Творческий проект "Елочные игрушки своими руками. Чудесное превращение соленого теста"
проект по аппликации, лепке (старшая группа)
Создать условия для формирования и активизации творческого потенциала воспитанников и их родителей через технологию тестопластики.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tsio.docx | 22.46 КБ |
Предварительный просмотр:
ГБОУ «Центр инклюзивного образования «Южный» Дошкольное отделение
Проект
«Елочные игрушки своими руками. Чудесное превращение соленого теста»
Подготовили воспитатели
старшей группы № 5
Ершова О.В.
Юдаева Т.Г.
Декабрь. 2014 г.
Проект «Елочные игрушки своими руками. Чудесные превращения соленого теста»
Тип проекта: творческий, практико-ориентированный.
Участники проекта: дети подготовительной группы, воспитатели, родители.
Продолжительность проекта: 3 недели.
В процессе знакомства детей нашей группы с нетрадиционным материалом для лепки – соленым тестом, мы заметили у них неподдельный интерес к работе с данным материалом. В ходе обсуждения подготовки к новогодним праздникам (в частности, как и чем наряжать новогоднюю елку), было принято совместное решение детей и воспитателей, а впоследствии и родителей, украсить новогоднюю красавицу своими силами: создать самим новогодние игрушки из соленого теста. Как сказал А. Грин «Я понял одну нехитрую истину. Она в том, чтобы делать так называемые чудеса своими руками»
Цель проекта: создать условия для формирования и активизации творческого потенциала воспитанников и их родителей через технологию тестопластики.
Задачи:
- Образовательные:
- познакомить с историей возникновения соленого теста;
- познакомить участников проекта с технологическими возможностями соленого теста и его использованием в процессе художественного творчества (лепка);
- познакомить с основными развивающими функциями лепки из соленого теста.
2. Развивающие:
- развивать мелкую моторику пальцев и кистей рук;
- развивать навыки работы с материалами для лепки, при освоении приемов лепки: отщипывания, скатывания, раскатывания, сплющивания, работой с трафаретами;
- развивать эстетический и художественный вкус.
3. Воспитательные:
- воспитывать интерес к лепке из соленого тест, как виду художественного творчества;
- заинтересовать и вовлечь родителей в совместную досуговую деятельность с детьми.
Формы и методы реализации проекта:
- тематические консультации и выставки для родителей;
- подбор литературы по теме;
- рассматривание тематических книг, альбомов с репродукциями поделок;
- индивидуальная работа с детьми: отработка приемов лепки из соленого теста во взаимодействии с воспитателями и родителями;
- организация и проведение мастер-класса по теме;
- украшение новогодней елки.
Предполагаемые результаты:
- расширение детского кругозора, развитие мышления, памяти, мелкой моторики рук;
- высокая заинтересованность, удовлетворяющая потребность ребенка в деятельности;
- творческое самовыражение воспитанников.
- повышение заинтересованности родителей в развитии личности ребенка;
- воспитанники и их родители узнают историю возникновения соленого теста, будут иметь представление о технологических возможностях соленого теста и его использованием в процессе художественного творчества (лепки);
- узнают основные развивающие функции лепки из соленого теста;
-возникнет интерес к лепке из соленого теста, как виду художественного творчества;
Этапы реализации проекта.
Подготовительный этап:
- тематические консультации и выставки для родителей;
- подбор литературы по теме;
- рассматривание тематических книг, альбомов с репродукциями поделок.
Основной этап:
- индивидуальная работа с детьми: отработка приемов лепки из соленного теста во взаимодействии с воспитателями и родителями;
- организация и проведение мастер-класса по теме;
- продуктивная деятельность: изготовление елочных игрушек из соленого теста.
Заключительный этап:
- украшение новогодней елки.
Консультации для родителей
Тестопластика
Тестопластика – лепка декоративных изделий из соленого теста, является одним из видов художественного творчества и является мощным способом развития у детей умственной активности, творчества, художественного вкуса и многих других качеств, без которых невозможно формирование первоначальных основ социально активности личности.
Любой предмет имеет свой объем, он воспринимается ребенком со всех сторон. На основе такого восприятия предмета в сознании дошкольника формируется образ. Лепка из теста, как деятельность, в большей мере, чем рисование или аппликация, подводит детей к умению ориентироваться в пространстве, усвоению целого ряда математических представлений. Дети непосредственно сопоставляют части предмета между собой, определяют их размеры (длину, толщину). Занятия лепкой способствуют развитию чувства осязания обеих рук. Стараясь как можно точнее передать форму, ребенок активно работает пальцами, причем чаще всего десятью, а это, как известно, способствует развитию речи. Таким образом, лепка, развивая мелкую моторику, влияет на развитие речи и мышления, способствует развитию трех мерного восприятия формы, умения чувствовать и передавать изобразительными средствами объем и пространство, развивает воображение, снимает эмоциональное напряжение.
У ребенка формируются предпосылки учебной деятельности: умение ставить цель, искать и находить решение проблем, выбирать средства и реализовывать свой замысел, осознавать и оценивать свой индивидуальный опыт. Происходит развитие качеств творческой личности: любознательности, высокой познавательной активности, высокого интеллектуального потенциала, стремление к самосовершенствованию.
Соленое тесто обладает высокими пластичными свойствами и дает возможность воплощать самые интересные и сложные замыслы, возможность декоративного оформления изделий из него. Во время работы с этим материалом ребенок испытывает радость и наслаждение от его пластичности, от форм, которые получаются в процессе лепки, от результатов своего труда. И хотя создание поделок из соленого теста часто сопряжено со сложностью технического выполнения, в преодолении трудностей дошкольники получают удовольствие и эмоциональное удовлетворение. Дети с большим увлечением изготавливают поделки из соленого теста, которые затем используют в своих играх, дарят родным и друзьям.
Лепка из соленого теста дает возможность расширить творческие возможности ребенка, повысить его интерес к созданию поделок. Нетрадиционная лепка играет важную роль в общем психическом развитии ребенка. Ведь главным является не конечный, а развитие личности, формирование уверенности в себе, в своих способностях, что соответствует концепции ФГОС ДО.
Немного истории
Соленое тесто имеет древнюю историю. Первоначально изделия из него имели культовое назначение: из них делали фигурки божеств, изображения животных для жертвоприношения, обереги.
У славян считалось, например, что фигурки животных, вылепленных из теста, принесут в дом богатство и изобилие, их лепили в надежде на увеличение поголовья скота. В язычестве со временем приношение в жертву животных было заменено приношением таких фигурок, в том числе из теста.
У индейцев Южной Америки фигурки из теста было принято класть в могилу: они должны были служить проводниками в потустороннем мире. Эта традиция по сей день имеет продолжение: в маленьком городке Кальдерон в Эквадоре и сегодня делают такие фигурки, но теперь из теста лепятся и сувениры, известные на весь мир и очень популярные у туристов, и рамки для фотографий и зеркала и т.п.
Когда на смену язычеству пришло христианство, соленое тесто не было забыто.
В Европе (и Западной, и Восточной) венки и фигурки из соленого теста были атрибутами религиозных праздников. В бедных семьях из теста лепили елочные игрушки и фигурки для вертепа – небольшого макета, изображающего сцены Рождества в Вифлееме.
Из теста издавна делали для детей кукол, которые также исполняли роль оберегов.
В Китае и сегодня лепят яркие фигурки из рисового теста. Мастерицы сидят прямо на улице и создают свои маленькие шедевры на глазах у прохожих.
В наши дни поделки из соленого теста носят чисто декоративный характер, но от этого не менее популярны. Можно сказать, что они сейчас более популярны чем когда-либо. Множество замечательных художников работают в этой технике, радуя нас своими произведениями. Но работа с тестом – удел не только профессионалов. Это занятие благодаря своей увлекательности и доступности интересно как для детей, так и для взрослых. Занятия по лепке из соленого теста проводятся в детских садах, школах, кружках. Родители занимаются лепкой вместе с детьми. Существуют многочисленные мастер классы для взрослых, которые тоже с удовольствием как делают поделки из соленого теста сами, так и принимают их в подарок. И, кажется, у этого материала есть большое будущее. В сочетании с другими техниками и материалами соленое тесто открывает перед нами все большие возможности для творчества!
Мастер-класс
Материалы и оборудование:
Мука, соль, вода, цветная гуашь или акриловые краски, стеки, кисть, доски для работы с тестом, салфетки, клеенки, фартуки, бисер, маленькие бусы, ленточки, печатки и другие приспособления.
Организационный момент.
Здравствуйте, уважаемые родители! Спасибо, что нашли время и пришли на сегодняшний мастер-класс, посвященный лепке из соленого теста. Сегодня мы предлагаем вам своими руками вместе с нашими детками сделать елочные игрушки для нашей новогодней елки. И уже готовыми изделиями украсить «лесную красавицу».
Практическая часть.
Для начала давайте вместе попробуем сделать соленое тесто.
Классический рецепт соленого теста:
- 1 стакан муки;
- 1 стакан соли;
- пол стакана воды;
-столовая ложка подсолнечного масла.
Подсолнечное масло добавляют в тесто для большей эластичности.
Рецепт №2
-1 стакан муки;
- 1стакан соли;
- вода;
- 2/3 ч. л. обойного клея.
Это тесто отличается большей прочностью и эластичностью.
Мука высший сорт, соль «Экстра» не йодированная.
Просеиваем муку, добавляем соль, воду вливаем маленькими частями, постепенно. Тесто вымешиваем до тех пор, пока оно не будет крошиться и не перестанет липнуть к рукам. Затем можно приступать к изготовлению поделок.
Окрашивать поделки из соленого теста можно двумя способами: окрашивать уже готовые изделия или добавлять краску в тесто во время замешивания.
Рефлексия
Вот и подошел наш мастер-класс к концу. И мы надеемся, что вам было интересно и приятно работать вместе со своим ребенком. Что вы испытали чувство гордости и радости за себя и своего ребенка. Что приобретение новых навыков изготовления интересных поделок из соленого теста послужило средством пополнения запасов приятных впечатлений, положительных эмоций. И теперь вы можете всей семьей украсить свою домашнюю новогоднюю елку оригинальными поделками, выполненными своими руками, что, мы надеемся, общее дело еще больше сплотит вашу семью и принесет еще большую радость от предпраздничных приготовлений.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Творческий проект "Мастерим игрушки своими руками"
Проект «Мастерим игрушки своими руками» реализуется в рамках образовательной области «Художественное творчество». Реализация проекта предполагает участие детей, родителей, педа...
«Елочные игрушки своими руками. Чудесное превращение соленого теста»
Формирование творческого потенциала у детей и их родителей через технологию тестопластики....
Творчески-игровой проект по изобразительной деятельности «Веселая игрушка своими руками»
ИДЕЯ ПРОЕКТА:Вовлечение дошкольников и их родителей в продуктивно – игровую деятельностьВызвать интерес к подготовке и разыгрыванию сюжетов знакомых сказок с помощью кукол – самоделок.ЦЕЛЬ...
Творчески-игровой проект по изобразительной деятельности «Веселая игрушка своими руками»
ИДЕЯ ПРОЕКТА:Вовлечение дошкольников и их родителей в продуктивно – игровую деятельностьВызвать интерес к подготовке и разыгрыванию сюжетов знакомых сказок с помощью кукол – самоделок.Попо...
Краткосрочный творческий проект с детьми старшей группы «Новогодняя игрушка своими руками»
Краткосрочный проект по созданию новогодней игрушки своими руками...
«Развитие творческих способностей в изобразительной деятельности «Чудесные превращения»
Развитие творческих способностей. Развитие изобразительного творчества дошкольников средствами нетрадиционных техник рисования....
Творческий проект «Елочные игрушки своими руками. Чудесное превращение соленого теста»
В процессе знакомства детей нашей группы с нетрадиционным материалом для лепки – соленым тестом, мы заметили у них неподдельный интерес к работе с данным материалом....