Пластилинография как средство развития мелкой моторик рук детей младшего дошкольного возраста
статья по аппликации, лепке (младшая группа)
статья о использовании в работе пластилинографии
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 39.51 КБ |
Предварительный просмотр:
«Пластилинография как средство развития мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста»
«Если Вы хотите вырастить хороших детей, тратьте
на них в два раза меньше денег и в два раза больше времени».
Эстер Селсдон
Одной из главных целей дошкольного образования в настоящее время является полноценное и всестороннее развитие детей. Для этого мы в своей работе используем все то множество форм и методов работы с детьми, чтобы, выйдя из первой ступени общего образования – дошкольного, ребенок был абсолютно готов к встрече и решению новых образовательных задач, но уже в школе. И ни для кого не секрет, что современный ребенок часто приходит в детский сад с явными проблемами речевого развития, со скованностью мелкой моторики и с проблемами социализации. Все это, конечно же, связано с тем разнообразием современных гаджетов, которые доступны детям дома и с тем малым количеством времени, отведенным для непосредственного общения ребенка с родителями, для развития мелкой моторики рук путем непосредственных игр, что в будущем обязательно даст о себе знать. Поэтому задача дошкольного образования помочь детям в развитии мелкой моторики рук, знакомство родителей с методами и приемами, с техниками и технологиями развития мелкой моторики рук детей.
Функция человеческой руки неповторима и универсальна. Сухомлинский в своих воспоминаниях писал о том, что «ум ребенка находится на кончиках его пальцев. Чем больше мастерства в детской руке, тем ребенок умнее. Именно руки учат ребенка точности, аккуратности, ясности мышления. Движения рук возбуждают мозг, заставляя его развиваться»
Мелкая моторика - совокупность скоординированных действий нервной, мышечной и костной систем, часто в сочетании со зрительной системой в выполнении мелких и точных движений кистями и пальцами рук и ног
Для того, чтобы воспитатель мог целенаправленно работать над развитием мелкой моторики рук дошкольника объединяя это с развитием речи, психических и интеллектуальных процессов существует система целенаправленной работы по развитию мелкой моторики, в частности пластилинография.
Что же это такое "пластилинография"? Само понятие состоит из двух слов "пластилин" - художественный материал, из которого осуществляется замысел, в нашем случае создание полуобьемных изображений и "графия" - создавать, изображать. Это техника, не требующая определенных способностей от ребенка, очень проста в исполнении. Материалы для исполнения данной техники просты и не требуют больших затрат.
Художественный материал "пластилин" имеет огромное значение в развитии ребенка. С раннего возраста ребенок знаком с мягким и податливым материалом, из которого можно лепить, но мало кто знает, что пластилином можно рисовать. Рисование пластилином способствует развитию, что оказывает благоприятное влияние на развитие мелкой моторики, а, следовательно, и речи, (так как при этом индуктивно происходит возбуждение в речевых центрах мозга), подготавливает их к рисованию и письму. Кисти рук приобретают хорошую подвижность, гибкость, исчезает скованность движений, это в дальнейшем облегчает приобретение навыков письма.
Свою работу по развитию мелкой моторики я начала с детьми 1 младшей группы. В группу приходили дети “домашние”, у многих из них не была развита мелкая моторика. Рука ребенка в этом возрасте физиологически несовершенна, как и весь организм, она находится в стадии интенсивного развития. Пальцы рук сгибались и разгибались синхронно, т.е. действовали все вместе. Движения пальцев слабо дифференцированы, поэтому при сгибании одного пальчика остальные выполняют аналогичное действие. Ежедневно мы с детьми занимались пластилинографией, начинали от простого к сложному. От умения отделять маленький кусочек пластилина, до формирования шарика, колбаски, от умения «закрашивать» пластилином весь лист до работы в границах рисунка, разрабатывали силу нажима от работы с мягким пластилином до работы с полутвердым.
Одним из несомненных достоинств образовательной деятельности по пластилинографии с детьми младшего дошкольного возраста является интеграция предметных образовательных областей. Темы занятий тесно переплетаются с жизнью детей, с той деятельностью, которую они осуществляют на других занятиях (по ознакомлению с окружающим миром и природой, развитию речи, и т.д.). Если мы «закрашиваем» пластилином яблоко, обязательно проговаривается что это, овощ или фрукт(познавательное развитие), какой оно формы и цвета(познавательное развитие), где и с кем его можно собрать, кого угостить(социально-коммуникативное), обязательна пальчиковая гимнастика(физическое развитие), при работе проговариваются потешки, стишки по теме, все выполняемые действия(речевое развитие).
Весь подбираемый материал для образовательной деятельности с детьми, имеет практическую направленность, максимально опирается на имеющийся у них жизненный опыт, помогает выделить сущность признаков изучаемых объектов и явлений, активизирует образы и представления, хранящиеся в долговременной памяти. Они позволяют уточнить уже усвоенные им знания, расширить их, применять первые варианты обобщения.
Существует множество различных приемов рисования пластилином, но рекомендуется начинать обучение с наиболее простых.
- Рисование мазками
- Рисование шариками пластилина
- Рисование колбасками пластилина
Для достижения положительных результатов в развитии ребёнка невозможно ограничиться только работой, проводимой в стенах детского сада. Родители должны быть самые заинтересованные и активные участники воспитательного процесса. Проводимые с родителями различные консультации, мастер – классы, выставки совместного творчества дали свои результаты. Многие из родителей приобрели пластилин, доски для лепки для занятий дома. Также родители принимают активное участие в изготовлении поделок. Понимание родителями значимости современной диагностики кистевой моторики сохранит не только физическое и психическое здоровье ребёнка, но и оградит его от дополнительных трудностей обучения, поможет сформулировать навыки письма.
Для отслеживания результатов работы с детьми проводилась диагностика два раза в год (октябрь, март). Она была направлена на обследование уровня развития ручных умений детей, а именно:
- Технические навыки: раскатывание, сплющивание, размазывание.
- Проявление творчества в декоре
- Развитие мелкой моторики
- Проявление аккуратности и трудолюбия
№ испытуемого | Технические навыки | Проявление творчества в декоре | Развитие мелкой моторики | Проявление аккуратности и трудолюбия | ||
Раскат. | Сплющ. | Размаз. | ||||
|
|
|
|
|
|
|
Результаты диагностики отражены в диаграмме.
Таким образом, уровень развития мелкой моторики у детей к концу года стал гораздо выше. Работа с детьми показала, что у них есть огромный интерес и желание рисовать пластилином, но необходимо систематически проводить эти занятия для повышения уровня способностей, иначе эти способности могут угаснуть.
Оценка имеющего опыта показала, что разработанная система педагогической работы с детьми и родителями способствовала изменению уровня развития мелкой моторики рук и пальцев у детей младшего дошкольного возраста. Но главное значение пластилинографии состоит в том, что у ребенка развивается умелость рук, укрепляется сила, движения становятся более согласованными, а движения пальцев дифференцируются. Этому способствует хорошая мышечная нагрузка на пальчики. У детей развивается пинцетное хватание, т. е. захват мелкого предмета двумя пальцами или щепотью. А так как развивается мелкая моторика, следовательно развивается и интеллектуальные способности ребенка, а главное речь.
Литературные источники
- Тюфанова И.В. «Мастерская юных художников». -СПб., «Детство-Пресс», 2002 г.
- Венгер Л.А. «Педагогика способностей». -М., 1973 г.
- Григорьева Г.Г. «Развитие дошкольника в изобразительной деятельности». -М., 2000 г.
- Комарова Т.С. «Дети в мире творчества». -М., 1995 г.
- Межиева М.В. «Развитие творческих способностей у детей 5 – 9 лет». Ярославль. Академия развития, 2002 г.
- Рейд Б. «Обыкновенный пластилин». -М., 1998 г.
- Шумакова Н.Б. «Одаренный ребенок: особенности обучения». -М., Просвещение, 2006 г.
- Лыкова И.А. «Изобразительная деятельность в детском саду». Авторская программа «Цветные ладошки».
- Новиковская О.А. Ум на кончиках пальцев.-М.; АСТ; СПб: Сова, 2006 г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2018/02/11/picture-954885-1518305118.jpg)
План по самообразованию «Пластилинография как средство развития мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста»
Занимаясь пластилинографией, у ребенка развивается умелость рук, укрепляется сила рук, движения обеих рук становятся более согласованными, а движения пальцев дифференцируются, ребенок подгот...
![](/sites/default/files/pictures/2017/04/12/picture-813435-1492013102.jpg)
Опыт работы по теме: «Пластилинография как средство развития мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста»
Актуальность и проблемность развития мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста. Одной из главных проблем в настоящее время для общества является полноценное и всесторонне...
Статья для педагогов ДОУ по теме: «Пластилинография, как средство развития мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста»
Познакомить с новым видом декоративно-прикладного искусства – пластилинография, с некоторыми приемами работы с пластилином при изготовлении плоскостных, полуобъемных поделок ....
![](/sites/default/files/pictures/2019/11/18/picture-1177949-1574102193.jpg)
Презентация "Пластилинография как средство развития мелкой моторики рук детей младшего дошкольного возраста"
Нетрадиционная техника Пластилинография имеет два смысловых корня:"ГРАФИЯ"- создавать, изображать."ПЛАСТИЛИН" - материал, при помощи которого осуществляется исполнение замысла....
![](/sites/default/files/pictures/2019/11/09/picture-1184977-1573328514.jpg)
Пластилинография как средство развития мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста
Проблема развития моторики актуальна для ребят нашей группы. Выявление проблемы способствовало созданию комплекса занятий по пластилинографии, для развития мелкой моторики руки, интеллектуального разв...
![](/sites/default/files/pictures/2021/12/01/picture-1368433-1638368797.jpg)
Пластилинография, как средство развития мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста
Рисование пластилином – замечательный по своим возможностям вид изобразительной деятельности. Оно позволяет ребёнку освоить объём, сделать картинку рельефной и за счёт этого более выразител...
![](/sites/default/files/pictures/2018/08/13/picture-1049312-1534160945.jpg)
“Пластилинография – как средство развития мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста».
“Пластилинография – как средство развития мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста».К сожалению, в последнее время у многих детей дошкольного возраста отмечается ...