Роль игрушки в жизни ребенка
материал
Памятка для родителей
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rol_igrushki_v_zhizni_rebenka.docx | 18.04 КБ |
uvazhaemye_roditeli_marbls.docx | 294.37 КБ |
Предварительный просмотр:
«РОЛЬ ИГРУШКИ В ЖИЗНИ РЕБЕНКА»
«Игрушка должна быть трамплином для ребячьей мечты»
Лев Кассиль
У игрушки много сторон – педагогическая, эстетическая, нравственная, производственная, экономическая, культурная, социальная, психологическая и т.д. Все это разные стороны таких, казалось бы, простых предметов, но так ли просты они? Во многом ко всему, что касается детства, у нас, взрослых отношение часто несерьёзное. Взрослые, может быть, и не задумываются какие игрушки они покупают, какие дарят детям, какие игрушки приносят в детский сад.
Для ребёнка игрушка – неотъемлимая часть его жизни и поэтому требует к себе самого серьезного внимания!
Что такое игрушка?
Игрушкой может стать все что угодно. Свойство быть игрушкой не привязано жёстко к внешне материальным признакам того или иного предмета. Его попадание в класс «игрушек» обусловлено отношением к нему играющего человека. Именно человек превращает предмет в истинную игрушку в процессе игры с ним.
Роль истинной игрушки может получить любой предмет, если он:
- привлекателен – вызывает желание общаться с предметом, смотреть на него манипулировать им;
- доступен для овладения – определяется возможностями играющего встроить этот объект в своё жизненное пространство;
- не воспринимается в данный момент как «серьезная вещь» - то есть на него не распространяется общепринятые правила обращения с «серьёзными» предметами.
- Удовлетворяет возрастные потребности развития ребёнка;
- Способен стать символическим объектом для личностных проекций - когда возможен перенос своих переживаний, чувств, мыслей и поступков на свою игрушку как осознанно, так и на подсознательном уровне.
Слово «игрушка» - для многих служит синонимом безделушки, забавы. В то время как это особый предмет, имеющий огромную власть, обладающий способностью обучать. И от того как мы относимся к выбору игрушек для своего ребёнка, умеем ли правильно организовать игру, направить его действия, развернуть сюжет зависит будущее наших детей.
Значение игр и игрушек для развития ребенка в дошкольном возрасте часто недооценивается даже педагогами. Большинство родителей не пони мают, насколько важны правильно подобранные игрушки для формирования личности ребенка. Как и в какие игры должен играть ребенок? Информацию об этом родители получают в основном из рекламы, которая отражает интересы фирм-производителей, далеко не всегда совпадающие с интересами ребенка.
Отсутствие общей и правовой культуры в формировании игровой среды ребенка в России приводит к агрессивному наступлению на наш рынок игровой продукции как с Запада, так и с Востока.
В дошкольном возрасте есть сензитивные периоды развития способностей ребенка, когда правильный подбор развивающих игр и игра в них с ребенком определяют очень многое. Вместо учета особенностей психофизического развития детей, особенно дошкольников, развитие рынка игрушек происходит по привнесенным извне тенденциям. Выделим две из них.
Дешевизна в сочетании с крикливой яркостью и шумностью - визитная карточка игрушечных фирм из Юго - Восточной Азии. Гораздо более дорогие натуралистичные модели людей, животных, машин, самолетов, героев мультфильмов и кинофильмов (всего, что окружает в повседневной жизни) - продукция западных фирм. Современные западные игрушки все чаще и дальше уходят от детской игры в сторону потребительства и механического использования заложенных производителем операций. Ребенку кажется, что он манипулирует игрушкой, а на самом деле сама игрушка навязывает ему определенные действия, вырабатывая эмоциональную зависимость маленького человека от электронного устройства.
Главные качества детской игры: свобода действий, эмоциональная насыщенность, творческая активность, изобретательность - при этом совершенно не требуются и не развиваются.
Очевидность проблемы ясно выражена и актуальность поиска решения данного вопроса бесспорна. Стоит ли задуматься, как и чем играют наши дети и попытаться разобраться в данном вопросе – решать Вам.
Основные психолого-педагогические требования к игрушке.
Игрушка приносит максимальную пользу, если она культуросообразна и способствует принятым в обществе нормам и духовно-нравственным ценностям.
Игрушка вредна, если она:
- Провоцирует ребёнка на агрессию и жестокость;
- Вызывает страх или тревогу;
- Имеет грубый натурализм;
- Унижает человеческое достоинство;
- Вызывает психологическую зависимость в ущерб полноценному развитию ребенка;
- Искажает восприятие окружающей действительности.
Игрушка полезна, если она:
- Безопасна;
- Привлекательна;
- Эстетична;
- Соответствует возрастным возможностям ребёнка;
- Полифункциональна (предоставляет возможность для развития способностей ребенка: физических, духовных, нравственных и т.д.);
- Выполнена из экологически чистых материалов;
- Упакована.
Правила выбора игрушки
- Игрушка радует Вас и Вашего малыша, вызывает положительные эмоции;
- Игрушка не утомляет и не перегружает ребёнка;
- Игрушка отвечает индивидуальным особенностям развития ребёнка и его потребности в игре.
- Игрушка вызывает интерес, обладает игровой динамикой, стимулирует к активному действию с ней;
- Игрушка расширяет кругозор и побуждает ребёнка к познавательно-исследовательской деятельности;
- Игрушка воспитывает художественный вкус ребёнка.
На основе психолого - педагогических исследований мы пришли к выводу, что игрушка является важным фактором в психическом развитии ребенка. Мы установили, что игрушки должны быть свободными от всех свойств, которые каким-нибудь образом могут нанести вред здоровью. Они должны удовлетворять и развивать эстетический вкус, зачатки которого так рано проявляются у ребенка. И потому, они должны возбуждать и поощрять стремление ребенка к коллективным усилиям.
Самые разнообразные задатки ребенка ищут своего проявления и упражнения и находят их в играх, если в распоряжение ребенка дан материал, который может служить в одно время и стимулом, возбуждающим ту или иную деятельность, и орудием, при помощи которого эта деятельность осуществляется и совершенствуется.
Несомненно, все игрушки должны удовлетворять требованиям гигиены.
Предварительный просмотр:
Уважаемые родители!
Игр с марблс можно придумать множество, вот наиболее очевидные идеи применения:
- Сортировка: сортировать можно по цвету, размеру, форме, прозрачности. Перемешайте марблс, задайте правила сортировки, поставьте несколько чашек для игры.
- Счет: марблс - шикарнейший материал для простейших арифметических действий. “А теперь отсчитай 5 синих и 3 зеленых” - смешанное задание готово! Камешки отлично подходят для сравнения больших, меньших или равных по количеству кучек.
- Мозаика: прекрасная возможность делать центрические мозаики, когда элементы узора расходятся от центра в разные стороны.
- Творчество. Это так гениально и так просто, ведь с марблс очень легко фантазировать и составлять на полу или столе невероятные по красоте и яркости картины.
- Чувство цвета и цветотерапия. Марблс можно ставить друг на друга и наблюдать изменение цвета, можно искать красивые сочетания цветов. Можно немного влиять на настроение ребенка, давая ему задания для игры с определенным цветом.
- На марблс можно рисовать гуашью или акриловыми красками. У прозрачных стекляшек лучше получается делать это “на дне” - с плоской, прилегающей к поверхности стороны.
- А с круглыми камешками можно рисовать (поляну, падающий снег на голубом фоне, речкуи т.д.)
Советы по покупке и началу игры с марблс:
- марблс можно купить в магазинах для дома, декора, творчества, товаров для праздника
- существуют готовые наборы разноцветных камешков, но можно купить отдельно разных цветов, они относительно недороги
- покупайте как матовые, так и прозрачные фактуры
- покупайте марблс плоские с одной стороны - круглые шарики не стоят на месте и раскатываются; но их можно использовать как дополнение
- возьмите также набор марблс, отличных по размеру и форме
- купленные стекляшки промойте в тазике с шампунем, высушите в полотенце - камешки готовы
- поиграйте первые разы вместе, покажите, что с ними можно делать, предложите ребенку придумать свои развлечения
- заведите красивую емкость для хранения марблс, куда убирайте сокровище после игры, если, конечно, ребенок не захочет показать картину папе или бабушке.
- в дальнейшем можно расширять свою коллекцию, добавлять другие цвета, формы. Для детей постарше можно купить в художественном магазине стеклышки для мозаики, они тоже интересны.
Правила безопасности:
- Вы знаете своего ребенка, но даже если доверяете ему в этом вопросе, объясните несколько раз, что камешки и шарики марблс не съедобны, не вкусны, и нельзя тянуть их в рот.
- Поиграйте вместе хотя бы первые разы, чтобы убедиться, что он все понимает правильно.
- Не оставляйте наборы в доступном месте, если у вас есть еще более маленькие дети.
Автор: Кейсинова А.Х.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Роль игрушки в жизни ребенка 5-6 лет"
Консультация родителей с элементами игрового тенинга...
"Роль игрушки в жизни ребенка. Какие игрушки нужны детям" консультация для родителей
В консультации описываютя виды игрушек, даются советы по подбору игрушек, раскрывается значение игрушки в развитии ребенка....
«РОЛЬ ИГРУШКИ В ЖИЗНИ РЕБЕНКА»
У игрушки много сторон – педагогическая, эстетическая, нравственная, производственная, экономическая, культурная, социальная, психологическая и т.д. Все это разные стороны таких, казалось бы, простых ...
доклад на педсовете"Роль игрушки в жизни ребенка"
Доклад на педсовете на тему :" Роль игрушки в жизни ребенка"...
Роль игрушки в жизни ребенка
В данной статье описывается особая важность игрушки в жизни ребенка....
"Роль игрушки в жизни ребенка"
Консультация для родителей...
Роль игрушки в жизни ребенка
Роль игрушки в жизни ребенка...