Пластилинография как средство развития мелкой моторик рук детей младшего дошкольного возраста
статья по аппликации, лепке (младшая группа)
статья о использовании в работе пластилинографии
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
plastilinografiya_kak_sredstvo_razvitiya_melkoy_motoriki.docx | 39.51 КБ |
Предварительный просмотр:
«Пластилинография как средство развития мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста»
«Если Вы хотите вырастить хороших детей, тратьте
на них в два раза меньше денег и в два раза больше времени».
Эстер Селсдон
Одной из главных целей дошкольного образования в настоящее время является полноценное и всестороннее развитие детей. Для этого мы в своей работе используем все то множество форм и методов работы с детьми, чтобы, выйдя из первой ступени общего образования – дошкольного, ребенок был абсолютно готов к встрече и решению новых образовательных задач, но уже в школе. И ни для кого не секрет, что современный ребенок часто приходит в детский сад с явными проблемами речевого развития, со скованностью мелкой моторики и с проблемами социализации. Все это, конечно же, связано с тем разнообразием современных гаджетов, которые доступны детям дома и с тем малым количеством времени, отведенным для непосредственного общения ребенка с родителями, для развития мелкой моторики рук путем непосредственных игр, что в будущем обязательно даст о себе знать. Поэтому задача дошкольного образования помочь детям в развитии мелкой моторики рук, знакомство родителей с методами и приемами, с техниками и технологиями развития мелкой моторики рук детей.
Функция человеческой руки неповторима и универсальна. Сухомлинский в своих воспоминаниях писал о том, что «ум ребенка находится на кончиках его пальцев. Чем больше мастерства в детской руке, тем ребенок умнее. Именно руки учат ребенка точности, аккуратности, ясности мышления. Движения рук возбуждают мозг, заставляя его развиваться»
Мелкая моторика - совокупность скоординированных действий нервной, мышечной и костной систем, часто в сочетании со зрительной системой в выполнении мелких и точных движений кистями и пальцами рук и ног
Для того, чтобы воспитатель мог целенаправленно работать над развитием мелкой моторики рук дошкольника объединяя это с развитием речи, психических и интеллектуальных процессов существует система целенаправленной работы по развитию мелкой моторики, в частности пластилинография.
Что же это такое "пластилинография"? Само понятие состоит из двух слов "пластилин" - художественный материал, из которого осуществляется замысел, в нашем случае создание полуобьемных изображений и "графия" - создавать, изображать. Это техника, не требующая определенных способностей от ребенка, очень проста в исполнении. Материалы для исполнения данной техники просты и не требуют больших затрат.
Художественный материал "пластилин" имеет огромное значение в развитии ребенка. С раннего возраста ребенок знаком с мягким и податливым материалом, из которого можно лепить, но мало кто знает, что пластилином можно рисовать. Рисование пластилином способствует развитию, что оказывает благоприятное влияние на развитие мелкой моторики, а, следовательно, и речи, (так как при этом индуктивно происходит возбуждение в речевых центрах мозга), подготавливает их к рисованию и письму. Кисти рук приобретают хорошую подвижность, гибкость, исчезает скованность движений, это в дальнейшем облегчает приобретение навыков письма.
Свою работу по развитию мелкой моторики я начала с детьми 1 младшей группы. В группу приходили дети “домашние”, у многих из них не была развита мелкая моторика. Рука ребенка в этом возрасте физиологически несовершенна, как и весь организм, она находится в стадии интенсивного развития. Пальцы рук сгибались и разгибались синхронно, т.е. действовали все вместе. Движения пальцев слабо дифференцированы, поэтому при сгибании одного пальчика остальные выполняют аналогичное действие. Ежедневно мы с детьми занимались пластилинографией, начинали от простого к сложному. От умения отделять маленький кусочек пластилина, до формирования шарика, колбаски, от умения «закрашивать» пластилином весь лист до работы в границах рисунка, разрабатывали силу нажима от работы с мягким пластилином до работы с полутвердым.
Одним из несомненных достоинств образовательной деятельности по пластилинографии с детьми младшего дошкольного возраста является интеграция предметных образовательных областей. Темы занятий тесно переплетаются с жизнью детей, с той деятельностью, которую они осуществляют на других занятиях (по ознакомлению с окружающим миром и природой, развитию речи, и т.д.). Если мы «закрашиваем» пластилином яблоко, обязательно проговаривается что это, овощ или фрукт(познавательное развитие), какой оно формы и цвета(познавательное развитие), где и с кем его можно собрать, кого угостить(социально-коммуникативное), обязательна пальчиковая гимнастика(физическое развитие), при работе проговариваются потешки, стишки по теме, все выполняемые действия(речевое развитие).
Весь подбираемый материал для образовательной деятельности с детьми, имеет практическую направленность, максимально опирается на имеющийся у них жизненный опыт, помогает выделить сущность признаков изучаемых объектов и явлений, активизирует образы и представления, хранящиеся в долговременной памяти. Они позволяют уточнить уже усвоенные им знания, расширить их, применять первые варианты обобщения.
Существует множество различных приемов рисования пластилином, но рекомендуется начинать обучение с наиболее простых.
- Рисование мазками
- Рисование шариками пластилина
- Рисование колбасками пластилина
Для достижения положительных результатов в развитии ребёнка невозможно ограничиться только работой, проводимой в стенах детского сада. Родители должны быть самые заинтересованные и активные участники воспитательного процесса. Проводимые с родителями различные консультации, мастер – классы, выставки совместного творчества дали свои результаты. Многие из родителей приобрели пластилин, доски для лепки для занятий дома. Также родители принимают активное участие в изготовлении поделок. Понимание родителями значимости современной диагностики кистевой моторики сохранит не только физическое и психическое здоровье ребёнка, но и оградит его от дополнительных трудностей обучения, поможет сформулировать навыки письма.
Для отслеживания результатов работы с детьми проводилась диагностика два раза в год (октябрь, март). Она была направлена на обследование уровня развития ручных умений детей, а именно:
- Технические навыки: раскатывание, сплющивание, размазывание.
- Проявление творчества в декоре
- Развитие мелкой моторики
- Проявление аккуратности и трудолюбия
№ испытуемого | Технические навыки | Проявление творчества в декоре | Развитие мелкой моторики | Проявление аккуратности и трудолюбия | ||
Раскат. | Сплющ. | Размаз. | ||||
|
|
|
|
|
|
|
Результаты диагностики отражены в диаграмме.
Таким образом, уровень развития мелкой моторики у детей к концу года стал гораздо выше. Работа с детьми показала, что у них есть огромный интерес и желание рисовать пластилином, но необходимо систематически проводить эти занятия для повышения уровня способностей, иначе эти способности могут угаснуть.
Оценка имеющего опыта показала, что разработанная система педагогической работы с детьми и родителями способствовала изменению уровня развития мелкой моторики рук и пальцев у детей младшего дошкольного возраста. Но главное значение пластилинографии состоит в том, что у ребенка развивается умелость рук, укрепляется сила, движения становятся более согласованными, а движения пальцев дифференцируются. Этому способствует хорошая мышечная нагрузка на пальчики. У детей развивается пинцетное хватание, т. е. захват мелкого предмета двумя пальцами или щепотью. А так как развивается мелкая моторика, следовательно развивается и интеллектуальные способности ребенка, а главное речь.
Литературные источники
- Тюфанова И.В. «Мастерская юных художников». -СПб., «Детство-Пресс», 2002 г.
- Венгер Л.А. «Педагогика способностей». -М., 1973 г.
- Григорьева Г.Г. «Развитие дошкольника в изобразительной деятельности». -М., 2000 г.
- Комарова Т.С. «Дети в мире творчества». -М., 1995 г.
- Межиева М.В. «Развитие творческих способностей у детей 5 – 9 лет». Ярославль. Академия развития, 2002 г.
- Рейд Б. «Обыкновенный пластилин». -М., 1998 г.
- Шумакова Н.Б. «Одаренный ребенок: особенности обучения». -М., Просвещение, 2006 г.
- Лыкова И.А. «Изобразительная деятельность в детском саду». Авторская программа «Цветные ладошки».
- Новиковская О.А. Ум на кончиках пальцев.-М.; АСТ; СПб: Сова, 2006 г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План по самообразованию «Пластилинография как средство развития мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста»
Занимаясь пластилинографией, у ребенка развивается умелость рук, укрепляется сила рук, движения обеих рук становятся более согласованными, а движения пальцев дифференцируются, ребенок подгот...
Опыт работы по теме: «Пластилинография как средство развития мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста»
Актуальность и проблемность развития мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста. Одной из главных проблем в настоящее время для общества является полноценное и всесторонне...
Статья для педагогов ДОУ по теме: «Пластилинография, как средство развития мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста»
Познакомить с новым видом декоративно-прикладного искусства – пластилинография, с некоторыми приемами работы с пластилином при изготовлении плоскостных, полуобъемных поделок ....
Презентация "Пластилинография как средство развития мелкой моторики рук детей младшего дошкольного возраста"
Нетрадиционная техника Пластилинография имеет два смысловых корня:"ГРАФИЯ"- создавать, изображать."ПЛАСТИЛИН" - материал, при помощи которого осуществляется исполнение замысла....
Пластилинография как средство развития мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста
Проблема развития моторики актуальна для ребят нашей группы. Выявление проблемы способствовало созданию комплекса занятий по пластилинографии, для развития мелкой моторики руки, интеллектуального разв...
Пластилинография, как средство развития мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста
Рисование пластилином – замечательный по своим возможностям вид изобразительной деятельности. Оно позволяет ребёнку освоить объём, сделать картинку рельефной и за счёт этого более выразител...
“Пластилинография – как средство развития мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста».
“Пластилинография – как средство развития мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста».К сожалению, в последнее время у многих детей дошкольного возраста отмечается ...