Методика развития изобразительного творчества дошкольников в декоративной лепке.
учебно-методический материал по аппликации, лепке (младшая группа)
Изобразительная деятельность ребенка, которой он только начинает овладевать, нуждается в квалифицированном руководстве. Для того, чтобы развить у каждого малыша творческие способности, заложенные природой, воспитатель должен сам разбираться в изобразительном искусстве, в детском творчестве, владеть необходимыми способами художественной деятельности....
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metodika_razvitiya_izobrazitelnogo_tvorchestva_doshkolnikov_v_dekorativnoy_lepke.docx | 41.08 КБ |
Предварительный просмотр:
Методика развития изобразительного творчества дошкольников в декоративной лепке
Изобразительная деятельность ребенка, которой он только начинает овладевать, нуждается в квалифицированном руководстве. Для того, чтобы развить у каждого малыша творческие способности, заложенные природой, воспитатель должен сам разбираться в изобразительном искусстве, в детском творчестве, владеть необходимыми способами художественной деятельности.
Основная цель состоит в том, чтобы раскрыть вопросы методики работы с детьми по обучению их лепке, развитию творчества. Детское изобразительное творчество может успешно развиваться только при условии целенаправленного руководства со стороны воспитателя. Такое руководство возможно в том случае, когда педагог знает, чему и как (программное содержание и методика) учить детей, имеет необходимую подготовку в области искусства, сам владеет изобразительными навыками и умениями.
Занятия по лепке в детском саду начинаются с младшей группы. Лепные работы малышей отличаются, прежде всего, мало отчетливой формой изображения, которая получается в результате того, что дошкольники работают всей кистью руки, так как движения пальцев еще недостаточно развиты и слабо координированы. Кроме того, дети еще не владеют действенным глазомером и не могут осуществлять визуальный контроль за результатами своей работы.
Младшие дошкольники в детском саду охотно лепят, точнее, манипулируют с материалом, разминая его ладошками, расплющивая и даже пытаясь отщипнуть кусочек. В младшей группе дети получают первые навыки обращения с материалом, поэтому особенно важно правильно ознакомить детей со специфическими свойствами материала и первоначальными приемами работы с ним, которые не могут быть оторваны от доступного малышам содержания. Воспитатель показывает дошкольникам простейшие предметы, имеющие пластические формы, обращая внимание на их форму, некоторые наиболее характерные несложные детали, знакомит с названиями этих форм и деталей, учит изображать их в лепке при помощи легких и простых приемов.
В число предметов, которые воспитатель предлагает изобразить детям, входят главным образом хорошо знакомые малышам игрушки, предметы, связанные с игрой в куклы (угощение для кукол), простые по форме вещи - овощи, ягоды, фрукты. При обучении маленьких детей особенно необходимо, чтобы они хорошо видели руки воспитателя, демонстрирующего приемы работы. Словесные пояснения воспитателя должны быть краткими, выразительными и содержать в себе только основное, необходимое.
Для ребенка младшего дошкольного возраста наиболее значительным являются физические свойства глины, теста или пластилина: вязкость, пластичность, величина, масса и др. Малыш фактически знакомится со свойствами материала и производит игровые действия с ним. Этот период увлечения свойствами глины или теста называется до изобразительным. Он проходит быстрее, чем в рисовании, так как действия с объемным, легко поддающимся воздействию материалом быстро приводят к осмысленному интересу к результату.
До изобразительного периода проходит примерно следующим образом. Вначале дети отрывают от общего кома глины или теста большие и маленькие комочки, которые совсем не обрабатываются. Затем начинают их нагромождать один на другой, раскатывать на дощечке, расплющивать рукой о доску. Фактически дети действуют с глиной или тестом, не ставя перед собой цели что-либо изобразить.
Так как освоение материала малышами происходит под руководством воспитателя, то дети быстро переходят от до изобразительного периода к изобразительному. Они начинают более осмысленно изменять бесформенные комочки материала, раскатывая их продольными и вращательными движениями ладошек сначала просто о стол или доску, а затем между ладонями; сравнивать полученные формы со знакомыми предметами, а в дальнейшем создавать простые предметы по заданию воспитателя: палочки, столбики, колечки, шарики, бусы, грибы.
С первых же занятий воспитатель учит малышей правильно сидеть, не прижимаясь грудью к столу, не сгибаясь над доской, учит правильному положению рук - обе руки до локтя на столе, учит правильным движениям рук, пальцев в процессе работы. Вначале малыши лепят ладонями - раскатывают, сдавливают, затем лепят с участием одного пальца и затем с участием нескольких пальцев, отрывая кусочки глины, прикладывая, расплющивая, прищипывая. К концу года дошкольники должны научиться аккуратно обращаться с материалом, элементарно передавать основную форму предмета.
Задачи и программа обучения.
Большая часть младших дошкольников никогда не видела глины, теста или пластилина, не имеет понятия об этом материале, его свойствах. В первый раз, внося его малышам, воспитатель показывает детям материал, называет его, объясняет, что из материала можно лепить. Все это - новые, незнакомые для детей слова и объяснение, что из представленного материала можно лепить, - воспитатель подкрепляет показом, что значит «лепить». Он говорит, что можно вылепить интересные вещи, что он сам может вылепить все, что захочет. Тут же, на глазах у детей, воспитатель лепит 2-3 простых предмета - шарик, баранку, лепит и какой-нибудь более сложный предмет, способный еще более заинтересовать детей - фигурку зайчика, игрушечного медведя. Такой прием вызывает у малышей интерес к материалу, к действиям с ним, дети с нетерпением ждут, когда им самим дадут в руки этот замечательный материал, когда они сами смогут что-нибудь слепить. Иногда, видя большое желание малышей попробовать поработать с новым материалом, воспитатель дает им по небольшому кусочку сразу же после показа.
Обучение лепке младших дошкольников в основном сводится к общим учебно-воспитательным задачам: содействовать формированию у малышей интереса к лепке, знакомить их со свойствами материала, учить правильно пользоваться глиной или тестом, обучать простейшим техническим приемам, учить лепить несложные предметы. Занятия лепкой открывают большие возможности для развития маленького ребенка. Дошкольника увлекают разнообразные действия с материалом: соединение и расплющивание, скатывание и раскатывание. Во время всех этих действий у малышей возникает радость от ощущения собственной силы, под воздействием которой комочек глины или теста видоизменяет свою форму. Возникающий интерес малышей к свойствам материала и действию с ним нужно направлять на изображение конкретных предметов, иначе дети будут разбрасывать материал и размазывать по доске.
В результате усвоения элементарных действий с материалом малыши должны овладеть умением лепить предметы простейшей формы. Младший дошкольник еще не умеет соразмерять силу движения, давления на комок глины или теста, а, следовательно, и результаты его работы могут быть различными, например, столбики из глины или теста разной длины и толщины. Это не должно смущать воспитателя, так как основным на данном этапе является научить малышей движению, которое даст возможность получить цилиндрическую форму. Следующий этап заключается в овладении приемами изображения шаровидной формы (шарик, мяч, апельсин и т.д.). Здесь так же, как при изображении предметов цилиндрической формы, следует научить малышей четкости движений, посредством которых будут создаваться предметы шаровидной формы. Движения, образующие шар, являются более сложными по сравнению с движениями при создании цилиндра, так как они требуют большего зрительного контроля и слаженности действия обеих рук. На основе приобретенных навыков по лепке цилиндра и шара малыши переходят к изображению определенных предметов, например: из нескольких столбиков делают забор, из согнутого столбика - баранку, из нескольких колец - башенку, а погремушку - из столбика и шара.
На каждом занятии, кроме задач учебного характера, ставятся задачи по развитию у малышей желания при виде глины или теста лепить из них, самостоятельно брать материал в руки и действовать с ним. На повторных занятиях у детей воспитывается умение вспоминать и самостоятельно использовать приемы работы с глиной.
Методы и приемы обучения.
Обучение в младшей группе имеет свои особенности. Так, в начале года, когда дети еще не привыкли к занятиям, их объединяют маленькими подгруппами (по 5-6 человек). Воспитатель садится рядом с малышами и медленно, размеренно показывает и объясняет необходимые действия с материалом. Если окажутся малыши, которые не захотят заниматься с глиной или тестом, нужно дать их потрогать, помять, показать, как отрывать маленькие кусочки и снова соединять их в общий ком.
Первые занятия по лепке проводятся в течение 5-8 мин с каждой подгруппой. После того как малыши ознакомились с материалом, научились им пользоваться, можно приступить к фронтальным занятиям со всей группой. На этом этапе применяется информационно-рецептивный метод. Малыши вызываются на подражание, на повторение формообразующих движений. Большое значение при обучении малышей имеет не только показ, но и объяснение, поэтому воспитатель поясняет каждое свое действие: «Положу кусок глины на ладонь и покрою другой ладонью, а потом покатаю его между ладонями - вперед и назад - получится столбик». И еще раз повторяет: «Когда раскатываешь глину между ладонями вперед и назад, получается столбик». Подобными пояснениями необходимо сопровождать каждое занятие, чтобы малыши активнее воспринимали определенную последовательность при изображении и в дальнейшем могли самостоятельно использовать приобретенные умения.
Часть занятий можно проводить в виде демонстрации воспитателем процесса изображения знакомых детям предметов. Малышам интересно наблюдать, как из куска глины в руках воспитателя получается цыпленок или птичка, погремушка, зайчик, куколка. Маленьким детям нравится узнавать эти предметы; они называют их, определяют знакомую форму частей, выражая жестами и смехом свое удовольствие. Конечно, многие из описанных предметов малыши лепить еще не могут, но посмотреть, как они быстро получаются в умелых руках воспитателя, очень важно.
Необходимым условием при обучении детей младшего дошкольного возраста является использование игровых приемов и обыгрывание тех предметов, которые будут лепить дети. Так, перед лепкой мяча малышам предлагают поиграть с маленькими мячами, покатать их между ладонями. Делается это для того, чтобы дети лучше поняли характер формы шара, а вместе с этим и действие, которое нужно будет произвести во время лепки. Такие игры и упражнения можно проводить не только перед занятием со всеми малышами, но и во время занятия с теми, у кого не получается нужное действие.
Интерес к лепке вызывается у малышей и тем, что с вылепленными предметами можно действовать, играть. Например, мячик, который вылепят дети, можно катать по дорожке и наклонной доске; несколько столбиков, сделанных детьми и поставленных около домика из картона, образуют подобие забора. Вместо дома около забора можно поставить какие-либо другие мелкие игрушки из пластмассы или из дерева: петуха, кур, зайца, кошку, собаку.
Занятия по лепке в младшей группе носят предметный характер, то есть дети лепят отдельные фигурки, не связанные сюжетом, и, пока дети не освоят способов лепки, задание дает воспитатель. Но по мере приобретения навыков работы с глиной или тестом дети могут лепить и по собственному замыслу, но эти занятия сложны для малышей, и подводить к лепке по собственному замыслу надо постепенно, активизируя мыслительные процессы во время лепки отдельных фигурок. Достигается это путем вопросов, которые задает воспитатель, например: «Дети, что получится, если к шарику прикрепить столбик». Или: «Что выйдет, если согнуть глиняную палочку?» Если дети затрудняются с ответом, воспитатель подсказывает результат и демонстрирует предметы или вылепленные заранее фигурки.
В занятиях без задания малыши лепят по представлению, используя полученные навыки. Повторение и упражнение в младшей группе способствуют более прочному усвоению умений и навыков в работе с материалом, в изображении простейших предметов. Работа с материалом у маленьких детей имеет определенное своеобразие: малыши лепят по показу воспитателя, запоминая движения его рук, далее, увлеченные самим процессом лепки, дети лепят по представлению.
Направить малышей на более осознанное и самостоятельное использование способов лепки можно и следующим образом: «Дети, у меня есть шарик и столбик», - говорит воспитатель. «Что нужно сделать, чтобы получилась погремушка?». В другом случае каждому ребенку дается два шарика (один - большой, другой - маленький), диск и два столбика, одновременно ставится задание: возьми, что хочешь, составь какую-нибудь игрушку. Пока дети думают и пробуют соединить части, воспитатель вопросами и советами направляет их на правильное решение, постепенно развивая детскую самостоятельность и мышление.
Малыши играют на занятии с кусочками материала в процессе работы, по-разному объединяя эти кусочки и каждый раз по-новому называя получившуюся форму, находя в ней сходство с реальным предметом. В этой именно игре и заключается у маленьких детей занятие лепкой по замыслу. Дошкольники играют и с вылепленными по заданию воспитателя мячом, кукольными угощениями, фигурками. Это повышает интерес малышей к лепке, вызывает желание лепить чаще, способствует расширению тематики работы по замыслу детей. Там, где воспитатель часто лепит сам, умеет вылепить для детской игры несложную игрушку, провести показ, дать указание, работы младших дошкольников всегда содержательны, интересны, выразительны, сходны с оригиналом, там дети часто лепят в часы игр, обогащая содержание творческих игр, расширяя их тематику.
Если результаты лепки связаны с игрой, занятия детей по замыслу становятся интересными, обогащаются новыми темами, малыши многое придумывают для своих игр и прилагают больше усердия и интереса к работе. В таких случаях дети активно используют пластилин или заготовленную заранее глину в часы игр, дополняя их необходимыми игрушками игр в магазин, детский сад, зоопарк и т.д. Именно эти дети в школе стремятся в кружки рисования и лепки.
Таким образом, в течение первого и второго годов пребывания в детском саду малыши усваивают ряд навыков, помогающих им при изображении предметов. Для этого воспитатель показывает им простейшие приемы лепки. Это кругообразные движения ладоней для получения округлых предметов (яблоки, мячи, шарики), сплющивание между ладонями (лепешки, котлеты, блины, оладьи), продольные движения ладоней для получения удлиненных форм (колбаса, сардельки, сосиски), отщипывание пальцами кусочков от цилиндрической формы и скатывание мелких шариков (вишни, сливы, яички, драже).
Далее идет более сложная работа пальцами - нажим пальцем с оставлением следа (пряники, печенье, пирожные), сгибание столбиков с соединением концов, сплетением (бублики, баранки, сушки, сдобы, крендельки). Дети упражняются в полученных навыках, видоизменяют полученные формы, придавая им сходство со знакомым предметом (фрукты, овощи, ягоды). В конце года дети могут лепить более сложные предметы из 2-3-х частей (грибы, башенки из шариков и колец, погремушки, матрешку, девочку в шубке).
В итоге, благодаря разнообразным методам и приемам обучения малыши приобретают уверенность в использовании способов работы и могут перейти к лепке по собственному замыслу.
Важным моментом в проведении занятия является оценка деятельности малышей. Воспитателю нужно рассказать, как дети работали во время занятия и как выполнили правила лепки. В целом занятию дается положительная оценка (надо похвалить всех малышей), которая должна вызвать хорошее, радостное настроение от самого процесса и результатов работы и поддержать у детей желание лепить в другой раз. Все работы малышей надо поместить на стенд и некоторое время сохранить, чтобы иметь возможность возвращаться к их анализу.
Важное значение в процессе обучения лепке имеет правильно подготовленный материал и оборудование: хорошо подготовленная глина (один шарик диаметром 5 см для каждого ребенка) и плотно лежащие на столе толстые доски (толщина 1 см) или кафельные плитки (15x15 см). Легковесные подкладки в виде кусков клеенки, картона, бумаги использовать на занятиях по лепке не рекомендуется, так как у детей появляется желание поиграть с этими предметами: они завертывают глину в клеенки и т.д., отвлекаясь от основной цели занятия.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Обучение элементам дизайна как условие развития изобразительного творчества дошкольников»
ДОКЛАД на научно - практическую конференцию работников отдела образования городо Свободного...
Использование нетрадиционных техник рисования в развитии изобразительного творчества дошкольников
Статья об использовании нетрадиционных техник рисования на занятиях в ДОУ....
Полоролевой подход процесса развития изобразительного творчества дошкольников
Полоролевой подход процесса развития изобразительного творчества дошкольниковВ настоящее время центральным направлением в педагогике является личностно-ориентированный подход к каждому ребенку. В связ...
Применение соленого теста в развитии изобразительного творчества дошкольников
В последнее время лепка из солёного теста набирает все большую популярность. Этот вид народного творчества стал популярным не так давно, хотя истоки его лежат в самых древних пластах славянской культу...
«Развитие изобразительного творчества дошкольников через использования нетрадиционных техник в декоративном рисовании» (на примере дымковской игрушки).
Теперь приступаем к росписи игрушек. Дымковские мастера лепили игрушки зимой, когда вокруг все было белым-бело и хотелось им сделать игрушку такой же белой и чистой....
Презентация"Использование в практике работы с детьми нетрадиционных приемов рисования, как средства развития изобразительного творчества дошкольников".
В презентации представлена система работы по развитию детского творчества через включение в изобразительную практику нетрадиционных приемов рисования ....
Презентация "Нетрадиционные техники рисования как средство развития изобразительного творчества дошкольников"
Презентация "Нетрадиционные техники рисования как средство развития изобразительного творчества дошкольников"Цель: формирование у детей интереса к изобразительной деятельности через нетрадиц...