Программа художественно –эстетической направленности дополнительной образовательной услуги тестопластика «Колобок»
рабочая программа по аппликации, лепке (младшая группа)
В последние годы стало очень популярным материалом для лепки, особенно среди детей - соленое тесто. Этому виду творчества придумали современное название - "Тестопластика".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_po_testoplastike.docx | 42.28 КБ |
tematicheskoe_planirovanie.docx | 27.92 КБ |
Предварительный просмотр:
Программа художественно –эстетической направленности
дополнительной образовательной услуги
тестопластика «Колобок»
(с 2 до 3 лет)
На 2019-2020 гг.
Руководитель
Соколова Яна Александровна
г. Комсомольск - на – Амуре
2019год
Содержание
1. | Пояснительная записка | 4 |
2 | Цели и задачи программы | 4 |
3 | Условия проведения кружка по тестопластике | 5 |
4 | Принципы построения программы | 5 |
5 | Методы и приемы | 6 |
6 | Перспективный план работы | 7 |
7 | Работа с родителями | 11 |
8 | Система мониторинга достижения детьми планируемых результатов освоения рабочей программы | 12 |
9 | Особенности и технологии лепки из соленого теста | 14 |
Литература | 20 |
1. Пояснительная записка.
Характеризуя актуальность темы, считаю нужным отметить, что особое значение приобретает проблема творчества; способностей детей, развитие которых выступает своеобразной гарантией социализации личности ребенка в обществе.
Лепка - один из видов творческой деятельности. Этот вид деятельности связан с эмоциональной стороной жизни человека, в ней находят своё отражение особенности восприятия человеком окружающего мира: природы, общественной жизни, а также особенности развития воображения. В лепке проявляются многие психические процессы, но, пожалуй, наиболее ярко- творческое воображение и мышление.
Лепка - одно из полезнейших занятий для ребенка, одно из средств эстетического воспитания - помогает формировать художественный вкус, учит видеть и понимать прекрасное в окружающей нас жизни и в искусстве. Воспроизводя тот или иной предмет с натуры, по памяти или по рисунку, дети знакомятся с его формой, развивают руки, пальцы, что способствует развитию речи, развивают наблюдательность, детскую фантазию.
Лепить можно из разных пластичных, экологически чистых материалов, которые приобретают в процессе лепки задуманную форму и сохраняют ее на долгое время.
В последние годы стало очень популярным материалом для лепки, особенно среди детей - соленое тесто. Этому виду творчества придумали современное название - "Тестопластика".
Техника лепки проста, ее нетрудно освоить, если под рукой есть соль, мука, вода.
Тесто - материал очень эластичный, легко приобретает форму и изделия из него достаточно долговечны. Это универсальный материал, который дает возможность воплощать самые интересные и сложные замыслы.
Тестопластика достаточно новый вид прикладного искусства:
- способствует концентрации внимания, заставляет сосредоточиться на процессе изготовления. чтобы получить желаемый результат;
- стимулирует развитие памяти, так как ребенок, чтобы сделать поделку, должен запомнить последовательность ее изготовления, приемы и способы складывания;
- активизирует мыслительные процессы. В процессе конструирования у ребенка возникает необходимость соотнесения наглядных символов со словесным (объяснение приемов складывания, способов сборки) и перевод их значения в самостоятельные действия (самостоятельное выполнение работы);
- совершенствует трудовые умения, формирует культуру труда;
- имеет огромное значение в развитии конструктивного мышления, творческого воображения, художественного вкуса.
• развивает у детей способность работать руками под контролем сознания, у них совершенствуется мелкая моторика рук, точные движения пальцев, происходит развитие глазомера;
Занятия лепкой с точки зрения психологии получаются эмоционально- разгрузочными, они служат стимулом для интеллектуального и эстетического развития учащихся.
Кроме того, занятия лепкой развивают коммуникативные навыки детей.
Соленое тесто обладает удивительными свойствами: мягкостью, пластичностью, простотой использования, доступностью и дешевизной. К тому же некрашеное соленое тесто не пачкает одежду и руки ребенка.
Цель программы:
Формирование художественно-творческих способностей через обеспечение эмоционально - образного восприятия действительности, развитие эстетических чувств и представлений, образного мышления и воображения.
Задачи, которые стоят перед педагогом.
1. Познакомить детей с особым материалом – тестом, обогащать опыт ощущения и восприятия (сенсорный опыт); познакомить с его свойствами: пластичностью, вязкостью, цельностью массы.
2. Опытным путем осваивать приёмы лепки, основные элементы формообразования : месить, прихлопывать, ставить отпечатки, открывать и отщипывать кусочки, снова соединять вместе, сминать, сжимать, сплющивать, делать углубления пальчиком, протыкать дырочки остриём карандаша и т.д.
3. Учить видеть основные формы предметов, выделять их яркие и наиболее характерные признаки, сравнить похожие по форме предметы (апельсин и яблоко, мяч и арбуз, бублик и колечко, карандаш и кисточка).
4. Синхронизировать работу обеих рук; координировать работу глаз и обеих рук. Активизировать развитие мелкой моторики рук, подготавливать руки детей к работе с более тугими материалами – пластилином, глиной
5. Создавать простейшие формы:
- раскатывать цилиндр (колбаску) прямыми движениями ладони;
- раскатывать шар (колобок) круговыми движениями ладоней;
- и слегка видоизменят их – преобразовывать в иные формы (шар сплющивать в диск, цилиндр – в пластинку), создавая при этом выразительные образы (мячики, яблоки, печенье, пряники, конфеты, червячки, карандаши и др.).
6. Стимулировать эмоциональный и речевой контакт с взрослым; стимулировать развитие понимания речи и активной речи детей.
Количество занятий: 1 занятие в неделю длительностью 10-15 минут
2. Возрастные особенности детейС 2 до 3 лет
На третьем году жизни дети становятся самостоятельнее. Продолжают развиваться предметная деятельность, деловое сотрудничество ребенка и взрослого; совершенствуются восприятие, речь, начальные формы произвольного поведения, игры, наглядно-действенное мышление, в конце года появляются основы наглядно-образного мышления.
Умение выполнять орудийные действия развивает произвольность, преобразуя натуральные формы активности в культурные на основе предлагаемой взрослыми модели, которая выступает в качестве не только объекта для подражания, но и образца, регулирующего собственную активность ребенка.
Появление собственно изобразительной деятельности обусловлено тем, что ребенок уже способен сформулировать намерение изобразить какой-либо предмет.
Основной формой мышления является наглядно-действенная. Ее особенность заключается в том, что возникающие в жизни ребенка проблемные ситуации разрешаются путем реального действия с предметами.
К концу третьего года жизни у детей появляются зачатки наглядно- образного мышления. Ребенок в ходе предметно-игровой деятельности ставит перед собой цель, намечает план действия и т. п.
Для детей этого возраста характерна неосознанность мотивов, импульсивность и зависимость чувств и желаний от ситуации. Дети легко заражаются эмоциональным состоянием сверстников.
3. Приёмы и методы организации занятий
В работе используются все виды деятельности, развивающие личность:
игра, труд, учение, общение, творчество. Форма организации деятельности: групповая.
Педагогические приёмы:
- формирования взглядов (убеждение, пример, разъяснение);
- организации деятельности (приучение, упражнение, показ, подражание,
требование);
- стимулирования и коррекции (поощрение, похвала, соревнование, оценка, взаимооценка и т.д.);
- сотрудничества, позволяющие педагогу и воспитаннику быть партнёрами в увлекательном процессе образования;
- свободного выбора.
4. Ожидаемые результаты и способы определения результативности.
Для каждого ребёнка конкретным показателем его успехов являются:
Устойчивый интерес к тестопластике.
Возрастающий уровень его авторских работ.
Повышение уровня самостоятельности при выборе материалов и способов успешной реализации замысла, технических навыков и умений.
Окрепшая моторика рук.
Ребенок способен:
самостоятельно выбирать и использовать необходимые инструменты для работы;
соединять детали разными способами в готовое изделие;
аккуратно использовать материалы;
соблюдать правила безопасной работы;
украшать интерьер помещения своими работами и др.
Диагностика овладения ребенком навыков в лепке из соленого теста осуществляется педагогом методом наблюдения за практической работой детей на занятиях по тестопластике
Уровни усвоения программы
Высокий уровень - ребенок владеет основными приемами лепки из соленого теста, максимально точно передает форму, строение, пропорции предметов. Эмоционально относится к процессу создания поделки. Пытается лепить самостоятельно, без помощи взрослого.
Достаточный уровень – ребенок в основном владеет основными приемами лепки из соленого теста, но немного искажает форму, строение, пропорции предметов. В реализации замысла проявляет самостоятельность, творчество, инициативу, получая при этом эстетическое наслаждение от результатов своей деятельности. В процессе работы обращается я за помощью к педагогу.
Низкий уровень – характеризуется у ребенка слабо выраженным желанием лепить. Не удается передать в лепке форму, строение, пропорции предметов. При реализации замысла творчество проявляется при активном напоминании педагога. В процессе работы не может действовать без помощи взрослого
5. Средства реализации программы
- Рабочие столы, стулья
- Тесто (мука, соль, вода);
- Стеки, скалки;
- Различные детские печати;
- Карандаши;
- Скорлупки орехов, семян;
- Пробки;
- Ситечки;
- Краски (медовые);
- Пищевые красители;
- Клеёнки;
- Салфетки;
- Игрушки для показа и обыгрывания;
- Формочки для теста;
- Мелкие предметы (горох и т.д.).
- Раковина для мытья рук
6. Условия реализации программы
При определении содержания деятельности учитываются следующие принципы:
- Педагог для ребенка, а не ребенок для педагога
- Сотрудничество, сотворчество, совместный поиск
- Нет пределов совершенствования
- Учёт психофизических особенностей детей
- Создание атмосферы успеха.
Для занятий лепкой необходимо подготовить рабочие места для педагога и детей, места хранения оборудования и незаконченных работ.
Рабочие места. Все рабочие места оснащаются одними и теми же предметами. Дети лепят на столах на рабочей доске. Доска делает поверхность формы ровной и гладкой, чего нельзя достичь руками.
Список литературы.
1. И. А. Лыкова «Изобразительная деятельность в детском саду (Ранний возраст) М. 2007 Г. «Карапуз – Дидактика»).
2. Ш. А. Лыкова «Из солёного теста» (Лепим с мамой).
3. О.В. Корчинова «Детское прикладное творчество» (Ростов – на Дону: «Феникс», 2005г.).
4. УНТ для детей (потешки, загадки).
5. Чуковский «Муха – Цокотуха» (отр.).
6. Доронова Т. Н. Якобсон С. Г. Обучение детей 2 - 4 лет рисованию, лепке, аппликации в игре. М.: Просвещение, 1992г.
7. Кискальд И. Солёное тесто. М.: АСТ - пресс книга, 2003г.
8. Романовская А. Л. Поделки из соленого теста. М.: АСТ ,2006г.
9. Фирсова А. Чудеса из соленого теста. М.: Айрис Пресс, 2010 г.
10. Хананова И. Соленое тесто. М.: Аст Пресс, 2012 г.
11.Чаянова Г. Л. Солёное тесто. М.: Дрофа --- плюс. 2005г.
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
Приготовление теста
Рецепт №1 200 гр. муки 200 гр. соли вода. | Рецепт №2 200 гр. муки 200 гр. соли 1-2 ч. л. обойного клея вода | Рецепт №3 100 гр. пшеничной муки 100 гр. ржаной муки 400 гр. соли 2 ст. л. обойного клея вода. |
Рецепт №4 200 гр. муки 200 гр. соли 1 ст. л. растит. масла вода. | Цветное тесто
|
\
ПРИЛОЖЕНИЕ 2
Тексты потешек
Колобочек – Колобок У него румяный бок. И хорош он, и пригож, И на солнышко похож! Положили Колобок Остудиться на окошко, Колобок с окошек – скок! Покатился по дорожке. | Ай, качи – качи – качи! Глянь – баранки, калачи! Глянь – баранки, калачи! С пылу, с жару из печи – Все румяны, горячи. Налетели тут грачи, Подхватили калачи. Нам остались Бараночки! |
И. Друмникова «Три каравая» Я слепил три каравая – У меня ведь именины. Всю семью я угощаю Караваем из глины. Я слепил три каравая М несу домой: Этот - маме, Этот – папе, Этот – мне. | Сидит белка на тележке, Продаёт она орешки: Лисичке – сестричке, Воробью, Синичке, Мишке толстопятому, Заиньке усатому: Кому в платок, Кому в зобок, Кому в лапочку. |
Ладушки – ладушки! Пекла баба оладушки. Маслом поливала, Детушкам давала. Даше – два, Паше - два. Ване – два, Тане – два. Хороши оладушки У нашей бабушки! | Пьём парное молоко Тут и куры: - Ко – ко – ко! Пробуют оладушки Ой, ладушки – ладушки.
|
Вышла курица рябая - Я к вам прямо из сарая. Я не ела, не пила. Я яичко вам снесла, Не пора ли обедать? Двери отперли, и вот Маша всех к столу зовёт. Пса Арапку, Кошку – царапку, Курочку – рябку. Собачке - в миске, В блюдечке – киске, Курочке – несушке Пшено в черепушке, А Машеньке в тарелке В глубокой, не мелкой. | Вокруг печки хожу Да похаживаю Я на печку гляжу, Да поглядываю. Вот поднялся пирог, Пирожок медовый Зарумянился пирог Из муки из новой.
Пирожки мы испекли С разною начинкой; И с капустой, И с морковью, С луком и с картошкою. Из остатков теста Кренделя мы слепим. |
Лады – лады – ладушки Пекла бабка оладушки, Маслом поливала Детишкам давала Саше – две, Яну – две, Соне – две, Ане – две Хороши оладушки У нашей бабушки. - Заинька, угощали ль тебя? - Серенький, угощали ль тебя? - Угощали, угощали, милый мой: Катюшка – то – блинами. А Лизонька – пирогами. | Пошёл котик на торжок, Купил котик пирожок. Пошёл котик на улочку, Купил котик булочку. |
Предварительный просмотр:
Тематическое планирование
Месяц | Неделя | Вид деятельности | Название темы | Программное содержание |
Октябрь | 1 занятие | Лепка - экспериментирование | «Вишенки для белочки» | Раскатывание комочков теста круговыми движениями ладоней для получения шарообразной формы (вишенки) и лёгкое сплющивание. Развитие чувства формы и мелкой моторности. |
2 занятие | Лепка - экспериментирование | «Подкова счастья» | Упражнять детей в раскатывание теста прямыми движениями ладоней, учить аккуратности; продолжать учить выполнять движения вслед за воспитателем | |
3 занятие | Лепка | «Грибочки для ежика» | Лепка грибочков. Раскатывание комочков теста круговыми движениями ладоней для получения шарообразной формы (шляпки грибочка) и лёгкое сплющивание. Развитие чувства формы и мелкой моторности | |
4 занятие | Лепка предметная | «Пирамидки для малышей». | Учить лепить пирамидку из дисков разной величины с верхушкой в виде конуса или шара. Развивать чувство формы, величины. | |
5 занятие | Лепка предметная (картинки из теста) | «Подсолнух» | Умение с помощью нажима стекой делать рельефную поверхность. Катаем шарик, сплющиваем его между ладонями. | |
Ноябрь
| 6 занятие | Лепка из солёного или сдобного теста | «Поросенок» | Продолжаем учить формообразующему движению скатывание шара, учим соединять несколько частей (шаров), создавая образ поросенка. Продолжаем учить украшать изделие бусинами, природным материалом (семечки). |
7 занятие | Лепка с элементами рисования | «Мышка – норушка» | Учить лепить мышку на основе конусообразной формы. Показать способы создания выразительного образа, заостренную мордочку, бусинки – глазки, ниточка – хвостик. Развивать чувство формы. | |
8 занятие | Лепка с элементами рисования | «Чудо-дерево». | Закрепить технические навыки и приемы лепки из теста. Лепить из частей, делить кусок на части, выдерживать соотношение пропорций по величине, плотно соединяя их. Развивать мелкую моторику. Развивать творческое воображение, связную речь при составлении рассказа о своей поделке. | |
9 занятие | Лепка предметная | «Светофор» | Учим детей лепить светофор; учим из колбаски путем сплющивания делать корпус светофора, из шаров делать огни светофора. Продолжаем учить соединять части, для создания законченного образа светофора. | |
Декабрь
| 10 занятие | Лепка из солёного или сдобного теста | "Снежинка" | Продолжать знакомить со свойствами теста, соединять детали водой. Упражнять в умении раскатывать длинные, тонкие, ровные полоски. Украшать поделку с помощью стеки или бисера. Вызвать желание придумать свой узор. |
11 занятие | Лепка | Рождественские колокольчики | Познакомить детей с изготовлением поделки к празднику, научить детей украшать предмет, используя различные элементы для украшения, развивать цветовосприятие. | |
12 занятие | Лепка | «Нарядим нашу ёлочку» | Вызвать у детей желание нарядить ёлку к празднику. Учить раскатывать из цветного теста и делать колечки, составлять из них гирлянду. | |
13 занятие | Лепка предметов | «Вот такая ёлочка» | Создание образа ёлочки в сотворчестве с воспитателем. Раскатывание жгутиков из теста зелёного цвета и прикрепление к стволу. Развитие мелкой моторики рук. | |
Январь | 14 занятие | Лепка с элементами рисования | «Вкусное печенье» | Получение силуэтных изображений из теста: выдавливание (вырезание) формочками для выпечки. Обведение и украшение форм пальчиками. Развитие тактильных ощущений. |
15 занятие | Лепка с элементами рисования | Совушка | Учить приёмам лепки из целого кусочка теста полой формы, дополнять лепку бумажной пластикой. | |
16 занятие | Лепка предметная | «Снеговик» | Продолжаем учить формообразующему движению скатывание шара, учим соединять несколько частей (шаров), создавая образ снеговика. Продолжаем учить украшать изделие бусинами, природным материалом (семечки). | |
Февраль
| 17 занятие | Лепка | "Валентинка" | Изготовление символа сердца с использованием шаблона. Учимся оформлять изделие, дополняем мелкими деталями (бисер, блестки). Развивать фантазию, мелкую моторику, зрительно-двигательную координацию, речь. |
18 занятие | Лепка | Картина для пап «Корабли плывут по морю» | Продолжить учить детей создавать выразительные лепные образы конструктивным способом. Учить планировать свою работу: задумывать образ, делить материал на нужное количество частей разной величины, лепить последовательно, начиная с крупных деталей; развивать мелкую моторику рук. | |
19 занятие | Лепка - экспериментирование | Декоративная тарелка | Учить лепить декоративные тарелки с центрическим орнаментом, используя приемы раскатывания между ладонями, сплющивания, оттягивания и уравнивания краев; украшать шариками, дисками, жгутами. | |
20 занятие | Лепка предметная | «Клоун» | Развивать умение скатывать шар из теста круговыми движениями ладоней и дополнят образ деталями – глаза, рот, нос, колпак и пуговицы.. Воспитывать положительное отношение к процессу лепки | |
Март | 21 занятие | Лепка предметная | «Вот какие у нас сосульки!» | Продолжение освоения способа лепки предметов в форме цилиндра, развивать навык лёгкого сдавливания кончиками пальцев. Моделирование сосулек разной длины и толщины. |
22 занятие | Лепка - экспериментирование | Подарок маме. | Познакомить детей с изготовлением поделки к празднику, Закрепить умение украшать простые по форме предметы, нанося на всю поверхность предмета. Развивать чувство композиции. | |
23 занятие | Лепка предметная | Черепаха. | Развивать у детей познавательный интерес к природе. Совершенствовать умения детей расплющивать, сплющивать тесто, создавая изображение в полуобъёме. Развивать мелкую моторику. | |
24 занятие | Лепка предметная | «Вот такие ножки у сороконожки» | Продолжать учить детей раскатывать «колбаску» прямыми движениями ладоней. Создание выразительного образа сороконожки в сотворчестве с педагогом; прикрепление «ножек» к туловищу, вылепленного воспитателем. | |
Апрель | 25 занятие | Лепка с элементами рисования | Первая весенняя бабочка | Продолжать учить скатывать шар и сплющивать его, придавая форму подноса, учить раскатывать из маленьких шариков теста колбаски, вытягивать концы и сглаживать их, придавая форму. |
26 занятие | Лепка предметная | «Птички - невелички». | Учим раскатывать тесто скалкой, вырезать формой для теста силуэт птички; продолжаем учить наносить стекой узоров в виде точек и палочек; украшать изделие бусинами (глазки, клюв). | |
27 занятие | Лепка | «Мышка норушка» | Учим лепить конусообразную форму и создавать образ мышки: заострить мордочку, использовать дополнительные материалы (для ушек – семечки, для глаз – бисер). | |
28 занятие | Лепка из соленого теста | Стрекоза | Развивать у детей познавательный интерес к природе. Совершенствовать умения детей скатывать и расплющивать тесто, лепить из частей, делить кусок на части, выдерживать соотношение пропорций по величине, плотно соединяя их. Развивать мелкую моторику, создавая изображение в полуобъёме. | |
Май | 29 занятие | Лепка с элементами рисования | Ромашка. | Учить создавать композицию из отдельных деталей; использовать знания и представления об особенностях внешнего вида растений; закреплять навыки, полученные на занятиях по лепке. |
30 занятие | Лепка - экспериментирование | Гроздь винограда | Закрепляем умение скатывать из теста шарики; продолжаем учить детей вытирать руки салфетками по окончании работы. | |
31 занятие | Лепка предметная | Рыбки |
| |
32 занятие | Лепка с элементами рисования | Подводное царство |
| |
33 занятие | Лепка предметная | Цыпленок |
|
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа дополнительной образовательной услуги "Юный книголюб"(познавательной и художественно-эстетической направленности) Для детей дошкольного возраста 4-5 лет. На 2015-2016 учебный год
Рабочая программа литературно-творческого кружка "Юный книголюб" на 2015-2016 учебный год....
«Акварелька», программа дополнительной образовательной услуги художественно-эстетической направленности для детей младшего дошкольного возраста
Программа включает в себя 72 занятия, направленных на формирование творческих способностей детей через нетрадиционные техники рисования. Занятия проводятся в игровой занимательной форме, с испол...
Дополнительная образовательная услуга художественно-эстетической направленности «Умелые ручки»
С целью развития познавательных, конструктивных, творческих и художественных способностей детей среднего и старшего дошкольного возраста была разработана и внедрена программа по дополнительной ...
Программа дополнительной образовательной услуги "Лукоморье" ( художественно-эстетической и нравственно-патриотической направленности) Для детей дошкольного возраста 5-6 лет На 2016-2017 учебный год
Рабочая программа кружка "Лукоморье" на 2016-2017 учебный год, по изучению русской литературы и нравственно-патриотическому воспитанию....
Программа дополнительной образовательной услуги художественно - эстетического развития по тестопластике "Мукосолька"
Цели, задачи, перспективный и календарный планы программы...
«Дополнительное образование в МДОУ, как один из факторов, речевого, интеллектуального развития и социализация воспитанников на тему: «Дополнительные образовательные услуги, направленные на художественно-эстетическое развитие обучающихся»
laquo;Дополнительное образование в МДОУ, как один из факторов, речевого, интеллектуальногоразвития и социализация воспитанников на тему: «Дополнительные образовательные услуги,направленные...