советы и рекомендации для родителей
консультация (младшая, средняя группа)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
melkaya_motorika.doc | 59 КБ |
obrazy_v_lepke.docx | 18.31 КБ |
plastilin.docx | 25.31 КБ |
razvitie_melkoy_motoriki_u_detey.docx | 18.87 КБ |
chem_napolnit_razvivayushchuyu_sredu.docx | 14.42 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 50 г. Челябинска»
454015, г. Челябинск, ул. Шагольская I квартал, 6 «б», тел: 8(351)283-07-26
УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ РАЗВИТИЯ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ РУК
Подобрала и составила
Воспитатель
Залевская Лариса Анатольевна
2016-2017гг.
Развитие мелкой моторики рук. Работа ведется как во время заданий по рисованию и лепке, так и во время специальных заданий.
Задачи: развивать мелкую моторику рук с целью научить детей правильно держать и пользоваться карандашом, кистью; соизмерять силу движений при рисовании и лепке и т. д.
Специальные задания, направленные на развитие мелкой моторики проводятся только в первом полугодии. Это изображение пальцами разных предметов и животных, игры с крупой, мелкими деталями. Необходимо обращать внимание детей на строение руки, на то, что пальцы могут быть напряжены, расслаблены, вытянуты, согнута и т. д..
Для многих детей является очень болезненным напоминание о том, как правильно держать карандаш, поэтому педагог должен очень деликатно подходить к решению этой проблемы. Необходимо использовать игровые приемы («Сделай мягкий диванчик» расслабленную руку положить на внешнее ребро ладони. «Карандаш лег на «диванчик», головку положил на подушечку (средний палец) и накрылся одеяльцем (большой и указательный пальцы»)). Не надо указывать ребенку на то, что он взял карандаш неправильно, а положить его в руку ребенку так как надо. Нельзя прерывать ребенка во время рисования, нужно подождать, пока ребенок закончит, и обратить внимание на карандаш перед следующим заданием.
На занятиях большое внимание уделяется прикладной функции изобразительной деятельности. Дети учатся с помощью рисования, лепки, аппликации украшать различные предметы. Делать их нарядными, красивыми. Также дети учатся самостоятельно изготавливать подарки для близких, игрушки, делать украшения к праздникам.
Занятия по изобразительной деятельности помогают в решении общепедагогических задач. У детей развивается внимание, творческое воображение, познавательная активность. Дети приучаются к аккуратности, самостоятельности. дети учатся различать и называть цвет, форму, величину предметов, знакомятся с композицией, обогащают словарный запас. Учитывая особенности развития речи детей 2-4 лет, педагог должен задавать детям вопросы, побуждая их к ответу. Не требуя ответа от всех детей, педагог должен сам повторять правильный и четкий ответ за детьми.
Занятия по изобразительной деятельности в условиях детского сада рекомендуется проводить 2-3 раза в неделю по 10-15 минут, разбив предполагаемое занятие на несколько частей на усмотрение педагога. Например, 1 часть – рисование карандашами или фломастерами, аппликация. 2 часть – рисование красками или лепка. Задание, направленное на развитие мелкой моторики рук можно включать в обе части. Занятия по изобразительной деятельности рекомендуется проводить по подгруппам, чередуя с динамическими занятиями. Дома родители могут проводить занятие целиком, либо отдельные задания, соблюдая последовательность.
Упражнения для развития мелкой моторики рук.
1. Цель: Научить детей показывать ладошку и пальцы на руках, соединять их вместе.
Ход. Упражнение можно провести сидя на ковре, за столом или стоя около воспитателя.
- Ребята, покажите мне ваши ручки. Посмотрите на мои ручки. Это у меня ладошка. Покажите ваши ладошки. Это у меня пальчики. Покажите ваши пальчики. Давайте, наши ладошки поздороваются друг с другом (соединяем ладошку одной руки с ладошкой другой руки). Похлопаем в ладошки. Теперь поздороваются пальчики (соединяем пальчики одной руки с пальчиками другой руки). Похлопаем. А теперь мы погреем наши ладошки. Прикладываем одну ладошку к другой и потрем их, водя вперед – назад.
2. Цель: Учить детей сжимать пальцы в кулак, выпрямлять по одному пальцу.
Ход: Упражнение можно провести сидя на ковре, за столом или стоя около воспитателя.
- Ребята, посмотрите на свои ручки. Давайте спрячем пальчики в домик, сожмем их в кулачок. Им там тепло, хорошо вместе. А теперь один пальчик решил выглянуть из домика, вот так. И еще один пальчик вышел погулять. (Поочередно выпрямляем все пальцы на руке, затем проделываем упражнение на другой руке).
3. Цель: Учить детей напрягать и расслаблять кисти рук.
Ход: Упражнение можно провести сидя на ковре, за столом или стоя около воспитателя.
Воспитатель показывает детям и раздает камни, кусочки ваты, дощечки для лепки.
- Ребята, посмотрите, это – камень. Он твердый, потрогайте его. А теперь, давайте, превратим нашу ручку в камень, сделаем ее твердой. Сожмите пальцы в кулак, получился камень. Потрогайте другой рукой, какой твердый камень у вас получился. Молодцы, теперь потрогайте кусок ваты. Он мягкий. Давайте нашу ручку сделаем мягкой. Руку расслабим, вот так. Теперь ручка мягкая как вата, потрогайте. Хорошо. Теперь потрогайте дощечку для лепки, она ровная, гладкая, прямая. Давайте превратим нашу руку в такую дощечку. Надо выпрямить ладонь и соединить пальцы, сделайте как я. Вот и ваша ручка стала прямой, гладкой, ровной, потрогайте ее. (Упражнение можно повторить несколько раз).
4. Цель. Учить детей ладонью и пальцами показывать различные предметы.
Ход. Упражнение можно провести сидя на ковре, за столом или стоя около воспитателя. Дети повторяют то, что показывает воспитатель.
- Ребята, кирпичи у гномиков есть, но чтобы построить дом, нужны инструменты. (Воспитатель показывает картинку пилы и спрашивает что это). (Ответы детей)
- Давайте покажем пилу ладошкой. Выпрямим ладошку, соединим и выпрямим пальцы, ладошка похожа на дощечку, поставим ее на ребро и водим вперед – назад. Пила пилит.
Воспитатель показывает картинку с гвоздем и спрашивает что это..
- для строительства нужны гвозди. Давайте покажем гвоздик. Все пальчики сожмем в кулак. А теперь выпрямим вот этот (указательный), получился гвоздь.
Далее воспитатель показывает картинку, на которой изображены клещи.
- Это – клещи. Чтобы получились клещи надо пальцы сложить в кулачок, выпрямить большой и указательный пальцы, сложить их в колечко, а затем разъединять и соединять их. Покажите клещи.
Воспитатель достает картинку с молотком, спрашивает, что это и предлагает детям показать молоток. Если дети затрудняются сами придумать, как показать молоток., воспитатель рассказывает, как это сделать.
- Давайте сложим пальцы в кулачок и постучим им как молотком. Ребята, вы молодцы. Теперь у гномиков есть все инструменты для строительства.
5. Цель. Учить детей правильно держать карандаш.
Ход. Дети сидят за столами. Воспитатель раздет им по два карандаша.
- Ребята, давайте, мы для карандаша, как для кисточки сделаем «диванчик». Посмотрите, чтобы получился диванчик, надо нашу ручку сделать мягкой, как вата и положить ее на бочок (на ребро). Теперь я кладу карандаш сверху так, чтобы он головку положил на подушечку (на средний палец) и накрою его одеяльцем (большим и указательный пальцами). Попробуйте сделать «диванчик» для своих карандашей. (Воспитатель подходит к каждому ребенку и помогает сделать «диванчик». Важно, чтобы рука ребенка была расслаблена. После того, как ребенок сделал «диванчик» для одного карандаша, нужно сделать для другого).
- Ребята, посмотрите, какие у вас получились «диванчики» мягкие. Карандашикам в них очень удобно.
6. Цель. Учить детей использовать для рисование две краски, промывать кисть.
Ход. – Ребята. Сейчас мы будем рисовать красками. Возьмите себе кисточку и «диванчик», отнесите себе на стол. Кисточка пока спит. Я принесу вам краску красную и желтую, бумагу и воду. Кисточку с диванчиком ставим около руки, которой ребенок рисует, чуть выше ставим банку с водой, краску ставим рядом с кистью, крышечки от краски убираем. (Воспитатель показывает приемы рисования на планшете. Дети повторяют за ним).
- Наши кисточки проснулись, потянулись, пошли умываться (берем кисточку с подставки, промываем в воде). Теперь набираем желтую краску, и ведем кисть по листочку. Палочка впереди, кисточка за ней. Желтая краска закончилась, надо набрать еще. Теперь кисточка прыгает. Захотелось кисточке набрать красной краске. Чтобы красную краску не испачкать, надо помыть кисточку. Чтобы она стала чистой. Кисточку промоем в воде. Можно набирать красную краску. (Дети рисуют линии и мазки красной краской. Воспитатель напоминает, что кисть надо мыть только тогда, когда меняем цвет. Далее дети моют кисть и кладут ее на «диванчик».)
7. «Курочка с цыплятами»
Цель. Развитие мелкой моторики рук.
Ход. Дети стоят около «выставки», педагог показывает картинку с курочкой и цыплятами и спрашивает, кто это. Дети отвечают.
- ребята, это курочка – мама, она большая. Это цыплята – они маленькие. Они живут у гномика за забором. Посмотрите, какой маленький клювик у цыплят, вот такой (большой и указательный пальцы сложены в кольцо, остальные в кулачке). Клюв открывается – разъединяем пальцы, закрывается - соединяем). Покажите, какие клювики у цыплят. У курицы клюв большой, вот такой (большой палец соединяется и разъединяется с указательным и средним). Покажите, какой клюв у курицы. (задание можно повторить 2-3 раза).
8. «Покроши зернышки»
Цель. Развитие мелкой моторики рук.
Ход. Дети сидят за столами. Педагог показывает картинку с уткой и утятами, спрашивает, кто это и просит показать маленькие клювики утят и большие – утки.
- Ребята, давайте угостим утку и утят. (воспитатель раздает детям по две тарелочки, в одной из которых насыпана крупа, и показывает, как накормить птиц.)
- Сначала мы покормим утят, сделаем маленький клювик (два пальца), берем им крупу из одной тарелки и пересыпаем в другую. Также покормим уток, только клюв надо сделать большой (три пальца). (Упражнение нужно повторить 2-3 раза, меняя клювики. Затем, воспитатель сам забирает у детей тарелки с крупой).
9. «Клювики»
Цель. Развитие мелкой моторики рук
Ход. Воспитатель показывает картинку, на которой нарисованы птицы с птенцами.
- Ребята, посмотрите сколько разных птиц прилетели к вашим домикам, и большие птицы и маленькие птенчики. Покажите, какие клювики у птенчиков, а теперь – у взрослых птиц. (воспитатель напоминает детям, как показать клювики. Дети повторяют упражнение 2-3 раза.)
10. «Корова, лошадь, поросенок»
Цель. Развитие мелкой моторики рук.
Ход. Дети сидят за столами. Воспитатель поочередно показывает картинки с изображением коровы, лошади и поросенка, спрашивает, кто это и просит показать их с помощью пальчиков. Если дети затрудняются вспомнить, воспитатель показывает сам и просит повторить. Упражнение выполняется несколько раз.
11. «Круг на манке»
Цель. Учить детей проводить окружность пальцем по манной крупе.
Ход. Дети сидят за столами.
- Ребята, давайте опять сожмем пальчики в кулачок (на руке, которой ребенок рисует), а теперь вот этот (указательный) сделаем прямым, как карандаш. Этим карандашиком мы сейчас будем рисовать. (Воспитатель раздает детям тарелки с манной крупой и каждому показывает способ изображения)
- Мы нарисуем круг. Ставим пальчик – карандашик на тарелочку. Пальчик движется по кругу. Добежал пальчик до начала своей линии, остановился, спрятался. Получился круг.
Воспитатель обращает внимание детей на то, чтоб у них получался круг, а не «клубочек». Для этого нужно акцентировать внимание детей на то, чтобы пальчик вовремя остановился и спрятался. Дети повторяют задание 6-8 раз. Затем педагог хвалит детей и забирает у них тарелки с крупой.
12. «Заяц, олень, лягушка»
Цель. Развитие мелкой моторики рук.
Ход. Дети сидят за столами, воспитатель поочередно показывает игрушки – заяц, олень и лягушка.
- Ребята, кто это? Заяц. Посмотрите, какие у зайки ушки длинные. Давайте покажем зайку. Все пальчики сожмем в кулачок, а затем разожмем два пальчика (указательный и средний). Пальчики как заячьи уши, получился заяц. (Дети показывают зайчика поочередно на обеих руках).
- А это кто? Олень. Посмотрите, какие у оленя рога большие, вот такие. Выпрямим обе ладошки, разъединим пальчики, покажем оленя. (воспитатель смотрит, чтобы пальцы у детей были выпрямлены).
- Это к нам прискакала лягушка. Чтобы изобразить лягушку, надо сжать пальцы в кулаки и положить на стол пальцами вниз. Резко выпрямить пальцы (Рука как бы подпрыгивает над столом) и положить на стол. Лягушки «прыгают» Воспитатель хвалит детей и просит еще раз показать зайчика, оленя и лягушку.
13. «Корова, лошадь, поросенок»
Цель. Развитие мелкой моторики рук.
Ход. Воспитатель поочередно показывает игрушки корова, лошадь и поросенок.
- Ребята, кто это? Корова. Посмотрите, какие у коровы рога. Давайте покажем корову. Сожмем пальцы в кулак, затем разожмем два пальца (указательный и мизинец), получились рога коровы. (Иногда необходимо показать индивидуально каждому ребенку).
- Посмотрите, к нам прискакала лошадка. Послушайте, как она стучит копытцами. (Воспитатель поочередно стучит мизинцем, безымянным, средним, указательным пальцами по столу, затем просит повторить детей, сначала одной рукой, потом – другой. Дети изображают лошадь.)
- кто это? Поросенок. Посмотрите, какой у поросенка круглый нос – пятачок, вот такой. Надо указательный и большой пальцы соединить так, чтобы получилось колечко. (Воспитатель хвалит детей и просит еще раз показать этих животных).
14. «Сказка про пальчики»
Цель. Развитие мелкой моторики рук.
Ход. Дети сидят за столами. Воспитатель рассказывает сказку про пальчики.
- Жили-были пальчики. Жили они дружно в одном домике – кулачке (пальцы сжаты в кулак). Наступило утро, они проснулись, потянулись (разжать кулак, выпрямить пальцы). Теперь пальчики умываются (пальцами другой руки растираем каждый пальчик). Можно идти гулять (пальцы сжаты в кулак, выпрямляем указательный и средний пальцы, ставим их на стол, получились ноги). Ножки пошли по дорожке. Наши пальчики погуляли, пора возвращаться домой (пальцы сжать в кулак). (Дети повторяют за воспитателем сначала на одной руке, потом на другой).
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 50 г. Челябинска»
454015, г. Челябинск, ул. Шагольская I квартал, 6 «б», тел: 8(351)283-07-26
Консультация для родителей
Изобразительная деятельность в детском саду в разновозрастной группе
«Образы в лепке»
Воспитатель, педагог-психолог:
Залевская Л.А.
Челябинск, 2018
Образы в лепке
Изобразительная деятельность в раннем возрасте имеет художественно-образную основу. Создание образа связано с проявлением разнообразных чувств, эмоций. Воспитание у детей отношений к изображаемым явлениям необходимо, так как процесс лепки не только передача отдельных черт, свойств, но и момент активного вхождения в образ, когда перед ребенком как бы оживают формы.
На первом этапе изобразительной деятельности при возникновении пластического образа большое значение имеют речь, игра, звукоподражание. Первые действия малыша с комком соленого теста обусловлены содержанием предмета или явления, которые он воспринимает. Полученный образ начинает узнаваться постепенно. Происходящий при этом процесс восприятия лепки приятен ребенку и радует его.
Ребенок третьего года жизни лепит без всякого смысла. Скатав в ладонях комок глины, он внезапно находит сходство с предметами и явлениями. иногда малыш ждет момента узнавания, хочет получить изображение, но произвольно не может его создать. Не у всех детей процесс узнавания возникает одновременно. Одни долгое время интересуются процессом действия, поэтому они молча манипулируют тестом, другие находят сходство лепки с предметами. Этот процесс носит чаще всего субъективный характер. При этом ребенок проявляет речевую активность, он называет предмет, который у него получился, восклицает, жестикулирует.
При создании образа маленький ребенок может одновременно сочетать виды деятельности (рисунок, пластика, силуэт, слово, игра). Этот процесс в зависимости от возраста детей протекает по-разному.
В возрасте от 1 года 6 мес до 3 лет дети еще не овладели произвольностью создания того или иного образа. В комке соленого теста нет отчетливых изображений предметов, малыши называют: «Это девочка (собачка, машина, самолет, дом.» Однако не для всех детей характерна эта особенность. Одни молча всматриваются в очертания комка, стараясь найти сходство с предметами, явлениями окружающего, другие охотно рассказывают взрослым о том, что хотели изобразить в лепке. Если воспитатель мало уделяет внимания формированию образа, то содержательная сторона деятельности не развивается.
Во возрасте 3-4 лет дети могут преднамеренно создавать образы предметов и явлений. Они быстро овладевают композицией, формой, лучше воспринимают объемную форму в лепке. Для детей этого возраста характерна уже устойчивость замысла, проявление сосредоточенности и целенаправленности в работе.
В процессе рассматривания окружающих предметов, иллюстраций в книгах у детей 2-3 лет проявляется не только интерес, но и способность видеть в них образы различных предметов, животных.
Отношение ребенка к изображаемому характеризуется тем, что малыш во время лепки действует как в реальной ситуации. Так, слепив силуэт зайчика, мишки или птички, ребенок гладит их рукой, начинает вести с ними разговоры как с живыми. Такая игра доставляет детям большое удовольствие.
Сначала связь между движениями и образом однозначна. Ребенок усваивает ее, подражая взрослому. При этом вырабатывается навык произвольного выполнения движений, которые необходимы для создания образа. Постепенно ребенок оказывается в состоянии создавать и другие образы, т. е. может уже устанавливать новые связи и овладевать ими. Поэтому создаваемые ребенком образы отличаются устойчивостью, понятной внешней формой выражения. Это уже не те случайно вспыхивающие ассоциации, которыми владел ребенок ранее. Объективное сходство с предметом помогает ему увидеть живой образ. В таких случаях меняется характер восприятия изображения, дети оживленно рассказывают о том, что у них получилось в лепке.
Итак, на первом этапе изобразительной деятельности младших дошкольников созданию образа помогает целый ряд компонентов: речь, игра, звукоподражание. Постепенно дети приобретают умение передавать форму предмета. В связи с этим ассоциативный образ переходит в преднамеренный. Ребенок не только начинает понимать, что можно в лепке передавать образы предметов, какие-то явления, но у него появляется желание выразить свое отношение к ним.
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 50 г. Челябинска»
454015, г. Челябинск, ул. Шагольская I квартал, 6 «б», тел: 8(351)283-07-26
Консультация для родителей
Значение лепки в жизни детей
(изобразительная деятельность в детском саду)
Воспитатель, педагог-психолог:
Залевская Л.А.
Челябинск, 2017 – 2018
«Истоки творческих способностей и дарования детей – на кончиках пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли. Чем больше уверенности и изобретательности в движении детской руки, тем тоньше взаимодействие с орудием труда, чем сложнее движения, необходимые для этого взаимодействия, тем глубже входит взаимодействие руки с природой, с общественным трудом в духовную жизнь ребенка. Другими словами: чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок.
В. А. Сухомлинский
Некоторым родителям может показаться, что пластилин – весьма «опасный» для домашней обстановки материал: липнет ко всему и оставляет жирные пятна, не говоря уже о том, что ребенок может просто проглотить его. Спешим разуверить: пластилин – это отличный материал для творчества, который просто надо научиться правильно использовать.
ЛЕПКА – один из самых увлекательных и интересных видов детского художественного творчества. Она дает возможность даже самому маленькому ребенку ощутить себя мастером и творцом. И вы, родители, даже не подозреваете, к какой удивительной, развивающей и полезной деятельности приобщается ваш ребенок.
ЛЕПКА – самый осязаемый вид художественного творчества. Ребенок не только видит то, что создал, но и трогает, берет в руки и по мере необходимости изменяет. Основным инструментом в лепке является рука (вернее, обе руки), следовательно, уровень умения зависит от владения собственными руками, а не кисточкой, карандашом или ножницами.
С этой очки зрения технику лепки можно оценить как наиболее доступную для самостоятельного усвоения. Чем раньше ребенку дает возможность лепить, тем лучше развиваются его навыки владения собственными руками. А когда ребенок начинает понимать, что из одного комка он может слепить бесчисленное количество образов – лепка становится любимым занятием на долгие годы.
Зимой детям предоставляются большие возможности для работы со снегом – лепка снежков, снеговиков, снежных скульптур, барельефных фигур, сказочных героев. Летом дети с удовольствием для лепки используют песок, из которого строят замки, дома, фигуры зверей.
Важную роль в этом увлекательном процессе играет взрослый, выступающий не пассивным наблюдателем, а непосредственным его участником, который может дать совет, своевременно похвалить, разъяснить непонятное. Не забывайте, что ведущий формой творческой деятельности ребенка является игра, которая может изменить отношение детей к тому, что кажется на первый взгляд простым и обычным.
Для чего нужно лепить из пластилина?
Лепка – очень важное занятие для ребенка, которое развивает творчество, мелкую моторику рук, пространственное мышление, понятие о цвете, форме предметов. Кроме того, лепка (причем необязательно из пластилина) благотворно влияет на нервную систему в целом. В общем, польза от занятий лепкой огромна.
Какой пластилин лучше?
Пластилин нужно выбирать хорошего качества; он не должен быть ни слишком твердым, ни слишком мягким и тянущимся. Если пластилин липнет к рукам, то лепить из него трудно – попробуйте сами. А если он слишком твердый, то детям трудно его размять, да и детали могут разваливаться.
Маленьким детям ни в коем случае нельзя давать пластилин с фруктовым запахом. Если желтый пахнет лимоном, оранжевый – апельсином, а красный – клубникой, то малыш будет не лепить, а облизывать его, а это совсем не то, чему мы хотим его научить.
Пластилин – универсальный материал, который дает возможность воплощать самые интересные и сложные замыслы. Техника лепки доступна детям дошкольного возраста во всем богатстве и разнообразии способов. Пластилин достаточно пластичен, он имеет яркую, красивую цветовую гамму, что позволяет смешивать его между собой, получая новый цвет. Он хорошо тем, что не требует специальной обработки перед лепкой. Пластилин выпускают в баночках или коробочках по 6, 12 кусочков. Для передачи выразительности образа можно пользоваться стекой – специальной палочкой с заостренным концом и широким основанием. Обычно она продается в комплекте с пластилином. На занятиях по лепке можно использовать скалки для раскатывания пластилина, а также трафареты – формочки для выдавливания разных фигур.
ГЛИНА является экологически чистым материалом для лепки, она гибкая, обладает прочностью, хорошо принимает любую краску, это еще и прекрасный лечебный материал, целительные свойства которого используются не только в медицине, но и в науке. Например, В. Оклендер – автор книги «Окна в мир ребенка» (руководство по детской психотерапии) рекомендует использовать глину для снятия нервного напряжения у детей, страхов, негативных эмоций, агрессии, а также для создания положительного состояния у детей.
СОЛЕНОЕ ТЕСТО (наиболее оптимальный вариант для лепки) – один из самых доступных и дешевых материалов. Искусство лепки из соленого теста стало в наши дни чрезвычайно популярным, особенно у детей. Соленое тесто легко приготовить самим.
Рецепт 2 стакана муки, 1 стакан мелкой соли, 1 стакан воды, 2 столове ложки растительного масла, для придания цвета гуашь или пищевой краситель. Хорошо перемешать. Хранится долго в целлофановом пакете в холодильнике.
Стека для передачи выразительности образа. Трафареты и формочки для выдавливания различных фигур. Пластиковая подкладка для лепки. Влажная ткань для вытирания рук.
Как правильно подготовить рабочее место.
1. Комната должна иметь хорошее естественное освещение. Если его недостаточно, используйте дополнительное искусственное освещение. Помните: свет должен падать с левой стороны, чтобы не затенять рабочую поверхность. Подберите мебель, соответствующую росту ребенка. Постелите на стол клеенку, наденьте на ребенка специальный халат или фартук. Посадите за стол так, чтобы ему было удобно, приучайте его сидеть прямо, не слишком наклоняясь над столом. Для занятий лепкой хорошо иметь специальные пластиковые прямоугольники размером 15 на 20 или 20 на 30 см. Сначала предложите ребенку немного пластилина, он с интересом будет его рассматривать, трогать, мять, отщипывать кусочки. Покажите, как можно раскатать кусочек и получить «колбаску», а соединив ее концы – «баранку». Из другого кусочка можно скатать шарик, мячик, а если его сплющить, получится «пряник», «блинчик», «печенье». Выделите специальное место для работ по лепке, чтобы ребенок мог сам расставлять вылепленные фигурки или составлять вместе с вами простые композиции: «курочка пьет воду из блюдца», «неваляшки водят хоровод», «снеговики ждут детей». Хорошо, если ребенок будет играть с ними, как с игрушками. Когда у вас наберется достаточное количество вылепленных предметов узнаваемых форм, можно организовать выставку, на которую пригласить всех домашних. Ребенку будет приятно – ведь это его первая выставка.
Помните, что во время занятий лепкой вам придется находиться рядом с ребенком, причем не только в качестве «надзирателя» (чтоб не съел пластилин), но и в качестве созидателя (лепить самим, вместе с ребенком).
2. Не переусердствуйте со сложностью заданий для вашего малыша, не требуйте от него слишком многого.
Что умеет делать с пластилином в полтора-два года?
- отщипывать кусочек пластилина;
- плющить пластилин всей ладошкой;
- тыкать пальцем в раскатанный пласт;
- из шариков, которые катает мама, делать пальцем маленькие лепешки;
- прилеплять его к бумаге или столу.
Шарики-колбаски (2-3 года)
Лепить пресловутые шарики и колбаски, с которых начинается любое пособие по работе с пластилином, не так просто, как кажется. Дети младше двух лет редко обладают необходимым для этого уровнем развития моторики. Прежде чем приступать непосредственно к лепке, стоит потренироваться, чтобы подготовить пальчики к непривычной работе. Положите детскую ладошку на карандаш или небольшой шарик и предложите покатать их.
Получился человечек! (2,5-3 года)
Лепка людей и животных – высший пилотаж для маленького скульптора. Однако слепить отдельно ручки-ножки-голову, а затем присоединить все это к туловищу – пока что непосильная задача для крохи. Проще начинать с «вытягивания» фигурки из цельного куска пластилина. Из кусочка пластилина сделайте примерно четверть бруска слегка оттяните и придайте ему округлую форму. Это будет голова. Сделайте защипы по бокам туловища, немного вытяните их – это будут руки; точно так же сделайте ноги; вытяните нос и уши; «оденьте» фигурку, облепив ее разноцветным пластилином, лоскутками, фольгой, природными материалами; лицо нарисуйте зубочисткой или оформите с помощью кусочков пластилина и других материалов.
Обратите внимание: подобным образом можно лепить и зверей. Поначалу малыш будет лепить вместе с вами, прищипывая носик, ушки, ручки, делая наряд для человечка. И лишь когда он поймет, что от него требуется, можно переходить к самостоятельному творчеству. Наш совет, если слепить человечков и зверей не из пластилина, а из самозатвердевающей полимерной массы для лепки (пластики), ими потом можно будет играть.
ПОМНИТЕ: если малыш наотрез отказывается лепить шарики и колбаски, не настаивайте. Это означает, что его пальчики еще не готовы к такого рода деятельности.
Погружаясь в созданную ситуацию, дети с большим интересом занимаются, находят новые подходы к решению знакомых задач. Вживаясь в образ маленького скульптора, ребенок учится творить и создавать работы, в которых проявляется и художественный вкус, и смекалка, развивается фантазия, воображение, пространственное мышление. При этом ребенок работает кончиками пальцев, что влияет на развитие мелких мышц кисти. Специалистами давно уже доказано, что развитие младшего дошкольника находится на «кончике его пальцев». «Рука – это вышедший наружу мозг человека» - говорит И. Кант.
А ЛЕПКА в данном случае – это не только занимательное занятие, это и массаж, и развитие пальцев руки, что напрямую связано с развитием речи ребенка и его творческих способностей.
Значение лепки в жизни детей.
Занятия лепкой воспитывают терпение, усидчивость, аккуратность, умение планировать и доводить начатое дело до конца. Все эти навыки пригодятся не только в школе, но и помогут ребенку стать гармоничной и творческой личностью.
Предварительный просмотр:
РАЗВИТИЕ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ У ДЕТЕЙ
Общее понятие и особенности мелкой моторики
Мелкая моторика – это способность выполнять мелкие и точные движения кистями и пальцами рук и ног в результате скоординированных действий важнейших систем: нервной, мышечной и костной. Относительно моторики кистей и пальцев рук часто применяют термин ловкость. Область мелкой моторики включает большое количество разнообразных движений6 от простых жестов (например, захват игрушки) до очень сложных движений (например, писать и рисовать).
Развитие мелкой моторики играет важную роль для общего развития ребенка. Мелкая моторика развивается уже с новорожденности. Сначала малыш разглядывает свои руки, потом учится ими управлять. Сначала он берет предметы всей ладонью, потом только двумя (большим и указательным) пальчиками. Потом ребенка учат правильно держать ложку, карандаш, кисть.
У мелкой моторики есть очень важная особенность. Она связана с нервной системой, зрением, вниманием, памятью и восприятием ребенка. Также ученые доказали, что развитие мелкой моторики и развитие речи очень тесно связаны. А объясняется это очень просто. В головном мозге речевой и моторный центры расположены очень близко друг к другу. Поэтому при стимуляции моторных навыков пальцев рук речевой центр начинает активизироваться. Именно поэтому для своевременного развития речи ребенка необходимо большое внимание уделить развитию мелкой моторики. Мелкая моторика непосредственно влияет на ловкость рук, на подчерк, который сформируется в дальнейшем, на скорость реакции ребенка.
Занятия для развития мелкой моторики. По особенностям развития мелкой моторики ребенка в дальнейшем судят о готовности его к обучению в школьном учреждении. Если все в порядке, то ребенок подготовлен к обучению письму, умеет логически мыслить и рассуждать, имеет хорошую память, концентрацию, внимание и воображение, связную речь.
Мелкая моторика развивается постепенно, это индивидуальный процесс и у каждого ребенка он проходит своими темпами. Сначала движения малыша неловкие, неумелые и негармоничные. Чтобы помочь малышу совершенствовать мелкую моторику, нужно играть с ним в развивающие игры.
Занятия, игры и упражнения для развития мелкой моторики
Существует множество занятий, игр и упражнений для развития мелкой моторики. Их можно разделить на следующие группы: пальчиковые игры, игры с мелкими предметами, лепка и рисование, массаж пальчиков. Статьи о развитии ребенка по системе Монтессори, а также о монтессори-играх будут интересны.
Рассмотрим наиболее простые и эффективные игры:
1. Массаж ладошек
Это самый простой и универсальный для любого возраста способ развития мелкой моторики. Своим пальцем водите по ладошкам ребенка, гладьте их и массируйте. Свои действия сопровождайте присказкой «Сорока-ворона».
2. Ладушки
Все с детства знают потешку «Ладушки-ладушки». Эта игра научит самых маленьких распрямлять пальчики и хлопать в ладоши.
3. Разрывание бумаги
Это упражнение подходит деткам с 7 месяцев. Дайте малышу несколько листов мягкой цветной бумаги. Он с удовольствием ощупает ее, начнет вертеть в руках и рвать. Это занятие доставит ему несказанное удовольствие.
4. Перелистывание страниц
После года разрывание бумаги можно заменить перелистыванием страниц какой-нибудь книжки с картинками или журнала.
5. Бусы
Детям нравится перебирать мелкие предметы, что очень полезно. Поэтому можно надеть на себя какие-нибудь бусы с бусинами различного размера и формы. Ребенок будет с радостью и заинтересованностью перебирать их пальчиками.
6. Вкладыши-мисочки
Из них можно строить башенки, вкладывать их друг в друга. Эта игра формирует у ребенка понятие о размере предметов.
7. Крупы
В миску насыпьте любую крупу и дайте ее малышу. Он будет трогать крупу рукой или просыпать ее сквозь пальчики. Эта игра хорошо развивает мелкую моторику и тактильные ощущения.
8. Баночки с крупами
Насыпьте в баночки разные крупы и дайте ребенку по очереди опускать руку в каждую из баночек. Так он сможет прощупать разные крупинки и брать их пальчиками. Можно усложнить задачу. На глазах ребенка закопайте какой-нибудь маленький предмет в крупу и дайте ему баночку. Пусть попробует найти этот предмет.
9. Рисование на песке
Насыпьте на поднос песок. Возьмите пальчик ребенка в свою руку и проведите им по песку. Начать можно с простых фигур – линий, прямоугольника, круга, постепенно усложняя задание.
Игрушки для развития мелкой моторики
10. Горошина
Вам понадобится горошина и баночка со снимающейся крышкой. Покажите ребенку, что сначала надо снять крышку, затем взять горошину пальчиками и положить в баночку, после закрыть крышку. Попросите ребенка проделать те же действия. Не расстраивайтесь, если с первого раза ничего не получится. Покажите малышу всю цепочку действий медленно несколько раз, и тогда он обязательно сможет все повторить. Активным деткам эта игра быстро надоедает, в этом случае не нужно их заставлять. Предложите ребенку другую игру.
11. Завинчивание крышек
Такое простое занятие, как завинчивание и раскручивание крышек банок, бутылок, пузырьков развивает ловкость пальчиков. Предложите вашему малышу сосуды разного размера и формы, это сделает игру более разнообразной.
12. Застегивание, расстегивание и шнуровка
Для этого упражнения не потребуется никаких дополнительных игрушек. Постепенно включайте ребенка в процесс одевания. Пусть сам застегивает и расстегивает себе пуговицы и молнии. Это не только разовьет движения рук, но и приучит ребенка к самостоятельности. Еще дайте ребенку какой-нибудь ненужный ботинок со шнуровкой, который станет прекрасным тренажером для рук.
13. Лепка
Лепка подходит для детей разного возраста. Для лепки подходят пластилин, глина, тесто. Когда собираетесь что-то испечь, обязательно позовите с собой ребенка. Ему очень понравится мять и раскатывать тесто. К тому же он будет горд, что помогает маме.
Упражнения для развития мелкой моторики рук
14. Рисование и раскрашивание
Очень полезно обводить контур картинок, состоящий из пунктирных линий, а также раскрашивать объекты различной формы. Очень полезно рисовать на вертикальных поверхностях: доске, стене, зеркале. Поэтому желательно повесить малышу специальную доску, чтобы он рисовал.
15. Собирание мозаик и паззлов
Для детей до 3 лет выбирают паззлы и мозаики с крупными частями. Паззлы также тренируют воображение.
16. Вырезание
Купите малышу детские ножницы, клей-карандаш, цветную бумагу и картон. Научите его мастерить. Вырезайте картинки, приклеивайте их, делайте снежинки и т.п. это не только разовьет мелкую моторику, но и пространственное воображение и творческое мышление.
Однако, стоит запомнить одну простую вещь. Игры для развития мелкой моторики должны проводиться под наблюдением взрослых. Иначе ребенок может проглотить какую-нибудь мелкую деталь или подавиться ей. Играть в игры и выполнять упражнения, развивающие мелкую моторику, нужно систематически. Занимайтесь с ребенком каждый день и скоро заметите, что движения вашего малыша с каждым разом становятся все более плавными, четкими и скоординированными.
Предварительный просмотр:
Чем наполнить развивающую среду
в зоне развития мелкой моторики
и сенсорного развития
Зона развития мелкой моторики может включать такие материалы:
- крупы, бусины, бисер, пуговицы, измельченный пенопласт, опилки и другие сыпучие материалы;
- различные емкости и сосуды для переливания, пересыпания и перекладывания;
- ложка, половник, ситечко, щипцы, пинцет, воронка;
- поднос для рисования на манке (песке);
- мельница (для воды, манки, песка);
- губка, резиновая груша, шприц без иголки;
- теннисные шарики или другие плавающие предметы;
- покупные игрушки или самодельный «пульт управления» с замочками, задвижками, выключателями, рычагами и кнопками;
- трек для шариков;
- копилка с монетами или пуговицами;
- лабиринты для движения по прорезям или изогнутой проволоке;
- игрушки с различными видами застежек;
- шнуровки, рамки-вкладыши, сортеры;
- прищепки;
- емкости с крышками разного диаметра;
- мозаика;
- конструкторы с разными способами крепления деталей.
Зона сенсорного развития включает материалы, способствующие развитию восприятия и формирования представлений о внешних свойствах предметов (цвет, форма, размер, запах, вкус, положение в пространстве и т.д.):
- для развития слуха – музыкальные инструменты, разнообразные гремящие, шумящие, пищащие и звенящие игрушки;
- для развития тактильных ощущений – коробочки с различными на ощупь материалами, лоскутами ткани, природными материалами, «волшебный мешочек» с мелкими предметами из разных материалов, мешочки с разными наполнителями, самодельные развивающие коврики и т.д.;
- для развития обоняния – самодельные коробочки со специями и другими пахучими материалами;
- для развития глазомера, восприятия цвета и формы – пирамидки, стаканчики-вкладыши, сортеры, матрешки, рамки-вкладыши, парные предметы, отличающиеся по одному из признаков (геометрические фигуры разного цвета, размера, формы; самодельные мешочки и т.п.).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Советы и рекомендации для родителей
Как подготовить ребёнка к детскому саду. Советы и рекомендацииАвтор: Ситкина Алена Валерьевна, воспитатель МАДОУ № 355 «Сказка», г. Казань.1. Если вы решили отдать малыша в дошкольное учреждение,...
СОВЕТЫ И РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ
СОВЕТЫ И РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ...
Советы и рекомендации для родителей
Советы и рекомендации для родителейФормирование элементарных представлений о правилах безопасности дорожного движения; воспитание осознанного отношения к необходимости выполнения этих правил....
"Подсказки для заботливых родителей" (советы и рекомендации для родителей ребенка с ОВЗ)
Практический материал для родителей дошкольников с ОВЗ...
Полезные советы и рекомендации для родителей о развитии ребёнка
Развитие ребёнка от 3 до 7 лет...
Полезные советы и рекомендации для родителей по воспитанию детей
Не делайте из ребенка кумира: Когда он вырастет, то потребует жертв. П. Буаст...
Полезные советы и рекомендации для родителей по воспитанию детей
Полезные советы и рекомендации для родителей по воспитанию детей...