Проектная работа «Применение тестопластики в коррекции нарушения речи у детей с ОНР»
проект по аппликации, лепке (старшая группа)

Федоренко Людмила Прокопьевна

Проектная работа «Применение тестопластики в коррекции нарушения речи у детей с ОНР»

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proektnaya_rabota.docx21.46 КБ

Предварительный просмотр:

Проектная работа «Применение тестопластики в коррекции нарушения речи у детей с ОНР»

Актуальность. Одной из важнейших задач современной логопедии является разработка наиболее эффективных методов преодоления общего недоразвития речи (ОНР, которое характеризуется большой распространенностью, сложностью симптоматики и патогенеза. В структуре этого вида дизонтогенеза, наряду с системным недоразвитием речевой деятельности, выявляется и своеобразие психического развития, специфические черты общей эмоциональной незрелости, задержанное или неравномерное развитие интеллекта, слабая регуляция произвольной деятельности, двигательная.

Таким образом, общее недоразвитие речи является сложным системным нарушением, сочетающим в себе разнообразную речевую и неречевую симптоматику.

В связи с этим преодоление имеющихся у детей с ОНР нарушений речевой и неречевой психической деятельности возможно только при реализации комплексной системы коррекционной работы. Комплексный подход в осуществлении коррекционного воздействия является основополагающим принципом построения программ коррекции общего недоразвития речи.

Современные сложные социально-экономические условия жизни, ухудшающееся состояние экологии и здоровья населения России и в то же время возрастание требований к уровню подготовленности дошкольников к школьному обучению вызывают необходимость изменений в системе образования детей с ОНР. Важным условием реализации этих изменений становится разработка новых педагогических технологий обучения и воспитания, комплексного и дифференцированного подхода к углубленному изучению и коррекции нарушений, социальной адаптации и интеграции данной категории детей, что требует координации деятельности специалистов разных профилей.

Совершенствование коррекционно-развивающего воздействия требует использования таких педагогических технологий, которые должны обеспечить детям гармоничное развитие личности, создание психологической базы для последующего обучения и социальной адаптации.

В настоящее время актуальным является разработка и внедрение в педагогическую практику инновационных технологий тестопластики. Работа с тестом- это своего рода упражнения, оказывающие помощь в развитии тонких дифференцированных движений, координации, тактильных ощущений. Продуктивная деятельность выступает как специфическое образное средство познания действительности, поэтому имеет большое значение для умственного развития детей. В свою очередь умственное воспитание ребенка теснейшим образом связано с развитием речи.

Тестопластика имеет большое познавательное, воспитательное и коррекционноезначение благодаря своей наглядности. Дети быстрее и полнее усваивают речевой материал, если в качестве наглядной опоры используются объемные предметы. Для коррекционно-логопедического обучения возможности тестопластики представляют особую важность. Работы В. М. Бехтерева, А. Н. Леонтьева, А. Р. Лурия доказали положительное влияние манипуляций рук на функции высшей нервной деятельности, развитие речи. Установлено, что если развитие движений пальцев отстает, то задерживается и речевое развитие.

Однако, исследований, изучающих возможности использования тестопластики в коррекции речевых нарушений у дошкольников с общим недоразвитием речи недостаточно. В результате чего, возникает противоречие между необходимостью коррекции речи детей с общим недоразвитием речи при помощи инновационных технологий, и недостаточной теоретической и методической разработкой проблемы применения тестопластики в коррекции речевых нарушений.

Цель: проверить возможности применения тестопластики в коррекции речевых нарушений у дошкольников с общим недоразвитием речи.

Задачи: 1) проанализировать теоретико-методические источники по проблеме применения тестопластики в коррекции речевых нарушений у дошкольников с общим недоразвитием речи уровня;

2) экспериментальным способом определить роль тестопластики в коррекции речевых нарушений у дошкольников с общим недоразвитием речи ;

3) разработать предложения по применению тестопластики в коррекции речевых нарушений у дошкольников с общим недоразвитием речи;

Тип проекта: позновательно-игровой, творческий, краткосрочный.

Возраст:

Дети 5-го-6-го года жизни (старшая группа детского сада).

Участники проекта:

Воспитатели;

воспитанники;

Этапы реализации проекта:

1. Подготовительный этап.

- знакомство воспитанников с соленым тестом;

- подбор игр для привлечения детей к лепке соленым тестом;

- подбор наглядного материала.

2. Основной этап.

- презентация на тему «Путешествие в страну Соленого теста»;

- разучивание пальчиковых игр;

- разработка занятий по лепке соленым тестом;

- сюжетно-ролевые, дидактические, народные игры;

- обыгрывание сказок при помощи игрушек из соленого теста сделанных руками детей.

3. Заключительный этап.

Выставка работ из соленого теста, сделанная руками детей.

Ожидаемые результаты: 1. Развитие мелкой моторики пальцев рук и соответственно коррекция речи при применении тестопластики.

2. Совершенствование звуковой стороны речи в сфере произношения, восприятия и выразительности.

3. Применение готовых пособий из соленого теста в коррекционной работе предполагает множество вариантов их использования. Коррекционная работа может быть направлена на развитие произносительной стороны речи, увеличение и активизации словаря, развитие грамматических категорий, развития связной речи, фонетико-фонологических процессов, обучению детей грамоте. Задания и упражнения с применением тестопластики вызывают массу положительных эмоций у детей, и коррекционная работа проходит с высокой мотивацией

Оценка результатов

У детей воспитываются такие положительные качества, как самостоятельность и целенаправленность в выполнении работы, усидчивость и настойчивость, умение довести работу до конца, аккуратность, т. е. все те качества, которые слабо выражены у детей с общим недоразвитием речи.

Включение в систему работы тестопластики и упражнений способствовало улучшению словообразования, фонематического анализа и синтеза, как активного, так и пассивного словаря, улучшило фонематический слух, и состояние звукопроизношения.

Список использованной литературы:

1. Агранович, З. И. Логопедическая работа по преодолению нарушений слоговой структуры слов у детей. – СПб.: ДЕТСТВО – ПРЕСС, 2001. – 48 с.

2. Аманатова, М. М. Развитие фонематических процессов на логопедических занятиях / М. М. Аманатова // Логопед в детском саду. – Nо 1. – 2007. – С. 20 -27.

3. Бачина, О. В. Пальчиковая гимнастика с предметами. Определение ведущей руки и развитие навыков письма у детей 6-8 лет: Практическое пособие для педагогов и родителей / О. В. Бачина, Н. Ф. Коробова. - М.:АРКТИ, 2006. – 88 с.

4. Баронова, В. В. Формирование навыков звуко - слогового анализа у дошкольников с речевыми нарушениями посредством наглядной модели/ М. М. Баронова // Логопедия. – Nо 3. – 2012. – С. 26 - 31

5. Баряева, Л. Б. Игры – занятия с природным и рукотворным материалом: Методическое пособие. / Л. Б. Баряева, О. П. Гаврилушкина. - СПб.: НОУ «СОЮЗ», 2005. – 103 с.

6. Белая, А. Е. Пальчиковые игры для развития речи дошкольников: Пособие для родителей и педагогов / А. Е. Белая, В. И. Мирясова – М.: ООО «Издательство Астрель», ООО «Издательство АСТ», 2002 – 46 с.

7. Гуськова, А. А. Формирование словаря и связного высказывания детей с общим недоразвитием речи на материале сказок / А. Н. Гуськова // Логопед. - 2008. - № 4. - С. 32-42.

8. Лыкова, И. А. Изобразительная деятельность в детском саду. Издательский дом «Карапуз». - М., 2009 - 208 с.

9. Лыкова, И. А. Художественный труд в детском саду. Экопластика. Аранжировки и скульптуры из природного материала: Издательский дом «Карапуз». - М, 2009 - 208 с.

10. Синеглазова М. О. Удивительное соленое тесто. - М: Издательский Дом МСП, 2006. - 128 с.

11. Силаева, К. В. Соленое тесто: украшения, сувениры, поделки, М.: Издательство Эксмо, 2003 - 128 с.

Интернет-ресурсы:

https://www.maam.ru/detskijsad/proektnaja-rabota-tema-primenenie-testoplastiki-v-korekci-narushenija-rechi-u-detei-s-onr.html


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья «Роль подвижных игр в коррекции нарушений речи у детей»

 «Роль подвижных игр в коррекции нарушений речи у детей»   Для гармоничного развития организма человека необходима двигательная активность. Низкий ее уровень – гипокинезия – один и...

Диагностика и коррекция нарушения речи у детей дошкольного возраста

диагностика и коррекция нарушения речи у детей дошкольного возраста...

"Система работы учителя-логопеда ДОУ по использованию здоровьесберегающих технологий в коррекции нарушений речи у детей старшего дошкольного возраста"

"Система работы учителя-логопеда ДОУ по использованию здоровьесберегающих технологий в коррекции нарушений речи у детей старшего дошкольного возраста",  ДОЛГОСРОЧНЫЙ ЛОГОПЕДИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ: «Здоро...

ИНДИВИДУАЛЬНАЯ ПРОГРАММА ПО КОРРЕКЦИИ НАРУШЕНИЙ РЕЧИ У ДЕТЕЙ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ ПРИ РИНОЛАЛИИ В ГРУППЕ КОМПЕНСИРУЮЩЕЙ НАПРАВЛЕННОСТИ ПРИ МБДОУ «ДС «Солнышко» п. Ханымей

В индивидуальной программе определены коррекционные задачи, основные направления и содержание работы, условия и средства формирования правильного звукопроизношения у ребенка с  ринолалией в групп...

Проектная работа "Применение тестопластики в коррекции нарушения речи у детей с общим недоразвитием речи"

Проектная работа по применению тестопластики в коррекции нарушения речи у детей с ОНР...

Проект «Здоровые дети» по использованию здоровьесберегающих технологий в коррекции нарушений речи у детей дошкольного возраста

Стандартные, вариативные игры и упражнения с использованием инновационных здоровьесберегающих технологий помогают более эффективно преодолеть речевые нарушения. Улучшается соматическое состояние детей...

Методические рекомендации по использованию элементов технологии Су Джок для коррекции нарушений речи у детей с ограниченными возможностями (интеллектуальными нарушениями)

В статье представлены современные практики южнокорейского ученого профессора Пак Чже Ву, разработавшего Су Джок технологию. Су Джок предназначен для микромассажа.Использование массажных шариков Су Джо...