План-программа по декоративно прикладной деятельности "Ловкие пальчики" для детей 5-6 лет (старшая группа).
методическая разработка по аппликации, лепке (старшая группа)
Программа задумана как эстетическое воспитание на материале прикладного творчества. Искусство широко входит в жизнь детей уже в дошкольном учреждении. С детьми систематически проводятся занятия по ознакомлению с разными видами творчества:
Рисование (рисование пластилином на плоскости, процесс развивающий ориентирование на листе и глазомер ребенка).
Лепка (это процесс, развивающий ручные умения ребенка, а также динамику и мелкую моторику пальцев рук).
Аппликация (из бумаги) – эффективное средство оформления наглядных пособий. Занятия аппликацией имеют большое значение и для гармонического развития воспитанников. Они способствуют развитию творчества, пробуждают фантазию, активизируют наблюдательность, внимание и воображение, воспитывают волю, развивают ручные умения, чувство формы, глазомер и цветоощущения. В процессе овладения умением выполнять аппликации развивается чувство цвета.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Календарно-тематическое планирование по лепке. | 120 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение д/с № 408 «Жемчужинка» комбинированного вида
Утверждаю: Заведующий МКДОУ д/с № 408 «Жемчужинка» ____________________Е.В. Пидлубная . |
План - программа по декоративно-прикладной деятельности
«Ловкие пальчики»
Автор-составитель/:
Л.В. Чукаева
г. Новосибирск, 2018 г.
Актуальность
Актуальность и значение эстетического воспитания заключается в том, что оно формирует нравственные качества личности, делает человека благороднее, украшает жизнь.
Мы приобщаем детей дошкольного возраста, родителей и педагогов к виденью прекрасного вокруг, умению отличать истинную красоту от подделки.
Педагогам необходимо знать особенности эстетического воспитания:
Рассказывать о прекрасном, акцентируя внимание на чувства, а не на содержание.
Формировать эстетические чувства, посредством сенсорного развития, т.к. красота всех предметов в единстве формы, цвета, величины, линии и звуков. Следовательно, необходима организация дидактических игр по сенсорному воспитанию детей.
Педагог должен давать только положительные примеры для подражания, так как ребенок подражателен.
Данная программа может быть использована в работе с детьми особыми возможностями здоровья (ОВЗ), занятия по декоративно-прикладной деятельности, работа с природным материалом, дают возможность в каждой незначительной детали видеть неповторимую красоту, образ. Способность понимать, чувствовать прекрасное является не только определенным критерием, показателем уровня развития ребенка, она выступает стимулом для развития его собственных творческих способностей, что особенно актуально в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья.
Постоянная, кропотливая работа над предметом декоративно–прикладного искусства обеспечивает развитие мелкой моторики рук у детей с ОВЗ, что благоприятно сказывается на развитии речи, мышления, памяти, внимания, обогащении практического опыта в практической деятельности.
Цели и задачи программы
Цель – создание условий для развития творческих способностей и самостоятельности детей, вызвать желание создавать прекрасное, через декоративно–прикладное творчество.
Задачи:
1. Способствовать формированию у воспитанников основ целостной эстетической культуры через развитие исторической памяти, развитие задатков.
2. Развивать созидательно активную личность, воспитывать особые качества дошкольника, как творческую личность способного выразить собственное отношение к искусству и действительности.
3. Формировать навыки у детей художественного творчества и совершенствовать умения передавать его особенности в аппликации, конструировании, и рисовании используя разнообразные художественные приемы.
4. Способствовать воспитанию ассоциативности и образности мышления, умению использовать язык творчества при восприятии художественных произведений в самостоятельной творческой деятельности; самоопределению в видах и формах художественного творчества, воспитанию «родственного внимания» к миру, чувства сопереживания к другому человеку.
5. Способствовать укреплению здоровья детей и сенсорной подготовки (моторики) и формированию навыков здорового образа жизни.
6. Привлекать для совместной работы родителей и детей посредством декоративно-прикладного творчества.
ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ПРОГРАММЫ
Период | Программные задачи | Наименование темы |
Сентябрь Октябрь Ноябрь | Развивать навыки правильного выкатывания исходных форм (шар, цилиндр, жгут, конус). Закреплять полученные навыки на маленьких миниатюрах, поделках, ориентироваться в пространстве. Воспитывать дружелюбность в коллективе и взаимопомощь. Учить детей подготавливать и убирать свое рабочее место после работы, соблюдать правила техники безопасности. | Блок 1 Объемные фигуры из пластилина |
Тема: «Магазин игрушек» | ||
Исходная форма шар. изд. «Неваляшка» | ||
Исходная форма цилиндр. изд. «Дерево» | ||
Объемные фигуры с налепами (накладывания). | ||
Исходная форма жгут цилиндрический. | ||
Морской пейзаж, жители | ||
Учимся держать правильно ножницы и вырезать простые формы. Исходная форма круг, овал, прямоугольник, треугольник. Вырезывание цветов и листьев по шаблону | ||
Аппликация из бумаги «Осеннее дерево» | ||
Приглашение на «Осенний праздник» | ||
Тема: «Картина из пластилина» | ||
Метод накладывания и вытягивание: «Золотая Осень» | ||
Сравнение форм аппликация из бумаги «Паучок в траве» | ||
Исходная форма конус. Метод раскатыванием. | ||
Объемные фигуры в сочетание других форм. Ошибки формы. | ||
Изделия «Корзинка с лесными дарами» (лепка грибов и ягод). | ||
Тема: «Чаепитие». Предметные изделия «Ватрушки, булочки, крендель» Метод скульптурный способ. | ||
Оформление программки к театрализованной деятельности. | ||
Плоскостная аппликация Тема: «Едим, гудим» Объемные фигуры методом накладывания | ||
Портрет из бумаги | ||
По шаблону Портреты из пластилина «Котофей», Попугай «Кеша». | ||
Период | Программные задачи | Наименование темы |
Декабрь Январь Февраль | Закреплять полученные навыки и знания о методах выкатывания, осваивать методы резанья. Учить различать и сравнивать скульптуры малых форм народной игрушки. Расширять представления детей о цветовой палите, о портрете, пейзаже, натюрморте. Учить создавать объемные и рельефные малые формы. Освоить метод накладывания и вытягивания, смешивания. Освоить навыки работы со стеками. Воспитывать уважительное отношение к работам своих сверстников. | Блок 2 Сюжетная лепка. Народные орнаменты творческое изучение |
Дымковская игрушка, Каргопольская игрушка | ||
Тема: «С новым годом» | ||
Конструктивный способ. | ||
Изделие «Дед мороз и Снегурочка» | ||
Сюжетная аппликация Закрепляем навыки вырезывания простых форм, подготовка к созданию сюжета. Вырезывание Елки и новогодних украшений. | ||
Вырезывание снежинок для украшения зала | ||
Сюжетная лепка «Новогодняя елка» | ||
Сюжетная аппликация «Снеговик» Вырезывание «Снеговика» - по детально | ||
Аппликация Тема «Наша армия» | ||
Гжель, Городецкая, Хохлома, Жостовская росписи | ||
Лепка Зимние забавы (человек в движении) | ||
Аппликация Белый пингвин (ладошки) | ||
Период | Программные задачи | Наименование темы |
Март Апрель Май | Осваивать способы лепки (скульптурной, комбинированной, конструктивной). Учить создавать композицию, соблюдая пропорции. Закреплять навыки размещения образа в пространстве (листе). Закреплять навыки вырезания форм из бумаги, и умения создавать композиции из бумаги. Закреплять полученные навыки и использовать их самостоятельно. Воспитывать взаимопомощь и выручку по отношению к сверстникам. Позитивное и доброе отношение в коллективе. | Блок 3 Создание композиции. |
Тема: «Островок» Создание объемных фигур (животных) | ||
Выполнение пальм, фруктов – методом раскатыванием. | ||
Выполнение из бумаги острова и моря с водорослями | ||
Тема: «Страна черепах». Метод резанья «Создание острова», и черепах. | ||
Создание композиции из бумаги Тема: «Цветы для мамы» Объемная аппликация из бумаги | ||
Сюжетная аппликация из пластилина «Весенний пейзаж» | ||
Аппликация из фетра «Покорители космоса» | ||
Аппликация из пластилина «Морские жители» | ||
Тема: «Кто на листике живет?» Комбинированный способ | ||
Тема: «Такой разный листик», Вырезывание разных видом листьев | ||
Метод смешивания «Натюрморт» | ||
Тема: «Первые цветы», «Подснежник», «Одуванчик» | ||
Блок 4 Доработка исходных форм. (самостоятельные работы) | ||
Тема: «Урожай», «Большой праздник» | ||
Тема: «Птичка – заботливая мама», «Ракетодром» | ||
Метод смешивания «Натюрморт» | ||
Тема по выбору, аппликация из бумаги | ||
Тема: Маски и атрибуты для театрализации, | ||
Тема: Украшение зала к «Дню семьи любви и верности» |
Раздел исходных форм включает эстетические знания, умения, и навыки, необходимые для приобщения детей к декоративно – прикладному творчеству. Дети осваивают основы начальных форм и творческой выразительности (цвет, линии, методы, объем, формы и пропорции, пространство, композиции) получая элементарные представления о них. Об организации рабочего места, названия и назначения инструмента и приспособлений (стеки, доска, тряпочки), дополнительных материалов, чтение схем.
Цвет. Изучение цветов. Три основных цвета или составных цвета.
Линия. Выразительность линии в передаче внешнего мира.
Объем. Предмет. Форма и пропорции. Наблюдение и передача выразительных особенностей объемных форм и размера предмета (большой, маленький, широкий, узкий, и т.п.). Изделия близки и понятны ребенку – это предметы, с которыми он сталкивается ежедневно и хорошо их знает: игрушки, птицы, обитатели подводного мира.
Методы. Изучение различных методов. Три основных метода раскатывания, резанья, накладывания, вырезывания, наклеивания.
Лепка на основе знакомства с пластилинов. Знакомство с пластичностью пластилина или пластика для создания объемных поделок (игрушек): заготовка пластилина (шаровидной, цилиндрической, конусовидной, жгутообразной и веретенообразной формы); выкатывание, раскатывание, сгибание и вытягивание. Заготовки для получения основных частей игрушечной фигурки головы и туловища, кроны дерева и травы вокруг него, обручи для пирамиды.
Лепка с натуры по памяти. Развитие умений наблюдать и создавать образ увиденного (разные темы: игрушки, животные, природа). Лепка базируется на простых геометрических формах: шаре, цилиндре, конусе и жгуте - которые называются исходными формами
Организация рабочего места. Все места оснащаются одними и теми же предметами. Дети лепят на столах с горизонтальными крышками. В наличие должно быть дополнительное оборудование, рабочая одежда, рабочий материал, рабочая доска, рабочий нож, подсобный материал.
Рабочая одежда. Прежде всего, надо защитит свою одежду от пластилина. Лучше если это будет ненужная старая футболка или просто нарукавники.
Рабочий материал. Лучше всего приготовить пластилин фирмы «Гамма», у этого пластилина очень хорошие лепные качества, не красит руки. Цвета не очень яркие, но цвет должен играть второстепенную роль.
Рабочая доска. Доска – это рабочий инструмент. Доска делает поверхность формы ровной, гладкой, чего не всегда можно достичь руками. Самый подходящий вариант разделочные прямоугольные доски из фанеры, а еще лучше – из оргалита (у него одна сторона гладкая, другая – шероховатая) размером 20х30 см или 25х35 см.
Рабочий нож. Нож в лепке называют стекой. Нож должен быть небольшим и легким, прямым, не складным, но, прежде всего – безопасным, с тонким и не слишком острым лезвием, с заостренным (но не острым) концом.
Рабочие ножницы. Ножницы должны быть с закругленными полотнами.
Техника безопасности. Ножницы необходимо передавать другому пользователю кольца.
Подсобный материал. Необходимый инструмент – зубочистки или заостренные спички (без серных головок). Они пригодятся для скрепления фигурок (неваляшки, снеговика), выполнения глаз, носика, и ротика. Зубочисток или спичек лучше иметь целую упаковку. Они расходуются, ломаются и теряются.
РЕЗУЛЬТАТ УСВОЕНИЯ ОСНОВ ХУДОЖЕСТВЕНО–ТВОРЧЕСКОГО ИЗОБРАЖЕНИЯ К КОНЦУ 1ГО ГОДА ОБУЧЕНИЯ ВОСПИТАННИКИ ДОЛЖНЫ ПОЛУЧИТЬ:
ЗНАНИЯ:
- о названии основных и составных цветов;
- о значении слов: композиция, силуэт;
- о красоте и особенностях природы в разное время года;
УМЕНИЯ:
- пользоваться пластилином, тряпкой, доской;
- использовать площадь листа бумаги (ориентироваться в сюжете, в композиции).
- учитывать взаимное расположение предметов, передавать в доступном их возрасте виде основные смысловые связи между предметами;
- передавать выразительные особенности формы и размера предметов (большой, маленький, широкий, узких).
- усвоить геометрические формы (шар, цилиндр, жгутик, квадрат, прямоугольник, круг, треугольник).
- подбираем цвета в соответствии с передаваемым настроением в поделке.
Диагностика навыков
№ п/п | Ф.И. ребенка | Знает некоторые виды искусства, эмоционально реагирует на процесс восприятия | Знает и использует элементы народного творчества | Знает и умеет пользоваться клеем, пластилином. | Правильно пользуется ножницами и стекой, может резать по извилистой линии, по кругу. | Знает и использует методы: накладывания, вытягивания, раскатывания, резанья; | Освоил способы: скульптурной и конструктивной , комбинированной лепки, умеет создавать композицию и соблюдать пропорции | Умеет размещать образ на листе | Оказывает взаимопомощь, уважительно относится к работам сверстников, умеет содержать свое рабочее место в порядке | Итоговый показатель по каждому ребенку | |||||||||
Н. Г. | К.Г. | Н. Г. | К.Г. | Н. Г. | К.Г. | Н. Г. | К.Г. | Н. Г. | К.Г. | Н. Г. | К.Г. | Н. Г. | К.Г. | Н. Г. | К.Г. | Н. Г. | К.Г. | ||
Критерии: Высокий уровень – ребенок знает виды искусства, используют элементы народного творчества. Эмоционально реагируют на процесс восприятия. Умеет пользоваться клеем, ножницами, пластилином, соблюдают технику безопасности при работе с инструментами. Освоили основные способы и методы при работе с пластилином.
Средний уровень - ребенок знает, используют элементы народного творчества, правильно пользуются инструментами, умеют размещать образ в пространстве (на листе). Освоили методы, но путаются в способах, присутствует не аккуратность. Уважительно относится к работам сверстников, умеет содержать свое рабочее место в порядке.
Низкий уровень – ребенок не знает виды искусства и не используют элементы в работе. Умеют пользоваться пластилином, при работе с клеем затрудняются. Ножницы держат не правильно, вырезают не аккуратно, технику безопасности не соблюдают. Так же не умеют пользоваться стекой, методы и способы не знают, лепят и вырезают не аккуратно.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Объемное торцевание как средство развития речевого творчества у старших дошкольников через декоративно- прикладное искусство у детей с ОНР
1 слайд. Объемное торцевание как средство развития речевого творчества у старших дошкольников через декоративно- прикладное искусство у детей с ОНР 2 слайд. Использование такого вида декора...
Проект по ознакомлению детей с декоративно-прикладным искусством в детском саду "Гжель, Жостово" (старше-подготовительная группа)
Цель проекта: Приобщать детей к истокам народно-прикладного искусства....
Педагогическое обследование по декоративно – прикладному искусству у детей старшего возраста (5-6 лет).
Диагностический материал для анализа формирования знаний и умений детей 5 - 6 лет по НДПИ. Включает в себя игры, упражнения и критерии оценки знаний и работ детей по декаративно - прикладному искуству...
СИСТЕМА СОВРЕМЕННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ПРИ ЗНАКОМСТВЕ С ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНЫМ ИСКУССТВОМ ВЕПСОВ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Вся система напрямую связана с теми компетенциями, который воспитанник получает по окончанию темы. Причем каждый ребенок получает те компетенции, которые подходят индивидуально именно ему. Плюс данной...
Дидактические игры по декоративно-прикладному творчеству для детей старшего дошкольного возраста
Дидактическая игра «Найди лишнее»Цель: учить находить предметы определенного промысла среди предложенных; развивать внимание, наблюдательность, речь – доказательство.Материал:...
Развитие познавательной активности и формирование представлений о декоративно-прикладном искусстве у детей старшего дошкольного возраста через аспекты развития связной речи и творческого рассказывания НОД «Сказка о гжельской розе» с использованием ИКТ
Представлен конспект открытого мероприятия с дошкольниками по ознакомлению с декоративно прикладным искусством (гжельским промыслом) через развитие связной речи и творческого рассказывания. Ребята вов...
Презентация "Дидактические игры по декоративно-прикладному искусству для детей старшего дошкольного возраста"
Закрепить знания детей о народных художественных промыслах, их признаках....