Золотая хохлома
план-конспект занятия по аппликации, лепке (старшая группа)
Технологическая карта конспекта занятия по предметному рисованию
Студент | Гарифуллина Татьяна Сергеевна |
Образовательные области | Художественно-эстетическое развитие; |
Тема занятия | Золотая хохлома |
Возрастная группа | Группа детей 5-6 лет |
Цель | Совершенствовать умения в разнообразных приемах работы кистью(всем ворсом и концом) |
Задачи:
| Познакомить детей с элементами узора «Ягодки», обучить приемам их рисования. Закреплять знания детей о цветовой гамме и элементах хохломской росписи. Развивать эстетическое восприятие, чувство цвета, композиции. Прививать интерес к народным промыслам. |
Дополнительные задачи | Развитие мелкой моторики рук |
Планируемые результаты | Дети освоят способы работы кистью всем ворсом и концом. |
Подготовительная работа | Знакомство с произведениями хохломской росписи; рассказ воспитателя о творчестве народных мастеров; рассматривание альбомов; чтение стихов, книг, посвященных золотой Хохломы; целевые прогулки в парк для рассматривания травы, листьев, ягод и сравнения их с произведениями хохломских мастеров; упражнения в рисовании элементов узоров хохломской росписи: «травка», «листочки»; дидактические игры «Угадай-ка». |
Материалы и оборудование | Деревянная посуда, расписанная хохломской росписью; образцы элементов хохломской росписи, заготовки нарисованной посуды, гуашь, кисточки, баночки с водой, подставки для кистей, салфетки запись произведения П.И.Чайковского «Камаринская |
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
risovanie.docx | 26.78 КБ |
Предварительный просмотр:
Технологическая карта конспекта занятия по предметному рисованию
Студент | Гарифуллина Татьяна Сергеевна |
Образовательные области | Художественно-эстетическое развитие; |
Тема занятия | Золотая хохлома |
Возрастная группа | Группа детей 5-6 лет |
Цель | Совершенствовать умения в разнообразных приемах работы кистью(всем ворсом и концом) |
Задачи:
| Познакомить детей с элементами узора «Ягодки», обучить приемам их рисования. Закреплять знания детей о цветовой гамме и элементах хохломской росписи. Развивать эстетическое восприятие, чувство цвета, композиции. Прививать интерес к народным промыслам. |
Дополнительные задачи | Развитие мелкой моторики рук |
Планируемые результаты | Дети освоят способы работы кистью всем ворсом и концом. |
Подготовительная работа | Знакомство с произведениями хохломской росписи; рассказ воспитателя о творчестве народных мастеров; рассматривание альбомов; чтение стихов, книг, посвященных золотой Хохломы; целевые прогулки в парк для рассматривания травы, листьев, ягод и сравнения их с произведениями хохломских мастеров; упражнения в рисовании элементов узоров хохломской росписи: «травка», «листочки»; дидактические игры «Угадай-ка». |
Материалы и оборудование | Деревянная посуда, расписанная хохломской росписью; образцы элементов хохломской росписи, заготовки нарисованной посуды, гуашь, кисточки, баночки с водой, подставки для кистей, салфетки запись произведения П.И.Чайковского «Камаринская |
№ | Этап работы | Задачи этапа | Деятельность педагога | Методы, форма и приёмы | Предполагаемая деятельность детей | Планируемый результат |
1 | Организационно-мотивационный этап | Создание интереса детей к теме занятия через знакомство с видом росписи для рисования | Здравствуйте ребята, сегодня утром мне принесли посылку, а я совсем про нее забыла. Может, откроем ее и посмотрим что же внутри? Ой, смотрите, что это? Правильно ребята это посуда. Возьмите любой понравившийся вам предмет и посмотрите на него. Какие цвета использовал художник? Правильно, на посуде есть черный, красный цвета, встречается зеленый цвет, но больше всего золотого цвета. Именно поэтому хохлому называют золотой. А начало золотой росписи ведут от древних мастеров-живописцев. Сложно сделать мастеру эту замечательную посуду. Сначала мастера вырезают из дерева ложки, чашки, тарелки. Затем их покрывают глиной, чтоб дерево не впитывало краску, покрывают льняным маслом, натирают алюминиевым порошком, расписывают посуду растительным орнаментом, который берут из природы (цветы, ягоды, листочки, травка). Затем ещё раз покрывают маслом и, наконец, обжигают. После обжига посуда превращается в «золотую». А вот какой росписью мастера расписывали предметы, вы узнаете, отгадав загадку: Посуда эта – не простая, А волшебно-расписная Блюда, ложки и ковши Так прекрасны, хороши! Отвести всем трудно взгляд: Красный, черный, золотой – Росписи фон основной. Дивный красоты узор Завораживает взор. Листья, ягоды, цветы,- Угадали роспись вы? Молодцы ребята! Название свое роспись получила от села Хохлома. Одну посуду использовали каждый день, а расписанную яркими красками по праздникам. | Групповая форма организации; Совместная деятельность воспитателя с детьми (ситуация-общение); Словесный метод (вопрос-ответ; беседа); Художественное слово (загадка) | Отвечают на вопросы воспитателя: Да Посуда Черный, красный, золотой Хохломская роспись! | Дети познакомятся с видом росписи, которым будут разрисовывать посуду. |
2 | Основной этап | |||||
2.1 | Этап постановки проблемы | Создание проблемной ситуации | Ребята, посмотрите, а в посылке лежит письмо. Давайте я вам его сейчас прочитаю. «Здравствуйте девчонки и мальчишки! Пишут Вам торговцы Нижегородской ярмарки. Скоро состоится ярмарка, а посуды не расписанной много осталось, помогите нам пожалуйста.» Ну что ребята, сможем мы помочь торговцам? А как мы им поможем? Верно, ребята мы можем расписать посуду кисточками и красками, используя элементы хохломской росписи. Какие цвета используются в росписи посуды? Золото (жёлтый цвет) олицетворяет счастливую жизнь, довольство, красоту и чистоту. Трава, цветы, ягоды, листья (красный и зелёный) – напоминали людям о молодости, силе. Еще раз, ребята, внимательно посмотрите на посуду. Какие узоры нарисованы на посуде? Хохломская роспись представляет собой«растительно-травяной»орнамент, составленный из небольшого числа узоров, называемых «травкой», «ягодкой», «листком», «кудриной». Давайте с вами вспомним, с какими узорами хохломской росписи мы с вами уже знакомы? А из каких основных элементов состоит узор «Травка»? А что вы знаете об узоре «Листочки»? А вы, ребята, хотите создавать такие красивые узоры и помочь нашим торговцам? | Групповая форма организации; Совместная деятельность воспитателя с детьми(ситуация-проблемы); Словесный метод | Дети внимательно слушают воспитателя Отвечают на вопросы Да Распишем посуду чёрный, красный, жёлтый, зелёный Веточки, цветы, ягоды, рябина, земляника «Травка» и «Листочки» Осочки, травинки, капельки, усики, завитки, кустики Листочки в хохломской росписи бывают простые, а бывают трилистники. Да. | Дети столкнуться с проблемой, которую нужно будет решить |
2.2 | Этап ознакомления с материалом | Расширение представлений детей о способах наносить различные узоры хохломской росписи | А теперь проходите в нашу маленькую мастерскую. Сегодня мы с вами познакомимся с новым узором - этот узор называется «ягодки». Давай внимательно посмотрим на иллюстрации хохломских изделий. В хохломской росписи присутствуют брусничка, крыжовник, смородинка, клубничка, рябинка, малинка. Все ягодки изображаются стилизованно, то есть упрощенно, в одной плоскости. Для придания объема изображения каждой ягодки используют точки и дуги. Для ягод бруснички, смородинки и рябинки используют печатку. А вот крыжовник, клубничку и малинку рисуют сразу кистью. После высыхания красной краски ягоды “оживляют” желтым цветом. Сегодня мы с вами научимся рисовать элементы узора «Ягодки» хохломской росписи: «Брусничка», «Смородинка», «Рябинка». Посмотрите внимательно, какой формы, цвета брусничка, смородинка и рябинка? Правильно, они круглые и красного цвета. Ребята, чтобы наши брусничка, смородинка и рябинка были ровные, круглые, аккуратные, мы их будем рисовать тычком - вот такой трубочкой -туго скрученной из бумаги (Показ воспитателя тычка). Тычек надо держать строго вертикально, чтобы все ягодки получились кругленькие и красивые. Сейчас я вам покажу как правильно рисовать узоры. А вы внимательно смотрите и запоминайте. Начнем с рисования бруснички, самой простой из ягодок. Брусничку начинаем рисовать с серединки.. А теперь посмотрите узор смородинки. Сначала мы рисуем осочку – тоненькую веточку кончиком кисти черной краской, а затем рисуем ягодки, располагаем их как на образце. Ну а теперь рябинка: сначала рисуем несколько веточек кончиком кисти черной краской, а затем сами ягодки. Ягодки манят, рассыпаются, разбегаются, повисли на веточках. А сейчас мы с вами немного отдохнем и приступим к оформлению посуды Физкультминутка Хохлома да хохлома) Наше чудо – дивное!) Мы рисуем хохлому Красоты невиданной! Нарисуем травку Солнечною краской Ягоды рябинки Краской цвета алого Хохлома да хохлома Вот так чудо дивное! | Групповая форма организации; Совместная деятельность воспитателя с детьми; Словесный и наглядный метод (объяснение, показ образца и т.д.) | Наблюдают за показом образца педагога, задают вопросы Отвечают на вопросы Красные, круглые (руки на поясе, повороты туловища вправо – влево (руки поднять вверх, через стороны опустить вниз (руки перед грудью одна на другой) (руки поднять вверх, через стороны опустить вниз) (руки на поясе, повороты туловища вправо – влево) (руки поднять вверх, через стороны опустить вниз). | Дети познакомятся со способами наносить узоры хохломской росписи передачи образа |
2.3 | Этап практического решения проблемы | Овладение действиями способами решения проблемы | Педагог вовлекает детей в изобразительную деятельность. Объясняет правила техники безопасности работы с кистью. Предоставляет время для творческой деятельности; Наблюдает за детьми во время выполнения задания.В процессе исполнительской деятельности педагог продолжает решать поставленные задачи. Педагог учитывает особенности каждого ребенка (темп деятельности, эмоциональное состояние, уровень развития психических процессов, темперамент); Побуждает детей к проявлению инициативы и самостоятельности; стимулирует и поощряет индивидуальные достижения. | Индивидуальная форма организации; Самостоятельная деятельность детей; Словесный (вопросы, пояснение) и практический метод | Подготавливают рабочее место Приступают к самостоятельному выполнению задания | Дети в деятельности освоят способы наносить узоры хохломской росписи |
3 | Заключительный этап | Обобщить полученный опыт, Сформировать навыки самооценки. | Вы все сегодня хорошо поработали! Молодцы, ребята! Несите свои работы, полюбуемся на вашу хохломскую роспись, а потом отправим ее на ярмарку. Когда все рисунки выполнены, их выставляют на стенде. Воспитатель привлекает детей к подведению итогов, к рефлексии (анализу и самоанализу); Делятся впечатлениями. Для чего мы с вами сегодня расписывали посуду? Какие узоры мы с вами использовали? Проводится дидактическая игра «Угадай – кА Я буду показывать вам различные элементы хохломской росписи, а вы должны будите правильно их назвать. | Групповая форма организации; Совместная деятельность воспитателя с детьми; Словесный и наглядный метод Анализ действий, обсуждение результата. | Делятся мыслями о своих рисунках и рисунках одногруппников Отвечают на вопросы воспитателя Мы помогали торговцам. «Ягодки», «листики», «травка». | Дети подведут итоги занятия и проведут самооценку. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
конспект непосредственно образовательной деятельности, образовательная область «Художественное творчество» - «Золотая хохлома»
Закрепить знания об особенностях хохломской росписи. Упражнять в составлении узора, в прорисовке главных и дополнительных элементов узора на различных поверхностях. Упражнять в рисовании всем ворс...
Конспект занятия в подготовительной группе "Золотая Хохлома"
К занятию прилагается презентация. Детям занятие очень понравилось. Рекомендую провести со своими детьми....
Интегрированное занятие по теме "Знакомство с золотой хохломой" (средняя группа)
Вводное занятие,проводилось в понедельник - первый день тематической недели.Интеграция: познание и художественное творчество...
Конспект совместной деятельности по теме "Золотая хохлома"
Занятие предполагает интеграцию двух видов деятельности: речевой и художественно-изобразительной. Цель - ознакомление с русскими народными традициями и обрядами, декоративно-прикладной росписью - хох...
Интегрированное занятие "Золотая Хохлома"
Интегрированное занятие (ознакомление с окр.миром, изодеятельность),старшая группа....
Беседы для детей по знакомству с русским народным декоративно-прикладным искусством "Золотая Хохлома, Хохлома, Хохлома!"
Сегодня я хочу вас познакомить с русским народным декоративно-прикладным искусством – хохломской росписью....
Конспект образовательного занятия по рисованию в старшей группе "Золотая Хохлома и золотой лес"
Занятие построено с использованием технологии "Ситуация"...