Планы конспекты занятий по ниткографии
план-конспект занятия по аппликации, лепке

Яковлева Наталия Валерьевна

Представлены несколько конспектов занятий по ниткографии.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_dlya_vospitateley.docx43.69 КБ

Предварительный просмотр:

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙ

Раннее развитие: занятия по ниткографии

В последнее время ранее развитие становится неотъемлемой частью воспитания  и развития  детей во многих семьях.  Одним из направлений раннего развития является развитие мелкой моторики пальцев рук ребенка. Исследования физиологов доказали, что «есть все основания рассматривать кисть руки как орган речи — такой же, как артикуляционный аппарат». Иначе говоря, чем более ловки и умелые пальчики малыша, тем успешнее будет формироваться его речь и письменные навыки. 
Поэтому педагоги и психологи настоятельно рекомендуют родителям уделять большое внимание развитию пальчиковой моторики: это игры с мелкими предметами, с крупами, все виды рисования, работа с ножницами, лепка  различных поделок из пластилина, соленого теста.
Еще одним способом совершенствования пальчиковой моторики является метод ниткографии. Ниткография — выкладывание с помощью шнурка или толстой нити контурных изображений различных предметов, то есть «рисование» с помощью нити. «Рисунки», выполненные толстой нитью или шнуром, отличаются мягкостью получаемых форм, кажутся объемными и «живыми» по сравнению с обычным контурным изображением. Кроме того занятия с податливой, мягкой и пушистой нитью успокаивают детей.
Как заниматься по этой методике:
1.Сначала научите ребенка выкладывать картинки по готовому образцу, который выкладывает взрослый. 
2.Когда ребенок научится выкладывать простейшие изображения, можно переходить к «рисованию» по представлению. В этом случае параллельно с мелкой моторикой развивается и творческое воображение маленького человека.
3.Для малышей занятия ниткографией будут более увлекательными, если их сочетать с рассказом или сказкой. Расскажите ребенку сказку и попросите изобразить героев сказки или предметы из нее. Также можно загадать загадки или задать вопросы, ответами на которые послужат «рисунки» нитью.
4.Поначалу изобразительные задания даются обязательно в конце занятия как его самостоятельная часть. В дальнейшем, когда у ребенка появится определенный навык в работе с нитью, можно переходить к иллюстрациям по ходу рассказа.
5.На последующих занятиях можно давать задания посложнее. Ребенок должен пересказать знакомый сюжет сказки и «нарисовать» картинки из сказки  нитью.
Материалы для занятий:
1. Нить.  Толстая (не менее 2 мм толщиной) хлопчатобумажная или шерстяная нитка. Чем младше ребенок, тем толще должна быть нить. Детям трехлетнего возраста стоит дать для занятий не нитку, а шнурок, толщиной 4-5 мм. Важно, чтобы он легко изгибался и не был скользким (поэтому синтетические волокна не годятся). Длина шнурка (нити) должна быть 25-30 см.
2. Экран - основа для изображения нитью. В качестве экрана подойдет лист бархатной бумаги или фланелевая ткань, прикрепленная к плотной основе, обычная хлопчатобумажная скатерть без рисунка, но лучше всего использовать однотонный ковролин. Размеры индивидуального экрана 20x20 см. 

Конспекты занятий  по ниткографии, разработанные О.А. Новиковской

Занятие 1 
(для детей от 3 лет) 
 Для проведения занятия была взята сказка "КолобоК"

Расскажите (прочитайте) ребенку русскую народную сказку «Колобок».
Колобок
Жил-был старик со старухой. Вот и просит старик:
—    Испеки мне, старая, колобок.
—    Да из чего испечь-то? Муки нет.
—    Эх, старуха, по амбару помети, по сусекам поскреби — вот и наберется.
Старушка так и сделала: намела, наскребла горсти две муки, замесила тесто на сметане, скатала колобок, изжарила его в масле и положила на окно простынуть.
Надоело колобку лежать, он и покатился с окна на лавку, с лавки на пол да к двери, прыг через пороге сени, из сеней на крыльцо, с крыльца на двор, а там и за ворота, дальше и дальше.
Катится колобок по дороге, а навстречу ему заяц:
—    Колобок, колобок! Я тебя съем!
—    Нет, не ешь меня, косой, а лучше послушай, какую я тебе песенку спою.
Заяц уши поднял, а колобок запел:
Я колобок, колобок!    .
По амбару метен,                      Я от дедушки ушел,
По сусекам скребем,                 Я от бабушки ушел,
На сметане мешен,                    От тебя, зайца, не хитро уйти.
В печку сажен,
На окошке стужен
И покатился колобок дальше —только его заяц и видел. Катится колобок по тропинке в лесу, а навстречу ему серый волк:
—    Колобок, колобок! Я тебя съем!       
—    Не ешь меня, серый волк: я тебе песенку спою. И колобок запел:
Я колобок, колобок!    
По амбару метен,             Я от дедушки ушел,
По сусекам скребен,        Я от бабушки ушел,
На сметане мешен,          Я от зайца ушел,
В печку сажен,               От тебя, волка, не хитро уйти.
                                
Покатился колобок дальше —только его волк и видел.
Катится колобок по лесу, а навстречу ему медведь идет, хворост ломает, кусты к земле гнет.
—    Колобок, колобок, я тебя съем!
-Ну где тебе, косолапому, съесть меня! Послушай лучше мою песенку. Колобок запел, а Миша и уши развесил.
Я колобок, колобок!     Я от дедушки ушел,
По амбару метен,         Я от бабушки ушел,
По сусекам скребем,    Я от зайца ушел,
На сметане мешен,       Я от волка ушел,
В печку сажен,            От тебя, медведь, полгоря уйти.
На окошке стужен.
И покатился колобок — медведь только вслед ему посмотрел. Катится колобок, а навстречу ему лиса:
—    Здравствуй, колобок! Какой ты пригоженький, румяненький!
Колобок рад, что его похвалили, и запел свою песенку, а лиса слушает да все ближе подкрадывается.
Я колобок, колобок!     Я от дедушки ушел,
По амбару метен,         Я от бабушки ушел,
По сусекам скребен,    Я от зайца ушел,
На сметане мешен,       Я от волка ушел,
В печку сажен,            От медведя ушел,
На окошке стужен.       От тебя, лиса, не хитро уйти.
—    Славная песенка! — сказала лиса.— Да то беда, голубчик, что стара я стала, плохо
слышу. Сядь ко мне на мордочку да пропой еще разочек.
Колобок обрадовался, что его песенку похвалили, прыгнул лисе на морду да и запел:
Я колобок, колобок!..
А лиса его — ам! — и съела.

После знакомства со сказкой задайте ребенку вопросы.
Кто испек колобок?
Куда баба положила колобок?
Что сделал колобок?
Кого колобок встретил по дороге?
Затем скажите ребенку: «Дед с бабой очень расстроились, что от них убежал Колобок. А чтобы они не огорчались, мы сделаем для них новый колобок с помощью вот этого шнурочка. Шнурочек этот не простой, а волшебный — он может показывать все, что мы захотим.
Вот посмотрите, сейчас мы «нарисуем» колобок. (Взрослый выкладывает круг).
Лиса Колобка съела, а «волшебный» шнурочек сделает колобок снова.
Лиса — «ам»       (Взрослый сдергивает шнурок с экрана.) А он снова там. Попробуй сам».
Перед началом работы по выкладыванию нитью обратите внимание малыша на то, что колобок круглый, как мячик, и предложите «нарисовать» его пальчиком в воздухе.

В конце занятия предложите ребенку отгадать загадку:
Отгадайте-ка , ребяти,
Кто с окна на травку - скок,
Покатился без оглядки через речку и лесок?
Подскажите мне , ребятки,
У кого румяный бок?
Догодались? Отвечайте!
Ну , конечно,... (колобок)

Занятие 2
(для детей от 3 лет)
Для проведения занятия была использована сказка "Курочка ряба"

Расскажите (прочитайте) ребенку русскую народную сказку «Курочка Ряба».

Жили себе дед да баба, и была у них курочка Ряба. Снесла курочка яичко: яичко не простое, золотое.
Дед бил, бил — не разбил; баба била, била — не разбила.
Мышка бежала, хвостиком махнула — яичко упало и разбилось.
Дед и баба плачут; курочка кудахчет:
— Не плачь, дед, не плачь, баба. Я снесу вам яичко другое, не золотое — простое.

После знакомства со сказкой задайте ребенку вопросы.
Кто снес яичко?
Что делали дед и баба?
Смогли они разбить яичко?
А кто разбил яичко?
Скажите : «Расстроились дед и баба, но мы их сейчас утешим, нарисуем для них новое яичко — вот такое... (Нарисуйте пальцем в воздухе фигуру овальной формы.)
Возьмем для этого волшебный шнурочек и сделаем новое яичко. (Выложите с помощью шнурка овал). Ах! Разбилось яичко! (Сдерните шнурок с экрана.) А мы еще одно нарисуем. (Вновь выложите яйцо.) А теперь,  сам сделай новое яичко. Было яичко золотое, а будет какое?».
Скажите, какую форму имеет яйцо (овал) и предложите выложить нитью не только яичко, но и мышку, которая его разбила.

В конце занятия предложите ребенку отгадать загадки: 
 
Может и разбиться, 
Может и свариться, 
Если хочешь, в птицу 
Может превратиться. (Яйцо)

Живет в норке,
Грызет корки. 
Короткие ножки, 
Боится кошки. (Мышка)

Занятие 3
(для детей от 4 лет)
 При проведении занятия была использована сказка "ПУЗЫРЬ, СОЛОМИНКА И ЛАПОТЬ"

Расскажите (прочитайте) ребенку русскую народную сказку «Пузырь, соломинка и лапоть».
Пузырь, соломинка и лапоть
Жили-были пузырь, соломинка и лапоть; пошли они в лес дрова рубить, дошли до реки, и не знают: как через реку перейти? Лапоть говорит пузырю:
—    Пузырь, давай на тебе переплывем?
—    Нет, лапоть, пусть лучше соломинка перетянется с берега на берег, а мы перейдем
по ней.
Соломинка перетянулась; лапоть пошел по ней, она и переломилась. Лапоть упал в воду, а пузырь хохотал, хохотал... Да и лопнул...
После знакомства со сказкой задайте ребенку вопросы.
Куда пошли пузырь, соломинка и лапоть?
Через что они хотели перейти?
Кто перекинулся с берега на берег?
Кто пошел по соломинке?
Что случилось с соломинкой?
Что случилось с лаптем?
Что случилось с пузырем?
Затем предложите : «А теперь изобразим всех горе - путешественников. Сначала выложим того из них, кто самый тонкий и высокий. Это соломинка. (Пальцем в воздухе нарисуйте прямую линию сверху вниз, а затем выложите с помощью толстой нити.)
Кто из путешественников самый толстый и легкий? (Пальцем в воздухе нарисуйте круг, а затем выложите его нитью. (Уточните, какую форму имеет пузырь — круглую).
А сейчас мы «нарисуем» лапоть. Какой формы лапоть? (Овальной.) (Пальцем в воздухе рисуется овал, а затем выкладывается эта фигура на экране)».

Когда работа будет закончена, еще раз спросите ребенка о том, какую форму напоминают персонажи сказки и загадайте загадки.
 
У любого ты спроси: 
«Что носили на Руси?» 
Из коры плели галошки, 
Обували их на ножки. (Лапти)

Летом в полюшке росла — 
Колос к солнышку несла. 
А как только пожелтела, 
Ей нашлось другое дело. (Солома)
 
Мылу на замену 
Взбили пышно пену.
Как подули — посмотри, 
Полетели ... (пузыри).
Занятие 4
(для детей от 4 лет)
Для проведения занятия использована сказка "ЛИСА И ЖУРАВЛЬ"

Расскажите (прочитайте) ребенку русскую народную сказку «Лиса и журавль».
Лиса и журавль
Русская сказка
Лиса с журавлем подружилась, даже покумилась с ним у кого-то на родинах. Вот и вздумала однажды лиса угостить журавля, пошла звать его к себе в гости:
—    Приходи, куманек, приходи, дорогой! Уж как я тебя угощу!
Идет журавль на званый пир, а лиса наварила манной каши и размазала по тарелке. Подала и потчует:
—    Покушай, мой голубчик-куманек! Сама стряпала.
Журавль хлоп-хлоп носом, стучал, стучал, ничего не попадает!
А лисица в это время лижет себе да лижет кашу, так всю сама и скушала. Каша съедена; лисица говорит:
—    Не обессудь, любезный кум! Больше потчевать нечем.
—    Спасибо, кума, и на этом! Приходи ко мне в гости!
На другой день приходит лиса, а журавль приготовил окрошку, наклал в кувшин с малым горлышком, поставил на стол и говорит:
—    Кушай, кумушка! Право, больше нечем потчевать.
Лиса начала вертеться вокруг кувшина, и так зайдет, и этак, и лизнет его, и понюхает-то — все ничего не достанет! Не лезет голова в кувшин. А журавль меж тем клюет себе да клюет, пока все не поел.
—    Ну, не обессудь, кума! Больше угощать нечем!
Взяла лису досада: думала, что наестся на целую неделю, а домой пошла как несолоно хлебала. Как аукнулось, так и откликнулось! С тех пор и дружба у лисы с журавлем врозь.

После знакомства со сказкой задайте ребенку вопросы.
Чем лиса угощала журавля?
Куда лиса положила кашу?
Удобно было журавлю клевать кашу с тарелки?
А чем журавль потчевал лису?
Куда он налил окрошку?
Предложите ребенку сделать иллюстрации к сказке с помощью «волшебной» нити. Сначала попросите малыша выложить большую круглую тарелку, а затем кувшин. Предварительно покажите ему сам кувшин или его изображение на картинке.
Обсудите, что глубже — кувшин или тарелка? А что шире? Из чего удобнее есть лисе, а из чего — журавлю? Почему?
Затем загадайте ребенку загадки:
 
Хитрая плутовка,
Рыжая головка.
Хвост пушистый — вот краса,
А зовут ее ... (лиса).
 
Посмотрите, что за птица — 
Ноги тонки, клюв — как спица. 
По болоту он шагает 
И лягушек собирает. (Журавль) 

Занятие 5  "КОТИК-РЫБОЛОВ"
(для детей от 4 лет)


Прочитайте ребенку народную потешку:
Пошел котик на мосток, Поймал рыбку за хвосток. То ли съесть по пути, То ли Ване отнести?

Предложите детям сделать иллюстрации к потешке, выложив с помощью «волшебной» ниточки сначала мост, а потом рыбку и удочку.
http://s42.radikal.ru/i096/0903/e0/09411dd90d68.jpg
Скажите малышу: «Скоро Ваня подрастет, и сам пойдет на мосток. Поймает Ваня рыбку. А вот чем он ее поймает, отгадайте сами».
Что это у Ванечки — 
Ниточка на палочке, 
Палочка в руке, 
Ниточка в реке. (Удочка)

Затем загадайте ребенку еще две загадки:
Блещет в речке чистой 
Спинкой серебристой. (Рыбка)

Я над речкою лежу, 

Занятие 6  "МИТИНЫ ПОДАРКИ"
(для детей от 4 лет)
Скажите: «У Мити был День рождения. Ему подарили много игрушек. А какие игрушки, ты узнаешь, если сумеешь отгадать загадки». Попросите ребенка ниточкой «нарисовать» отгадки. 
Задание для детей четырехлетнего возраста:
 
Его бьют, а он не плачет, 
Только выше, выше скачет. ( Мяч)

Возьми за палочку, дружок, 
И подними вот так ... (флажок).

Твой хвостик я в руке держал. 
Ты полетел, я побежал. (Шарик)



Задание для детей пятилетнего возраста:

Совсем не нужен ей водитель, 
Ключом ее вы заведите — 
Колесики начнут крутиться, 
Поставьте — и она помчится. (Машинка)
 
 Ростом разные подружки, 
Но похожи друг на дружку. 
Все они сидят друг в дружке, 
А всего одна игрушка. -(Матрешка)

На ножке я кружусь одной, 
Ребятам весело со мной. (Юла)
http://i035.radikal.ru/0903/6a/b0d710053495.jpg


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ОО«Художественно-эстетическое развитие» Конспект занятия по ниткографии "Яблоко"

Конспект занятия по ниткографии Яблоко»Цель:создание условий для экспериментальной деятельности ребёнка в области освоения образности и символики цвета. Формировать умение пользоваться различными...

Конспект занятия по ниткографии "Золотая рыбка"

Конспект занятия аппликации нитью...

Конспект занятия по ниткографии "Зонтик"

Конспект занятия аппликация нитью...

Конспект занятия по ниткографии "Белый медведь"

конспект занятияпо ниткографии "Белый медведь"...

Конспект занятия по ниткографии "Грибок"

Конспект занятия в нетрадиционной технике аппликации...

конспект занятия по ниткографии "Ёжик"

Конспект занятия аппликация нитками....