Перспективное планирование по образовательной области «Художественное творчество» для детей с ЗПР (подготовительная группа)
календарно-тематическое планирование по аппликации, лепке (подготовительная группа)
Перспективное планирование по образовательной области «Художественное творчество» для детей с ЗПР
(подготовительная группа)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
perspektivnoe_planirovanie_po_obrazovatelnoy_oblasti.docx | 28.59 КБ |
Предварительный просмотр:
Перспективное планирование по образовательной области «Художественное творчество» для детей с ЗПР
(подготовительная группа)
Программы: «Программа коррекционного обучения детей с задержкой психического развития» под редакцией С.Г.Шевченко, «Программа воспитания и обучения детей в детском саду» под редакцией М.А.Васильевой
Недели | Лексическая тема | Цель | Художественное творчество |
Сентябрь | |||
1-3 | Обследование | Диагностика детей с целью построения индивидуального маршрута развития | |
4 | «Ранняя осень. Деревья» | Формировать у детей представления об осени, о существенных признаках сезона (похолодание, сокращение светового дня, затяжных осадках и т. д.). Обобщить и систематизировать представления детей о деревьях, повторить основные части дерева. Познакомить с некоторыми видами лиственных и хвойных деревьев. | Худ. тв-во (лепка): Пластилинография «Осенний листочек» Худ. тв-во (рисование): «Осеннее дерево» Г. С. Швайко, стр. 26 Худ. тв-во (аппликация): «Кленовые листья» обрывная аппликация. Худ. тв-во (рисование): «Осенние кусты» (акварель+восковые карандаши). |
Октябрь | |||
1 | «Осень. Растения огорода – овощи» | Обобщить и систематизировать представления детей об изменениях в природе ранней осенью. Расширить представлений у детей о труде людей на полях осенью. Активизировать словарь по теме «Овощи». Познакомить с новыми видами овощей, закрепить представления о цвете, величине, форме, вкусе и др. | Худ. тв-во (лепка): «Натюрморт из овощей» Г.С. Швайко, стр. 16 Худ. тв-во (рисование): «Натюрморт» Г.С. Швайко №1 Худ. тв-во (аппликация): «Натюрморт из овощей» Г.С. Швайко, стр. 18 Худ. тв-во (рисование): «Овощные грядки» |
2 | «Золотая осень. Лес. Грибы. Ягоды.» | Обобщить и систематизировать представления детей об изменениях, происходящих в жизни леса осенью, о лесных ягодах и грибах, местах их произрастания. Познакомить со съедобными и несъедобными грибами; учить различать их по внешнему виду. | Худ. тв-во (лепка): «Грибная композиция» О.В.Григорьева, стр. 30 «Рисование и лепка» Худ. тв-во (рисование): «Грибы на поляне» Ю.В. Рузанова стр. 51 «Развитие моторики рук в нетрадиц. технике» Худ. тв-во (аппликация): «Грибочки для белочки» Рузанова, стр. 51 Худ. тв-во (рисование): «Осенний лес» |
3 | «Золотая осень. Растения сада – фрукты.» | Расширить представлений у детей о труде людей в саду осенью. Активизировать словарь по теме «Фрукты». Познакомить с новыми видами овощей, закрепить представления о цвете, величине, форме, вкусе и др. | Худ. тв-во (лепка): «Яблоко, груша, слива» Г.С. Швайко, стр.9 Худ. тв-во (рисование): «Яблоко и груша» Шалаева, «Школа рисования», стр. 86-87 Худ. тв-во (аппликация): «Яблоки и груши» Г.С. Швайко, стр.13 Худ. тв-во (рисование): «Яблоко и груша» натюрморт |
4 | «Осень. Перелётные птицы.» | Обобщить представления о периодах осени и изменениях в природе поздней осенью. Закрепить у детей представления о перелётных птицах, их внешнем виде, образе жизни. | Худ. тв-во (лепка): «Гусь и утка» Худ. тв-во (рисование): «Ласточка» Шалаева, «Школа рисования», стр. 224 Худ. тв-во (аппликация): «Лебедь на озере» Рузанова, «Развитие моторики рук», стр. 67 Худ. тв-во (рисование): «Нарисуй свою птицу», Г.С. Швайко, стр. 61 |
Ноябрь | |||
1 | «Моя семья» | Формировать у детей понятие «Семья». Формировать представление детей: о себе как человеке (имя, возраст), о собственной принадлежности к членам своей семьи; о составе своей семьи (папа, мама, бабушка, братья, сестры и др.), именах ее членов, заботе членов семьи друг о друге; о своей (и других детей) половой принадлежности и элементарных проявлениях гендерных ролей (мужчины сильные и смелые, женины нежные, заботливые и др.); Формировать у детей чувство любви, уважения к членам семьи. | Худ. тв-во (лепка): «Лицо человека», Г.С. Швайко, стр.111 Худ. тв-во (рисование): «Клоун» Рузанова, стр. 79 Худ. тв-во (аппликация): «Человек» Г.С. Швайко, стр.135, симметричное вырезывание фигуры Худ. тв-во (рисование): «Портрет» |
2 | «Домашние животные» | Обобщить, закрепить и систематизировать представления детей о домашних животных, их внешнем виде, образе жизни и пользе для человека. | Худ. тв-во (лепка): По-замыслу Худ. тв-во (рисование): «Кошка» (тычками сухой кистью), Шалаева «Школа рисования, стр.178 Худ. тв-во (аппликация): «Собака», «Большая книга оригами», стр. 39 Худ. тв-во (рисование): «Кошка» (продолжение), (тычками сухой кистью), Шалаева «Школа рисования, стр.178 |
3 | «Поздняя осень. Дикие животные – подготовка к зиме» | Обобщить, закрепить и систематизировать представления о диких животных наших лесов, их внешнем виде и образе жизни. | Худ. тв-во (лепка): «Медвежонок» Худ. тв-во (рисование): «Ёжик» рисование сухой кистью (Рузанова, стр.59) Худ. тв-во (аппликация): «Лесные друзья» (Рузанова, стр. 61) Худ. тв-во (рисование): «Медвежонок в лесу» (акварель+восковые карандаши) |
4 | «Поздняя осень. Одежда. Головные уборы» | Обобщить и систематизировать представления об окружающем мире, об одежде, головных уборах; материалах, из которых они сделаны; о процессе производства одежды и головных уборах. | Худ. тв-во (лепка): «Узор на платье» пластилинография Худ. тв-во (рисование): «Фартук для мамы» геометрические узоры Худ. тв-во (аппликация): «Шарфик» Ю.В. Рузанова, стр. 100 Худ. тв-во (рисование): «Одежда» Ю.В. Рузанова, стр. 99 |
Декабрь | |||
1 | «Зима. Зимние месяцы» | Расширить представление о зиме, ее приметах. Уточнить названия зимних месяцев. | Худ. тв-во (лепка): «Девочка в зимней шубке» (Г.С. Швайко №1, стр.81) Худ. тв-во (рисование): Роспись квадрата (салфетки) зимними узорами Худ. тв-во (аппликация): «Ёлки в лесу» коллективная работа Худ. тв-во (рисование): иллюстрации к сказке «Двенадцать месяцев» |
2 | «Зима. Обувь» | Формировать у детей общее представление об обуви; материалах, из которых они сделаны; о процессе производства обуви; профессии «сапожник». | Худ. тв-во (лепка): «Валенок» метод налепа (узоры на обуви) Худ. тв-во (рисование): «Сапожок, мой сапожок» обращать внимание на прорисовку деталей (каблук, носок, голенище) Худ. тв-во (аппликация): Силуэтное вырезывание обуви Худ. тв-во (рисование): «Сапожок» Метод рисования с натуры |
3 | «Зима. Бытовые приборы в нашем доме» | Познакомить детей с понятием «электробытовые приборы». Учить узнавать и называть их; знать об их назначении. Познакомить с правилами техники безопасности при пользовании электробытовыми приборами. Продолжать наблюдения в природе. | Худ. тв-во (лепка): «Бытовая техника» лепка на плоскости Худ. тв-во (рисование): «Зимний лес» акварель+восковые карандаши Худ. тв-во (аппликация): «Мой дом» Вырезывание силуэтов изображений для коллажа (из журналов, альбомов). Худ. тв-во (рисование): «Мой дом» рисование по замыслу. |
4 | «Зима. Новый Год» | Познакомить с историей праздника, новогодними обычаями и традициями. Расширить и уточнить словарь по теме «Новогодний праздник». | Худ. тв-во (лепка): «Ёлочные игрушки» Худ. тв-во (рисование): «Зимние забавы» цветными карандашами Худ. тв-во (аппликация): «Ёлочка нарядная» использование пайеток, бисера и прочих мелких украшений Худ. тв-во (рисование): «Дедушка Мороз» акварель |
Январь | |||
1 | «Зима. Зимующие птицы» | Обобщить и систематизировать представления о зиме и типичных зимних явлениях в природе. Расширить знания детей о зимующих птицах, внешнем виде и образе жизни. | Худ. тв-во (лепка): «Птички» (Г.С. Швайко, стр. 44) Худ. тв-во (рисование): «Воробышек» (Г.С. Швайко, стр. 46) Худ. тв-во (аппликация): «Синичка» (Г. С. Швайко, стр. 53) Худ. тв-во (рисование): «Сорока» (Г. С. Швайко, стр. 50) |
2 | «Животные севера» | Познакомить детей с животными севера (морж, тюлень и т.д.); их внешнем виде, среде обитания и образе жизни. Формировать обобщающие понятие. | Худ. тв-во (лепка): «Умка- белый медведь» лепка на плоскости. Худ. тв-во (рисование): «Пингвины на льдине» Худ. тв-во (аппликация): «Белые мишки» Худ. тв-во (рисование): «Моржи» («Первые шаги», стр. 84) |
3 | «Мебель» | Расширить и систематизировать знания детей о предметах мебели, их назначении и материалах, из которых они изготовлены. | Худ. тв-во (лепка): «Мебель» (Г.С. Швайко №1, стр. 81) Худ. тв-во (рисование): «Нарисуй штрихами» (Г.С. Швайко №2, стр. 195) Худ. тв-во (аппликация): «Сделаем настольную игру» (Г.С. Швайко №2, стр. 163) Худ. тв-во (рисование): Рисование по замыслу |
Февраль | |||
1 | «Инструменты» | Познакомить с обобщающим понятием «Инструменты», с многообразием и назначением инструментов. Правильно называть инструменты и действия, которые с их помощью производят. Познакомить с техникой безопасности при работе с инструментами. | Худ. тв-во (лепка): «Топорик» Худ. тв-во (рисование): «Зима» (Г.С. Швайко №1, стр. 81 Худ. тв-во (аппликация): «Инструменты» Вырезывание силуэтов изображений для коллажа (из журналов, альбомов). Худ. тв-во (рисование): «Инструменты для плотника» |
2 | «Животные жарких стран» | Познакомить детей с животными жарких стран (слон, жираф, бегемот и т.д.); их внешнем виде, среде обитания и образе жизни. Формировать обобщающие понятие. | Худ. тв-во (лепка): «Слон» («Пластилиновый зоопарк») Худ. тв-во (рисование): «Бегемот» («Учимся рисовать животных» стр.31) Худ. тв-во (аппликация): «Жираф» обрывная аппликация Худ. тв-во (рисование): «Жираф» рисование акварельными красками |
3 | «День защитника Отечества» | Формировать представление о понятиях «защитник», «Отечество»; познакомить детей с военными профессиями; учить узнавать некоторые виды техники. | Худ. тв-во (лепка): «Танк» Худ. тв-во (рисование): «Пограничник с собакой» Т.С.Комарова - Занятия по изобразительной деятельности, стр. 85 Худ. тв-во (аппликация): «Открытка для папы» Худ. тв-во (рисование): «Мой папа в армии служил» рисование по замыслу |
4 | «Наш сад. (Профессии работников д/с: добавляются муз. руководитель, мед. работник, инструктор по физ-кой культуре, кастелянша) | Уточнить представления о труде работников детского сада, повторить названия профессий работников детского сада (воспитатель, дефектолог, логопед, повар, заведующий и т.д.). Воспитывать уважительное отношение к труду работников детского сада. Повторить название и назначение помещений детского сада. | Худ. тв-во (лепка): «Дети на прогулке» Г.С. Швайко, стр. 83 Худ. тв-во (рисование): «Что запомнилось» по итогам экскурсии по детскому саду Худ. тв-во (аппликация): игра «Узнай предмет» симметричное вырезывание (Г.С. Швайко, стр. 135) Худ. тв-во (рисование): «Растения в нашей группе» Никитина А.В. (Нетрадиционные техники рисования в детском саду. стр.77) |
Март | |||
1 | «Ранняя весна. 8 Марта» | Обобщить и систематизировать представления детей об изменениях в природе ранней весной. Повторить отличительные признаки весны. Познакомить с трудом людей ранней весной. Воспитывать любовь и интерес к природе. Познакомить с традициями празднования Женского Дня. Воспитывать любовь и уважение к мамам, бабушкам, остальным женщинам, к их труду. | Худ. тв-во (лепка): «Подснежники для мамы» Худ. тв-во (рисование): «Нежные подснежники» И.А.Лыкова, стр.170-171. Худ. тв-во (аппликация): «Ваза, украшенная цветком» Г.С. Швайко №1, стр. 138 Худ. тв-во (рисование): Открытка для мамы «8 Марта» ,Никитина А.В. «Нетрадиционные техники рисования в детском саду», стр.63- 65 |
2 | «Посуда» | Расширять и систематизировать знания о предметном мире. Обобщать представления о посуде, её деталях; материалах, из которых она сделана. | Худ. тв-во (лепка): «Ваза для фруктов» (Г.С. Швайко, стр. 73) Худ. тв-во (рисование): «Узор на кухонной доске» (стр. 129, Г.С. Швайко №1) Худ. тв-во (аппликация): «Тарелка с узором» (стр. 71 Швайко Г.С.) Худ. тв-во (рисование): «Миска с узором» (Г.С. Швайко №1, стр. 72) |
3 | «Возвращение перелётных птиц. Водоплавающие птицы» | Закрепить у детей представления о перелётных птицах; формировать обобщающие понятия «перелётные птицы» и «водоплавающие птицы»; закрепить умение узнавать и называть части тела птиц. Продолжать наблюдать за сезонными явлениями. | Худ. тв-во (лепка): «Красивые птички» (по мотивам народных дымковских игрушек) Т.С.Комарова - Занятия по изобразительной деятельности, стр. 42 Худ. тв-во (рисование): «Грачи прилетели» Никитина А.В. «Нетрадиционные техники рисования в детском саду» стр.81 Худ. тв-во (аппликация): «Скворечник» (Комарова стр 76) Худ. тв-во (рисование): «По мотивам хохломской росписи» Т.С.Комарова – Занятия по изобразительной деятельности, стр. 82 |
4 | «Школьные принадлежности» | Уточнить представления детей о школе и школьных принадлежностях. Познакомить с назначением школьных принадлежностей; с правилами поведения в школе и на уроке. Воспитывать положительное отношение к учебе в школе и бережное отношение к школьным принадлежностям. | Худ. тв-во (лепка): «Стаканчик для карандашей» Худ. тв-во (рисование): «И весело и грустно» Г.С. Швайко №1, стр. 94 Худ. тв-во (аппликация): «Украшение закладки для книг» Худ. тв-во (рисование): Рисование иллюстраций по сказкам |
Апрель | |||
1 | «Транспорт. Правила дорожного движения» | Уточнить представления о транспорте и его назначении; повторить виды и назначение транспорта; познакомить с частями автомобиля, самолёта, поезда, корабля. Познакомить с названиями профессий людей. работающих на транспорте. Воспитывать интерес к науке, технике. | Худ. тв-во (лепка): «Лодка с веслами». Худ. тв-во (рисование): «Необычные машины», Казакова Р.Г. «Рисование с детьми дошкольного возраста». стр.124. Худ. тв-во (аппликация): «Троллейбус» Т.С.Комарова - Занятия по изобразительной деятельности (стр. 52) Худ. тв-во (рисование): «Автобус украшенный флажками, едет по улице» Т.С.Комарова – Занятия по изобразительной деятельности (стр. 52) |
2 | «День Космонавтики» | Расширять и обогащать знания детей о космосе и профессии космонавта. Обогащать словарь детей по теме «космос». Воспитывать интерес к космосу, формировать чувство уважения за подвиги российских космонавтов. | Худ. тв-во (лепка): «Ракета на старте» Худ. тв-во (рисование): «Космический пейзаж» Давыдова Г.Н. «Нетрадиционные техники рисования в детском саду» Часть 2. стр.45 Худ. тв-во (аппликация): «Космос» коллективная работа Худ. тв-во (рисование): «Космос» коллективная работа (продолжение) |
3 | «Середина весны. Наш город» | Обобщить и систематизировать знания детей о сезонных изменениях происходящих в природе. Уточнить представления детей о городе, в котором они проживают. Закрепить понятия «улица», «площадь», «проспект». Повторить домашний адрес. Воспитывать любовь и чувство гордости за свой город. Познакомить с правилами поведения в общественных местах. | Худ. тв-во (лепка): «Украсим наш город цветами» (барельеф) Худ. тв-во (рисование): «Разные дома» Рузанова Ю.В. «Развитие моторики рук в нетрадиционной изобразительной деятельности», стр.87 Худ. тв-во (аппликация): «Город» коллективная работа Худ. тв-во (рисование): «Дома в городе» Т.С. Комарова «ИЗО деятельность в д/с», стр.138 |
4 | «Мы живём в России. Москва - столица России» | Дать понятие «Россия», «Родина», «столица». Познакомить с историей Москвы, названием ее жителей. Познакомить с наиболее известными архитектурными и историческими объектами (Кремль, Красная площадь, Останкинская башня и др), учить соотносить название объекта с его изображением. | Худ. тв-во (лепка): плоскостная лепка «Кремль», «Царь-пушка», «Царь-колокол» Худ. тв-во (рисование): «Кремль. Красная площадь» рисование цв. карандашами Худ. тв-во (аппликация): Праздничные открытки ветеранам Худ. тв-во (рисование): Праздничные открытки ветеранам (продолжение) |
Май | |||
1 | «Весна. Изменения в природе. Труд взрослых на полях и огородах» | Обобщить и систематизировать знания детей о сезонных изменениях происходящих в природе. Формировать первоначальные представления о весенних работах людей в природе. Формировать желание помогать взрослым; воспитывать уважение к труду . | Худ. тв-во (лепка): «Тележка» Худ. тв-во (рисование): «Была у зайчика избушка лубяная, а у лисы - ледяная» Т.С.Комарова - Занятия по изобразительной деятельности, стр. 91 Худ. тв-во (аппликация): «Расцвели красивые цветы» Худ. тв-во (рисование): «Лопата и грабли» (Колдина стр. 43) |
2 | «День Победы» | Познакомить детей с событиями военных лет, значением Дня Победы для нашего народа. Воспитывать чувство гордости, патриотизма, уважение к ветеранам, интерес к истории Родины. | Худ. тв-во (лепка): «Танки на параде» коробочка от «Киндера» + пластилин Худ. тв-во (рисование): «Парад Победы» Худ. тв-во (аппликация): «Открытка для ветерана» Худ. тв-во (рисование): «Праздничный салют над городом» Давыдова Г.Н. «Нетрадиционные техники рисования в детском саду» Часть 1. стр.48 |
3 | «Повторение. Животный мир» | Обобщить, закрепить и систематизировать представления о диких, домашних животных; животных жарких стран и севера; их внешнем виде и образе жизни. Учить дифференцировать диких и домашних животных. | Худ. тв-во (лепка): Лепка «Щенок» Т.С.Комарова «Занятия по изобразительной деятельности» стр. 80 Худ. тв-во (рисование): «Зоопарк» Худ. тв-во (аппликация): «Медведица с медвежонком» из кругов и овалов Худ. тв-во (рисование): «Волк и Журавль» Учимся лепить и рисовать (серия «От простого к сложому»), стр. 108-109 |
4 | «Поздняя весна. Цветы сада, луга, поля» | Обобщить и систематизировать представления детей о сезонных изменениях в природе. Уточнить представления детей о цветах. Повторить основные части цветка. Познакомить с садовыми, луговыми и полевыми цветами (гвоздика, гладиолус, лилия, василек, колокольчик, мать-и-мачеха и др.) Дать понятие «букет». Воспитывать чувство прекрасного и любовь к природе. | Худ. тв-во (лепка): «Букет для мамы» пластилинография Худ. тв-во (рисование): «Одуванчики в траве» Рузанова Ю.В. «Развитие моторики рук в нетрадиционной изобразительной деятельности» стр.37 Худ. тв-во (аппликация): «Веселое солнышко» Рузанова Ю.В. «Развитие моторики рук в нетрадиционной изобразительной деятельности» стр.29 Худ. тв-во (рисование): «Ромашки на полянке» Рузанова Ю.В. «Развитие моторики рук в нетрадиционной изобразительной деятельности» стр. 40 |
Литература:
- Казакова Р.Г. Рисование с детьми дошкольного возраста. - М.: Творческий центр СФЕРА, 2004.
- Давыдова Г.Н. Нетрадиционные техники рисования в детском саду. Часть 1. – М.: «Скрипторий 2003», 2010.
- Давыдова Г.Н. Нетрадиционные техники рисования в детском саду. Часть 2. – М.: «Скрипторий 2003», 2010.
- Давыдова Г. Н. «Пластилинография для малышей». – «Скрипторий », 2003.
- Комарова Т. С. «Изобразительная деятельность в детском саду». - «Мозаика-синтез», 2006.
- Куцакова. Л.В. «Занятия по конструированию из строительного материала в средней группе детского сада» - «Мозаика-синтез», 2010.
- Рузанова Ю.В. Развитие моторики рук в нетрадиционной изобразительной деятельности: Техники выполнения работ, планирование, упражнения для физкультминуток. – «КАРО», 2009.
- Никитина А.В. Нетрадиционные техники рисования в детском саду. планирование, конспекты занятий: Пособие для воспитателей и заинтересованных родителей.- «КАРО», 2010.
- Лыкова И. А. «Изобразительная деятельность в детском саду. Планирование, конспекты, методические рекомендации» - «Карапуз-Дидактика», 2008
- Новикова И. В. «Аппликация из природных материалов в детском саду. Средняя, старшая и подготовительная группы». – «Академия Развития»,2010
- Швайко Г.С. Занятия по изобразительной деятельности в детском саду. №1 – «Владос», 2003
- Швайко Г.С. Занятия по изобразительной деятельности в детском саду. №2 – «Владос», 2003
- Алексеевская Н.А. «Озорной карандаш» - «Лист», 1998
- Зимина М. «Учимся лепить и рисовать. От простого к сложному» - «Кристалл», «Валери Спб», 1997
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Перспективное планирование по образовательной области "Художественное творчество" в подготовительной группе
Перспективное планирование по образовательной области "Художественное творчество" в подготовительной группе...
Перспективное планирование по образовательной области "Художественное творчество" (2 младшая группа)
Художественная деятельность выступает как ведущий способ эстетического воспитания и развития детей дошкольного возраста....
Перспективное планирование по образовательной области Художественное творчество аппликация вторая младшая группа
Перспективное планирование по образовательной областиХудожественное творчество аппликация вторая младшая группа...
Перспективное планирование по образовательной области Художественное творчество лепка вторая младшая группа
Художественное творчество лепка вторая младшая группа...
Перспективное планирование по образовательной области Художественное творчество лепка вторая младшая группа
Перспективное планирование.Лепка....
Перспективное планирование по образовательной области. Художественное творчество аппликация вторая младшая группа.
Перспективное планирование по образовательной областиХудожественное творчество аппликация вторая младшая группаЗАНЯТИЕ №1 ТЕМА: Коврик для щенкаЦель: Воспитывать у детей интерес к аппли...
Перспективное планирование по образовательной области Художественное творчество аппликация первая младшая группа
Перспективное планирование по образовательной областиХудожественное творчество аппликация первая младшая группа...