Упражнения по лепке, направленные на развитие восприятия формы у детей младшего дошкольного возраста
творческая работа учащихся по аппликации, лепке (младшая группа)

Ломовцева Анастасия Сергеевна

Работа предоставлена тезисно. В проекте написана пояснительная записка, где раскрываются вопросы развития восприятия форме предметов через лепке у детей младшего дошкольного возраста. Описывается проблематика развития восприятия, кто занимался данной проблемой. Предоставлен сравнительный анализ основных образовательных программ - "детство", "радуга", "истоки", "от рождения джо школы", где говорится конкретно о развитии эстетического восприятия  младших дошкольников. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kursovaya.docx156.04 КБ

Предварительный просмотр:

Министерство общего и профессионального образования Свердловской области

Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение

Свердловской области

«Камышловский педагогический колледж»

Курсовой     проект

     ПМ.02 Организация различных видов деятельности и общения детей

 

     Упражнения     по лепке,

направленные на развитие восприятия формы у детей

младшего дошкольного возраста

44.02.01 Дошкольное образование

Исполнитель:

Ломовцева А.С.,

студентка 31до группы

Руководитель:

Асламина Л.С.

преподаватель

        Камышлов 2019

Оглавление

Пояснительная  записка        3

Практическая часть        22

Список литературы        34

ТЕЗИСЫ!!!!

Пояснительная  записка

Дошкольное детство - один из самых динамичных и интересных, с точки зрения всестороннего развития ребенка, периодов.

В течение дошкольного возраста ребенок совершает колоссальный «скачок» в физическом и интеллектуальном развитии: формируются и активно развиваются все познавательные функции. Основу этого развития составляет восприятие.

В психологии под восприятием понимается процесс отражения действительности во всех ее взаимосвязях [7]. Сигналы из окружающей среды человек принимает посредством различных органов чувств. От них информация поступает в головной мозг, где «перерабатывается» и «порождает» ощущения.

Немаловажную роль в восприятии играет деятельность человека, его речь и «багаж» накопленного жизненного опыта.

Все это позволяет видеть не только свойства отдельных взятых предметов, но и воспринимать полноценную картинку окружающей нас действительности.

Умение человека воспринимать информацию, в отличие от способности это делать, не является врожденным. Появившись на свет, ребенок учится это делать. Он видит предметы, слышит определенные звуки, чувствует прикосновения и ощущает запахи. Это является свидетельством сформированности механизма восприятия. Вот только использовать его ребенок не может - еще не умеет.

Значение процесса восприятия трудно переоценить. Это основа познания человека, фундамент для его дальнейшего развития. С восприятия начинается познание мира, предполагающее включение в работу других мыслительных операций: внимания, мышления и памяти. Вот почему так важно знать его особенности развития и быть заинтересованным в этом развитии.

Младший дошкольный возраст характеризуется:

-    активной двигательной и игровой деятельностью, позволяющей взаимодействовать с предметами и познавать их свойства;

-    началом использования речи и ее активным развитием [13].

Все это служит катализатором для развития всех процессов познания, и, в частности, восприятия.

Предметность восприятия

-    Для детей этого возраста свойства предметов еще неотделимы от самих предметов. Например, лимон всегда желтый и если ребенок увидит фрукт желтого цвета, то он будет убежден, что это лимон.

-    Рассматривая изображения предметов, дети трех и четырех лет фиксируют внимание на одной, выделяющейся размером, цветом или формой, детали и от нее «домысливают» весь предмет. Например, видя компьютер, ребенок всего скорее заметит его большую часть (монитор) и решит, что это телевизор.

Информация и ее восприятие

Информация и ее восприятие в 3-4 года только конкретно предметные.

Восприятие детей этого возраста несколько «размыто», ему не хватает четкости [13]. Например, дети этого возраста не узнают близких и хорошо знакомых людей, одетых в карнавальные костюмы, даже при условии «открытого лица». Трех и четырехлетки видят общую картинку, затрудняясь ее анализировать и сопоставлять факты.

Родители (воспитатели) способны оказать существенную помощь в развитии восприятия ребенка, активизируя процесс и направляя его.

Основные развивающие задачи периода

  1. Способствовать познанию детьми новых предметов и явлений.
  2. Учить детей манипуляциям с предметами с целью обнаружения их свойств, назначения, особенностей.
  3. Развивать умение узнавать предметы и явления по их свойствам, сравнивать, выделять сходство и отличия, находить особенности.
  4. Развитие восприятия формы и цвета предметов.
  5. Способствовать расширению кругозора детей, развитию их любознательности.

С.Н. Шабалин доказал, что дети младшего дошкольного возраста совершенно верно ориентируются на форму предмета, данного в виде силуэта или даже контурно. В выборе ребенком одного или другого свойства предмета основная роль принадлежит слову [20]. Фиксируя предмет, слово выделяет в качестве его основного опознавательного признака форму. Однако у младших дошкольников форма слита с предметным содержанием, что доказывается легким опредмечиванием любой новой, ранее неизвестной ребенку формы. Таким образом трех-, четырехлетние дети в треугольнике видят крышу, в конусе, опрокинутом вершиной вниз, - воронку, в прямоугольнике – окно.

Факты развития восприятия целого и части младшим дошкольником (В. Штерн, С.Н. Шабалин, О.И. Галкина, Ф.С. Розенфельд, Г.Л. Розенгарт-Пупко), склоняют к тому, что дети данного возраста не только умеют вычленять какой-либо характерный признак, но и руководствуются им при опознании целого объекта. Намеченное пунктиром изображение клюва в начатом рисунке даёт возможность трехлетним детям узнать птицу. Ощупав ручные часы, находящиеся в мешочке дети иногда могут правильно называть данный предмет.

Дети младшего школьного возраста ориентируются во времени на основе только бытовых показателей. Если жизнь детей строго подчинена установленному режиму, то трех-, четырехлетний ребенок четко характеризует утро («Мы еще не завтракали») или вечер («За нами скоро придут»). Он различает день и ночь. Далее к этим бытовым показателям присоединяются более объективные природные явления, которые дети воспринимают как сигналы какого-либо времени: «Утро (зимой) – еще не совсем светло», «Вечер – уже темно, солнца нет».

Если младшему дошкольнику трудно выделять время как объект познания, действующий невидимо, но постоянно в жизни ребенка, то гораздо труднее ему выделить время в давно прошедших событиях, представить себе его длительность, его значение и разместить в правильном временном порядке давно прошедшие события. Если ребенку говорят, что человек произошел от обезьяны, то он не понимает, что такое миллионы лет, которые разграничивают животного предка и современного человека. У дошкольников младшего возраста есть лишь знание настоящего и смутный образ о прошлом времени: «Это было давно». Первой дифференцировкой времени служит введение слов «сначала», «потом», «раньше», «после этого» в рассказ или характеристику события и показ воспитателем значения временных отношений, которые существенны в данном событии. Знакомясь с часами, их работой, ребенок начинает понимать независимость времени от желания и деятельности человека [20].

В младшем дошкольном возрасте восприятие далекого пространства мало дифференцировано и анализ расстояния очень не точен. Интересно в этом отношении воспоминание физиолога Гельмгольца, относящееся к 3-4 годам: «Я сам еще помню, как я ребенком проходил мимо церковной башни и увидел на галерее людей, которые мне показались куколками, и как я просил мою мать достать мне их, что она могла бы сделать, как я тогда думал, протянув одну руку вверх» [20].

Развитие ориентировки в пространстве, как показали исследования А.Я. Колодной, начинается с дифференцировки пространственных отношений собственного тела ребенка (выделяет и называет правую руку, левую, парные части тела) [3]. Включение слова в процесс восприятия, овладение самостоятельной речью в значительной степени даёт начало совершенствованию пространственных отношений, направлений (А.А. Люблинская, А.Я. Колодная, Е.Ф. Рыбалко и др.) «Чем точнее слова определяют направление, - подчеркивает А.А. Люблинская, - тем легче ребенок ориентируется в нем, тем полнее включает эти пространственные признаки в отражаемую им картину мира, тем более осмысленной логичной и цельной она становится для ребенка [20].

Развивается и глазомер ребенка, так необходимый для восприятия пространства. Сложные глазомерные задачи младшие дошкольники решают более хуже, чем задачи на сравнение длины линий. Проблема заключается в низком уровне овладения глазомерными действиями. Уровень таких действий можно поднять в процессе целенаправленного обучения.

Советские психологи характеризуют художественное восприятие как результат развития личности. По их мнению, оно не дается человеку от рождения. Зачатки художественного восприятия начинают проявляться в младшем дошкольном возрасте. Главную роль в развитии данной человеческой способности советские психологи (П.П. Блонский, А.В. Запорожец, Н.А. Ветлугина, С.Л. Рубинштейн, Е.А. Флерина, П.М. Якобсон и др.) отводят воспитанию и обучению. Дети младшего дошкольного возраста в ролях находчивых, юмористических персонажей очень часто хотят видеть животных с антропоморфическими качествами, проявивших себя положительно в известных им сказках.

Наиболее яркую положительную оценку дети дают тем из окружающих взрослых, к которым испытывают доверительное отношение, привязанность. В восприятии человека всегда, как говорит А.А. Бодалев, «отражается положение, которое вообще занимает человек в той системе ценностей, на которую познающий субъект ориентируется в своем повседневном поведении» [8]. Дети с высоким социометрическим статусом в группе чаще «непопулярных» положительно характеризуют воспитателя по признаку личного отношения педагога к ребенку. Восприятие и понимание человека человеком.

Психолого-педагогические исследования показывают, что младшие дошкольники слабо ориентируются в многообразии форм предметов, плохо узнают предметы по выделенному признаку (Л. А. Венгер, Л. И. Сысуева, В. В. Колечко, Т. Н. Игнатова и др.).

Важно давать не только различение формы предметов, но и название их. Само вычленение признака формы путем словесного обозначения происходит намного быстрее, легче, чем вычленение его только на основе образования условно-рефлекторных (первосигнальных) связей (С. Л. Рубинштейн, А. А. Люблинская и др.). Причем в первом случае процедура вычленения усваивается прочнее.

Известно, что грудной ребенок по форме бутылочки узнает ту, из которой он пьет молоко, а в последние месяцы первого года жизни ясно обнаруживается тенденция к отделению одних предметов от других и выделению фигуры из фона. Контур предмета есть то общее начало, которое является исходным как для зрительного, так и для осязательного восприятия. Однако вопрос о роли контура в восприятии формы и формировании целостного образа требует еще дальнейшей разработки.

Первичное овладение формой предмета осуществляется в действиях с ним. Форма предмета, как таковая, не воспринимается отдельно от предмета, она является его неотъемлемым признаком. Специфические зрительные реакции прослеживания контура предмета появляются в конце второго года жизни и начинают предшествовать практическим действиям. Действия детей с предметами на разных этапах различны. Малыши стремятся прежде всего захватить предмет руками и начать манипулировать им. Дети 2,5 лет, прежде чем действовать, довольно подробно зрительно и осязательно-двигательно знакомятся с предметами. Возникает особый интерес к восприятию формы (перцептивные действия). Однако значение практических действий остается главным. Отсюда следует вывод о необходимости руководить развитием перцептивных действий двухлетних детей. В зависимости от педагогического руководства характер перцептивных действий детей постепенно достигает познавательного уровня. Ребенка начинают интересовать различные признаки предмета, в том числе и форма. Однако он еще долго не может выделить и обобщить тот или иной признак, в том числе и форму разных предметов [20].

Сенсорное восприятие формы предмета должно быть направлено не только на то, чтобы видеть, узнавать формы наряду с другими его признаками, но уметь, абстрагируя форму от вещи, видеть ее и в других вещах.

Работа по развитию восприятия формы осуществляется параллельно и органически увязывается с обучением счету, с упражнениями в сравнении размеров предметов. Большое значение имеет установление связи этой работы с обучением разным видам изобразительной деятельности, так как потребность воссоздать предмет (нарисовать, вылепить, сконструировать) вызывает необходимость четкого, расчлененного восприятия его формы [9].

Согласно положениям ФГОС ДО в дошкольных образовательных учреждениях на современном этапе работа с дошкольниками организуется в соответствии с принципами развивающего образования и акцентируется внимание на личностно ориентированном и интегративном подходах. В рамках деятельностного подхода образовательный процесс дошкольной образовательной организации (далее - ДОО) строится с учетом принципа включения личности каждого ребенка в значимую деятельность. Вместе с ведущей деятельностью дошкольника - игровой - одной из значимых видов деятельности дошкольника является продуктивная деятельность.

Под продуктивной деятельностью чаще всего рассматривают ту деятельность ребенка, в результате которой получается определенный продукт. Данный продукт создается ребенком под руководством взрослого.

Продуктивные виды деятельности - это конструкторская деятельность, рисование или изобразительная деятельность, лепка, аппликационная деятельность и некоторые другие. Продукт, получаемый ребенком, показывает, как малыш относится к окружающему его миру, какое эмоциональное состояние у ребенка. Также по созданным продуктам можно определить, какие когнитивные навыки и личностные качества у ребенка развиты, а над которыми еще надо поработать [8].

Лепка - это создание скульптуры из мягких пластических материалов (глина, воск, пластилин) путём наращивания или срезания массы [9].

Лепка имеет большое значение в жизни ребенка дошкольного возраста. Она способствует развитию зрительного восприятия, памяти, образного мышления, привитию ручных умений и навыков, необходимых для успешного обучения в школе.

Лепка также, как и другие виды деятельности, формирует эстетические вкусы, развивает чувство прекрасного, умение понимать прекрасное во всех его многообразиях.

В процессе организации лепки из пластилина дети также развивают мелкую моторику. За этим занятием у них формируется усидчивость, что очень важно в дальнейшем при обучении в школе.

Внимание, мышление, логика - это неполный ряд качеств, которые формируются в результате изготовления ребенком предмета посредством лепки. Сейчас очень популярно стало лепить из соленого теста. Тут раскрываются очень ценные качества дошкольников - воображение и восприятие. Дети очень любят делать поделки из такого теста, так как изделия получаются очень яркими и красивыми.

Продуктивные виды деятельности являются эффективными в развитии у дошкольников различных психических процессов. Когда ребенок рисует, он обдумывает или планирует результат изображения. Таким образом идет становление воображения.

Можно сказать, что творческое воображение предшествует получению продукта. В лепке и разных видов аппликации дети также представляют свои впечатления о том, что их окружает в мире, как они относятся к окружающему.

На занятиях ИЗО дошкольного заведения у детей развиваются эстетическое восприятие. Изделия, которые создаются детьми, создают приятную атмосферу сотрудничества.

Дети радуются совместному творчеству. Такие занятия воспитывают у дошкольников нравственные качества, у них осуществляется развитие трудолюбие и отзывчивость.

Занятия лепкой в первую очередь формируют эмоциональную сферу дошкольников. Такие занятия всегда сопровождаются общением, поэтому здесь можно сказать о развитии речи. Создание поделки стимулирует у детей речевую активность. Дети подражают в речи взрослому, они развиваются в плане диалогической речи.

Поэтому рассматриваемые нами виды деятельности развивают коммуникативные функции речи дошкольников.

Лепка - один из видов изобразительного творчества, в котором из пластических материалов создаются объёмные формы, образы или целые композиции [14].

Материалы: пластилин, Глина, бумажная масса, моделин, соленое тесто и др.

Задачи лепки:

- расширяет кругозор,

- способствует формированию творческого отношения к окружающей жизни и нравственных отношений,

- воспитывают художественный вкус,

- умение наблюдать, выделять главное, характерное,

- воспитывает усидчивость,

- развивает трудовые умения и навыки ребёнка,

- развивает мышцы пальцев, ловкость рук (мелкая моторика руки).

Как указывают В. В. Косминская и Н. Б. Халезова «руки и пальцы с их тонкой моторикой (от которой, кстати, зависит развитие речи) учатся с помощью тактильных ощущений, координации с глазами и включения в работу сразу двух полушарий (левого - рационального, анализирующего и правого - интуитивного, эмоционального) воссоздавать мир из целого» [15].

Задачи лепки в ДОУ

- воспитание детского творчества,

- обучение детей изобразительным и техническим умениям,

- развитие интереса к этому виду деятельности.

Структура занятия по лепке

1)Организационный момент.

Создание интереса и эмоционального настроя. (раскрывается тема занятия в игровой форме, или создается проблемная ситуация).

2)Основная часть или познавательная.

-Показ и анализ изображаемого (натуры, образца)

-беседа,

- художественное слово.

3)Практическая часть

-Конкретные указания к выполнению работы.

-Активное участие детей в пояснениях и показе приемов выполнения.

-Во время объяснения или повторения пройденного предлагаются развивающие игры и упражнения, что не только помогает запомнить процесс изображения, но и приводит детей в состояние творческого подъема и желания творить.

4)Самостоятельная деятельность детей.

- Помощь в форме наводящих вопросов, советом.

-Показ изображения (на отдельном листе педагога).

5) Заключительная часть занятия

-Просмотр и оценка детских работ. [22]

Рассмотрим методики лепки как  продуктивного вида деятельности:

- Изобразительная деятельность в детском саду: Программа и методические рекомендации. М., Мозаика-Синтез, 2007

В книге представлены программа и методические рекомендации по обучению детей 2-7 лет разным видам изобразительной деятельности: рисованию, лепке, аппликации. В пособии предложена диагностика уровня овладения изобразительной деятельностью и развития творческих способностей дошкольников.

- Занятия по изобразительной деятельности в детском саду: Программа, конспекты. Швайко Г.С. - М.: Владос, 2008.

Настоящая книга открывает комплект пособий по изобразительной деятельности в детском саду. В ней представлены программа и конспекты занятий по рисованию, лепке, аппликации с детьми. Оригинальная авторская методика, основанная на глубоком знании особенностей детского возраста, широком использовании игровых методов и приемов, позволит воспитателю достичь максимальных успехов в формировании у детей изобразительных умений и навыков, развитии творческих способностей.

- Лепка в детском саду. Для детей 2-4 лет. Халезова-Зацепина М. Б., Грибовская А. А. М., ТЦ Сфера, 2009.

Альбом представляет материалы для занятий по лепке в группах ДОУ, разработанные кандидатом педагогических наук Н.Б.Халезовой. Раскрыты программные задачи, даны методические указания по работе с дошкольниками данных возрастных групп. Приемы лепки продемонстрированы на конкретном содержании с использованием красочных иллюстраций, которые помогут детям в правильной последовательности создавать предметы и композиции. Пособие ориентировано на "Программу воспитания и обучения в детском саду", разработанную под общей редакцией Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой, В.В.Гербовой.

- Программа «Истоки»

Для каждого возрастного этапа в программе выделены четыре ведущие линии развития: социальное, познавательное, эстетическое и физическое.

Развитие психики, как отмечал А. Н. Леонтьев, зависит не от деятельности вообще, а от ведущей деятельности. Каждая стадия в детском развитии характеризуется своим типом ведущей деятельности: в младенчестве ею является деятельность общения, в раннем возрасте - орудийно-предметная деятельность, в дошкольном - игровая. Развитие ребенка зависит и от других «специфически детских» видов деятельности: изобразительной, конструирования, восприятия сказки и др. (А. В. Запорожец).

«Эстетическое развитие» рассматривается в единстве формирования эстетического отношения к миру и художественного развития ребенка средствами искусства (музыка, художественная литература, изобразительное искусство). В основе художественного развития - формирование художественных способностей; детское творчество; интеграция различных видов деятельности.

В программе «Истоки» эстетическое воспитание осуществляется по следующим направлениям:

· овладение различными видами художественно-продуктивной деятельности;

· восприятие и воспроизведение ритмического рисунка музыки, интонационно-мелодическая ориентация музыкального восприятия;

· в дизайн - деятельности у ребенка развивается чувство материалов и декоративности, пространственное воображение, закладываются предпосылки проектно-художественного мышления.

Программа обеспечена методическими и учебными пособиями: по творческому конструированию (Л.А. Парамонова), по эстетическому развитию (К.В. Тарасова и др.).

Ориентирование не столько на результат продуктивной деятельности, сколько на сам процесс. То есть важно не показать в конце занятия, как малыши младшей группы аккуратно выполнили поделку «Подснежник», а то, что дети научились создавать фигуры размазыванием пластилиновой «колбаски» пальчиком.

- Программа «Радуга»

Программа «Радуга», разработанная сотрудниками лаборатории дошкольного воспитания НИИ общего образования под руководством Т. Дороновой, является целостной системой, направленной на обеспечение поступательного развития детей. Основные задачи, которые позволяет решать программа «Радуга»: сохранить здоровье детей; создать условия для их своевременного и полноценного психического развития; обеспечить каждому ребенку возможность радостно и содержательно прожить период дошкольного детства. В программе «Радуга» работа с детьми по изобразительной деятельности осуществляется по двум самостоятельным направлениям:

- в процессе эстетического восприятия природы, красивых предметов и произведений изобразительного искусства (раздел «Красота в жизни и изобразительном искусстве);

- на занятиях по рисованию и лепке и в процессе свободной самостоятельной деятельности (раздел «Рисование и лепка»).

Согласно данной программе, обучение изобразительной деятельности и художественному труду происходит через знакомство детей с образцами народного и декоративно-прикладного искусства (произведения Хохломы, Гжели, дымковская игрушка и др.). Детей учат рисовать карандашами и красками, лепке на основе знакомства с народной пластикой. Эстетическое развитие дошкольника, формирование базиса его личностной культуры не может быть ограничено занятиями по изобразительной деятельности, а должно осуществляться в процессе восприятия природы, искусства и собственной художественной деятельности.

Поэтому в программе «Радуга» раздел «Изобразительная деятельность» представлен двумя самостоятельными подразделами: «Красота в жизни и изобразительном искусстве» и «Обучение детей рисованию и лепке».

Деление на подразделы связано с тем, что у детей дошкольного возраста развитие восприятия осуществляется гораздо интенсивнее, чем становление произвольности движений, от которых зависит развитие ручной умелости. При этом восприятие играет столь значительную роль в общем и эстетическом развитии, что неправомерно ограничивать его только восприятием тех предметов, которые рисуют или лепят дети. Поэтому данная сфера представлена в виде двух самостоятельных подразделов.

- Д. Н. Колдина  «Лепка и рисование с детьми 2–3 лет»

В данном пособии представлены конспекты увлекательных комплексных занятий лепкой и рисованием с детьми 2–3 лет.

Занятия построены по принципу «от простого к сложному» и проводятся один раз в неделю в течение года. Полезно проводить интегрированные занятия: на одном занятии рисовать точки на спинке божьей коровки, а на следующем лепить маленькие шарики из пластилина и прикреплять их на спину другой божьей коровки. Таким же образом можно лепить и рисовать круглые витаминки, маленькие яблоки на яблоне и т. д. Используя предлагаемые в данном пособии методы и приемы работы, можно придумать новые задания: картофель в мешке, узоры на сарафане, пруд для рыбок, дупло для белки и др.

Почти все предлагаемые в пособии занятия начинаются со сказки, веселого стихотворения или потешки. Это помогает эмоционально затронуть малышей, превратить занятие в увлекательную игру. Созданию игрового настроения способствуют также ролевые и подвижные игры, занимательные задания на развитие мышления.

За год систематических занятий по лепке ребенок научится, работая с пластилином, отламывать от большого комка маленькие кусочки, скатывать большие и маленькие шарики между ладоней круговыми движениями, расплющивать на картоне маленькие шарики пальцем сверху (метод налепа), сплющивать шарик между ладоней, раскатывать брусок на дощечке прямыми движениями рук вперед-назад, соединять концы «колбаски» в виде кольца, объединять две вылепленные формы в один предмет, оформлять поделки с помощью дополнительного материала, изображать в лепке несложные предметы.

Итак, комплексные программы воспитания и обучения детей дошкольного возраста имеют много общего. Содержание программ по эстетическому направлению включает организацию разных видов деятельности детей: занятия, игры, самостоятельная художественно-продуктивная деятельность детей, конструирование, театрализованная деятельность. Отличаются программы друг от друга задачами и методологией реализации. Однако у каждой из комплексных программ есть свои особенности и преимущества. Для того, чтобы использовать какую-либо программу необходимо тщательно ее изучить и проанализировать.

Организуют продуктивную деятельность в группах детского сада согласно тематических планов. Такие занятия осуществляются поэтапно. Сначала разрабатывается система занимательной продуктивной деятельности. Для этого изучается различная методическая и интерактивная литература.

Продуктивная деятельность является важным средством всестороннего развития детей. Обучение лепке способствует умственному, нравственному, эстетическому и физическому воспитанию дошкольников.

Лепка способствует развитию памяти, зрительного восприятия, образного мышления, воспитывает аккуратность, усидчивость и терпение. Кроме того, занятия лепкой комплексно воздействуют на развитие детей: повышают сенсорную чувствительность; развивают пространственное мышление, воображение, мелкую моторику; формируют умение планировать работу по реализации замысла, предвидеть результат и достигать его; при необходимости вносить изменения в первоначальный замысел.

Как утверждает И. Н. Иванова, лепка – это физические упражнения, т. к. в процессе деятельности с пластическим материалом дети его уплотняют, вытягивают, заглаживают и расплющивают до придания нужной формы, что, в свою очередь, развивает мускулатуру кистей рук, их согласованность, формирует привычку последовательного выполнения работы, развивая при этом глазомер, воображение и чувство пропорций [20].

Н. Б. Холезова считает, что лепка необходима для развития у детей восприятий, ощущений и наглядных представлений [6]. Хотя зрение и является ведущим в познании предметов реального мира, по ее мнению, на первых этапах становления образа у детей опорой для зрения становится осязание предмета. Н. П. Сакулина и Т. С. Комарова кроме всего прочего подчеркивают и неоценимое значение лепки в подготовке детей к школе, в процессе занятия которой у дошкольников формируются качества необходимые для последующего обучения в школе [7].

Как утверждала Е. А. Флерина, эстетическое воспитание – это развитие эстетического творчества, что каждый ребенок является творцом эстетических ценностей [22]. В процессе занятий лепкой создаются благоприятные условия для развития эстетического восприятия и эмоций, которые постепенно переходят в эстетические чувства, содействующие формированию эстетического отношения к действительности, таким образом, у детей развивается чувство прекрасного и формируется эстетический вкус. В лепке объемная форма предмета выходит на первое место, которая формирует в детях умение быстро воспринимать и познавать красоту пластической формы предметов, соотношение их частей, развивает внимательность и интерес к окружающей действительности. Яркие, выразительные образы в скульптуре вызывают эстетическое переживание, помогают дошкольникам глубже и полнее воспринимать явления жизни и находить образные выражения своих впечатлений в лепке.

И. М. Сеченев отмечал, что форму предметов руки определяют иначе, чем глаза, и определяют ее полнее, благодаря тому, что ладони рук мы можем прикладывать к боковым поверхностям предметов, всегда более скрытым от глаз, и к задним, которые глазам совершенно не доступны. А в лепке ребенок должен отразить материальные свойства тел: их объем, форму, плотность, фактуру. Активное обследование предмета перед лепкой - это педагогический способ организации чувственного опыта детей [21].

Система состоит из четырех этапов.

Первый этап - организация восприятия предмета в целом. Она включает последовательное и непрерывное движение пальцев и глаз, начиная с верхней точки вниз, по главным характерным линиям (движение сверху вниз и как бы по спирали). Положение предмета всегда фиксировано (левая рука держит предмет, правая его обследует; предмет может стоять неподвижно).

Второй этап - обследование предмета рукой и взглядом сопровождается анализом основных частей и определением их свойств (форма, величина, пропорции....) движение пальцев, как бы измеряет соотношение глубин и определяют пространственное взаимоотношение частей.

Третий этап - выделение более мелких частей предмета и установление их формы, величины пространственного положения по отношению к основным частям.

Четвертый этап - повторное целостное восприятие предмета. Общее заключительное движение руки и взгляда сверху вниз позволяет объединить данные, полученные чувственным путем, в целостный образ. Обследование может быть направлено и на анализ (ощупывание) структурной поверхности предмета. При этом должны работать все пальцы рук. Для распознания структуры материала применяется надавливание на поверхность предмета. Эта система обобщенных, которые они проделывают сначала под руководством взрослых, а позднее самостоятельно: в ходе занятий, игр или специальных упражнений. Обучение обследованию, т.е. активному восприятию и наблюдению предмета, следует начинать с двух лет (индивидуально и группами), тем самым формируем сенсорный опыт ребенка. В младших группах детей знакомим с сенсорными эталонами, как шар, куб, а в средней - конус, овал, цилиндр. Лучше всего через дидактические упражнения: «Поручение», «Найди, что спрятано?», «Путешествие по групповой комнате», «Магазин», «Найди предмет такой же формы», «Геометрическое лото», «Чудесный мешочек», «Угадай, что это?».

Технические приемы.

В младшей и средней группах дети должны освоить основные движения, являющиеся элементарными операциями лепки, и закрепить их названия:

— раскатывание;

— скатывание;

— расплющивание;

— вытягивание;

— оттягивание;

— сгибание;

— присоединение [17].

Основная образовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы» в образовательной области «Художественно - эстетическое развитие» в направлении изобразительная деятельность в каждой возрастной группе ставят следующие задачи.

Вторая группа раннего возраста (от 2 до 3 лет)

Вызвать у детей интерес к лепке. Знакомить с пластическими материалами: глиной, пластилином, пластической массой (отдавая предпочтение глине). Учить аккуратно пользоваться материалом.

Учить дошкольников отламывать комочки глины от большого куска; лепить палочки и колбаски ,раскатывая комочек между прямыми движениями; соединять концы палочки, плотно прижимая их друг к другу (колечко, бараночка, колесо и др.).

Учить раскатывать комочек глины круговыми движениями ладоней для изображения предметов круглой формы (шарик, яблоко, ягода и др.), сплющивать комочек между ладонями (лепешки, печенье, пряники ); делать пальцами углубление в середине сплющенного комочка (миска, блюдце). Учить соединять две вылепленные формы в один предмет: палочки и шарик (погремушка или грибок), два шарика (неваляшка) и т. п.

Приучать класть глину и вылепленные предметы на дощечку или специально заранее подготовленную клеенку.

Младшая группа (от 3 до 4 лет)

Формировать интерес к лепке. Закреплять представления детей о свойствах глины, пластилина пластической массы и способах лепки. ...............(что и прежде). Побуждать детей украшать вылепленные предметы, используя палочку с заточенным концом; учить создавать предметы, состоящие из 2 - 3 частей, соединяя их путем прижимания друг к другу.

Закреплять умение аккуратно пользоваться глиной, класть комочки и вылепленные предметы на дощечку.

Учить лепить несложные предметы, состоящие из нескольких частей (неваляшка, цыпленок, пирамидка и др.). Предлагать объединять вылепленные фигурки в коллективную композицию (неваляшки водят хоровод, яблоки лежат на тарелке и др.). Вызывать радость от восприятия результата общей работы.

Педагогические условия реализации комплекса упражнений для младших дошкольников: показ реального предмета или игрушки, образец воспитателя, изображение предметной картинки, место для выставок, используется лепка с привлечением дополнительного природного материала.

Таким образом, если в процессе лепки использовать различные методы и приёмы обучения, то развитие восприятия формы у младших дошкольников будет проходить более успешно.

Практическая часть

Конспект занятия по лепке в младшей группе «Солнышко»

Цель: Продoлжать учить рaскатывать плaстилин прямым движением рук, сoставлять сoлнышко из круга и лучиков. Радoваться результатoм свoего трудa.

Предварительная работа: Наблюдение за солнышком, заучивание потешек про солнышко, П. И «Солнышко и дождик».

Материал: Дощечки для лепки, пластилин желтого и красного цвета, круги желтый и красный (блоки Дьенеша).

Словарная работа: солнышко, лучистое, желтое, красное, весёлое, тёплое, ласковое.

Методика проведения:

Воспитатель: Ребята, посмотрите как у нас в группе светло. Да это солнышко смотрит в нашу группу.

Смотрит солнышко в окошко,

Светит в нашу комнату.

Мы захлопали в ладоши

Очень рады солнышку.

Воспитатель: Когда просыпается солнышко и протягивает нам свои лучики, становится светло и радостно.

Игра, настраивающая детей на эмоциональный настрой.

Солнышко, солнышко, нам посвети

Яркие лучики нам протяни.

Ручки мы вложим в ладошки твои

Нас покружи, оторви от земли.

На фланелеграф ставлю картинку- солнышко.

Воспитатель: Вот и к нам заглянуло солнышко, что бы порадовать нас своим светом и теплом. На картине мы видим круглое желтое солнце.

Воспитатель: Посмoтрите, у меня есть круг. Какoго он цвет? (желтoго). Этoт круг похoж на сoлнышко, тoлько у него нет лучикoв. Сейчас мы с вами сделаем лучики для сoлнышка. Нужно раскaтать кoлбаску прямым движением рук (пoказываю). И вы пoкажите, как вы будете рaскатывать плaстилин (дети показывают).

Воспитатель: Вот какой получился у меня лучик. Я прикреплю его к нашему солнышку.

Дети берут желтый пластилин раскатывают колбаски.

Воспитатель: Из желтoго кусочка пластилина нужно сделать тoненький лучик для солнышка. Пoэтому над раскатывать пoсильнее (показываю приемы раскатывания прямым движением рук).

Вылепленные лучики дети прикладывают к солнышку.

Воспитатель: солнышко бывает красного цвета. У меня есть круг красного цвета. Из пластилина какого цвета мы будем лепить лучики? (красного).

Дети берут красный пластилин раскатывают колбаски.

Воспитатель спрашивает у детей «Какое получилось солнышко?» (круглoе, желтoе,красное, весёлoе, тёплoе, ласкoвое).

Покажите желтое солнышко, красное солнышко.

Планирование занятий по лепке во второй младшей группе

1 неделя

День знаний «Знакомство с глиной, пластилином»

Комплексные занятия по программе " От рождения до школы", стр. 33 Дать детям представление о том, что глина мягкая, из нее можно лепить, можно отщипывать от большого комка маленькие комочки. Учить класть глину и вылепленные изделия только на доску, работать аккуратно. Развивать желание лепить. Глина, доски и клеенки, игрушки из глины, колобок Беседа по р. н. с. "Колобок".

Вспомнить с детьми, что они уже могут лепить.

Физкультминутка

Чтение художественной литературы.

Игра-драматизация по сказке "Колобок"

3 неделя

Что нам лето подарило "Разноцветные линии"

Комплексные занятия по программе " От рождения до школы", стр. 47 Учить детей отщипывать небольшие комочки глины, раскатывать их между ладонями прямыми движениями. Учить из палочки, расплющивая её, делать линию. Учить работать аккуратно, класть готовые изделия на доску. Развивать желание лепить. Картинки с изображением деревьев, счетные палочки, пластилин, доски. Беседа о красоте осенних деревьев.

Составление рассказа об осени.

Рассмотреть с детьми разноцветные счётные палочки, вызвать желание слепить их для игр.

На прогулке собрать упавшие с деревьев веточки и предложить детям провести по ним пальчиком. Чтение стихотворения «Вкусная конфета»

Октябрь

1 неделя

Царство деревьев «Колобок»

Комплексные занятия по программе " От рождения до школы", стр. 60 Вызывать у детей желание создавать в лепке образы сказочных персонажей. Закреплять умение лепить предметы округлой формы, раскатывая глину между ладонями круговыми движениями. Закреплять умение аккуратно работать с глиной. Учить палочкой рисовать на вылепленном изображении некоторые детали (глаза, рот). Полоса-дорожка зелёного или коричневого цвета, пластилин, доски, палочки (на каждого ребёнка). Беседа.

Вспомнить сказку «Колобок», кто слепил?

Физкультминутка.

Чтение, рассказывание русской народной сказки «Колобок» Игра-драматизация по сказке "Колобок"

3 неделя

Пернатые друзья «Подарок любимому щенку (котенку)»

Комплексные занятия по программе " От рождения до школы", стр. 74 Формировать образное восприятие и образные представления, развивать воображение. Учить детей использовать ранее приобретенные умения и навыки в лепке. Воспитывать доброе отношение к животным, желание сделать для них что-то хорошее. Мягкие игрушки, доски, пластилин Отгадывание загадки.

Исполнение песни "Кошка" Беседа о животных.

Физкультминутка.

Наблюдение за животными на прогулке.

Рассматривание картины "Кошка с котятами" Чтение стихотворения А. Барто «Щенок»

5 неделя

Транспорт «Заборчик»

Комплексные занятия по изобразительной деятельности. стр. 9 Учить детей отщипывать небольшие комочки пластилина, раскатывать их между ладонями прямыми движениями. Учить работать аккуратно, класть готовые изделия на доску. Развивать желание лепить.

Рисунок заборчика. Пластилин, доски на каждого ребёнка. Наблюдение за клумбой.

Беседа "Что можно сделать из пластилина" Физкультминутка. Чтение художественной литературы. На прогулке собрать упавшие с деревьев веточки и предложить детям провести по ним пальчиком.

Ноябрь

1 неделя

Дом, в котором я живу "Воздушные шарики. "

Комплексные занятия по программе " От рождения до школы", стр. 88 Закреплять умение лепить предметы округлой формы, раскатывая глину между ладонями круговыми движениями. Закреплять умение аккуратно работать с пластилином. Воздушные шары, пластилин, нитки, доски, кукла Маша. Целевая прогулка, наблюдение.

Рассматривание картинок с изображением живой и неживой природы.

Чтение художественной литературы.

«Пригласить» на занятие куклу Катю, сказать что у неё день рождения.

Р. н. п. "Каравай"

Отгадывание загадок.

3 неделя

Мой город «Любимая игрушка»

Комплексные занятия по программе " От рождения до школы", стр. 101

Учить самостоятельно выбирать содержание лепки, использовать усвоенные раннее приёмы лепки.

Пластилин, доски, игрушки, картинки с изображением игрушек. Беседа. Предложить детям назвать любимую игрушку, спросить, из каких частей она состоит.

Физкультминутка Чтение художественной литературы.

Загадки. А. Барто «Игрушки».

Декабрь

1 неделя

Зимушка – зима в гости к нам пришла "Снеговик"

Комплексные занятия по программе " От рождения до школы", стр. 101 Учить детей лепить предмет, состоящий из нескольких частей одинаковой формы, но разной величины, плотно прижимая части друг к другу. Игрушка снеговик, пластилин, доски. Целевая прогулка.

Рассмотреть с детьми снеговика, определить из каких частей он состоит. Физкультминутка Чтение художественной литературы.

Загадки.

Игровое упражнение "Оденем куклу на прогулку" Игры с куклами, неваляшками

3 неделя

Дикие животные и птицы зимой «Зайчик любит грызть морковку»

Комплексные занятия по изобразительной деятельности. стр. 82 Развивать интерес детей к лепке знакомых предметов, состоящих из нескольких частей. Пластилин, доски, заяц, морковка, картинки с изображением овощей и фруктов. Беседа "Полезная еда для людей и зверей"

Загадать загадку «Комочек пуха, длинное ухо, прыгает ловко, любит морковку»

Рассмотреть игрушечного зайца.

Физкультминутка Загадки о животных, овощах, фруктах.

П/и "Зайка серенький сидит" Лепка других животных совместно с детьми.

Январь

3 неделя

Зимние виды спорта «Вкусные гостинцы для Мишки»

Комплексные занятия по изобразительной деятельности. стр. 20 Развивать воображение и творчество. Учить детей использовать знакомые приемы лепки для создания разных изображений. Закреплять приемы лепки; умение аккуратно обращаться с материалами и оборудованием. Пластилин, доски, изображения бубликов, оладушек, сушек, пряников. Беседа.

Чтение художественной литературы.

Физкультминутка Игровая ситуация "Угостим Мишку".

Игры детей в игровом уголке "Семья" Индивидуальные беседы с родителями о значении лепки в развитии мелкой моторики рук детей.

5 неделя

Природа зимой "Солнышко"

Комплексные занятия по изобразительной деятельности. стр. 50 Закреплять умение детей лепить шарики. Учить сплющивать шар, сдавливая его ладошками. Закреплять приемы лепки; умение аккуратно обращаться с материалами и оборудованием.

Пластилин. картинки с изображением солнца Загадка о солнце.

Рассматривание сюжетных картинок.

Игры в кукольном уголке.

П/и "Солнышко и дождик" Разучивание пальчиковой гимнастики

Февраль

1 неделя

Профессии пап, инструменты, бытовая техника "Большие и маленькие птицы на кормушке"

Комплексные занятия по программе " От рождения до школы", стр. 165 Продолжать формировать умение лепить предметы, состоящие из нескольких частей знакомой формы, передавая форму и величину. Включать детей в создание коллективной композиции.

Игрушечные птицы, изображения птиц, пластилин, доски Показ детям игрушечных птиц.

Беседа.

Чтение художественной литературы.

Физкультминутка Подвижные игры, отгадывание загадок о птицах,

п/и "Воробушки и автомобиль" Чтение сказки В. Сутеева «Цыплёнок».

Загадки.

3 неделя

Наша Армия "Машинка"

Комплексные занятия по изобразительной деятельности. стр. 37 Закреплять умение детей лепить предметы круглой формы, раскатывая глину кругообразными движениями между ладонями. Закреплять умение сплющивать шар, сдавливая его ладонями. Учить лепить предметы разной величины.

Игрушечная машинка, пластилин. доски Беседа. Рассмотреть с детьми игрушечный самолёт, назвать его части.

Чтение художественной литературы.

Физкультминутка. Игры с игрушечными машинками,

с/р игра "Шофёры" Беседы с детьми о видах транспорта, частях автомобиля.

Март

1 неделя

Мамочка, любимая, добрые дела "Угощение для бабушки"

Комплексные занятия по программе " От рождения до школы", стр. 188 Развивать воображение и творчество. Учить детей использовать знакомые приемы лепки для создания разных изображений. Закреплять приемы лепки; умение аккуратно обращаться с материалами и оборудованием. Пластилин, доски, тарелочки. Беседа.

Чтение художественной литературы.

Игра-путешествие "Едем в гости к бабушке"

Физкультминутка Игры в игровом уголке

Игра-путешествие "Едем в гости к бабушке"

Совместная с детьми лепка подарков для бабушек.

3 неделя

Русский быт (мебель) "Неваляшка для Незнайки"

Комплексные занятия по программе " От рождения до школы", стр. 200 Учить детей лепить предмет, состоящий из нескольких частей одинаковой формы, но разной величины, плотно прижимая части друг к другу. Вызывать стремление украшать предмет мелкими деталями (помпон на шапочке, пуговицы на платье). Уточнить представления детей о величине предметов. Закреплять умение лепить аккуратно. Вызывать чувство радости от созданного.

Игрушка неваляшка, Незнайка, пластилин, доски. Сюрпризный момент - приход Незнайки. Беседа о мебели.

Рассмотреть с детьми неваляшку, определить из каких частей она состоит. Физкультминутка Игры с куклами, неваляшками.

Отгадывание загадок о мебели. Составить с детьми описательный рассказ о мебели в комнате.

Апрель

1 неделя

«Весна идет, весне дорогу!» «Цыплята гуляют»

Комплексные занятия по программе " От рождения до школы", стр. 212 Продолжать формировать умение лепить предметы, состоящие из нескольких частей знакомой формы, передавая форму и величину. Включать детей в создание коллективной композиции. Пластилин, доски, зелёный лист картона. Показ детям игрушечного цыплёнка.

Беседа.

Чтение художественной литературы.

Физкультминутка. Чтение сказки В. Сутеева «Цыплёнок».

Загадки.

Беседа о весенних изменениях в природе. Лепка травы для животных.

3 неделя

Сказочная неделя "Фигуры из шаров"

Комплексные занятия по изобразительной деятельности. стр. 75 Вызывать у детей желание создавать в лепке предметы в форме шара. Закреплять умение лепить предметы округлой формы, раскатывая глину между ладонями круговыми движениями. Закреплять умение аккуратно работать с пластилином. Учить палочкой рисовать на вылепленном изображении некоторые детали (глаза, рот). Предметы в форме шара, сказочные персонажи, пластилин, доски. Беседа. Рассмотреть фигуры из шаров, определить их форму.

Чтение художественной литературы.

Физкультминутка. Чтение художественной литературы.

Загадки.

Рассматривание иллюстраций. Д/и "Составь узор" (из геометрических фигур)

5 неделя

Моя деревня "Кирпичики"

Комплексные занятия по программе " От рождения до школы", стр. 224

Продолжать учить детей раскатывать кусочки пластилина между ладонями круговыми движениями; расплющивать шар между ладонями, составлять предмет из нескольких частей, накладывая друг на друга. Пластилин, доски, изображение башни, дома. Рассмотреть с детьми башенку, уточнить из каких частей она состоит. Чтение художественной литературы.

А. Барто «Игрушки».

Загадки.

Строительные игры с детьми

Май

1 неделя

Первоцветы «Утенок в лужице»

Комплексные занятия по программе " От рождения до школы", стр. 236 Учить детей лепить предмет, состоящий из нескольких частей, передавая некоторые характерные особенности (вытянутый клюв). Игрушечный утенок, пластилин, доски Показ детям игрушечного утёнка.

Беседа.

Чтение художественной литературы.

Физкультминутка. Игры в игровом уголке. Рассматривание иллюстрации. Лепка с детьми любимого животного

3 неделя

Насекомые (Водный мир) "Угощение для маленьких друзей"

Комплексные занятия по программе " От рождения до школы", стр. 248

Развивать умение детей выбирать из названных предметов содержание своей лепки. Воспитывать самостоятельность.

Развивать воображение. Пластилин, доски, палочки, бумажные тарелочки. Беседа.

Чтение художественной литературы.

Физкультминутка Чтение художественной литературы

Загадки. Рассматривание с детьми насекомых, передача в лепке их характерных особенностей

Упражнения

«Маленький исследователь». Положите на доску для лепки кусочек пластилина. Пусть малыш его помнет, сделает в нем углубления пальчиком, сделает дырочку,  отщипнет маленькие кусочки от большого куска («покормит зернышками цыпленка»). Если ребенок боится прикоснуться к тесту – то начинайте играть с пластилином сами, комментируя все свои действия. Малыш постепенно освоится и потянется к этому материалу, захочет с ним поиграть.

«Шлепаем ладошкой». Положите пластилин для лепки на тарелку контрастного цвета – предложите ребенку пошлепать ладошкой по пластилину: шлеп-шлеп-шлеп! Попробуйте делать в тесте дырочки пальчиком: «Вот ямка – бух! И вот ямка – пальчик в нее упал – бух! Бух!».

«Покорми курочку и петушка». В следующий раз  пусть к малышу прибегут игрушечные курочка и петушок и попросят их покормить зернышками. Малыш отщипывает маленькие кусочки пластилина и кладет их на тарелочку – «кормит» петушка и курочку. Гости его благодарят за угощение!

Игра «Ау».  Возьмите кусочек пластилина для лепки и спрячьте в него мелкий предмет, например, шарик. Скажите : «Спрятался мячик. Где ты? Ааауууу! Давай его вместе позовем: аааауууу! Мя-чик, а-у! Где мячик? Вот мячик! Нашелся!»

Игра «Один – много». Спрячьте в кусок пластилина несколько предметов, например, орешки в скорлупе так, чтобы их кусочки были видны из пластилина. Предложите малышу достать их: «один орешек, два орешка, три орешка! Много орешков!»

Лепка клубочков для котенка (котенок любит играть с клубками)

Лепка ягодок (ягоды – это мелкие шарики красного цвета, складываем наши «ягодки» в корзинку или на кукольную тарелку и угощаем игрушки)

«Ежики и ежата» (втыкание спичек в большой и маленький пластилиновый комочек)

        Список литературы

  1. Андреева А.А. Потенциал сенсорной комнаты в формировании эталонов цвета, формы, величины у дошкольников // Вестн. Тамбов. ун-та. Сер.: Гуманит. науки. - 2015. - № 12.
  2. Булатова Ф.Ш. Сенсомоторное развитие дошкольников в процессе изобразительной деятельности / Булатова Ф.Ш., Гатауллина Р.Ф. // Проблемы и перспективы развития науки в России и мире : сб. ст. междунар. науч.-практ. конф., Уфа, 01 дек. 2016 г. : в 7 ч. – Уфа, 2016. – Ч. 4.
  3. Вачеян Л.А. Сенсорное развитие дошкольников // Ярослав. пед. вестн. - 2016. - № 4. - С. 110-114.
  4. Венгер Л.А, Пилюгина. Э.Г, Венгер Н. Б. Воспитание сенсорной культуры ребёнка.- М. Просвещение, 2010.
  5. Громова И. Нестандартные дидактические игры по сенсорному развитию детей и мелкой моторике рук // Дошк. воспитание. - 2014. - № 8. - С. 76-80.
  6. Захарова Т.В. Пластилинография как средство сенсорного развития дошкольника // Современные дети - какие они? : материалы Всерос. науч.-практ. конф., 22-24 дек. 2010 г. / [отв. ред.: А.А. Смага]. - Мурманск, 2012.
  7. Ильина Г.В. Психомоторное развитие детей дошкольного возраста [Электронный ресурс] / Ильина Г.В., Тугулева Г.В., Яковлева Л.А. // Соврем. проблемы науки и образования. - 2017. - № 2. - URL: https://science-education.ru/ru/
  8. Иванова И.М. Развиваем сенсорное восприятие // Ребенок в дет. саду. - 2016. - № 5. - С. 16-17.
  9. Круглова Н.Б. Создание условий для сенсорного развития как важнейшего звена в системе познавательной деятельности ребенка-дошкольника // Современные дети - какие они? : материалы Всерос. науч.-практ. конф., 22-24 дек. 2010 г. / [отв. ред.: А.А. Смага]. - Мурманск, 2012.
  10. Краснощекова Н.В. Развитие ощущений и восприятия у детей от младенчества до младшего школьного возраста: игры, упражнения, тесты / Н.В. Краснощекова. - Ростов н/Д. : Феникс, 2017. - 319 с.
  11. Левушкина С. Игры и упражнения в сенсорном развитии // Дошк. воспитание. - 2012. – № 11. - С. 85-87.
  12. Микерина А.С. Методика познавательного развития детей дошкольного возраста // Вестн. Бурят. гос. ун-та. - 2014. - № 4-1.
  13. Мухина В. С. Детская психология. - М.: ООО Апрель Пресс, ЗАО Издательство ЭКСМО-Пресс, 2012. - 352 с.
  14. Николаева Е.И. Специфика сенсомоторной интеграции у дошкольников, посещающих и не посещающих дополнительные занятия / Е.И. Николаева, И.А. Фомина // Рос. гуманит. журн. - 2017. - Т. 6, № 3.
  15. Поддьяков.Н. Н. Сенсорное воспитание ребёнка в процессе конструктивной деятельности//Теория и практика сенсорного воспитания в детском саду, - М. Просвещение, 2011. - 456 с.
  16. Психолого-педагогическая диагностика развития детей раннего и дошкольного возраста: метод, пособие: с прил. Альбома «Нагляд. материал для обследования детей»/ [Е. А. Стребелева, Г. А. Мишина, Ю. А. Разенкова и др.]; под ред. Е. А. Стребелевой. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Просвещение, 2014. - 164 с.
  17. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией: Н. Е. Вераксы 2014.
  18. Санникова Л.Н. Сенсорное развитие детей младшего дошкольного возраста в игровой деятельности [Электронный ресурс] / Л.Н. Санникова, Ж.З. Таскаранова // Студенческий научный форум-2015 : VII Междунар. студ. электрон. науч. конф. - [Б. м.], 2015.
  19. Сасарина Е.Е. Формирование сенсорных эталонов у детей дошкольного возраста в процессе интеграции продуктивных видов деятельности [Электронный ресурс] / Сасарина Е.Е., Казуто Е.Н., Кузьмина А.С. // Студенческий научный форум-2014 : VI Междунар. студ. электрон. науч. конф. - [Б. м.], 2014.
  20. Урунтаева Г. А. Дошкольная психология: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений. - 5-е изд., стереотип. - М.: Издательский центр «Академия», 2011. - 336 с.
  21. Хохрякова Ю.М. Технология сенсорного воспитания детей раннего возраста : автореф. дис. … канд. пед. наук / Хохрякова Ю.М. – Екатеринбург, 2010. – 23 с.
  22. Ценева М.А. Влияние изобразительной деятельности на развитие у детей раннего возраста сенсорных способностей // Науч. отражение. - 2016. - № 1. - С. 42-44.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие восприятия у детей старшего дошкольного возраста с ОВЗ средствами сенсорной комнаты

Представленный цикл занятий способствует развитию восприятия  и сохранению психологического здоровья детей с ОВЗ...

Программа "Мониторинг и развитие восприятия у детей старшего дошкольного возраста"

  Восприятие – это отражение сознанием человека предметов и явленй действительности  в момент их воздействия на органы чувств.      В старшем дошкольно...

Развитие восприятия у детей среднего дошкольного возраста с задержкой психического развития.

Работа содержит теоретическое обоснование проблемы развития восприятия у детей с задержкой психического развития, перспективный план работы учителя-дефектолога по сенсорному развитию в средней группе,...

Консультация "Роль логических дидактических игр в развитии восприятия у детей старшего дошкольного возраста."

   Дошкольный возраст наиболее продуктивен для развития всех психических процессов. К началу этого периода у него уже сформировались такие познавательные процессы, как ощущение, непро...

«РАЗВИТИЕ ВОСПРИЯТИЯ ЦВЕТА У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА НА ЗАНЯТИЯХ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»

Дошкольный возрастной период - это важный этап в развитии психики ребенка, который создает фундамент для формирования новых психических образований, что будут развиваться в процессе учебной деятельнос...

Презентация для работы по развитию восприятия цвета у детей дошкольного возраста

Презентация для работы по развитию восприятия цвета с детьми дошкольного возраста с ОВЗ...