Методическая разработка: "Использование нетрадиционных техник аппликации в продуктивной деятельности дошкольников"
методическая разработка по аппликации, лепке (младшая группа)

Галашина Лариса Андреевна

В изобразительном искусстве под техникой (от греч. technike – искусная и techne – искусство, мастерство) понимается совокупность специальных навыков, способов и приемов, посредством которых исполняется художественное произведение.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metod.docx28.8 КБ

Предварительный просмотр:

Использование нетрадиционных техник аппликации в продуктивной деятельности дошкольников

Одно из условий развития мелкой моторики детей – это использование разнообразных техник изобразительной деятельности. Понятие "техника" имеет несколько значений. Рассмотрим трактовку понятия "техника" из разных источников.

Техника – это совокупность приемов, приспособлений и материальных средств, используемых для осуществления процесса производства и получения наилучшего результата.[1]

Советский художник Д. И. Киплик в книге "Техника живописи"  указывает, что под техникой живописи должно подразумевать особую отрасль знания, предметом изучения которой является рациональное построение живописного произведения с точки зрения его материальной сущности. Знание техники даст художнику возможность не только создавать долговечные произведения, но и наилучшим образом использовать живописные материалы, с художественной точки зрения.[2]

В изобразительном искусстве под техникой (от греч. technike – искусная и techne – искусство, мастерство) понимается совокупность специальных навыков, способов и приемов, посредством которых исполняется художественное произведение.[3]

Термин нетрадиционный можно рассмотреть как "не являющийся традиционным", "связанный с отступлением, отказом от традиций", "свежий", "новаторский". Нетрадиционные изобразительные техники – это эффективное средство изображения, включающее новые художественно-выразительные приемы создания художественного образа, композиции и колорита, позволяющие обеспечить наибольшую выразительность образа в творческой работе. [4]

Из вышерассмотренного вытекает определение нетрадиционные техники – это способы создания нового, оригинального произведения искусства, в котором гармонирует все: и цвет, и линия, и сюжет. Это огромная возможность для детей думать, пробовать, искать, экспериментировать, а самое главное, самовыражаться. Положительное отношение к использованию нетрадиционных изобразительных техник сложилось не сразу.[5]

В современной теории и практике дошкольного образования изобразительная деятельность рассматривается как наиболее доступное средство, представляющее детям дошкольного возраста широкие возможности для полного и осмысленного выражения впечатлений об окружающей жизни, переживаний, проявления своей непосредственности и эмоциональности. Художественная деятельность развивает память, внимание, мелкую моторику, учит ребенка думать анализировать, соизмерять и сравнивать, сочинять и воображать.

Существует четыре традиционных вида художественного изобразительного творчества детей: рисование, лепка, аппликация, художественное конструирование.

Понятие "аппликация" включает способы создания художественных произведений из различных по своим свойствам и фактуре материалов, объединенных сходством техники выполнения. Аппликация – это один из видов изобразительной техники, основанной на вырезании, наложении различных форм и закреплении их на другом материале, принятом за фон.[6] 

Каждый материал имеет свои особенности, которые оказывают определяющее влияние на технику выполнения аппликации. Например, бумага, солома, засушенные растения, береста прикрепляются к фону различными клеями; ткани, кожа, мех, войлок обычно пришиваются; тополиный пух накладывается на бархатную бумагу без клея.

Аппликация – наиболее простой и доступный способ создания художественных работ, при котором сохраняется реалистическая основа самого изображения. Это дает возможность широко использовать аппликацию не только в оформительских целях (при изготовлении наглядных пособий, пособий к различным играм, игрушек, флажков, сувениров к праздничным датам, украшений праздничных и других костюмов, оформление стенгазет, стендов, выставок, помещений детского сада), но и в создании картин, панно, орнаментов и т. д.

Аппликация является одним из древнейших способов украшения одежды, обуви, предметов быта, жилища, применяемым и поныне у многих народов. Возникновение аппликации относится к древнейшим временам и связано с появлением стежка, шва на одеждах из шкур животных.

Необходимость использования нетрадиционных техник в организации изобразительного творчества детей дошкольного возраста не подвергаются сомнению. Ведь разнообразие предоставляемых детям изобразительных материалов, отход от традиционных, привычных способов создания рисунков, поиск новых творческих решений способствует развитию детского творчества, активности, воображения. Дети любят новизну, им интересно разнообразие материалов, в результате дети получают успешный продукт деятельности. Задачи активизации творческих способностей детей подводит педагогов к необходимости поиска новых способов художественного выражения.

Дети создают новый оригинальный продукт. Проявляют творчество, реализуют свои замыслы, и самостоятельно находят средства для его воплощения. Нетрадиционные техники играют большую роль в развитии детей.


[1] Автор: Прохоров А.М., Большой энциклопедический словарь, Издательство: Норинт, 2011 г., 530 с.

[2] Автор: Киплик Д.И.,Техника живописи, М: «Сварог и к», 2002,86 с.

[3] 

Автор :Комарова Т.С., Обучение детей технике рисования, М.: Просвещение, 2014. – 158 с.

[4]Рузанова Ю.В., Развитие моторики рук в нетрадиционной изобразительной деятельности,Издательство: Каро,2016, 73 с.

[5] Давыдова Г.Н.,Нетрадиционные техники рисования в детском саду. Часть 1-2.-М.:Издательство: Скрипторий, 2007-80с.

[6] Павлова О.В., Технология: умелые руки, Издательство: Учитель, 2014,  с.25


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ НЕТРАДИЦИОННЫХ ТЕХНИК ИЗО В ПРОДУКТИВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДОШКОЛЬНИКОВ

Данный материал был подготовлени для воспитателей детских садов....

Нетрадиционные техники аппликации как средство развития дошкольников.

ль Эстетическое воспитание - это целенаправленный, систематический процесс воздействия на личность ребёнка с целью развития у него способности видеть красоту окружающего мира, искусства и создава...

Совместная деятельность с детьми младшего дошкольного возраста рисование способом тычка «Утенок» с использованием нетрадиционной техники в художественно-продуктивной деятельности.

Рисование способом тычка «Утенок». Цель:·        Продолжать развивать умение детей рисовать способом тычка, жесткой полусухой кистью, расширять знания детей о д...

Развитие художественно-творческих способностей детей младшего дошкольного возраста посредством использования нетрадиционных техник в художественно-продуктивной деятельности.

Нетрадиционные техники рисования создают атмосферу непринужденности, открытости, содействуют развитию инициативы, самостоятельности, создают эмоционально-благоприятное отношение к деятельности у детей...

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙ НА ТЕМУ: «ИСПОЛЬЗОВАНИЕ НЕТРАДИЦИОННЫХ ТЕХНИК ИЗО В ПРОДУКТИВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДОШКОЛЬНИКОВ»

Детство - очень важный период в жизни детей. Именно в этом возрасте каждый ребенок представляет собой маленького исследователя, с радостью и удивлением открывающего для себя незнакомый и удивительный ...

Методическая разработка "Нетрадиционные техники аппликации как средство развития дошкольников"

quot;Нетрадиционные техники аппликации как средство развития дошкольников  Вид деятельности под названием "аппликация" известен давно. Испокон веков женщины в свободное от р...

«Использование нетрадиционной техники «КУКУРУКТОР» в продуктивной деятельности с воспитанниками старшего возраста»

Использование нетрадиционной техники «КУКУРУКТОР»  в продуктивной деятельности с воспитанниками старшего возраста» (мастер-класс). Задачи:Расширить представления о нетрадиц...