Кружок "Волшебные пальчики"
рабочая программа по аппликации, лепке (подготовительная группа)

Николаева Алёна Львовна

Программа кружка "Волшебные пальчики" для подготовительной группы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл volshebnye_palchiki_2020.docx43.19 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад «Радуга» г. Козловка Чувашской Республики

Рабочая программа кружка

 «Волшебные пальчики»

подготовительной группы «Почемучки»

на 2019 – 2020 учебный год.

Составила воспитатель: Николаева А. Л.

г. Козловка 2020

         Пояснительная записка.

Каждый ребенок уникален, одни «физики», а другие «лирики». Но и в том, и в другом случае необходимо развивать фантазию. И именно формирование творческого мышления становится важным на дошкольном этапе развития. Считать и писать научится каждый. Но если не развивать фантазию и творческие способности в дошкольном возрасте, в старшем возрасте это будет сделать намного сложнее.

Психологи и педагоги пришли к выводу, что раннее развитие способности к творчеству, уже в дошкольном детстве – залог будущих успехов. Ребенок в процессе аппликации, рисования и ручного труда испытывает разные чувства – радуется созданному им красивому изображению, огорчается, если что-то не получается, стремится преодолеть трудности. В процессе конструирования, аппликации и т.д. ребенок учится фантазировать, учится чувствовать цвет и форму; у него развиваются специальные умения и навыки: координация глаз и руки, владение кистью руки. Кроме того систематическое овладение всеми необходимыми средствами и способами деятельности обеспечивает детям радость творчества и их всестороннее развитие (эстетическое, интеллектуальное, нравственно-трудовое, физическое).

Для себя я решила, что в рамках кружковой работы мной будут использованы нетрадиционные техники аппликации и лепки, а также рисования. Это:

 - оттиск печатью; рисование кистью и красками (гуашевыми и акварельными);  обрывная аппликация;  рельефная лепка; конструирование из природного материала; конструирование из бумаги;торцевание и т.д.

 Кроме того, каждое кружковое занятие строится так, чтобы параллельно еще и решалась такая задача, как развитие речи детей.

Цель работы: Познакомить детей с нетрадиционной техникой рисования, аппликацией, лепки, конструирования.

Задачи:

- Развивать творческие способности.

- Развивать мелкую моторику рук.

- Способствовать формированию у детей чувства прекрасного, развивать воображение, самостоятельность, настойчивость, аккуратность, трудолюбие.

-  Формировать образное, пространственное мышление и умение выразить свою мысль с помощью объемных форм;

- Воспитывать художественный вкус, самостоятельность, активность в выборе способов изображения, любовь к родной природе, эстетическое отношение к действительности.

-   Приучать к самостоятельности ответов и суждений;

- Обогащение речи существительными, прилагательными и глаголами, характеризующими свойства и качества изображаемых объектов, эмоции, чувства и переживания человека;


При работе с детьми применяются следующие 
методы:

- словесный;

- наглядный;

- практический.

Используются различные формы работы:

- беседы;

- наблюдения;

- рассматривание.

Используемые методы:

– позволяют развивать специальные умения и навыки, подготавливающие руку ребенка к письму;

– дают возможность почувствовать многоцветное изображение предметов, что влияет на полноту восприятия окружающего мира;

– формируют эмоционально – положительное отношение к самому процессу рисования;

– способствуют более эффективному развитию воображения, восприятия и, как следствие, познавательных способностей.

Организация занятий кружка:

Кружок «Очумелые ручки» проводится с детьми 5 – 7го возраста в течение учебного года (с сентября по май) два раза в неделю в вечерний отрезок времени с группой из 10 детей, продолжительностью 30 минут. По окончанию каждого занятия организуются еженедельные выставки детских работ для родителей.

   

Планируемые результаты

По каждой из задач художественно-творческого развития детей  планируется достижение следующих результатов:

- Дети познакомятся с различными способами и приемами нетрадиционных техник рисования с использованием различных изобразительных материалов;

- У детей сформируются технические навыки рисования;

- Они научатся выбирать способ и технику для выразительного изображения того или иного образа;

- Будет развит интерес и любовь к изобразительному искусств- Будет развит интерес и любовь к изобразительному искусству, как средству выражения чувств, отношений, приобщения к миру прекрасного.

   Работа с родителями

 В работе с родителями используются такие формы, как беседа, практикум, родительские собрания,  мини-семинары, показ воспитательной работы, организация выставок, анкетирование родителей,  привлечение родителей к активному участию в жизни детского сада. А также участие родителей  в выставках, конкурсах и в проектной деятельности.

Формы подведения итогов реализации дополнительной образовательной программы:

- проведение выставок детских работ;

- проведение открытого мероприятия;

- проведение мастер-класса среди педагогов.

Сентябрь.

1 неделя

Рисование: «примакивание» кистью в усложненном виде.

 

Тема: «Воспоминание о лете»

Бумага А4, краски, кисточка.

Цель

Напомнить детям технику «примакивание кистью». Усложнение работы путем набирание на кисть двух контрастных красок. Учить детей с помощью примакивания кистью создавать какое-либо изображение.

2 неделя

Аппликация

Тема: «Пингвин»

Образец, картон белого цвета, трафареты овалов разного размера цветная бумага, клей ПВА, клеенка, кисть, тряпочка

Цель. Учить вырезать из заготовок разной формы и составлять из них образ.

3 неделя

 Рельефная лепка. 

Тема: «Я поймал рыбку».

Трафареты рыбок, цветной пластилин, дощечки для лепки, стеки.

Цель.

Учить детей скатывать шарики одинаковой величины и последовательно располагать их на трафарете рыбки; развивать мелкую моторику. 

4 неделя

Аппликация из ткани. 

Тема «Кошечка».

½ лист картона, ткань, трафарет кошки, клей, кисти, салфетки.

Цель.

 Учить детей трафаретному вырезыванию из ткани; наклеиванию ткани на картон; развивать умение самостоятельно доделывать работу; вызывать интерес и любовь к животным.

Октябрь.

1 неделя

Рисование - печать

Тема: «Люблю березку русскую».

Альбомный лист, гуашь, листья березы, салфетки.

Продолжать совершенствовать у детей технику «печать», учить видеть красоту русской природы, красиво

2 неделя

Рельефная лепка

Тема: «Рыжая плутовка»

Пластилин, стеки, картон ½, лисы.

Цель:

Учить детей равномерно размазывать кусочек пластилина по трафарету; развивать умение выразительно передавать образ лисицы; закреплять умение добавлять что-то своё в работу.

3 неделя

Аппликация

Тема: Ежик

Образец, картон, клей клеенка, тряпочка. трафареты туловища, цветная бумага

Цель:

Учить детей работать с трафаретами и составлять композицию.

4 неделя

Рисование

(Торцевание)

Тема: «Звезды и луна»

Картон А 4, клей ПВА, цветные салфетки желтых оттенков, стержень авторучки.

Цель:

Познакомить детей  с нетрадиционной техникой рисования.  Упражнять в работе с бумагой и клеем, ориентироваться на листе. Развивать чувство композиции, ритма, творчество, воображение.

Ноябрь.

1 неделя

Рисование

(Рисование мыльными пузырями)

Тема:

«Мороженое»

Бумага А4, гуашь, вода, влажные салфетки, стаканы, коктейльные трубочки.

Цель:

Познакомить детей дошкольного возраста с нетрадиционной техникой рисования. Совершенствовать умения и навыки,

2 неделя

Объемная аппликация

Тема: Цыпленок

Картон, цветная бумага, клей.

Цель:

Продолжать учить детей работать с бумагой, создавая объемную аппликацию, передавать в работе характерные черты цыпленка.

3 неделя

Лепка

Тема:

«Цифры»

Пластилин, числовой ряд с чётким написанием цифр.

Цель: 

Закрепить представление о начертании цифр от 1 до 5; показать, что цифры можно лепить разными способами; предложить передать образы знакомых цифр пластическими средствами (по замыслу); ориентировать на поиск разных вариантов оформления.

4 неделя

Рисование солью

Тема: «Портрет моей мамы».

 

Ватные палочки, разноцветная соль, альбомный лист.

Совершенствовать умение детей рисовать ватными палочками. Учить детей изображать лицо своей мамы. Развивать у детей воображение, мелкую моторику рук.

Воспитывать чувство гордости за свою маму.

Декабрь.

1 неделя

Лепка

Тема:

«Медвежонок Умка»        

Пластилин, салфетки, дощечки для  лепки.

Цель.

Вызвать у детей желание лепить медвежонка Умку. Учить передавать в лепке конструктивным способом строение медвежока. Учить добиваться выразительности образа. Учить лепить животного в движениях и разных положениях (стоя, сидя, лёжа). Учить договариваться между собой кто, что будет делать.

2 неделя

Аппликация

Тема:

«Подвески»

Образец аппликации, нитки картон, цветная бумага, клей ПВА

Цель:

Учить детей делать подвесную игрушку для ёлки, соединять детали, пропуская. между ними нить. Совершенствовать мелкую моторику рук

3 неделя

Рисование -отпечаток целлофановым пакетом.

Тема: «Зимний пейзаж»

Альбомный лист, гуашь, целлофановый пакет.

Цель:

Учить детей пользоваться новой техникой для создания фона используя целлофановый пакет. Закреплять умение самостоятельно выбирать сюжет для законченности изображения и целостности композиции. Развивать воображение и творчество,

4 неделя

Аппликация

Тема: «Зимняя картина»

Образец аппликации, фон (1/2 альбомного листа) голубая или фиолетовая бумага, клей, ватные диски, простой карандаш,

ножницы, полоски белой и коричневой бумаги.

Цель:

Отрабатывать приёмы работы с разным материалом: бумагой, ватными дисками. Самостоятельно создавать композицию, размещая дерево и снеговика на листе

Январь.

1 неделя

Рисование

(Рисование манкой)

Тема:

«Зимние пейзажи»

Цветной картон А4, крупа манная, клей ПВА.

Цель:

Развивать чувство композиции, ритма, творчество, воображение.

2 неделя

Аппликация из яичной скорлупы.

Тема: «Черепаха»

Картон, яичная скорлупа, гуашь.

Цель:

Учить детей аппликации из яичной скорлупы; учить выразительно передавать образ черепахи в работе; воспитывать эстетическое восприятие природы. 

3 неделя

Лепка. Рисование пластилином.

Тема: «Зимний лес»

Картон, пластилин, доска для лепки, стека, картина зимнего пейзажа.

                Цель:

Вызвать у детей желание рисовать зимний лес пластилином. Учить, видеть красоту зимнего леса, подбирать нужный цвет пластилина

4 неделя

Рисование объёмными красками

Тема: «Семья снеговиков»

Альбомный лист, гуашь.

Цель:

Учить детей рисовать объемные изображения. Создать радостное, настроение, вызвать положительные эмоции у детей. Продолжать развивать фантазию и образное мышление.

Февраль.

1 неделя

Рисование нитью.

Тема: «Цветы в горшочке».

Альбомный лист, нить, гуашь.

Цель:

Познакомить детей с техникой рисования при помощи цветных нитей. Вызвать эмоциональную отзывчивость, удовольствие от восприятия картины. Воспитывать уважение к труду; развивать творчество.

2 неделя

Оригами

Тема: «Машина»

Бумага

Цель:

Закреплять умение складывать машину из геометрических форм и знакомых предметов. Развивать воображение, чувство ритма и цвета.

3 неделя

Лепка

Тема: «Подарок для папы - танк»

Пластилин, доска для лепки, салфетки, стека.

Цель:

Учить лепить танк из отдельных частей, правильно  передавая их форму и пропорции. Упражнять в приёмах скатывания, раскатывания, сплющивания. Продолжать учить соединять вылепленные части в одно целое, плотно соединять их путём примазывания. Развивать самостоятельность.

4 неделя

Рисование

Тема: «Метель»

Альбомный лист, катушка ниток.

Цель:

Познакомить с техникой ниткография, учить рисовать в данной технике. Развивать воображение, ассоциативное мышление.

Март.

1 неделя

Лепка

Тема: «Букет цветов»

Пластилин.

Цель:

 Совершенствовать приемы раскатывания пластилина прямыми и круговыми движениями ладоней. Усложнить приемы последовательности лепки. Цветок, стебель. Упражнять в прочном скреплении частей. Развивать воображение. Формировать желание лепить.

2 неделя

Рисование - граттаж

Тема: «Подводное царство».

Альбомный лист, граттаж.

Цель.

Познакомить с новой техникой рисования «граттаж». Использовать различные способы рисования. Закрепить знания о свойствах различных изобразительных материалов. Учить рисовать, сочетая в рисунке разные материалы: восковые мелки, гуашь. Учить детей умению отражать в рисунке признаки праздника – встречи нового года. Закрепить умение создавать композицию. Развивать образное восприятие, творчество.

3 неделя

Аппликация

Тема: «Паук на паутине»

Альбомный лист, цветная бумага.

Цель:                                                                                                        

Продолжать учить детей техники обрывания бумаги; закрепить представления о свойствах бумаги; вызывать интерес к насекомым. 

4 неделя

Рисование

(Монотипия)

Тема: «Половодье в лесу»

Бумага А4, влажные салфетки, гуашь, кисть.

Цель:  

Научить складывать лист пополам, на одной стороне рисовать пейзаж, на другой получать его отражение в озере. Половину листа протирать губкой.                                                                                           

Апрель.

1 неделя

Оригами

Тема: «Кукла»

Бумага А4, фломастеры

Цель:                                                                                                        Формировать  умения следовать устным инструкциям.  Развивать у детей способность работать руками, приучать  к точным движениям пальцев,  совершенствовать мелкую моторику рук, развивать  

2 неделя

Лепка

Тема: «Верба»

Картон, пластилин.

Цель:                                                                                                                  

Учить детей создавать техникой барельефной лепки изображение почки вербы, наносить стекой насечки для придания выразительности; закрепить приём ощипывания, кругового раскатывания; развивать интерес к природе.

3 неделя

Рисование

(Рисование манной крупой и акварельными красками)

Тема «Звездное небо»

Листы бумаги для рисования, гуашь синего цвета, кисточки, баночки с водой, губка.

Цель:  

Развивать зрительную наблюдательность, способность замечать необычное в окружающем мире и желание отразить увиденное в своем творчестве.

Развивать чувство композиции, ритма, творчество, воображение. 

4 неделя

Аппликация

Тема «Улитка» (из гофрированной бумаги)

Желтая и зеленая  гофрированная бумага, черная бумага (глазки), упаковка из- под таблеток.

Цель:    

Учить детей создавать образ улитки из гофрированной бумаги, путем скручивания полос.

Май.

1 неделя

Рисование

Тема «Белые лебеди»

Альбомный лист, жесткая кисть.

Расширять знания о птицах, пополнять словарный запас детей. Воспитывать гуманное отношение к миру животных и птиц.

2 неделя

Аппликация из круп.

Тема «Голубь мира» 

 Картон, манка.

Напомнить о технике аппликации с различными крупами, развивать знания, полученные ранее.

Продолжать учить детей работать аккуратно, развивать мелкую моторику, мышление,

фантазию.

3 неделя

Лепка

(Барельеф)

Тема «Цветная радуга»

Картон голубого, синего цвета на каждого ребёнка.

Картинки, иллюстрации с радугой.

Учить составлять задуманный предмет на плоскости (метод барельеф) из семи разноцветных согнутых в дугу столбиков. Продолжать учить дополнять работу композиционными решениями (солнце, облака, цветы и т.д.).

4 неделя

Рисование

«Вот и лето пришло»

Альбомный лист, любой материал по желанию ребенка

Закреплять умение детей рисовать понравившейся техникой. Развивать интерес к самостоятельной художественной деятельности. Воспитывать эстетические чувства, усидчивость, аккуратность в работе, желание доводить начатое дело до конца.

Список литературы.

1.Давыдова Г. Н. «Нетрадиционные техники рисования в детском саду» – М.: Скрипторий 2003, 2007

 2.Казакова Т. Г. «Развивайте у дошкольников творчество» – М.: Просвещение, 2002

3.Малышева А. Н., Ермолаева Н. В. «Аппликация в детском саду» – Ярославль: «Академия развития, Академия холдинг», 2002

4.Фатеева А. А. «Рисуем без кисточки» – Ярославль: Академия развития,2004

5.И.В Новикова «Объёмная аппликация в детском саду»

6.И.В.Новикова «Работа с нетрадиционными материалами в    детском саду»

7.Т. М. Бондаренко. Организация НОД в подготовительной группе. Воронеж 2012.

8.Н. В. Дубровская. Аппликация из семян и косточек, стр. 14.

9. И.А. Лыкова «Лепим сказку»

10. Лепим из пластилина. – Смоленск: Русич, 2000

11.«Коллективное творчество дошкольников» / Грибовская А. А. - «ТЦ Сфера», 2005. – 192 с.

 12.Давыдова Г. Н. «Детский дизайн» Пластилинография- М.: Издательство «Скрипторий 2003г», 2008.

13. http://www.ruskid.ru/lepka/

14. http://detskiysad.ru/izo/lepka.html


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Наши пальчики играли, наши пальчики считали...»

Игры и упражнения пальчиковой гимнастики.Старшая группа....

«Веселые пальчики». Педагогический проект по развитию мелкой моторики в первой младшей группе ВСЁ О ПРОЕКТЕ «Веселые пальчики»

ВСЁ О ПРОЕКТЕ «Веселые пальчики»«Истоки способностей и дарованийдетей – на кончиках их пальцев.Чем больше уверенности в движенияхдетской руки, тем тоньше взаимодействие рукис орудием труда, сложнее дв...

Статья "Наши пальчики писали, наши пальчики устали!"

Развитие мелкой моторики у ребенка....

«Пальчик, пальчик, поиграй-ка».

Пальчиковые игры и физкульминутки собственного сочинения....

Наши пальчики играют! Гимнастика для пальчиков для тех, кому 2,3,4...

Буклет для родителей и воспитателей. В буклете отражены возрастные особенности развития тонкой моторики рук и игры для развития мелкой моторики рук....

ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЙ ИГРОВОЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ В ГРУППЕ РАННЕГО ВОЗРАСТА «ПАЛЬЧИК, ПАЛЬЧИК ГДЕ ТЫ БЫЛ?».

ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЙ  ИГРОВОЙ ПРОЕКТ В ГРУППЕ РАННЕГО ВОЗРАСТА "ПАЛЬЧИК, ПАЛЬЧИК ГДЕ ТЫ БЫЛ?"...

ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЙ ИГРОВОЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ В ГРУППЕ РАННЕГО ВОЗРАСТА «ПАЛЬЧИК, ПАЛЬЧИК, ГДЕ ТЫ БЫЛ?».

ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЙ ИГРОВОЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙПРОЕКТ В ГРУППЕ РАННЕГО ВОЗРАСТА «ПАЛЬЧИК, ПАЛЬЧИК, ГДЕ ТЫ БЫЛ?».                      ...