Авторская программа "Умейка" (художественное творчество)
рабочая программа по аппликации, лепке (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа)

В своей программе я представляю планы работы по художественному творчеству от 3 до 7 лет, материалы для родителей и педагогов.

Скачать:


Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ  БЮДЖЕТНОЕ  УЧРЕЖДЕНИЕ  

«УПРАВЛЕНИЕ  ДОШКОЛЬНОГО  ОБРАЗОВАНИЯ»

ИСПОЛНИТЕЛЬНОГО  КОМИТЕТА  НИЖНЕКАМСКОГО  МУНИЦИПАЛЬНОГО  РАЙОНА  

РЕСПУБЛИКИ  ТАТАРСТАН

                                                                                                         

                                                                                                         «Утверждаю»:                                        

                                                                                      заведующий  МБДОУ  №5 «Айгуль»

                                                                                       _______________     Гареева Д.Ш.                                        

Муниципальное  бюджетное дошкольное  образовательное учреждение

«Детский  сад  общеразвивающего  вида  №5 «Айгуль»

п.г.т. Камские Поляны»

ПРОГРАММА  «Умейка»

(художественное творчество)

Республика  Татарстан

п.г.т. Камские Поляны

2019 г.

ПРОГРАММА  «Умейка»

(художественное творчество)

Возраст детей, на который рассчитана программа-  с  3 до 7 лет

        Срок реализации программы – 4 года

                                           Автор составитель:

                                                  Яшина Золейха Гаптелнуровна

                      воспитатель

                                                             высшей квалификационной категории

                                                                                     МБДОУ «Детский сад общеразвивающего вида                                      

                                                                                    «Айгуль» п.г.т. Камские Поляны

                                                                                     Нижнекамского муниципального района

                                                                                     Республики Татарстан

                                                                 Принято  на  педагогическом  совете  №

                                                                 от «_____»  _______________  2019г.

                                             ОГЛАВЛЕНИЕ

п/п

Наименование

Страница

I  часть. Пояснительная записка

1.

Направленность программы.

2.

Новизна.

3.

Актуальность.

4.

Педагогическая целесообразность.

5.

Цели  и  задачи

6.

Отличительные особенности.

7.

Возраст детей, сроки реализации.

8.

Принципы программы.

9.

Формы работы с обучающимися.

10.

Методы и приемы.

11.

Ожидаемые  результаты.

12.

Формы подведения итогов реализации программы.

II  часть.

1.

Тематический план

2.

Диагностика

3.

Учебно – методическое обеспечение.

III  часть. Приложения

1.

Конспект “НОД ”

2.

Рекомендации для родителей

3.

Консультация для педагогов

                                         

«Если мы, ничему не научив детей, приказываем им творить, то в лучшем случае это будет неудачное, искаженное восприятие того, что они когда-то умели. Их надо учить творить, дав им для этого необходимые знания и опыт"

                                                                                                                             В.Н. Терский

Пояснительная записка.

        Рабочая программа « Умейка»  составлена Яшиной З.Г. воспитателем высшей категории.

Программа направлена на формирование навыков культуры трудовой деятельности и развитию творческих способностей детей младшего, среднего, старшего, подготовительного дошкольного возраста (4 – 7 лет).

Новизна данной программы в том, что она направлена на расширение содержания базового компонента образования, овладение детьми дополнительными знаниями, умениями и навыками. Ее особенностью является интеграция различных видов деятельности. Ручной труд детей будет сопровождаться познавательными рассказами о природе Татарстана, Нижнекамского района, материалах, культуре и традициях народов Поволжья. Широкое использование литературных и музыкальных произведений повысит интерес к занятиям, творчеству. Занятия, построенные в виде игр-путешествий пополнят знания детей об окружающем мире , научат растущего человека думать, фантазировать, мыслить смело и свободно, в полной мере проявляя свои способности.

Актуальность программы.

Дошкольникам доставляет удовольствие делать поделки, игрушки своими руками. И хотя выполнение поделок часто сопряжено со сложностями, в преодолении трудностей ребенок получает эмоциональное удовлетворение. Эмоционально-положительное отношение к деятельности многие исследователи считают условием формирования художественно-творческих способностей. Кроме этого у детей развивается произвольность, волевые качества, усидчивость. Ручной труд воздействует на развитие мелкой моторики, речи и таких психических процессов ребенка, как внимание, память, мышление, воображение, а следовательно на развитие интеллекта в целом. Таким образом, можно сделать вывод о том, что в процессе занятий ручным трудом формируются все компоненты психологической готовности к школе, и поэтому данный вид деятельности очень актуален для подготовки детей к обучению.

Целесообразность программы в том, что подобные виды деятельности проходят непринужденно, в игровой форме деятельности. Цель программы: Формирование художественно-творческих способностей через обеспечение эмоционально – образного восприятия действительности, развитие эстетических чувств и представлений, образного мышления и воображения.

Цель программы: Формирование художественно-творческих способностей через обеспечение эмоционально – образного восприятия действительности, развитие                       эстетических чувств и представлений, образного мышления и воображения. Пополнение знаний о родном крае, его природе и культуре.

Особенностью данной программы является то, что она дает возможность каждому ребенку реально открыть для себя волшебный мир декоративно-прикладного искусства, проявлять и реализовывать свои творческие способности, применяя природный материал родного края: глина, сосновые шишки, береста и т.д., изучая культуру народов , населяющих Татарстан,  Камские Поляны: русских, чуваш, татар.

Программа рассчитана на детей от 3 до 7 лет, длительность 4 года.

Принципы отбора содержания и последовательности изложения материала обоснованы возрастными особенностями детей и основной программой воспитания и обучения детей «От рождения до школы»

Во время педагогического процесса соблюдаются санитарно-гигиенические и методические требования к охране жизни и здоровья дошкольников в рамках дополнительного образования.

Принципы содержания программы:

1. Принцип наглядности - широкое использование зрительных образов, постоянную опору на свидетельства органов чувств, благодаря которым достигается непосредственный контакт с действительностью.

2. Принцип доступности изучаемого – все задания подобраны с учетом возраста и индивидуальных особенностей детей.

3. Принцип интеграции – создание у ребенка целостной картины мира средствами природы, литературы, музыки, искусства, продуктивной деятельности.

4. Принцип систематичности - обучать, переходя от известного к неизвестному, от простого к сложному, что обеспечивает равномерное накопление и углубление знаний, развитие познавательных возможностей детей.

5. Принцип комфортности – атмосфера доброжелательности, вера в силы ребенка, создание для каждого ребенка ситуации успеха.

6. Погружение каждого ребенка в творческий процесс – реализация творческих задач достигается путем использования в работе активных методов и форм обучения.

7. Деятельностный принцип – реализуется в принятии идеи главенствующей роли деятельности в развитии ребенка.

Задачи:

  • способствовать развитию мелкой моторики рук;
  • активизировать наблюдательность, внимание и воображение;
  • воспитывать волю, чувство формы, глазомер и цветоощущение;
  • воспитывать трудолюбие, терпение, аккуратность, чувство удовлетворения от совместной работы, чувство взаимопомощи и коллективизма;

способствовать воспитанию художественного вкуса.

Формы работы с детьми:

  • Занятия проводятся с группой детей 1 раз в неделю (во 2-й половине дня). Продолжительность занятий 25 – 30 минут. Курс занятий рассчитан на 7 месяцев (с ноября по май). В ноябре и мае проводится диагностика умений детей.
  • Игры – путешествия.
  • Экскурсии.
  • Совместная деятельность детей и родителей.
  • Коллективная деятельность.

Методы и приемы: игровой, беседа, познавательный рассказ, объяснение с показом приемов изготовления, демонстрация наглядного материала, использование художественного слова, музыкальных произведений, создание игровых и проблемных ситуаций, использование схем, моделей, экспериментирование, обсуждение результатов.

Ожидаемые результаты:

  • Активность и самостоятельность детей в художественно-эстетической деятельности;
  • Умение находить новые способы для художественного изображения;
  • Передавать в работах свои чувства с помощью различных средств выразительности.

        Для определения уровня развития используются контрольные занятия в начале и в конце учебного года. С помощью наблюдений и анализа продуктивной деятельности детей оформляются диагностические карты, на основе которых корректируется тематический план программы.

Формы подведения итогов реализации и отслеживание результативности дополнительной образовательной программы:

  •  Контрольные занятия – проводится диагностика субъективной позиции ребенка в детской деятельности.
  •  Выставки детских работ для родителей, детей ДОУ.
  •  Оформление холлов ДОУ работами детей, которые занимаются по программе.
  •  Презентация – самостоятельное представление ребенком своих изделий взрослым и сверстникам.

        


                                Тематическое планирование

                       Вторая младшая группа ( 3 – 4 года)

                              Задачи

Кол – во часов

1

Знакомство с соленым тестом, способом его изготовления, окрашивания пищевыми красителями.

4

2

Яблоки большие и маленькие.

2

3

Яичко золотое и простое.

2

4

Печенье (с помощью формочек)

4

5

Батоны, сушки, булочки.

4

6

Бусы.

2

7

Цветочки.

4

8

Белочка.

2

9

Солнышко.

4

10

Дерево.

4

                                                   Всего:32 часа.

Ожидаемые результаты

- У детей формируется представления о соленом тесте как природном, экологически чистом материале для творчества. Развивается мелкая моторика рук. Дети умеют использовать разные способы лепки: отщипывание, сплющивание и т. д.

- У ребенка развивается речевая, умственная и психическая функция.

- Ребенок раскрывает свой творческий потенциал.

- Ребенок сможет применить полученные знания и умения на практике.


Тематическое планирование

                                              Средняя группа (4 – 5 лет)

п/п

Задачи

Кол – во часов

Аппликации из высушенных листьев. Вызвать у детей интерес к аппликации из высушенных листьев. Учить детей создавать простую сюжетную картинку:

1.Подготовка материала для работы, сбор и сушка листьев

2.Д.И. «С какого дерева листочек», рассматривание листьев, на что они похожи: дубовый – на тучку, березовый – на елочку и т. д.

3. «Рыбки в пруду»

3

Аппликации из высушенных цветов. Продолжать воспитывать у детей интерес к аппликации; закреплять усвоенные ранее знания о правилах наклеивания, подбирать красивые сочетания форм и цветов при составлении декоративных композиций.

  1. «Цветущий луг»
  2. «Узор на круге»
  3. «Осень – красавица»

3

Поделки из семян,желудей, семечек и орехов. Закреплять умения детей в конструировании из природного материала, самостоятельно определяя содержание своей работы в соответствии с общей заданной темой, подбирая необходимый материал для поделки, определяя последовательность работы.

1.Сбор материала, рассматривание его и беседа, что можно из этого сделать.

2. «Ежик из семечек»

3. «Медведь из кедровой скорлупы»

4. «Веселые человечки из желудей»

5. «Черепашка  из орехов»

6. «Ваза для мамы»

6

Поделки из скорлупы кедровых орехов и пластилина (ежики, медведи, птицы)

3

Поделки из крылаток клёна. Дети мастерят из крылаток клёна и пластилина, самостоятельно выбирая приёмы и способы выполнения поделки, последовательность работы.

2

Поделки из шишек (сосны, ели, кедра, лиственницы). Познакомить детей с особенностями шишек, их формой, размером, положением чешуек. Закреплять умения конструировать из шишек, знакомить с новым способом крепления деталей из этого материала между собой.

3

Изготовление поздравительных открыток способом аппликации с использованием нескольких техник и технических приёмов.

4

Научить фантазировать, видеть необычное в самых простых вещах и своими руками создавать настоящие картины с использованием круп и семян.

2

Изготовление мозаик из манной крупы. Рассказать детям «Что такое мозаика?», о материалах и техниках используемых в мозаиках.

3

Коллективное творчество с использованием техник рисования и аппликации в одной работе.

3

.

Итого: 32 часа

Ожидаемые результаты:

- Активность и самостоятельность детей в художественно-эстетической деятельности;

- Умение находить новые способы для художественного изображения при помощи природного материала;

- Передавать в работах свои чувства с помощью различных средств выразительности.

Тематическое планирование

          Старшая группа (5 – 6 лет)

п/п

Задачи

Кол – во часов

Раскрыть секреты создания игрушек – поделок из бумажного «теста». Учить использовать полученные умения и навыки для изготовления поделок.

4

Продолжать учить детей работать с нитками (шерстяными), способствовать развитию воображения при создании «Кукольного театра Смешариков».

2

Изготовление поделок из гипса. Продолжать расширять знания детей о материалах, которые можно использовать при изготовлении поделок.

6

Учить детей коллективно создавать аппликации из ткани. Закреплять умение по-разному располагать в пространстве листа изображения зданий «сказочной страны». Учить красиво подбирать цвет изображений, дополнять композицию характерными деталями (деревья, скамья и т.д.).

6

Декоративная живопись по стеклу. Знакомство с современными лёгкими и доступными методами декорирования стекла.

8

Изготовление поделок в технике «Тестопластика». Познакомить детей с солёным тестом. Техникой работы с ним: изготовлением поделок, сушкой, окрашиванием.

6

Итого: 32 часа.

Ожидаемые результаты:

- У детей развивается интерес к художественному труду, творческой деятельности.

- Воспитывается эстетический вкус, эмоционально-положительное отношение к деятельности и полученному результату.

- Углубляются и расширяются знания о бумажном тесте, его свойствах.

- Совершенствовать умение работать с тканью, по стеклу.

- Закреплять знания о правилах техники безопасности при работе с ножницами и другими опасными предметами.

                                            Тематическое планирование.

                                        Подготовительная группа (6 – 7 лет)

п/п

Задачи

Кол – во часов

Рассказать о деревянной игрушке, о мастерах богородской игрушки, о дереве – как материале для поделок. Предложить детям с помощью родителей сделать деревянную игрушку. Учить использовать полученные умения и навыки для изготовления поделок. « Волшебная коряга.» (октябрь)

5

Познакомить  детей с чулочной техникой изготовления кукол, способствовать развитию воображения при создании своих персонажей, обыграть поделки, сделать выставку. (ноябрь)

5

Изготовление поделок  «Новогодний сюрприз» и «Игрушка на елку» из любого материала. Продолжать расширять знания детей о материалах, которые можно использовать при изготовлении поделок. Развивать интерес к творческой деятельности, желание сделать подарок близким людям. (декабрь)

4

Вспомнить с детьми о народных мастерах. Изготовление поделок из глины.Закреплять умение лепить из глины дымковскую игрушку, разукрашивать и оживлять изображения. Учить подбирать цвет, дополнять узоры характерными деталями (точки, круги и т.д.). Дымковская ярмарка. (январь)

6

Гжельские узоры. Знакомство с творчеством гжельских мастеров, расписывание посуды гжельскими узорами. (февраль)

4

Путешествие в Городец. Разукрашивание разделочных досок в технике городецких узоров. Познакомить детей с особенностями и отличительными чертами данного вида росписи.Подарок маме. (март)

4

 7

Золотая хохлома. Изготовление поделок в технике «Бумагопластика». Познакомить детей с хохломскими узорами ,техникой разукрашивания хохломской посуды. Изготовление, сушка, окрашивание хохломской посуды. (апрель)

4

Итого: 32 часа.

Ожидаемые результаты:

- Умение видеть прекрасное вокруг себя, отражая это в своих работах.

- Умение работать с природным и искусственным материалом, создавая различные композиции;

- Использование в работе приемов различных техник (дымковская, городецкая, гжельская и т. д.)

- Выполнять работу самостоятельно, подбирать нужный материал, доводить начатое дело до конца;

- Творческий подход к выполнению задания;


Учебно-методическое обеспечение

Название курса

Автор

Издательство

Учебно-методические пособия

Умейка.

Анистратова,А.А, Гришина, Н.И.

Оникс, 2010

Поделки из природных материалов.

Бычкова, Е

АСТ: Полиграфиздат, 2010

Лепим из солёного теста

Воробьёва, Д. И.

Детство – Пресс, 2003

Гармония развития: Интегрированная программа интеллектуального, художественного и творческого развития личности дошкольника.

Гаврильченко, Т.В.

«Мир книги»

Поделки из природных материалов.

Дубровская, Н.В.

 «Сова», 2010

Аппликация из семян и косточек

Казагранда Брижит

АРТ-Родник, 2010

Поделки из солёного теста. Практическое пособие.

Лыкова, И.А

Карапуз - Дидактика,2006

Программа художественного воспитания, обучения и развития детей 2 – 7 лет «Цветные ладошки».

Лыкова, И.А

Карапуз, 1998

Шишка, жёлудь и ракушка …

Лыкова И.А.

Карапуз, 2009

Художественный труд в  детском саду. Экопластика.

Новикова, И.В.

Академия развития, 2010

Аппликация и конструирование из природных материалов в детском саду. Конспекты занятий с детьми от 3 до 7 лет.

Петрова, И.М.

Детство-Пресс, 2001

Объёмная аппликация: Учебно-методическое пособие.

Перевертень, Г.И.

АСТ: Полиграфиздат, 2011

Мозаика из круп и семян.

Перевертень, Г.И.

АСТ: Полиграфиздат, 2010

Сказка из листьев и лепестков.

Столярова, Л.Н.

Развитие, 2004

Рукотворное чудо (техника работы с пластическими материалами).

Цирулик, Н. А, Проснякова, Т. Н.

Издательский дом «Фёдоров»,2000

Уроки творчества.

“Детство — это важнейший период человеческой жизни, не подготовка к будущей жизни, а настоящая, яркая, самобытная, неповторимая жизнь. И от того, кто вел ребенка за руку в детские годы, что вошло в его разум и сердце из окружающего мира — от этого в решающей степени зависит, каким человеком станет сегодняшний малыш”.

                                                                                                     В.А. Сухомлинский

Приложение.

Сценарий веселых приключений дошколят.

(автор Яшина З.Г.)

Творческий квест «Вперед к знаниям»

Цель: Создать радостное, весёлое, праздничное настроение у детей и родителей.

Задачи:

  • Обучение умению действовать в команде, развитие навыков общения
  • Развитие самостоятельности, ответственности
  • Развитие воображения, творческих способностей
  • Подарить детям сказочное событие, которое запомнится им на всю жизнь, и о котором они будут вспоминать с радостью и теплотой
  • Формирование коммуникативных навыков
  • Пополнение активного словарного запаса
  • Развитие игровых навыков и произвольности поведения, снижение импульсивности и излишней двигательной активности.

Оборудование:

3 карты, цветные  бумажные шапочки на каждого участника квеста, 3 сундука, короны.

Физкультурное  оборудование; мешочки с песком, шарф, городки, веревки.

Геометрические фигуры, задачи, разрезные картинки.

Записи песен и музыки из мультфильмов.

Печенье, жидкий шоколад, кисточки, посыпка, салфетки, поднос, слюда.

Банка с водой, камни, таз с водой, кораблики, стакан, бумага.

Мяч, предметные картинки.

Ход праздника

Ведущая:

Здравствуйте, взрослые!

Здравствуйте, дети!

День необычный сегодня на свете!

Проходи, честной народ!

Вас игра сегодня ждёт!

Ребята, сегодня у нас состоится квест – это игра с приключениями. Мы поздравляем вас с началом нового учебного года! Желаем вам новых открытий, новых успехов, новых знаний! Хорошего настроения вам!

Сейчас мы разделимся на три команды. Ребята, я раздам вам геометрические фигуры, вы разделитесь на команды «Знайки» - (те, кому достались круги, «Умейки» (квадраты), «Решайки» (треугольники)

Ребята, сегодня вы будете искать клад, каждая команда – свой. А чтобы легче вам было искать, у каждой команды будет карта, на ней стрелочками указано, куда идти. Вы приходите в каждый из 6 пунктов и выполняете задания, получаете  подсказку куда идти  дальше. Ваша задача как можно быстрее пройти маршрут, найти сундук и вернуться.

Ведущая: А сейчас разминка

Игра "ДА или НЕТ"

(На вопросы  дети отвечают "ДА" или "НЕТ")

Вы в день знаний наряжались?

Быстро в садик собирались?

Все умылись, расчесались?

Новые пришли ребята?

Много собралось детей?

Вместе будет веселей?

Все красивы и бодры?

Много сил у детворы?

В детский сад будем ходить, чтоб воспитанными быть?

Тот, кто садик посещает, тот быстрее вырастает?

Послушайте загадки , где искать карту

1.Нет пути передо мной —
Я и дома, и не дома,
Между небом и землей.
Отгадайте-ка, друзья, Кто же я? (крыльцо)(«Знайки»)

2.Пьёт бензин, как молоко,
Может бегать далеко,
Носит обувь из резины,
А зовут её ...(машина) («Умейки»)

3.Постройка с крышей на столбах

С надписью на 2 языках

И когда иду я в сад

Посидеть в тенечке рад.(веранда) («Решайки»)

Дети отгадывают загадки и находят карты. Каждая команда двигается по территории детского сада в сопровождении родителя. Итак мы начинаем путешествовать по предметам, которые мы изучаем в дет. саду

(дети перечисляют: тат.яз, Изо, математика, физ. культура, музыка, развитие речи, ознакомление с окружающим.)

Маршрут первой команды:

1.Вот чудесная площадка

Там мы делаем зарядку

Занимаемся мы спортом

Можем прыгать, бегать ловко.(спорт площадка)

Инструктор по физической культуре встречает детей (Королева физкультуры)

Задания

1.Пройти с закрытыми глазами по дорожке.

2.Городки

3.Метание мешочков с песком

2.Музыкальное окно .

Музыкальный руководитель встречает детей (Королева музыки)

- 2016 год объявлен в России годом…?

Дети  -  кино!

- А вы любите мультфильмы?

Дети – да ( звучат песни и музыка из мультфильмов, дети отгадывают).

А теперь, дружок,

Встань в хоровод.

Нужно нам чуть-чуть отдохнуть

И отправиться дальше в путь

Игра «Делай как я».

Все дети повторяют движения за ведущими под веселую музыку.

Королева музыки дает направление для дальнейшего движения.

3. Детей встречает преподаватель Тат.языка – Королева татарского языка

Загадка о татарском языке, задания «Скажи по – татарски», «Кто это, что это»)

4. Детей встречает Королева математики

Задачи в стихах

  1. С неба звездочка упала,

В гости к детям забежала.

Две кричат вослед за ней:

«Не забудь своих друзей! »

Сколько ярких звезд пропало,

С неба звездного упало?

  1. Решила старушка ватрушки испечь.

Поставила тесто, да печь затопила.

Решила старушка ватрушки испечь,

А сколько их надо — совсем позабыла.

Две штучки — для внучки,

Две штучки — для деда,

Две штучки — для Тани,

Дочурки соседа.

Считала, считала, да сбилась,

А печь-то совсем протопилась!

Помоги старушке сосчитать ватрушки.

  1. Три зайчонка, пять ежат

Ходят вместе в детский сад.

Посчитать мы вас попросим,

Сколько малышей в саду?

  1. Пять пирожков лежало в миске.

Два пирожка взяла Лариска,

Еще один стащила киска.

А сколько же осталось в миске?

  1. У нашей кошки пять котят,

В лукошке рядышком сидят.

А у соседской кошки - три!

Такие милые, смотри!

Помогите сосчитать,

Сколько будет три и пять?

Дети закрепляют геометрические фигуры, собирают разрезные картинки. Королева указывает путь.

4. Детей встречает Королева творчества и приглашает за стол.

Задание: Украсить печенье шоколадом и посыпкой по своему желанию.

Дети кисточкой покрывают печенье черным или белым шоколадом, посыпают разноцветной посыпкой и складывают на поднос.

Королева: Молодцы, ребята, хорошо потрудились! А сказки вы любите?

Отгадай загадки про сказки и сказочных героев.

Всех на свете он добрей,

Лечит он больных зверей,

И однажды бегемота

Вытащил он из болота.

Он известен, знаменит,

Это доктор …. (Айболит)

<<<<>>>>

Скачет баба на метле.

Страшная и злая.

Кто она такая? (Баба-Яга)

<<<<>>>>

Убежали от грязнули

Чашки, ложки и кастрюли.

Ищет их она, зовёт

И в дороге слёзы льёт. (Бабушка Федора)

>>>><<<<

С букварём шагает в школу

Деревянный мальчуган.

Попадает вместо школы

В полотняный балаган.

Как зовётся эта книжка?

Кто герой её — мальчишка? (Буратино)

>>>><<<<

Он и весел, и незлобен,

Этот милый чудачок.

С ним хозяин — мальчик Робин,

И приятель Пятачок.

Для него прогулка — праздник,

И на мёд — особый нюх.

Этот плюшевый проказник

Медвежонок. (Винни-Пух)

>>>><<<<

У Алёнушки-сестрицы

Унесли братишку птицы.

Высоко они летят,

Далеко они глядят. (Гуси-лебеди)

>>>><<<<

У этого дедушки много внучат,

Внучата на дедушку часто ворчат.

На улице дедушка к ним пристаёт,

За пальцы хватает, за ушки дерёт,

Но вечер счастливый приходит в году,

Сердитого дедушку в гости я жду.

Подарки приносит, и добрый на вид,

И все веселятся — никто не ворчит. (Дед Мороз)

>>>><<<<

Скорей бы приблизился вечер

И час долгожданный настал,

Чтоб мне в золочёной карете

Поехать на сказочный бал.

Никто во дворце не узнает,

Кто я и как я зовусь,

Но только полночь настанет,

К себе на чердак я вернусь. (Золушка)

>>>><<<<

Перед волком не дрожал,

От медведя убежал,

А лисице на зубок

Все ж попался. (Колобок)

Королева творчества указывает детям, куда дальше двигаться.

6.Детей встречает Королева экспериментирования.

А теперь – кто посмелей?

Подходи ко мне скорей!

(Проводится фокус с водой, игра «Веселые кораблики», эксперимент «Как достать киндер из банки с водой»)

Подвижная игра «Ровным кругом».

Королева экспериментов загадывает загадки:

1.Из камней он появился,

Зёрнами на свет явился:

Жёлтый, красный, белый

Или светло-серый.

То морской он, то – речной.

Отгадайте, кто такой!(песок)


2.Надела к осени оранжевые бусы

С немного горьким, но приятным вкусом.

Зимою ими сможет насладиться,

Снегирь, пичуга, сойка и синица. (рябина)

3.В зеленом платье круглый год.

Чтоб нарядили - зиму ждет.

Свежа, стройна, но очень колка,

Ведь каждый лист её – иголка.(ель)
.

Дети и родители ищут клад; первый сундук закопан в песке,второй сундук висит на рябине, третий - спрятан в ветвях ели. Дети с сундуками собираются на исходном пункте.

Ведущая:

Всем спасибо за внимание,

За задор и звонкий смех,

За огонь соревнования,

Обеспечивший успех!

Слово предоставляется заведующей:

- Я желаю нашим дорогим гостям, ребятам в этом году набраться еще больших знаний, повзрослеть, поумнеть и уже на следующий год поступить в школу!

В дорогу, девчонки, в дорогу, мальчишки!

По лесенке знаний шагайте смелей.

Чудесные встречи и добрые книжки

Ступеньками будут на ней.

По лесенке этой вы сможете скоро

Достичь недоступной морской глубины,

Спуститься под землю, взобраться на горы.

И даже дойти до Луны.

Крутые ступеньки на лесенке будут,

Но выверен точно заветный маршрут,

Чтоб вас подружить с удивительным чудом,

Которое Знаньем зовут.

(К. Ибряев)

Ведущие хвалят детей за активное участие в веселом приключении и раздают им сладкие призы.

Консультация для родителей

«Развитие творческого воображения дошкольников через использование нетрадиционных техник рисования»

Искусство заключается в том, чтобы найти в необыкновенном обыкновенное и обыкновенное в необыкновенном.

                                                                                           Дени Дидро

Наша цивилизация развивается благодаря появлению новых идей. Но как воспитать человека, чтобы он смог решать жизненные нестандартные задачи, преодолеть традиции и стереотипы? Этот вопрос занимал психологов и педагогов второй половины ХХ века. Практика показывает, что способность к творчеству может быть развита практически у всех детей с нормальным интеллектом.

Надо ли знакомить маленьких детей с основными видами и жанрами, различными техниками и материалами, которые используют живописцы, графики, скульпторы, дизайнеры? С этими вопросами сталкивается каждый взрослый, занимающийся с дошкольниками изобразительным искусством. Что мы знаем о детских рисунках, мыслях и желаниях изобразить?

Ребенок рисует не только то, что видит, но и то, что уже знает о вещах. Его еще незрелой нервно-мышечной координации недостаточно для объяснения своей манеры рисования и тех форм и характеристик, которые он придает предметам. Ребёнок выделяет из действительности только то, что кажется, достойным внимания и помогает ему объяснить себе, что происходит вокруг него, пренебрегая остальными деталями.

Со временем ребёнок начинает выражать в рисунках более развитый взгляд на окружающий мир и отказывается от первоначального способа изображения внешнего мира, придавая ему всё большее правдоподобие, точность и реальность.

Но очень часто мы, взрослые, требуем от ребёнка быстрого выполнения задания, не давая возможности подумать и поэкспериментировать. При этом ребёнок обычно вспоминает знакомый ему вариант решения этой задачи или слепо копирует действия взрослого. Творчество же требует большей самостоятельности и независимости от известных решений. Поэтому воспитание и развитие творческих способностей требует от ребёнка и взрослого времени и терпения.

В дошкольном возрасте особое значение имеет развитие способности осознавать чувственные впечатления, называть их. Ребёнок, знакомясь с категориями формы, размера, цвета, запаха и т. п. может решать творческие задания на нахождение какого-либо предмета. Работа с признаками и свойствами предметов постепенно развивает у ребёнка способность представить предмет в целом, мысленно изменять его, составить из знакомых образов нечто новое, неизвестное. Эту способности психологи называют воображениемРазвитие воображения обычно идёт по трём направлениям: во-первых, воображение должно стать реалистичным, во-вторых – целенаправленным, в-третьих, ребёнок должен овладеть методами активизации своего воображения.

Сегодня психологи выступают против традиционных дидактических методов обучения, против навязывания стереотипных представлений, которые не возбуждают фантазию ребёнка, а надоедают ему, подавляют его творчество и не стимулируют развитие творческой личности.

Дошкольная педагогика рассматривает детское творчество в тесной связи с эмоциональным, познавательным и социальным развитием. Ребята с удовольствием выражают свои чувства в той деятельности, где есть разнообразие "живых" впечатлений и возможность все необходимое делать своими руками. Дети любят конструировать, лепить, рисовать.

Для того, чтобы детское творчество успешно развивалось у наших детей надо найти такую форму организации и взаимодействия с детьми, которая позволила бы детям реализовать свои творческие задумки. Организация работы на фронтальных занятиях мало устраивает, так как в ней не всегда учитывались интересы каждого, трудно было осуществлять индивидуальный подход, отметить творческие проявления, занятие ограничивалось временем и темой. Поэтому надо использовать нетрадиционные приемы рисования.

Основной принцип стимулирования детского творчества - принцип интегральности. Он заключается в том, что темы заданий предлагаются детям такие, которые могут совместить разные области науки, искусства.

Как известно, детская игра не имеет цели, или, точнее, ее цель – сама игра. Детское рисование в этом смысле напоминает игру. Маленький ребенок рисует ради процесса, ради удовлетворения мышечного чувства, ради желания почувствовать себя причиной нарисованного, наконец, ради удовольствия от бумагомарания. Рисунок маленького ребенка, самый хаотичный и непонятный есть ни что иное, как попытка выразить свое настроение, цветами и пятнами рассказать об увиденном и услышанном.

Процесс простого каляканья важен как для развития образного мышления, так и для эмоционального развития ребенка. Карандаши и фломастеры хороши для 4-5 летних, их рука уже достаточно натренирована, чтобы послушно выразить желаемое. Малышам же (с полутора лет) нужны краски. Размазывая краски по листу кистью и рукой, ребенок рассказывает о пережитом. Для маленького ребенка это один из немногих способов самовыражения и расслабления, поэтому, последующая уборка не слишком дорогая цена.

Достаточно 6 красок основных цветов. Особенно хороша гуашь, кисти должны быть качественные: широкие и натуральные. Специалисты рекомендуют: малышу удобнее рисовать двумя кистями одновременно. Малышу нелегко запомнить, что перед переменой краски кисть требуется мыть, поэтому для получения чистых тонов, лучше всего, чтобы одна кисть мылась в баночке с водой, пока ребенок рисует другой.

Отдельные листы имеют преимущество перед альбомами и тетрадями. Во-первых, потому что предыдущие рисунки и темы не будут связывать чувств и фантазий рисующего, во-вторых, Существование еще нескольких пустых листов не дадут покоя маленькому художнику, он будет стремиться на каждом листе оставить свой след и не успокоится до тех пор, пока не закалякает все страницы.

В возрасте 4-5 лет, когда ребенок начинает рисовать уже не чувства, а мысли, когда у рисунка появляется замысел и сюжет, можно предложить ребенку несколько простых заданий на развитие воображения.

1. Кляксы. Капнуть каплю краски на лист. Дать высохнуть, а затем постараться увидеть в кляксе незаконченное изображение. Дорисовать его (удобнее фломастерами и карандашами).

2. Губкой, намоченной в краске, размазать по листу. Дать высохнуть и дорисовать.

3. Лист произвольно покрывается разноцветными мазками. Задача: увидеть в рисунке сюжет и дорисовать его.

4. Намазать ладонь краской и поставить отпечаток на лист. Сделать еще несколько разноцветных отпечатков, а когда рисунок высохнет, дорисовать.

5. Можно рисовать пальцами. Если каждый палец намочить краской определенного цвета, а затем поставить отпечатки на лист, то получится картина (салюта, огоньков на новогодней елке и т. п.). Главное дорисовать.

6. Рисуем всеми пальцами сразу или двумя руками одновременно.

7. Окунуть соломинку для сока в краску, подуть. Разбрызгать краску, а потом дорисовать по высохшему.

8. Взять карандаш или фломастер, и, закрыв глаза, не отрывая руку от бумаги, сделать несколько хаотичных движений. Попытаться увидеть в этих «каляках» сюжет. Дорисовать его.

Детей старшего дошкольного возраста можно знакомить с более сложными техниками:

•тычок жесткой полусухой кистью.

•печать поролоном;

•печать пробками;

•восковые мелки + гуашь

•свеча + акварель;

•отпечатки листьев;

•рисунки из ладошки;

рисование ватными палочками;

•волшебные веревочки;

•монотипия предметная

рисование солью, песком, манкой;

рисование мыльными пузырями;

рисование мятой бумагой;

•кляксография с трубочкой;

•монотипия пейзажная;

•печать по трафарету;

•кляксография обычная;

•пластилинография

•граттаж.

Подобные упражнения не только развитие фантазии, но и способ детского самовыражения. Слишком `зажатому` малышу они помогут расслабиться, почувствовать себя свободнее. Если же ваш малыш слишком активен и склонен к разрушительной деятельности, не стоит провоцировать его такого рода занятиями. Для тренировки внимания, дисциплины и аккуратности предложите ему фломастеры и карандаши.

Рисование по точкам, обведение контурной фигурки, штрихование – отличные упражнения, тренирующие не только мелкие движения кисти, но и аккуратность. Что касается многочисленных раскрасок, то они полезны только для тренировки руки, для воображения же раскрашивание чужого рисунка бесполезно. «Образец – смерть для всякого пластического труда», – писал когда-то Гейднер. Поменьше образцов, побольше смелости и свободы в рисовании, аппликации, лепке. Время образцов еще впереди – в школе.

Проведение творческой художественной деятельности с использованием нетрадиционных техник:

•Способствует снятию детских страхов;

Развивает уверенность в своих силах;

Развивает пространственное мышление;

Развивает в детях свободно выражать свой замысел;

•Побуждает детей к творческим поискам и решениям;

Развивает умение детей действовать с разнообразным материалом;

Развивает чувство композиции, ритма, колорита, чувство фактурности и объёмности;

Развивает мелкую моторику рук;

Развивает творческие способностивоображение и полёт фантазии;

•Во время деятельности дети получают эстетическое удовольствие.

Творческий процесс - это настоящее чудо. Каждая из нетрадиционных техник - это маленькая игра. Их использование позволяет детям чувствовать себя свободнее, смелее, непосредственнее, развивает воображение, дает полную свободу для самовыражения. Дети раскрывают свои уникальные способности, испытывают радость, которая им доставляет созидание. Здесь они начинают чувствовать пользу творчества и верят, что ошибки - это всего лишь шаги к достижению цели, а не препятствие, как в творчестве, так и во всех аспектах их жизни. Детям лучше внушить: "В творчестве не существует не правильный путь, есть только свой собственный путь"

Во многом результат работы ребёнка зависит от его заинтересованности, поэтому важно активизировать внимание дошкольника, побудить его к художественной деятельности при помощи дополнительных стимулов.

Проект «Бумажное чудо»

(средний дошкольный возраст)

                                                           

             

 Яшина З.Г., воспитатель высшей категории                                                                              

                            Муниципальное бюджетное дошкольное  образовательное учреждение              

                    «Детский сад общеразвивающего вида №5 «Айгуль»   п.г.т.Камские Поляны НМР РТ 

«Истоки творческих способностей и дарования  детей – на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли.  Чем больше уверенности в  детской руке, тем тоньше взаимодействие с орудием труда, чем сложнее движения, необходимые для этого взаимодействия, тем глубже входит взаимодействие руки с

природой, с общественным трудом в духовную жизнь ребёнка. Другими словами: чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребёнок».

В.А.Сухомлинский

Актуальность проекта.

 

Современные  образовательные технологии ориентируют нас на организацию совместной деятельности педагога и детей,  с учетом особенностей, способностей и индивидуальных интересов каждого ребенка. Проектная деятельность позволяет решить эту задачу, использовать различные виды деятельности, что позволяет поддерживать постоянный интерес дошкольников на любом этапе проекта.

Одним из наиболее любимых нашими  детьми пластичных материалов является бумажное тесто.

Поэтому проблему развития мелкой моторики руки ребенка и речевого развития перед переходом во взрослую, школьную жизнь поможет решить тестопластика – искусство, близкое ему и доступное.

Тестопластика является одним из видов народно-прикладного искусства. Влияние занятий декоративной лепкой на развитие ребенка очень широко. Оно отражается на особенностях развития личности ребенка, его познавательной сферы и деятельности. Формируются такие качества, как усидчивость, целеустремленность, настойчивость, терпение. Исследования отечественных и зарубежных специалистов свидетельствуют о том, что художественно-творческая деятельность выполняет терапевтическую функцию, отвлекая детей от печальных событий, обид, снимает нервное напряжение, страх, вызывает радостное, приподнятое настроение.
Занятие тестопластикой  помогает решить следующие задачи:

Обучающие:

Познакомить детей с историей возникновения тестопластики, её возможностями.

Научить владеть различными материалами и инструментами.

Начать формирование знаний о композиции, основах цветоведения, технике работы с гуашью.

Технические:

Научить лепить всей кистью и пальцами, делать мелкие детали пальчиком и прищипыванием.

Развивать координацию движения рук.

Развивающие:

Развивать мелкую моторику рук, речь, наблюдательность и  эстетический вкус, образное и логическое мышление

Расширять кругозор и словарный запас.

Воспитательные:

Воспитывать трудолюбие, терпение, аккуратность, стремление  доводить начатое дело до конца.

Воспитывать  умение общаться   со сверстниками и работать в коллективе.

Социальные:

Создать благоприятную атмосферу для  общения  детей, увлечённых общим делом.

Учить дошкольников организовывать досуг.

Цель проекта: развитие творческих способностей, речи детей, через  использование технологии  тестопластика.

Задачи проекта:

Приобщить детей к народному искусству, познакомить детей с технологией изготовления бумажного теста.

Формировать устойчивый интерес к художественной деятельности.

Развивать творческие способности, эстетический вкус,  воображение, память, внимание, мышление, мелкую моторику, координацию и тактильные ощущения рук.

Участники проекта: дети, воспитатель.

Тип проекта: долгосрочный

Срок реализации проекта: Октябрь- апрель

Предполагаемый результат: развитие самостоятельности, инициативности, творческих способностей детей, овладение умениями и навыками работы с бумажным тестом - лепка с натуры, по представлению, лепка скульптуры из 2-3 предметов,  выразительность образа, пропорции, способы лепки (сплющивание и защипывание,  оттягивание и вдавливание,  сглаживание и прижимание, примазывание и раскатывание).

Реализация проекта:

1. Предварительный этап (сентябрь).

Дети знакомятся  с тестопластикой, технологией изготовления, ее особенностями, инструментами,  необходимыми для работы, простейшими приемами работы с бумажным тестом.

Творческие мастерские, начинаются с беседы о заготовлении сырья, размельчении его, замешивании  теста вместе с дошкольниками.

Дети  действуют с тестом: мнут, нюхают, катают колобки и т.д. Далее предлагается делать отпечатки на поверхности теста, ладошки, с помощью стеки, пуговиц, пробок и другого. А как интересно его окрашивать и просто смешивать различные цвета.

Далее дошкольники работают с  объемными  формами -  булочка, колобок,яйцо.

2. Основной этап (октябрь-март).

Задачи основного этапа: познакомить детей с техникой тестопластика (приемами лепки), учить создавать различные предметные и простые сюжетные композиции, развивать творческие способности.

 - продукты для магазина: колбаска, сосиски, яйца, овощи, фрукты.

 - хлебобулочные изделия (хлеб, батон, пирожки, пряники, сушки и т.д.)

 - атрибуты для театральной деятельности (цыплята, деревья, зайчики)

 - композиция «Ежик в лесу» (грибочки)

- новогодняя игрушка «Снеговичок»

3. Заключительный этап (апрель).

Форма презентации проекта: выставка детских работ и коллективных сюжетных композиций.

Консультация для воспитателей:

Развитие творческих способностей у детей

                       

       Период  детства имеет очень большое значение  для развития творческих способностей.

     Любые задатки, прежде чем превратиться  в творческие  способности,  должны  пройти большой путь развития.

     Первые годы жизни ребенка – самые ценные для его будущего, и  надо  как

можно полнее использовать  их.  Точнее  говоря,  первые  толчки  к  развитию

творческих способностей.    

     Никто не задумывается,  пора  или  не  пора  начинать говорить с ребенком. С ним просто говорят – со дня его рождения, когда он  еще  и не воспринимает, кажется ничего. Проходит пять,  десять  месяцев,  наступает момент – произнесено первое слово!

     Условия для того, чтобы это произошло,  были  обеспечены  заранее,  они

опережали  развитие  речи,  непрерывно  стимулировали   ее,   и   созревание

соответствующих отделов мозга шло успешно.

     А  что  если  и  в  развитии  других  способностей  поступить  подобным

образом: насколько это, возможно, заранее окружить ребенка  такой  средой  и

такой системой отношений,  которые  стимулировали  самую  разнообразную  его

творческую деятельность и исподволь развивали бы в  нем  именно  то,  что  в

соответствующий момент способно наиболее эффективно  развиваться?  Именно  в этом   и   состоит   важное   условие   эффективного   развития   творческих

способностей.

     Лишая ребенка, в силу незнания и традиций, своевременно и  полноценного

развития в младенческом и дошкольном детстве, мы тем самым обрекали  его  на

низкие темпы развития, на громадные  затраты  сил  и  времени  и  на  низкий

конечный результат. И считаем такое развитие нормальным!

     Третье,  чрезвычайно  важное,  условие  успешного  развития  творческих

способностей вытекает из  самого  характера  творческого  процесса,  который

требует максимального напряжения сил.

     Парадоксально, но это условие легче всего осуществляется  тогда,  когда

ребенок уже ползает, но еще не начал говорить.

     Процесс познания мира в это время идет очень интенсивно. И в это  время

малыш  больше,  чем  когда-либо,  вынужден  заниматься  творчеством,  решать

многие, для него совершенно новые задачи.

     Наблюдая, как  быстро  развиваются  наши  ребятишки,  насколько  раньше

обычного овладевают разными умениями, мы еще и еще  раз  убеждаемся  в  том,

что первые  годы  жизни  характеризуются  богатством,  о  котором  ранее  не

подозревали, а точка равновесия между рождением и взрослостью приходится  на

возраст 3 года.

     Вот почему надо начинать развитие как можно раньше, вот  почему  первые

годы жизни – самое благодатное  время,  когда  наши  радужные  заботы  дадут

самые богатые плоды, плоды, которые останутся на всю жизнь.

         Как развивать  интерес к творчеству?

      Детские  творческие  игры  –  явление  многообразное.  Их   содержание

усложняется и развивается в том случае, если они увлекают детей.  С  помощью

творческой   игры   можно   достичь   больших   успехов   в   воспитательно-

образовательной работе с детьми.

     Детское творчество особенно  ярко  проявляется  в  играх-драматизациях.

Творчество детей в этих  играх  направлено  на  создание  игровой  ситуации.

Творческая  игра  учит  детей  обдумывать,  как  осуществить  тот  или  иной

замысел. В творческой игре, как ни в какой другой деятельности,  развиваются

ценные для детей качества: активность, самостоятельность.

      Руководство  творческими  играми  приобретает  важное   значение,   но

встречаются определенные трудности.

     Педагог должен учитывать многие факторы, которые развивают  ребенка,  -

его интересы, личные качества, навыки общественного поведения.

     Формируя интерес  к  играм,  необходимо  читать  и  рассказывать  детям

произведения художественной литературы,  рассматривать  иллюстрации  к  этим

произведениям, показывать диафильмы.

     Нужно, чтобы педагог  являлся  активным  участником  игр.  Также  можно

перед  игрой  показать  различные   спектакли.   Педагог   должен   поощрять

инициативу детей, руководить игрой, включая в игру всех  желающих.  Это  все

нужно для привлечения внимания детей, снятия у них напряжения.

   Сказанное позволяет сформулировать основные функции игры:

   1. Функция формирования устойчивого интереса, снятие напряжения;

   2. Функция формирования творческих способностей;

   3. Функция формирования навыков самоконтроля и самооценки.

   Организовать и провести игру – задача достаточно сложная.

   Можно выделить следующие основные условия проведения игр:

   1. Наличие у педагога определенных знаний и умений.

   2.  Выразительность  проведения  игр.  Это  обеспечивает  интерес  детей,

      желание слушать, участвовать в игре.

   3. Необходимость включение педагога в игру.

   4. Средства и способы, повышающие эмоциональное отношение детей.

   5.  Между  педагогом   и   детьми   должна   быть   атмосфера   уважения,

      взаимопонимания, доверия и сопереживания.

   6. Использование в игре наглядности, что обеспечивает интерес у детей.

    Любые  игры  только  тогда  дают  результаты,  когда   дети   играют   с

удовольствием. Так же и творчество – это всегда интерес,  увлечение  и  даже

страсть.

     Но этот интерес легко притупить не только небольшим  нажимом,  но  даже

просто «перебарщиванием»,  что  она  стала  надоедать.  Поэтому  никогда  не

следует доводить занятие играми до пресыщения, до того, что  дети  не  хотят

играть. Заканчивать  игру  нужно,  как  только  промелькнет  первый  признак

потери интереса к ней, но пообещайте, что завтра или в другой  раз  поиграем

побольше, чтобы впереди была  приятная  перспектива  –  завтрашняя  радость,

интерес.

                                Правила игры

        1. Игра должна приносить радость и  ребенку,  и  взрослому.  Каждый

           успех  малыша  –  это  обоюдное  достижение:  и  ваше;  и   его.

           Понаблюдайте, как довольны, бывают дети,  если  им  удастся  нас

           рассмешить или обрадовать.

        2. Заинтересовывайте ребенка игрой, но не заставляйте  его  играть,

           не доводите занятия играми до пресыщения.

        3. Развивающие игры – игры творческие.

        4. Увлечения детей приходят «воинами»,  поэтому,  когда  у  ребенка

           остывает интерес к игре, «забывайте» об игре.

        5. Для  самых  маленьких  оживляйте  игру  сказкой  или  рассказом,

           придумывайте, фантазируйте, пока ребенка не начнет увлекать  сам

           процесс.

                        Виды творческой деятельности

      Творческая  деятельность  –  специфический  вид  активности  человека,

направленный на  познание  и  творческое  преобразование  окружающего  мира,

включая самого себя.

     Существуют различные виды творческой деятельности: изо, музыка, хореография, драматизация.

    Среди декоративно-прикладного творчества дети любят  заниматься  больше

всего изобразительным искусством, в частности детское рисование.

     По характеру того, что и как изображает ребенок,  можно  судить  о  его

восприятии   окружающей   действительности,    об    особенностях    памяти,

воображения, мышления.    

     Важное место в  художественно-творческой  деятельности  детей  занимает

музыка.   Детям   доставляет    удовольствие    прослушивание    музыкальных

произведений,  повторение  музыкальных   рядов   и   звуков   на   различных

инструментах. В дошкольном возрасте впервые зарождается интерес к  серьезным

занятиям  музыкой,  который  в  дальнейшем  может  перерасти   в   настоящее

увлечение и способствовать  развитию  музыкального  дарования.  Дети  учатся

петь, выполнять разнообразные ритмические движения под музыку,  в  частности

танцевальные.

      Вокальные  занятия  также  являются  творческой  деятельностью.  Пение

развивает музыкальный слух и вокальные способности.

      Для  раскрытия  творческих  способностей,   используются   коллективно

разыгрываемые этюды, музыкально-танцевальные импровизации.

               Методы развития творческих способностей у детей

      Есть  великая  формула  «дедушки»  космонавтики   К.Э.   Циолковского,

приоткрывающая завесу  над  тайной  рождения  творческого  ума:  «Сначала  я

открывал истины, известные многим, затем стал  открывать  истины,  известные

некоторым, и, наконец, стал открывать истины, никому еще не известные».

     Видимо, это и  есть  путь  становления  творческих  способностей,  путь

развития изобретательского и исследовательского таланта.

     Наша обязанность – помочь ребенку встать на этот путь.

     Методы – это  приемы  и  средства,  с  помощью  которых  осуществляется

развитие творческих способностей.

     Одним из основных принципов обучения является  принцип  от  простого  к

сложному.  Этот  принцип  заключается  в  постепенном  развитии   творческих

способностей.

      В  процессе  организации  обучения  развитию  творческих  способностей

большое значение придается общедидактическим  принципам: научности, систематичности, последовательности, доступности, наглядности, индивидуального  подхода. Все занятия по развитию творческих способностей проводятся в игре.  Для этого нужны игры нового типа:  творческие,  развивающие  игры,  которые  при всем своем разнообразии объединены под общим названием не случайно, они  все исходят из общей идеи и обладают характерными творческими способностями.

Творческая игра представляет собой набор задач.

2. Задачи дают ребенку в разной форме, и таким образом знакомит его с

разными способами передачи информации.

3. Задачи расположены примерно в порядке возрастания сложности.

4. Задачи имеют очень широкий диапазон трудностей. Поэтому игры могут

возбуждать интерес в течение многих лет.

5. Постепенное возрастание трудности задач - способствует развитию

творческих способностей.

6. Для эффективности развития творческих способностей у детей необходимо

соблюдать условия:

- развитие способностей нужно начинать с самого раннего возраста;

- задания-ступеньки создают условия, опережающие развитие способностей;

- творческие игры должны быть разнообразны по своему содержанию, т.к.

создают атмосферу свободного и радостного творчества.

     Наряду с принципами используют и  методы: практические, наглядные, словесные. К практическим методам относятся упражнения, игры, моделирование.

Игровой метод предполагает использование различных компонентов игровой

деятельности в сочетании с другими приемами.

Моделирование - это процесс создания моделей и их использования.

К наглядным методам относится наблюдение - рассматривание рисунков, картин,

просмотр диафильмов, прослушивание пластинок.

Словесными методами являются: рассказ, беседа, чтение, пересказ.

В работе с детьми все эти методы должны сочетаться друг с другом.

       Очень яркое развитие творческих способностей проявляется на занятиях вкружке «Умелые ручки», руководителем, которого я являюсь, без

творчества и способностей нельзя достигнуть высоких результатов. Именно

благодаря этому создается своеобразный микроклимат для развития творческих

сторон.

Большая роль отводится коллективным работам, где каждый ребенок вносит в

работу свою лепту, и в результате получается единая картина.

     В своей работе я стараюсь использовать разнообразный материал: глину, пластилин, бересту, солому, листья, шишки, семена и т.д..

     Важная роль в развитии творческих способностей принадлежит педагогу.

Педагог является инициатором идей. К этому выводу я пришла, основываясь на

опыт своей работы. С ребятами мы идем от простого к сложному.    

    Детский возраст имеет богатейшие возможности для развития творческих

способностей. К сожалению, эти возможности с течением времени необратимо

утрачиваются, поэтому необходимо, как можно эффективнее использовать их в

младшем школьном детстве.

     Успешное развитие творческих способностей возможно лишь при создании

определенных условий, благоприятствующих их формированию. Такими условиями являются:

1. Ранее физическое и интеллектуальное развитие детей.

2. Создание обстановки, определяющей развитие ребенка.

3. Самостоятельное решение ребенком задач, требующих максимального

напряжения, когда ребенок добирается до «потолка» своих возможностей.

4. Предоставление ребенку свободу в выборе деятельности, чередовании дел,

продолжительности занятий одним делом и т.д.

5.Умная доброжелательная помощь (а не подсказка) взрослых.

6. Комфортная психологическая обстановка, поощрение взрослыми стремления

ребенка к творчеству.    

     Для  развития творческих способностей детей я буду стараться  на занятиях по рисованию, музыке, лепке давать детям задания творческого характера.

Управлять  детской предметной , сюжетно-ролевой, игровой деятельностью  с

целью развития в ней воображения детей.

Использовать  специальные игры, развивающие творческие способности детей.

Работать с родителями.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Авторская музыкально-дидактическая игра на развитие танцевального творчества "Танцевальная мозаика"

Музыкально-дидактическая игра поможет в создании условий для творческих проявлений детей в танце, послужит для развития интереса к данному виду музыкальной деятельности, предназначена для детей 6-7 ле...

Авторские игры на развитие творчества детей.

Игры с музыкальным сопровождением для развития творческих проявлений у детей дошкольного и младшего школьного возраста....

Авторская разработка. КОНСПЕКТ открытого показа образовательной деятельности в области «Художественное творчество», в разделе рисование Тема: «Красивые воздушные шары»

КОНСПЕКТ открытого показа образовательной деятельности в области «Художественное творчество»,   в разделе рисованиеТема: «Красивые воздушные шары» Вторая младшая группа...

Литературное творчество, авторские сказки "Огородно - фруктовые".

Мной были написаны "Фруктово - огородные сказки" для детей 4-6лет, для знакомства с сезонными работами на огороде. Рекомендовано для домашнего прочтения и в помощь воспитателям. При знакомстве детей с...

Конкурс авторского творчества

quot;Всё что сердцу дорого..." Стих собственного сочинения, представленный на краевом конкурсе поэтов -любителей....

Авторская программа "Увлекательное творчество"

Данная программа разработана на 4 года, для возрастной категории детей с 3 до 7 лет....

Авторская постановка этюда по ритмопластике (с элементами творчества) на классическую музыку для детей дошкольного возраста.

Сочетание классической музыки с ритмопластикой развивает у детей дошкольного возраста не только эмоциональное отношение к музыке и движениям, но  и  развивает творчество, фантазию, мышление....