Формирование самостоятельности детей старшего дошкольного возраста в лепке.
методическая разработка по аппликации, лепке (старшая группа)
Автор: Прометова Ольга Михайловна
Организация: МБДОУ ЦРР – детский сад №125 «Яблонька»
Населенный пункт: Нижегородская область, г. Дзержинск
Дошкольный возраст – прекрасная пора детства. И вместе с тем, это база для самостоятельной жизни будущей зрелой личности. Какие навыки и умения будут заложены в маленьком человечке, какую базу для самостоятельной жизни он получит в золотом детстве, так ему и придется проходить все свои жизненные «университеты». Тут большое значение приходится на сторону взрослых – родителей, воспитателей, педагогов. Как научить ребенка быть самостоятельным, независимым от взрослых, как привить ему интерес к данному обучению? Ответ близок, нам взрослым поможет игра и художественное творчество. И так, наша речь о привитии навыков к самостоятельной жизни через призму творчества, а точнее через лепку. В настоящее время существуют разные технологии развивающего обучения, основателями которых являются выдающиеся педагоги Д. Б. Эльконин, Л. С. Выготский, В. В. Давыдов.
Лепка – один из самых увлекательных и интересных видов детского художественного творчества. Она дает возможность ребенку ощутить себя мастером и творцом. И многие даже не подозревают, к какой удивительной, развивающей и полезной деятельности приобщается их ребенок.
Занятия лепкой воспитывают терпение, усидчивость, аккуратность, умение планировать и доводить начатое дело до конца. Все эти навыки пригодятся не только в школе, но и помогут ребенку стать гармоничной и творческой личностью.
«Рука – это вышедший наружу мозг человека» - говорил И. К. Кант. А лепка в данном случае – это не только занимательное занятие, это и массаж, и развитие пальцев рук, что напрямую связанно с развитием речи ребенка и его творческих способностей, художественного вкуса, способности фантазировать, представлять, воображать, активизирует работу мозга и развивает интеллект ребенка.
Проблема формирования у детей самостоятельности была и остается в нынешней педагогике одной из самых актуальных. Интерес к изучаемой проблеме обуславливается в настоящее время Федеральным государственным образовательным стандартом. К целевым ориентирам относят инициативность и самостоятельность в разных видах деятельности, способность выбрать себе род занятий и участников совместных действий.
Аналитический обзор литературы позволил выявить, что уникальным средством развития самостоятельности детей старшего возраста является – лепка.
Нами была определена цель организованных форм работы с воспитанниками и косвенного руководства их самостоятельной деятельностью. При этом важно создать оптимальные условия формирования самостоятельности детей старшего возраста, с их возрастными и индивидуальными особенностями, при тесном сотрудничестве с родителями, как полноправными участниками образовательного процесса.
Для реализации данной цели ведущими стали следующие задачи:
1) Воспитывать у детей желание участвовать в художественной деятельности (лепке);
2) Воспитывать умение общаться со сверстниками, работать в коллективе;
3) Развивать у детей фантазию, воображение;
4) Развивать мелкую моторику;
5) Способствовать взаимному деловому сотрудничеству с родителями в рамках данной темы;
6) Обогатить развивающую предметно-пространственную среду в группе продуктами детской деятельности и совместными творческими работами с родителями.
7) Формировать и закреплять навыки и умения, необходимые в работе.
Исходя из поставленных задач, мы определили систему форм работы по развитию самостоятельности у своих воспитанников в лепке. На данном этапе формировались такие личностные качества, как инициативность, пытливость, самостоятельность, умственная активность, кроме того, ребенок учился планировать свои действия и доводить их до конца. Дети пробовали выделять основное в сюжете, задумывать композицию, творчески подходили к решению этого вопроса, используя все свои знания и наблюдения. При этом во время лепки сюжетной композиции ребенок старшего возраста пользуется различными способами и приёмами, изученными ранее.
Ознакомление с плавающим пластилином происходило в творческой мастерской, где там ребенок провел мастер – класс « Морские обитатели». У детей была прекрасная возможность обыграть свою работу.
Далее, мы с детьми решили провести акцию милосердия. Вручили малышам пластилиновые книги, сделанные своими руками. Необычные способы работы так увлекли детей, что, образно говоря, в группе бил настоящий фонтан творчества, который затем превращался в выставку детских работ.
Наша работа неразрывно связанна с семьями воспитанников. Большинство современных родителей – люди грамотные, читающие научно – популярную литературу по вопросам воспитания и развития детей. И, тем не менее, трудностей в воспитании не убавляется! В педагогике, как и в медицине, важен принцип «Не навреди!». Именно поэтому, сегодня речь идет не просто об обмене информацией между родителями и педагогами о развитии, успехах и трудностях дошкольника, а о максимальном включении семьи в жизнь ребенка в детском саду. Согласно ФГОС ДО осуществление данного аспекта является одним из основных требований для реализации основной общеобразовательной программы. И здесь на помощь приходит метод проектов.
С целью закрепления интереса был создан мини – музей. В детском саду на сегодняшний день это очень актуально… Само название говорит о чем – то небольшом, миниатюрном, но интересном и поучительном. И это «небольшое» - наша группа и её любознательные маленькие хозяева, наша маленькая экспозиция «Художник Пластилин». В обычном музее ребенок – лишь пассивный созерцатель, а здесь он – соавтор, творец экспозиции. Причем не только он сам, но и родители.
Мотивировать детей и взрослых на деятельность невозможно без собственной заинтересованности. Наши родители творческие люди. Нам захотелось использовать детское творчество в новом виде – попробовать создать пластилиновую сказку. И родители здесь тоже стали непосредственными участниками образовательного процесса, обогащая свой педагогический опыт, испытывая чувство сопричастности и удовлетворения от своих успехов и успехов ребенка.
Создание буклета одним из родителей, поделиться информацией о пластилине, вдохновило другого на проведение мастер – класса в виде презентации.
И все – таки, один из ведущих моментов в проекте – это не показатели, а радость детей от деятельности и общения со взрослыми и друг с другом. Результатом деятельности является желание детей выполнить работу самому и помочь своему товарищу.
Используемая литература:
1) Программа развития и воспитания детей в детском саду «Детство» СПб.: ДЕТСТВО – ПРЕСС 2008 г.
2) Григорьева Г. Г. «Развитие дошкольника в изобразительной деятельности» - М. Академия 2000 г.
3) Казакова Т. Г. Занятия с дошкольниками по изобразительной деятельности: кн. для воспитателей детского сада и родителей. – 2-е изд., дораб. – М.: Просвещение: Учеб. лит. ; 1996 г.
4) Доронова Т. Н. Якобсон С. Г. Обучение детей 2-4 лет рисованию, лепке, аппликации в игре: Книга для воспитателя детского сада.- М.: Просвещение, 1992 г.
5) Сахарова О. М. Колобок: Первые опыты лепки и аппликации.- СПб.: Изд. Дом « Литера», 2006 г.
6) Казакова Т. Г. Изобразительная деятельность младших дошкольников: Пособие для воспитателя детского сада.- М.: Просвещение, 1980 г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Влияние предметно-развивающей среды на формирование самостоятельности детей старшего дошкольного возраста
Самостоятельность предусматривает ответственное отношение человека к своему поведению, способность действовать сознательно и инициативно не только в знакомой обстановке, но и в новых условиях, т...
Развитие художественного творчества и самостоятельности детей старшего дошкольного возраста в ходе специально организованного образовательного события. Тема: «Приобщение детей к истокам русской национальной культуры «Куколка тряпичная».
Презентация к сообщению - Развитие художественного творчества и самостоятельности детей старшего дошкольного возраста в ходе специально организованного образовательного события.Тема:...
Развитие художественного творчества и самостоятельности детей старшего дошкольного возраста в ходе специально организованного образовательного события. Тема: «Приобщение детей к истокам русской национальной культуры «Куколка тряпичная».
Развитие художественного творчества и самостоятельности детей старшего дошкольного возраста в ходе специально организованного образовательного события.Тема: «Приобщение детей к...
Мастер-класс для воспитателей ДОУ «Эффективные методы и приёмы для развития инициативы и самостоятельности детей старшего дошкольного возраста»
Цель Мастер-класса:- способствовать повышению уровня знаний педагогов-участников о «методе проблемного обучения»;- применение «метода проблемного обучения» на практике....
Развитие художественного творчества и самостоятельности детей старшего дошкольного возраста в ходе специально организованного образовательного события.
Тема: «Приобщение детей к истокам русской национальной культуры «Куколка тряпичная».(слайд 1 , 2)...
Родительское собрание на тем у " Формирования самостоятельности в старшем дошкольном возрасте"
Матерьяал для родителей " Как воспитать самостоятельность в совем ребенке"...
ФОРМИРОВАНИЕ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ УДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА - ОСНОВА УСПЕШНОГО ОБУЧЕНИЯ В ШКОЛЕ (консультация для родителей)
ФОРМИРОВАНИЕ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ УДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА - ОСНОВА УСПЕШНОГО ОБУЧЕНИЯ В ШКОЛЕ(консультация для родителей)...