов, запоминать их характерные особенности и детали, овладевать практическими навыками и умениями, учится осознано их использовать.
13 Например, при знакомстве со свойствами крупы, можно рассмотреть ее через лупу понаблюдать и описать крупинки: они жёлтые, круглые, все крупинки лежат отдельно друг от друга.
14 Затем устроить «бурю в пустыне», подуть через трубочку в банку с пшеном или рисом. Дети придут к выводу, что крупинки пшена не соединены друг с другом, поэтому крупа рыхлая, рассыпчатая.
15 Знакомятся так же со свойствами разных материалов для творчества (бумага — мнётся, рвётся, ткань — растягивается, высушенная скорлупа крошится). Путем сминания кусочков бумажной салфетки кончиками пальцев, получаются комочки, которые дети используют для заполнения контура рисунка, приклеивая эти комочки на определенные места.
16 При подготовке к аппликации из засушенных листьев дети делают выводы, что листья засушенные и не засушенные имеют разную фактуру: одни сухие, хрупкие, крошатся, имеют более резкий запах, другие мягкие, эластичные, легко мнутся, но не ломаются, - надо рвать.
17 Знания, полученные во время проведения опытов и экспериментов, запоминаются надолго. Важно, чтобы каждый ребёнок проводил собственные опыты. (окрашивание риса,
18 окрашивание ватных дисков)
19 Хорошей подготовкой к аппликации являются дидактические игры и упражнения («Золушка», 20 «Необычный рисунок», 21 «Повтори за мной») в процессе которых обеспечивается единство познавательных, практический и игровых задач. Для решения той или иной задачи я превращаю детей в волшебников, художников, портных и т.д.
22 Китайская пословица гласит: «Расскажи – и я забуду, покажи – и я запомню, дай попробовать – и я пойму».
Главная цель творческого исследовательского обучения – формирование у ребенка способности самостоятельно осваивать и перестраивать новые способы творческой деятельности.
При работе по аппликации из нетрадиционных материалов следует учитывать возрастные особенности детей и руководствоваться принципом постепенного усложнения заданий.
Аппликация с использованием нетрадиционного материала – это не изолированная от других видов деятельность. Она тесно связана со всеми видами деятельности.
23 Наблюдение - часть любой познавательно - исследовательской деятельности, так как с его помощью осуществляется восприятие хода работы и ее результатов. (За погодой, явлениями живой и неживой природой, за листопадом, снегопадом)
24 Трудовая деятельность всегда сопровождается выполнением трудовых действий. Указанные связи двусторонние. С одной стороны, наличие у детей трудовых навыков наблюдения создает благоприятные условия для познавательно – исследовательской и творческой деятельности, с другой – познавательно исследовательская деятельность, вызывает у ребенка большой интерес, способствует развитию наблюдательности и формированию трудовых навыков.
25 Формирование элементарных математических представлений.
Во время проведения опытов и аппликации у ребёнка постоянно возникает необходимость считать, измерять, сравнивать, определять форму и размеры, производить иные операции.
26 Коммуникативная деятельность, хорошо прослеживается при формулировке цели, во время обсуждения методики и хода опыта или творческой работы, при подведении итогов и словесном отчете об увиденном. Умение давать отчет об увиденном, формулировать обнаруженные закономерности и выводы стимулирует развитие речи.
Без развития речи, деятельность свелась бы к простому манипулированию.
Чем сильнее развиты изобразительные способности ребенка, тем точнее будет зарегистрирован результат природоведческого эксперимента. В то же время чем глубже дети изучат объект, в процессе ознакомления с природой, тем точнее он передаст его детали во время изобразительной деятельности.
27 Занятие аппликацией создают основу для полноценного, содержательного общения детей между собой и взрослыми, выполняет терапевтическую функцию, отвлекая детей от грустных печальных событий, снимает нервное напряжение, страхи, вызывает приподнятое настроение, обеспечивает положительное эмоциональное состояние.
28 В. А. Сухомлинский писал, что ребенок по своей природе – пытливый исследователь! Так пусть же перед ним откроется чудесный мир в живых красках, в собственном творчестве, красоте, в стремлении делать добро людям.
29 Через сказку, фантазию, игру, через неповторимое детское творчество – верная дорога к сердцу ребенка.
30слайд
Литература:
- Грибовская А.А. Аппликация в детском саду, — М.: Скрипторий, 2010.
- Григорьева Г.Г. Изобразительная деятельность дошкольников. — М.: Издательский центр «Академия», 1997.
- Гусакова М.А. Аппликация, — М.: «Просвещение», 1982.
- Короткова Е.А. Рисование и аппликация в детском саду, — М.: Академия развития, Харвест, 2009.
- Методика изобразительной деятельности и занятия по конструированию/под редакцией Т.С. Комаровой, — М.: «Просвещение», 1985.
- Методика обучения рисованию, лепке и аппликации в детском саду/под редакцией Саккулиной Н.П. – М.: «Просвещение», 1971.
- Новикова И.В. Объёмная аппликация в детском саду, — М.: 2011.
- Погатеева З.А. Занятия аппликацией в детском саду, — М.: «Просвещение», 1988.
- Румянцева Е.А. Аппликация. Простые поделки, — М.: Мир книги, 2010.
- Саккулина Н.П., Комарова Т.С. Изобразительная деятельность в детском саду, — М.: «Просвещение», 1982.
- Лыкова И.А. Художественный труд в детском саду: Учебно-методическое пособие. М.: ИД «Цветной мир», 2011.
12. Гульянц Э.К., Базик И.Я. Что можно сделать из природного материала: Кн.для воспитателя дет. Сада. – 2-е изд., дораб. – М: Просвещение, 1991.
13. Комарова Т.С., Куцакова Л.В., Павлова Л.Ю. Трудовое воспитание в детсом саду. Программа и методические рекомендации. – 3-е изд., испр. И доп. –М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2009.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Опыт работы по теме: "Развитие познавательно-исследовательской деятельности детей старшего дошкольного возраста в процессе экспериментирования"
Любопытство, постоянное стремление наблюдать и экспериментировать, искать новые сведения об окружающем мире - важнейшие черты детского поведения. Ребенок рождается исследователем - это его естес...
Мастер класс на МО воспитателей «Развитие познавательно - исследовательской деятельности детей старшего дошкольного возраста через экспериментирование».
Мастер класс на МО воспитателей«Развитие познавательно - исследовательской деятельности детей старшего дошкольного возраста через экспериментирование»....
Экспериментирование – одна из форм развития познавательно – исследовательской деятельности детей старшего дошкольного возраста.
Расширить знания педагогов о значении экспериментирования в развитии детей старшего дошкольного возраста....
«Развитие познавательно-исследовательской деятельности детей старшего дошкольного возраста через экспериментальную деятельность»
Цель: выработать стремление к внедрению инноваций в исследовательскую, опытно-экспериментальную деятельность....
Методическая разработка.«Лепбук – как средство развития познавательно-исследовательских способностей детей старшего дошкольного возраста»
В федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования в образовательной области «Познавательное развитие» говорится о том, что «познавательное развитие пред...
Экспериментирование как средство развития познавательно-исследовательских умений детей старшего дошкольного возраста
Исследовать, открыть, изучить – значит сделать шаг в неизведанное. Это огромная возможность для детей думать, пробовать, искать, экспериментировать, а самое главное – само выражаться.В раб...
Использование цифровых образовательных ресурсов, как эффективное средство развития познавательной самостоятельности у детей старшего дошкольного возраста
В данном конспекте представлена педогагическая находка для развития познавательной самостоятельности, которую я применяю в своей образовательной деятельности...
- Мне нравится (1)