Проект «Здоровьесберегающие технологии с использованием средств художественно-эстетического развития» для подготовительной группы
проект по аппликации, лепке (подготовительная группа)
Проект направлен на формирование привычки к здоровому образу жизни у детей дошкольного возраста, через средства художественно-эстетического развития, привлечение родителей к решению этих задач.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №2 города Лениногорска» муниципального образования «Лениногорский муниципальный район» Республики Татарстан
ТЕМА
«Здоровьесберегающие технологии с использованием
средств художественно-эстетического развития»
Автор проекта
Тарасова Галина Григорьевна, воспитатель первой квалификационной категории
МБДОУ «Детский сад №2 города Лениногорска»
МО «Лениногорский муниципальный район» РТ.
г. Лениногорск, 2017 год
Краткая аннотация проекта.
Проект: «Здоровьесберегающие технологии с использованием средств художественно-эстетического развития».
Участники проекта: воспитатели, музыкальный руководитель, дети подготовительной к школе группы, родители.
Продолжительность проекта: краткосрочный,
Тип проекта: познавательно-творческий.
Цель: Формирование у детей начальных представлений о здоровом образе жизни.
Сохранение, укрепление и охрана здоровья детей; повышение умственной и физической работоспособности.
Задачи проекта:
Создать условия для становления устойчивого интереса к правилам и нормам здорового образа жизни, здоровьесберегающего и безопасного поведения.
Продолжать формировать представления о здоровье, его ценности, полезных привычках, укрепляющих здоровье, о мерах профилактики и охраны здоровья.
Изучение современных подходов к проблемам художественно-эстетического развития дошкольников с использованием технологий здоровьесбережения.
Создание условий, способствующих, реализации художественно-эстетического развития воспитанников, их творческого потенциала.
Воспитывать чувство ответственности за сохранение и укрепление своего здоровья.
Постановка проблемы
Становление новой системы образования, ориентированной на вхождение в мировое пространство, требует существенных изменений в педагогической теории и практике дошкольных учреждений, и требует более эффективных психолого-педагогических подходов к процессу организации дошкольного воспитания и обучения.
В настоящее время в системе дошкольного образования формируются и успешно применяются новейшие разработки, технологии, методики, которые позволяют поднять уровень дошкольного образования на более высокую и качественную ступень. Очень большое внимание в ДОО уделяется здоровьесберегающим технологиям, которые направлены на решение самой главной задачи дошкольного образования – сохранить, поддержать и обогатить здоровье детей.
Здоровьесберегающий педагогический процесс дошкольной образовательной
организации (ДОО), процесс воспитания и обучения детей дошкольного возраста в режиме здоровьесбережения и здоровьеобогащения, направленный на обеспечение физического, психического и социального благополучия ребенка. Это специально организованное, развивающееся во времени и в рамках определенной образовательной системы (детского сада) взаимодействие детей и педагогов, направленное на достижение целей здоровьесбережения и здоровьеобогащения в ходе образования, воспитания и обучения [1].
«Здоровьесберегающие образовательные технологии», по определению Н.К. Смирнова, это технологии, программы, методы, которые направлены на воспитание культуры здоровья, личностных качеств, способствующих его сохранению и укреплению, формирование представления о здоровье как ценности, мотивации на ведение здорового образа жизни. Кроме того, серьезной задачей является и обеспечение максимально высокого уровня здоровья воспитанников ДОО, воспитание валеологической культуры для формирования осознанного отношения к здоровому образу жизни.
В настоящее время воспитание и образование детей дошкольного возраста вДОО регламентируется Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования (ФГОС ДО), принятым 17 октября 2013 года [2]. Данный документ включает в себя требования к структуре образовательной Программы дошкольного образования, которая реализуется по следующим образовательным областям: «Социально-коммуникативное развитие»; «Познавательное развитие»; «Речевое развитие»; «Художественно-эстетическое развитие»; «Физическое развитие».
Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие» реализуется, интегрируясь со всеми областями, в том числе и с областью «Физическое развитие». Содержание образовательной области «Художественно-эстетическое развитие»предполагает развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и пониманияпроизведений искусства (словесного, музыкального, изобразительного), мира природы;становление эстетического отношения к окружающему миру; формированиеэлементарных представлений о видах искусства; восприятие музыки, художественнойлитературы, фольклора; стимулирование сопереживания персонажам художественных произведений; реализацию самостоятельной творческой деятельности детей (изобразительной, конструктивно-модельной, музыкальной и др.).
Образовательная область «Физическое развитие» в ряду основного содержания
включает и те направления работы с детьми, необходимые для освоения разных видов деятельности, в том числе и изобразительной, и которые в ней продолжают развиваться. Например, развитие координации движения, крупной и мелкой моторики обеих рук, становление целенаправленности и саморегуляции в двигательной сфере; становление ценностей здорового образа жизни, овладение его элементарными нормами и правилами и др. Таким образом, в стандарте предусматривается интеграция образовательных областей «Художественно-эстетическое развитие» и «Физическое развитие» в решении задачи охраны и укрепления физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия. Эмоциональная сфера рассматривается как неотъемлемая составная часть здоровья. Это подтверждается существующими известными словосочетаниями: эмоциональное самочувствие, физическое и психическое здоровье и др.
Изобразительная деятельность оказывает положительное влияние на здоровье ребенка. В частности, на физическое развитие: развивает зрительную координацию, мелкую моторику пальцев рук; в развитии изобразительной деятельности уделяется большое внимание воспитанию культурно-гигиенических навыков; в процессе изобразительной деятельности происходит развитие самоконтроля при выполнении правил личной гигиены, умение самостоятельно устранять непорядок, развитие навыков самообслуживания; в старшем дошкольном возрасте дети должны уметь организовать свое рабочее место, правильно пользоваться материально-техническими средствами (материалы, инструменты и принадлежности).
Актуальность написания разработки проекта обоснована:
Федеральным законом от 29.12.2013 г. №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»
Приказом МО и НРФ «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» от 17 октября 2013 г. № 1155
Стратегией развития воспитания в РФ на период до 2025 года
Конституцией Российской Федерации ст. 43, 72;
Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации»,
№ 273 от 01.09.2013г
"Конвенцией о правах ребенка" (одобрена Генеральной Ассамблеей ООН 20.11.1989) (вступила в силу для СССР 15.09.1990)
СанПиНом 2.4.1.3049-13 "Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций" (утв. Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 15. 05. 2013 г. № 26);
Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования (утвержденный приказом от 17.10.2013г. N 1155 Министерства образования и науки Российской Федерации).
Законом Республики Татарстан от 22 июля 2013 года N 68-ЗРТ Об образовании.
Примерной общеобразовательной программой дошкольного образования «ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ» под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой
Уставом МБДОУ «Детский сад № 2» г. Лениногорска «Лениногорского муниципального района РТ».
Программой воспитания и обучения в МБДОУ «Детский сад № 2» г. Лениногорска «Лениногорского муниципального района РТ»
Положением о рабочей программе МБДОУ «Детский сад № 2» г. Лениногорска «Лениногорского муниципального района РТ»
Этапы реализации проекта
Организационный (вводный) январь 2018г.
Изучение, анализ, синтез методов и приемов, разработка проекта, составление плана мероприятий, создание временных творческих коллективов.Определение критериев эффективности проекта и планируемых результатов.
Основной этап 22 января – 2 февраля 2018г.
Реализация проекта. Внедрение методов и приемов в практику. Организация деятельности с детьми, совместных мероприятий с родителями и с социумом.
Заключительный этап 5-9 февраля 2018г.
Обобщение результатов реализации проекта.
Основное содержание проекта
План мероприятий по реализации проекта
№ | Наименование мероприятия | Место проведения | Срок проведения | Ответственный |
1. | Изучение и отбор содержания научно-методической литературы, нормативно-правовых документов | МБДОУ «Детский сад № 2» г. Лениногорска муниципального образования «Лениногорского муниципального района РТ» | 10.01-19.01.2018 | Воспитатель Тарасова Г.Г |
2. | Определение основных направлений деятельности и сроков работы | МБДОУ «Детский сад № 2» г. Лениногорска муниципального образования «Лениногорского муниципального района РТ» | 10.01-19.01.2018 | воспитатель Тарасова Г.Г |
3. | Составление плана мероприятий с привлечением родителей воспитанников, воспитанников. | МБДОУ «Детский сад № 2» г. Лениногорска муниципального образования «Лениногорского муниципального района» РТ | 10.01-19.01.2018 | воспитатель Тарасова Г.Г |
4. | Анкетирование родителей по теме «Здоровьесберегающие технологии». | МБДОУ «Детский сад № 2» г. Лениногорска муниципального образования «Лениногорского муниципального района» РТ. | 10.01-19.01.2018 | воспитатель Тарасова Г.Г |
5. | Чтение художественной литературы К. Чуковский «Мойдодыр»; «Федорино горе»; «Доктор Айболит» В. Катаев «Цветик - семицветик»;С. Михалков «Про девочку, которая плохо кушала», «Как Саша сама себя вылечила»; А. Барто «Девочка чумазая»; М.Потоцкая «Острое поросячье заболевание». | МБДОУ «Детский сад № 2» г. Лениногорска муниципального образования «Лениногорского муниципального района» РТ. | 22.01-02.02.2018 | воспитатель Тарасова Г.Г |
6. | Опытно-экспериментальная деятельность «Вкус и запах», «Воздух вокруг нас», «Воздух и его свойства», «Тайны воздуха», «Мыльные пузыри», «Три состояния воды», «Волшебная соль». | МБДОУ «Детский сад № 2» г. Лениногорска муниципального образования «Лениногорского муниципального района» РТ. | 22.01-02.02.2018 | воспитатель Тарасова Г.Г |
7. | Беседы: «Полезная пища»; «Мое тело»; «Что такое здоровый образ жизни ?»; «Что такое режим дня и из чего он состоит?»; «Чтоб здоровым быть всегда, нужно закаляться»; «Гигиена тела»; «Гигиена полости рта»; «Грязные руки грозят бедой»; «Береги зрение с детства»; «Чтобы зубы не болели»; «Движение вместо лекарств»; «Режим дня»; «О полезных и вредных привычках», «Почему люди болеют»; «Гуляем и играем», «Закаляемся»; «Почему случаются травмы»; «Опасные домашние предметы». | МБДОУ «Детский сад № 2» г. Лениногорска муниципального образования «Лениногорского муниципального района» РТ. | 22.01-02.02.2018 | воспитатель Тарасова Г.Г |
8. | Дидактические игры: «Откуда продукты к нам на стол пришли?»; «Вредно – полезно»; «Съедобное – несъедобное»; «Дары природы»; «Можно - нельзя»; «Витаминные домики»; « Как я воспринимаю окружающий мир»; «Еда для Здоровячков и Хлюпиков»; «Разложи по порядку»; «Полезные и вредные привычки»; «Собери картинку». | МБДОУ «Детский сад № 2» г. Лениногорска муниципального образования «Лениногорского муниципального района» РТ. | 22.01-02.02.2018 | воспитатель Тарасова Г.Г |
9. | Сюжетно-ролевые игры: «Больница», «Поликлиника», «Скорая помощь», «Вылечим куклу», «Мишка заболел», «Служба спасения», «Больница для зверей», «Научим куклу мыть руки», «Доктор Айболит в гостях у ребят», «Аптека». | МБДОУ «Детский сад № 2» г. Лениногорска» муниципального образования «Лениногорского муниципального района» РТ | 22.01-02.02.2018 | воспитатель Тарасова Г.Г |
10. | Мультсеансы: «Мойдодыр»; «Айболит»;«Королева зубная щетка», «Здоровый образ жизни», «Митя и микробус». | МБДОУ «Детский сад № 2» г. Лениногорска муниципального образования «Лениногорского муниципального района» РТ. | 22.01-02.02.2018 | воспитатель Тарасова Г.Г |
11. | Художественно-эстетическое развитие: Рисование: «Воздух вокруг нас», «Овощи и фрукты – полезные продукты», «Красота души и тела», «Движение – это жизнь», «Вкусно и полезно». Лепка: «Витамины на столе», «Доктор Айболит и его друзья», «Моя семья на зарядке». Аппликация «Коллаж. Полезные продукты», «О спорт ты мир», «Олимпийские игры». Прикладное творчество: «Фрукты и овощи», «Коллаж. Зимние забавы». Конструирование: «Стадион», «Каток»,«Больница для кукол», «Здание спортивной школы». | МБДОУ «Детский сад № 2» г. Лениногорска» муниципального образования «Лениногорского муниципального района» РТ | 22.01-02.02.2018 | воспитатель Тарасова Г.Г |
12. | Физическое развитие: физкультминутки, музыкальные минутки, релаксация, утренняя гимнастика, гимнастика пробуждения, закаливание, физкультурные занятия, комплексы по профилактики плоскостопия и нарушения осанки, подвижные игры и игровые упражнения по желанию детей с участием родителей. | МБДОУ «Детский сад № 2» г. Лениногорска муниципального образования «Лениногорского муниципального района» РТ. | 22.01-02.02.2018 | воспитатель Тарасова Г.Г родители музыкальный руководитель. |
13. | Изготовление картотеки «Гимнастика для глаз» | МБДОУ «Детский сад № 2» г. Лениногорска муниципального образования «Лениногорского муниципального района» РТ. | 22.01-02.02.2018 | воспитатель Тарасова Г.Г родители |
14. | Изготовление картотеки «Пальчиковая гимнастика» | МБДОУ «Детский сад № 2» г. Лениногорска муниципального образования «Лениногорского муниципального района» РТ. | 22.01-02.02.2018 | воспитатель Тарасова Г.Г родители |
15. | Изготовление картотеки «Самомассаж» | МБДОУ «Детский сад № 2» г. Лениногорска муниципального образования «Лениногорского муниципального района» РТ. | 22.01-02.02.2018 | воспитатель Тарасова Г.Г родители |
16. | Досуги и развлечения: «Викторина Здоровей-ка»; «Веселые старты». | МБДОУ «Детский сад № 2» г. Лениногорска муниципального образования «Лениногорского муниципального района» РТ. | 26.01.2018 02.02.2018 | воспитатели группы, музыкальный руководитель. |
17. | Консультации для родителей: «Красивая осанка - здоровая спина», «Значение физической культуры в жизни ребенка», «Позаботимся о здоровье детских ног», «Роль физических упражнений в развитии детей», «Воспитание навыков здорового образа жизни в семье», «Физическая готовность ребенка к школе», «Роль физкультурно- игровой среды в психическом воспитании ребенка». | МБДОУ «Детский сад № 2» г. Лениногорска» муниципального образования «Лениногорского муниципального района» РТ | 22.01-02.02.2018 | воспитатель Тарасова Г.Г |
18. | Создание странички для родителей на сайте детского сада “Использование здоровьесберегающих технологий в художественно-эстетическом развитии” | МБДОУ «Детский сад № 2» г. Лениногорска» муниципального образования «Лениногорского муниципального района» РТ | 22.01-26.01.2018 | воспитатель Тарасова Г.Г |
19. | Оформление стенгазеты «Семья за здоровый образ жизни! » | МБДОУ «Детский сад № 2» г. Лениногорска муниципального образования «Лениногорского муниципального района» РТ. | 02.02.2018 | воспитатель Тарасова Г.Г |
20. | Консультация для педагогов «Использование здоровьесберегающих технологий в художественно-эстетическом развитии» | МБДОУ «Детский сад № 2» г. Лениногорска» муниципального образования «Лениногорского муниципального района» РТ. | 31.01.2018 | воспитатель Тарасова Г.Г |
21 | Выставка детских работ «Я здоровым быть хочу» | МБДОУ «Детский сад № 2» г. Лениногорска» муниципального образования «Лениногорского муниципального района» РТ. | 02.02.2018 | воспитатель Тарасова Г.Г |
22. | Определение эффективности проекта, корректировка плана на будущее | МБДОУ «Детский сад № 2» г. Лениногорска» муниципального образования «Лениногорского муниципального района» РТ | февраль | воспитатель Тарасова Г.Г |
Ресурсы
Условия | Необходимо | Имеется | Источники | Сроки |
Нормативно-правовые:
№ 273 от 01.09.2013г
| + + + + + | Интернет сайт document/ cons_doc_LAW_9959/ Интернетсайт /70414724/ Интернет сайт 499057887 Интернет сайт http://tatar7.info/ 2013/07/22/t5526.htm | 15.01-19.01 2018 года 15.01-19.01 2018 года 15.01-19.01 2018 года 15.01-19.01 2018 года 15.01-19.01 2018 года 15.01-19.01 2018 года | |
Материально-технические: Использование:
| + + + | |||
Кадровые:
| + + + | |||
Научно-методические:
| + + | - | Руководство ДОО | январь 2018 |
Информационные:
| + + + | Воспитатель Тарасова Г.Г Воспитатель Тарасова Г.Г Воспитатель Тарасова Г.Г психолог | ноябрь 2017 январь 2018 январь-февраль 2018 года | |
Мотивационные:
| + + + | Руководство ДОО Воспитатель Тарасова Г.Г Воспитатель Тарасова Г.Г Воспитатель Тарасова Г.Г | январь-февраль 2018 года январь-февраль2018 года январь-февраль2018 года | |
Организационные:
| + + | Воспитатель Тарасова Г.Г Воспитатель Тарасова Г.Г | январь 2018 15.01-19.01 2018 года | |
Финансовые:
| + + + | Руководство ДОО Руководство ДОО Руководство ДОО | январь-февраль2018 года январь- февраль 2018 года январь- февраль 2018 года |
Планируемые результаты реализации проекта:
- Созданы условия для становления устойчивого интереса к правилам и нормам здорового образа жизни, здоровьесберегающего и безопасного поведения.
- Сформированы представления о здоровье, его ценности, полезных привычках, укрепляющих здоровье, о мерах профилактики и охраны здоровья.
- Изучены современные подходы к проблемам художественно-эстетического развития дошкольников с использованием технологий здоровьесбережения.
- Созданы условия, способствующие, реализации художественно-эстетического развития воспитанников, их творческого потенциала.
- Сформирована, у родителей воспитанников, готовность к совместной деятельности.
Список литературы
- Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 15.05.2013 г. №26 г. Москва «Об утверждении СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций».
- Федеральный закон от 29.12.2013 г. №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
- Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. Приказ Минобрнауки России от 17.10.2013 г. №1155.
- Постановление: Санитарноэпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации рижима работы дошкольных образовательных организаций от 15 мая 2013г. №26 Москва // СанПин 2.4.1.3049-13.-с.58.
- Веракса Н. Е, Комарова Т.С, Васильева М.А. «От рождения до школы» основная образовательная программа дошкольного образования – М.: МОЗАИКА СИНТЕЗ, 2016. — 368 с.
- Комарова, Т.С. Изобразительная деятельность в детском саду: Подготовительная к школе группа.- М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2016-112с.
- Короткова, Е.А.Рисование, аппликация, конструирование в детском саду, - Ярославль: Академия развития, 2010, - 129 с.
- Куцакова, Л.В. Конструирование из строительного материала: Подготовительная к школе группа.-МОЗАИКА-СИНТЕЗ,2015.-64с.
- Куцакова, Л.В. Творим и мастерим. Ручной труд в детском саду и дома. Пособие для педагогов и родителей. Для занятий с детьми 4-7 лет.- М: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2010.-112с.
- Малышева, А.Н., Ермолаева Н.В. Аппликация в детском саду,- Ярославль: Академия развития, 2010. - 144 с.
- Новикова, И.В. Конструирование из бумаги в детском саду,- Ярославль: Академия развития, 2009. – 96 с.
- Павлова, О.В. Изобразительная и конструктивно-модельная деятельность. Подготовительная группа: комплексные занятия, - Волгоград: Учитель.- 187 с.
- Родничок здоровья: технологии здоровьесберегающего сопровождения в опыте работыдошкольного образовательного учреждения : учеб.-метод. пособие / под научной ред. В.А. Деркунской. –СПб. : Издательство РГПУ им. А.И. Герцена, 2009.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
образовательная деятельность по художественно-эстетическому образованию (Аппликация) в подготовительной группе "Башкирский ковер"
открытое занятие для подготовительной группы...
ПЛАН - КОНСПЕКТ СОВМЕСТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПЕДАГОГА С ДЕТЬМИ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ ТЕХНОЛОГИЙ В ФОРМЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПУТЕШЕСТВИЯ для детей подготовительной группы «БУДЬ ЗДОРОВ, ЛУНТИК!»
интересное проведение нод...
КОНСПЕКТ НЕПОСРЕДСТВЕННО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ИГРОВЫХ И ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ ТЕХНОЛОГИЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЛАТЬ «ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ» ТЕМА «НАСЕКОМЫЕ» РИСОВАНИЕ «БАБОЧКА»
КОНСПЕКТ НЕПОСРЕДСТВЕННО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ИГРОВЫХ И ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ ТЕХНОЛОГИЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЛАТЬ «ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ» ТЕМА «НАСЕКОМЫЕ»...
Конспект открытого занятия в средней группе «В мире красок» с использованием здоровьесберегающих технологий образовательной области «Художественно-эстетическое развитие»
Цель: Закрепить знания о семи цветах радуги.Задачи: образовательные: обогащать словарь, способствовать усвоению звукового и грамматического строя речи. Учить сочетать движения с речью.Учить ...
Презентация -отчёт по теме: "Применение здоровьесберегающих технологий в НОД "Художественно-эстетическое развитие. Музыка".
Данная презентация является отчётом к плану по самообразованию по теме : "Применение здоровьесберегающих технологий. Направление "Художественно-эстетическое развитие". Образовательная о...
«Экологическое воспитание средствами художественно-эстетического направления развития детей подготовительной к школе группе через проектную деятельность».
laquo;Экологическое воспитание средствами художественно-эстетического направления...
НОД Художественно - эстетическое познавательное развитие в подготовительной группе
Развитие познавательных интересов, творческих способностей в процессе совместной деятельности конструирования из бумаги в подготовительной группе....