Рабочая парциальная программа "Пластичные чудеса" для подготовительной группы
рабочая программа по аппликации, лепке (подготовительная группа)

Петрова Оксана Александровна

Парциальная программа «Чудесные фантазии» составлена на основе различных методик нетрадиционной техники работы с пластичными материалами (пластилином, тестом, глиной и т.д.), разработанная с целью комбинирования различных приемов. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл partsialnaya_programma_petrova_o.a.docx51.52 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

Детский сад  «Колосок» с. Нижний Саянтуй

«Чудесные фантазии»

Парциальная программа для детей старшего дошкольного возраста

разработала: Петрова О.А        

    воспитатель                              

   I квалификационной категории

2019-2020 год

Содержание  рабочей программы

1. Целевой раздел………………………………………………………………….3

1.1. Пояснительная записка………………………………………………………3

1.2. Планируемые результаты……………………………………………………5

2. Содержательный раздел………………………………………………………..5

2.1. Описание  форм способов, методов и средств реализации  парциальной программы………………………………………………………………………….5

     2.2. Перспективный план взаимодействия с родителями…………………...…6

    3. Организационный раздел………………………………………………………6

    3.1. Перспективный план работы   парциальной программы «Чудесные фантазии» с детьми подготовительной группы……………………………………6

3.2. Перечень используемой литературы………………………………………17

1.ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ

1.1.Пояснительная записка

Парциальная программа «Чудесные фантазии» составлена на основе различных методик не традиционной техники работы с пластичными материалами такими как: пластилин, тесто, глина и т.д. Разработанная с целью комбинирования различных приемов. Одним из таких методов является использование нетрадиционной художественной техники изобразительно искусства – пластилинографии, которая плодотворно влияет на развитие мелкой моторики рук. Понятие «пластилинография» имеет два смысловых корня: первая половина слова «пластилин» подразумевает материал, при помощи которого осуществляется исполнения замысла, «графия» – создавать, изображать. Принцип данной технологии заключается в создании лепной картины или фигуры с изображением более или менее выпуклых, полуобъёмных объектов на горизонтальной поверхности. Основным инструментом в пластилинографии и тестопластики - рука (вернее, обе руки), следовательно, уровень умения зависит от владения собственными руками. Данная техника хороша тем, что она доступна детям с младшего дошкольного возраста, позволяет быстро достичь желаемого результата и вносит определенную новизну в творчество детей, делает его более увлекательным и интересным, что очень важно для работы с детьми.

Парциальная программа «Чудесные фантазии» в подготовительной к школе группе общеразвивающей направленности на 2019-2020 учебный год  разработана с учетом комплексной образовательной программы дошкольного образования «Детство» под ред. Т. И. Бабаевой, А.Г.Гогоберидзе, З.А. Михайловой.

Актуальность: Работая с детьми старшего дошкольного возраста, я стала обращать внимание на то, что многие  дети мало работают пальцами рук и вообще им сложно держать карандаш или ручку правильно. У них  быстро устают руки, и соответственно теряется интерес к творчеству. Это связано с тем, что развитию кисти руки принадлежит важная роль в формировании головного мозга, его познавательных способностей становлению речи. Значит, чтобы развивался ребенок и его мозг, необходимо тренировать руки. Развитие навыков мелкой моторики важно еще и потому, что вся дальнейшая жизнь ребенка потребует использования точных, координированных движений руки и пальцев, которые необходимы, чтобы одеваться, рисовать и писать, а также выполнять множество разнообразных бытовых и учебных действий.                                                                                                              В последнее время отечественная и зарубежная педагогика все больше внимания уделяет изобразительной деятельности, как средству развития в целом. Намечаются новые пути в развитии изобразительной деятельности, которые позволяют отойти от традиционных штампов работы, направленные на овладение детьми только лишь определенных навыков в рисовании и лепке.                                   Эти новые подходы позволяют разнообразить изобразительную деятельность через внедрение новых методов работы, которые дают толчок развитию, как творческому потенциалу ребенка, так и развитию личности ребенка в целом.

Цель: Развивать мелкую моторику пальцев рук старшего дошкольного возраста средствами пластилинографии и тестопластики.

Задачи программы:

  • Продолжать знакомить с одним из способов рисования – пластилинографией и тестопластики.
  • Подготавливатьруку ребенка к письму.
  • Учить анализировать свойства используемых в работе материалов и применять их в своей работе (стекло, картон, паедки и т.д.).
  • Продолжать развивать сенсорные способности восприятия, чувства цвета, формы, композиции.
  • Продолжать развивать мелкую моторику рук

1.2. Планируемые результаты освоения программы «Чудесные фантазии».

  • Увлечь детей, работать  новым способом изображения – пластилинографией и тестопластики.
  • Развитие восприятия, пространственной ориентации, сенсомоторной координации детей, то есть тех школьно-значимых функций, которые необходимы для успешного обучения в школе.
  • У ребенка развивается умелость рук, укрепляется сила рук, движения обеих рук становятся более согласованными, а движения пальцев дифференцируются, ребенок подготавливает руку к освоению такого сложного навыка, как письмо. Этому всему способствует хорошая мышечная нагрузка пальчиков. Одним из несомненных достоинств занятий с детьми дошкольного возраста является интеграция предметных областей знаний.

2.СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ

2.1. Описание вариативных форм, способов, методов и средств реализации программы «Чудесные фантазии».

 Форма проведения занятий: занятия проводятся в интегрированной форме, совместная деятельность, индивидуальная работа.                                                                                                                               Методы и приёмы: наглядный,  словесный, метод сенсорного насыщения и эстетического выбора, метод сотворчества, поисковых, игровых и творческих ситуаций.                                                                                            Средства: пластилин (пузырьковый, обычный), тесто, глина. Изобразительные инструменты, технические средства, ИКТ. Выбор тем занятий в программе зависит от принципов построения и реализации программы.

2.2. Перспективный план взаимодействия с родителями

Дата

Мероприятия

Сентябрь

 Консультация «Мы рисуем пластилином»

Буклет «Что такое пластилинография и тестопластики?»

Октябрь

Консультация «Роль пластилинографии в развитии мелкой моторики у ребенка»

Декабрь

Мастер класс по пластилинографии для родителей

Январь

Фотовыставка «Как я вместе со своей семьей развиваем пальчики средствами пластилинографией и тестопластикой»

Март

Ярморка мастеров

Май

Презинтация «Наше творчество» (отчет)

       

3. Организационный раздел

3.1. Перспективный план работы   парциальной программы «Чудесные фантазии» с детьми подготовительной группы:

Месяц

Тема

Программное содержание

Сентябрь

1 неделя

"Листик кленовый"  (на картоне)

Вызывать у детей эмоциональное, радостное отношение к яркой осенней природе средствами художественного слова, произведений живописи. Напомнить детям свойства пластилина, закрепить приемы его использования: прищипывание, сплющивание, оттягивание деталей от общей формы, плотное соединение частей путем примазывания одной части изделия к другой 

Сентябрь

2 неделя

"Астры и хризантемы"  (составление осеннего пейзажа)

Способствовать развитию у детей эстетического восприятия окружающего мира, научить замечать и любоваться природными формами растений. Продолжать осваивать навыки работы с пластилином: скатывать длинные колбаски и делить их стекой на равные части, перекручиватьпластилиновые колбаски в жгутики, наносить рельефный рисунок поверх-пластилиновой основы.

Сентя рь

3 неделя

«Гроздь рябины»

(Пластилинография)

Развивать у детей эстетическое восприятие природы и учить  передавать посредством пластилинографии изображение.

Учить  детей, отщипывать небольшие кусочки пластилина и скатывать маленькие шарики круговыми движениями пальцев, выкладывать из тонких колбасок силуэт грозди рябины сложный листик.

Сентябрь

4 неделя

«Яблоки поспели»

(работа с глиной)

Продолжать освоение приемов пластилинографии. Подвести к созданию выразительного образа посредством цвета и объема.

Закреплять умения детей аккуратно использовать глину в своей работе.

Октябрь

1 неделя

"Букет из осенних листьев". (Тестопластика)

.

Закреплять знания детей о колорите осени, полученные в процессе наблюдений за природой в осенний период времени;

закреплять умения детей в работе с тестом на плоскости.

Воспитывать чувство любви к красоте родной природы.

Октябрь

2 неделя

"Ежик с грибами"

(пластилин)

Учить создавать выразительный и интересный сюжет в полу объеме, используя нетрадиционную технику рисования пластилином. Совершенствовать технические и изобразительные навыки, умения. Использовать в работе различный бросовый материал. Развивать детское творчество.

Октябрь

3 неделя

"Во дворе"

(пузырьковый пластилин)

Продолжать освоение приемов лепки пузырькового пластилина.

Подвести к созданию выразительного образа посредством цвета и объема. Закреплять умения аккуратно использовать пластилин в своей работе.

Октябрь

4 неделя

«Петушок-золотой гребешок»

(глина)

Развивать практические умения и навыки детей при создании  заданного образа. Создавать лепную фигуру с выпуклым изображением,  полу объемным контуром.

Развивать специальные трудовые умения при использовании в  работе бросового материала.

Ноябрь

1-2 неделя

«Букет для мамы»

(тестопластика)

(2 занятия)

Создавать основу композиции – корзинку, переплетая  колбаски. Раскрасить их коричневым и белым цветом в шахматном порядке.

Формировать композиционные навыки.

Воспитывать любовь и уважение к близким людям, желание  доставлять радость своей работой.

Ноябрь

3 неделя

" Кудряшки для овечки "

(пластилин)

Развивать согласованность в работе обеих рук. Воспитывать навык аккуратной работы с пластилином. Учить детей для создания “кудряшек “ у овечки пользоваться вспомогательным приспособлением – круглой стекой.

Ноябрь

4 неделя

"Ателье мод"

(пластилинография)

Развивать у детей эстетическое восприятие, красоту в своем творчестве.

Декабрь

1 неделя

«Снежинка»

(пластилин)

Беседовать с детьми о зиме. Формировать эмоциональное восприятие окружающего мира, реалистическое представление о природе и снегопаде как природном явлении. Учить детей, выражать в художественно-творческой деятельности свои впечатления и наблюдения. Побуждать их передавать разнообразие форм снежинок. Поощрять инициативу и самостоятельность в создании снежинки с помощью пластилина. Развивать чувство цвета, закрепить знания об оттенках белого.

Декабрь

2 неделя

«Снегурочка»

(Глина)

Развивать мелкую моторику рук.

Закреплять умение работать с глиной, использовать ее свойства при раскатывании и сплющивании. Воспитывать усидчивость, желание доводить начатое до конца.

Декабрь

3 неделя

«Елка»

(пластилин)

Развивать образное мышление, умение создавать знакомый образ, с опорой на жизненный опыт детей. Закреплять умение использовать в работе нетрадиционную технику изображения – пластилинографию; добиваться реализации выразительного, яркого образа, дополняя работу элементами бросового материала (блестки);

Воспитывать самостоятельность.

Декабрь

4 неделя

«Новогодние игрушки»

(тестопластика)

Учить создавать композицию из отдельных деталей, используя имеющиеся умения и навыки работы с тестом. Развивать детское       творчество при создании и реализации замысла, как источник, доставляющий радость ребенку и всем окружающим его людям.

Январь

2 неделя

«Снеговик»

(пузырьковый пластилин)

Закреплять умение работать с пузырьковым пластилином, использовать его свойства при раскатывании и сплющивании.

Развивать мелкую моторику рук. Украшать работу, используя разнообразный бросовый материал.

Январь

3 неделя

"Творю что хочу" (самостоятельная деятельность детей)

Развивать умение самостоятельно задумывать сюжет картины.

Учить задавать вопросы, возникающие по ходу занятия. Закреплять умения оценивать работу сверстников и свою, радоваться успехам других

Февраль

1 неделя

«Живые яблочки на веточках»

(пластилин)

Развивать цветовосприятие.                  Расширить представления детей о зимующих птицах, условиях  их обитания. Научить изображать снегирей, передавать особенности внешнего облика. Закрепить приемы скатывания, расплющивания, деления на части с помощью стеки. Воспитывать самостоятельность.

Февраль

2 неделя

«Сердечки-валентинки»

(тесто)

Побуждать детей к изготовлению подарков для близких.

Развивать творческое воображение. Формировать навыки самостоятельной работы.

Февраль

3 неделя

"Кактус в горшке"

(пластилинография)

Расширять представления детей о комнатных растениях.

Развивать практические умения и навыки при создании заданного образа посредством пластилинографии.

Учить использовать возможности бросового материала для придания объекту завершенности и выразительности.

Февраль

4 неделя

"Галстук для папы"

(глина)

Побуждать детей к изготовлению подарков для близких. Развивать творческое воображение. Формировать навыки самостоятельной работы.

Март

1 неделя

«Фиалочки для мамочки»

(пластилин)

Способствовать расширению знаний детей о многообразии видов и форм растительного мира, укрепить познавательный интерес к природе. Учить создавать композицию из отдельных деталей, добиваясь целостности восприятия работы. Продолжать знакомить детей со средствами выразительности в художественно – творческой  деятельности: цвет, материал, составление композиции. Воспитывать аккуратность, самостоятельность.

Март

2 неделя

«Подснежники» (пластилинография)

Воспитывать эмоциональную отзывчивость к событиям, происходящим в жизни в определенное время года (весна, подснежники);  осваивать способ создания образа посредством пластилина на горизонтальной плоскости; закреплять навыки раскатывания, примазывания; испытывать чувство удовлетворения от хорошо и красиво сделанной поделки. Воспитывать самостоятельность.

Март

3 неделя

"Подводный мир» (пластилинография)

 Обобщить представления детей об обитателях подводного мира. Продолжать осваивать приемы работы с пластилином: преобразовывать шарообразную форму в овальную, выгибать исходную форму в дугу, выполнять налепы на готовую основу изображаемого объекта.

Развивать эстетическое и образное мышление.

Март

4 неделя

"Украшение для мамы".

(Тестопластика)

Приобщать детей к миру искусства, развивать фантазию творчества, воображение, наглядно-образное мышление, зрительную память. Закреплять представления о цвете и размерах предметов

Апрель

1 неделя

"Весенняя капель"

(Пластилин)

Формировать у детей интерес к пробуждающейся весенней природе.

Закреплять умение и навыки детей в работе с пластилином. Продолжать развивать мелкую моторику рук.

Апрель

2 неделя

"Пасхальное яичко"

(тестопластика)

Знакомить детей с историей праздника Пасхи, прививать интерес к старинным семейным традициям, донести до детей красоту, духовность народных традиций.

Продолжать учить детей, проявлять свою фантазию и воображение в лепке.

Апрель

3 неделя

«Цветущая веточка»

(Пластилин)

Развивать у детей эстетическое восприятие, любовь к природе, желание передать ее красоту в своем творчестве. Изображать ветку цветущего дерева с помощью пластилина. Создавать композицию из отдельных деталей, используя имеющие умения и навыки работы с пластилином – раскатывание, сплющивание.

Май

1 неделя

«Бабочки, жучки»

(Глина)

Обобщить представление о насекомых. Развивать умение работать в коллективе дружно и аккуратно, творческое и образное мышление детей. Поощрять инициативу детей и желание дополнить композицию

Май

2 неделя

«Земляничка» (Пластилин)

Способствовать расширению знаний детей о многообразии видов и форм растений. Закреплять познавательный интерес к природе. Продолжить обучение созданию композиции из отдельных деталей, добиваясь целостности восприятия картины. Способствовать развитию формообразующих движений рук в работе с пластилином.

Май

3 неделя

«Божья коровка налеп ромашке»

(Пластилин)

Вызвать интерес к окружающему миру, формировать реалистические представления о природе. Использовать знания и представления об особенности строения насекомых в своей работе. Воспитывать умения с помощью взрослого находить ответы на вопросы в ходе работы.

3.2. Используемая литература

1. Анищенкова Е.С. Пальчиковая гимнастика для развития речи дошкольника. М.АСТ. А  Стрель2006.

2. Бондоренкою А. К. Словесные игры в детском саду. Просвещение.1997.

3. Горичева В.С. , Нагибина М.И. «Сказку сделаем из глины, теста, снега, пластилина» - Ярославль: «Академия развития», 1998г.

4. Давыдова Г.Н. «Пластилинография» - 1,2.3.4 – М.: Издательство «Скрипторий 2003г», 2006.

5. Кард  В., Петров С.  «Сказки из пластилина» - ЗАО «Валерий СПб», 1997 – 160 » (Серия «Учить и воспитывать, развлекая)

6. Ляхов П.Р.  - Я познаю мир. Животные. Детская энциклопедия-М.2003.

7. Ткаченко Т. Б. Сторадуп К.И.Лепим из пластилина.- Ростов на Дону - Издательство» Феникс» 2003

8. Фролова Г.А. Физкультминутка. Дмитров. Издательский дом «Карапуз».1998.

10. Мастерилка Н.Г Чаянова: Соленое тесто Дрофа плюс 2009 год.

11. Поделки из соленого теста.  ООО "Издательство Оникс", 2009

  1. https://gorshkova  
  2. nfdou2.edumsko.ru/articles/konspekt_zanyatiya_po_plastilinografii_v_podgoto
  3.  https://nsportal.ru/detskiy-sad/applikatsiya-lepka/2014/12/06/konspekty-zanyatiy-po-plastilinografii 
  4. http://ped-kopilka.ru/blogs/ana-aleksandrovna-mahotina/konspekt-zanjatija-podgotovitelnoi-grupe-ruskaja-matreshka.html
  5.  https://slovopedagoga.ru/servisy/publik/publ?id=5234


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа в старшей, подготовительной группе

  Рабочая программа в старшей, подготовительной группе...

Рабочая учебная программа воспитателя подготовительной группы

Составлена на основе примерной общеобразовательной программы дошкольного образования "От рождения до школы" под ред. Н.Е.Вераксы,Т.С.Комаровой,М.А.Васильевой...

Рабочая программа для воспитанников подготовительной группы МБДОУ детский сад №3 на 2014-2015г.

Рабочая программа для детей ощеразвивающей направленности от 6 до 7 лет....

Рабочая программа воспитателя ДОУ подготовительная группа

Расбочая программа воспитателя в подготовительной группе...

Рабочая программа по ФК ( подготовительная группа)

Рабочая программа является «открытой» и предусматривает вариативность, интеграцию, изменения и дополнения по мере профессиональной необходимости....

Рабочая программа воспитателя по подготовительной группе

Цели и задачи:- забота о здоровье;- обеспечение равных возможностей для полного развития;- создание в группах доброжелательной атмосферы- реализация Программы в формах, специфических для детей...