«Дымковская игрушка» творческий проект
проект по аппликации, лепке
Дети не знали, как создается дымковская игрушка?
Где родилась дымковская игрушка?
Как возник этот вид промысла?
Для чего нужны дымковские игрушки?
Особенности производства дымковской игрушки.
Порядок лепки игрушки. Характер росписи игрушек.
Основная цель: Знакомство детей с особенностями и этапами изготовления дымковских изделий и историей возникновения этого промысла
Основные задачи:
1. Изучить и исследовать историю и традицию возникновения дымковской игрушки.
2. Выявить разнообразие форм геометрических орнаментов, цветовую гамму.
3. Способствовать эстетическому воспитанию дошкольников, воспитывать уважение, восхищение художественным мастерством умельцев, через ознакомление детей с народными традициями декоративно-прикладного искусства.
4. Создать коллекцию дымковских игрушек, оформить выставку
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
dymkovskaya_igrushka_tvorcheskiy_proekt.docx | 48.87 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Центр развития ребёнка - детский сад № 18 «Теремок»
«Дымковская игрушка»
творческий проект
Авторы проекта:
Ягодкина Елизавета Павловна,
Завьялова Галина Викторовна
2019
Паспорт проекта
Наименование проекта | «Дымковские игрушки» Творческий проект |
Заказчик проекта | Администрация МБДОУ «Центр развития ребёнка – детский сад №18 «Теремок», города Юрги. |
Основание для разработки проекта |
|
Авторы составители проекта | Руководители проекта: Ягодкина Елизавета Павловна, воспитатель, высшая квалификационная категория Завьялова Галина Викторовна, воспитатель, высшая квалификационная категория Координатор проекта: Исаченко Любовь Станиславовна, высшая квалификационная категория. |
Цель и задачи проекта | Основная цель: Знакомство детей с особенностями и этапами изготовления дымковских изделий и историей возникновения этого промысла Основные задачи:
|
Сроки и этапы реализации проекта | 2019-2020 гг. I этап – организационно-подготовительный (01.10.2019-01.11.2019г) Задача: анализ ситуации; изучить истоки дымковской игрушки; выявить разнообразие форм геометрических орнаментов, цветовую гамму. II этап – основной - практический (01.11.2019-02.12.2019 г) Задача: научить превращать глину, пластилин в дымковскую игрушку; развивать художественный вкус, учить видеть красоту и выразительность образной передачи жизни в игрушках отдаленного прошлого и современности; развивать способности на основе дифференцированного подхода к одаренным детям. Повысить компетентность педагогов и родителей в вопросах развития детей в декоративно-прикладном искусстве. Приобщать к народным традициям, к русскому народному творчеству и создать условия для развития детей в декоративно-прикладном искусстве. III этап – итоговый (02.12.2019-31.12.2019 г) Задача: обобщение опыта; слайд – презентация «Дымковская барышня» по итогам реализации проекта. Воспитание интереса к народному творчеству и бережное отношение к традициям народа. Создание коллекции дымковских игрушек, оформление выставки «Дымковская барышня». |
Механизм реализации проекта | Проект реализуется через систему методической работы, непрерывное образование и самообразование, взаимодействие всех участников воспитательно-образовательного процесса. |
Ожидаемые результаты проекта | После реализации данного проекта мы ожидаем получить следующие результаты:
|
Объем и источники финансирования проекта | Управляющий совет МБДОУ «ЦРР ДС №18 «Теремок» |
Организация контроля за исполнением проекта | Координацию работ и контроль за исполнением проекта осуществляет Администрация МБДОУ «ЦРР ДС №18 «Теремок», координатор проекта старший воспитатель Исаченко Л.С. Контроль за целевым использованием финансовых средств осуществляет Байбулатова В.С., председатель Управляющего совета МБДОУ «ЦРР ДС №18 «Теремок». |
Содержание
Описание проекта................................................................................................................ | 3 |
Постановка проблемы......................................................................................................... | 3 |
Актуальность проекта……………………………………………………………………. | 4 |
Новизна проекта………………………………………………………………………….. | 4 |
Цели проекта........................................................................................................................ | 4 |
Задачи проекта……………………………………………………………………………. | 5 |
Механизм реализации проекта........................................................................................... | 5 |
Ресурсное обеспечение....................................................................................................... | 6 |
Этапы реализации проекта…………………………………………………………….… | 7 |
Оценка результатов………………………………………………………………………. | 9 |
Ожидаемые результаты проекта……………………………………………………….... | 9 |
Критерии эффективности реализации проекта................................................................. | 9 |
Перспектива проекта........................................................................................................... Нормативно-правовая база………………………………………………………………. Список литературы………………………………………………………………………. | 10 10 11 |
Описание проекта
«Пусть ребенок чувствует красоту
и восторгается ею, пусть в его сердце
и в памяти навсегда сохранятся образы,
в которых воплощается Родина»
В. А. Сухомлинский
Постановка проблемы
Ребенок и декоративно-прикладное искусство таит в себе много загадок и вопросов. В нашу эпоху кризиса односторонне – рационалистического направления образовательной системы взоры многих обратились в сторону русского народного творчества. Но, к сожалению, инерцию логического к постижению окружающего мира пока удается преодолеть немногим. Это касается не только естественнонаучных областей знания, но и области так называемого «приобщения» ребенка к русскому народному творчеству в декоративно-прикладном искусстве.
Народное декоративно-прикладное искусство – одно из средств воспитания дошкольников.
В дошкольном возрасте начинается знакомство детей с декоративно-прикладным искусством Хохломы, Городца, дымковской, каргопольской, филимоновской игрушками. Ребят приобщают к устному народному творчеству, народным играм и хороводам. В народном искусстве обобщены представления о прекрасном, эстетические и духовные идеалы народа. Это традиции, обычаи, особенности жизни, быта, которые передаются из поколения в поколение.
Художественное творчество для дошкольников предполагает интеграцию продуктивной деятельности в области эстетического освоения мира в разных формах.
Формирование творческой личности начинается уже в дошкольном возрасте. Игнорирование или формальный подход к проблеме творчества в дошкольном детстве чреваты невосполнимыми потерями в развитии личности в последующие годы.
«Центр развития ребёнка - детский сад № 18 «Теремок» - это муниципальное бюджетное образовательное учреждение, где развитие творческих способностей личности обеспечивается через русское народное творчество в декоративно-прикладном искусстве.
Концепция проекта
Детское творчество – основной способ существования и развития личности, в котором ребенок проявляет свое понимание окружающего, раскрывает свой внутренний мир, ценности переживаний, особенности восприятия, представлений, интересов способности в самообразования для успешной самореализации в настоящем и в будущем.
Актуальность проекта
Не секрет, что представления у детей о русской культуре бывают, отрывочны и поверхностны. В наше время мало внимания уделяется знакомству детей и с различными видами декоративно-прикладного искусства, и с народными традициями. А в нашем городе меньше возможностей реально приобщить детей к народной культуре, так как нет разнообразия выставок народно-прикладного искусства, отсутствуют музеи русского зодчества, краеведческих экспозиций и др. Поэтому эта проблема актуальна, необходимо проводить работу по приобщению дошкольников и их родителей (законных представителей) к народно-прикладному искусству. Ведь именно занятия декоративным рисованием могут научить детей воспринимать прекрасное и доброе и красивое.
Гипотеза исследования
Современное дошкольное учреждение призвано выполнить просветительскую миссию, от которой, без преувеличения, зависит будущее нашей страны. Для этого необходимо новое образовательное пространство, которое гармонично объединяет различные направления и области, помогающие каждому ребенку открыть для себя прекрасный, сложный и многогранный мир.
Новизна проекта заключается в комплексном подходе, в соблюдении принципов систематичности, последовательности и непрерывности в содержании и организации работы по проекту, использовании интерактивных методов обучения и воспитания в декоративно-прикладном искусстве.
Основным фактом, обеспечивающим эффективность воспитательно-образовательного процесса, является личностная включённость детей и родителей в творческий процесс.
Проект позволяет детям и родителям заниматься любимым делом и одновременно приносит пользу окружающему миру.
Таким образом, был сделан вывод, что необходимо приобщать к русскому народному творчеству и создать условия для развития детей в декоративно-прикладном искусстве.
Все выше приведенные данные позволили мне сформировать цель проекта и его задачи.
Цель: Знакомство детей с особенностями и этапами изготовления дымковских изделий и историей возникновения этого промысла.
Задачи проекта:
- Изучить и исследовать историю и традицию возникновения дымковской игрушки.
- Выявить разнообразие форм геометрических орнаментов, цветовую гамму.
- Способствовать эстетическому воспитанию дошкольников, воспитывать уважение, восхищение художественным мастерством умельцев, через ознакомление детей с народными традициями декоративно-прикладного искусства.
- Создать коллекцию дымковских игрушек, оформить выставку
Механизм реализации проекта Проект реализуется через систему методической работы, непрерывное образование и самообразование, взаимодействие всех участников воспитательно-образовательного процесса.
Формы работы с дошкольниками:
- беседы о дымковских игрушках, об особенностях узора, композиции, цветосочетании
- рассматривание элементов росписи
- рисование основных элементов дымковской росписи в порядке усложнения
- совместная деятельность детей и взрослых (педагогов и родителей)
- познавательные рассказы воспитателя
- просмотр слайдов
- дидактические игры
- чтение и заучивание стихотворений и загадок о дымковских игрушках
- раскрашивание плоскостных силуэтов дымковских игрушек
- рассматривание иллюстраций и др.
Индивидуальные формы:
- индивидуальные консультации педагога для родителей и педагогов ДОУ;
- индивидуальная работа в основной образовательной деятельности (ООД) с детьми;
- индивидуальная диагностика, наблюдение, анкетирование.
Групповые, массовые формы:
- групповая ООД, совместная деятельность, мероприятия художественно-эстетической направленности;
- мастер-класс (специалисты и родители).
Наглядные методы:
- интерактивные методы обучения и воспитания;
- фото-видео съемки;
- смотры-конкурсы;
- выставки детского творчества (художественного творчества и декоративно-прикладного).
Словесные методы:
- беседы;
- дидактические игры, игровые упражнения, вербальные и художественные упражнения;
- сказки.
Взаимодействие с родителями (законными представителями):
- консультация для родителей «Влияние народных промыслов «Дымка» на эстетическое воспитание детей дошкольного возраста»
- консультация для родителей "Народные игры в семье»
- беседы, устные консультации об особенностях специфики дымковской игрушки;
- информация о декоративно-прикладном искусстве;
- проведение выставок рисунков детей и их родителей;
- проведение совместных досугов, развлечений;
- посещение музеев;
- приглашение родителей на Дни открытых дверей.
Ресурсное обеспечение
Творческая группа проекта
Руководитель проекта Ягодкина Е.П., воспитатель, Завьялова Г.В., воспитатель.
Родители детей (законные представители).
Координатор проекта Исаченко Л.С., старший воспитатель, социальные партнеры проекта.
Материально-техническое обеспечение «Центр развития ребенка – детский сад №18 «Теремок»» соответствует успешной реализации проекта.
На базе учреждения имеются: музыкальный зал, оборудованный согласно современным требованиям (мультимедийный комплекс, ноутбук музыкальный центр). Методический кабинет (ноутбук, компьютер, цифровой телевизор видеокамера, фотокамера). Групповая комната (ноутбук, цифровой телевизор, дидактические, развивающие пособия, игры, книги, фотографии). Информационные ресурсы (научная и педагогическая литература по данной проблеме).
Деятельность педагога:
- подбор литературы о народном промысле "Дымка"
- иллюстраций дымковских изделий
- изготовление дымковских игрушек
- создание мини-музея «Дымковская игрушка»
Продукт проектной деятельности:
- мультимедийная презентация «Дымковская игрушка»;
- литературно-художественный материал: стихи о дымковских игрушках; исторические справки;
- мини-музей «Дымковская игрушка».
Этапы реализации проекта:
Проект осуществляется в несколько этапов:
- Организационно-подготовительный.
- Основной (этап непосредственной реализации).
- Итоговый (результативный, рефлексивный).
I этап - организационно-подготовительный:
Задача: анализ ситуации; изучить истоки дымковской игрушки; выявить разнообразие форм геометрических орнаментов, цветовую гамму.
Используемые формы работы:
- обозначение проблемы и темы проекта, определение цели и основных задач;
- подбор и изучение литературы по проблеме,
- подбор творческих заданий, игр, иллюстраций, наглядных пособий, музыкального сопровождения на развитие художественно-творческих способностей в соответствии с возрастом;
- посещение музеев изобразительного искусства и краеведения г. Юрги;
- разработка конспектов непосредственно-образовательной деятельности, сценариев бесед;
- подбор и составление консультативного материала для педагогов и родителей;
- составление плана реализации проекта;
- создание презентации «Дымковская игрушка».
II этап – основной- практический:
Задача: научить превращать глину, пластилин в дымковскую игрушку; развивать художественный вкус, учить видеть красоту и выразительность образной передачи жизни в игрушках отдаленного прошлого и современности; развивать способности на основе дифференцированного подхода к одаренным детям.
Повысить компетентность педагогов и родителей в вопросах развития детей в декоративно-прикладном искусстве. Приобщать к народным традициям, к русскому народному творчеству и создать условия для развития детей в декоративно-прикладном искусстве.
Используемые формы работы:
- ознакомление с историей промысла;
- ознакомление с особенностями росписи дымковской игрушки;
- составление орнаментов;
- роспись бумажных силуэтов и объемных форм.
Представляет собой прохождение 3 модулей:
1. Работа с ребенком
- приобщать к народному декоративно-прикладному искусству;
- обеспечить условия для взаимосвязи изобразительной деятельности с другими видами образовательных областей в едином педагогическом процессе;
- способствовать самореализации.
2. Работа с педагогами
- активное вовлечение в творческий процесс по пополнению коллекции дымковских игрушек и систематизации методического обеспечения;
- повышение профессионального мастерства с целью правильной организации воспитательно-образовательного процесса с одаренными воспитанниками.
3. Работа с родителями
- привлечение родителей к активному участию в эстетическом воспитании дошкольников;
- психолого-педагогическая поддержка через ознакомление детей с народными традициями декоративно-прикладного искусства.
- воспитывать уважение, восхищение художественным мастерством умельцев
Данный этап проекта включает в себя следующее:
- приобретение наглядно - дидактических пособий;
- создание коллекции дымковских игрушек в ДОУ;
- проведение индивидуальной работы с детьми по формированию художественно – творческих способностей;
- мастер – класс для воспитателей по теме «Дымковская барышня».
- консультация для педагогов ДОУ «Влияние народных промыслов «Дымка» на эстетическое воспитание детей дошкольного возраста».
III этап – итоговый
Задача: обобщение опыта; слайд – презентация «Дымковская барышня» по итогам реализации проекта. Воспитание интереса к народному творчеству и бережное отношение к традициям народа. Создание коллекции дымковских игрушек, оформление выставки «Дымковская барышня».
Этот этап проекта включает анализ проведенной диагностической и практической работы:
- проведение диагностики успехов детей;
- проведение консультации, мастер-класса для педагогов ДОУ;
- пополнение изделий народного декоративно-прикладного искусства «Дымка»;
- организована выставка детских работ «Дымковская барышня» в ДОУ.
- обобщение результатов работы;
- оформление мини-музея «Дымковская игрушка».
Содержание проекта включает себя творческую деятельность всех участников воспитательно – образовательного процесса.
Итоговое мероприятие в форме интегрированного развлечения для детей и родителей.
Оценка результатов
Способы оценки эффективности проекта
Эффективность проекта будет оцениваться администрацией «Центра развития ребёнка – детский сад № 18 «Теремок», родителями и непосредственно детьми, участвующими в реализации проекта.
Будет осуществлено:
- тестирование воспитанников;
- мониторинг интегративных качеств детей;
- анкетирование, опрос родителей по реализации проекта «Дымковские игрушки»
Ожидаемые результаты проекта:
Создание условий для развития интереса к народному декоративно-прикладному искусству.
Повышение уровня мелкой моторики, ручных умений и навыков изобразительных способностей дошкольников.
Проявление творчества в лепке дымковской игрушки, передавая характерные особенности основных элементов росписи и своеобразие ее колорита.
проявление интереса к народному творчеству и бережное отношение к его традициям и промыслам России.
Обеспечение каждому дошкольнику равных способностей в реализации интересов.
Критерии эффективности реализации проекта
- проявление интереса к народному декоративно-прикладному искусству «Дымковская игрушка»;
- проявление творчества и активности на всех этапах работы с проектом.
- проявление интереса к народному творчеству и бережное отношение к его традициям.
Перспектива проекта
Дальнейшее развитие проекта «Дымковские игрушки» служит мощным инструментом развития всех качеств личности дошкольника и художественного самовыражения через участие воспитанников и педагогов в муниципальных, региональных, Всероссийских, Международных конкурсах по декоративно-прикладному искусству.
Нормативно-правовая база
- Федеральный закон РФ «Об образовании в Российской Федерации» (01.09.2013 г. № 273 - ФЗ).
- Конвенция о правах ребёнка (статья 13 (п.1), 27, 29, 31);
- Закон РФ «Об основных гарантиях прав ребёнка в Российской Федерации» (24 июля 1998г «N 124-ФЗ);
- Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (утвержден приказом Минобрнауки РФ от 17.10.2013 г. №1155) (далее – ФГОС дошкольного образования);
- Основная образовательная программа дошкольного образования МБДОУ «Центр развития ребёнка-детский сад № 18 «Теремок» (ООП), разработанная с учетом основной образовательной программы дошкольного образования «Детский сад 2100». Сб. материалов в 3-х ч. Ч. 1. Образовательные программы развития и воспитания детей младенческого, раннего и дошкольного возраста / Под науч. ред. Р.Н. Бунеева. – Изд. 2-е, перераб. – М. : Баласс, 2016. – 528 с. (Образовательная система «Школа 2100»)
- Программа по созданию региональной системы поиска и поддержки талантливых детей и молодёжи в Кемеровской области на 2010 – 2015 гг. (утвержденная распоряжением Коллегии Администрации Кемеровской области № 844-р от 21.10.2010г.).
Список литературы
- Чиндилова, О.В. Образовательная система «Школа 2100». «Детский сад 2100». Примерная основная образовательная программа дошкольного образования (Проект) [текст]- М.: Баласс, 2012.-496с.
- Лилов, А. Радость творчества. Ознакомление детей с народным искусством [текст]- М.: Мозаика-Синтез, 2012.-152с.
- Киселева Г. Г., Шаклеин С. П. Дымковская игрушка на рубеже столетий. Киров (Вятка), 2007
- Менчикова Н. Н. Вятские народные промыслы и ремесла: история и современность. Киров, изд. «О-краткое», 2010
- Народное искусство России. Традиция и современность. Материалы всероссийской научно-практической конференции под ред. М. А. Некрасовой. Вологда, 2008.
- Русские художественные промыслы, самые красивые и знаменитые. М., Мир энциклопедий Аванта+, изд. Астрель, 2010
- Традиционная глиняная игрушка Русского Севера. Раздел Ш. Вятская игрушка, М., 2009.
- Т. С. Комарова «Детское художественное творчество». М. 2008г.
- Н. Б. Халезова «Народная пластика и декоративная лепка в детсаду».
- Т. С. Комарова «Занятия по изобразительной деятельности в детсаду».
- О. А. Скоролупова «Знакомство детей старшего дошкольного возраста с русским народным декоративно-прикладным искусством», Москва, 2009г.
- А. А. Грибовская «Обучение дошкольников декоративному рисованию, лепке, аппликации», Москва, 2008г.
Интернет ресурсы:
- http://www.dymka.vetroff.com
- http://dymkatoy.ru/
- http://www.metodkabinet.eu/Temkollekzii/NarodnyePromysly.html
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Познавательно – творческий проект «Дымковская игрушка»
Введение Дымковская игрушка — уникальное явление в русском искусстве. Это едва ли не самый известный и популярный среди народных промыслов. Слава его давно перешагнула границы нашей страны...
познавательно-творческий проект "Дымковская игрушка"
познавательно-творческий проект "Дымковская игрушка"...
«Моя любимая игрушка» Творческий проект
laquo;Моя любимая игрушка»Творческий проект...
Познавательно-творческий проект "Дымковская игрушка"
Познавательно-творческийкраткосрочный, творческий проект "Дымковская игрушка"Из опыта работы воспитателя подготовительной группы...
Познавательно- творческий проект «Дымковская игрушка»
Актуальность.Наши дети практически незнакомы с различными видами декоративно-прикладного искусства и с народными промыслами. А ведь именно занятия декоративно - прикладным искусством, могут научить де...
Творческий проект "Дымковская игрушка"
Знакомить детей с дымковской игрушкой и элементами дымковской росписи в нетрадиционной форме....
Творческий проект " Дымковская игрушка"
Формирование у старших дошкольников познавательно-творческого интереса к русской народной культуре через ознакомление с дымковской игрушкой....