Комплекс игровых занятий «Волшебное тесто» для работы с детьми от 1 до 2 лет
план-конспект занятия по аппликации, лепке (младшая группа)
Лепка – одно из полезнейших занятий для ребёнка, одно из средств эстетического воспитания – помогает формировать художественный вкус, учит видеть и понимать прекрасное в окружающей нас жизни и в искусстве. Дети знакомятся с его формой, развивают руки, пальцы, что способствует развитию речи, развивают наблюдательность, детскую фантазию.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
игровые занятия | 67 КБ |
Предварительный просмотр:
Комплекс игровых занятий
«Волшебное тесто»
для работы с детьми от 1 до 2 лет
Тонконожка Олеся Петровна, воспитатель
в группе раннего возраста МДОУ «Улыбка»
г. Нерюнгри республики Саха (Якутия)
Лепка – одно из полезнейших занятий для ребёнка, одно из средств эстетического воспитания – помогает формировать художественный вкус, учит видеть и понимать прекрасное в окружающей нас жизни и в искусстве. Дети знакомятся с его формой, развивают руки, пальцы, что способствует развитию речи, развивают наблюдательность, детскую фантазию.
В рамках реализуемой «Программы воспитания и обучения в детском саду» под ред. М.А. Васильевой и др. художественная и изобразительная деятельность с детьми 1-1,5 лет не проводится. Поэтому нами разработан комплекс игровых занятий с использование в качестве пластичной массы – несоленого теста. Оно более мягкое и позволяет даже самым маленьким детям создавать первые шедевры.
Лепить можно из разных пластичных, экологически чистых материалов, которые приобретают в процессе лепки задуманную форму и сохраняют её на долгое время.
В последние годы стало очень популярным материалом для лепки, особенно среди детей, солёное тесто. Этому виду творчества придумали современное название – «ТЕСТОПЛАСТИКА»
Почему же необходимо заниматься тестопластикой с детьми раннего возраста? По данным исследованиям учёных доказано, что развитие рук находится в тесной связи с развитием речи и мышления ребёнка. Работа с тестом своего рода упражнения, оказывающие помощь в развитии тонких дифференцированных движений, координации, тактильных ощущений, необходимых в работе с маленькими детьми. Ведь известно насколько велика роль рук в развитии умственной деятельности человека.
Еще одной причиной раннего введения лепки является необходимость организации с малышом таких видов деятельности, которые помогут ребенку в познании окружающего мира и получении новых впечатлений, т.е. дать возможность потрогать, понюхать, помять, высказать свое впечатление о тесте (твёрдое, белое, холодное, можно сделать ямки, скатать колбаски, оторвать кусочек и т. д.).
Историческая справка
Когда-то, давным-давно, в седую старину, люди начали лепить хлебные лепёшки из муки и воды, их обжигали на раскалённых камнях. Из теста выпекали не только хлеб, но и декоративные изделия.
В Германии и Скандинавии было принято изготавливать Пасхальные и Рождественские сувениры из солёного теста.
В странах Восточной Европы популярны большие картины из теста.
В Германии и Испании во время торжеств в честь Богоматери на алтарь кладут великолепные хлебные венки, украшенные пышными орнаментами.
Когда главным символом Рождества стала ёлка, бедные люди изготовляли из хлебного теста рождественские украшения. Для сохранения украшений от поедания малышами и насекомыми, в тесто добавляли большое количество соли. Так возникло солёное тесто.
На Русском Севере, в хлебосольных и приветливых поморских домах на видных местах всегда стояли рукотворные диковины в виде маленьких фигурок людей и животных. Это мукосольки – поделки из муки и соли. В старину такие игрушки служили оберегами. На Рождество поморки обязательно лепили такие фигурки и, раздавая родным и знакомым, приговаривали: «Пусть у вас хлеб-соль водится, никогда не переводится».
В России с давних времён существовал обычай лепить хлебные фигурки на забаву себе и детям.
Особенности организации
Работа с детьми организуется индивидуально или небольшими подгруппами по 2-3 ребенка.
- Рабочий стол, за которым будет удобно и маме и ребенку, и специальное оборудование.
- Тесто лучше сделать заранее и дать ему отлежать в холодильнике.
- Доски для раскатывания теста не должны быть большими. Они могут быть и деревянными, и пластиковыми.
- Кондитерские формочки помогут быстро изготовить различные фигурки.
- Влажные салфетки помогут поддерживать чистоту рук и избежать раздражения.
Особенности приготовления теста
Традиционно в работе с детьми используют соленое тесто. Но мы используем тесто без соли (мука, вода), так как в возрасте 1-2 лет у малышей кожа очень нежная, и может появиться раздражение на ладошках.
Сценарии игровых занятий
с детьми 1-2 лет
Цель: способствовать развитию детей от 1 года в процессе овладения техникой работы с тестом
Задачи:
образовательные
- Познакомить детей с простейшими приемами леки из теста: вдавливание, похлопывание по поверхности, сжимание с ладони, размазывание по твердой поверхности, отщипывание небольших кусочков; сплющивание; раскатывание комочков прямыми и круговыми движениями.
- Пополнять пассивный словарь детей качественными прилагательными, обозначающими качества и свойства теста (мягкий, холодный, липкий) и глаголами, обозначающими действия (оторвать, положить, вдавить, надавать, взять и др.)
развивающие
- Стимулировать активную речь детей в процессе деятельности, вызванную новыми эмоциональными переживаниями
- Способствовать развитию мелкой моторики, координированности работы кистей рук.
воспитательные
- Воспитывать художественно- эстетический вкус, трудолюбие, аккуратность.
- Поощрять желание работать самостоятельно, добиваясь определенной цели.
Тема 1-2. Спрячь игрушку (Найди игрушку) – проводятся аналогично
Цель: Знакомить ребенка с тестом, вызвать положительное эмоциональное отношение к лепке из теста.
Оборудование: небольшой шарик, кубик или маленькая куколка, тесто.
Ход игры.
Взрослый показывает ребенку яркую игрушку и прячет ее в тесте, предлагает малышу найти ее. Затем взрослый вместе с ребенком ищет игрушку, радуется. Ребенку предлагается спрятать игрушку в тесто, а затем ее найти.
Тема 3. Крошки для курочки
Цель: формировать способ действия- отщипывание.
Оборудование: заводная курочка, тесто.
Ход игры
Взрослый показывает яркую коробку, трясет ее, спрашивает: «Кто там?». Затем открывает сам или просит ребенка открыть коробку, достает из нее курочку, любуется ею, затем предлагает покормить курочку крошками, показывает, как нужно отщипывать от теста кусочки. Если ребенку трудно действовать самостоятельно, взрослый действует его руками. Затем заводит курочку и подносит ее к «крошкам». Курочка «клюет», взрослый радуется: «Курочка крошки клюет», хвалит ребенка.
Тема 4. Баранки для матрешки
Цель: формировать способ действия: раскатывать тесто прямыми движениями между ладонями.
Оборудование: баранки, тесто, игрушки-матрешки.
Ход игры:
Взрослый достает матрешек, предлагает ребенку угостить их баранками.
Показывает, как нужно раскатывать «колбаски» из теста, удерживая кусок теста между ладонями, затем делать баранки, соединяя концы колбасками. Взрослый побуждает ребенка действовать самостоятельно. В конце игры матрешку угощают сделанными баранками. Умение раскатывать теста закрепляется на дощечке. При раскатывании теста ребенок действует сначала одной, а затем обеими руками.
Тема 5. Булочки
Цель: формировать способ действия: раскатывать тесто круговыми движениями между ладонями.
Оборудование: тесто, красивая кукла, круглая булочка (образец).
Ход игры:
Взрослый демонстрирует булочку-образец, предлагает ребенку слепить такие же булочки для куклы. Показывает последовательность действий: отрывает от большого куска теста маленькие кусочки, помещает их между ладонями и круговыми движениями скатывает из них шарики. Затем дает ребенку тесто и предлагает так же скатывать шарики- булочки. Взрослый и ребенок кормят кукол булочками.
Тема 6. Витамины для куклы
Цель: формировать способы действий: учить детей разминать тесто, отщипывать маленькие кусочки, катать их между ладонями (круговыми движениями), полученные шарики расплющивать указательным пальцем.
Оборудование: тесто, кукла.
Ход игры:
Взрослый приносит куклу, говорит, что ей нужны витамины. Предлагает детям слепить для куклы вкусные витамины. Взрослый показывает способ лепки: отщипывает маленькие кусочки теста, скатывает шарики из теста между ладонями, расплющивает их указательным пальцем. Затем раздает детям тесто и предлагает им выполнять такие же действия. Далее дети, слепив «витамины», угощают ими кукол.
Тема 7. Ежики
Цель: формировать у детей интерес к выполнению лепных поделок из теста, учить раскатывать тесто ладоней, обыгрывать лепные поделки.
Оборудование: игрушка-ежик, тесто, доска, мелкие палочки.
Ход игры:
Взрослый показывает детям ежика, они рассматривают его. Предлагает детям слепить ежиков, показывает способ лепки: разминает кусок теста, раскатывает его на доске, а затем в руках придает тесту форму «туловища ежика», вставляет в него палочки-колючки. Затем раздает детям пластилин и предлагает им выполнить такие же действия. Далее дети играют с ежиками, взрослый произносит:
Это я, колючий еж, я на елочку похож.
У меня на спине, как на елке и сосне,
Выросли иголки
Тема 8. Выросли грибочки
Цель: учить детей лепить предмет из двух частей, соединять две части в целое.
Оборудование: готовые шляпки из теста, гриб-образец.
Ход игры:
Взрослый показывает детям образец гриба, объясняет, что у него есть ножка и шляпка. Далее сообщает, что шляпки слепила белочка, а ножки будут лепить дети. Взрослый показывает способы выполнения действий: отрывает кусочки теста от большого куска, раскатывает прямыми движениями кусочки теста между ладонями. Затем показывает, как соединить две части. После этого детям раздаются шляпки и предлагается слепить целый грибок. Дети играют со своими поделками.
Тема 9. Шлепаем ладошками
Цель: вызвать положительное эмоциональное отношение к лепке из теста.
Оборудование: доска, цветное тесто (желтое).
Ход игры:
Взрослый готовое тесто, пошлепывает по нему рукой. Просит малыша сделать то же, взяв за локоток, подвести его ручку к тесту. Взрослый сопровождает свои и его действия стихами. Шлеп-шлеп, шлеп-шлеп, ты, ладошечка! Шлеп-шлеп, шлеп-шлеп, моя крошечка!
Тема 10. Оладушки
Цель: формировать способ действия- шлепанье, расплющивание.
Оборудование: кукла, тарелочки.
Ход игры:
Взрослый делит теста на четыре-шесть кусочков. Скатывает из них шарики (колобки), и кладет их перед малышом в один ряд. Рядом садим куклу. Затем шлепаем ладонью по одному из шариков- он расплющится. Взрослый говорит: Был колобок, а теперь получился оладушек. Предлагает малышу сделать такой же оладушек сам, мы его отдадим кукле. Ешь, кукла, вкусный оладушек.
Тема 11. Делаем блины
Цель: формировать способ действия- шлепанье, расплющивание
Оборудование: тесто, доска.
Ход игры:
Взрослый скатывает теста в шар, говорит: «Шар. Он круглый». Шлепает ладонями по тесту, придавливая и расплющивая его. Показывает ребенку «Посмотри, получается блинчик». Взрослый предлагает малышу повторить так же.
Можно сделать блины из теста разного цвета, а потом сложить их стопкой.
Тема 12. Оторвем кусок теста
Цель: формировать способ действия - отрывать, скатывать, мять.
Оборудование: тесто, тарелка.
Ход игры:
Взрослый из теста скатывает (колбаску), держит валик, а малыш отрывает от него кусочки и складывает на тарелочку. Взрослый обращается к ребенку: «У меня был большой кусок теста, а ты (имя ребенка) отрываешь маленькие кусочки». Собрать и скатать все куски в один и сказать: «Мы собрали все маленькие кусочки. Помяли, помяли их- получится большой кусок».
Тема 13. Дорожка
Цель: формировать способ действия- вдавливание, выкладывание.
Оборудование: тесто, тарелка или поднос, материал: морские или макаронные ракушек, большие пуговицы, игрушку(кошечка, собачка,).
Ход игры:
Взрослый распределяет тесто по тарелке, или подносу. Теперь на нем можно делать аппликацию из различных материалов: морских или макаронных ракушек, больших пуговиц и т. Д. Взрослый предлагает ребенку: «Давай сделаем дорожку!» и начинает выкладывать дорожку из материала, а ребенок продолжает сам ее. Взрослый берет игрушку (кошку или собачку) и показывает, как она идет по дорожке: «Топ-топ». Затем пусть малыш сам покажет, как по дорожке ходит его любимая игрушка.
Тема 14-15. Отпечаток руки (Отпечаток пальчиков)- проводятся аналогично
Цель: формировать способ действия- вдавливание
Оборудование: тесто, две тарелки.
Ход игры:
Взрослый распределяет на две тарелки: на одной оставляет свой отпечаток руки, на другой – помогает малышу оставить отпечаток его руки. Взрослый обращается к ребенку: «Где след от твоей руки? А где от маминой? У мамы большая рука, а у тебя маленькая».
Методическое обеспечение
- Гусева И. Соленое тесто-лепка и роспись. - СПб.,2005.
- Казакова Т.Г. Развитие у дошкольников творчество. - М.: Просвещение, 1985.
- Комарова Т.С. Детское художественное творчество. Методическое пособие для воспитателей и педагогов. - М.: Мозаика-Синтез, 2005.
- Янушко Е.А. Лепка с детьми раннего возраста (1-3 года). Методическое пособие для воспитателей и родителей. - М.: Мозаика-Синтез, 2005.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Познавательно-игровой проект «Применение игр и игровых упражнений с мячом в работе с детьми»
Познавательно-игровой проект «Применение игр и игровых упражнений с мячом в работе с детьми» Мяч по популярности занимает первое место в царстве детской игры....
Опыт работы Тема: «Театрально – игровая деятельность в коррекционно-развивающей работе с детьми старшего дошкольного возраста»
Цель:Всестороннее развитие личности ребенка через театрализованную деятельность, и создание условий для развития всех психических процессов, для коррекции речевых нарушений детей и развития их ...
Консультация для педагогов: «ИГРЫ С СОЛЕНЫМ ТЕСТОМ В РАБОТЕ С ДЕТЬМИ»
Согласно ФГОС, основными целями и задачами художественно-эстетического развития детей является:Формирование интереса к эстетической стороне окружающей действительности;Воспитание интереса ...
Тесты в работе с детьми дошкольного возраста
Тесты в работе с детьми дошкольного возраста ...
Опыт работы "Использование игрового стретчинга в физкультурно – оздоровительной работе с детьми дошкольного возраста»
В данном опыте работы я опиралась на методику игрового стретчинга А.Г. Назаровой...
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНТЕРАКТИВНОГО КОМПЛЕКСА «УМНОЕ ЗЕРКАЛО ARTIKME» В КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЕ С ДЕТЬМИ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА, ИМЕЮЩИМИ РЕЧЕВЫЕ НАРУШЕНИЯ
Умное зеркало ArtikMe совмещает в себе компьютер с выходом в Интернет и программным обеспечением, конструктор и хранилище для занятий и домашнего задания, видеокамеру для фиксации занятий, ж...
«ИГРЫ С СОЛЕНЫМ ТЕСТОМ В РАБОТЕ С ДЕТЬМИ РАННЕГО ВОЗРАСТА» Мастер-класс для педагогов
Согласно ФГОС, основными целями и задачами художественно-эстетического развития детей раннего возраста является:Формирование интереса к эстетической стороне окружающей действительности;Воспитание инте...