Программа кружка "Волшебные пальчики"
рабочая программа по аппликации, лепке (средняя, старшая группа)

Толстова Екатерина Александровна

Программа

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_kruzhka.docx95.41 КБ

Предварительный просмотр:

Согласовано

Заместитель заведующего по ВМР МДОАУ д/с «Сказка»

_________ Заляева Л.А.

От «_____»____________2018г

Принята

Педагогическим советом

Протокол № 1

 от  28.08.2018г.

Утверждаю Заведующий

МДОАУ д/с «Сказка»

_________________ А.А. Быченко

Приказ № 32

от 30.08.2018г.

                                                                             

Дополнительная общеразвивающая программа

«Волшебные пальчики»

Направление: художественно - эстетическое

Возраст детей:  4 – 6 лет.

Срок реализации: 2 года

Разработчик: Толстова Екатерина Александровна,

воспитатель

2018-2020 учебный год

п. Магдагачи

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

  1. ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ

Стр.4

  1. ПРИНЦИПЫ ПОСТРОЕНИЯ ПРОГРАММЫ

Стр.5

  1. «ПУТЕШЕСТВИЕ В СТРАНУ ТЕСТОПЛАНДИЮ»

 (1–й год обучения)

Стр.6

  1. «ПУТЕШЕСТВИЕ В СТРАНУ ТЕСТОПЛАНДИЮ»

 (2–й год обучения)

Стр.12

  1. СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

Стр.18

  1. ПРИЛОЖЕНИЕ

Стр.21

  1. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Стр.34

Комочек соленого теста –

Лепить из него интересно!

Комочек из теста мягкий,

На ощупь приятный и гладкий.

Лежит у меня на ладошке,

Слепить из него могу кошку,

Слоненка слепить или мишку,

Картинку, что видела в книжке.

Смотрю на него и гадаю,

Слепить из него что - не знаю.

Комочек помяла немножко,

Слеплю ему ручки и ножки,

Слеплю ему ушки и глазки,

И вместе отправимся в сказку!

Пояснительная записка

   Учёными доказано, что развитие логического мышления, связной речи, памяти и внимания тесно связано с развитием мелкой моторики и координации движений пальцев рук. Уровень развития мелкой моторики – один из показателей интеллектуальной готовности к школьному обучению. Движения рук имеют большое значение для овладения письмом. Если скорость движения пальцев замедленна, то нарушается и точность движений. В таких случаях дети стараются избегать ситуаций, в которых чувствуют свою не успешность. Поэтому в дошкольном возрасте важно развивать механизмы, необходимые для овладения письмом, создать условия для накопления ребёнком двигательного и практического опыта, развития навыков ручной умелости. Развитие «ручной умелости» для поступления ребенка в школу способствуют занятия по лепке.

   Лепка имеет большое значение для обучения и воспитания детей дошкольного возраста. Она способствует развитию зрительного восприятия, памяти, образного мышления, привитию ручных умений и навыков, необходимых для успешного обучения в школе. Лепка так же, как и другие виды изобразительной деятельности, формирует эстетические вкусы, развивает чувство прекрасного, умение понимать прекрасное во всем его многообразии. Лепка как деятельность в большей мере, чем рисование или аппликация, подводит детей к умению ориентироваться в пространстве, к усвоению целого ряд математических представлений.

Специфику лепки определяет материал. Тесто – это такой материал, который для детской руки более удобен – он мягкий и для ребенка представляет больший интерес, чем пластилин.

Соленое тесто в последние годы стало очень популярным материалом для лепки.  Поделки из теста - древняя традиция, им находится место и в современном мире, потому что сейчас ценится все экологически чистое и сделанное своими руками. Тесто – материал очень эластичный, легко приобретает форму и изделия из него достаточно долговечны. Работа с ним доставляет удовольствие и радость. Этому виду творчества придумали современное название - “Тестопластика”.

 Еще одной специфической чертой тестопластике является тесная связь с игрой. Объемность выполненной фигурки стимулирует детей к игровым действиям с ней. Такая организация занятий в виде игры углубляет у детей интерес к лепке, расширяет возможность общения с взрослыми и сверстниками.

  Занятия тестопластике тесно связаны с  ознакомлением с окружающим, с обучением родному языку, с ознакомлением художественной литературой, с наблюдением за живыми объектами. Создание ребенком даже самых простых скульптур – творческий процесс. А творческое созидание – это проявление продуктивной активности человеческого сознания.

Цель программы.

Развитие художественных и творческих способностей дошкольников, привитие способности видеть прекрасное в окружающей действительности.

Задачи программы.

Обучающие:

– познакомить воспитанников с историей возникновения тестопластике, ее возможностями;

– научить детей владеть различными материалами и приспособлениями, необходимыми для изготовления изделий из соленого теста;

– обучить технологии изготовления различных изделий из соленого теста;

– начать формирование знаний о композиции, основах цветоделения, технике рисунка акварелью и гуашью.

Развивающие:

– развивать мелкую моторику рук;

– развивать речь;

– расширять словарный запас;

– расширять кругозор;

– развивать наблюдательность;

– развивать эстетический вкус;

– развивать образное и логическое мышление;

– содействовать развитию творческого воображения, фантазии.

Воспитательные:

– воспитывать трудолюбие, терпение, аккуратность, стремление доводить начатое дело до конца;

– воспитывать у ребенка правильную самооценку, умение общаться со сверстниками и работать в коллективе;

– воспитывать ценностное отношение к человеку, его культуре, труду.

Технические:

– развивать координацию движения рук;

– научить лепить всей кистью и пальцами, делать мелкие детали пальчиком и прощупыванием;

– использовать в работе различные способы лепки: пластический, конструктивный, комбинированный.

А также различные приемы лепки: скатывание, раскатывание, оттягивание, сглаживание, вдавливание, прижимание, промазывание.

Социальные:

– создать благоприятную атмосферу для неформального общения детей, увлеченных общим делом;

– помочь ребенку найти друзей и реализоваться не только в творчестве, но и в общении со сверстниками, педагогами, родителями;

– научить детей интересно организовывать досуг, ориентировать их на дальнейшее познание и творчество в жизни.

Ожидаемые результаты обучения.

должны знать:

-историю возникновения традиции изготавливать предметы из соленого теста;

-приемы лепки: скатывание прямыми и круговыми движениями; расплющивание, соединение, защипывание, оттягивание, сглаживание, присоединение, прижимание;

– инструменты и приспособления для лепки;

– правила техники безопасности при работе с инструментами и красками;

– правила оборудования рабочего места;

– правила высушивания, раскрашивания, хранения изделий из соленого теста;

– понятие теплого и холодного цвета;

должны уметь:

– отламывать от большого куска теста небольшие кусочки;

– скатывать куски теста круговыми движениями рук в шарики;

– раскатывать куски теста прямыми движениями рук в столбики, колбаски;

– последовательно и правильно соединять элементы при изготовлении законченной работы;

–пользоваться инструментами и приспособлениями, необходимыми при изготовлении изделий из соленого теста;

– соблюдать технику безопасности;

– оценивать свою работу и работы своих товарищей;

– работать в коллективе.

ПРИНЦИПЫ ПОСТРОЕНИЯ ПРОГРАММЫ:

  1. От простого к сложному.
  2. Принцип взаимосвязи продуктивной деятельности с другими видами детской активности.
  3. Научность и Доступность.
  4. Системность знаний.
  5. Цикличности: построение содержания программы с постепенным усложнением от возраста к возрасту.
  6. Всесторонность, гармоничность   в содержании знаний, умений, навыков.
  7. Активность и самостоятельность.

Технологии:

  • Игровое обучение
  • Принцип индивидуального подхода.

Методы:

  • Наглядный (показ, образцы поделок, иллюстрации);
  • Словесный (беседа, пояснение, вопросы, художественное слово)
  • Практический

«ПУТЕШЕСТВИЕ В СТРАНУ ТЕСТОПЛАНДИЮ»

(1–й год обучения)

Месяц

занятия

Тема занятия

Задачи

I этап (начальный)

«Путешествие в страну Тестопландию начинается»

Октябрь

1

«В гостях у принцессы Солечки»

Печенье для Солечки

Познакомить детей с историей и особенностями тестопластики, с названиями и назначением инструментов и приспособлений. Вызвать интерес к лепке из соленого теста.

Познакомить детей с приемами лепки: сплющивание в диск и полусферу. Показать варианты оформления изделий из соленого теста.

2

Роспись печенья

Учить раскрашивать объемный предмет (яблоко); · Познакомить с росписью тарелок; · Учить тонкой росписи на плоскости тарелки. 

Развивать эстетический вкус; · Развивать творческое воображение. 

Воспитывать аккуратность, доводить начатое дело до конца.

3

Румяное яблочко на блюдечке

 Продолжить знакомить детей со свойствами соленого теста. Закрепить умение передавать в лепке характерные особенности овощей и фруктов (форма, размер), используя знакомые приемы лепки: оттягивание, сглаживание, прищипывание и т.д.

4

Роспись яблочка и блюдечка акварелью

Учить раскрашивать объемный предмет (яблоко); · Познакомить с росписью тарелок; · Учить тонкой росписи на плоскости тарелки. 

Развивать эстетический вкус; · Развивать творческое воображение. 

Воспитывать аккуратность, доводить начатое дело до конца.

Ноябрь

1

Хлебушек душистый,

теплый, золотистый

Познакомить детей с основными способами и приемами лепки хлебобулочных изделий из соленого теста: калачей, хлебов, караваев, батонов и т.д. Формировать положительное отношение к труду пекаря; воспитывать бережное отношение к хлебу, как продукту, особо почитаемому людьми.

2

Роспись готовых изделий (Хлебушек)

Учить раскрашивать объемный предмет;

Развивать эстетический вкус; Развивать творческое воображение. 

Воспитывать аккуратность, доводить начатое дело до конца.

3

Выпекали мы в печи пироги и калачи

Продолжить формировать навыки работы с соленым тестом, с инструментами (стекой, скалкой) и дополнительными материалами.

Развивать инициативу, самостоятельность и активность при выборе детьми способов оформления изделий (украшение пирогов переплетами, косами, сетками, жгутами, колосьями, налепами и т.д.).

4

Роспись калачей и пирогов

Учить раскрашивать объемный предмет;

Развивать эстетический вкус; Развивать творческое воображение. 

Воспитывать аккуратность, доводить начатое дело до конца.

Декабрь

1

«В лесу родилась елочка»

Учить детей лепить елочку модульным способом, воспитывать у детей любовь к окружающей природе, передавать красоту елочки, добиваться выразительной формы. 

2

Роспись елочки

Учить раскрашивать объемный предмет;

Развивать эстетический вкус; Развивать творческое воображение. 

Воспитывать аккуратность, доводить начатое дело до конца.

3

«Новогодние игрушки»

Учить самостоятельно применять в лепке знакомые способы работы. Формировать у детей представление о своих возможностях и успешности в творческой деятельности.

Предоставить им возможность продемонстрировать другим результаты своей деятельности, поделиться впечатлениями, получить адекватную оценку своим усилиям.

4

Роспись новогодних игрушек

Учить раскрашивать объемный предмет (цветок);

Развивать эстетический вкус; Развивать творческое воображение. 

Воспитывать аккуратность, доводить начатое дело до конца.

II этап (промежуточный)

«Увлекательная тесто пластика»

Январь

1

Морская черепашка

Учить детей лепить фигурку черепашки, передавая в лепке форму, строение, характерные особенности ее внешнего вида. Вызвать интерес к экспериментированию с художественными материалами для изображения «панциря».

2

Роспись акварелью Морской черепашки

Учить раскрашивать объемный предмет;

Развивать эстетический вкус; Развивать творческое воображение. 

Воспитывать аккуратность, доводить начатое дело до конца.

3

 Овечка

Продолжить учить детей раскатывать пласт соленого теста скалкой, вырезать стекой рельефную фигурку «овечки» по шаблону, выравнивая края палочкой или стекой.

Предложить детям самостоятельно решить проблемную ситуацию – найти способ придания шероховатости поверхности теста (шерсть овечек).Развивать творческую активность.

Продолжить воспитывать интерес к лепке из соленого теста.

4

Роспись овечки

Продолжать учить раскрашивать объемный предмет;

Развивать эстетический вкус; Развивать творческое воображение. 

Воспитывать аккуратность, доводить начатое дело до конца.

Февраль

1

Валентина

Продолжить учить детей раскатывать тесто скалкой, прикладывать и обводить шаблон, вырезать изображение по шаблону из целого куска теста. Вызвать интерес к оформлению «валентинок» (налепы, процарапывание рисунка, использование печаток, дополнительного материала). Воспитывать эстетический вкус.

2

Роспись Валентина

Продолжать учить раскрашивать объемный предмет;

Развивать эстетический вкус; Развивать творческое воображение; Развивать мелкую моторику;

Воспитывать аккуратность, доводить начатое дело до конца.

3

Рамка для фотографии

(В подарок папам)

Продолжить освоение техники рельефной лепки.

Упражнять в сочетании различных форм изобразительной деятельности: аппликация, рисование, конструирование.

Учить использовать для нанесения узора на тесто стеки, трубочки, печатки.

Воспитывать художественный вкус, самостоятельность, творческую инициативность.

4

Роспись рамочки

Продолжать учить раскрашивать объемный предмет;

Развивать эстетический вкус; Развивать творческое воображение; Развивать мелкую моторику;

Воспитывать аккуратность, доводить начатое дело до конца.

Март

1

Букет в вазочке (подарок мамам и бабушкам)

Учить лепить цветы из соленого теста (розы, ромашки, васильки). Учить скатывать валик из тонкой полоски, разложив ее на ладони, сначала туго, потом слабее, сплющивать его с одной стороны для получения бутона. Продолжить знакомить детей со способами присоединения деталей к основе. Пробудить в детях желание отразить в поделке чувство нежности и любви к маме.

2

Роспись букета в вазочке

Продолжать учить раскрашивать объемный предмет;

Развивать эстетический вкус; Развивать творческое воображение; Развивать мелкую моторику;

Воспитывать аккуратность, доводить начатое дело до конца.

3

Бусы и браслеты (в подарок девочкам)

Закрепить умение применять знакомые приемы лепки (раскатывание валиков, скатывание шариков, нанизывание их на палочку, соединение деталей).

Побуждать к самостоятельному поиску способов декорирования украшений: налепами (шарики, геометрические фигуры, полоски и т.д.), нанесение узора на тесто (стеки, трубочки, печатки).

Развивать художественный вкус.

4

Роспись бус и браслетов

Продолжать учить раскрашивать объемный предмет;

Развивать эстетический вкус; Развивать творческое воображение; Развивать мелкую моторику;

Воспитывать аккуратность, доводить начатое дело до конца.

Апрель

1

Мышка- норушка

Учить передавать в лепке характерные особенности мышки (тело овальной формы, с заострённой мордочкой и круглыми ушками, длинный тонкий хвост).

Закрепить приёмы создания овальной формы; скатывание небольших шариков и их сплющивание, раскатывание и присоединение частей. Развивать мелкую моторику рук, любознательность, активность, самостоятельность. Воспитывать у детей интерес к лепке, сочувствие к игровым персонажам и желание им помочь, интерес к произведениям художественной литературы. Вызвать у дошкольников удовлетворение результатом своей работы и работой своих товарищей. 

2

Роспись мышки - норушки

Продолжать учить раскрашивать объемный предмет;

Развивать эстетический вкус; Развивать творческое воображение; Развивать мелкую моторику;

Воспитывать аккуратность, доводить начатое дело до конца.

3

Лепка и роспись пасхальных яиц

Создать радостную, предпраздничную атмосферу на занятии.

Познакомить детей с народными пасхальными традициями.

Сформировать представление об особенностях росписи пасхальных яиц на Кубани.

Закреплять навыки росписи изделий из соленого теста по мотивам кубанских орнаментов.

4

Роспись гуашью расписных яиц

Продолжать учить раскрашивать объемный предмет;

Развивать эстетический вкус; Развивать творческое воображение; Развивать мелкую моторику;

Воспитывать аккуратность, доводить начатое дело до конца.

Май

1

Ромашки и маки

Совершенствовать умение расплющивать исходную форму (шар), и видоизменять ее: прищипывать, оттягивать, вдавливать, делать насечки, дополнять налепами.

2

Роспись ромашек и маков

Продолжать учить раскрашивать объемный предмет;

Развивать эстетический вкус; Развивать творческое воображение; Развивать мелкую моторику;

Воспитывать аккуратность, доводить начатое дело до конца.

3

Улитка и гусеница

Совершенствовать технику раскатывания небольших комков соленого теста продольными движениями ладоней для получения цилиндра. Поддерживать интерес к поиску способов дополнения (ротик, глазки, усики) и декорированию образа (оформление раковины).

4

Роспись улитки и гусеницы

Продолжать учить раскрашивать объемный предмет;

Развивать эстетический вкус; Развивать творческое воображение; Развивать мелкую моторику;

Воспитывать аккуратность, доводить начатое дело до конца.

 Принцесса Солечка приглашает друзей

Учить детей организовывать выставку и презентовать свои работы, выступать в роли активных участников. Развивать творческую активность, инициативность и самостоятельность.

«ПУТЕШЕСТВИЕ В СТРАНУ ТЕСТОПЛАНДИЮ»

(2–й год обучения)

Месяц

занятия

Тема занятия

Задачи

Октябрь

1

Оформление вывески – указателя

«Страна Тестопландия»

Закрепить представление о начертании печатных букв; показать, что буквы можно не только писать, но и лепить разными способами. Создать условия для использования разных инструментов и материалов при оформлении вывески.

2

Обед на блюде. Яичница и сосиска

Закрепить навыки скатывания и раскатывания соленого теста, закрепить приемы лепки: сплющивание в диск и полусферу. Учить детей раскладывать вылепленный «обед» на основе (одноразовой тарелочке). Познакомить детей с особенностями труда повара, как и зачем он трудится.

3

Роспись яичницы и сосиски

Продолжать учить раскрашивать объемный предмет;

Развивать эстетический вкус; Развивать творческое воображение; Развивать мелкую моторику;

Воспитывать аккуратность, доводить начатое дело до конца.

4

«Тарелка с фруктами».

Упражнять в приемах скатывания, сплющивания, вытягивания, использовании стеки и природного материала для украшении поделки.

5

Роспись тарелочки и фруктов

Продолжать учить раскрашивать объемный предмет;

Развивать эстетический вкус; Развивать творческое воображение; Развивать мелкую моторику;

Воспитывать аккуратность, доводить начатое дело до конца. Вырабатываем умение смешивать на палитре необходимые цвета. 

Ноябрь

1

Праздничные торты

Создать условия для творческого применения всех освоенных умений, для использования различных инструментов и дополнительных материалов в процессе лепки и украшения праздничных тортов. Предложить детям самостоятельно найти способы украшения своих изделий. Продолжить знакомить детей с особенностями труда кондитера.

2

Роспись тортика

Продолжать учить раскрашивать объемный предмет;

Развивать эстетический вкус; Развивать творческое воображение; Развивать мелкую моторику;

Воспитывать аккуратность, доводить начатое дело до конца. Вырабатываем умение смешивать на палитре необходимые цвета. 

3

Пирожные и кексы

Продолжить учить детей пользоваться скалкой и формочками для выпечки, украшать вылепленное «угощение».

Воспитывать интерес к экспериментированию с художественными материалами. Формировать художественный вкус. Развивать мелкую моторику.

4

Роспись пирожных и кексов

Продолжать учить раскрашивать объемный предмет;

Развивать эстетический вкус; Развивать творческое воображение; Развивать мелкую моторику;

Воспитывать аккуратность, доводить начатое дело до конца. Вырабатываем умение смешивать на палитре необходимые цвета. 

Декабрь

Пир во дворце короля Соленое тесто

Предложить детям принять участие в «праздничном обеде» (обыграть готовые изображения). Познакомить с правилами сервировки «праздничного» стола.

III этап (завершающий)

Мы – фантазеры

1

Дед Мороз спешит на елку

Учить детей лепить фигурку деда мороза по частям, передавать форму и относительную величину туловища, и головы, правильное положение головы и рук. Учить плотно скреплять части, придавать устойчивость фигурке, Воспитывать у детей интерес к сказочным образам, учить передавать их в лепке -создавать фигуру человека, показывать особенности одежды. Учить располагать фигурки вертикально, предавая им устойчивость. Инициировать самостоятельность при выборе дополнительных материалов. Создать радостную, предпраздничную атмосферу на занятии.

2

Роспись деда мороза

Продолжать учить раскрашивать объемный предмет;

Развивать эстетический вкус; Развивать творческое воображение; Развивать мелкую моторику;

Воспитывать аккуратность, доводить начатое дело до конца. Вырабатываем умение смешивать на палитре необходимые цвета. 

3

Снегурочка

Продолжать учить детей лепить фигуру человека, передавать характерный наряд Снегурочки, используя стеку для подрисовки штрихами меха на одежде. Учить плотно скреплять части, придавать устойчивость фигурке, Воспитывать у детей интерес к сказочным образам, учить передавать их в лепке -создавать фигуру человека, показывать особенности одежды.  Учить располагать фигурки вертикально, предавая им устойчивость. Инициировать самостоятельность при выборе дополнительных материалов. Создать радостную, предпраздничную атмосферу на занятии.

4

Роспись снегурочки

Продолжать учить раскрашивать объемный предмет;

Развивать эстетический вкус; Развивать творческое воображение; Развивать мелкую моторику;

Воспитывать аккуратность, доводить начатое дело до конца. Вырабатываем умение смешивать на палитре необходимые цвета. 

Январь

1

Морские камушки и чудесные раковины

Вызвать интерес к лепке образов подводного мира. Совершенствовать умение расплющивать исходную форму и видоизменять ее для создания образов морских раковин. Предложить различный инструмент и материалы для художественного оформления раковин (стеки, колпачки фломастеров, бисер, бусины, мелкие пуговицы).

2

Роспись гуашью камушек и раковин

Продолжать учить раскрашивать объемный предмет;

Развивать эстетический вкус; Развивать творческое воображение; Развивать мелкую моторику;

Воспитывать аккуратность, доводить начатое дело до конца. Вырабатываем умение смешивать на палитре необходимые цвета. 

3

Забавные рыбки

Продолжить освоение приемов рельефной лепки, учить детей создавать уплощенные фигуры, украшать их налепами, прорезными рисунками. Совершенствовать умение оформлять поделки точками, полосками и т.д. Развивать воображение. Воспитывать активность и инициативность.

4

Роспись рыбок

Продолжать учить раскрашивать объемный предмет;

Развивать эстетический вкус; Развивать творческое воображение; Развивать мелкую моторику;

Воспитывать аккуратность, доводить начатое дело до конца. Вырабатываем умение смешивать на палитре необходимые цвета. 

Февраль

1

Осьминог и морская звезда

Закреплять умение применять знакомые приемы и способы лепки. Закреплять навыки нанесения рисунка на поверхность изделия из соленого теста с помощью палочек, зубочисток, соломинок, стеки. Развивать общую ручную умелость, мелкую моторику, синхронность работы обеих рук.

2

Роспись осьминога и морской звезды

Продолжать учить раскрашивать объемный предмет;

Развивать эстетический вкус; Развивать творческое воображение; Развивать мелкую моторику;

Воспитывать аккуратность, доводить начатое дело до конца. Вырабатываем умение смешивать на палитре необходимые цвета. 

3

Подарок папе

Вызвать у детей желание своими руками сделать сувенир в подарок близким; закреплять известные приемы лепки из теста. 

4

Роспись подарка для папы «Карандашница»

Развивать эстетический вкус; Развивать творческое воображение; Развивать мелкую моторику;

Воспитывать аккуратность, доводить начатое дело до конца. Вырабатываем умение смешивать на палитре необходимые цвета. Показать возможность создания карандашницы путем дополнения готовой формы выразительными лепными деталями. Активировать разные способы и приемы лепки. Развивать воображение, чувство формы.

Март

1

Декоративная решетка с цветами (подарок мамам)

Учить детей лепить решетку из соленого теста: раскатывать тесто и нарезать его на полоски, скручивать их параллельно друг другу, а полоски сверху класть перпендикулярно. Учить лепить цветы из соленого теста (розы, ромашки, васильки). Научить скатывать валик из тонкой полоски, разложив ее на ладони, сначала туго, потом слабее, сплющивать его с одной стороны для получения бутона. Продолжить знакомить детей со способами присоединения деталей к готовой решетке. Пробудить в детях желание отразить в поделке чувство нежности и любви к маме.

2

Роспись подарка для мамы

Развивать эстетический вкус; Развивать творческое воображение; Развивать мелкую моторику;

Воспитывать аккуратность, доводить начатое дело до конца. Вырабатываем умение смешивать на палитре необходимые цвета. 

3

«Заяц»

Учить лепить фигурку зайца из нескольких частей, соединяя их помощью спички и приема смачивания. Закреплять умение применять знакомые приемы и способы лепки. Закреплять навыки нанесения рисунка на поверхность изделия из соленого теста с помощью палочек, зубочисток, соломинок, стеки. Развивать общую ручную умелость, мелкую моторику, синхронность работы обеих рук.

4

Роспись зайца

Развивать эстетический вкус; Развивать творческое воображение; Развивать мелкую моторику;

Воспитывать аккуратность, доводить начатое дело до конца. Вырабатываем умение смешивать на палитре необходимые цвета. 

Апрель

1

Пасхальные куличи

Воспитывать интерес к народной культуре.

Развивать самостоятельность и фантазию, умение экспериментировать: украшать свои изделия бисером, бусинками, лентами, декоративными бантами и другими подручными материалами.

2

Роспись пасхальных куличей

Развивать эстетический вкус; Развивать творческое воображение; Развивать мелкую моторику;

Воспитывать аккуратность, доводить начатое дело до конца. Вырабатываем умение смешивать на палитре необходимые цвета. 

3

Анютины глазки

Совершенствовать технику лепки. Закрепить представления об особенностях внешнего вида цветов. Развивать чувство формы и композиции. Развивать глазомер, мелкую моторику. Воспитывать самостоятельность и инициативность при выборе средств художественной выразительности.

4

Роспись Анютиных глазок

Развивать эстетический вкус; Развивать творческое воображение; Развивать мелкую моторику;

Воспитывать аккуратность, доводить начатое дело до конца. Вырабатываем умение смешивать на палитре необходимые цвета. 

Май

1

Венок с полевыми цветами (коллективная работа)

Продолжить упражнять детей в создании коллективных работ.

Учить объединять свои работы в общую композицию, отбирать наиболее выразительные, коллективно обдумывать расположение деталей на панно.

Воспитывать у детей желание работать вместе, формировать умение договариваться друг с другом, планировать работу по реализации замысла.

2

Роспись венка

Развивать эстетический вкус; Развивать творческое воображение; Развивать мелкую моторику;

Воспитывать аккуратность, доводить начатое дело до конца. Вырабатываем умение смешивать на палитре необходимые цвета. 

3

Ежик

Вырабатывать умение определять целое и части; продолжать учить скатывать капельки необходимого размера

4

Роспись ежика

Развивать эстетический вкус; Развивать творческое воображение; Развивать мелкую моторику;

Воспитывать аккуратность, доводить начатое дело до конца. Вырабатываем умение смешивать на палитре необходимые цвета. 

5

 Прощальный бал во дворце короля Соленое Тесто

Создать положительный эмоциональный настрой, праздничное настроение. Развивать инициативу и творческую активность детей.

Содержание программы

Программа кружка по тестопластике «Волшебные пальчики «основана на интеграции художественно-речевой, музыкальной, игровой, изобразительной, театрализованной деятельности. Программа предназначена для работы с детьми 4-6 лет, рассчитана на два года обучения и поэтапное освоение материала.

Учебный план на 2018-2020г

Год обучения

Количество занятий и часов

Неделя

Часы

Месяц

Часы

Год

Часы

1

2018-2019г.

1

20мин.

4

1ч. 20мин.

32

10ч.40мин.

2

2019-2020г.

1

25мин.

4

1ч. 40мин.

32

13ч.20мин.

В программе выделены три этапа развития творчества дошкольников на занятиях по тестопластике. Каждый этап имеет свои особенности и творческие задачи.

I этап (начальный) – «Путешествие в страну «Тестопландию начинается».

Цель: ознакомление и обучение. Накопление творческого опыта детей.

Задачи начального этапа: заинтересовать и раскрепостить детей, чтобы исчез страх перед новым материалом; познакомить дошкольников с особенностями лепки из соленого теста.

На этом этапе дети знакомятся с возможностями соленого теста, с инструментами и дополнительными материалами, их назначениями; дошкольники учатся правильно организовывать свое рабочее место.  Подражая взрослому, изготавливают конкретные поделки из соленого теста, отрабатывают знакомые и обучаются новым способам и приемам лепки. 

На первом этапе детям предлагаются задания, которые требуют от них первоначальной ориентировки в творческой деятельности: сочини, придумай, измени и т.д., при этом они проявляют элементы творчества. 

Часть занятий отведена лепке из натурального (неокрашенного) теста. Детей знакомятся с правилами росписи готовых изделий. Эта деятельность обогащает ребенка творчески, помогает осознать тесную связь лепки и рисования.

 II этап (промежуточный) – «Увлекательная тестопластика»

Цель: развитие. Приобретение детьми творческого опыта в преобразовании изделий из соленого теста.

Задачи: развивать способность детей изменять и преобразовывать свои поделки; побуждать создавать выразительные образы, самостоятельно выбирая инструменты и дополнительные материалы, способы и приемы лепки.

Работа строится на основе возникшего у детей желания внести свои добавления, изменения в изделие, создаваемые по готовому образцу, схеме, рисунку и т.д. На этом этапе большое внимание уделяется детскому экспериментированию с материалами, с инструментами и техниками. Детям предлагаются задания, которые ведут их к целенаправленным действиям и поискам.

III этап (завершающий) – «Мы – фантазеры».

Цель: творчество. Развитие способности самостоятельно создавать выразительные образы в лепке из соленого теста, отличающиеся оригинальностью (субъективной новизной), вариантностью, гибкостью, подвижностью.

Задачи: поощрять творческую активность детей, инициативу и самостоятельность; развивать целеустремленность и настойчивость в поисках решения проблемы.

 Опорой на этом этапе служит детское творческое воображение, позволяющее не только отображать замысел, но и свое отношение к создаваемому образу. Создаются условия для развития инициативы и самостоятельности дошкольников.  Дети учатся переносить свой опыт (уже знакомое и освоенное под руководством взрослого или в сотворчестве с ним) в новые условия и самостоятельно применять его в творческих ситуациях.

В работе с дошкольниками используются такие формы организации художественно-творческой деятельности, как: создание детьми индивидуальных работ в лепке, создание детьми коллективных работ. На коллективных занятиях дети изготавливают художественные панно, макеты, рельефные картины и т.д. 

Уход за поделками из соленого теста.  Пыль, оседающую на изделия, необходимо удалять с помощью фена для сушки волос или толстой мягкой кисточки. Поделки из соленого теста можно время от времени просушивать в духовке.

Инструменты и дополнительные материалы, необходимые для лепки из соленого теста:

  1. Доски, упаковочная плёнка, скалки для раскатывания теста;
  2. Салфетки - бумажные и тканевые;
  3. Различные стеки или предметы их заменяющие: ручки, карандаши, зубочистки, палочки, пластиковые ножи;
  4. Инструменты для нанесения рисунка на поверхность теста: расчёски, зубные щётки, пластиковые вилки, ложки, палочки от Чупа-чупсом;
  5. Печатки и штампики для нанесения рисунка: соломинки от коктейля, крупные пуговицы, монеты, колпачки фломастеров, пробки, камушки, ракушки и т.д.;
  6. Формочки для кексов, формочки для игр с песком;
  7. Трафаретки для печенья, пластиковые крышки от аэрозолей, колпачки шариковых ручек, бумажные шаблоны, соломинки от коктейля;
  8. Соединительные детали: соломинки от коктейля, использованные стержни от шариковых ручек, палочки;
  9. Природный материал (ракушки, перья, шишки, каштаны, жёлуди, перья, зёрна, травки, семена, косточки и т.д.);
  10. Бросовый материал (пробки, спички, коробки, катушки из-под ниток, втулки из-под скотча, пенопласт, кусочки ткани, нитки и т.д.);
  11. Пуговицы, бисер, блестки, фольга и др.;
  12. Клей ПВА;
  13. Кисточки разных размеров, краски акварельные, гуашь, фломастеры.

Преимущества соленого теста:

1.Можно приготовить в любой момент, не тратя лишних денег;

2.Легко отмывается и не оставляет следов;

3.Безопасно при попадании в рот.

4.  Лепится замечательно, к рукам не липнет;

5.Можно сушить в духовке, а можно - просто на воздухе;

6. Предметы из соленого теста хорошо красятся.

7.Поверх краски хорошо еще покрывать лаком - сохранится на века...

8.С готовыми предметами можно играть - без боязни, что оно потеряет форму.

Рецепт соленого теста: 2 стакана муки (можно в муку, не выходя из нормы двух стаканов, добавить сухой крахмал. Например, 1 1/2 ст. муки + 1/2 ст. крахмала. С добавлением крахмала тесто станет более эластичным. Из такого теста особенно хорошо получаются тонкие детали, например, лепестки цветов.), 1 стакан соли, 1 неполный стакан воды, примерно 180 г, можно добавить 2 стол, ложки клея ПВА. Вместо воды можно сварить клейстер из крахмала.

Способы сушки. Сушка в духовке. Нужно исходить из того, что изделие толщиной 5 мм сушится в течение 1 часа. Температура при этом должна быть 75 градусов.

Воздушная сушка. Самый экономичный, но и самый длительный. При воздушной сушке влага из изделия испаряется очень медленно - за 1 день изделие просушивается не более чем на 1 мм толщины. Такую сушку целесообразнее всего проводить летом, когда можно использовать тепло солнечных лучей. (Зимой на батарею украшения ни в коем случае класть нельзя!).

          Комбинированная сушка. Она более всего подходит для объемных лепных украшений: изделия выдерживают несколько дней на солнце, затем досушивают в духовке.

Приложение

Упражнения, содержание которых направлено на развитие воображения детей среднего и старшего дошкольного возраста в процессе лепки из соленого теста.

  • «Слепи что-нибудь необычное». Педагог предлагает детям слепить необычную машину, на которой можно уехать в волшебную страну; необычное дерево, на котором растут необычные фрукты и т.д.
  • «Ожившая фигурка. Ребенку говорят: «Ты получил прекрасный дар, все, что ты слепишь – оживает. Что бы ты слепил?»
  • «Несуществующее животное». Взрослый просит ребенка представить далекие планеты, на которых обитают неведомые, фантастические животные. И также представить себе, что появился зоопарк, где можно посмотреть на этих животных. Взрослый предлагает ребенку придумать и слепить какое-нибудь необычное животное для этого зоопарка. Ребенок должен слепить воображаемое животное, дать ему название, рассказать историю о нем.
  • «Волшебные превращения». Ребенку говорят: «Есть две волшебные палочки: длинная и короткая, подумай, во что они могут превратиться». Ребенок в процессе лепки создает образы на основе «волшебных палочек».
  • «Поможем скульптору».  Взрослый рассказывает детям, что скульптор не успел долепить фигурки из соленого теста и просит помочь ему.
  • «Чего на свете не бывает?» Ребенку предлагают слепить то, чего на свете не бывает (сказочное, волшебное и т.д.).
  • «Измени предмет так, чтобы получилось новое изображение».  Могут даваться инструкции: «Преврати бабочку в цветок, крокодила в машину, неваляшку в принцессу и т.д.».
  • «Добрый и злой». Ребенку предлагают слепить злого или доброго сказочного персонажа.
  • «Карлики, великаны».  Ребенку говорят: «Вот тебе волшебная палочка, она может увеличивать или уменьшать все, что ты захочешь. Слепи то, что ты хотел бы увеличить или уменьшить».
  •   «Машина времени». Взрослый говорит детям: «Представьте, что у нас в детском саду появилась машина времени. Вы в нее садитесь и можете путешествовать в будущее и прошлое любой страны». Детям предлагают представить, а затем слепить то, что они могли бы увидеть, путешествуя на машине времени.
  • «Загадки и отгадки».  Взрослый сообщает детям, что сейчас они будут слушать загадки и отгадывать их необычным способом — лепить отгадки, не произнося отгадку вслух. По очереди загадывает загадки и предлагает детям создавать отгадки в виде вылепленных фигур. Уточняет, что лепить можно как объемные, так и рельефные изображения. Ещё лучше постараться объединить отгадки в общую композицию. Во время одной игры можно предложить 2—5 загадок.
  • «Функции предметов». Инструменты и оборудование.  Стеки, колпачки фломастеров или авто ручек, зубочистки, мелкие бытовые предметы (бисер, бусины и т.д.), природный и бросовый материал.

Ход  игры. Взрослый предлагает детям назвать как можно больше вариантов использования одного и того же предмета в процессе лепки из соленого теста. Выигрывает тот, кто назовет больше других таких вариантов. Например, пуговицу можно использовать как дополнительную деталь (глаз, шапочка, колесо и т.д.), ею можно делать отпечатки на пластичном материале, ее можно использовать как шаблон и т.п.

Работа с родителями.

«Лепим, играем – речь развиваем»

семинар-практикум для родителей

(с использованием слайдов презентации)

Цель. Продолжить педагогическое просвещение   родителей в  вопросах  развития и воспитания детей  в условиях  семьи. Познакомить родителей с развивающими возможностями лепки из соленого теста. Включить родителей в творческий процесс.

Материалы, инструменты и оборудование: соленое тесто (натуральное и окрашенное), стеки, скалки, чесноковыжималка, пластиковые вилки, шаблоны, формочки для выпечки, клей ПВА, кисточки для клея,  различный природный, бросовый и дополнительный материал на выбор (семечки, зёрнышки, зубочистки, кусочки трубочек, бисер, бусины и пр.); клеенки, салфетки и т.д.

  1. План семинара
  2. Выступление педагога. «Лепим, играем, речь развиваем».
  3. Особенности и технология лепки из соленого теста.
  4.  Практическая часть.  
  5. Показ приемов и способов лепки, объяснение задания.
  6.  Изготовление родителями поделок из соленого теста
  7. Выставка поделок, обмен мнениями и впечатлениями.

Ход семинара

Выступление педагога. 

Ведущий. Речь является важнейшей психической функцией человека и ярким показателем развития ребенка. Имеется много исследований, которые с большой убедительностью показали, что все психические процессы: восприятие, память, внимание, мышление, воображение – развиваются через речь (Л. С. Выготский, А Л. Леонтьев, А. Р. Лурия и др.).

Чем богаче и правильнее речь ребенка, тем легче он высказывает свои мысли, тем лучше познает действительность, полноценнее строит взаимоотношения с детьми и взрослыми. Чем лучше будет развита речь ребенка в дошкольные годы, тем выше гарантия успешности его школьного обучения. Недостатки речи при обучении в школе  могут привести к неуспеваемости, порождают неуверенность в своих силах. Поэтому формирование правильной речи ребенка – одна из важнейших задач дошкольного образования.

В настоящее время рядом исследователей  установлено, что на становлении детской речи сказывается развитие мелкой моторики пальцев рук. Развитие тонких движений пальцев рук положительно влияет на функционирование речевых зон коры головного мозга. Ученые пришли к заключению, что выполнение упражнений пальцами стимулирует развитие речи детей.

Рекомендуется стимулировать речевое развитие детей путем тренировки движений пальцев рук.

Развитию мелкой моторики способствует:

  • работа с ножницами;
  • лепка из глины, пластилина, соленого теста;
  • конструирование и работа с мозаикой;
  • выкладывание фигур из спичек (палочек);
  • освоение ремёсел (шитьё, вышивание, вязание, плетение, работа с бисером и пр.).

Развитию и совершенствованию моторики у детей способствуют игры с природным материалом: песком, крупами, мелкими камешками и т.д.; упражнения в обводке контуров предметов, рисование по трафаретам, закрашивание контурных предметов ровными линиями и точками, штриховка вертикальная, горизонтальная, наклонная, рисование «петелькой» и «штрихом».

Для детей с повышенным или пониженным тонусом рук особенно полезна тестопластика - лепка из соленого теста, т.к.  она способствует нормализации тонуса и активизации мелкой моторики. При лепке задействованы все десять пальцев, а также обе ладони. Происходит мощное воздействие на тактильные рецепторы. В процессе лепки из соленого теста у детей  повышается сенсорная чувствительность (способность к тонкому восприятию формы, фактуры, цвета, веса, пластики, пропорций); развивается общая ручная умелость, мелкая моторика, синхронизируются работа обеих рук, что играет положительную роль в развитии речи.

Экспериментирование с соленым тестом, инструментами и дополнительными материалами обогащает знания ребенка об их свойствах и возможностях применения, стимулирует к поискам новых способов действий, дает прекрасную возможность для развития творчества, фантазии, воображения, абстрактного и логического мышления. Никаких скучных заданий, никаких тренировок, которые  обязательно необходимо выполнять. Напротив! Игра, фокус, чудо. Именно такое впечатление производит на детей лепка из соленого теста - тестопластика.

Работа с соленым тестом полезна детям со страхами, тревожностью, а также с агрессией. Пластичность материала позволяет вносить многочисленные изменения в работу и этим ребенок подправляет свое эмоциональное самочувствие. Необщительный и замкнутый ребенок может реализовать себя, проявив фантазию, смекалку, изобретательность.

Техника работы с соленым тестом несложна. Она не требует значительных денежных затрат, не занимает много времени и не нуждается

 в специальном оборудовании для обработки готовых изделий.

Практическая часть. Ведущий знакомит родителей с особенностями и технологией лепки из соленого теста, с основными приемами и способами лепки (показ).

Многообразие предметных форм требует усвоения различных приёмов лепки и прежде всего тех, которые применяются в работе с детьми: скатывание, раскатывание, сплющивание, вдавливание, прищипывание, оттягивание, сглаживание и пр.

Скатывание - простейший приём. Кусок соленого теста кладут между ладонями и, слегка сжимая руками, кругообразными движениями скатывают в шарик. Время от времени его поворачивают другой стороной и проверяют правильность формы.

Раскатывание применяют для получения яйцеобразного тела и цилиндрических столбиков. Кусок, положенный между ладонями, прямолинейными движениями рук раскатывают, удлиняя и придавая цилиндрическую форму. Яйцеобразное тело получают раскатыванием ранее сделанного шарика. Для этого ладони ставят не параллельно друг другу, а наклонно.

Сплющивание - приём равномерного сжатия куска для получения уплощённой формы. Шарик сдавливают ладонями или пальцами. И он приобретает форму диска, лепёшки.

Вдавливание получают посредством нажима пальцев или стеки для придания поверхности небольших углублений и изгибов. Маленькую ямку делают одним пальцем, изгиб поверхности обминают всеми пальцами, ребристую, волнистую и чешуйчатую поверхности делают, прижимая стеку то боковой её частью, то концами (заострённым и лопаточным).

Прищипывание применяют при лепке мелких деталей. Оно осуществляется сильным сжатием пальцами, собранными в щепотку, той части большой формы, где создаётся новая деталь.

Оттягивание - приём, при котором щепотью пальцев ухватывают часть пластического материала и, слегка сжав, оттягивают; из оттянутого материала можно сформировать какую-то часть предмета.

Целостные, компактные и простые формы, все части которых так плотно прилегают друг к другу, что трудно бывает их разделить, обычно лепят из целого куска - «скульптурным» способом. Но предметы, чья форма легко расчленяется на составные элементы, лепят по частям — «конструктивным» способом. Для этого сначала делят кусок на части, по величине соответствующие членениям модели, затем лепят каждый элемент отдельно, начиная с самого большого и соразмеряя с ним все другие, и соединяют все элементы.

Ведущий предлагает родителям включиться в творческий процесс и слепить поделку из соленого теста с использование технологических карт.

Выставка поделок, обмен мнениями и впечатлениями.

В конце встречи организуется выставка и презентация поделок, вылепленных родителями,  происходит обмен впечатлениями и мнениями о пользе и доступности лепки из соленого теста в семье. Родители получают  методические рекомендации «Как организовать домашние занятия по  лепке из соленого теста» (приложение 1), подборку игр и упражнений с соленым тестом, способствующих развитию мелкой моторики детей (приложение 2).

Приложение 1.

Рекомендации для родителей, занимающихся с детьми тестопластикой

«Как организовать домашние занятия по  лепке из соленого теста»

Первыми ступеньками в лепке из соленого теста должно быть  знакомство. Пусть ребенок похлопает по тесту, ощутит, какое оно упругое и в то же время податливое, поймет, что тесто можно делить на маленькие и большие кусочки, расплющивать, катать «колбаски» в ладошках или одним пальчиком по столу.

Пусть первая встреча с соленым тестом будет очень короткая по времени. Ведь её задача – разбудить интерес, показать этот материал и процесс превращения его в предмет как чудо. Устройте соревнования с ребенком: кто сумеет больше увидеть фантастических животных в бесформенном комке теста - или кто сумеет придумать, поэтому поводу самую интересную сказку, историю.

Не торопите события, старайтесь строить занятия так, чтобы они разворачивались от простого к сложному.

Понаблюдайте вместе с ребенком, как на тесте остаются отпечатки пальчиков или мелких предметов, таких как пуговицы, формочки, палочки. Попробуйте совместить тесто с другими материалами    (горохом, фасолью, палочками, соломкой, вермишелью). Сделайте шары, «колбаски», «блины» и так далее. Покажите ребенку, как это делаете вы, потом немного помогите ему, направляя его руки и действия.

Ни в коем случае не вмешивайтесь в детское творчество слишком часто и не ждите немедленных результатов. Оказывайте ребёнку всяческую поддержку и почаще хвалите его за усердие, не оставляйте без внимания ни одной его работы.

Постоянно разговаривайте с ребенком, объясняйте, что вы делаете, отвечайте на вопросы. И не забывайте хвалить за удачи, не переживайте, если что–то не получилось сразу.

На первых этапах ребенок учится контролировать движения пальцев рук, постепенно этот навык переходит в умение, и ребенок учится ловко управляться с более мелкими предметами, затем идет совершенствование артикуляции. А все дальнейшее становление и развитие речевых реакций находится в прямой зависимости от степени тренировки и ловкости движений пальцев рук.

Для того чтобы дети не уставали, не успевали соскучиться и утомиться, не затягивайте время занятий, но никогда и не обрывайте его, дайте ребёнку возможность за кончить начатое!

Научите детей работать аккуратно и убирать за собой после того, как работа закончена. Очень важно тут же научить ребёнка выполнению правил культуры тру да

Постарайтесь делать так, чтобы изделия ребенка не пылились в ящиках, они должны быть предметом его гордости или игр, дариться и показываться близким и друзьям.

Вероятно, мы убедим вас в том, что тестопластика не только увлекательное, но и полезное занятие. Тогда за дело! Дерзайте, творите! Желаем успеха!

Приложение 2.

Игры и упражнения с соленым тестом, способствующие развитию мелкой моторики детей

 Змейка

 Предложите ребенку раскатать из яркого цветного теста длинный и тонкий валик, хвост заострить, голову приплюснуть. Вспомните, как шипит змея: «Ш-ш-ш». Ребенок может с помощью стеки передать особенности поверхности образа — прорезать штрихами «чешуйки»; нанести узор в виде прямых, волнистых, пересекающихся линий.

Самолет

Предложите ребенку слепить самолет: раскатать тесто и придать ему форму валика, разделить валик на две равные части – корпус и крылья, соединить их крест – накрест, а хвост загнуть вверх. Вспомнить, как гудит самолет во время полета: «У-у-у».

Черепаха

Предложите ребенку слепить панцирь в форме купола, скатать голову, ножки и хвост, снизу приставить голову, ножки и хвост, обозначить карандашом глаза, разметить панцирь. Можно использовать скороговорку: «Черепаха ест печенье, пьет чай с вареньем».

Жучок

Предложите ребенку скатать шарик, приплюснуть его и разделить пополам линейкой, присоединить голову, острием карандаша обозначить зрачки, скатать  две    маленькие     антенны,       вспомнить, как жужжит     жук: «Ж-ж-ж».

Машина

Возьмите кусок теста и вылепите корпус машины с кабиной, багажником и капотом. Возьмите две зубочистки и проколите насквозь низ машины в том месте, где должны находиться колеса. Из четырех кусочков теста слепите колеса. Их толщина должна быть не меньше 9–10 миллиметров. Наколите колеса на концы зубочисток.

Аппликация на тесте

Необходимые материалы и инструменты: природный материал (желуди, косточки, различные семена, ракушки, колоски, мхи и т.д.); бусины, бисер, пуговицы.

Предложите ребенку выполнить упражнения: 

«Яблоко». Тугое однотонное тесто раскатывается тонким слоем (0,5—1 см), а затем ребенок выкладывает из темных фасолей контур яблока с листиком или  заполняет  фасолью все яблоко.

«Украсим пирог». Приплющить комочек теста – пирог. Украсить такой пирог можно каштанами, фасолью, горохом, скорлупой ореха.

«Елочка». Зеленое тесто размять  на клеенке и придать ему форму елочки. Предложить ребенку украсить елочку бисером, бусинками, природным материалом или маленькими шариками из цветного теста. 

Рисунок на тесте

Необходимые материалы и инструменты: соленое тесто, стеки, приспособления для нанесения рисунка – все, что может оставить четкий отпечаток в тесте (пластиковая вилка, зубочистка, соломка для коктейля, корпус фломастера, крупные пуговицы, ключи, монеты, ракушки и т.д.).

Осуществление идеи. Тугое однотонное тесто раскатывается тонким слоем (0,5—1 см). Стекой вырезается пластинка нужной формы. На поверхности пластинки из теста можно выдавить нужное изображение зубочисткой, стекой, пустым стержнем шариковой ручки, соломкой для коктейлей и т. п. Дети экспериментируют, изучают, сравнивают различные отпечатки, стараются определить источник («Кто оставил этот след?»). «Следы» различных предметов стимулируют поисковый интерес. Какой след оставит вилка, если ее вдавить в тесто плашмя? Если воткнуть вилку зубчиками? А если процарапать вилкой комок теста?  Отпечатки разных предметов — пуговиц, монет, колпачков, карандашей, крышек — вызывают желание угадывать и загадывать для других: «Что это такое?», «На что похоже?», «Чем еще можно оставить такой «след»?»

Мозаика

Необходимые материалы и инструменты: соленое тесто различных цветов, нож, противень, скалка, картон, клей ПВА, карандаши, фломастеры, маркеры, губки.

Осуществление идеи. Отдельные порции по-разному раскрашенного теста раскатаем на цветные пластинки толщиной 0,5 см. Выложим на противни, разрежем на квадратики и высушим в духовке.

На плотном картоне нарисуем карандашом контур изображения: рыбку, вазу, кораблик, солнышко. Для того чтобы ребенку легче было определиться с цветом используемой мозаики, аккуратно цветными карандашами разрисуем эскиз. Теперь пора ребенку приниматься за дело. Пусть  выкладывает мозаику, следуя рисунку. Лучше начинать с центра изображения, затем постепенно переходить к краям, пока не завершит рисунок. На некоторое время оставим работу подсохнуть. Если вы видите, что рисунок требует цветной доработки, то фломастерами, маркерами, кистью или губкой можно подкрасить или оттенить его. Для полного завершения работы мозаику лучше покрыть лаком или раствором клея ПВА.

Игра с мозаикой будет для ребенка не только занимательной игрой, но и скрытым учебным процессом, где он самостоятельно сможет пофантазировать, проявить свое мастерство.

ПРОЩАЛЬНЫЙ БАЛ ВО ДВОРЦЕ КОРОЛЯ СОЛЕНОЕ ТЕСТО

(развлечение для детей 6 лет)

Действующие лица:

Дети:

           Принцесса Солечка

           Глашатай 1

           Глашатай 2

           Цветы

            Пекари

Взрослые: 

           Король Соленое Тесто.

           Фея Цветов.

           Карлсон

Под песню «Маленькая страна» нарядно одетые дети входят в зал.

Глашатай 1.

Есть разные страны вдали за морями,

Но самая лучшая – рядышком с нами!

Туда дошагать очень просто пешком,

В кроссовках, ботинках и босиком.

Глашатай 2.

Там весело речка по камушкам льется,

Там птицам легко голосисто поется,

Там ветер гуляет по светлым полянам,

Там наши друзья, без которых нельзя нам!

Глашатай 1.

Из теста соленого эта страна.

В волшебных морях затерялась она.

На карте страну эту не отыскать.

Хотите, ребята, туда вы попасть?

Глашатай 2.

Принцесса Солечка на бал

Нас нынче пригласила,

Чтобы никто не опоздал,

Принцесса попросила.

И вот мы здесь, сверкает зал,

Теплом согреты лица.

Пришла пора открыть наш бал

И в танце закружиться!

Глашатай 1.

А теперь встречайте! Его Величество, Король Соленое Тесто и его дочь – принцесса Солечка!

Под музыку в зал входят Король Соленое Тесто и принцесса Солечка, здороваются с гостями.

Король Соленое Тесто.

Ну что же, детвора, открыть наш бал пора!

Должно быть у всех, без сомнения,

Хорошее настроение.

Пусть вечно юный вальс закружит в танце вас.

Дети исполняют вальс.

Глашатай 1. Встречайте еще гостей! Фея Цветов и ее подданные!

Под музыку в зал входят Фея цветов и девочки – цветы.

Фея Цветов. Мой привет вам, ребята!

Я Фея цветов, на бал к вам пришла,

И эти цветочки с собой привела.

Король Соленое Тесто. Здравствуйте, гости дорогие! Мы очень рады вас видеть. Много разных цветов растет в моей стране, их слепили ребята из соленого теста. А, как вас зовут, прекрасные цветы?

Роза.

Я – Роза, к себе пригласите меня!

Нарядна, душиста и цветом нежна,

Поэтому имя такое мне дали

И даже царицей за пышность прозвали!

Лилия.

Я – Лилия, с вами я буду дружна,

Нежна и стройна, и кротка, и скромна.

Гвоздика.

Я - гвоздика полевая,

Маленький цветок,

Среди ромашек белых

Горю, как огонек

Ромашки(2девочки).

Мы – ромашки, мы – ромашки,

Носим белые рубашки.

Мы на травке луговой потанцуем танец свой.

Фиалка.

Я синие глазки сегодня открыла,

И свежей росою листочки умыла.

Сегодня здесь праздник. На бал пришли дети.

Давайте же танцем веселым их встретим!

Танец «Вальс Цветов» (музыка П.И. Чайковского)

Фея Цветов. Ребята, а кто хочет поиграть с моими цветочками?

Игра «Собираем пыльцу»

Для игры надо заранее нарисовать средней величины цветки так, чтобы на них помещалась нога ребенка, но и не очень большие, иначе конкурс получится слишком простым.

Кто из детей быстрее всех соберет пыльцу с цветков? Каждый участник должен на время прыгать с цветка на цветок, не касаясь земли, если коснется, то начинает сначала. Кто собрал пыльцу быстрее всех, тот становится победителем.

Цветки лучше сделать из цветного бархатного картона или любой другой бумаги, которая не скользит по ковру.

Король Соленое Тесто. Спасибо, Фея Цветов! Да в стране Тестопландии ребята много потрудились. Они лепили не только цветы, но и   игрушки, сувениры, подарки, но самое главное они очень подружились, и вот теперь пришла пора им расставаться.

Дети поют песню «Ты, да я, да мы с тобой!»

(стихи: М.Пляцковский, музыка: В.Шаинский)

Ты, да я, да мы с тобой!
Здорово, когда на свете есть друзья.
Если б жили все в одиночку,
То уже давно на кусочки
Развалилась бы, наверное, земля.
Если б жили все в одиночку,
То уже давно на кусочки
Развалилась бы, наверное, земля.
Ты, да я, да мы с тобой!
Ты, да я, да мы с тобой!
Землю обогнём, потом махнём на Марс.
Может, у оранжевой речки
Там уже грустят человечки
От того, что слишком долго нету нас.
Может, у оранжевой речки
Там уже грустят человечки
От того, что слишком долго нету нас.
Ты, да я, да мы с тобой!
Ты, да я, да мы с тобой!
Нас не разлучит ничто и никогда.
Даже если мы расстаёмся,
Дружба всё равно остаётся,
Дружба остаётся с нами навсегда.
Даже если мы расстаёмся,
Дружба всё равно остаётся,
Дружба остаётся с нами навсегда.
Ты, да я, да мы с тобой,
Ты, да я, да мы с тобой,
Ты, да я, да мы с тобой,
Ты, да я, да мы с тобой...

Проводится игра «Поздоровайся с открытыми глазами».

Играющих двое. Им завязывают платком глаза и разводят в стороны. По сигналу они должны найти друг друга и поздороваться за руку.

Король Соленое Тесто. Ребята, вы славно потрудились на благо моей страны. И сегодня я хочу вам сказать спасибо. Благодаря вам в  стране  Тестопландии появилось много новых деревьев, животных, птиц, насекомых, жителей, ее границы значительно увеличились. И сегодня я,  и моя доченька хотим наградить вас золотыми медалями за ваш прекрасный труд.

Дети встают у стульчиков, а Король Соленое Тесто и принцесса Солечка вешают каждому ребенку медаль на ленте. На обратной стороне медали подпись – звание, конкретно для этого ребенка, чем он отличился на занятиях кружка по тестопластике (юный фантазер, специалист по лепке животных, скульптор широко профиля и т.д.). После вручения медалей бал продолжается.

Король Соленое Тесто.

Бал продолжается, друзья,

На танец приглашаю я,

Всех кого музыка зовет

Повеселись честной народ!

Дети танцуют (музыка и танец по выбору педагога).

Выходят два ребенка в костюмах пекарей.

1 пекарь.

Некогда плясать нам, братцы,

Делом нужно нам заняться.

2 пекарь.

Будем тесто мы месить

Пирожки для всех лепить!

Пекари лепят из соленого теста пирожки, складывают их на поднос.

В это время звучит веселая, быстрая музыка, в зал «влетает» Карлсон, останавливается и обращается к детям.

Карлсон.

Привет, друзья! А это я!

Узнали, верно, вы меня?

Я - Карлсон! Самый веселый на свете,

Поэтому нравлюсь я всем.

Я самый красивый, воспитанный,

Умный и в меру упитанный.

Танцевать, шутить люблю,

Всех кто рядом, веселю,

Не люблю сидеть на месте,

Петь люблю смешные песни.

Я мимо сада пролетал

И чудный запах услыхал.

Откуда такой арамат?

Может рядом цветущий сад?

Может, это весна шлет привет?

1 пекарь. Нет. Нет! Это аромат пирожков и конфет.

Карлсон. Ой, да это же мои любимые пирожки с вареньем, какие они аппетитные, сейчас я ими полакомлюсь…

Король Соленое Тесто. Подожди, Карлсон, пирожки нужно еще испечь, а пока поиграй с нами в игру.

Карлсон. Я с удовольствием. А что нужно делать?

Король Соленое Тесто. Ты, Карлсон, будешь месить тесто. Где моя большая кастрюля? (Дети образуют круг и присаживаются на корточки.) Ну-ка, Карлсон, замеси тесто!

Игра «Тесто»

Звучит веселая музыка. Дети бегают по залу, держась за руки, Карлсон пытается  поймать «тесто», собрать детей вместе, у него ничего не получается. (В конце игры дети садятся на стульчики.)

Карлсон. Все, не могу больше, устал!

Король Соленое Тесто. Да, Карлсон, не удалось тебе выполнить мое задание, шустрое тесто оказалось, не смог ты его поймать.

Карлсон. Теперь, ребята, поиграйте в мою игру, я буду загадывать загадки, а вы попробуйте отгадать их также быстро, как вы умеете бегать.

Карлсон загадывает загадки.

Он бывает с толокном,

С рисом, мясом и пшеном,

С вишней сладкою бывает,

В печь сперва его сажают,

А как выйдет он оттуда,

То кладут его на блюдо.

Ну, теперь зови ребят!

По кусочку все съедят.

Ответ: Пирог

В кусочке сдобного теста

Нашлось для начинки место,

Внутри него не бывает пусто –

Есть мясо или капуста.

Ответ: Пирожок

Сладок, нежен и воздушен.

Он порою всем вам нужен.

Ни одно ведь торжество

Не проходит без него.

Ответ: Торт

Кольцо не простое,

Кольцо золотое,

Блестящее, хрустящее,

Всем на загляденье,

Ну и объеденье!

Ответ: Бублик

Оно трясется на столе,

А называется ….Желе

Карлсон. Молодцы, ребята все мои загадки отгадали. Ну что, испеклись пирожки, скорей угощайте меня, я просто умираю с голоду!

Пекари выносят большой поднос с угощением: пирожками и сладостями.

Карлсон. Ребята, спасибо вам большое. Но мне столько не съесть, давайте вы мне поможете.

Король Соленое Тесто. Карлсон, я думаю, ребята с удовольствием помогут тебе, когда наш бал закончится. А теперь, доченька, приглашай всех друзей и гостей на последний танец.

Принцесса Солечка.

Вот и праздник завершаем,

всех на танец приглашаем!

Король Соленое Тесто.

Ну а нам пора прощаться,

Мы хотим вам пожелать:

Счастья, радости, удачи!

Никогда не унывать!

Дети танцуют (музыка и танец по выбору педагога)

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Зимина Н.В. Шедевры из соленого теста. – М.: ООО ТД «Издательство Мир книги», 2009.
  2. Комарова Т.С. Детское художественное творчество. Методическое пособие для воспитателей и педагогов. – М.: Мозаика – Синтез, 2005.
  3. Лыкова И.А. Лепим, фантазируем, играем. Книга для занятий с детьми дошкольного возраста. М.:ТЦ «Сфера», 2000.
  4. Халезова Н.Б. и др. Лепка в детском саду: Кн. для воспитателя дет. сада / Н.Б. Хананова И.Н. Соленое тесто. – М.: АСТ-ПРЕСС КНИГА, 2006. – 104 с.: ил. – (Золотая библиотека увлечений).
  5. Глебова И.Ю., Тупичкина Е.А. Содержание работы кружка «Страна Тестопландия» в условиях предшкольной подготовки. // Практика организации предшкольного образования на всех ступенях образования: сборник научных статей.
  6.  Е.А., Глебова И.Ю. Развитие творческого воображения детей в процессе занятий тестопластикой. // Детский сад от А до Я, 2011. - №1(49). – с.107.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа «Ловкие пальчики» (салфеточная аппликация)

Программа дополнительного образования для детей 3-4 лет сроком обучения  - 1 год...

Программа «Ловкие пальчики» (салфеточная аппликация)

Программа дополнительного образования для детей 3-4 лет сроком обучения  - 1 год...

Проект программы «Умные пальчики» по формированию графических навыков у детей с ограниченными возможностями здоровья.

Пояснительная записка.В связи с изменением приоритетов современного дошкольного образования проблема воспитания и обучения дошкольников с отклонениями в развитии является одной из наиболее важны...

Рабочая программа «Умелые пальчики» по развитию мелкой моторики для детей 3-4 лет.

Мелкая моторика - это точные и тонкие движения пальцев руки. От развития мелкой моторики напрямую зависит подготовленность руки к письму, работа речевых и мыслительных центров головного мозга. Н...

Дополнительная общеобразовательная программа "Разноцветные пальчики"

Программа по художественно - эстетическому развитию (рисование),  предназначена для детей среднего дошкольного возраста. Срок реализации программы 3 года....