Комнатные растения
план-конспект занятия по аппликации, лепке (средняя группа)
Занятие рассчитано на детей в возрасте от 4-5 лет.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
sad_na_podokonnike.docx | 623.44 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: Сад на подоконнике. Комнатные растения
Выполнила: Воспитатель Шишко Н.В.
САД НА ПОДОКОННИКЕ. «Комнатные растения»
Цель. Закрепление и расширение представлений о комнатных растениях, их внешнем виде, особенностях ухода за ними.
Задачи.
—познакомить с комнатными растениями;
—заложить основы экологического воспитания;
—активизировать наблюдательность;
—дать понятие о том, что растения — живые организмы и не могут жить без солнечного света и воды;
—научить ухаживать за комнатными растениями;
—формировать интерес к миру растений, желание делать окружающую обстановку красивой;
—расширить словарь за счет имен существительных (растение, подоконник, корень, стебель, листья, бутоны, цветы);
—расширить словарь за счет имен существительных — названий комнатных растений (фиалка, герань, бегония, алоэ, кактус, папоротник); имен прилагательных (комнатный, яркий, ароматный, пахучий, цветущий, гладкий, бархатный, мохнатый); глаголов (сажать, поливать, ухаживать, расцветать, цвести, пахнуть, вянуть);
—активизировать употребление в речи антонимов: (большой — маленький, высокий— низкий, длинный — короткий, толстый — тонкий, широкий — узкий, яркий — бледный, светлый — темный);
—научить образовывать имена существительные единственного и множественного числа с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов;
— научить отвечать на вопросы полными ответами, составлять описательный рассказ о комнатном растении;
—развивать речевое дыхание;
—развивать слуховое внимание;
—развивать пальчиковую моторику;
—совершенствовать общие движения, умение ловить и бросать мяч;
—закрепить порядковый счет, знакомим детей с цифрами от 1 до 4;
—совершенствовать навыки работы с пластилином.
—развивать наблюдательность и логическое мышление—устанавливать правильную последовательность этапов развития растения.
Оснащение: комнатные растения; предметные картинки «Комнатные растения»; картинки «Этапы развития растения»; пластилин желтый, черный, коричневый, зеленый и фиолетовый; доски и стеки для лепки, картонная труба.
Предварительная работа. Познакомить детей с комнатными растениями, которые находятся в помещениях групповых комнат. Обратите внимание детей на то, что у большинства растений есть общие части: корни, которые находятся в земле; стебли, листья, бутоны и цветы.
Сравниваем разные комнатные растения и вместе с малышами делаем вывод о том, что у некоторых растений может не быть стебля (фиалка, папоротник), листьев (кактус), цветов (алоэ, папоротник). На обороте картинок проставлены цифры от 1 до 4 в соответствии с последовательностью развития растения.
При рассматривании и сравнении растений употребляем слова-признаки: большой и маленький (например, бутон), высокий и низкий (стебель), длинный и короткий (корень), толстый и тонкий (стебель), широкий и узкий (лист), яркий и бледный (цветок).
Показываем детям, как надо ухаживать за растениями: поливать, стирать с листьев пыль, поворачивать к солнцу или, наоборот, ставить в тень. Рассказываем малышам, что комнатные растения разводят для украшения жилища. Эти растения приносят людям радость, особенно в долгие зимние месяцы, когда в природе все остальные растения сбрасывают листья до весны. Комнатными растениями можно любоваться, вдыхать их аромат, с любовью ухаживать, наблюдать за ними — ведь это живые существа.
Примерные варианты описания комнатных растений.
Бегония—растение, напоминающее куст. У него длинные мохнатые стебли. На стеблях растут красивые листья, разные по окраске. Встречаются цветки ярко-розовые, красные, желтые, оранжевые или снежно-белые. Они собраны вместе — в соцветия.
Кактус — растение с мясистым различной толщины стеблем, на котором растут колючки — видоизмененные листья.
Фиалка — растение с коротким сочным стеблем. Толстые темно-зеленые бархатные листья собраны в розетку. Цветки нежного розового, голубого, белого или фиолетового цвета. Цветет до глубокой осени, а иногда и зимой.
Алоэ — растение с высоким стеблем, от которого отходят длинные заостренные мясистые листья, покрытые по краям колючками. Цветки очень красивые, собраны в соцветия ярко-алой, оранжевой или красной окраски. Цветет очень редко!
Герань — растение с высокими стеблями. По форме напоминает куст. Листья разнообразной формы. Цветки собраны в большие соцветия — белые, розовые, желтые, красные. Имеет характерный резкий запах.
Папоротник — растение с длинными резными листьями, разнообразны по окраске. Никогда не цветет.
Показываю детям предметные картинки «Комнатные растения» и спрашиваем, есть ли в вашей группе такие же растения. Прошу детей вспомнить их названия.
Ход занятия.
1. Мы знаем много названий комнатных растений.
Организационный момент. - «Встаньте на дорожку и подровняйте ножки».
Скажите: «Сейчас мы вспомним, какие у нас есть комнатные растения». Жестом обращаю внимание малышей на выставленные на мольберте картинки «Комнатные растения». Произношу вслух их названия. Прошу малышей выставить вперед ладошки. Прохожу вдоль стоящих в ряд детей и, хлопая по их ладоням, пословно проговариваю фразу: «Мы знаем много названий комнатных растений». (Хлопая по ладоням одного ребенка, говорю одно слово.)
Затем возвращаюсь к ребенку, стоящему первым, подставляю ему свои ладони для хлопка и прошу его назвать какое-либо комнатное растение. Так же подхожу к каждому малышу и по очереди выслушиваю всех детей. Свои ответы дети сопровождают хлопками, называть дважды одно растение не разрешается.
После выполнения задания прошу детей сесть за стол на стульчики.
2.Чего не стало?
Говорю детям: «Сейчас мы будем играть в игру „Чего не стало?". Для этого надо внимательно посмотреть и запомнить все картинки с изображением растений на мольберте, а затем закрыть глаза и немного подождать. Когда прозвучит команда: „Раз, два, три — смотри!", следует открыть глаза, посмотреть на картинки, вспомнить и сказать, какой из них не хватает. Например: „нет алоэ"».
Игра проводится несколько раз, при этом следует не убирать картинки, а лишь переворачивать их обратной стороной.
Начинаю прятать крайние картинки, так как они лучше запоминаются. Затем последовательность может быть любой.
Хвалю детей за то, что они такие внимательные.
3.Росток—цветок.
Прошу детей вместе со мной показать, как из маленького ростка вырастает большое красивое растение, как на нем распускаются цветы. Для этого демонстрирую детям одну за другой пальчиковые игры, комментируя их:
«Появился из земли маленький росток...»
Пальчиковая игра «Росток»: сложить вместе две ладони.
«Рос он, рос и появились на нем листочки...»
Пальчиковая игра «Листочки»: прижать руки одна к другой в области запястья, а ладони развести в стороны (пальцы не растопыривать).
«Все больше и больше становилось растение, и вот однажды появились на нем бутоны».
Пальчиковая игра «Бутон»: сложить вместе две округленные ладони.
«А из бутонов распустились яркие, большие цветы».
Пальчиковая игра «Цветок»: прижать руки одна к другой в области запястья, а округленные ладони развести в стороны (пальцы растопырить в стороны).
Затем прошу детей самостоятельно показать с помощью «волшебных» пальчиков, как из маленького ростка вырос большой красивый цветок.
3. Что за чем?
Показываю детям предметные картинки «Этапы развития растения», на обороте которых поставлены цифры от 1 до 4.
Предлагаю детям посмотреть на картинки и отгадать, в каком порядке их надо расположить друг за другом. Какая из них должна быть первой, какая второй, третьей и, наконец, четвертой?
Показываю детям картинки «Этапы развития растения», называя каждую из них и отмечая отличия:
1) росток,
2) маленькое растение,
3) большое растение с бутонами,
4) большое цветущее растение.
Раскладываю эти картинки по порядку на столе перед детьми. Затем, сохраняя порядок, переворачиваю картинки обратной стороной кверху и показываю детям стоящие там цифры от 1 до 4. Указываю на цифры, говорю: «Это цифра — один, это—два, это — три, а это—четыре. Цифры стоят по порядку, значит, и мы расставили все картинки правильно». Попросите детей вместе с вами хором назвать все цифры: 1, 2,3 и 4.
После этого вновь поворачиваем картинки лицевой стороной кверху. Меняю порядок картинок. Одному из детей даю задание: восстановить последовательность, расположив картинки по порядку слева направо, начиная с ростка и заканчивая большим цветущим растением. Прошу ребенка объяснить, почему их нужно положить именно так.
Повторяю с детьми аналогичное задание несколько раз, каждый раз приглашая для его выполнения другого ребенка. Проверяю правильность ответов с помощью цифрового ряда.
4.Игра с мячом «Наоборот».
Предлагаю детям рассказать о том, какими разными бывают комнатные растения. Для этого предлагаю детям сыграть в игру «Наоборот». Взяв мяч, выхожу на середину комнаты и прошу детей встать вокруг меня.
Объясняю правила игры: бросаю мяч одному из детей и говорю, какое у меня есть комнатное растение. Ребенок ловит мяч и придумывает предложение со словом, имеющим противоположное значение, а затем бросает мяч обратно.
Возможные варианты фраз, которые могут быть использованы в этой игре.
У меня маленький цветок. —А у меня большой цветок.
У меня высокое растение. —А у меня низкое растение.
У моего растения короткие корни. —А у моего растения длинные корни.
У моего растения широкие листья. —А у моего растения узкие листья.
У моего растения мохнатый стебель. —А у моего растения гладкий стебель.
У моего растения бледные цветы. —А у моего растения яркие цветы.
У моего цветка слабый запах. —А у моего цветка сильный запах.
У моего растения светло-зеленые листья. —А у моего растения темно-зеленые листья.
После окончания игры прошу детей сесть на стульчики.
5.Цветок и цветочек.
Показываю детям картинку с большим цветущим растением и прошу назвать все его части: корень, стебель, листья, бутоны и цветы.
Затем показываю картинку с маленьким растением и обращаю внимание детей на разницу между ними.
У большого растения цветок, а у маленького... (цветочек).
У большого растения стебель, а у маленького... (стебелек).
У большого растения корень, а у маленького... (корешок).
У большого бутон, а у маленького... (бутончик).
У большого растения листья, а у маленького... (листочки).
У большого цветы, а у маленького... (цветочки).
У большого стебли, а у маленького... (стебельки).
У большого корни, а у маленького... (корешки).
У большого бутоны, а у маленького... (бутончики).
6.Сад на подоконнике.
Говорю детям: «Для того чтобы вырастить такой сад на подоконнике, как у нас в группе, надо немало потрудиться. Все комнатные растения нуждаются в уходе». Прошу малышей рассказать о том, как они помогают взрослым ухаживать за цветами дома и в детском саду. (Поливают, протирают листочки, следят за тем, чтобы растениям хватало света и тепла.)
7.Итоги занятия, оценка работы детей.
Игры и задания для закрепления материала.
Провожу игру «Ах, как пахнет!» Предлагаю детям понюхать цветы фиалки, а затем повторить вслед за мной фразы с нарастающим количеством слов.
Ах!
Ах, пахнет!
Ах, как пахнет!
Ах, как приятно пахнет!
Ах, как приятно пахнет фиалка!
Слежу за тем, чтобы дети произносили каждую фразу на одном дыхании. Провожу с детьми занятие по лепке на тему «Цветок на окне». Читаю детям стихотворение Е. Благининой «Огонек»:
Хрустит за окошком морозный денек. Стоит на окошке цветок-огонек.
Уж очень он ярок, уж очень хорош, уж очень на мамину сказку похож!
Предлагаю детям слепить из пластилина фиалку или кактус. Выдаю им стеки, доску для лепки, детали из картонной трубы и пластилин: коричневый, черный, фиолетовый, желтый, зеленый.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Комнатные растения. Тема: Ознакомление с комнатными растениями.
Программное содержание:...
Организации труда в уголке природы с подгруппой детей в подготовительной группе (уход за комнатными растениями, посадка черенков комнатных растений). НОД.
Конспект НОД по обучению детей подготовительной к школе группе посадке растений....
Паспорт комнатных растений. Комнатные Растения в детском саду
Комнатные Растения в детском саду...
ООД КОМНАТНЫЕ РАСТЕНИЯ В НАШЕЙ ГРУППЕ. ОЗНАКОМЛЕНИЕ С КОМНАТНЫМИ РАСТЕНИЯМИ
познакомить с комнатными растениями группы, со способами ухода за ними; учить внимательно рассматривать одно растение, различать его части (листья, цветы) и называть их....
Презентация "Комнатные растения в природе" к занятиям на тему "Комнатные растения"
Презентация наглядно демонстрирует жизнь комнатных ркастений в естественных условиях....
ПЛАНИРОВАНИЕ ВОСПИТАТЕЛЬНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ (на неделю –15.02 2016-19.02.2016) Группа средняя Тема: Кто живет на подоконнике?(комнатные растения) Цель: продолжать знакомить с комнатными растениями (названия, внешний вид, правила ухода). Рассказать
Планирование работы на неделю...
Паспорт комнатных растений ТЕМА НЕДЕЛИ "КОМНАТНЫЕ РАСТЕНИЯ"
Паспорт комнатных растений ТЕМА НЕДЕЛИ "КОМНАТНЫЕ РАСТЕНИЯ"...