Кружковая работа по пластилинографии "Юные волшебники"
календарно-тематическое планирование по аппликации, лепке (старшая группа)
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
Детский сад № 325 городского округа город Уфа
Республики Башкортостан.
План кружковой работы в старшей
группе №11
«Юные волшебники»
Подготовили: Соколова Ю.А.
Уфа- 2019г.
СОДЕРЖАНИЕ
1. Введение ………………………………………………………………………….3
2. Учебно – тематическое планироваание…………………………………………7
3. Содержание………………………………………………………………………..9
4. Ожидаемые результаты………………………………………………………….22
5. Механизмы оценки получаемых результатов………………………………...23
6. Список литературы……………………………………………………………..25
2
ВВЕДЕНИЕ
Пояснительная записка.
Художественно-эстетическое развитие играет важную роль в процессе формирования личности дошкольника. Становление личности ребёнка предусматривает развитие у него разнообразных способностей, умений, навыков, которые наблюдаются и обобщаются в продуктивной художественной деятельности.
Художественное творчество-это деятельность, в которой проявляется оригинальность, новизна творчества личности ребёнка, происходит развитие эмоционально-чувственных качеств, способности самостоятельно сделать выбор. Художественно-эстетическое развитие оказывает самое непосредственное влияние на развитие эстетического отношения детей к действительности. Желание творить-внутренняя потребность ребёнка, она возникает у него самостоятельно и отличается чрезвычайной искренностью.
Творческая личность-это достояние всего общества.В настоящее время специалисты в области раннего развития ребёнка, педагоги, считают, что развитие интеллектуальных и мыслительных процессов необходимо начинать с развития движения рук, а в частности с развития движений в пальцах кисти. Развивая кисти рук происходит формирование головного мозга, его познавательных способностей, формируется постановка речи. Значит, чтобы развивался ребёнок и его мозг, необходимо тренировать руки. (мелкая моторика). Вся дальнейшая жизнь ребёнка потребует от него использование точных, координированных движений руки и пальцев, которые необходимы для письма, рисования, выполнения множества разнообразных действий. Добиться всего этого возможно только благодаря развитию навыков мелкой моторики рук.
Наблюдая за детьми своей группы мы обнаружили, что 40% детей имеют низкий уровень развития мелкой моторики рук. Учитывая важность проблемы по развитию ручных умений и тот факт, что развивать руку ребёнка необходимо начинать с раннего детства, мной был организован кружок художественной направленности «Юные волшебники», основой идей которого является рисование картин-пластилином, пластилинография.
Пластилинография-это один из сравнительно недавнего появления нового вида (жанра) в изобразительной деятельности. Понятие «пластилинография» имеет два смысловых корня: «графил»-создавать, рисовать, а первая половина слова «пластилин» подразумевает материал, при помощи которого осуществляется исполнение замысла. Этот жанр представляет собой создание лепных картин с изображением более или менее выпуклых, полуобъёмных объектов на горизонтальной поверхности, с применением нетрадиционных техник и материалов.
3
В некоторых примерах в технике пластилинографии производится модификация, что приводит к созданию оригинальных произведений. Например, на плоской поверхности изображается пейзаж, а детали переднего плана изображаются пластилинографией. Пластилинография имеет ярко выраженные характерные черты: коммуникативность, традиционность, коллективный характер творчества, высокое совершенство языка, связь с окружающей жизнью. Отсутствие методического обеспечения занятий по пластилинографии и актуальностью проблемы по развитию мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста послужило написанию нами программы «Юные волшебники», с учётом возрастных, физиологических, психологических, индивидуальных и познавательных особенностей детей старшего дошкольного возраста под девизом: «Растём, развиваемся через познание, творчество, игру!».
Актуальность
Особенность и новизна программы «Юные волшебники» заключается в развитие у детей творческого и исследовательского характера, пространственных представлений, некоторых физических закономерностей, приобретение ручной умелости и появление созидательного отношения к окружающему. Дошкольное детство-очень важный период в жизни детей. В этом возрасте каждый ребёнок представляет собой маленького исследователя, с радостью и удивлением открывающего для себя незнакомый и удивительный окружающий мир. Чем разнообразнее детская деятельность, тем успешнее и разностороннее развивается ребёнок, реализуются его потенциальные возможности и первые проявления творчества. Художественный ручной труд способствует развитию сенсомоторики согласованности в работе глаза и руки, гибкости, точности в выполнении работы. В процессе изготовления поделки постепенно образуется система специальных навыков и умений. Основным материалом в пластилинографии является пластилин разного цвета, а основным инструментом-руки. Непосредственный контакт ребёнка с материалом (пластилином, элементарные опыты с ним позволяют знать свойства материала (пластилина, качества, возможности, пробуждают любознательность, обогащают яркими образами окружающего мира.
На занятиях по пластилинографии дети испытывают наслаждение, у них появляется благоприятный эмоциональный настрой при выполнении работы, что очень важно для общего развития ребёнка. Постепенно у детей формируются такие качества, как целеустремлённость, настойчивость, усидчивость, умение доводить начатое дело до конца, развивается фантазия, внимание, логическое мышление. Главное заинтересовать ребёнка, поддержать его. Главная особенность занятий по пластилинографии с детьми дошкольного возраста является интеграция предметных областей знаний. Темы наших кружковых занятий тесно связаны с жизнью детей, с той деятельностью, которую они осуществляют на других занятиях (по ознакомлению с окружающим миром и природой, художественной литературой, развитием речи и т. д.)
4
Детям дошкольного возраста вполне доступно освоение отдельных технических приёмов пластилинографии, что вносит определённую новизну в творчество детей, делает его более увлекательным и интересным.
При разработке данной программы отбирались наиболее интересные доступные сюжеты и темы, которые смогли бы заинтересовать ребёнка и помочь ему раскрыться. К каждому занятию подобраны соответствующие игры (подвижные, малоподвижные, пальчиковая гимнастика, разминка для рук. Каждое занятие целиком проходит в форме игры. Использование игр в обучении детей пластилинографией помогает активизировать деятельность детей, развивать познавательную активность, наблюдательность, память, внимание, мышление, поддерживает интерес к изучаемому, развивает образное мышление и творческое воображение.
Цель и задачи:
Цель: всестороннее интеллектуальное и творческо-эстетическое развитие детей и мелкой моторики рук в процессе овладения приёмами нетрадиционной техники работы с пластилином- пластилинографии.
Задачи:
1. Формировать умение передавать простейший образ предметов, явлений окружающего мира посредством пластилинографии.
2. Закрепить приёмы пластилинографии (надавливание, размазывание, отщипывание, вдавливание).
3. Закреплять умение работать на заданном пространстве.
4. Развивать мелкую моторику, координацию движения рук.
5. Развивать зрительно-пространственные навыки ориентировки на листе бумаги.
6. Развивать внимание, память, мышление, речь, интерес к процессу и результатам работы.
7. Воспитывать навыки аккуратной работы с пластилином.
8. Воспитывать отзывчивость, доброту, умение сочувствовать персонажам, желание помогать им.
9. Воспитывать желание участвовать в создании индивидуальных и коллективных работах.
10. Воспитывать стремление к поиску, самостоятельности.
5
Основные принципы:
1.Принцип интеграции детских художественных деятельностей (музыкальной, изобразительной, речевой, игровой).
2. Принцип сотворчества взрослых и детей.
3. Принцип связи игры и искусства с жизнью.
4. Принцип дифференцированного подхода к воспитанникам.
5.Принцип учета возрастных и индивидуальных особенностей
6. Принцип единства эмоционального, нравственного и интеллектуального развития.
Основные методы:
- репродуктивный (воспроизводящий);
- объяснительно-иллюстративный (объяснение сопровождается демонстрацией наглядного материала);
- метод проблемного изложения (озвучивается проблема и все вмести ищут пути её решения);
- частично-поисковый;
- практический.
В проведении занятий используются как индивидуальные, так и групповые и коллективные формы работы.
Режим занятий
Данный вариант программы рассчитан на детей 5-6 лет. В кружок принимаются все желающие воспитанники, не имеющие медицинских противопоказаний. Занятия кружка проводятся 1 раз в неделю. Всего в год 36 часов. Педагогический анализ знаний и умений детей (диагностика) проводится 2 раза в год: вводный – в сентябре, итоговый – в мае. Длительность занятий в старшей группе – не более 30 мин.
Занятия проводятся по следующей схеме:
- введение в тему;
- создание положительного эмоционального настроя;
- занятия пластилинографией (используются методы и приемы:чтение ,рассказ воспитателя, беседа с детьми, пальчиковые игры, индивидуальные творческие задания, придумывание историй по теме);
- изготовление поделок,оформление альбома о проделанной работе.
6
Учебно- тематический план кружка
№ п/п | Название темы | Теория | Практика | Общее кол-во занятий |
1 | Открытие кружка «Юные волшебники». | 1 |
| 1 |
2 | «Солнышко проснулось ,деткам улыбнулось» |
| 1 | 1 |
3 | «Консервированные фрукты» |
| 1 | 1 |
4 | «Созрели яблочки в саду» |
| 1(всего 4) | 1 |
5 | «Мышка-норушка и золотое яичко» |
| 1 | 1 |
6 | « Теремок»
|
| 1 | 1 |
7 | «Репка» |
| 1 | 1 |
8 | Вышла курочка гулять ,а за ней цыплятки |
| 1(всего 4) | 1 |
9 | «Ежик» |
| 1 | 1 |
10 | «Уточка с утятами» |
| 1 | 1 |
11 | «Лебеди» |
| 1 | 1 |
12 | «Черепаха» |
| 1(всего 4) | 1 |
13 | «Кружевная снежинка» |
| 1 | 1 |
14 | «Деревья под снегом» |
| 1 | 1 |
15 | «Здравствуй ,елочка – зеленые иголочки!» |
| 1 | 1 |
16 | «Дед Мороз и Снегурочка» |
| 1(всего 4) | 1 |
17 | «Терем Деда Мороза» |
| 1 | 1 |
18 | «Добрый друг Снеговичок» |
| 1 | 1 |
19 | «Клубочки для котенка» |
| 1 | 1 |
20 | «Разноцветный светофор» |
| 1(всего 4) | 1 |
21 | «Воздушнык шары» |
| 1 | 1 |
22 | «Сердечко» |
| 1 | 1 |
23 | «Самолет летит» |
| 1 | 1 |
24 | «Открытка для папы» |
| 1(всего 4) | 1 |
25 | «Улитка» |
| 1 | 1 |
26 | «Букет для мамы» |
| 1 | 1 |
27 | «Бусы для Люси» |
| 1 | 1 |
28 | «Натюрморт из чайной посуды» |
| 1(всего 4) | 1 |
29 | «Удивительная дымка» |
| 1 | 1 |
30 | «Чудо- хохлома» |
| 1 | 1 |
31 | «Звездное небо» |
| 1 | 1 |
32 | «Ракета» |
| 1(всего 4) | 1 |
33 | «Одуванчики - цветы словно солнышко желты» |
| 1 | 1 |
34 | «Салют» |
| 1 | 1 |
35 | «Радуга-дуга» |
| 1 | 1 |
36 | Итоговое занятие «Бабочки на лугу». Оценка творческих достижений. |
| 1(всего 4) | 1 |
| Итого в год | 1 | 35 | 36 |
8
СОДЕРЖАНИЕ
Перспективный тематический план на учебный год
№ занятия | Тема занятия | Задачи |
Сентябрь
1 |
Открытие кружка «Юные волшебники». Вводное занятие «Умелые руки не знают скуки». | Цель: Ознакомление с техникой пластилинографии. Задачи: 1.Сформировать элементарное представление об истории возникновения пластилинографии. 2.Закрепить правила техники безопасности при работе с пластилином. 3.Познакомить детей с инструментами, необходимыми на занятии пластилинография. 4.Рассмотреть образцы изделий в технике пластилинография . Знакомить с приѐмами лепки: примазывание, сглаживание, раскатывание, моделирование, прищипывание, отщипывание, налепы, прорезание, выкладывание. |
2 |
«Солнышко проснулось, деткам улыбнулось» | 1. Воспитывать у детей отзывчивость, доброту, умение сочувствовать персонажам, желание им помочь. 2. Учить передавать образ солнышка, совершенствуя умения детей скатывать кусочек пластилина между ладонями, придавая ему шарообразную форму. Учить приему приплющивания шарика на горизонтальной поверхности для получения плоского изображения исходной формы. 3. Упражнять в раскатывании комочков пластилина прямыми движениями обеих рук. 4. Поддерживать в детях желание доводить начатое дело до конца, следуя игровой мотивации занятия. |
3 | «Консервированные фрукты» | 1.Закрепить у детей знания о фруктах, об их характерных особенностях. 2.Развивать композиционные умения, равномерно располагать предметы по всему силуэту. 3.Учить достигать выразительности через более точную передачу формы, цвета, величины предмета и мелких деталей. Н .Г. Давыдова «Детский дизайн. Пластилинография» Стр16 |
4 | «Созрели яблочки в саду» | 1. Развивать у детей эстетическое восприятие природы и учить передавать посредством пластилинографии изображение фруктового дерева. 2. Учить детей отщипывать небольшие кусочки пластилина и скатывать маленькие шарики круговыми движениями пальцев. 3. Закрепить умение расплющивать шарики на всей поверхности силуэта (кроны дерева). 4. Развивать образное восприятие. |
Октябрь
1 | «Мышка-норушка и золотое яичко» | 1. Учить изображать с помощью пластилина сказочных героев. 2. Научить преобразовывать шарообразную форму в овальную прямыми движениями рук. 3. Закрепить умение передавать характер формы, используя знакомые способы лепки: раскатывание, оттягивание деталей предмета, сплющивание. 4. Развивать сюжетно-игровой замысел. |
2 |
« Теремок» (по мотивам русской народной сказки)
| 1.Развивать у детей воображение. 2.Развивать у детей умение создавать сказочные здания, передавая особенности их строения и архитектуры, характерные детали. 3.Закрепить способы работы в технике «пластилинография»: раскатывание, сплющивание, выполнение дополнительных элементов. 4.Побуждать детей вносить объекты для изображения в соответствии с темой и замыслом. |
3 | «Репка» | 1.Развивать умение согласованно выполнять общую работу. 2.формировать интерес к работе с пластилином; 3.развивать мелкую моторику, творчество. Мозаичная пластилинография. «Репка». Использовать стеки, декорировать предмет, выполнить плоскостное изображение, вливание одного цвета в другой. Выполнить эскиз, пейзаж. |
4 |
«Вышла курочка гулять, а за ней цыплятки» | 1. Учить детей составлять изображение целого объекта из частей, одинаковых по форме, но разные по величине. 2. Закрепить приемы раскатывания пластилина между ладонями круговыми и прямыми движениями. 3. Закрепить умение детей равномерно расплющивать готовые формы на основе для получения плоского изображения, изменяя положение частей тела (цыпленок гуляет, цыпленок клюет). |
Ноябрь.
1 | « Ежик» | 1.Развивать познавательный интерес к природе . 2.Расширять познания детей о возможностях пластилина: им можно не только лепить ,но и рисовать. 3.Закрепить навыки работы с пластилином :создание полуобъемного контура и дальнейшее его заполнение исходным материалом для целостного восприятия объекта. 4.Развивать специальные трудовые умения при использовании в работе бросового материала. Н. Г. Давыдова «Детский дизайн. Пластилинография» Стр39 |
2 | «Уточка с утятами» | 1. Учить анализировать строение предмета, форму и размер отдельных его частей. 2. Закрепить умение преобразовывать шарообразную форму в овальную. 3. Продолжать осваивать некоторые операции: выгибать готовую форму в дугу, оттягивать части и придумывать им нужную форму (хвост утенка). 4. Развивать чувство формы и композиции. |
3 | «Лебеди» | 1.Вызвать интерес к миру природы, формировать реалистическое представление о ней. 2.Закреплять умение детей работать с пластилином на горизонтальной поверхности, использовать его свойства при скатывании, расплющивании. 3.Развивать практические умения и навыки детей при создании заданного образа посредством пластилинографии. 4.Развитие цветовосприятия; Развитие мелкой моторики рук. |
4 | «Черепаха» | 1. Вызвать интерес к представителям животного мира, рассказать об особенностях внешнего вида, образе жизни черепахи. 2. Закрепить умения и навыки работы с пластилином: раскатывание частей предмета круговыми движениями, соединение отдельных частей в единое целое, сплющивание, нанесение рельефного рисунка с помощью стеки. 3. Учить изображать предмет, передавая сходство с реальным предметом. 4. Воспитывать бережное отношение к живым существам. |
Декабрь.
1 |
«Кружевная снежинка» | 1.Формирование эмоционального восприятия окружающего мира. 2.Закрепление приёма пластилинографии – раскатывание тонких колбасок, жгутиков разной длины. 3.Развивать согласованность в работе обеих рук, развивать мелкую моторику рук. 4.Поощрение самостоятельности, оригинальности в создании снежинок из пластилиновых жгутиков. |
2 |
| 1.Формирование интереса детей к зимнему времени года, к зимним явлениям (снегопад, рассматривание деревьев на участке после снегопада, изображение их посредством приёмов пластилинографии. 2.Способствовать развитию мелкой моторики рук при создании композиции из пластилина. 3. Развивать аккуратность при работе с пластилином. 4. Продолжать формировать умение детей работать над композицией сюжетного рисунка. |
3 | «Здравствуй, ёлочка-зелёные иголочки!»
| 1. Формировать умение детей передавать в характерные особенности внешнего вида ели посредством пластилинографии; 2. Упражнять в раскатывании комочков пластилина между ладонями прямыми движениями рук и сплющивании их при изготовлении веток ёлочки; 3. Развивать умение наносить стекой штрихи (иголочки) на концах веток для более выразительной передачи образа; 4.Совершенствовать навыки ориентировки на плоскости листа |
4
| «Дед Мороз и Снегурочка»
| 1.Развивать образное мышление, умение создавать знакомый образ, с опорой на жизненный опыт детей (художественное слово, иллюстрации). 2.Совершенствовать умение детей в нетрадиционной изобразительной технике – рисовании пластилином, расширять знания о возможностях данного материала, учить детей наносить мазки пластилином, тонким слоем. 3.Добиваться реализации выразительного, яркого образа, дополняя работу элементами бросового материала. 4.Использовать данный вид работы, как источник, доставляющий радость не только ребенку, но и окружающим людям. Н.Г.Давыдова«Пластилинография» |
14
Январь.
1 |
«Терем Деда Мороза»
| 1.Дать детям представления об архитектуре старинных зданий. 2.Продолжать развивать у детей умения выполнять лепную картину на плоскости. 3.Учить украшать сказочное здание башенками, окнами с решетками и т.д. 4.Оформлять сказочный пейзаж декоративными элементами (цветы, листики..)Учить комбинировать в работе разные по структуре материалы. Н. Г. Давыдова «Пластилинография» Стр54 |
2 |
«Добрый друг - снеговичок»
| 1.Учить детей наносить мазки пластилином, плавно вливая один цвет в другой на границе их соединения. 2.Воспитывать эмоциональную отзывчивость к событиям, происходящим в жизни детей в определенное время года. 3.Осваивать способ создания знакомого образа посредством пластилинографии на горизонтальной плоскости. Закреплять ранее полученные навыки. Н. Г. Давыдова «Пластилинография» |
3 | «Клубочки для котенка» | 1. Продолжать развивать интерес к новым способам лепки. 2. Упражнять в раскатывании пластилина между ладонями прямыми движениями, раскатывать пальцами обеих рук на поверхности стола для придания предмету необходимой длины. 3. Учить детей приему сворачивания длинной колбаски по спирали. 4. Развивать мелкую моторику |
4 | «Разноцветный светофор» | 1.Закреплять знания детей о светофоре, назначении его цветов. 2.Упражнять в умении раскатывать комочки пластилина круговыми движениями ладоней; 3.продолжать формировать умение прикреплять готовую форму на поверхность путём равномерного расплющивания на поверхности основы; 4.Развивать аккуратность в работе с пластилином. |
Февраль.
1 | «Воздушные шары» | 1.Закрепить умение раскатывать комочки пластилина кругообразными движениями. 2. Научить преобразовывать шарообразную форму в овальную прямыми движениями ладоней. 3. Научить прикреплять готовую форму на плоскость путем равномерного расплющивания по поверхности основы. 4. Развивать эстетическое и образное восприятие |
2 | «Сердечко | 1.Развивать творческое мышление; 2.Поощрять инициативу и самостоятельность детей в построении композиции; 3.Развивать мелкую моторику рук; 4.Развивать цветовосприятие, умение видеть красоту в композиции . |
3 | «Самолет летит» | 1. Закрепить умение детей делить брусок пластилина на глаз на две равные части, раскатывать его прямыми движениями ладоней. 2. Учить детей составлять на плоскости предмет, состоящий из нескольких частей, добиваться точной передачи формы предмета, его строения, частей. 3. Дополнять изображение характерными детелями (окошками-иллюминаторами), используя знакомые приемы лепки: раскатывание, сплющивание. 4. Продолжать формировать интерес детей к работе пластилином на горизонтальной плоскости – пластилинографии |
4 |
«Открытка для папы»
| 1.Развивать умение продумывать композиционное построение изображения; 2.Поощрять инициативу и самостоятельность детей, внесение в работу тематических дополнений, обогащающих её содержание; 3.Воспитывать эстетический вкус, навыки аккуратности при работе с пластилином; 4.Поддерживать радостное настроение детей от предстоящего праздника. |
Март.
1 |
« Натюрморт из чайной посуды»
| 1. Развивать мелкую моторику рук при выполнении разных приемов лепки 2. Формировать эстетическое отношение к бытовым придметам и их художественному изображению в натюрморте. 3. Закрепить знания детей о натюрморте. 4. Развивать у детей чувство композиции, цвета – учить располагать элементы узора на поверхности предмета. Н. Г. Давыдова «Пластилинография» Стр25 |
2 |
«Букет для мамы»
|
1.Воспитывать любовь и уважение к близким людям, желание доставить радость своей работой. 2.Развивать умение любоваться природными формами и преобразовывать их в декоративные. 3.Продолжать развивать у детей умения выполнять лепную картину на плоскости, когда детали предметов сохраняют объем и выступают над поверхностью основы. 4.Формировать композиционные навыки. Н. Г. Давыдова «Детский дизайн. Пластилинография» Стр26 |
3 | «Бусы для Люси» |
1. Закрепить умение детей лепить предмет. Состоящий из нескольких частей, располагать элементы (бусинки) близко друг к другу, в определенном порядке. Чередуя по цвету. 2. Совершенствовать умение скатывать из пластилина колбаску прямыми движениями, делить ее на равные части при помоши стеки. 3. Уточнить знание детей о круглой форме предметов, закрепить умение лепить шарики малого размера, скатывая их кругообразным движением пальцев руки. 4. Закреплять знания о цвете, развивать чувство ритма. |
4 | «Улитка» |
1. Продолжать формировать интерес детей к изображению предметов пластилином на плоскости. 2. Упражнять детей в раскатывании кусочков пластилина между ладонями прямыми движениями обеих рук. 3. Учить лепить улитку путем сворачивания колбаски по спирали. 4. Дополнять объект необходимыми деталями для выразительности образа (рожки, хвостик), используя знакомые предметы лепки: оттягивание, сплющивание, делать стекой надрезы . |
18
Апрель.
1 |
«Удивительная дымка»
| 1.Продолжать знакомить детей с творчеством дымковских мастеров, с художественными традициями в изготовлении игрушек. 2.Расписывать готовый силуэт пластилином, сочетая оформление однородных по цвету частей с узором в стиле дымковской росписи. 3.Самостоятельно выбирать элементы узора для украшения кокошника и юбки дымковской куклы – водоноски, сочетая в узоре крупные элементы с мелкими. 4.Воспитывать детей на народных традициях, показывая народное изобразительное искусство нераздельно от устного народного творчества. Н.Г.Давыдова «Пластилинография» Стр75 |
2 |
«Чудо- хохлома»
| 1.Учить оформлять объемную плоскость элементами узора хохломской росписи, выполняя работу в технике. 2. Воспитывать интерес к народным промыслам. «Пластилинография Н. Г. Давыдова Стр82 |
3 | «Звездное небо | 1. Учить детей передавать образ звездного неба посредством пластилинографии. 2. Закрепить навыки работы с пластилином: раскатывание комочков прямыми движениями, сгибание в дугу, сплющивание концов предмета. 3. Научить детей делить готовую форму на мелкие части при помощи стеки и скатывать из них шарики кругообразным движением на плоскости, стимулируя активную работу пальцев. 4. Развивать композиционное и пространственное восприятие |
4 | «Ракета» | 1.Формировать умение детей составлять на плоскости предмет, состоящий из нескольких частей; 2. Развивать мелкую моторику пальцев рук при размазывании пластилина по поверхности деталей; 3.Побуждать дополнять свою работу звёздами, планетами, кометами и т. д. по выбору детей; 4.Воспитывать у детей проявление индивидуальности, оригинальности, фантазии |
Май.
1 |
«Одуванчики - цветы словно солнышко желты» | 1.Продолжать расширять кругозор и знания детей о природе. 2.Учить создавать образы растений в нетрадиционной изобразительной технике – рисовании пластилином, расширять знания о возможностях данного материала. 3.Развивать пространственные представления, композиционные навыки. 4.Вызвать интерес к изображаемому цветку средствами художественной литературы. Н. Г. Давыдова«Детский дизайн. Пластилинография»Стр39 |
2 |
«Салют» | 1.Побуждать детей передавать в пластилинографии впечатления от окружающего; 2.Развивать мелкую моторику рук; 3.Развивать креативное мышление детей, творческое воображение, фантазию; Развивать цветовосприятие; 4. Развивать интерес к работе, поддерживать радостное настроение детей от предстоящего праздника «День Победы». |
3 | «Радуга-дуга» | 1. Упражнять детей в раскатывании колбасок разного цвета примерно одной толщины, разной длины прямыми движениями обеих рук. 2. Учить детей изображать дугообразную форму радуги и порядок цветов в ней. 3. Продолжать учить использовать стеку для отрезания лишних концов при укладывании радужных полос. 4. Развивать чувство прекрасного (красивая разноцветная радуга). |
4 | Итоговое занятие«Бабочки на лугу».Оценка творческих достижений. | 1. Расширить у детей знания и представления об особенностях внешнего вида бабочки. 2. Знакомить с симметрией на примере бабочки в природе и в рисунке. 3. Совершенствовать умение детей работать в нетрадиционной изобразительной технике – рисование пластилином, расширять знания о возможностях данного материала. 4. Учить детей наносить мазки пластилином, плавно «вливая» один цвет в другой на границе их соединения. |
21
ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Дети должны уметь:
- пользоваться основными материалами и инструментами по технике безопасности, выполнять правила безопасности;
- пользоваться инструментами и материалами, применяемыми при работе с пластилином;
- пользоваться различными видами пластилина;
- владеть разнообразными техниками при работе с пластилином;
- использовать жанр изобразительного искусства: пейзаж;
- применять знания при выполнении изделия в различных видах росписи: дымка, хохлома, городец;
- следовать устным инструкциям педагога;
- анализировать образец, анализировать свою работу;
- создавать композиции с изделиями, выполненными в технике пластилинография, уметь оформить изделие;
- выполнять коллективные работы.
Дети должны знать:
- правила безопасной работы с разными материалами, ручными инструментами;
- пластилин, виды пластилина, его свойства и применение;
- разнообразие техник работ с пластилином;
- жанр изобразительного искусства: пейзаж;
- о дымковской, хохломской и городецкой росписи;
- - основы композиции, выполненные в технике пластилинографии;
- правила работы в коллективе.
Дети должны иметь представления:
- о пластилине, о видах пластилина, его свойствах и применении;
- о разнообразии техник работ с пластилином;
- о жанрах изобразительного искусства: пейзаж;
- о дымковской, хохломской и городецкой росписи;
- об основах композиции, выполненныз в технике пластилинографии.
Основным видом контроля на всех этапах обучения является выполнение ребенком задания по теме.
22
МЕХАНИЗМ ОЦЕНКИ ПОЛУЧАЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ
Цель диагностики:
Выявление уровня знаний, умений и навыков учащихся, развития художественно-творческих способностей (начального уровня и динамики развития, эффективности педагогического воздействия).
Метод диагностики:
Наблюдение за детьми в процессе работы их над поделкой, оценивание выполненных работ.
Мониторинг по пластилинографии по методике Г.А. Урунтаевой, Ю.А. Афонькиной . Возраст детей 5-6 лет.
Система мониторинга по пластилинографии не включает в себя каких-либо специальных форм и видов организации детской деятельности. Диагностика осуществляется посредством наблюдения, которое происходит в процессе индивидуальных и коллективных занятий.
Особенно актуален этот вопрос для кружковой деятельности — помогает более эффективно организовать занятия.
Педагог оценивает следующие параметры.
1. Творческая активность
а) Повышенный интерес, творческая активность — высокий уровень
б) Ребенок активен, есть интерес к данному виду деятельности, но выполняет работу по указанию педагог — средний уровень
в) Ребенок не активен, выполняет работу без особого желания — низкий уровень
2. Сенсорные способности
а) Форма передана точно. Разнообразие цветовой гаммы, передан реальный цвет, выразительность изображения — высокий уровень
б) Есть незначительные искажения. Отступления от краски — средний уровень
В) Форма не удалась. Безразличие к цвету, одноцветность — низкий уровень
23
3. Композиция
а) По всей плоскости листа соблюдается пропорциональность между предметами — высокий уровень
б) На полосе листа с незначительными элементами — средний уровень
в) Не продуманно носит случайный характер — низкий уровень
4. Общая ручная умелость
а) Хорошо развита моторика рук, аккуратность — высокий уровень
б) Ручная умелость развита — средний уровень
в) Слабо развита моторика рук, требуется помощь — низкий уровень
5. Самостоятельность
а) Выполняет задания самостоятельно, без помощи. Ребенок самостоятельно выбирает тему, замысел, умеет планировать свои действия, выбирает выразительные средства, доводит начатое дело до конца — высокий уровень
б) Требует незначительная помощь — средний уровень
в) Выполняет задание с помощью педагога, необходима поддержка и стимуляция — низкий уровень
6. Показатели технических навыков
— раскатывание
а) Выполняет самостоятельно — высокий уровень
б) Требуется небольшая помощь — средний уровень
в) Выполняет действия с помощью педагога — низкий уровень
— сплющивание
а) Выполняет самостоятельно — высокий уровень
б) Требуется небольшая помощь — средний уровень
в) Выполняет действия с помощью педагога — низкий уровень
— размазывание
а) Выполняет самостоятельно — высокий уровень
б) Требуется небольшая помощь — средний уровень
в) Выполняет действия с помощью педагога — низкий уровень
24
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1.Г.Н.Давыдова «Пластилинография-2» Издательство «Скрипторий», год 2008
94стр.
2. Г.Н. Давыдова «Пластилинография. Детский дизайн» Издательство «Скрипторий», год 2011
3.«Волшебный пластилин №2,№4»Издательство «Фламинго» 20 стр.
4.Лыкова И. А. «Изобразительная деятельность в детском саду».
5. Венгер Л. А. программа «Одарённый ребёнок» (раздел изобразительное искусство).
6. Венгер Л. А. «Педагогика способностей». – М., 1973г.
7. Комарова Т. С. «Дети в мире творчества». – М., 1995г.
8. Рейд Б. «Обыкновенный пластилин». – М., 1998г.
6. Доронова Т. Н., Якобсон С. Г. «Обучение детей рисованию, лепке, аппликации в игре», И «Просвещение», 1992г.
7. Колдина Д. Н. «Лепка и рисование с детьми 6-7 лет», И «Мозаика-синтез», 2011г.
8. Колдина Д. Н. «Игровые занятия с детьми 5-7 лет», 2012г.
9. Цирулик Н. А., Проснякова Т. Н. «Умные руки», изд. Дом «Федоров», 2000г.
10.Тест «Составление изображений объектов»
(Л.Ю.Субботиной)
11.Методика определения уровня творческого воображения дошкольников (авторы Г.А. Урунтаева, Ю.А. Афонькина)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Кружковая работа по пластилинографии | 49.37 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
Детский сад № 325 городского округа город Уфа
Республики Башкортостан.
План кружковой работы в старшей
группе №11
«Юные волшебники»
Подготовили: Соколова Ю.А.
Уфа- 2019г.
СОДЕРЖАНИЕ
1. Введение ………………………………………………………………………….3
2. Учебно – тематическое планироваание…………………………………………7
3. Содержание………………………………………………………………………..9
4. Ожидаемые результаты………………………………………………………….22
5. Механизмы оценки получаемых результатов………………………………...23
6. Список литературы……………………………………………………………..25
2
ВВЕДЕНИЕ
Пояснительная записка.
Художественно-эстетическое развитие играет важную роль в процессе формирования личности дошкольника. Становление личности ребёнка предусматривает развитие у него разнообразных способностей, умений, навыков, которые наблюдаются и обобщаются в продуктивной художественной деятельности.
Художественное творчество-это деятельность, в которой проявляется оригинальность, новизна творчества личности ребёнка, происходит развитие эмоционально-чувственных качеств, способности самостоятельно сделать выбор. Художественно-эстетическое развитие оказывает самое непосредственное влияние на развитие эстетического отношения детей к действительности. Желание творить-внутренняя потребность ребёнка, она возникает у него самостоятельно и отличается чрезвычайной искренностью.
Творческая личность-это достояние всего общества.В настоящее время специалисты в области раннего развития ребёнка, педагоги, считают, что развитие интеллектуальных и мыслительных процессов необходимо начинать с развития движения рук, а в частности с развития движений в пальцах кисти. Развивая кисти рук происходит формирование головного мозга, его познавательных способностей, формируется постановка речи. Значит, чтобы развивался ребёнок и его мозг, необходимо тренировать руки. (мелкая моторика). Вся дальнейшая жизнь ребёнка потребует от него использование точных, координированных движений руки и пальцев, которые необходимы для письма, рисования, выполнения множества разнообразных действий. Добиться всего этого возможно только благодаря развитию навыков мелкой моторики рук.
Наблюдая за детьми своей группы мы обнаружили, что 40% детей имеют низкий уровень развития мелкой моторики рук. Учитывая важность проблемы по развитию ручных умений и тот факт, что развивать руку ребёнка необходимо начинать с раннего детства, мной был организован кружок художественной направленности «Юные волшебники», основой идей которого является рисование картин-пластилином, пластилинография.
Пластилинография-это один из сравнительно недавнего появления нового вида (жанра) в изобразительной деятельности. Понятие «пластилинография» имеет два смысловых корня: «графил»-создавать, рисовать, а первая половина слова «пластилин» подразумевает материал, при помощи которого осуществляется исполнение замысла. Этот жанр представляет собой создание лепных картин с изображением более или менее выпуклых, полуобъёмных объектов на горизонтальной поверхности, с применением нетрадиционных техник и материалов.
3
В некоторых примерах в технике пластилинографии производится модификация, что приводит к созданию оригинальных произведений. Например, на плоской поверхности изображается пейзаж, а детали переднего плана изображаются пластилинографией. Пластилинография имеет ярко выраженные характерные черты: коммуникативность, традиционность, коллективный характер творчества, высокое совершенство языка, связь с окружающей жизнью. Отсутствие методического обеспечения занятий по пластилинографии и актуальностью проблемы по развитию мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста послужило написанию нами программы «Юные волшебники», с учётом возрастных, физиологических, психологических, индивидуальных и познавательных особенностей детей старшего дошкольного возраста под девизом: «Растём, развиваемся через познание, творчество, игру!».
Актуальность
Особенность и новизна программы «Юные волшебники» заключается в развитие у детей творческого и исследовательского характера, пространственных представлений, некоторых физических закономерностей, приобретение ручной умелости и появление созидательного отношения к окружающему. Дошкольное детство-очень важный период в жизни детей. В этом возрасте каждый ребёнок представляет собой маленького исследователя, с радостью и удивлением открывающего для себя незнакомый и удивительный окружающий мир. Чем разнообразнее детская деятельность, тем успешнее и разностороннее развивается ребёнок, реализуются его потенциальные возможности и первые проявления творчества. Художественный ручной труд способствует развитию сенсомоторики согласованности в работе глаза и руки, гибкости, точности в выполнении работы. В процессе изготовления поделки постепенно образуется система специальных навыков и умений. Основным материалом в пластилинографии является пластилин разного цвета, а основным инструментом-руки. Непосредственный контакт ребёнка с материалом (пластилином, элементарные опыты с ним позволяют знать свойства материала (пластилина, качества, возможности, пробуждают любознательность, обогащают яркими образами окружающего мира.
На занятиях по пластилинографии дети испытывают наслаждение, у них появляется благоприятный эмоциональный настрой при выполнении работы, что очень важно для общего развития ребёнка. Постепенно у детей формируются такие качества, как целеустремлённость, настойчивость, усидчивость, умение доводить начатое дело до конца, развивается фантазия, внимание, логическое мышление. Главное заинтересовать ребёнка, поддержать его. Главная особенность занятий по пластилинографии с детьми дошкольного возраста является интеграция предметных областей знаний. Темы наших кружковых занятий тесно связаны с жизнью детей, с той деятельностью, которую они осуществляют на других занятиях (по ознакомлению с окружающим миром и природой, художественной литературой, развитием речи и т. д.)
4
Детям дошкольного возраста вполне доступно освоение отдельных технических приёмов пластилинографии, что вносит определённую новизну в творчество детей, делает его более увлекательным и интересным.
При разработке данной программы отбирались наиболее интересные доступные сюжеты и темы, которые смогли бы заинтересовать ребёнка и помочь ему раскрыться. К каждому занятию подобраны соответствующие игры (подвижные, малоподвижные, пальчиковая гимнастика, разминка для рук. Каждое занятие целиком проходит в форме игры. Использование игр в обучении детей пластилинографией помогает активизировать деятельность детей, развивать познавательную активность, наблюдательность, память, внимание, мышление, поддерживает интерес к изучаемому, развивает образное мышление и творческое воображение.
Цель и задачи:
Цель: всестороннее интеллектуальное и творческо-эстетическое развитие детей и мелкой моторики рук в процессе овладения приёмами нетрадиционной техники работы с пластилином- пластилинографии.
Задачи:
1. Формировать умение передавать простейший образ предметов, явлений окружающего мира посредством пластилинографии.
2. Закрепить приёмы пластилинографии (надавливание, размазывание, отщипывание, вдавливание).
3. Закреплять умение работать на заданном пространстве.
4. Развивать мелкую моторику, координацию движения рук.
5. Развивать зрительно-пространственные навыки ориентировки на листе бумаги.
6. Развивать внимание, память, мышление, речь, интерес к процессу и результатам работы.
7. Воспитывать навыки аккуратной работы с пластилином.
8. Воспитывать отзывчивость, доброту, умение сочувствовать персонажам, желание помогать им.
9. Воспитывать желание участвовать в создании индивидуальных и коллективных работах.
10. Воспитывать стремление к поиску, самостоятельности.
5
Основные принципы:
1.Принцип интеграции детских художественных деятельностей (музыкальной, изобразительной, речевой, игровой).
2. Принцип сотворчества взрослых и детей.
3. Принцип связи игры и искусства с жизнью.
4. Принцип дифференцированного подхода к воспитанникам.
5.Принцип учета возрастных и индивидуальных особенностей
6. Принцип единства эмоционального, нравственного и интеллектуального развития.
Основные методы:
- репродуктивный (воспроизводящий);
- объяснительно-иллюстративный (объяснение сопровождается демонстрацией наглядного материала);
- метод проблемного изложения (озвучивается проблема и все вмести ищут пути её решения);
- частично-поисковый;
- практический.
В проведении занятий используются как индивидуальные, так и групповые и коллективные формы работы.
Режим занятий
Данный вариант программы рассчитан на детей 5-6 лет. В кружок принимаются все желающие воспитанники, не имеющие медицинских противопоказаний. Занятия кружка проводятся 1 раз в неделю. Всего в год 36 часов. Педагогический анализ знаний и умений детей (диагностика) проводится 2 раза в год: вводный – в сентябре, итоговый – в мае. Длительность занятий в старшей группе – не более 30 мин.
Занятия проводятся по следующей схеме:
- введение в тему;
- создание положительного эмоционального настроя;
- занятия пластилинографией (используются методы и приемы:чтение ,рассказ воспитателя, беседа с детьми, пальчиковые игры, индивидуальные творческие задания, придумывание историй по теме);
- изготовление поделок,оформление альбома о проделанной работе.
6
Учебно- тематический план кружка
№ п/п | Название темы | Теория | Практика | Общее кол-во занятий |
1 | Открытие кружка «Юные волшебники». | 1 | 1 | |
2 | «Солнышко проснулось ,деткам улыбнулось» | 1 | 1 | |
3 | «Консервированные фрукты» | 1 | 1 | |
4 | «Созрели яблочки в саду» | 1(всего 4) | 1 | |
5 | «Мышка-норушка и золотое яичко» | 1 | 1 | |
6 | « Теремок» | 1 | 1 | |
7 | «Репка» | 1 | 1 | |
8 | Вышла курочка гулять ,а за ней цыплятки | 1(всего 4) | 1 | |
9 | «Ежик» | 1 | 1 | |
10 | «Уточка с утятами» | 1 | 1 | |
11 | «Лебеди» | 1 | 1 | |
12 | «Черепаха» | 1(всего 4) | 1 | |
13 | «Кружевная снежинка» | 1 | 1 | |
14 | «Деревья под снегом» | 1 | 1 | |
15 | «Здравствуй ,елочка – зеленые иголочки!» | 1 | 1 | |
16 | «Дед Мороз и Снегурочка» | 1(всего 4) | 1 | |
17 | «Терем Деда Мороза» | 1 | 1 | |
18 | «Добрый друг Снеговичок» | 1 | 1 | |
19 | «Клубочки для котенка» | 1 | 1 | |
20 | «Разноцветный светофор» | 1(всего 4) | 1 | |
21 | «Воздушнык шары» | 1 | 1 | |
22 | «Сердечко» | 1 | 1 | |
23 | «Самолет летит» | 1 | 1 | |
24 | «Открытка для папы» | 1(всего 4) | 1 | |
25 | «Улитка» | 1 | 1 | |
26 | «Букет для мамы» | 1 | 1 | |
27 | «Бусы для Люси» | 1 | 1 | |
28 | «Натюрморт из чайной посуды» | 1(всего 4) | 1 | |
29 | «Удивительная дымка» | 1 | 1 | |
30 | «Чудо- хохлома» | 1 | 1 | |
31 | «Звездное небо» | 1 | 1 | |
32 | «Ракета» | 1(всего 4) | 1 | |
33 | «Одуванчики - цветы словно солнышко желты» | 1 | 1 | |
34 | «Салют» | 1 | 1 | |
35 | «Радуга-дуга» | 1 | 1 | |
36 | Итоговое занятие «Бабочки на лугу». Оценка творческих достижений. | 1(всего 4) | 1 | |
Итого в год | 1 | 35 | 36 |
8
СОДЕРЖАНИЕ
Перспективный тематический план на учебный год
№ занятия | Тема занятия | Задачи |
Сентябрь
1 | Открытие кружка «Юные волшебники». Вводное занятие «Умелые руки не знают скуки». | Цель: Ознакомление с техникой пластилинографии. Задачи: 1.Сформировать элементарное представление об истории возникновения пластилинографии. 2.Закрепить правила техники безопасности при работе с пластилином. 3.Познакомить детей с инструментами, необходимыми на занятии пластилинография. 4.Рассмотреть образцы изделий в технике пластилинография . Знакомить с приѐмами лепки: примазывание, сглаживание, раскатывание, моделирование, прищипывание, отщипывание, налепы, прорезание, выкладывание. |
2 |
«Солнышко проснулось, деткам улыбнулось» | 1. Воспитывать у детей отзывчивость, доброту, умение сочувствовать персонажам, желание им помочь. 2. Учить передавать образ солнышка, совершенствуя умения детей скатывать кусочек пластилина между ладонями, придавая ему шарообразную форму. Учить приему приплющивания шарика на горизонтальной поверхности для получения плоского изображения исходной формы. 3. Упражнять в раскатывании комочков пластилина прямыми движениями обеих рук. 4. Поддерживать в детях желание доводить начатое дело до конца, следуя игровой мотивации занятия. |
3 | «Консервированные фрукты» | 1.Закрепить у детей знания о фруктах, об их характерных особенностях. 2.Развивать композиционные умения, равномерно располагать предметы по всему силуэту. 3.Учить достигать выразительности через более точную передачу формы, цвета, величины предмета и мелких деталей. Н .Г. Давыдова «Детский дизайн. Пластилинография» Стр16 |
4 | «Созрели яблочки в саду» | 1. Развивать у детей эстетическое восприятие природы и учить передавать посредством пластилинографии изображение фруктового дерева. 2. Учить детей отщипывать небольшие кусочки пластилина и скатывать маленькие шарики круговыми движениями пальцев. 3. Закрепить умение расплющивать шарики на всей поверхности силуэта (кроны дерева). 4. Развивать образное восприятие. |
Октябрь
1 | «Мышка-норушка и золотое яичко» | 1. Учить изображать с помощью пластилина сказочных героев. 2. Научить преобразовывать шарообразную форму в овальную прямыми движениями рук. 3. Закрепить умение передавать характер формы, используя знакомые способы лепки: раскатывание, оттягивание деталей предмета, сплющивание. 4. Развивать сюжетно-игровой замысел. |
2 | « Теремок» (по мотивам русской народной сказки) | 1.Развивать у детей воображение. 2.Развивать у детей умение создавать сказочные здания, передавая особенности их строения и архитектуры, характерные детали. 3.Закрепить способы работы в технике «пластилинография»: раскатывание, сплющивание, выполнение дополнительных элементов. 4.Побуждать детей вносить объекты для изображения в соответствии с темой и замыслом. |
3 | «Репка» | 1.Развивать умение согласованно выполнять общую работу. 2.формировать интерес к работе с пластилином; 3.развивать мелкую моторику, творчество. Мозаичная пластилинография. «Репка». Использовать стеки, декорировать предмет, выполнить плоскостное изображение, вливание одного цвета в другой. Выполнить эскиз, пейзаж. |
4 | «Вышла курочка гулять, а за ней цыплятки» | 1. Учить детей составлять изображение целого объекта из частей, одинаковых по форме, но разные по величине. 2. Закрепить приемы раскатывания пластилина между ладонями круговыми и прямыми движениями. 3. Закрепить умение детей равномерно расплющивать готовые формы на основе для получения плоского изображения, изменяя положение частей тела (цыпленок гуляет, цыпленок клюет). |
Ноябрь.
1 | « Ежик» | 1.Развивать познавательный интерес к природе . 2.Расширять познания детей о возможностях пластилина: им можно не только лепить ,но и рисовать. 3.Закрепить навыки работы с пластилином :создание полуобъемного контура и дальнейшее его заполнение исходным материалом для целостного восприятия объекта. 4.Развивать специальные трудовые умения при использовании в работе бросового материала. Н. Г. Давыдова «Детский дизайн. Пластилинография» Стр39 |
2 | «Уточка с утятами» | 1. Учить анализировать строение предмета, форму и размер отдельных его частей. 2. Закрепить умение преобразовывать шарообразную форму в овальную. 3. Продолжать осваивать некоторые операции: выгибать готовую форму в дугу, оттягивать части и придумывать им нужную форму (хвост утенка). 4. Развивать чувство формы и композиции. |
3 | «Лебеди» | 1.Вызвать интерес к миру природы, формировать реалистическое представление о ней. 2.Закреплять умение детей работать с пластилином на горизонтальной поверхности, использовать его свойства при скатывании, расплющивании. 3.Развивать практические умения и навыки детей при создании заданного образа посредством пластилинографии. 4.Развитие цветовосприятия; Развитие мелкой моторики рук. |
4 | «Черепаха» | 1. Вызвать интерес к представителям животного мира, рассказать об особенностях внешнего вида, образе жизни черепахи. 2. Закрепить умения и навыки работы с пластилином: раскатывание частей предмета круговыми движениями, соединение отдельных частей в единое целое, сплющивание, нанесение рельефного рисунка с помощью стеки. 3. Учить изображать предмет, передавая сходство с реальным предметом. 4. Воспитывать бережное отношение к живым существам. |
Декабрь.
1 | «Кружевная снежинка» | 1.Формирование эмоционального восприятия окружающего мира. 2.Закрепление приёма пластилинографии – раскатывание тонких колбасок, жгутиков разной длины. 3.Развивать согласованность в работе обеих рук, развивать мелкую моторику рук. 4.Поощрение самостоятельности, оригинальности в создании снежинок из пластилиновых жгутиков. |
2 |
| 1.Формирование интереса детей к зимнему времени года, к зимним явлениям (снегопад, рассматривание деревьев на участке после снегопада, изображение их посредством приёмов пластилинографии. 2.Способствовать развитию мелкой моторики рук при создании композиции из пластилина. 3. Развивать аккуратность при работе с пластилином. 4. Продолжать формировать умение детей работать над композицией сюжетного рисунка. |
3 | «Здравствуй, ёлочка-зелёные иголочки!»
| 1. Формировать умение детей передавать в характерные особенности внешнего вида ели посредством пластилинографии; 2. Упражнять в раскатывании комочков пластилина между ладонями прямыми движениями рук и сплющивании их при изготовлении веток ёлочки; 3. Развивать умение наносить стекой штрихи (иголочки) на концах веток для более выразительной передачи образа; 4.Совершенствовать навыки ориентировки на плоскости листа |
4
| «Дед Мороз и Снегурочка»
| 1.Развивать образное мышление, умение создавать знакомый образ, с опорой на жизненный опыт детей (художественное слово, иллюстрации). 2.Совершенствовать умение детей в нетрадиционной изобразительной технике – рисовании пластилином, расширять знания о возможностях данного материала, учить детей наносить мазки пластилином, тонким слоем. 3.Добиваться реализации выразительного, яркого образа, дополняя работу элементами бросового материала. 4.Использовать данный вид работы, как источник, доставляющий радость не только ребенку, но и окружающим людям. Н.Г.Давыдова«Пластилинография» |
14
Январь.
1 | «Терем Деда Мороза» | 1.Дать детям представления об архитектуре старинных зданий. 2.Продолжать развивать у детей умения выполнять лепную картину на плоскости. 3.Учить украшать сказочное здание башенками, окнами с решетками и т.д. 4.Оформлять сказочный пейзаж декоративными элементами (цветы, листики..)Учить комбинировать в работе разные по структуре материалы. Н. Г. Давыдова «Пластилинография» Стр54 |
2 | «Добрый друг - снеговичок» | 1.Учить детей наносить мазки пластилином, плавно вливая один цвет в другой на границе их соединения. 2.Воспитывать эмоциональную отзывчивость к событиям, происходящим в жизни детей в определенное время года. 3.Осваивать способ создания знакомого образа посредством пластилинографии на горизонтальной плоскости. Закреплять ранее полученные навыки. Н. Г. Давыдова «Пластилинография» |
3 | «Клубочки для котенка» | 1. Продолжать развивать интерес к новым способам лепки. 2. Упражнять в раскатывании пластилина между ладонями прямыми движениями, раскатывать пальцами обеих рук на поверхности стола для придания предмету необходимой длины. 3. Учить детей приему сворачивания длинной колбаски по спирали. 4. Развивать мелкую моторику |
4 | «Разноцветный светофор» | 1.Закреплять знания детей о светофоре, назначении его цветов. 2.Упражнять в умении раскатывать комочки пластилина круговыми движениями ладоней; 3.продолжать формировать умение прикреплять готовую форму на поверхность путём равномерного расплющивания на поверхности основы; 4.Развивать аккуратность в работе с пластилином. |
Февраль.
1 | «Воздушные шары» | 1.Закрепить умение раскатывать комочки пластилина кругообразными движениями. 2. Научить преобразовывать шарообразную форму в овальную прямыми движениями ладоней. 3. Научить прикреплять готовую форму на плоскость путем равномерного расплющивания по поверхности основы. 4. Развивать эстетическое и образное восприятие |
2 | «Сердечко | 1.Развивать творческое мышление; 2.Поощрять инициативу и самостоятельность детей в построении композиции; 3.Развивать мелкую моторику рук; 4.Развивать цветовосприятие, умение видеть красоту в композиции . |
3 | «Самолет летит» | 1. Закрепить умение детей делить брусок пластилина на глаз на две равные части, раскатывать его прямыми движениями ладоней. 2. Учить детей составлять на плоскости предмет, состоящий из нескольких частей, добиваться точной передачи формы предмета, его строения, частей. 3. Дополнять изображение характерными детелями (окошками-иллюминаторами), используя знакомые приемы лепки: раскатывание, сплющивание. 4. Продолжать формировать интерес детей к работе пластилином на горизонтальной плоскости – пластилинографии |
4 | «Открытка для папы»
| 1.Развивать умение продумывать композиционное построение изображения; 2.Поощрять инициативу и самостоятельность детей, внесение в работу тематических дополнений, обогащающих её содержание; 3.Воспитывать эстетический вкус, навыки аккуратности при работе с пластилином; 4.Поддерживать радостное настроение детей от предстоящего праздника. |
Март.
1 | « Натюрморт из чайной посуды» | 1. Развивать мелкую моторику рук при выполнении разных приемов лепки 2. Формировать эстетическое отношение к бытовым придметам и их художественному изображению в натюрморте. 3. Закрепить знания детей о натюрморте. 4. Развивать у детей чувство композиции, цвета – учить располагать элементы узора на поверхности предмета. Н. Г. Давыдова «Пластилинография» Стр25 |
2 | «Букет для мамы» |
1.Воспитывать любовь и уважение к близким людям, желание доставить радость своей работой. 2.Развивать умение любоваться природными формами и преобразовывать их в декоративные. 3.Продолжать развивать у детей умения выполнять лепную картину на плоскости, когда детали предметов сохраняют объем и выступают над поверхностью основы. 4.Формировать композиционные навыки. Н. Г. Давыдова «Детский дизайн. Пластилинография» Стр26 |
3 | «Бусы для Люси» |
1. Закрепить умение детей лепить предмет. Состоящий из нескольких частей, располагать элементы (бусинки) близко друг к другу, в определенном порядке. Чередуя по цвету. 2. Совершенствовать умение скатывать из пластилина колбаску прямыми движениями, делить ее на равные части при помоши стеки. 3. Уточнить знание детей о круглой форме предметов, закрепить умение лепить шарики малого размера, скатывая их кругообразным движением пальцев руки. 4. Закреплять знания о цвете, развивать чувство ритма. |
4 | «Улитка» |
1. Продолжать формировать интерес детей к изображению предметов пластилином на плоскости. 2. Упражнять детей в раскатывании кусочков пластилина между ладонями прямыми движениями обеих рук. 3. Учить лепить улитку путем сворачивания колбаски по спирали. 4. Дополнять объект необходимыми деталями для выразительности образа (рожки, хвостик), используя знакомые предметы лепки: оттягивание, сплющивание, делать стекой надрезы . |
18
Апрель.
1 | «Удивительная дымка» | 1.Продолжать знакомить детей с творчеством дымковских мастеров, с художественными традициями в изготовлении игрушек. 2.Расписывать готовый силуэт пластилином, сочетая оформление однородных по цвету частей с узором в стиле дымковской росписи. 3.Самостоятельно выбирать элементы узора для украшения кокошника и юбки дымковской куклы – водоноски, сочетая в узоре крупные элементы с мелкими. 4.Воспитывать детей на народных традициях, показывая народное изобразительное искусство нераздельно от устного народного творчества. Н.Г.Давыдова «Пластилинография» Стр75 |
2 | «Чудо- хохлома» | 1.Учить оформлять объемную плоскость элементами узора хохломской росписи, выполняя работу в технике. 2. Воспитывать интерес к народным промыслам. «Пластилинография Н. Г. Давыдова Стр82 |
3 | «Звездное небо | 1. Учить детей передавать образ звездного неба посредством пластилинографии. 2. Закрепить навыки работы с пластилином: раскатывание комочков прямыми движениями, сгибание в дугу, сплющивание концов предмета. 3. Научить детей делить готовую форму на мелкие части при помощи стеки и скатывать из них шарики кругообразным движением на плоскости, стимулируя активную работу пальцев. 4. Развивать композиционное и пространственное восприятие |
4 | «Ракета» | 1.Формировать умение детей составлять на плоскости предмет, состоящий из нескольких частей; 2. Развивать мелкую моторику пальцев рук при размазывании пластилина по поверхности деталей; 3.Побуждать дополнять свою работу звёздами, планетами, кометами и т. д. по выбору детей; 4.Воспитывать у детей проявление индивидуальности, оригинальности, фантазии |
Май.
1 | «Одуванчики - цветы словно солнышко желты» | 1.Продолжать расширять кругозор и знания детей о природе. 2.Учить создавать образы растений в нетрадиционной изобразительной технике – рисовании пластилином, расширять знания о возможностях данного материала. 3.Развивать пространственные представления, композиционные навыки. 4.Вызвать интерес к изображаемому цветку средствами художественной литературы. Н. Г. Давыдова«Детский дизайн. Пластилинография»Стр39 |
2 | «Салют» | 1.Побуждать детей передавать в пластилинографии впечатления от окружающего; 2.Развивать мелкую моторику рук; 3.Развивать креативное мышление детей, творческое воображение, фантазию; Развивать цветовосприятие; 4. Развивать интерес к работе, поддерживать радостное настроение детей от предстоящего праздника «День Победы». |
3 | «Радуга-дуга» | 1. Упражнять детей в раскатывании колбасок разного цвета примерно одной толщины, разной длины прямыми движениями обеих рук. 2. Учить детей изображать дугообразную форму радуги и порядок цветов в ней. 3. Продолжать учить использовать стеку для отрезания лишних концов при укладывании радужных полос. 4. Развивать чувство прекрасного (красивая разноцветная радуга). |
4 | Итоговое занятие«Бабочки на лугу».Оценка творческих достижений. | 1. Расширить у детей знания и представления об особенностях внешнего вида бабочки. 2. Знакомить с симметрией на примере бабочки в природе и в рисунке. 3. Совершенствовать умение детей работать в нетрадиционной изобразительной технике – рисование пластилином, расширять знания о возможностях данного материала. 4. Учить детей наносить мазки пластилином, плавно «вливая» один цвет в другой на границе их соединения. |
21
ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Дети должны уметь:
- пользоваться основными материалами и инструментами по технике безопасности, выполнять правила безопасности;
- пользоваться инструментами и материалами, применяемыми при работе с пластилином;
- пользоваться различными видами пластилина;
- владеть разнообразными техниками при работе с пластилином;
- использовать жанр изобразительного искусства: пейзаж;
- применять знания при выполнении изделия в различных видах росписи: дымка, хохлома, городец;
- следовать устным инструкциям педагога;
- анализировать образец, анализировать свою работу;
- создавать композиции с изделиями, выполненными в технике пластилинография, уметь оформить изделие;
- выполнять коллективные работы.
Дети должны знать:
- правила безопасной работы с разными материалами, ручными инструментами;
- пластилин, виды пластилина, его свойства и применение;
- разнообразие техник работ с пластилином;
- жанр изобразительного искусства: пейзаж;
- о дымковской, хохломской и городецкой росписи;
- - основы композиции, выполненные в технике пластилинографии;
- правила работы в коллективе.
Дети должны иметь представления:
- о пластилине, о видах пластилина, его свойствах и применении;
- о разнообразии техник работ с пластилином;
- о жанрах изобразительного искусства: пейзаж;
- о дымковской, хохломской и городецкой росписи;
- об основах композиции, выполненныз в технике пластилинографии.
Основным видом контроля на всех этапах обучения является выполнение ребенком задания по теме.
22
МЕХАНИЗМ ОЦЕНКИ ПОЛУЧАЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ
Цель диагностики:
Выявление уровня знаний, умений и навыков учащихся, развития художественно-творческих способностей (начального уровня и динамики развития, эффективности педагогического воздействия).
Метод диагностики:
Наблюдение за детьми в процессе работы их над поделкой, оценивание выполненных работ.
Мониторинг по пластилинографии по методике Г.А. Урунтаевой, Ю.А. Афонькиной . Возраст детей 5-6 лет.
Система мониторинга по пластилинографии не включает в себя каких-либо специальных форм и видов организации детской деятельности. Диагностика осуществляется посредством наблюдения, которое происходит в процессе индивидуальных и коллективных занятий.
Особенно актуален этот вопрос для кружковой деятельности — помогает более эффективно организовать занятия.
Педагог оценивает следующие параметры.
1. Творческая активность
а) Повышенный интерес, творческая активность — высокий уровень
б) Ребенок активен, есть интерес к данному виду деятельности, но выполняет работу по указанию педагог — средний уровень
в) Ребенок не активен, выполняет работу без особого желания — низкий уровень
2. Сенсорные способности
а) Форма передана точно. Разнообразие цветовой гаммы, передан реальный цвет, выразительность изображения — высокий уровень
б) Есть незначительные искажения. Отступления от краски — средний уровень
В) Форма не удалась. Безразличие к цвету, одноцветность — низкий уровень
23
3. Композиция
а) По всей плоскости листа соблюдается пропорциональность между предметами — высокий уровень
б) На полосе листа с незначительными элементами — средний уровень
в) Не продуманно носит случайный характер — низкий уровень
4. Общая ручная умелость
а) Хорошо развита моторика рук, аккуратность — высокий уровень
б) Ручная умелость развита — средний уровень
в) Слабо развита моторика рук, требуется помощь — низкий уровень
5. Самостоятельность
а) Выполняет задания самостоятельно, без помощи. Ребенок самостоятельно выбирает тему, замысел, умеет планировать свои действия, выбирает выразительные средства, доводит начатое дело до конца — высокий уровень
б) Требует незначительная помощь — средний уровень
в) Выполняет задание с помощью педагога, необходима поддержка и стимуляция — низкий уровень
6. Показатели технических навыков
— раскатывание
а) Выполняет самостоятельно — высокий уровень
б) Требуется небольшая помощь — средний уровень
в) Выполняет действия с помощью педагога — низкий уровень
— сплющивание
а) Выполняет самостоятельно — высокий уровень
б) Требуется небольшая помощь — средний уровень
в) Выполняет действия с помощью педагога — низкий уровень
— размазывание
а) Выполняет самостоятельно — высокий уровень
б) Требуется небольшая помощь — средний уровень
в) Выполняет действия с помощью педагога — низкий уровень
24
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1.Г.Н.Давыдова «Пластилинография-2» Издательство «Скрипторий», год 2008
94стр.
2. Г.Н. Давыдова «Пластилинография. Детский дизайн» Издательство «Скрипторий», год 2011
3.«Волшебный пластилин №2,№4»Издательство «Фламинго» 20 стр.
4.Лыкова И. А. «Изобразительная деятельность в детском саду».
5. Венгер Л. А. программа «Одарённый ребёнок» (раздел изобразительное искусство).
6. Венгер Л. А. «Педагогика способностей». – М., 1973г.
7. Комарова Т. С. «Дети в мире творчества». – М., 1995г.
8. Рейд Б. «Обыкновенный пластилин». – М., 1998г.
6. Доронова Т. Н., Якобсон С. Г. «Обучение детей рисованию, лепке, аппликации в игре», И «Просвещение», 1992г.
7. Колдина Д. Н. «Лепка и рисование с детьми 6-7 лет», И «Мозаика-синтез», 2011г.
8. Колдина Д. Н. «Игровые занятия с детьми 5-7 лет», 2012г.
9. Цирулик Н. А., Проснякова Т. Н. «Умные руки», изд. Дом «Федоров», 2000г.
10.Тест «Составление изображений объектов»
(Л.Ю.Субботиной)
11.Методика определения уровня творческого воображения дошкольников (авторы Г.А. Урунтаева, Ю.А. Афонькина)
25
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Ппан кружковой работы "Маленькие волшебники" (Нетрадиционные техники рисования)
Цели: Развивать цветовосприятие, чувство композиции, творческое воображение. Поддерживать полноценное эмоциональное отношение детей к процессу рисования. Совершенствовать навыки свободного эксперимент...
Программа кружковой работы для подготовительной группы. «Юные волшебники»
Программа «Юные волшебники» художественно-эстетической направленности создана на основе методических пособий Аверьяновой А.П. “Изобразительная деятельность в детском саду”, Казаковой Р.Г. “Рисование с...
Фотоотчёт по кружковой работе "Маленькие волшебники"
Тема: "Усатый, хвостатый, полосатый" (тычок жёсткой кистью)...
Кружковая работа по изо: "юные волшебники" перспективно тематическое планирование
перспективно тематическое планирование...
Кружковая работа "Мы волшебники"
кружок "Мы волшебники" средняя группа...
Кружковая работа "Маленькие волшебники"
Кружковая работа по изобразительной деятельности "Маленькие волшебники"...
кружковая работа "Юные волшебники"
Цель: Развитие самостоятельности, творчества, индивидуальности детей, художественных способностей путем экспериментирования с различными материалами, нетрадиционных техник; формирование художественног...