Кружковая работа " Тестопластика". Второй год обучения.
методическая разработка по аппликации, лепке (старшая группа)
Тестопластика – один из народных промыслов. Поделки из теста очень древняя традиция, а в современном мире высоко ценится всё, что сделано своими руками. Солёное тесто – очень популярный в последнее время материал для лепки. Тесто эластично, его легко обрабатывать, изделия из него долговечны. Программа кружка «Мукосолька» (тестопластика) имеет художественно-эстетическую направленность. Творческая деятельность оказывают сильное воздействие на эмоционально-волевую сферу воспитанников. Процесс овладения определёнными навыками исполнения не только раскрепощает художественное мышление, но и в большей мере накладывает отпечаток на мировосприятие и систему жизненных ориентировок, целей и ценностей. Новизна программы кружка заключается в том, что настоящее творчество – это тот процесс, в котором автор – ребёнок не только рождает идею, но и сам является её реализатором, что возможно только в том случае, если он уже точно знает как именно воплотить свои фантазии в реальность, какими средствами воспользоваться, какие возможности предпочесть и какими критериями руководствоваться.
Актуальность. Дети очень любят лепить. Зачем современному ребёнку лепка? Лепка является одним из самых осязаемых видов художественного творчества, в котором из пластичных материалов создаются объёмные ( иногда рельефные) образы и целые композиции. Техника лепки богата и разнообразна, но при этом доступна любому человеку. Деятельность детей в кружке тестопластики даёт уникальную возможность моделировать мир и своё представление о нём в пространственно-пластичных образах. У каждого ребёнка появляется возможность создать свой удивительный мир. Целесообразность. Тестопластика – осязаемый вид творчества. Потому что ребёнок не только видит то, что создал, но и трогает, берёт в руки и по мере необходимости изменяет. Основным инструментом в лепке является рука, следовательно, уровень умения зависит от овладения собственными руками, от моторики, которая развивается по мере работы с тестом. Технику лепки можно оценить как самую безыскусственную и наиболее доступную для самостоятельного освоения.
Создание кружка направлено на: · Повышение сенсорной чувствительности, то есть способствует тонкому восприятию формы, фактуры, цвета, веса, пластики; · Синхронизированную работу обеих рук; · Развитие воображения, пространственного мышления, мелкой моторики рук; · Формирование самостоятельности планировать работу по реализации замысла, предвидеть результат и достигать его; при необходимости вносить коррективы в первоначальный замысел. А также способствует формированию умственных способностей детей, расширяет их художественный кругозор, способствует формированию художественно-эстетического вкуса. В процессе деятельности у детей налаживаются межличностные отношения, укрепляется дружба. Царит искренняя атмосфера. Комплектование кружка происходит на основе свободного выбора. В работе кружка используются формы индивидуальной работы и коллективного творчества. Некоторые задания требуют объединения детей в подгруппы. Работа кружка включает в себя различные методы обучения: объяснительно-иллюстративный (объяснение сопровождается демонстрацией наглядного материала), репродуктивный, проблемный (педагог ставит проблему и вместе с детьми ищет пути ее решения), эвристический (проблема формируется детьми, ими предлагаются способы ее решения). С целью проверки усвоения терминов, понятий и в качестве технологической разгрузки проводятся пальчиковая гимнастика, используются словесные игры и малые жанры устного творчества.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Программа кружка тестопластики второго года обучения | 97 КБ |
Предварительный просмотр:
Перспективный план кружковой работы
по лепке из соленого теста "МУКОСОЛЬКА"
для детей старшей группы группы.
Учебный год 2019- 2020 год.
Воспитатель:
Ювакаева. К. Г.
Пояснительная записка
Ученые утверждают, что дошкольный период развития человека один из наиболее важных и ответственных. Уже в этот период жизни у детей возникает потребность и стремление постигать мир и себя в этом мире. Самые любимые занятия дошкольников – это лепка и рисование. Сначала дети познают мир чувственным образом, затем мир раскрывается на листе бумаги в процессе рисования.
Лепка – процесс создания скульптурного произведения, связанный с работой над мягким пластическим материалом.
Тестопластика является одним из видов народно-прикладного искусства. Лепка – полезное занятие для пальчиков, так как развитие мелкой моторики рук у детей напрямую связано с развитием речи и мышления. Работа с тестом – это, своего рода упражнения, оказывающие помощь в развитии тонких дифференцированных движений, координации, тактильных ощущений детей. Наши рецепторы (тонкие окончания чувствующих нервов, расположенные в мышцах) – это маленькие, чуткие исследователи, особые воспринимающие устройства, с помощью которых дети ощущают мир вокруг себя. На кончиках пальцев находятся нервные окончания, которые связаны с центрами головного мозга, влияющими на формирование речи человека. Значительную часть коры головного мозга занимают представительства наших рук. И это естественно, ведь сведения о мире мы получаем именно через руки, через наш рабочий орган, с помощью которого мы исследуем, творим, строим. Самое важное и ценное заключается в том, что занятия лепкой из соленого теста, наряду с изобразительным искусством (раскрашиванием готовых изделий), развивает ребенка эстетически. Раскрашенные изделия выглядят керамическими. Экологическая чистота и безвредность материала позволяет широко использовать его в работе с детьми.
Занятие лепкой является одной из начальных форм художественного воспитания детей. Всему, что так необходимо ребенку в школе: воспитанию усидчивости, аккуратности, терпению; развитию ловкости рук и точности глазомера; овладению технологическими операциями и, прежде всего, творческому подходу к любой работе – поможет тестопластика.
Актуальность кружковой работы
- на занятиях в кружках дети учатся планировать свою работу, реализовывать воображаемые идеи в реально существующие объекты;
- создание трехмерных объектов развивает пространственное мышление;
- во время работы ребенок также учится синхронизировать работу обеих рук, а при лепке точных деталей улучшается их мелкая моторика;
- в подобном творческом процессе хорошо развивается сенсорная чувствительность, восприятие цвета, формы, фактуры и т.д.;
- получив и освоив начальные навыки, ребенок готов к самостоятельному творчеству, в процессе которого замечательно развивается фантазия малыша;
- в кружках нет обязательной программы, ребенок выполняет только то, что ему по силам;
- по той же причине занятия могут проводиться в форме игры;
- заинтересованный в конечном результате ребенок гораздо легче учится усидчивости и концентрации, чем при выполнении скучных упражнений по обведению кружочков в прописях;
- свободное общение во время занятий в кружке дает предпосылки к коллективному творчеству;
- само по себе тесто является теплым, экологичным, легкоотстирывающимся и доступным материалом.
Цель: кружковой деятельности: раскрытие интеллектуальных и творческих способностей через развитие памяти, мышления, внимания, волевых процессов.
Задачи кружковой деятельности:
1. Способствовать развитию творческих способностей детей, воспитанию художественно-эстетического вкуса через занятия лепкой из соленого теста;
2. Развивать тонкую моторику рук, стимулирующей развитие речи;
3. Обогатить предметно-развивающую среду группы, способствующую проявлению творческой активности детей.
4. Развивать коммуникативные навыки детей.
Срок проведения: с сентября по 30 мая
Старшая группа: дети 5-6 лет
Периодичность занятий: 1 неделя/четверг – лепка из соленого теста;
2 неделя/четверг – раскрашивание поделки.
Форма организации: подгрупповая
Длительность занятий: 20-25 минут
Место проведения кружка: групповая комната
Принципы составления программы:
- От простого к сложному.
- Связь знаний, умений с практикой.
- Доступность.
- Системность знаний.
- Воспитывающая и развивающая направленность.
- Активность и самостоятельность.
- Учет возрастных и индивидуальных особенностей.
Учебно – тематическое планирование кружка по лепке из теста . Второй год обучении
2019 - 2020 учебный год.
Срок проведения, тема | Цель | Формы проведения | |
Сентябрь-май | Знакомство с тестом. | Способы приготовления теста. Инструменты нужные для работы с тестом и правила их, безопасного использования. Правила поведения на занятиях. | |
Сентябрь 1 неделя - четверг | Панно " Пчёлка” | Вспомнить с детьми как пользоваться стеком и лекало. Закреплять умение соединять детали с помощью воды. Закреплять знание о пользе пчел. | |
2 неделя - четверг | Раскрашивание поделки | Учить раскрашивать изделие из соленого теста красками, которое было изготовлено на предыдущем занятии и тщательно высушено. Формировать навыки аккуратности при раскрашивании готовых фигур. Научить точно передавать задуманную идею при в раскрашивании изделия, раскрыть творческую фантазию детей в процессе работы. Развить гибкость пальцев рук при работе с кисточкой, научить видеть конечный результат задуманной работы. | |
3 неделя - четверг | Бабочка. | Продолжать учить создавать объемные фигуры из соленого теста. Учить лепить насекомых, передавая характерные особенности их строения и окраски Продолжать учить оформлять работы дополнительными материалами (бусины, штампы кусочком ткани или пуговицы. Воспитывать интерес к живой природе. | |
4 неделя - четверг | Раскрашивание поделки | Учить раскрашивать изделие из соленого теста красками, которое было изготовлено на предыдущем занятии и тщательно высушено. | |
Октябрь 1 неделя –четверг | Оберег “Домовенок Кузя “ | Учить задумывать свою работу, использовать полученные навыки, продолжать украшать поделку с помощью подсобных материалов, развивать творчество. | |
2 неделя - четверг | Раскрашивание Поделки | Учить раскрашивать изделие из соленого теста красками, которое было изготовлено на предыдущем занятии и тщательно высушено. | |
3 неделя - четверг | Сова | Вызвать интерес к лесным птицам, формировать у детей представление о ночных хищниках. Показать разные приемы оформления лепных фигурок. Развивать чувство формы, пропорций. Воспитывать аккуратность. | |
4 неделя-четверг | Раскрашивание Поделки | Учить раскрашивать изделие из соленого теста красками, которое было изготовлено на предыдущем занятии и тщательно высушено. | |
Ноябрь 1 неделя-четверг. | Кошка. | Закреплять приемы лепки фигурки из отдельных частей, продолжать развивать творчество при лепке деталей. Развивать чувство формы, пропорций. Воспитывать аккуратность. Вызвать интерес к домашним животным | |
2 неделя-четверг | Раскрашивание Поделки | Учить раскрашивать изделие из соленого теста красками, которое было изготовлено на предыдущем занятии и тщательно высушено. | |
3неделя -четверг | Панно : “Ящерица” | Учить детей пользоваться Лекалом. Вспомнить приемы соединения готового изделия к палочке бичевкой. Закреплять умение соединять детали с помощью воды. Вспомнить место обитания ящериц. | |
4 неделя-четверг | Раскрашивание поделки | Раскрашивать изделие из соленого теста красками, которое было изготовлено на предыдущем занятии и тщательно высушено | |
Декабрь 1 неделя-четверг
| Птичка- синичка | Продолжать учить планировать свою работу: | |
2 неделя-четверг | Раскраши- вание | Учить раскрашивать изделие из соленого теста красками, которое было изготовлено на предыдущем занятии и тщательно высушено | |
3 неделя-четверг
| Подсвечник | Продолжать учить планировать свою работу: задумывать образ, делить материал на нужное количество частей разной величины, развивать глазомер, лепить последовательно. Развивать воображение, чувство формы и пропорций. | |
4 неделя-четверг | Раскрашивание поделки | Учить раскрашивать изделие из соленого теста красками, которое было изготовлено на предыдущем занятии и тщательно высушено | |
Январь 1 неделя-четверг . | Панно: “ Павлин”. | Продолжать учить детей лепить из соленого тесто. Задумывать образ и делить материал на нужное количество частей. Показать разные приемы оформления композиции. Продолжать развивать творчество | |
2 неделя - четверг | Раскрашивание поделки | Учить раскрашивать изделие из соленого теста красками , которое было изготовлено на предыдущем занятии и тщательно высушено | |
3неделя-четверг | Панно : “Стрекоза” | Учить детей пользоваться Лекалом. Закреплять умение соединять детали с помощью воды. Учить завязывать узелки. | |
4неделя-четверг | Раскрашивание поделки | Раскрашивать изделие из соленого теста красками, которое было изготовлено на предыдущем занятии и тщательно высушено | |
Февраль. 1 неделя-четверг | “Сердце” | Продолжать учить детей лепить из соленого теста. Задумывать образ и делить материал на нужное количество частей. Показать разные приемы оформления композиции. Продолжать развивать творчество | |
2 неделя-четверг | Раскрашивание поделки | Учить раскрашивать изделие из соленого теста красками, которое было изготовлено на предыдущем занятии и тщательно высушено | |
3 неделя-четверг | Домик Эльфа | Продолжать учить планировать свою работу: задумывать образ, делить материал на нужное количество частей разной величины, лепить последовательно. Использовать в качестве набивочного материала – банку. Развивать воображение, чувство формы и пропорций. | |
4 неделя-четверг | Раскрашивание поделки | Учить раскрашивать изделие из соленого теста красками , которое было изготовлено на предыдущем занятии и тщательно высушено |
Март 1 неделя-четверг | Матрешка | Продолжать учить лепить обьемную поделку, использя в качестве болванки под тесто – скомканную газету, обернутую в фольгу. |
2 неделя-четверг | Раскрашивание поделки | Учить раскрашивать изделие из соленого теста красками, которое было изготовлено на предыдущем занятии и тщательно высушено |
3 неделя-четверг | Жираф | Продолжать учить планировать свою работу: |
4 неделя-четверг | Раскрашивание поделки | Учить раскрашивать изделие из соленого теста красками, которое было изготовлено на предыдущем занятии и тщательно высушено |
Апрель 1 неделя-четверг | Божья коровка | Закреплять приемы лепки фигурки из отдельных частей, продолжать развивать творчество при лепке деталей. Развивать чувство формы, пропорций. Воспитывать аккуратность. |
2 неделя-четверг | Раскрашивание поделки | Учить раскрашивать изделие из соленого теста красками, которое было изготовлено на предыдущем занятии и тщательно высушено |
3 неделя - четверг | Гном Гномыч | Продолжать учить лепить обьемную поделку, использя в качестве болванки под тесто – скомканную газету, обернутую в фольгу. |
4 неделя-четверг | Раскрашивание поделки | Учить раскрашивать изделие из соленого теста красками, которое было изготовлено на предыдущем занятии и тщательно высушено |
Май 1 неделя - четверг | Карандашница | Учить детей натягивать раскатанный кусок теста на основу (обрезанная бутылка) Закреплять приемы лепки фигурки из отдельных частей, продолжать развивать творчество при лепке деталей. Развивать чувство формы, пропорций. |
2 неделя-четверг | Раскрашивание поделки | Учить раскрашивать изделие из соленого теста красками, которое было изготовлено на предыдущем занятии и тщательно высушено |
3 неделя - четверг | Панно : ”Стрекоза” | Вспомнить с детьми, как пользоваться стеком и лекало. Закреплять умение соединять детали с помощью воды. |
4 неделяя - четверг | Раскрашивание поделки | Учить раскрашивать изделие из соленого теста красками, которое было изготовлено на предыдущем занятии и тщательно высушено |
Список использованной литературы:
- Халезова Н.Б. Декоративная лепка в детском саду, Под ред. М.Б. Халезовой-Зацепиной, 2008 г.;
- Рубцова Е. В. Фантазии из соленого теста, 2008 г.;
- Чаянова Г. Н. Соленое тесто, М. , 2005 г
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Кружковая работа "Тестопластика "Волшебные ручки".
Развитие логического мышления, связной речи, памяти и внимания тесно связано с развитием мелкой моторики и координации движений пальцев рук. Уровень развития мелкой моторики – один из показателей инте...
Кружковая работа "Тестопластика"
Дети очень любят лепить. Зачем современному ребёнку лепка? Лепка является одним из самых осязаемых видов художественного творчества, в котором из пластичных материалов создаются объёмные (иногда...
кружковая работа "Тестопластика"
кружковая работа "Тестопластика"...
ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ПЛАН КРУЖКОВОЙ РАБОТЫ «Тестопластика»
Кружковая работа воспитателя Федосенко Елены Вячеславовны«Тестопластика» СТАРШИЙ ДОШКОЛЬНЫЙ ВОЗРАСТ...
Кружковая работа " Тестопластика".
Тестопластика – один из народных промыслов. Поделки из теста очень древняя традиция, а в современном мире высоко ценится всё, что сделано своими руками...
План кружковой работы по дополнительному образованию «Обучение игре на коми детских музыкальных инструментах» За 2019 – 20 учебный год
План кружковой работы по дополнительному образованию«Обучение игре на коми детских музыкальных инструментах» За 2019 – 20 учебный год...
Кружковая работа "Тестопластика"
Отчет о работе кружка по лепке из соленого теста....