Возможности изобразительной деятельности в развитии воображения дошкольников
статья по аппликации, лепке
В прикрепленной ниже статье Вы можете ознакомиться с материалом по теме развития воображения дошкольника с помощью сюжетной аппликации.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vozmozhnosti_izobrazitelnoy_deyatelnosti_v_razvitii_voobrazheniya_doshkolnikov.docx | 21.44 КБ |
Предварительный просмотр:
ВОЗМОЖНОСТИ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В РАЗВИТИИ ВООБРАЖЕНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ
Составила: Мурадян Светлана Левановна
Воспитатель: ГБДОУ детского сада №74 Фрунзенского района г. Санкт-Петербурга
Уважаемые коллеги здравствуйте!
ФГОС дошкольного образования предполагает развитие и образование детей в различных видах ИЗО. [Под изобразительной деятельностью в Федеральном законе об образование подразумеваются следующие разновидности деятельности:
- сборка конструкций различными способами;
- лепка из специальной глины или пластилина;
- изготовление всевозможных поделок;
- изготовление мозаики и аппликаций;
- конструирование;
- дидактические игры;
- изодеятельность и т.д.
В процессе изобразительной деятельности одновременно проявляется физическая и умственная активность. Чтобы создать рисунок, аппликацию, слепить фигурку, требуется овладеть определёнными умениями, приложить усилия, совершить созидательные действия. В процессе этой деятельности дошкольники учатся практическим навыкам, которые позднее понадобятся им для самой разнообразной работы, и приобретают умелость, позволяющую детям чувствовать себя гораздо самостоятельнее. Интегрированный подход успешно реализуется на занятиях по изобразительной деятельности. Кроме того, здесь дети освобождаются от страхов и перенапряжения. Моделирование окружающих предметов в процессе продуктивной деятельности завершается созданием такого продукта, в котором представление о явлении, ситуации или предмете получает вполне материальное воплощение в конструкции, рисунке, аппликации или фигурке.
Ребенок использует предметные и ролевые замещения, что позволяет ему постепенно учиться построению в уме различных представлений об окружающей действительности, применению их при решении задач. У дошкольника формируются способность представлять себя на месте другого человека и способность к моделированию ситуаций, что является необходимым условием для развития воображения в этом возрасте.
Широко используется для развития воображения конструкторская деятельность в детском саду и дома. Моделируя постройку чего-либо, ребенок в дошкольном возрасте чувствует себя значимым человеком - создателем. Он радуется, если получается нечто красивое, огорчается, если не выходит так, как хотелось. Подобные игры учат прикладывать волевые усилия для того, чтобы завершить начатое.
Самое главное, в процессе такой игры с конструктором:
- ребенок представляет в уме требуемый результат;
- углубляются представления об окружающем мире;
- идет процесс осмысления предметных свойств;
- запоминаются особенности и детали объектов, с которыми работает ребенок;
- дошкольник получает первичные навыки построения моделей, учится их применять в деле.
Развитие воображения у детей на занятиях конструкторской деятельностью происходит с использованием:
- готовых наборов для создания каких-либо моделей, к примеру, разных видов транспорта или домов;
- наборов деревянных, пластмассовых деталей, из которых можно построить все, что захочется малышу;
- различных нетрадиционных технологий - оригами, монотипии, рисования цветными нитками, кляксографии и т.д.
Лепка также является эффективным средством для развития воображения, но её особенность состоит в том, что она является объёмным способом изображения. Что дети охотнее всего лепят – животных, людей, овощи и фрукты, посуду, игрушки, машинки. Тематика здесь настолько разнообразна ещё и благодаря тому, что подобно другим видам изобразительного творчества, лепка решает воспитательные задачи, удовлетворяя потребности малышей в творчестве и познании. Также упрощается передача в лепке пространственных соотношений между предметами, ведь здесь, как и в реальной жизни, объекты легко можно расположить один за другим, дальше или ближе от центра композиции. Поэтому при лепке нет трудностей с перспективой, которая для детей в этом возрасте ещё очень сложна.
Когда дети-дошкольники занимаются аппликацией, работая с предметами простых и сложных форм, то им приходится вырезать и наклеивать их элементы и силуэты. Для создания подобных изображений требуется усиленная работа воображения и мысли, поскольку в силуэте обычно нет тех элементов, которые являются его главными отличительными признаками [5]. Кроме того, занятия аппликацией способствуют прогрессу математических представлений малыша. Ведь в этот момент дошкольник узнаёт названия простейших геометрических фигур, усваивает их признаки, у него развивается представление о положении предметов и их частей в пространстве (справа, слева, в центре, в углу), а также об относительности их размера (меньше или больше) и цвета. Кроме того, работая над изготовлением аппликаций, ребёнок развивает мускулатуру рук и координацию движений [13, c. 2-9]. Он учится пользоваться ножницами, аккуратно и правильно вырезая формы и поворачивая при этом в нужную сторону лист бумаги, затем раскладывает эти формы на «фоновом» листе на определённом расстоянии.
Для родителей рисование ребенком каких-то невообразимых фигур может показаться пустой забавой, но это – полноценный труд дошкольника. Во время занятий изобразительной деятельностью у него включаются двигательные, зрительные и другие анализаторы, проявляются яркие особенности детской психики, развиваются моторика, мышление и воображение.
Ребенок дошкольного возраста постепенно уходит от простого подражания действиям взрослых с карандашами, его движения становятся все четче и более обдуманными. Постепенно развиваются не только навыки рисования, но и способность представлять в уме свое будущее творение или поделку. Дошкольник старается воспроизвести на бумаге все, что он себе воображает. Это может быть мир, наполненный феями и принцессами, а могут быть образы, наблюдаемые в действительности.
В процессе целенаправленного воздействия у ребенка развиваются очень важные качества воображения:
- произвольность;
- креативность;
- устойчивость;
- широта.
Рассмотренные виды деятельности способствуют полноценному формированию воображения, что позволяет ребенку дошкольного возраста развиваться гармонично. Одновременно с этим в педагогике уделяется большое внимание интеллекту, мелкой моторике рук, памяти, зрительному восприятию, способности мыслить и творить. Все это позволяет дошкольнику успешно и без затруднений адаптироваться при переходе на следующую ступень, усваивать в дальнейшем необходимые программы обучения, расти разносторонне развитой личностью, готовой к дальнейшему обучению.
Для полноценного развития воображения педагоги должны позволять детям свободно экспериментировать с разными материалами, стараться организовать деятельность детей так, чтобы максимально задействовать эмоции ребенка, дать возможность дошкольникам наблюдать за аналогичной деятельностью взрослых.
Список литературы
- Федеральный закон № 273-ФЗ от 29.12.2012
«Об образовании в Российской Федерации» (в ред. от 03.07.2016). - Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013 г. № 1155).
- Аркин Е.Л. Ребенок в дошкольные годы. - М.: Наука+, 2012. - 234 с.
- Агеева С.И. Обучение с увлечением / С.И. Агеева. - М.: Истоки, 2011. - 64
- Алябьева Е.А. Развитие воображения и речи детей 4–7 лет: Игровые технологии. - М.: ТЦ Сфера, 2015. - 128 с.
- Ануфриева Г., Вдовкина С., Огороднова О. Воображение и творчество // Дошкольное воспитание. - 2008. - № 12. - 120 с.
- Аджимуратова А.Р. Организационно-педагогические условия творческой работы детей старшего дошкольного возраста // Молодой ученый. - 2016. - № 10. С. 1155-1158.
- Безруких M.M. Сенсомоторное развитие дошкольников на занятиях по изобразительному искусству. - М.: ЭКСМО, 2010. - 224 с.
- Богатеева З.А. Занятия аппликацией в детском саду. - М.: Мозаика- Синтез, 2010. - 256 с.
- Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте: Психол. очерк: Кн. для учителя. - М.: Просвещение, 2011. - 332 с.
- Венгер Л.А. Восприятие и обучение. Дошкольный возраст. - М.: ЭКСМО, 2012. С. 89.
- Вербенец А.М., Вершинина Н.А., Горбова О.В., Немченко Л.В. Теории и технологии художественного развития детей дошкольного возраста. - М.: Новое Просвещение, 2012. - 267 с.
- Грибанова М.В. Развитие творческой активности детей 3-7 лет средствами аппликативной деятельности. (Пермский гос. пед. ун-т) – Пермь 2013.
- Дьякова Н. Н. Применение техник нетрадиционного рисования для развития изобразительных умений детей // Молодой ученый. - 2012. - № 6. С. 386-389.
- Давыдов В.В. Проблемы развивающего обучения. - М.: АсТ, 2012. С. 145.
- Дружинин В.Н. Психология общих способностей. - СПб., изд. «Питер», 2012.
- Дьяченко О.М. Пути активизации воображения дошкольника. - М., 2007.
- Ермолаева М.В. Практическая психология детского творчества. - М., Московский психолого-социальный институт. 2011.
- Краткий психологический словарь / Под общей ред. А.В. Петровского и М.Г. Ярошевского; ред.-составитель Л.А. Карпенко. - 2-е изд., расширенное, испр. и доп.- Ростов-на-Дону: «ФЕНИКС», 2012.
- Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. - М., изд. «Смысл», 2014
- Макарова Е.В. В начале было детство. - М., изд. Педагогика, 2013.
- Мухина В.С. Детская психология. Изд. Просвещение, 2015 г.
23. Палагина Н.Н. Воображение у самого истока. - М., изд. Московский психолого-социальный институт, 2007.
24. Психология детства. Под ред. А.А. Реана. СПб., 2016.
25. Рибо Т. «Творческое воображение». СПб., 2011 г.
26. Виноградова Е.Л. Условия становления познавательной мотивации дошкольников 5-6 лет.// Психологическая наука и образование. 2014 г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Роль изобразительной деятельности в развитии воображения в младшем дошкольном возрасте.
Особенности развития воображения в раннем и дошкольном возрасте, методы развития воображения, роль изо деятельности в развитии воображения младший дошкольный возраст...
Педагогические возможности театрализованной деятельности в развитии ребенка-дошкольника
из опыта работы воспитателя Бахтиевой К.С....
«Возможности изобразительной деятельности в развитии эмоциональной отзывчивости у детей дошкольного возраста»
Статья будет интересна педагогам, работающим с детьми старшего дошкольного возраста. В статье отображена актуальность развития эмоциональной отзывчивости у детей дошкольного возраста с точки зрен...
Программа педагогического просвещения родителей «Педагогические возможности театрализованной деятельности в развитии ребенка дошкольника».
laquo;Педагогические возможности театрализованной деятельности в развитии ребенка дошкольника»....
Программа педагогического просвещения родителей «Педагогические возможности театрализованной деятельности в развитии ребенка-дошкольника»
Вашему вниманию предлагается Программа педагогического просвещения родителей «Педагогические возможности театрализованной деятельности в развитии ребенка-дошкольника» ...
Значение изобразительной деятельности в развитии воображения детей старшего дошкольного возраста
Изобразительная деятельность интересна, увлекательна для детей, так как есть возможность передать свои впечатления об окружающей действительности с помощтю карандаша, красок. Этот процесс вызывает у д...
Значение изобразительной деятельности в развитии воображения детей старшего дошкольного возраста
Изобразительная деятельность интересна, увлекательна для детей, так как есть возможность передать свои впечатления об окружающей действительности с помощью карандаша, красок. Этот процесс вызывает у д...